ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. 1749 и 1750 годы Москва в 1749 году; заботы о ее восстановлении. – Распоряжения на случай опасности со стороны Швеции, распоряжения по флоту и армии. – Увеличение цены вина и соли. – Распоряжения о инородцах. – Призыв беглых. – Меры о сохранении народного здоровья. – Меры против разбоев. – Столкновения между частями городского населения. – Сопротивление беглых крестьян в Брянске. – Магистраты. – Воеводы и полиция. – Положение фабрик и заводов. – Жалоба русских купцов на иностранных браковщиков. – Коллегии. – Столкновение членов Синода с обер-прокурором кн. Шаховским. – Издание Библии. – Жалобы Синода на дурное обращение светских лиц с духовенством. – Запрещение книг и вещей на религиозных основаниях. – Состояние Малороссии. – Восстановление гетманства в Малороссии. – Деятельность Неплюева в Оренбургском крае. – Борьба с инородцами в Северо-Восточной Сибири. – Отношения к европейским державам. – Положение канцлера Бестужева. – Прекращение дипломатических сношений с Пруссиею. – Сношения с Австриею по поводу православных ее подданных. – Сношения с польско-саксонским двором. – Вопрос курляндский. – Неудачная попытка Морица Саксонского. – Действия Никиты Ив. Панина в Стокгольме, Корфа в Копенгагене, Неплюева в Константинополе. Ломоносов имел право в своей оде представить старую, испепеленную, полуразрушенную Москву, ждущую восстановления от приезда Елисаветы. Действительно, пребывание императрицы в Москве в продолжение 1749 года было полезно для древней столицы, так сильно пострадавшей от пожаров. Москва больше всего страдала теснотою в самых населенных частях своих, что вело, с одной стороны, к частым истребительным пожарам, а с другой – заражало воздух. После Смутного времени, при новой династии, уже видим стремление царей высвободиться, хотя временно, из кремлевской тесноты на простор подгородных мест. При царе Михаиле таким царским местопребыванием становится село Покровское, при царе Алексее – Измайлово, потом Преображенское, которое при Петре так тесно соединяется с Немецкою слободою. Вследствие этого XVII и XVIII века видят новую Москву, Москву яузскую, в противоположность старой, омываемой Москвою-рекою и Неглинною. Но между тем в старой Москве становится просторнее как вследствие отъезда двора и выселения знати на новые прияузские места, так особенно вследствие пожаров; в Кремле становится возможным жить людям, привыкшим к петербургскому простору, которые в начале века не могли выносить кремлевской тесноты и зловония. Кроме того, старая Москва брала верх своими святыми и славными древностями, и с половины XVIII века начинают думать, как бы опять перенести царское местопребывание в Кремль.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как создать и принять идеологию России? Открытое письмо главному редактору портала «Русская народная линия» А.Д.Степанову 16.04.2021 1326 Время на чтение 7 минут Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Благодарю Вас за то, что Вы поместили на своем портале мою статью «Можно ли и как создать современную общенародную идеологию России?» . Ее публикация важна тем, что одновременно в газете «Завтра» (апрель, 2021 г., 13) была опубликована близкая по содержанию статья А. Дугина «Решиться на идеологию!». И это в очередной раз свидетельствует о том, что вопрос практического создания идеологии России – это не просто сверхважный, а сверхнасущный вопрос для нашего государства. Не может наша страна много лет жить в подвешенном состоянии, не зная, куда она идёт. И поэтому вопрос российской общенародной идеологии необходимо как можно скорее перевести из пространства доказательства её необходимости для страны в пространство её практического создания. Решить эту проблему – означает решить несколько вопросов: 1) Какой может быть идеология по форме?; 2) Риски принятия идеологии; 3) Кто должен делать современную идеологию России?; 4) Как сделать и утвердить идеологию России? 1. Какой может быть идеология по форме? То, что идеология жизненно необходима для любого народа – это совершенно ясно. Идеология – это совокупность идей, по которым живет страна, народ, человек. И это было на протяжении всей истории нашей страны. Достаточно вспомнить «Слово о Законе и Благодати» – это истинная матрица и программа развития Древней и Средневековой Руси, решения Стоглавого собора, документы, принятые в начале правления царя Алексея Михайловича. И такие тексты принимались на протяжении всей нашей истории, включая и Советский Союз. Так что идеология – это вовсе не выдумка коммунистов, подменивших идеологией религию. При этом ни в коем случае нельзя сводить идеологию к какой-то определённой форме, например, какому-то посланию, какой была проповедь «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона или письмо старца Филофея к великому князю Василию III. Идеология, если говорить максимально просто, это устный или письменный текст, констатирующий прошлое и настоящее и определяющий будущее страны, государства, народа, человека. И она может бытьпредставлена в разных формах, в том числе и в форме государством принятого документа, как это было с документами при царях Иване Грозном или Алексее Михайловиче, как это было в партийных документах Советского Союза, если помнить, что КПСС и была реальным государством.