Источники и пособия Амвросий «История Российской иерархии» Изд. 2. Антонович «История православных церквей в Юго-Западном крае XVII века» (Архив Юго-зап. России ч. I, т. IV). Аскоченский «Киев с древнейшим его училищем – Академиею». Бантыш-Каменский «История Малой России, со времён присоединения оной к российскому государству при Алексее Михайловиче». Велички Самуила Летопись. Вестник Юго-западной России 1862 89. 1863 4. 1866 5, 8. Гассе Церк. История. Голубинский Е. Е. «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия.» Правосл. Обозрен. 1872 г. и 7. Евгений «Описание Киево-софийского собора», «Описание Киево-печерской лавры», «Словарь Исторический» Изд. 2. Еленевский «Мелетий Смотрицкий» Прав. Обозр. 1861 7. Ersch und Gruber «Allgemeine Enciclopädie Wissenschaften und Künste» (Dositheus). Захария Копистенского «Палинодия» Рук. Киев. дух. акад. Υψηλντου «Αθανσιου Κομνηνου εκλησιαστικν και πολιτικον». «Икона» или изображение великия соборныя церкве всероссийского и всех северных стран патриарша престола приключшихся дел в разные времена и лета. Рук. Импер. публ. библиотеки, Синодальной библиотеки и Румянцевского музея, изданная в V томе I части Архива Югозап. России. Карпов «Киевская митрополия и Московское правительство во времена соединения Малороссии с великой Россией» Прав. Обозр. 1871. и 9. Костомаров «Монографии Т. IX–XI». Коялович «Литовская церковная уния». «Лекции о Западной Руси». Крыжанич Юрий «Русское государство в половине XVII века. Лазарь Баранович «Письма». Le Quien «Oriens Christianus». Макарий «История русской церкви» т. V. Максимович М.А. «Межигорский монастырь» Киевские Епархиальные Ведомости» 1865 г. 7. Маркевич «История Малороссии». Мелетий Смотрицкий Θρνος. (Из библ. Киев. дух. акад.). Образцов «Киевские ученые в Великороссии» Эпоха 1859 года январь. Основа. 1861. 8. Памятники Киевской Археографической Комиссии т. II. Пекарский «Представители Киевской учености». Отечественные Записки 1862. т. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Льва Толстого, село. Тихонова пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Николая Чудотворца Год основания:Между 1400 и 1500. Ссылки:   Адрес: Россия, Калужская область, Дзержинский район, село Льва Толстого Координаты: 54.605899, 36.038777 Проезд: Если ехать из Москвы на автомобиле, то добраться до Тихоновой пустыни можно довольно быстро. Выезжать следует по Киевскому шоссе (М-3) и ехать до поворота на Медынь (Р-93). Калуга при этом останется левее. Населенный пункт, который вам нужен, — село Льва Толстого. На общественном транспорте ехать н ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Если ехать из Москвы на автомобиле, то добраться до Тихоновой пустыни можно довольно быстро. Выезжать следует по Киевскому шоссе (М-3) и ехать до поворота на Медынь (Р-93). Калуга при этом останется левее. Населенный пункт, который вам нужен, — село Льва Толстого. На общественном транспорте ехать несколько дольше. С Киевского вокзала до Калуги, потом от калужского автовокзала на автобусе в направлении «Товарково», «Кондрово», «Дворцы» или «Медынь». Остановка, которая нужна вам, — «село Льва Толстого». Можно попробовать добраться из Москвы прямым автобусным рейсом (автобусы ходят от станции метро «Теплый Стан», но редко, и нужно заранее осведомляться о расписании). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь. Основана преп. Тихоном Медынским на правом берегу р.Вепрейки в 15 в. Была розорена во время Смуты и востановлена при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Были вновь выстроены деревянный Успенский собор, Никольская церковь с трапезной. В 1677 г. началось строение первого каменного храма во имя преображения Господня (Соборный преображенский храм) на месте Трехсвятительской церкви, в которой были положены под спудом мощи преп. Тихона. Каменный Успенский собор был построен на месте деревянного в 19в. При больничном корпусе - домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В трапезной - церковь в честь свт. Николая - в византийском стиле. Пятиярусная колокольня была построена в 1894г, главный колокол весил 1560 пудов. Вблизи монастыря в 1838г. была построена часовня, вместившая в себя дуб, в котором подвизался прп.Тихон. Над целебным источником в 1887 г. была построена церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». При обители существовали свечной завод и странноприимный дом, управлял обителью архимандрит.

