Александр Мясников: в 2013 году мы отметили 400-летний юбилей династии Романовых. Те 304 года, в течение которых государи и государыни из дома Романовых возглавляли Россию, стали периодом становления нашей страны как великой державы. Московское царство превратилось в Российскую империю и достигло пика развития, который во многих отношениях и теперь остается недосягаемым. Мы до сих пор вспоминаем 1913 год как некий эталон. Мы попытались создать обширную информативную выставку, которая была бы интересна людям. Причем людям всех возрастов. Но никто не мог себе представить, что будет проявлен такой огромный интерес со стороны москвичей и гостей столицы. Мы не представляли, что будем работать двадцать один день без выходных. Честно признаюсь: в конце все мы буквально с ног валились от постоянного напряжения. — С чем может быть связан такой успех московской выставки? Александр Мясников : Одна из причин успеха, наверное, заключалась в том, что выставка была во многом необычной: большинство наших экспонатов можно было потрогать, покрутить, повертеть. Кроме того, мы постарались превратить черно-белую историю, знакомую всем по скучным учебникам, в цветную и увлекательную. Мы показали историю правления каждого из восемнадцати правителей династии Романовых: причем, не только те события, которые происходили в то или иное время, но, прежде всего то, что осталось до сегодняшнего дня. Вот, например, садовые розы: они появились в России при Михаиле Федоровиче; а всем знакомая садовая клубника — при Алексее Михайловиче. В общем, нет ни одного правителя, чье пребывание у власти прошло бесследно. При такой подаче материала история становится понятна и близка каждому, начиная от маленьких детей и заканчивая пожилыми людьми.      Павел Кузенков: Обычно между человеком и историей существует некоторая пропасть. Перед нами стояла задача приблизить историю к человеку с помощью каких-то бытовых фактов. Например, появлению сахара мы обязаны Павлу I. Он захотел, чтобы в России получали сахар из свеклы. Цены на сахар упали во много раз, он стал доступен всем.

http://pravoslavie.ru/68496.html

Габаново. Габановская Петропавловская пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1561. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Карелия, Пряжинский район, ур. Габаново Координаты: 61.57362, 33.27998 Проезд:От дороги Каскеснаволок - Афанасьева сельга, перед подъемом к последней поворот направо, далее 2.5 км лесной дороги с отворотками на лесосеки и в половодье подтопленной. Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Мужская Габанова (Габановская) Петропавловская пустынь располагалась в юго-восточном Приладожье, на берегу Свирской губы Ладожского озера. Она была основана во второй половине XVI века на землях, принадлежавших новгородскому Дому Святой Софии, и существовала до середины 1760-х годов. Место действия: деревня Габановский Маяк в составе Мегрегского сельского поселения Олонецкого района РК. Дата создания: основана во второй половине XVI века. Вероисповедание: православие. Основание монастыря Известные историкам документы не сообщают, кто основал Габанову пустынь, располагавшуюся в юго-восточном Приладожье, на берегу Свирской губы Ладожского озера. Она появилась во второй половине XVI века в той части Рождественского Олонецкого погоста-округа, что принадлежала новгородскому Дому Святой Софии (вотчине новгородских епископов). При архиепископе Пимене в 1561/1562 году ее монахам «на пропитание» были выделены земли «на все четыре стороны по версте». Братскую общину тогда возглавлял старец Иосиф. В 1640 году другой новгородский архиепископ Аффоний откликнулся на просьбу габановского старца Гурия и дополнительно пожаловал «от тое пустыни в пашню и на сенокос и на суки на две версты на все четыре стороны в вечное владенье». Монастырская история В первые десятилетия существования Габанову пустынь окружали поселения крестьян новгородского владыки. При царе Алексее Михайловиче они были отписаны «на государя». В последней четверти XVII века между габановскими монахами, которых тогда возглавлял старец Савватий, и жителями окрестных приладожских деревень возник острый конфликт из-за монастырских земель. В 1681 году чернецы обращались к царю Федору Алексеевичу с просьбой защитить их от произвола государевых крестьян Обжанской волости: «через монастырь подле церкве божии они околние жители мужеский пол и женский ездят, не сходя с лошади, и ходят безчинством, наругаючись нам богомольцам твоим и истесняя нас, и ободную землю называют своею землею».

