21 ноября 1881 года по благословению епископа Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители — около 500 человек — приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 декабря 1897 года Арзамасская женская община была обращена в первоклассный женский монастырь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». К 1917 году в обители было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К началу XX века в монастыре было три храма. Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом и др. До революции по количеству владений это была крупнейшая женская обитель в России. В Нижнем Новгороде с 1873 года было открыто подворье Алексеевского монастыря. В 20-е годы XX века монастырь был закрыт. В настоящее время на его территории располагается воинская часть. В истории Арзамасского Новодевичьего Алексеевского монастыря значительный след оставила родная тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) игумения Евгения (Страгородская). Еннафа Ивановна Страгородская родилась 18 ноября 1834 года. Получив домашнее образование, воспитанная в страхе Божием, в 11-летнем возрасте она поступила в качестве воспитанницы в Арзамасский Николаевский женский монастырь. В 1854 году в возрасте 21 года послушница Еннафа Страгородская приняла постриг с именем Евгения. 5 марта 1879 года определена начальницей Алексеевской общины. В 1898 году настоятельница Алексеевского монастыря монахиня Евгения была возведена в сан игумении.  В период настоятельства игумении Евгении (Страгородской) в Алексеевской обители сохранялись правила и монашеский устав, заведенный в обители еще в начале XIX века по благословению преподобного Феодора Санаксарского. По ее инициативе в монастыре была создана библиотека, в которой хранились книги по истории Церкви, поучения святых отцов, жизнеописания подвижников, различные религиозно-нравственные журналы. Настоятельница Евгения состояла в различных общероссийских благотворительных и просветительских организациях: являлась членом Холмского православного Богородицкого братства, была почетным членом общества в честь святой равноапостольной Нины, являлась членом Всероссийского общества Красного Креста, имела звание почетного члена Нижегородского братства в честь святого Георгия и Арзамасского братства во имя преподобного Сергия. В 1913 году матушка Евгении была удостоена приема во дворце императрицы Александры Федоровны. Незадолго до своей кончины, 23 марта 1914 года, за 35-летнюю деятельную и усердную службу Алексеевской обители игумения Евгения была высочайше пожалована именным портретом государя-императора Николая Александровича. Игумения Евгения была похоронена в родовом каменном склепе Страгородских, рядом с ее родителями протоиереем Иоанном и Пелагеей Васильевной Страгородскими, напротив алтаря Вознесенского храма.

http://patriarchia.ru/db/text/4981706.ht...

2. Утвердить монахиню Екатерину (Гаеву) настоятельницей Казанского женского монастыря г. Данилова Ярославской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла о преобразовании Патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре г. Ростова Великого в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре г. Ростова Великого в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумении Миропии (Юрченко) от обязанностей настоятельницы Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области и о назначении на эту должность монахини Магдалины (Сельской). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумению Миропию (Юрченко) от обязанностей настоятельницы Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области. 2. Утвердить монахиню Магдалину (Сельскую) настоятельницей Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана о преобразовании Павло-Обнорского подворья Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь и об утверждении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Павло-Обнорского подворья Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское Грязовецкого района Вологодской области. 2. Утвердить иеромонаха Амфилохия (Кузнецова) наместником Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря с. Юношеское Грязовецкого района Вологодской области. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия об утверждении монахини Евгении (Подолещенко) настоятельницей Никольского женского монастыря г. Приволжска Ивановской области.

http://patriarchia.ru/db/text/4891810.ht...

