IV. Общий взгляд на тогдашнее состояние Церкви К оглавлению Во 2-й четверти XVII в., при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче совершилась значительная перемена в управлении и суде Русской Церкви, подготовлявшаяся, впрочем, с давнего времени. Действующим руководством по церковному управлению и суду оставалась еще у нас после Кормчей книги книга Стоглав, или соборное уложение Стоглавого Собора. А по этому уложению ведомству церковного управления и суда подлежали: все духовенство, белое и монашествующее, не только в делах духовных, но и в гражданских, или «управных», за исключением разбоя, душегубства и татьбы с поличным, и все миряне в делах духовных и некоторых других, указанных в уставе святого Владимира, и, кроме того, как с духовенства, так отчасти и с мирян собирались по управлению и суду известные пошлины на епархиальных архиереев. Несудимые же грамоты, которыми монастыри и церковные причты освобождались от подсудности своим архиереям по всем делам гражданским, а иногда и от взноса церковных пошлин, прямо названы в уложении Стоглавого Собора противными священным правилам. Между тем царь Иван Васильевич и после Стоглавого Собора не переставал, хотя изредка, давать несудимые грамоты монастырям и церковным причтам, а за ним давали и его ближайшие преемники. С восшествием на престол царя Михаила Федоровича число таких несудимых грамот не только не уменьшилось, но еще увеличилось. В 1620 г. Вологодский архиепископ Корнилий писал Михаилу Федоровичу, что ему, архиепископу, нечем строить соборный храм святой Софии, совершенно разоренный в Смутное время, и нечем содержать архиерейский дом и платить жалованье своим дворовым людям, потому что не с кого собирать церковные дани. Не только монастыри, имеющие вотчины в Вологодской епархии, каковы Троице-Сергиев, Спасо-Каменный, Прилуцкий, Корнильевский и другие, но и бояре, стольники, боярские дети, имеющие вотчины в той же епархии, повыпросили себе у государя жалованные тарханные грамоты и по ним не позволяют в своих вотчинах и поместьях архиепископу судить попов и собирать с духовенства дани и пошлины, а воеводы и всякие приказные люди защищают тех попов и не велят им судиться у архиепископа и платить ему пошлины.

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

I Взгляд на царствование Алексея Михайловича. – Задачи настоящего очерка. – Рождение Алексея Михайловича. – Придворные празднества по этому случаю. – Подарки новорожденному. – Крещение царевича. – Благословения царя и воспреемника. – Мамы и кормилица царевича. – Снятие первых волос. – Потехи и игрушки. – Дядьки и двор царевича. – Начало ученья. – Букварь того времени. – Награды наставникам. – Воспитание царевича. – Первое появление его народу. – Библиотека. – Кончина царя Михаила Федоровича и вступление на престол Алексея Михайловича Для историка наблюдателя, царствование Алексея Михайловича имеет значение важное, потому что при этом царе совершился поворот от старых начал к новым, поворот, разумеется, не столько крутой, как при сыне Алексеевом, императоре Петре I; но, все-таки, повлиявший на главные основы внутреннего государственного строя России. Довольно заметить, что в царствование Алексея пало общинное самоуправление, перестал существовать народный самосуд и русские люди, волей-неволей, начали втягиваться в неведомые и несвойственные им порядки централизации. Кроме того, не подлежит сомнению, что царь Алексей своими реформами не только подготовил, но и облегчил, значительно, дальнейшие реформы императора Петра, который поэтому не представляют явления, стоящего одиноко. Величавость реформ Петровых, сравнительно с реформами его отца, зависела, в сущности, от разницы в личных характерах, способностях и средствах самих реформаторов, потому что ни состояние русского народа, ни положение его соседей в Европе и Азии, ни, так называемый, дух времени, не благоприятствовали императору Петру больше, нежели царю Алексею. Осторожный, умный и набожный отец, сделав, что мог, предоставил энергическому, гениальному и свободомысливому сыну делать также, что может, – и оба они выполнили свою историческую задачу. Приводить полный перечень всех фактов царствования Алексеева, в их хронологической последовательности и надлежащей подробности, не дозволяют самые пределы нашего очерка. Он имеет целью напомнить только те факты из жизни и царствования Алексея Михайловича, в которых отразилась, больше или меньше рельефно, бытовая сторона русского обихода того времени, – как среда, воспитавшая в Алексее Михайловиче человека и царя. Очерки такого рода, по нашему личному мнению, знакомят с предметом ближе и оставляют впечатление целостнее, нежели обширные, безукоризненно-верные и, пожалуй, связно-изложенные трактаты о событиях известного царствования. Что касается царствования Алексеева, то полная картина его, которой не успел начертать Карамзин, изображена уже почтенным историком нашим, С.М. Соловьёвым 2 . Кроме того, в разное время, издано немало документов, относящихся к тому же царствованию. Из всех этих пособий нам остается только выбирать пригодное для нашего очерка, держась единственно достоверности исторической, что и постараемся мы сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

