Богородице-Рождественский Ильинский Тюменский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женский монастырь при Ильинской церкви Тюмени создан ок. 1620, но в 1765 упразднён, церковь обращена в приходскую. Восстановлен в 2002 одновременно с началом реставрации церкви. Содержание История [ править править код ] Ильинская приходская церковь в Тюмени впервые упоминается в 1586—1587 гг. В 1620 г. настоятель Никон основал при церкви женскую монашескую общину. Она просуществовала до 1765—1767 гг., когда была преобразована в приходскую Успенскую церковь. За всё время существования обитель неоднократно меняла своё название — Успенская, Ильинская, Алексеевская. 21 июня 1773 года был освящена однопрестольная приходская церковь, получившая название во Имя Ветхозаветного Пророка Илии. Через 60 лет, 3 июня 1833 г., был заложен фундамент нового каменного здания во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 24 апреля 1837 года была освящена каменная построенная двухъярусная колокольня, в которой повесили шесть колоколов. В 1884 г. с северной стороны храма был построен новый Покровский придел, а старый придел был объединён с Ильинским приделом аркой. Строительство было профинансировано на средства пароходчика Ивана Ивановича Игнатова и прихожан. В апреле 1894 г. - ноябре 1895 гг. храм был прошёл капитальный ремонт. Проект предусматривал перестройку главного купола и колокольни в русско-византийском стиле, установку нового иконостаса в главном приделе в стиле эпохи Ренессанса, а также обновление каменного пола и роспись стен живописью. 12 ноября 1895 года Пророко-Ильинская церковь была освящена. Церковь Илии Пророка 25 января 1893 года в приходе была открыта церковно-приходская школа. Она действовала до 1918 г., когда была закрыта советской властью. В июне-сентябре 1925 г. тюменцы провели капитальный ремонт храма. А 26 января 1930 года Ильинская (Покровская) церковь была закрыта, верхние ярусы колокольни разобраны, кресты и купола — сняты. В 1935 г. здание бывшей церкви было передано под ломбард, а с 1942 по 2002 г. здесь размещался Тюменский ликеро-водочный завод «Водликёртрест».

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

С 1451 года в течение столетия монастырь неоднократно подвергался разорению от вражеских набегов, горел в больших московских пожарах. После 1571 года его перенесли в более безопасное место, ближе к Кремлю, в местность, называемую Чертольем, – где сейчас находится Храм Христа Спасителя. По преданию, часть сестер не пожелали покинуть обитель в Остожье и вскоре, по повелению царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины, там был устроен Зачатьевский монастырь, существующий и ныне. Со времени рождения в 1629 году царевича Алексея – будущего царя Алексея Михайловича Романова – монастырь в честь его святого покровителя начинает пользоваться особым царским вниманием, царская семья делала щедрые вклады в обитель. В 1654 году, во время морового поветрия, в Алексеевском монастыре был обретен список с древней «Грузинской» иконы Божией Матери, от которого последовали многочисленные чудотворения. Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон пожертвовали на образ драгоценный оклад. В 1812 году монастырь был разграблен и сожжен наполеоновскими солдатами. Обитель восстановилась после пережитых бед, но ей не было суждено остаться на старом месте. После изгнания французов император Александр I дал обет в благодарение Богу воздвигнуть в Москве храм, посвященный Христу Спасителю. Исполнили обет государя уже после его смерти. В 1832 году для построения величественного храма император Николай I избрал место, занимаемое Алексеевским монастырем. В 1837 году по высочайшей воле Николая I и по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) было решено перевести Алексеевский монастырь в Красное село, существовавшее уже в глубокой древности. В конце XVII столетия здесь был выстроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Он стал первым храмом Алексеевской обители на новом месте. Перемещение монашествующих совершилось 17 октября 1837 года – торжественным крестным ходом через всю Москву с особо чтимыми монастырскими святынями – иконами Божией Матери «Целительница» и «Грузинская», святого Алексия, человека Божия – и при участии митрополита Московского Филарета.