http://sobory.ru/article/?object=54575

Дмитрий Белюкин      Юбилейная выставка «Многострадальная, героическая, великая…» народного художника России Дмитрия Белюкина, открывшаяся на днях в здании Академии художеств на Пречистенке, просто обязательна для посещения всеми, кто любит классическую живопись и наше Отечество. От проникновенных душевных пейзажей, тонкой пушкинской лирики – до духовных высот русской истории, – таков диапазон этого живого классика кисти и карандаша. В ряде центральных работ выставки перед нами предстал совершенно иной, неожиданный Белюкин Те, кто знал Белюкина по прошлым работам, последний раз выставлявшимся около 5 лет назад, будет на этой выставке удивлен вдвое: во-первых, количеством масштабных полотен, которые художник-труженик успел создать за этот период (в экспозиции более 130 живописных полотен и этюдов!), а во-вторых, тем, что в ряде центральных работ выставки перед нами предстал совершенно иной, неожиданный Белюкин – в ярких, почти кустодиевских красках. И, как в знаменитой белюкинской пейзажной «дымке», новая линия творчества органична и индивидуальна – она отнюдь не повторяет созданное в этом жанре до него. Собственно, сам жанр исторической живописи для Дмитрия Анатольевича не нов – он работает в нем давно. Его поклонники хорошо помнят его «пушкиниану» и, конечно, знаковые картины, посвященные русской революционной смуте прошлого века: «Белая Россия. Исход», «Осколки», «Зеркало», «Чужой рассвет. Казаки на острове Лемнос» и другие. Белая Россия. Исход      Но ныне другая русская эпоха – XVII век – продиктовала другое настроение и другие краски. Перед зрителем предстают несколько ярких сюжетных полотен, посвященных тому времени: «Венчание на царство Михаила Феодоровича», «АЛексей Михайлович и Патриарх Никон за обсуждением строительства Нового Иерусалима», «Охота на медведя при Алексее Михайловиче». К ним по цветовой гамме и художественному видению примыкает картина более раннего исторического периода – «Битва при Молодях в 1572-м году», максимально достоверно реконструирующая один из эпизодов важной исторической победы наших предков над сборными полчищами Крымского хана Девлет-Гирея, юбилей которой отмечался в этом году.

http://pravoslavie.ru/148635.html

Единство Русской Церкви Со времен святителя Ионы началась история автокефальной Русской Православной Церкви. Этому событию предшествовали тяжелые испытания, постигшие Православную Церковь. В 1439 году император православной Византии вместе с Патриархом Константинопольским принимают решение воссоединиться с Католической церковью, то есть по сути принять католичество. С этой целью Константинопольский Патриарх отправился на Запад, в итальянский город Феррару, с тем чтобы подписать на соборе унию. Это произошло потому, что Константинополю угрожала огромная опасность и император по чисто прагматическим соображениям, желая опереться на военную мощь Запада, решил принять католичество, воссоединиться с Римом.      Над Русью сгустились тучи. Присланный из Константинополя митрополит Киевский и всея Руси Исидор принимает в Италии унию и в кардинальском облачении, в красной шляпе и красной мантии, входит в город Москву. Он ожидал, что все преклонят пред ним колена, но этого не произошло. Великий князь Василий Васильевич изгоняет Исидора из Москвы – это изгнание произошло при прямом участии духовенства, которое не приняло ни Исидора, ни унии. Усилиями князя Литовского западные епархии Русской Православной Церкви отторгаются от Москвы, – какие-то из них принимают унию, какие-то остаются православными, но им запрещено поминать имя митрополита Московского и всея Руси. И мы знаем, какой трудной была история западных русских епархий, находившихся на территории нынешних Литвы, Белоруссии, Украины, как непросто было сопротивляться политическому давлению, но, тем не менее, духовная связь всегда сохранялась. А когда при государе Алексее Михайловиче усилиями Патриарха Московского и всея Руси Никона в 1654 году происходит воссоединение Украины с Россией, наши братья, отторгнутые тяжкими историческими обстоятельствами, вновь входят в общение с градом Москвой. В 1686 году Константинопольский Патриарх Дионисий передает святителю Московскому все права на юрисдикцию над Украинской землей. Так произошло не только политическое воссоединение Украины с Россией – произошло объединение церковное, восстановление единства Русской Православной Церкви, и какое же огромное значение имело это событие для спасения Православия в западных и юго-западных епархиях!