I. Св. препод. Нил, обретение св. мощей коего ныне празднуется, называется Столобенским, потому что подвизался на Столобенском острове озера Селигера, находящегося в 7 верстах от г. Осташкова. Он родился в Новгородской области и в юных летах оставил мир и постригся в Крыпецкой обители, в Псковской области. Избегая славы, удалился из обители в уединенное место на реке Черемхе, в Ржевском уезде. Здесь был ему голос свыше: «Нил, иди на озеро Селигер, там на острове Столобенском можешь спастись». Обрадованный Нил стал расспрашивать об указанном месте и, узнав, где находится озеро и остров, отправился туда. Здесь, в семи верстах от города Осташкова, на острове, он выкопал землянку в горе, провел в ней зиму, а на следующий год поставил хижину и часовню. Когда на озере поднималась буря и Нил видел с горы рыбачьи лодки, носимые по волнам, он молился Богу о спасении несчастных. Рыбаки, узнав о пустыннике, стали приносить ему рыбу. Летом являлись к нему посетители, прося его молитв и советов; осенью и зимой никто не приходил сюда, и Нил жил совершенно одиноким. Однажды пристали к острову разбойники и, полагая, что старец скрывает в своей келье какое-нибудь сокровище, стали его расспрашивать о нем. Нил отвечал: «все мое сокровище в углу моей кельи». Разбойники бросились туда: там сиял образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники, пораженные необычайным светом, ослепли и упали ниц. Исцеленные молитвою Нила, они, с тех пор, жили благочестиво. Прожив 27 лет на острове в молитве, трудах и помыслах о Боге и о будущей жизни, Нил, наконец, почувствовал приближение смерти и стал просить Бога сподобить его, пред смертию «причастия святых Таин». Господь услышал молитву его. На остров прибыл Сергий, игумен Никольской обители, и преподал Нилу святыя Тайны. Нил предсказал ему, что чрез сорок лет после его кончины воздвигнется на острове церковь . На другой день Сергий с братиею снова приехал на остров, но застал Нила уже умершим и предал его тело погребению. Чудеса, совершавшиеся от тела его, стали привлекать сюда богомольцев и, наконец, два поселившиеся на острове монаха построили здесь деревянную церковь Богоявления Господня. При царе Алексее Михайловиче, при создании новаго, каменного храма, тело преподобного обретено было нетленным и в 1671 году внесено в новый храм. Память обретения мощей его празднуется 27 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94408.html 15 мая 2012 Михаил Тюренков Трагедия Раскола Источник:  http://www.taday.ru/text/1610106.html Татьянин день 345 лет назад, в 1667 году, по итогам Большого московского собора Русская Церковь разделилась на две части: сторонников богослужебных реформ патриарха Никона, проведенных десятилетием ранее, и старообрядцев, не принявших этих изменений. 15 лет спустя, в апреле 1682 года, самый известный из старообрядческих лидеров и духовных писателей протопоп Аввакум был сожжен в Пустозерске. Сегодня история гонений на староверов уже давно позади, а Русская Православная Церковь признала необоснованность реформы середины XVII века. Мне нравится Сергей Милорадович. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. 1885 Отец Иоанн, каковы основные причины церковной трагедии второй половины XVII века? Как Вы оцениваете эту веху русской истории в плане ее последствий для нашей цивилизации? Важно отметить, что события церковной истории того периода напрямую связаны и с историей светской, политической. В XVII веке Россия еще только стояла на пороге секуляризации, а потому все, что происходило в Церкви неизбежно затрагивало и процессы, происходившие в государстве. Более того, церковная реформа, которая была проведена три с половиной столетия назад зачастую не вполне справедливо связывается только с именем патриарха Никона, в то время как ответственность за нее и ее последствия всецело лежит и на царе Алексее Михайловиче, который в сущности и был основным инициатором реформ, а после ухода Никона с патриаршего престола, стал главным их продолжателем. Вообще одной из основных причин этих трагических событий стало постепенное обмирщение церковного сознания того времени. Именно в этой связи сугубо богословский, эсхатологический аспект выдвинутого веком ранее постулата " Москва – Третий Рим " был подменен его политическим прочтением. Русский царь возомнил себя прямым наследником римских и византийских императоров, причем не столько в сакральном, сколько именно в политическом понимании их роли. Отсюда – геополитические авантюры Алексея Михайловича, решившего, что вслед за успехами с делом воссоединения России и Украины, а также по колонизации Сибири последуют и другие удачи во внешней политике. Не последовали. Ряд кровопролитных военных кампаний царя завершились неудачами. То же самое и с патриархом Никоном. Этот человек, в свою очередь, решил, что может претендовать на титул Вселенского патриарха, для чего и организовал церковную реформу в целях унификации богослужебной практики с греками и украинцами, иерархи которых осуществили подобные изменения несколько раньше, еще в годы пребывания Украины под властью Речи Посполитой.