http://sobory.ru/article/?object=00801

М.Ю. Смирнов IV. От Ивана Грозного до Петра Великого: тернистый путь адаптации протестантов в России М. Е. Красножен. . 207 Русскому народу суждено сохранить в чистоте и неприкосновенности православную веру, не прибегая при этом к насильственным мерам по отношению к последователям иных вероисповеданий, не посягая на свободу их совести. Не допуская даже малейшего посягательства на православие со стороны иноверцев, русская церковная и государственная власть, в свою очередь, и сама не вмешивалась во внутренние религиозные дела иноверцев, как временно пребывавших в России, так и перешедших в русское подданство, предоставляя им в этом отношении полную свободу 208 ; она берегла свое и не желала чужого. Охранение господствующей православной веры и полное невмешательство во внутреннюю религиозную жизнь иноверцев – вот те начала, которыми руководилось русское церковное и светское правительство в своих отношениях к «иностранным вероисповеданиям» на всем пространстве истории Русского государства. Полною веротерпимостью пользовались в России последователи всех прочих христианских вероисповеданий, в частности протестанты и кальвинисты. Смотря на них как на пособников и споспешников в развитии общественной жизни и образования, русское правительство предоставило им свободно исповедовать свою веру и беспрепятственно совершать богослужение, тем более что по духу своего учения они не столько вмешивались в политические дела государства, сколько католики, и не столько ревновали о распространении своего учения 209 . Вот почему в то время, как русские не хотели иметь никаких сношений, ни торговых, ни промышленных, с латинянами и не хотели принимать их на службу, протестанты допускались в Россию по делам торговым и промышленным и принимались на царскую службу: московское правительство приняло как бы за правило вызывать с Запада иностранцев только протестантского вероисповедания, а «французов и иных, которые папежские веры, не нанимать». При Алексее Михайловиче, когда, по окончании злосчастной Тридцатилетней войны, всюду царили на Западе нищета и разорение, множество нищих бродило из края в край и лучшим промышленным и предприимчивым людям нечего было взять в Европе, – в Россию стало больше и больше переселяться иностранцев-протестантов, находивших здесь самый радушный прием. В «Новой иноземной слободе» немцы имели уже 4 церкви – одну реформатскую и три лютеранские; кроме того, лютеране имели еще Михайловскую церковь , построенную в 1643 г. у нынешних Красных ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЛОКАНЕ Рус. секта «духовных христиан», сложившаяся во 2-й пол.- кон. XVIII в. Как и мн. др. рус. сектанты, М. не выработали единой вероучительной системы. М. изначально были свойственны децентрализация и отказ от иерархии. Название секты имеет разные объяснения. Последователи течения называли себя «истинными духовными христианами» в отличие от духоборцев и считали название «молокане» простонародным (Книга Полный молитвенник. Л. 1 об.), «полученным от духовенства и правительства на том основании, что не соблюдаются установленные Церковью посты, т. к. едят в постные дни молоко» (Камень Горлион. С. 11). Кроме того, М. ссылались на слова ап. Петра: «Возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр 2. 2). Родоначальником М. в Тамбовской губ., откуда это движение распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и др. губернии, считался крестьянин с. Уварова Борисоглебского у. С. М. Уклеин (1727-1809). Он проповедовал свое учение в Саратовской и Воронежской губерниях, создавал общины последователей. В учении духоборцев он отвергал идею «живого Христа», воплощающегося в руководителей учения, и считал всех людей сынами Божиими, равными между собой. Он учил о том, что правосл. Церковь существовала 4 века, пока Вселенские Соборы и отцы Церкви произвольным толкованием Свящ. Писания не извратили учение Иисуса Христа. Истинную Христову Церковь, по мнению Уклеина, составляют только духовные христиане, которые не приемлют ни преданий, ни соборных постановлений, ни писаний св. отцов и основываются только на Библии. (По мнению М., Библию долгое время было трудно читать и понимать, т. к. книга существовала без деления на главы и стихи и без ссылок. Изменения произошли при царе Алексее Михайловиче , который дал разрешение печатать Библию «в Острозе, земле волынской» (Книга Полный молитвенник. Л. 5 об.). Дело распространения Библии было продолжено рус. императрицами.) По мнению М., Библию нельзя понимать буквально, ее необходимо толковать иносказательно. Поскольку «Библия глубока, как море, и каждый раз опускаешься на разную глубину» ( Никитина. Сотворение мира и концепт исхода/похода - http://molokans.info), толкований может быть множество. Помимо Библии у М. бытует много рукописных Уставов и Обрядников.