Арзамас. Алексеевский Новодевичий монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1634 и 1777. Адрес: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Советская, воинская часть. Координаты: 55.395678, 43.806884 Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Алексеевский Новодевичий монастырь был основан именным указом царя Михаила Феодоровича в качестве " Царского богомолья " в 1634 г. Назван в честь Алексея Божия человека и сына царя, Алексия Михайловича. В монастыре располагались Успенская (1753 г.) и Вознесенская (1777 г.) церкви, а также больничная церковь. Монастырь был окружён высокой каменной стеной с Надвратной колокольней, за стеной находились монастырские постройки и кельи. Часть монастырской стены и построек сохранились в комплексе сооружений на ул. Советской и заняты воинской частью. Новодевичий Алексия человека Божия монастырь, 1 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Учрежден в 1897 году из Алексеевской женской общины, образовавшейся в 1764 году на месте упраздненного Алексеевского монастыря, который был основан в 1634 году. В храме Вознесения находится местно чтимые иконы: Божией Матери «Утоли моя печали» и святого Николая чудотворца. В монастыре хранится замечательная резная группа, изображающая погребение Спасителя; она сделана в 1776 году священником городской Спасской церкви Василием Ильиным. При монастыре странноприимный дом, две больницы и золотошвейная мастерская, работы которой славятся не только в Европейской России и Сибири, но и в Греции и Палестине. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре - бревенчатую холодную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, во имя священомученика Филиппа, митрополита Московского и во имя преподобной Марии Египетской. Согласно описи 1686 года, у восточной стены монастыря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых.

http://sobory.ru/article/?object=07873

Кунгур. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Иоанно-Предтеченский монастырь, общежительный, в городе Кунгуре. Основан в 1868 году из существовавшей с 1822 года женской общины. При нем школа и приют для девочек-сирот духовного звания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Монастырь возник как женская монашеская община при Предтеченской церкви города в 1825 г., официально статус общины получил в 1851 г., в монастырь преобразован в 1868 г. К нач. ХХ в. крупный монастырь с большим хозяйством, с территорией, застроенной каменными корпусами. Действовали приют и училище. Закрыт женский монастырь в 1921 г. Возрождение монастыря благословлено Священным Синодом в 2004 г. 12 мая 2005 г. был создан Устав и зарегистрирована религиозная организация Иоанно- Предтеченский женский монастырь. С 2009 г. началось возрождение женского монастыря в Кунгуре и только в 2015 г. он полностью перешел в руки монахинь. Кунгурская Иоанно-Предтеченская женская община была утверждена в 1851 году. Попечителем общины стал кунгурский купец А.Г. Пиликин, который в течение 15 лет руководил строительными работами на территории монастыря, занимающей квартал между улицами Гоголя (ранее – Острожной), Красной (ранее – Алексеевской), Ленина (ранее – Успенской). В 1850-е годы был построен первый келейный корпус, в котором позднее были устроены домовые церкви в честь иконы Владимирской Богоматери (1858 г.) и в честь Великомученика Пантелеймона и Симеона Верхотурского чудотворца (1879 г.). В 1860 году были построены: второй корпус – для женского духовного училища, третий корпус – под приют для девочек-сирот (на средства А.С. Губкина). Четвертый корпус возвели в 1869 году, пятый – в 1870 году. В 1868 году община была переименована в женский Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1903–1914 годах велось строительство каменной Иоанно-Предтеченской монастырской церкви с приделами Иверской Богоматери и Серафима Саровского. Освящение главного храма состоялось 21 сентября 1914 года. 22 и 23 сентября были освящены придельные храмы.

http://sobory.ru/article/?object=36234

Москва. Ново-Алексеевский женский монастырь. Церковь Всех Святых. На территории Ново-Алексеевского монастыря . Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Всех Святых бывшего Алексеевского монастыря был построен в 1891 году по проекту архитектора А.А. Никифорова. Главный престол посвящен Всем Святым; правый придел храма, ранее освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, в настоящее время перенесен в нижний храм, где распологалась усыпальница. История храма Всех Святых неотделима от истории Алексеевского монастыря, созданного около 1360 года на Остожье и перенесенного в середине XVI века в черту Белого города. В связи с тем что на место, где распологался Алексеевский монастырь, было решено возвести храм Христа Спасителя, обитель была перемещена в Красное село. В середине 20-х годов ХХ века в связи с упразднением Алексеевского монастыря, храм Всех Святых был закрыт. В 1990 году храм Всех Святых был возвращен верующим. Освящение храма состоялось в Лазареву субботу в 1991 году. Главной достопримечательностью храма является чудотворный образ Божией Матери " Всецарица " . Сведения взяты в храме Закладка храма Всех Святых девичьего Алексеевского монастыря состоялась 23 августа 1887 года. Через 4 года храм был построен по проекту архитектора А.А. Никифорова в национально-романтических формах, использующих мотивы русского зодчества XVI-XVII вв. Здание выполнено из красного кирпича с элементами белого камня. Однокупольный, двухэтажный, трёхапсидный храм с примыкающей к нему одноярусной «о трех главах» колокольней имеет форму корабля. В верхнем ярусе перехода к колокольне были устроены церковные хоры и келья. Центральный престол храма посвящён Всем Святым, а правый придел - в честь чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери. Храм Всех Святых обладал уникальным иконостасом, выполненным по проекту архитектора Д.Н. Чичагова из белого резного мрамора в русско-византийском стиле. Своды и подкупольное пространство были расписаны в византийском романтическом стиле иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. Ими же, наряду с монастырскими иконописцами, были выполнены иконы и фрески, некогда украшавшие храм Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=03605