http://religare.ru/2_94408_1_21.html

«А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога» 305-летию победы под Полтавой посвящается 8 июля, 2014 305-летию победы под Полтавой посвящается Пётр, натура страстная, напористая, нанёс немало оскорблений православной душе русского народа. Но он же сумел защитить страну от турецкой, польской и шведской агрессии тем, что превратил страну в укреплённый военный лагерь, заложил славные победные традиции русской армии XVIII века. Полтавской виктории – 305 лет. Военно-политическое значение славной битвы всем известно: победа над шведами, над великим (без преувеличений!) полководцем Карлом XII – это важнейший шаг в утверждении Российской империи, нашей непобедимой воинской державы. Об этом мы писали … А сегодня хотелось бы поговорить о личности того, кто втянул Россию в Северную войну, чтобы вытянуть её из войны империей. У царя Петра Алексеевича не лучшая репутация среди православных. Некоторые считают его губителем Святой Руси, который противопоставил православному царству железную империю, который усилил державу в ущерб христианству. Отчасти эти оценки справедливы. И колокола переливали на пушки тоже при Петре. Но посмотрим внимательно. Все эти – во многом печальные – тенденции прослеживаются и в политике великих князей московских, начиная с Ивана Третьего, Великого. А уж после Раскола и устранения патриарха Никона при отце первого русского императора, царе Алексее Михайловиче – те начала, которые мы связываем с ролью Петра, торжествовали вовсю. Однако Алексея Михайловича воспринимают как благостного православного царя, а Петра до сих пор в антихристах числят. Немало обид было русской душе нанесено самодержавной рукой Петра, немалый урон принесли его безудержные нововведения и православной Церкви. В петровском просвещении господствовал практицизм: церковные книги были потеснены всяческими учебниками и руководствами, которые издавались, между прочим, на русской типографии в далёком Амстердаме. В то же время, немало храмов на Руси, по легендам, связаны с Петром, а некоторые даже построены по его чертежам – как Петропавловская церковь на Новой Басманной в Москве.

http://pravmir.ru/a-o-petre-vedayte-chto...