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/16/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Начало освобождения. Север Луганщины 19.04.2022 629 Время на чтение 9 минут Источник: Русь Триединая Третью командировку на войну, именуемой спецоперацией, я совершил на север Луганско й области, на территорию, которая была освобождена 24 февраля 2022 года. Из холодной, заснеженной Москвы я перенесся в теплый, приветливый, южнорусский апрель. К слову, за восемь лет я так и не привык к московскому климату. Первое, что сразу бросилось в глаза — это зеленеющие поля луганщины, освобожденной в ходе нынешней спецоперации. Мой маршрут пролегал через Троицкое, Покровское, Нижнюю Дуванку — крайней точкой нашего маршрута был поселок с символичным названием — Невский. Этот поселок находится практически на линии фронта. Там бойцы ЛНР и местные жители наиболее нуждаются в помощи. Название поселка свидетельствует — освобождены исконно русские земли. Город Сватово, основан в 1660 году при царе Алексее Михайловиче. Казаки из Сватово участвовали в Полтавской битве на правильной стороне истории и лихо рубили изменников-мазепинцев. Сейчас в Сватово спокойная мирная жизнь, мамы гуляют с детьми. В городе есть электричество, работают заправки, магазины. Торговля ведется как за гривны, так и за рубли. Население радуется трехкратному снижению цен на бензин с 135 до 45 рублей. Только наличие военных в городе напоминает, что недалеко идут бои и льется кровь. Если в Харьковской области на освобожденных территориях структура власти рухнула целиком и полностью, то здесь сбежала только бандеровская верхушка. В Троицком и Сватово еще преобладает желто-голубая палитра. Адепты агрессивной политической секты старались все многообразие мира свести к двум цветам и все сделать Украиной. Животные метят территорию экскрементами, а люди символами. Смена семантического контура на освобожденной территории — это то, что должно происходить на освобожденной территории в первую очередь. Конечно, следы войны видны и здесь. ВСУшники при отступлении взрывали мосты. Дорог практически нет, но это уже не следствие войны, а следствие предыдущей тридцатилетней руины. Некоторые участки того, что в советский период было асфальтной дорогой, приходилось объезжать по накатанной рядом грунтовке.

http://ruskline.ru/opp/2022/04/19/nachal...

М.Д. Приселков Можно думать и надеяться, что при первых к тому благоприятных условиях друзья, почитатели и сослуживцы почившего Н. Ф. Каптерева примут все меры к опубликованию материалов для биографии Н. Ф. и к изданию задуманных им в последние годы жизни сборников своих статей. Материалы для биографии не только помогли бы выяснить нам ход работ и развитие ученого лица Н. Ф., они дали бы нам любопытную и яркую картину той среды и тех церковно-общественных отношений второй половины XIX в., которые мучительно переживались профессорской академической средой и скорбными тенями ложились на пути жизни и ученой работы Н. Ф. за отсутствием теперь возможности дать действительную картину богатого печалями, но и богатого силою духа жизненного подвига Н. Ф., приходится ограничиться передачею лишь внешней рамы этой картины и сосредоточить внимание на оценке того ученого наследия, которым почивший Н. Ф. завоевал себе прочное и почетное имя в русской церковно-исторической науке. Н. Ф. Каптерев родился 8 июня 1847 г. в селе Кленове, Подольского уезда, Московской губернии. Как сын сельского священника, он прошел все ступени образования нашей духовной школы: звенигородское духовное училище, вифанскую духовную семинарию, Московскую духовную академию (1868­−1872). При академии Н. Ф. быль оставлен сразу же по её окончании, и вся дальнейшая жизнь и работа шла в неразрывной связи с академией: до 1883 г. – доцент по кафедре древней гражданской истории, с 1883−1896 г. – экстраординарны, в 1896−1898 г.г. ординарный, а с 1898 г. – заслуженный профессор. В 1874 г., через два года по окончании академии, Н. Ф. получил степень магистра по защите диссертации, до сих пор не потерявшей своего места в исторической литературе, – „Светские архиерейские чиновники в древней Руси“ (Москва, 1874), но получение докторской степени задержалось до 1891 г., потому что первое большое исследование, написанное за это время, – „Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст.“ (Москва, 1885), удостоенное Академией Наук уваровской премией, не было одобрено Синодом, первый выпуск другого исследования о времени церковных реформ при царе Алексее Михайловиче („ Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов“, Москва, 1887 г.) сразу же положил запрет дальнейшему опубликованию), и только третья работа – „Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством 1669−1707 г.“ (Москва 1891 г.) – прошла благополучно для увенчания Н. Ф. через все соответствующие взоры того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Величие души Алексея от 1667 до 1670 года Присоединение Малороссии — такое важное, давно желаемое Русскими событие — произошло очень кстати, поскольку необходимо было несколько рассеять горестные чувства их доброго государя: его отеческое сердце страдало от беспокойств и неприятностей, почти беспрестанно происходивших в последние десять лет с его подданными. Началось все с беспорядков, происходивших от исправления церковных книг. Можете себе представить, друзья мои, насколько нелегко было царю видеть, что его народ погибает от своего упрямства; что староверы , умирая в мучениях, говорили, что настало время гонения на православных христиан, что они с радостью переносят это гонение и ожидают, что дети их сделают то же. Мы уже можем спокойно смотреть на их мирные секты, но не такие были они при царе Алексее Михайловиче, и потому неудивительно, что их споры очень беспокоили его доброе сердце. Почти в то же время пришлось ему испытать новое огорчение: война с Польшей и Швецией стоила так дорого, что почти вся казна истощилась и первые бояре царя посоветовали ему наделать медных денег с той же ценой, по какой ходили серебряные деньги. Все шло хорошо, пока все вещи продавались по-прежнему, но как только некоторые из тех же самых бояр начали пользоваться случаем и собирать у себя все серебряные деньги, а в обороте оставлять только одни медные, то все вздорожало, а от этого и весь народ заволновался. Только одно благоразумие государя остановило новые несчастья, которые могли бы произойти от этого смятения: он увидел, как непродуман был совет бояр, и отменил употребление медных денег. Все успокоилось. Вскоре Алексея огорчил человек, от которого меньше всего можно было ожидать этого. Поверите ли вы, милые читатели, что этим человеком был патриарх Никон! Этот умный, этот добродетельный Никон, прекрасными качествами которого мы еще так недавно восхищались! Да, трудно поверить, но, к сожалению, это была правда! Вы знаете, как любил его государь.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Петр, единодержавным обладатель России 1689 год Почему вы задумались, мои друзья? Что вы так невесело смотрите на 1689 год? Вам жаль, что Петру уже семнадцать лет, а вы ничего не слышали о том, что было с ним все то время, как Софья так самовластно управляла его царством? Ваше сожаление понятно: ничье детство не было так любопытно, так прекрасно и блистательно, как детство Петра! Итак, милые мои читатели, прежде чем вы узнаете о том, что снова замышляет хитрая и властолюбивая царевна и как избавился от нее семнадцатилетний Петр, я расскажу вам о том, что было любопытного в его детстве и молодости. Слушайте же. Вы помните, что еще в трехлетием возрасте Петр имел товарищей, с которыми любил играть в солдаты. Приятно было смотреть на малюток, которые, как настоящие солдаты, помнили весь порядок команды и, с почтением слушая своего маленького командира, быстро и ловко исполняли его приказания. Впоследствии число их увеличилось, и так как они обычно жили в Потешном Преображенском дворце, то и их называли потешными. А может быть, это имя произошло от того, что они доставляли увеселение, или, как тогда называли, потеху Петру. Но это увеселение вскоре стало гораздо важнее, и вот по какой причине: в числе иностранцев, служивших в России при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче, был один Женевский дворянин, Лефорт. С красивой наружностью в нем соединялись и прекрасные качества души. Особенно отличался он своей храбростью, правдолюбием и привязанностью к стране, ласково принявшей его в число своих сынов. Он любил Россию, как свое Отечество, и знал очень хорошо Русский язык. Всем этим он обратил на себя особое внимание десятилетнего государя. Дружба, существовавшая впоследствии между ним и Лефортом, началась с Голландского языка. Петр просил образованного Женевца научить его говорить по-голландски. Уроки начались, и с этого времени не было для Петра более приятного провождения времени, чем разговаривать с новым своим любимцем. Лефорту было, чем занимать любопытного ребенка, было, что рассказывать! Он так много странствовал по разным государствам, так много видел на свете и хорошего, и дурного, что в разговорах с ним Петр мог беспрестанно узнавать что-нибудь новое и полезное.