http://sobory.ru/article/?object=24160

«Священника-большевика приговорили к 16 г[одам] каторги/Харьков, 14 сентября (РОСТА). Полевой суд в Ростове-на-Дону приговорил к 16 г[одам] каторги бывшего священника Волкова за призыв путем печати к большевистскому движению» (Северная коммуна (Петроград). 1918. Вечернее прибавление к 107. 17 сентября. С. 1). Приложение в архивном деле отсутствует. Датируется по содержанию пояснительной записки. ГА РФ, ф. А–353, оп. 2, д. 694, л. 277–277 об., 278, 280–280 об. Рукописный подлинник (возможно, черновик), автограф М. В. Галкина (судя по почерку). Последовательность листов в архивном деле нарушена. Так в документе. «Воззвание заведывающего (так в документе. — М. К. ) Ярославским губернским ликвидационным отделом по учету церковно-монастырских имуществ. Ярославск[ие] известия 84» (примечание М. В. Галкина). Вероятно, речь идет о газете: Известия советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Ярославля и Ярославской губ. 1918. 84. 17(4) мая. Однако указанной Галкиным публикации в данном номере выявить не удалось. 101 тех же Известий» (примечание М. В. Галкина). «Алексеевский монастырь в Москве» (примечание М. В. Галкина). Ново-Алексеевский монастырь — православный женский монастырь, существовавший на территории Красного Села (Москва) с 1837 по 1926 гг. «Керчемская волость. Сообщение “Бедноты” 220» (примечание М. В. Галкина). Керчемская волость Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Уезд образован в 1780 г., в 1918 г. передан в состав Северо-Двинской губернии. «Исполком вместо архиерея. 25 октября было объединенное собрание Керчемского волостного Исполнительного комитета, волостного Комитета бедноты, Церковного совета и Земельного отдела. По предложению председателя собрания, председателя церковного Совета А. С. Золоторева (так в документе. — М. К.), обсуждался вопрос о посвящении в сан священника гражданина Тимофея Егорова Булышева, которого избрали прихожане Керчемской волости 21 октября. Собрание высказалось, что оно не признает за архиереями никакого апостольского преемства и права рукополагать священников, а считает, что архиереи извращают евангельскую правду и, нарушая своим поведением все человеческие законы, не могут быть руководителями паствы. Собрание решило в тот же день посвятить и рукоположить в церкви в сан священника тов[арища] Т. Булышева, совершив это таинство в присутствии прихожан по всему церковному чину, чтобы он нес службу священника в церкви» (Беднота. Издание ЦК РКП (б). 1918. 220. 21 декабря. С. 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

30 апреля 1858 года Письма к епископу Николаю 586 Сказал некто, что Бог не потребовал бы Авраамовой жертвы от матери. Остроумие тупое в познании таин верующего сердца! Верный Авраам страдал ли столько при жертве своего сына, сколько Преблагословенная Матерь при крестной жертве Своего Сладчайшего Сына. […] Без даты Странный век! По старым законам – злоупотребления, по новым то и дело – недоразумения. […] Без даты В заглавии шутовского представления поставить идею преставления света: правда, что нелепо. Но век сей так страстен к беспорядку и вздору и так забыл первые начала здравого смысла и приличия, что между ревностью строгою, которой он не помышляет и не выносит, и между недостатком ревности, преступным против истины, трудно пробираться тропинкою ревности терпеливой. […] Без даты Послушайте и скажите мне, что будут говорить о том, что Алексеевский монастырь снимется с места. Что ж делать? Храм надобен среди Москвы; а среди ее не найдешь пустого поля. Значение Алексеевского монастыря не очень велико. Память святителя Алексия остается сохраненною в важнейших памятниках. Монастырь не уничтожится, а переведется. Я защищаю сию мысль беспристрастно: ибо я не подавал оной. А не худо показывать правую сторону сего дела тем, которые охотнее заглядывают на левую. Спасоборский монастырь переведен же за город и назван Новоспасским: почему же и женский Алексеевский не перенесть с людного места на другое, более тихое, и не назвать Новоалексеевским 587 . […] Без даты Николай (Соколов), епископ Калужский и Боровский Я вовсе не одобряю правила: лгать, чтобы не беспокоить. Как бы ни была истина горька, она все слаще лжи. Если Бог посылает на меня уничижение в каком-либо скорбном приключении, кто смеет поправлять путь Провидения? И зачем хотят меня лишить наставления, которое мне Бог посылает? Если человек обманул меня однажды под предлогом, чтобы не беспокоить, не должно ли мне каждую минуту опасаться, что он и теперь меня в чем-нибудь обманывает? Так для того, чтобы не беспокоить однажды, лишают спокойствия навсегда и разрушают доверенность. […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Игумения Клавдия с сестрами с трудом привыкали к новому, казавшемуся почти безлюдным, месту. Однако со временем обитель полюбили окрестные жители, не оставлял ее своим попечением и святитель Филарет – в 1840 году он благословил открыть на территории монастыря кладбище. Появившиеся денежные средства игумения Клавдия употребила на пристройку к Крестовоздвиженскому храму еще одного придела – во имя святого Алексия, человека Божия. А при следующей настоятельнице в 1853 году была воздвигнута новая каменная церковь во имя святого покровителя обители. История монастыря хранит особую память об игумении Антонии (Троилиной), настоятельнице в 1871–1897 годах, под руководством которой обитель достигла истинного расцвета. Родом из богатой купеческой семьи, она получила прекрасное образование и в девятнадцать лет начала иноческую жизнь. До перевода в Алексеевский монастырь наставляемая двумя выдающимися архипастырями – митрополитом Филаретом и митрополитом Иннокентием (Вениаминовым), девять лет управляла московским Страстным монастырем. Игумения Антония восстановила в Алексеевском монастыре общежительный устав. В период русско-турецкой войны 1877–1878 годов монастырь оказывал помощь Обществу попечения о раненых и больных воинах (в 1879 году оно было переименовано в Российское общество Красного Креста), на котором лежала практически вся медицинская помощь армии. В Алексеевском монастыре велась подготовка сестер милосердия (из числа послушниц) для нужд Общества. В 1878 году в монастыре был заложен новый каменный двухэтажный корпус под богадельню для престарелых сестер и больницу с домовой церковью. Продолжалось строительство храмов: были воздвигнуты церкви во имя Архистратига Михаила и кладбищенская – в честь Всех Святых, с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, – отличающаяся особой красотой внутреннего убранства и росписи. Здесь была помещена одна из святынь обители – чудотворная икона Божией Матери «Целительница». Особенностью храма Всех Святых явилось то, что весь его цокольный этаж заняла усыпальница, предназначенная, главным образом, для погребения лиц духовного и монашеского звания.