Александро-Невский монастырь в царствование Петра Великого (1713–1725 годы) Глава первая Основание Лавры Основание Петербурга. История края. Мысль у создании Лавры. Осмотр места для Монастыря; два креста. Начало строения. Освящение первой церкви. 1703-й год мощною рукою Петра Великого вернул России древнее ее достояние – берега Невы. Устье этой реки открывало Русскому Государству новый, – свободный и удобный – водный путь в Западную Европу. При тогдашних средствах передвижения международные сношения России сухим путем обходились дорого и длились долго. Путь Северным Ледовитым океаном от Архангельска был мало доступен и очень далек. Царь Петр тотчас же основал на выходе Невы в море новый город – Санктпитербурх, будущую новую столицу. Побуждением к этому служили ясно сознаваемые государственные «пользы и нужды». Быть может, Великого Преобразователя к этому влекло и свойственное древним знаменитым и великим властителям мира стремление при обновлении Царства полагать основание и новому «престольному граду». Наконец, творческий гений Петра не мог не чувствовать себя тесно в плотно-застроенной и крепкой стариною Москве и рвался к простору моря; его пленяла мечта о новой столице с новым укладом быта, распланированной прямыми и широкими улицами на могучей реке. Первый камень в основание Петербурга Царь положил 16-го мая 1703-го года, в лень Святой Троицы, заложив крепостной бастион 1 . Край, где положено было основание новой столицы, на заре его истории, в XI-м веке, был под властью Великого Новгорода. Нева, текущая с Востока на Запад, отделяла расположенную от нее на Север Карелию от Ингрии или Ижорской земли, лежащей на Юге 2 . С половины XII-ro века этот край является ареной борьбы Великого Новгорода со Шведами и Немецкими рыцарями, безуспешно пытавшимися его отвоевать, но все же постепенно оттеснявшими Новгородцев. В 1300-м году Шведы построили на устье Охты крепость Ландскрону, в переводе «Венец Земли», а в 1323-м году Новгородцы на истоке Невы – Орешек, нынешний Шлиссельбург. В 1478-м году Великий Новгород, завоеванный Царем Иоанном III-м, включен был в состав Московского Царства. В начале XVII-ro века, в лихолетье, Карелия и Ингрия отпали от России и в 1617-м году это отпадение было закреплено договором. В 1611-м году Шведы построили на устье Охты, на месте бывшей Ландскроны, новую крепость Ньюэнсканс, или Ниеншанц, в переводе «Невскую Крепость», впоследствии, у первых Петербуржцев, получившую именование Новые Канцы, или, короче, Канцы. В 1656-м году, при Царе Алексее Михайловиче, Нева была отвоевана Русскими, однако ненадолго: через 5 лет, вследствие военных неудач при продолжавшейся войне, край пришлось вернуть Шведам. С 1700-го года началась продолжительная борьба двух Северных Государей – Царя Петра Первого и Короля Шведского Карла Двенадцатого, вернувшая в 1703-м году Неву уже навсегда России 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Батюшки, живущие в сети РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95114.html 15 июня 2012 Анастасия Коскелло Батюшки, живущие в сети Источник:  http://www.aquaviva.ru/journal/?jid=23363 Вода Живая Зачем он заводит блог, тут и там оставляет " комменты " , ставит " лайки " , общается в чатах и форумах – неужели на это есть время у вечно загруженного требами и реставрацией храма священника? Что это – продолжение пастырской деятельности, миссионерский порыв, маркетинговый ход, чтобы привлечь побольше прихожан? Или просто " ничто человеческое священнику не чуждо " ? Срывая маски " Православный священник жалуется, что интернет угрожает Богу и государству " (http://propaganda-journal.net/2515.html), " Иерей N требует запретить интернет и вернуть инквизицию " (http://ekb.russiaregionpress.ru/archives/14574), " Священнику запретили вести ЖЖ " Судя по публикациям в СМИ, в том числе электронных, " священники " и " интернет " – это конфликтующие друг с другом семантические поля. Причем отрицательное отношение Церкви к интернету – не просто миф, сфабрикованный желтой прессой. Образ священника как врага прогресса и техники складывался в нашем общественном сознании веками – корни его в допетровской Руси. При царе Алексее Михайловиче в Россию при-шли театр и табакокурение, а вместе с ними – безбородые " люди из будущего " в коротких штанах и маскарадных париках, верящие в прогресс и науку. С появлением этих " новых людей " , в соответствии с типичными для Нового времени законами маскарада, потребовались и " старые люди " . Ведь если " на сцене " были те, кто звал страну и все человечество вперед, то нужны были и те, кто зовет назад. Самыми подходящими для этой роли персонажами оказались священники. Тогда-то и сложился образ русского батюшки как чудаковатого " человека из прошлого " . С тех пор не слишком многое изменилось. Какой бы интерес Церковь ни проявляла к науке и технике, власть и элита всегда напоминают " церковникам " , что они должны знать свое место. В этом смысле активное присутствие священнослужителей в интернете, как и их нарастающее нежелание носить маски чудаковретроградов,  – вызов обществу и власти.

http://religare.ru/2_95114_1_21.html

Броневик. Антониево-Дымский Троицкий мужской монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Еще при жизни преподобного Антония бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 гг.). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма «во общее же оупокоение братии» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище. В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли. Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря - преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита. В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.