В 1609 году город, который ещё не успел толком оправиться после так называемого годунова разорения, подвергся нападению интервентов. Его осадили отряды, которыми руководил гетман Ян Сапега, командующий всеми вооружёнными силами Речи Посполитой. За деревянными монастырскими стенами храбро сражались 60 представителей монашествующей братии и с ними около полутысячи горожан и жителей округи, искавших в Угличе спасения от притеснений интервентов. Их сопротивления было долгим и упорным, однако в итоге захватчики одержали верх и ворвались в святую обитель. Расправа была жестокой: перебили всех иноков и остальных защитников монастыря из числа угличан. По сведениям некоторых летописцев, оставшихся в живых пленных поляки, разъярённые их долгим сопротивлением, заживо замуровали в подвале. В эти дни в Угличе царили смерть и страшное разорение, город горел, подожжёный интервентами, а разгромленный Алексеевский монастырь лежал в руинах. Чуть оправившись от этого апокалипсиса, пришедшие на пепелище монахи решили возвести Успенскую церковь, которая была окончена строением в 1628 году. Угличане очень скоро окрестили её за красу и оригинальность Дивной. Имя зодчего, возводившего Дивную церковь, история не сохранила. Примечательно, что ни до, ни после постройки Дивной в Угличе храмов подобной конструкции более не возводили. Знатоки русской архитектуры связывают появление в этом городе шатровой каменной церкви с культурным влиянием зодчества Первопрестольной. Для историков же постройка храма Успения Пресвятой Богородицы неразрывно связано с Мисаилом, фигурой незаурядной и во многих отношениях загадочной. Известно, что он был келейным старцем тогдашнего ростовского митрополита Филарета, отца первого из россйских царей в династии Романовых - Михаила Фёдоровича. Успенская церковь стала одной из первых значительных построек из камня не только в Угличе, но и во всей России, которые возвели сразу после окончания Смутного времени. Это был трудный период для государства, в стране царила разруха, и царская казна ещё не могла финансировать сколько-нибудь масштабные строительные работы, тем более из камня. Алексеевский монастырь, частью которого стала Дивная церковь, изначально был окружён каменной оградой со Святыми воротами, которая, в отличие от храма, с течением времени почти полностью разрушилась. Когда же в годы советской власти был утрачен местный Покровский монастырь, храм Успения Пресвятой Богородицы остался самым старым из городских построек Углича.