http://pravenc.ru/text/2564076.html

Москва. Покровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1635. Ссылки:     Адрес: Россия, город Москва, Таганская улица, дом 58. Координаты: 55.738518, 37.671405 Проезд:метро " Марксистская " , далее проезд на автобусах м7, 51, 74, т63, с755, 766 до остановки " Б. Андроньевская ул. - Покровский монастырь " , или от станции метро " Пролетарская " трамваями А, 38, 43 до остановки " Абельмановская застава " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь «Покрова на убогих домах» был основан в 1635 г. русским царем Михаилом Феодоровичем на месте с давних пор находившегося здесь кладбища для погребения бездомных, бродяг, утонувших, казненных и т. п. Здесь был и убогий дом, почему и монастырь назывался сначала Убожедомским. В 1806 г. была заложена, а в 1814 г. освящена на средства благотворителей двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В ее верхнем ярусе были установлены три престола: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, южный в честь святых Апостолов Петра и Павла и северный придел в честь Святителя Николая. В нижнем ярусе были установлены три престола: главный - во имя Святителя Ионы, Митрополита Московского, преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Храм Воскресения Словущего с приделами: центральный - Воскресения Словущего, правый - святой праведной Матроны Московской, левый - Тихвинской иконы Божией Матери, был построен в 1798 г., перестроен в 1854-1855 гг. архитектором М.Д. Быковским. Здание этого храма стройное и величественное, выполнено в романском стиле. Три части храма, три престола и три входа выражают его символическую тройственность. Трехъярусная колокольня монастыря была построена в 1799 г., разрушена в 1926 г. Покровский миссионерский монастырь, заштатный, в Москве, у Покровской заставы, на Семеновской улице. Основан в 1655 году при царе Алексее Михайловиче. Соборный храм монастыря до 1812 года, когда монастырь подвергся разорению от французов, был во имя Всех Святых; в 1815 году был возобновлен и освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова. При монастыре школа с приютом и богадельня.