http://sobory.ru/article/?object=24160

Ныне здесь находятся две каменные церкви: 1) Соб. Воздвижения Креста, с приделами: Похвалы Богородицы, Дионисия Ареопагита и Иннокентия Иркутского; сей, великолепно устроенный, храм освящен в 1823 году, 2) больничная, Богородицы Всех Скорбящих Радости. НИКОЛАЕВСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Арзамасе. Он основан в 1606 году, при царе Василии Иоанновиче Шуйском. Монастырь состоит из каменных зданий и окружен такою же оградою; в нем две церкви, из коих соборная во имя Николая Чудотворца. Сестры здешней обители занимаются золотошвейною работою, которая, быв по достоинству высоко ценима покупателями, приносят и монастырю не маловажные выгоды. СВЕРХ ТОГО: АЛЕКСЕЕВСКАЯ ОБЩИНА, женская, в уездном городе Арзамасе. Тут прежде был женский Алексеевский монастырь, основанный в XVI веке, незадолго до времени царствования Михаила Феодоровича, и уничтоженный в 1764 году; церковь его обращена была тогда в приходскую. Между тем некоторые из инокинь упраздненной обители остались в прежних кельях и проживали на своем пропитании; мало по малу образовалась из них община, с правилами весьма строгими, почти единственными в России. Главною начальницею сей примерной обители была дворянка Марья Петровна Протасьева. Труженице здесь ныне до 500, которые, не быв пострижены в иночество, соблюдают все иноческие уставы и занимаются шитьем церковных облачений, плащаниц, образов и проч.; выручаемые за работу деньги составляют общественную кассу обители; сверх того, они исправляют все монастырская работы в поварне, трапезе, больнице, на огороде, даже кладут печи и красят крыши. Ныне в сей общине три церкви, украшенные великолепно на общие деньги, и больница для престарелых сестер. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ЗАЧАТЕЙСКИЙ, женский, существовавший в древности в Нижнем-Новгороде; он был основан около 1369 года св. Княгинею Вассою (в иноч. Феодорою), супругою Андрея Константиновича, Великого Князя Нижегородского, которая здесь приняла иночество и была игуменьею, имея под начальством в общежитии 160 монахинь. Нет сведений, когда эта обитель уничтожена; известно только, что в половине XVII века она еще существовала.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Декоративное оформление фасадов этого моноцветного храма довольно-таки сдержанное и лаконичное. Практически вся трапезная, а также южный и северный фасады лишены какого бы то ни было художественного убранства. Окон в здании немного, а проёмы всех трёх шатров более напоминают бойницы. Примечательно, что наклонная поверхность каждого из шатров сделана из камня и, по всей видимости, никогда не имела иного покрытия, например, жестяной кровли. Выступы-гурты на рёбрах шатровых граней придают им впечатление лёгкости и ажурности. У главного шатра больше соотношение ширины основания с высотой, нежели у двух других, что придаёт всему облику впечатление резкого подъёма в центральном завершении здания. Крайние шатры, более лёгкие и заострённые, выглядят как окаймляющие его монолитные башенки. Главный шатёр храма слегка сдвинут к западу относительно боковых и подчёркнут в своём основании рядом кокошников. Они собраны по три на каждой из восьми граней этой башни и имеют островерхую форму. Все три апсиды Успенской церкви украшает аркатурно-колончатый пояс. Нижние части его колонок опираются на верхнюю грань межэтажного пояса в форме полувалика; вверху каждая колонка завершается двойными декоративными арочками килевидной формы. Колонки украшены лепными деталями в виде характерных " дынек " , по две на каждую. Игорь Грабарь отмечал, что аркатурно-колончатый пояс, которым украшены эти апсиды, " своим рисунком напоминает обработку храмов Москвы XV-XVI веков " . Другие специалисты находят сходство орнамента этого пояса с аналогичной аркатурой Успенского собора в Ростове. Изначально у храмового ансамбля Успенской церкви парадное крыльцо отсутствовало. В начале ХХ столетия в пору перестройки здания оно было добавлено с его северной стороны. Помимо входного портала для посетителей храма с крыльца можно попасть в звонницу, где размещены небольшие церковные колокола. В Дивном храме всё просто и скромно, без роскоши и излишеств. Впрочем, многочисленные посетители-богомольцы церкви Успения Пресвятой Богородицы, приток которых в Алексеевский монастырь Углича с годами не иссякает, стремятся сюда не ради декоративных изысков и богатства интерьеров. Все отмечают удивительную атмосферу покоя и возвышенности, всегда царящую в этом Божием доме.