http://sobory.ru/article/?object=00229

Курская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Алексеевский Золотухинский женский монастырь [ править править код ] Алексеевский Золотухинский женский монастырь Женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия создан в поселке Золотухино Курской области, где никогда не существовало не только православной обители, но и приходского храма. Раньше на месте монастыря был откормсовхоз. Сегодня на территории монастыря проживают 15 насельниц: 1 схиигумения, 1 схимонахиня, 4 инокини, 2 монахини, послушницы. Действуют храмы во имя святого преподобного Алексия и во имя Пророка Иоанна Крестителя. При монастыре действует воскресная школа, которую посещают дети, проживающие в поселке Золотухино и близлежащих селах. В обители установилась традиция общих трапез по воскресным и праздничным дням с приглашением всех присутствующих за богослужением паломников. Адрес : Курская обл., Золотухинский р-н, пос. Золотухино, ул. Садовая, 10 Дата основания : 1998 Статус : действ. Подробнее... Курский Знаменский мужской монастырь [ править править код ] Курский Знаменский мужской монастырь Монастырь устроен в Курске в 1612 в память избавления от нападения поляков. В Знаменском монастыре и Коренной пустыни попеременно хранилась чудотворная Курская Коренная икона Богоматери Знамение. Стена с башнями и кельи в основном выстроены в кон. XVIII в. В XIX в. в монастыре помещались духовное училище и архиерейский дом (c 1833). Закрыт в нач. 1920-х, постройки заняты заводом и музеем. Восстановлен в 1993 на части территории. Адрес : г. Курск, ул. Луначарского, 4 Дата основания : 1612 Статус : действ. Подробнее... Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь [ править править код ] Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь Мужской монастырь основан в 1597 у места, где в 1295 на корнях дерева был обретен образ Знамения Пресвятой Богородицы. Первоначально был небогат, несколько раз разорялся во время набегов крымских татар, приписан к Знаменскому монастырю Курска. С 1764 самостоятельный. Разбогател и разросся благодаря ежегодному крестному ходу с иконой Божией Матери в Курск и проходившей у стен монастыря Коренской ярмарке, с кон. XVIII в. до 1870-х бывшей одной из крупнейших в России. Большая часть келейных корпусов и хозяйственных построек сооружена в XIX в., надвратная колокольня 1862. Закрыт в 1923, значительная часть построек разрушена. Занят военной частью, затем санаторием, в войну госпиталем, с 1950-х - сельхоз-профтехучилищем. Вновь открыт в 1989, многие здания выстроены заново.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

В 1654 году, во время морового поветрия, в Алексеевском монастыре был обретён список с древней Грузинской иконы Божией Матери, от которого последовали многочисленные чудотворения. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон пожертвовали на образ драгоценный оклад. На поклонение иконе в обитель стекалось множество богомольцев, а в 1662 году перед образом прозрела от слепоты княжна Мария Прозоровская, принявшая затем в монастыре иноческий постриг. Известно также, что в Алексеевский монастырь определил свою жену будущий патриарх Никон, когда принял решение оставить мир. Он сделал за неё вклад и убедил принять монашество. Бывшая супруга патриарха Никона схимонахиня Таисия была погребена на монастырском кладбище. В Алексеевском монастыре некоторое время содержалась под стражей княгиня Евдокия Урусова, младшая сестра и единомышленница знаменитой боярыни Морозовой, противницы реформ патриарха Никона. На территории обители были погребены не только монахини, но и лица, делавшие при жизни богатые вклады в монастырь – князья Щербатовы, Загряжские, князь Алексей Иванович Шаховской, генерал-поручик Иван Васильевич Панин, дядька царя Ивана Алексеевича боярин Борис Гаврилович Юшков и др. С наступлением 1812 года обитель ждали новые испытания. Разорение Москвы французами не обошло стороной и Алексеевский монастырь. За несколько дней до вступления неприятеля в столицу игумения Анфия (Козловская) и большая часть сестёр покинули монастырь. Он был опустошён и разграблен, многие строения сожжены, но каменная монастырская церковь чудом уцелела благодаря мужеству монахинь, остававшихся в обители. После изгнания неприятеля император Александр I дал обет в благодарение Богу за избавление России от нашествия иноплеменников в 1812 году воздвигнуть в Москве храм, посвящённый Христу Спасителю. С исполнением этого обета связано перемещение Алексеевского монастыря на третье и уже окончательное место – в Красное село. Первоначально предполагалось возвести храм на Воробьёвых горах, но вскоре после начала работ стало очевидным, что выбранная местность непригодна для осуществления замысла. В связи с этим строительные работы были прекращены и возобновились только в царствование императора Николая I, который пожелал исполнить обет, данный братом. В 1832 году для построения храма во имя Христа Спасителя император избрал другое место, в то время занимаемое Алексеевским монастырём, и дал распоряжение о подготовке его перемещения. Поиск удобного места для него и переписка по этому вопросу длились не один год.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