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.0 из  5) Часть шестая. Ссылка И кости по родине плачут Русская пословица Глава 1. Ссылка первых лет свободы Наверно, придумало человечество ссылку раньше, чем тюрьму. Изгнание из племени ведь уже было ссылкой. Соображено было рано, как трудно человеку существовать оторванному от привычного окружения и места. Всё не то, всё не так и не ладится, всё временное, не настоящее, даже если зелено вокруг, а не вечная мерзлота. И в Российской империи со ссылкой тоже не запозднились: она законно утверждена при Алексее Михайловиче Соборным Уложением 1684 года. Но и ранее того, в конце XVI века ссылали безо всякого Собора: опальных каргопольцев; затем угличан, свидетелей убийства царевича Димитрия. Просторы разрешали — Сибирь уже была наша. Так набралось к 1645 году полторы тысячи ссыльных. А Пётр ссылал многими сотнями. Мы уже говорили, что Елизавета заменяла смертную казнь вечной ссылкой в Сибирь. Но тут сделали подмену, и под ссылкою стали понимать не только вольное поселение, а и — каторгу, принудительные работы, это уже не ссылка. Александровский устав о ссыльных 1822 года эту подмену закрепил. Поэтому, очевидно, в цифрах ссылки XIX надо считать включённой и каторгу. В начале XIX века ссылалось, что ни год, от 2 до 6 тысяч человек. С 1820 года стали ссылать ещё и бродяг (по-нашему тунеядцев) и так уже вытягивали в иной год до 10 тысяч. В 1863 излюбили и приспособили к ссылке отчуждённый от материка пустынный остров Сахалин, возможности ещё расширились. Всего за XIX век было сослано полмиллиона, в конце века числилось ссыльных единовременно 300 тысяч. Ссылка так развита была в России именно потому, что мало было отсидочных тюрем, не в практике. К концу века ссыльное установление многообразилось. Появлялись и более лёгкие виды: “высылка за две губернии”, даже “высылка за границу” (это не считалось такой безжалостной карой, как после Октября). Внедрялась и административная ссылка, удобно дополняющая ссылку судебную. Однако: ссыльные сроки выражались ясными точными цифрами, и даже пожизненная ссылка не была подлинно пожизненной. Чехов пишет в «Сахалине», что после 10 отбытых лет ссылки (а если “вёл себя совершенно одобрительно”- критерий неопределённый, но применяли его, по свидетельству Чехова, широко, — то и после шести) наказанный переводился в крестьянское состояние и мог возвратиться куда угодно, кроме своего родного места.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Род наш один из самых древних родов на Руси: все Протозановы по прямой линии происходят от первых владетельных князей, и под родовым гербом нашим значится, что он нам не милостью дарован, а принадлежит “не по грамоте”. В исторических рассказах о старой Руси встречается немало имен наших предков, и некоторые из них воспоминаются с большим одобрением. До Ивана Даниловича Калиты они имели свой удел, а потом, потеряв его, при Иване Третьем являются в числе почетных людей Московского княжества и остаются на видном положении до половины царствования Грозного. Затем над одним из них разразилась политическая невзгода, и, по обычаям того времени, за одного явились в ответ все: одни из Протозановых казнены, другие — биты и разосланы в разные места. С этой поры род князей Протозановых надолго исчезает со сцены, и только раз или два, и то вскользь, при Алексее Михайловиче упоминается в числе «захудалых», но в правление царевны Софии один из этого рода “захудалых князей”, князь Леонтий Протозанов, опять пробился на вид и, получив в управление один из украйных городов, сделался “князем кормленым”. Покормился он, впрочем, так неосторожно, что Петр Великий, доведавшись о способе его кормления, отрубил ему голову, а животы велел “поверстать на государя”. При этом, однако, гнев государя не был перенесен с отца на детей, а напротив, старший сын казненного, Яков Леонтьевич, был взят для обучения его всем тогдашним наукам. Яков Львович (с этих пор имя Леонтий в роде Протозановых уступает место имени Лев) учился в России, потом за границею и по возвращении оттуда был проэкзаменован самим царем, который остался им очень доволен и оставил его при своей особе. Яков Львович оказался столь удобным для исполнения различных предначертаний Петровых, что государь отметил его своим особенным вниманием и повел его от чести к почести, не забывая при этом поправлять и его родовую «захудалость». Петр, однако, не сделал нашего прадеда богачом, а именно только вывел его из «захудалости». Сам же князь Яков Львович не умел вознаграждать себя: он, как говорили в то время, “заразился глупостью Лефорта”, то есть пренебрегал способами к самовознаграждению, а потому и не разбогател. Такова была его жизнь до самого воцарения Анны Ивановны, когда Яков Львович попался на глаза Бирону, не понравился ему и вслед за тем быстро очутился в ссылке за Оренбургом.