http://sobory.ru/article/?object=03548

Н.Невзоров От автора Русская Церковь слагается из совокупности епархий и некоторых отдельных ведомств. Соединяясь под одним высшим церковным правительством, на основании вселенских канонов, каждое из таких ведомств имеет свое специальное устройство и административные органы. Духовно-военное ведомство в России, преимущественно пред другими церковными ведомствами, заслуживает особого исследования, как по многочисленности лиц, входящих в его состав, так и по исключительности своего положения. До 1800 года полковое духовенство находилось под ведением того преосвященного, в епархии которого расположен был полк, почему и самые источники за это время, разбросанные по архивам разных духовных консисторий, были для нас физически недоступны. Главным же материалом для нашего посильного труда служили документы, хранящиеся в архивах канцелярии главных священников. Насколько удачно мы воспользовались этим источником – предоставляем судить читателю. В конце исследования мы сочли не лишним напечатать: 1) Хронологический список обер-священников и состоявших под их ведомством полевых обер-священников с 1800 г. 2) Письмо профессора Дерптского университета Гецеля на имя Барклай-де-Толли с каббалистическим объяснением двух мест из Апокалипсиса о падении Наполеона в 1812 г. и 3) Письмо протоиерея Гратинского на имя обер-священника Державина с объяснением своего положения во время осады Москвы неприятелями в 1812 г. Эти приложения, будучи интересны по своему содержанию, имеют непосредственное отношение к рассматриваемому нами предмету и, как кажется, впервые появляются в печати. I. Духовенство военного ведомства в России в 17 и 18 вв Образование на Руси постоянных войск при Иоанне III. Назначение в полки особых священников при Алексее Михайловиче. – Увеличение армии при Петре В. и его преемниках. – Определение на полковые священнические вакансии. – Назначение священнослужителей на флот. – Обязанности полковых и флотских священников. – Специальные органы для управления полковым духовенством. – Состав западных генеральных штабов в 15 и 16 вв. – Высший священник. (Pater superior). – Учреждение в России должности полевого обер-священника. – Его права и обязанности. – Управление флотским духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наше время, обильное всякого рода вопросами, с особенною настойчивостью выдвигает вопрос об отношении сектантства к Церкви. Говоря о сектантстве, мы имеем в виду не всех иноверцев, а собственно религиозные общества, отделившиеся от православной русской Церкви, – старообрядческие поповщинского и беспоповщинского толков с их многочисленными подразделениями, – общества с лжемистическим характером: духоборцев, хлыстов, скопцов, шалопутов, – общества с протестантским оттенком – молокан, штундистов, пашковцев и т. п. Давно известная истина, что для борьбы с сектантскими заблуждениями наипаче потребны духовные средства, именно обличение и вразумление заблуждающих словом устным и письменным, молитвою о просвещении их благодатью Св. Духа, и примером строго благочестивой жизни. – Но на ряду с духовыми способами действования на заблуждающих у нас существуют внешние церковно-гражданские узаконения, которыми предписываются, хотя не всегда употребляются, запретительные и карательные меры против сектантства. Так, закон повелевает не преследовать раскольников за мнения о вере, за приватное моление их по своему обряду; но закон строго запрещает им распространять свои заблуждения, совращать православных, совратителей и совращённых подвергает ответственности пред судом, не дозволяет раскольникам вновь строить церкви и часовни, переделывать старые, разводить скиты, частные жилища обращать в места публичных молений, вновь печатать и продавать свои богослужебные книги, беглых священников отсылать к епархиальному суду, запрещает браки раскольников с православными, молокан и духоборцев предписывает удалять от православных в особые места для поселения, запрещает им иметь в услужении православных, на скопцов смотрит, как на уголовных преступников. – Само собою разумеется, что этими мерами, которыми закон противодействует сектантству и ограждает от него церковь , не могут быть довольны те, против кого он направлен. Ограничение свободы в исповедании своего учения и в богослужении сектанты обыкновенно называют гонением за веру, не обращая внимания на то, что сущность законодательных мер против сект состоит главным образом в противодействии распространению их; раскол преследуется не за мнения, а за так называемое оказательство и иногда за преступления против государства; что если при царе Алексее Михайловиче строго потуплено было с раскольниками, запершимися в Соловецком монастыре и, при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, с раскольниками неистовствовавшими в Московском Кремле, то это было укрощением мятежа, а не гонением за веру; что изуверы, преследуемые законом за уродование себя и других, также изуверы, которые под предлогом ревности по вере, бегают от исполнения гражданских обязанностей (странники, бегуны), не могут быть терпимы ни в каком благоустроенном обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Нежин. Введенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Введенский женский монастырь находится на юго-западе Нежина. Раньше это было предместье. «Когда и кем он был основан – нет никаких сведений, а по наличию в нем Евангелия, напечатанного во Львове 1678 г., можно видеть, что он существует более ста лет». Так писал об этом монастыре в 1786г. А. Шафонский. Автор описания Черниговской епархии Филарет (Гумилевский) пишет, что Нежинский женский монастырь основан при царе Алексее Михайловиче «вдовой Стародубского полковника Бриславской Анной» (по некоторым источникам скончалась в схиме с именем Евдокия), но откуда взяты эти сведения не объясняется. Глубоко переживая смерть мужа, Анна решила посвятить оставшуюся жизнь служению Богу, а для молитв за покойного мужа и за себя открыть в Нежине монастырь. «Закупив земли для дома, она вокруг своего жилища начала строить небольшие келии для приюта престарелых и бедных; потом, по благословению архипастыря, построила два храма: один посреди двора в честь Введения Богоматери в храм, поэтому монастырь и начал называться Введенским, а другой – на восток от первого во имя преп. Ильи. Это было не позднее 1660 года». С самого своего основания обитель была общежительной. В 1756г. случился пожар: сгорели обе церкви и келии. На пепелище церкви святого Илии нашли три не поврежденные иконы – Печерской Богоматери, Спасителя и святого пророка Илии. Эти три иконы особо почитались в монастыре. Они были украшены серебряными ризами. На иконе Печерской Ьогоматери главного храма в складных крестиках сохранялись с давних времен части мощей священномученика Макария, митрополита киевского, и святой мученицы Параскевы. Игуменья Елевферия со своими монахинями осталась под открытым небом. Но вскоре ее стараниями с помощью Божией здесь выросла новая деревянная церковь. В ведомости 1767г. Есть запись: «на Овдеевской улице девичий монастырь: по леву сторону (от входа) в оном новая дерев.церковь во имя св.прор.Илии; вновь делаются каменные для игумении и деревянные для прочих келии». На месте деревянного храма найдена свинцовая дощечка с надписью : «основана сия трапезная церковь в честь и память св. пророка Илии Фестивянина…при игуменье Елевферии. Положены здесь мощи св. рос. Кн. Александра Невского – в лето 1757 м. ген. 12 д». Древний Ильинский храм был одновременно и трапезной. При игуменьи Аполинарии, которая пришла с Киевского Богословского монастыря, на пепелище был возведен каменный храм Введения Богоматери. Этот храм освящен в 1778г. В 1814г. построена каменная колокольня и теплый храм преп. Илии.