http://sobory.ru/article/?object=07774

Глава III. Беспоповщина Общие начала беспоповщины Учение об антихристе и вытекающие из него отношения беспоповцев к церкви и государству. Беспоповщина разделяет все общие взгляды раскола, но в то же время идёт далее. Она верует, что со времён патр. Никона в греко-российской церкви совершилось полное отступление от веры. Настало «последнее время»; явился и антихрист, последний и жесточайший враг Христа и Церкви его; видимый мир близится к кончине и держится лишь «верных ради», т. е. беспоповцев. Такое учение составляет «коренную и характерную особенность беспоповщины; оно является основой и собственного устройства, и расстройства последней, и её отношений к греко-российской церкви, и её, наконец, протеста против всех современных порядков нашей государственной жизни, общественной и домашней». Зародилось это учение на почве эсхатологических чаяний и обнаружилось ещё в начале раскола, причём одни указывали антихриста в известных личностях: то в патр. Никоне, то в царе Алексее Михайловиче, а другие говорили об антихристе духовном. Со времени Петра Великого, когда начались его реформы (брадобритие, введение немецкого платья, уничтожение патриаршества, перемена празднования нового года и др.) – толки о воцарении антихриста усилились. При господствовавшей тогда религиозной точке зрения на предметы, при укоренившемся подозрении ко всему иностранному, все эти нововведения Петра большинству русских, даже и не раскольников, казались изменением самой веры православной. Строгие меры Петра, доходившие до крайности, ещё более раздражали умы. Возбуждённые проповедники не стеснялись на базарах и даже в церквах говорить о Петре, что он возлюбил веру немцев, что он – едва ли настоящий царь... а скорее – антихрист. «Последнее время, антихрист пришел... антихрист». Эти толки о наступлений времён антихриста находили полное подтверждение в учении раскола. Поэтому и среди раскольников появилась проповедь : «ныне царство антихриста, и никто души своей не спасёт, аще не приидет к нам христианам... А что Пётр в церковь ходит, то в церквах ныне святости нет; что мотаться, – антихрист он, да и все тут».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Глава V. Внешнее положение раскола в государстве и духовные действования к ослаблению оного 1) Краткий статистический очерк правительственных к расколу отношений Историч. собрание Зак. Рос. госуд т. II Собр. постановл. по части раскола по М. В Дед. 1875 г. Собр. пост. по ч. раскол по Вед. Св. Синода 1860 г Раскольнич дела XVIII ст Есипова Состояние раскола при Петре I Елеонского Истор. Мин. Вн. Дел, Варадинова, кн. 8 дополнит. В течение двухсот тридцатилетнего существования раскола внешнее его положение в государстве было весьма разнообразно. Предпринимаемые правительством меры к его ослаблению были неодинаковы; их можно разделить на четыре периода. Первый период от начала раскола до царствования Петра I, или до 18 века; второй период заключает царствования Петра I в его преемников, до Екатерины II; третий – царствования Екатерины II и Александра I и четвертый – царствования императоров Николая I о Александра II. Меры против раскола, предпринятыя в XVII в. На самых первых порах образования раскола не было издано никаких специальных законов. Раскольники подводились под 1-ю сатью Уложения, изданного при Алексее Михайловиче и подписанного патриархом Иосифом, митрополитами, архиепископами, епископами и всем священным собором. В этой статье говорится, что те, которые возлагают хулу на Господа нашего И. Христа, на Божью Матерь, на крест Христов, должны быть сожигаемы. Кроме того, против раскольников употребляли разныя административныя меры; их велено было повсеместно сыскивать, ловить и представлять в приказ духовных дел для увещаний; непокорных подвергали наказаниям 80 . Царевна Софья, по укрощении стрелецкого мятежа, издала первый, прямо раскольников касающийся, закон. Этим законом воспрещалось самое содержание раскола: держащихся раскола, перекрещивателей и перекрещиваемых расколоучителями повелевалось казнить смертью чрез сожжение; в случае обращения, первых повелевалось отсылать в монастыри, а последних наказывать кнутом; укрывателей намеренных велено также бить кнутом: на укрывателей, которые о раскольничестве не знали, назначались денежныя пени. Этот строгий указ на деле применялся недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010