Пермь. Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1863. Ссылки:     Адрес: 618034, г.Пермь, Бахаревка, ул Пристанционная, 38 Координаты: 57.945307, 56.235866 Проезд:до конечной остановки трамвая который был пущен еще в 1957 году. Потом через железнодорожный переход, построенный полвека назад, на улицу Пристанционную и далее по проселочной дороге. Минут через 10-15 повернуть налево - и вы уже на территории монастыря. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью г. Пермь, Пристанционная ул., 38 Свердловский район, м-р Крохалева В 1863 году купеческая вдова Наталья Козьмовна Бахарева (Каменская) в память о своем муже «пожелала на месте своей родины, в деревне Бахаревой, устроить женскую обитель и вызвала из Серафимо-Дивеевского монастыря послушницу, проживавшую там около 25 лет». Феодосия Норина организовала и возглавила общину. 30 ноября 1875 года в деревне Бахаревой был освящен храм Покрова, построенный на средства братьев В. Н и А. Н. Бахаревых, собственников большого транспортного предприятия по перевозке грузов. В построении храма также принимала участие Н. К. Бахарева, сестра пароходчиков - братьев Каменских. К концу 1880 года эта женская обитель имела богадельню и 47 десятин земли. Е. Д. Харитонова, автор исследования о монастыре, пишет, что, помимо земледелия и рукоделия, сестры занимались производством кирпича. В 1889 году здесь открыта была церковно-приходская школа. В начале 1900-х годов иеромонах Серафим (Кузнецов) определил: вместо богадельни учредить женский общежительный монастырь и назвать его в честь рождения наследника престола царевича Алексея Николаевича. Было принято решение выстроить для общины, на отведенной ей в стороне от деревни Бахаревой земле, новую церковь, пока деревянную. Что касается Покровской церкви, выстроенной трудами сестер бывшей общины, то она осталось пока в пользовании крестьян Бахаревского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=16184

Ряжский район. Ряжск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Рязанский район. Подвязье. Михаила Архангела, церковь Захаровский район. Жокино. Иоанна Богослова, церковь Ряжский район. Ряжск. Успения Пресвятой Богородицы на кладбище, церковь Милославский район. Лошаки. Воскресения Христова, церковь Самарская область Клявлинский район. Степное Дурасово. Александра Свирского, церковь Самара, город. Самара. Никольский мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца Приволжский район. Обшаровка. Казанской иконы Божией Матери (утраченная), церковь Ставропольский район. Брусяны. Космы и Дамиана, церковь Ставропольский район. Мусорка. Космы и Дамиана, церковь Сызрань, город. Сызрань. Михаила Архангела, церковь Алексеевский район. Алексеевка. Казанской иконы Божией Матери, церковь Самара, город. Самара. Всех Святых на старом городском кладбище, церковь Ставропольский район. Ташла. Троицкий женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной Самара, город. Самара. Илии Пророка на Ильинской площади, церковь Ставропольский район. Верхнее Санчелеево. Казанской иконы Божией Матери, церковь Ставропольский район. Винновка. Богородичный Казанский мужской монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери Безенчукский район. Преполовенка. Ольги равноапостольной, церковь Ставропольский район. Верхний Сускан. Космы и Дамиана (старая), церковь Самара, город. Самара. Иверский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца в колокольне (утраченная) Тольятти, город. Фёдоровка. Благовещенский скит. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Клявлинский район. Старый Маклауш. Рождества Христова, церковь Сызрань, город. Сызрань. Казанской иконы Божией Матери, собор Самара, город. Самара. Николая Чудотворца при Николаевском сиротском доме, церковь Хворостянский район. Абашево. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, церковь Самара, город. Самара. Иверский женский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери (старая) Самара, город. Самара. Иверский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы (Сретения Господня)

http://sobory.ru/mapsearch/?style=35

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010