http://sobory.ru/article/?object=08184

Никольская церковь в селе Каменское - одна из древнейших в Подмосковье. Хотя время ее сооружения и не отмечено в дошедших до нас летописях, последние исследования современных историков архитектуры позволили установить, что она была построена в 10-х гг. XIVb. Ветви креста перекрыты наклонными арками параболического очертания. Выше - своеобразный конический свод, на котором основан световой барабан. Этот небольшой по размерам (10м х 10м) одноглавый бесстолпный храм с тремя апсидами сложен из белого камня. В плане церковь имеет редкую для русского зодчества форму вписанного в квадрат равноконечного креста с короткими ветвями. Ветви креста перекрыты наклонными арками параболического очертания. Над ними расположен конический свод, на который опирается световой барабан с восемью узкими щелями. После Куликовской битвы границы Московского княжества отодвинулись далеко на юг, и село Каменское потеряло значение важной пограничной крепости. Храм сильно обветшал и опустел. Никольская церковь вновь была освящена 1 октября 1649г. при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Иосифе. В 30-е гг. XX в. Никольская церковь была закрыта. В апреле 1999г. в Каменском был образован приход. С 1999г. при церкви работает школа для детей (занятия Закона Божьего, пения, рукоделие и театральное мастерство по субботам и воскресеньям). По воскресным дням проходят встречи - беседы для взрослых на тему: " Православный человек в современном мире " . Имеется библиотека, аудио- и видеотека. В церкви получают духовное окормление пациенты психиатрической больницы в Каменском. Приход церкви оказывает материальную помощь людям, находящимся в заключении. Благотворительную помощь церковь оказывает и детскому приюту " Забота " в г. Наро-Фоминске, куда выезжают дети с праздничными представлениями. На сегодняшний день церковь полностью восстановлена тщанием В.И.Крамкова и других благотворителей. На территории храма возведен приходской дом. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Автор не указан.

http://sobory.ru/article/?object=01597

Новая история XI. Преобразование России Русский народ принял христианскую веру, а с нею и просвещение из Греции. Вся жизнь нашего отечества в христианскую пору сложилась и проходила под сильным влиянием греческим. Это влияние во многих отношениях было весьма благодетельным для русского государства. Но вот в половине XV в. Греция была завоевана мусульманами-турками и прекратила свое самостоятельное существование. С падением Греции, для России прекратился источник, откуда русский народ мог черпать необходимые средства для дальнейшего развития. А между тем сам наш народ, особенно благодаря тому, что он более 200 лет находился под игом монгольского рабства, не мог еще продолжать свое дальнейшее развитие без посторонней помощи. Поэтому наш народ в лице своих лучших государей и вообще своих выдающихся деятелей начинает сознавать нужду в сближении с другими образованными народами, жившими в западной Европе. Стремление к сближению с просвещенными западно-европейскими народами ясно обнаруживается среди русских еще в XV в., со времени великого московского князя Uoahha III . С течением времени это стремление возрастало и усиливалось все более и более. Иоанн IV Васильевич Грозный решился вести тяжелую для России Ливонскую войну единственно с moq целтю, чтобы проложить русскому народу прямой путь к берегам Балтийского моря и открыть ему доступ в Западную Европу. Наступившая вскоре после того в московском государстве смута задержала сближение России с Западной Европой, но не остановила и не прекратила его. Наоборот, с окончанием великой смуты в Москве, среди лучших русских людей с особенной ясностью утверждается сознание необходимости для России непосредственных сношений с Западной Европой. Вместе с тем в Россию начинают проникать из Западной Европы образованные иностранцы, иностранные обычаи, разные сочинения. С особенной силой это сближение России с Западной Европой начало обнаруживаться при втором царе из Дома Романовых – Алексее Михайловиче. В это время у нас совершенно ясно сознана была необходимость просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010