http://pravoslavie.ru/115623.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Дважды святая княгиня 02.08.2012 350 История жизни и прославления святой благоверной княгини Анны Кашинской (ок. 1280-1368), обретение мощей которой Русская Православная Церковь отмечает 3 августа, до сих пор обращает на себя взоры многих. Почему ее канонизировали дважды и как к этому относиться верующему человеку, мы спросили управляющую подворьем Введено-Оятского женского монастыря - храма святой Анны Кашинской в Санкт-Петербурге инокиню Софию (Егорову). - Княгиня Анна Кашинская была канонизирована в лике благоверной при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в 1649 году. В 1650 году состоялось торжественное перенесение ее мощей из деревянного Успенского собора Кашина в каменный Воскресенский. Однако, так получилось, что через 27 лет, в 1677 году, на Малом церковном соборе в Москве ее церковное почитание запретили. Княгине Анне нельзя было писать иконы, служить молебны. Этот запрет во многом был спровоцирован политикой. Старообрядцы указывали на то, что у буквально только что прославленной святой пальцы правой руки были сложены в двуперстном знамении. Впоследствии церковная комиссия опровергла это утверждение. Однако именно к этому факту апеллировали старообрядцы, пытаясь доказать, что святая княгиня придерживалась старых обрядов, а значит их нельзя и менять. Собор же, который лишил церковного, но не народного почитания святую княгиню Анну, тоже действовал в русле политики, пытаясь противостоять расколу. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, в монашестве София (ок. 1280 - 2 октября 1368) - тверская княгиня, прославленная Русской Православной Церковью. В своей мирской жизни пережила потерю практически всех своих родственников (мужа - князя Михаила Тверского, детей - дочери Феодоры, сыновей Дмитрия, Александра, внука Федора). Приняла монашеский постриг, была настоятельницей Тверского женского монастыря во имя святого Афанасия, впоследствии приняла схиму. Канонизирована в 1649 году. В 1677 г. была деканонизирована Малым церковным собором в Москве. В 1908 г. Священным Синодом церковное почитание святой благоверной княгини Анны Кашинской было восстановлено. Дни памяти (н. ст.) - 25 июня - перенесение мощей, второе прославление; 3 августа - обретение мощей; 15 октября - преставление.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Правда Руси Кто же от кого отставал? 30.06.2013 1837 Время на чтение 19 минут Темнота и отсталость Московской Руси - не более чем западный миф, усугубленный нашими же отечественными либеральными историками. На самом же деле в XVII столетии русская культура достигла поистине сказочного расцвета. Причем развивалась она на своей собственной, народной основе! Нет, русские не чурались зарубежных достижений, перенимали полезное. Но именно полезное, а не гонялись за чужеземными модами. В этом и не было необходимости. Ведь и в нашей стране жизнь была бурной, яркой. А по уровню науки, искусства, культуры наша страна ничуть не уступала другим современным ей державам. Школы в Московской Руси стал создавать еще Иван Грозный, в 1550 г. Стоглавый Собор указал на необходимость " грамоте учиться " . Эти школы действовали при храмах, монастырях и давали общее образование, достаточное для своей эпохи. А остальные знания человек должен был добирать сам, в общении со " знающими людьми " и " многообильном чтении " . То есть, каждый продолжал образование индивидуально, в зависимости от выбранной профессии. А в XVII в. стали создаваться учебные заведения для более глубокого образования. Условно их можно считать «высшими». При Михаиле Федоровиче - для подготовки священнослужителей, а при Алексее Михайловиче и для светских чиновников. Это были школы при Чудовом, Заиконоспасском монастырях (здесь ученикам полагалась стипендия - 10 руб. в год!), " Гимнасион " при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе, училище при церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе, школа при Печатном дворе. Наконец, при Федоре Алексеевиче создается знаменитая Славяно-греко-латинская академия. В нашей стране действовали 5 типографий. Московский Печатный двор был очень крупным для той эпохи предприятием, здесь работало 8 станков. По общим тиражам изданной литературы Россия занимала первое место в Европе! Но спрос на нее был настолько высоким, что этого не хватало. Частные типографии Белоруссии и Литвы специализировались на печатании русских книг и поставке их в Россию. Ходило изрядное количество рукописной литературы, а книжное творчество щедро дополнялась устным народным - сказками, баснями, былинами. Сейчас уже признано, что по качеству они ничуть не уступали лучшим образцам зарубежной литературы, были настоящими шедеврами.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/01/...