http://sobory.ru/article/?object=05718

В 1906 году богадельня была преобразована в женскую общину. «Строительницей» общины стала купеческая вдова монахиня Анастасия (Кузнецова). А уже в июне 1907 года на месте будущей монастырской церкви был отслужен молебен, а в Покров состоялась закладка храма. Однако сама постройка монастырского храма началась только зимой 1909 года и к весне уже была закончена. Все расходы на строительство храма во имя иконы Казанской Божьей Матери, оформление интерьера, приобретение колоколов, утвари, облачений были сделаны за счет попечителей обители П. С. Жернова и его жены. Освящение храма состоялось 23 июня 1909 года. К этому периоду в монастыре насчитывалось 109 сестер. Летом 1909 года началось строительство монастырских строений: игуменского корпуса, помещений для сестер, иконописной мастерской. Дома строились бревенчатые, на каменном фундаменте. К 1913 году было два 3-этажных и один 2-этажный дом, баня, прачечная, дом при водокачке и другие хозяйственные постройки. При монастыре был выкопан пруд для разведения рыбы. А в 1915 году был проложен водопровод, подававший воду в корпуса. Богородице - Казанский Серафимо-Алексеевский монастырь жил своей самостоятельной жизнью. В результате смены власти в 1917 году жизнь женского монастыря в Бахаревке была насильственно нарушена. В 1921 году обитель ликвидирована и преобразована в детский санаторий «Подснежник». За время его работы в нем побывало более 40 тысяч детей, и 97 процентов из них выздоровели и выписались с заметным улучшением. Основная масса лечащихся - - дети с психоневрологическими заболеваниями. И он по уровню оказания специализированной помощи - единственный в Прикамье. А «Подснежником», говорят, его назвали организаторы, которые, приехав сюда в первый раз, увидели что все поляны, здесь усеянные этими чудесными весенними цветами. В 2005 году санаторию присвоено имя Н.Б. Фаерберга. Восстановительные работы Бахаревской обители начались весной 1998 года. Проект будущего скита с домовым храмом на втором этаже был составлен Валерием Жеховым, можно сказать, штатным архитектором женского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=16184