И.Ф. Токмаков Краткий историко-археологический очерк с рисунками Чудотворная икона Божьей Матери, именуемая «Страстная», находящаяся в Московском Страстном Девичьем монастыре (Празднование бывает в 6-ое Воскресение по Пасхе, в память первого чуда 13 и 30 августа в память принесения иконы в Москву) Царь Михаил Феодорович В 1641 году, по воле достославного самодержца, Царя Михаила Феодоровича, родоначальника ныне благополучно царствующей династии Российского Дома Романовых, принесена в Москву из Нижегородской вотчины князя Бориса Михайловича Лыкова, из села Палец чудотворная икона Богоматери, именуемая «Страстная». Название Страстной эта икона получила от того, что около лика Богоматери изображаются два Ангела с орудиями Страстей Господних. На месте сретения означенной чудотворной иконы Богоматери, у Тверских ворот, построена была сначала церковь , а потом в 1654 году при царе Алексее Михайловиче монастырь, называемый Страстным. На царский кошт была устроена вокруг обители каменная ограда с башнями, а над вратами, под колокольней церковь во имя св. Алексия, Человека Божия, имя которого носил благочестивый царь. Храмы были благолепно украшены и получили драгоценные царские вклады 1 . Царь Алексей Михайлович Древний вид Страстного девичьего монастыря В 1778 году монастырь постигло страшное несчастье – от неизвестной причины сгорел соборный храм и много келлий. Из пламени успели лишь спасти Чудотворную икону Богоматери, именуемую Страстная и еще две замечательные иконы Богоматери «Боголюбской» и св. мученика Иоанна Воина, писанные на стенах, остались невредимы от огня; потому в воспоминание милости Божией, сохранившей их от уничтожения, особенно чествуются; 2 в означенный пожар успели спасти и некоторую утварь. Императрица Екатерина II обратила внимание на бедственное положение обители и пожаловала значительную денежную сумму для ее возобновления. В 1779 году 1 июня верхний храм был торжественно освящен архиепископом Платоном, впоследствии митрополитом Московским. Церковь во имя св. Алексия Человека Божия была освящена позднее, а именно 19 октября 1781 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игорь Коновалов: «Крепнет братство звонарей, ширится география звонов» 13 мая 2006 г. 20:01 Как показала Звонильная неделя, которая проходила в Москве с 23 апреля по 9 мая в рамках V Московского Пасхального фестиваля, всё увереннее звучит соборный голос нашей столицы — её колокола. К счастью, этот голос совести и тревоги, радости и надежды, который был отнят у неё в 1929-м, возрождён для нас и будущих поколений. Всё больше у нас и замечательных звонарей-профессионалов. На вопросы Пресс-службы Московской Патриархии отвечает один из  организаторов праздника, «главный звонарь всея Руси» — старший звонарь храмов Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель общества церковных звонарей Московской Патриархии Игорь Коновалов. — Игорь Васильевич, Звонильная неделя, которая уже вышла за рамки календарной, — одно из самых значительных событий Московского пасхального фестиваля. По сути, это уже входящий в традицию ежегодный съезд звонарей. Причем не только России. Ведь, как и в прежние годы, приехали зарубежные гости — Ваши коллеги из Белоруссии, Украины, Латвии… — Вы правы,  Звонильная неделя — это действительно своего рода самый крупный форум звонарей Русской Православной Церкви. До октябрьского переворота не было такого разорения, поэтому и не было нужды в съездах звонарей.  Каждая колокольня в старой России была своеобразным центром, где отбирались и подбирались колокола, воспитывались звонари,  культивировались звоны. Хотя, вполне возможно, к началу XX века такие вопросы всё же ставились. Но последующие трагические события оставили решать их уже нам. Что очень важно в нынешних ежегодных Звонильных неделях? Звонари имеют возможность съехаться в одно место. Москва — центр центров, сердце России. Наши гости имеют возможность пообщаться, поучиться, проникнуться духом столицы, духом кафедральных соборов. Колокола лучше сохранились в Москве, Ростове Великом, Вологде, Пскове, Печоре, Таллинне… Но, несмотря на то, что в Москве много всего было разорено, такого количества старинных колоколов, как здесь, больше нигде нет. Так, в Новодевичьем монастыре есть колокола, которые отлиты при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, царевне Софье, Петре Великом...