Я все сие грешница на себе испытала, сколь человек между мирскими разговорами простывает и усердие к Богу теряет. Итак, я, как своей душе, так и вашей равно желаю, чтобы Христу Спасителю в юности своей поработать, как мы видим преподобных матерей царского рода: Евпраксию святую, Аполлинарию, Евфросинию, Ксению странную, другую Ефросинию Полоцкую; не откладывали они на старость свое намерение, но все, оставивши присная века сего, текли спешно за Христом, чего и тебе, мой друг, желаю и Божию хранению тебя поручаю. Остаюсь спасения твоего желательница, Марья Протасьева. Декабря 31-го, 1790 года. Получив такой ответ, Ольга Васильевна в восхищении духа прочитывала его и хранила его, как сокровище, укрепляя им дух свой к терпению и думая только о том, когда Господь откроет ей случай и возможность намерение свое привести в дело. С благочестивой своей родительницей она часто ездила в Костромской женский монастырь и здесь имела случай коротко познакомиться с одной монахиней и с одной благочестивой и почтенной по жизни помещицей Натальей Тихменевой, ездившей в этот монастырь из своей вотчины, в 30 верстах от города, и Ольга Васильевна открыла г-же Тихменевой свои благочестивые желания. Тихменева от души полюбила ее и приняла в ней живое участие, так что решилась, при содействии настоятельницы Алексеевской общины, схимонахини Марфы, отправить ее в общину Алексеевскую на своих лошадях. Полночь на второе августа 1792 года назначена была временем для выезда Ольги Васильевны: с вечера приставила она к окошку лестницу и, когда все предались сну, и все в доме успокоилось, она, как робкая горлица, отдавши себя на Божий Промысл, вышла на двор, отодвинула задвижку задних ворот, за которыми стояла уже пара готовых лошадей с благонадежной женщиной, и Ольга Васильевна отправилась прямо в дом г-жи Тихменевой. Поутру отец и мать долго ждали прихода Ольги Васильевны и думали, что она или нездорова, или, против обыкновенного, еще спит. Прасковья Ивановна, мать ее, имевшая обыкновение ходить с посошком, взошла в ее комнату, подошла тихо к ее занавешенной постели, постучала своим посошком, говоря: Оленька, друг мой, пора вставать. Ответа не было. Она повторила, и опять ответа не было. Она раскрыла занавес, и увы! на кровати нет дочери. В ужасном недоумении и беспокойстве, в слезах и отчаянии спешит она рассказать об этом отцу. Начались поиски, но совершенно напрасные: от Ольги Васильевны и следа не осталось. Между тем, разошелся слух в городе о побеге дочери Стригалевых, пошли толки и догадки, не бежала ли она тайно с таким-то и прочее. Благочестивая мать, прежде всего, обратилась к Спасителю с горячей молитвой, чтобы Он, милосердый, открыл ей участь ее дочери. Долго она молилась и, наконец, всматриваясь в лик Спасителя, заметила за иконою записку, взяла ее и узнала руку дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Алексеевском монастыре велась подготовка сестёр милосердия (из числа послушниц) для нужд Общества. Помимо этого, ещё при игумении Иларии Алексеевский монастырь вёл благотворительную деятельность среди заключённых. Так, в женском отделении Московской тюремной больницы две монахини и четыре послушницы монастыря поочерёдно ухаживали за больными арестантами, молились и читали им духовные книги. С 1884 года, в память исполнившегося совершеннолетия наследника царевича Николая Александровича, будущего императора Николая II, игумения Антония ежегодно вносила в Московское епархиальное Филаретовское училище тысячу рублей из монастырских денег на воспитание бедных девиц духовного звания. В память об избавлении императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года в монастыре было устроено училище с курсом начальной церковно-приходской школы на 17 девочек-сирот и дочерей беднейших членов духовенства. Лучшие ученицы переводились в Филаретовское и Мариинское епархиальные училища, где содержались за счет монастыря. Так, в 1891/92 учебном году в Филаретовском училище было шесть пансионерок Алексеевского монастыря, и две пансионерки самой игумении Антонии. По проекту А. А. Никифорова к югу от церкви Всех Святых для училища был выстроен каменный двухэтажный корпус. Открытие и освящение монастырского училища состоялось 27 августа 1889 года. Высокий уровень духовной жизни сестёр в Алексеевском монастыре позволил ему стать своего рода «школой» будущих игумений. В обители под руководством опытных стариц были воспитаны настоятельницы многих монастырей. Среди них можно выделить основательницу Виленского Марие-Магдалинского женского монастыря игумению Флавиану (Попову) и её преемницу игумению Антонию (Золотарёву), а также первую настоятельницу Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря в Иерусалиме монахиню Евпраксию (Миловидову). В Алексеевской обители по благословению митрополита Филарета начинала свою монашескую жизнь будущая игумения Серпуховского Владычнего монастыря Митрофания (в миру – баронесса Прасковья Григорьевна Розен), бывшая фрейлина императрицы Марии Александровны.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010