http://patriarchia.ru/db/text/111900.htm...

«Измаил взят, слава Богу! Победа наша…» Что еще писал Суворов Потемкину и почему мы вспоминаем штурм Измаила 24 декабря, 2018 Что еще писал Суворов Потемкину и почему мы вспоминаем штурм Измаила Взятие крепости позволило России избежать изоляции и вести войну сразу с несколькими могущественными государствами. 24 декабря – День воинской славы, установленный в честь взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова в 1790 году. Об этом событии вспоминает протоиерей Александр Ильяшенко. Протоиерей Александр Ильяшенко Война 1787-1791 гг. была не первая русско-турецкая война. Еще в XVII веке при царе Алексее Михайловиче донские казаки захватили Азов и выдержали длительную осаду, которую вела огромная турецкая армия. Но, поскольку тогда Русь не могла ввязываться в большую войну с Турцией, царь приказал казакам Азов оставить. Это было примерно за полтора столетия до штурма Измаила. В начале XVIII века Прутский поход, предпринятый Петром Великим, окончился полной неудачей, сам император едва не оказался в плену и избег его лишь ценой большого выкупа и территориальных уступок. Но, начиная со второй половины XVIII века, военное счастье стало сопутствовать русской армии. Турки, потерпевшие ряд поражений от русских войск, чтобы как-то компенсировать неудачи, потребовали очень серьезных уступок от царского правительства, в том числе они требовали право проводить досмотр русских торговых судов, которые проходили мимо их владений. Такие условия Россия, конечно, принять не могла. Не получив никакого ответа на это требование, турки в 1787 году объявили России войну. К тому моменту сложилась напряженная международная обстановка. Англия, Франция, Польша и несколько других европейских стран планировали оказать помощь Турции, у которой дела складывались неудачно. Потому в конце 1790 года в городе Систове была собрана конференция, где христианская Европа, будем говорить обобщенно, решала вопрос о помощи мусульманской Турции против православной России. Если бы этот союз сложился, то Россия оказалась бы одновременно в изоляции и перед сильной коалицией, что поставило бы Россию в очень трудное положение. «Извольте поспешить туда для принятия всех частей в Вашу команду…»

http://pravmir.ru/izmail-vzyat-slava-bog...

Икона Божией Матери Иверская Скачать (MP3 файл. Продолжительность 12:13 мин. Размер 8.8 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний воскресный день мы совершаем память Иверской иконы Божией Матери, вернее – память торжественного принесения со Святой Горы Афон в Москву в 1648 году копии иконы Иверской. По преданию, в IX веке эта икона чудесным образом приплыла по морю к Святой Горе Афон. Монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пошел пешком по воде и принес икону в Иверский монастырь. Бог многократно творил чудеса через святой образ Богоматери. И не только через оригинал иконы, но и через ее копии, одной из которых является список, перенесенный в Москву в 1648 году при царе Алексее Михайловиче. Чудесное явление иконы Божией Матери в IX веке, в эпоху иконоборческих споров, словно подтвердило «свыше» то, что ранее VII Вселенский Собор сказал о почитании икон. После тщательного исследования библейских цитат и разных мнений об иконах 367 отцов Собора определили следующее: иконы Господа Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и всех святых и преподобных мужей разрешалось полагать в церквах, в домах и на путях, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках. При этом материал икон мог быть самым различным. Они могли быть написаны красками, сделаны из мозаики или из другого пригодного вещества. «Ибо, чем чаще через изображение на иконах они [Иисус Христос, Богоматерь и святые] бывают видимы, – говорится в определении VII Вселенского Собора, – тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

http://pravoslavie.ru/74632.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010