http://azbyka.ru/fiction/zahudalyj-rod/

Род наш один из самых древних родов на Руси: все Протозановы по прямой линии происходят от первых владетельных князей, и под родовым гербом нашим значится, что он нам не милостью дарован, а принадлежит «не по грамоте» . В исторических рассказах о старой Руси встречается немало имен наших предков, и некоторые из них воспоминаются с большим одобрением. До Ивана Даниловича Калиты они имели свой удел, а потом, потеряв его, при Иване Третьем являются в числе почетных людей Московского княжества и остаются на видном положении до половины царствования Грозного. Затем над одним из них разразилась политическая невзгода, и, по обычаям того времени, за одного явились в ответ все: одни из Протозановых казнены, другие — биты и разосланы в разные места. С этой поры род князей Протозановых надолго исчезает со сцены, и только раз или два, и то вскользь, при Алексее Михайловиче упоминается в числе «захудалых», но в правление царевны Софии один из этого рода «захудалых князей», князь Леонтий Протозанов, опять пробился на вид и, получив в управление один из украйных городов, сделался «князем кормленым». Покормился он, впрочем, так неосторожно, что Петр Великий, доведавшись о способе его кормления, отрубил ему голову, а животы велел «поверстать на государя». При этом, однако, гнев государя не был перенесен с отца на детей, а напротив, старший сын казненного, Яков Леонтьевич, был взят для обучения его всем тогдашним наукам. Яков Львович (с этих пор имя Леонтий в роде Протозановых уступает место имени Лев) учился в России, потом за границею и по возвращении оттуда был проэкзаменован самим царем, который остался им очень доволен и оставил его при своей особе. Яков Львович оказался столь удобным для исполнения различных предначертаний Петровых, что государь отметил его своим особенным вниманием и повел его от чести к почести, не забывая при этом поправлять и его родовую «захудалость». Петр, однако, не сделал нашего прадеда богачом, а именно только вывел его из «захудалости». Сам же князь Яков Львович не умел вознаграждать себя: он, как говорили в то время, «заразился глупостью Лефорта» , то есть пренебрегал способами к самовознаграждению, а потому и не разбогател. Такова была его жизнь до самого воцарения Анны Ивановны, когда Яков Львович попался на глаза Бирону , не понравился ему и вслед за тем быстро очутился в ссылке за Оренбургом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Киверичи. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Киверичи - Троицы Живоначальной церковь В 1627 г. в с. Киверичи были разрушенный деревянный храм Николая Чудотворца, 4 пустых двора церковного причта, двор помещика, 2 двора крестьянских и 2 бобыльских. При царе Алексее Михайловиче в 1646 г. в с. Киверичи - деревянный храм Николая Чудотворца, двор помещика Андрея Тимофеева сына Ансимова, 3 двора церковного причта, 9 крестьянских дворов, 3 двора бобыльских. В селе по благословению новгородского архимандрита 2 декабря 1685 г. построена новая деревянная церковь Николая Чудотворца. В 1707 г. в ней служили священник Андрей Данилов и дьякон Иван Степанов. При новом владельце села, надворном советнике Алексее Колотильщикове, уроженце г. Кашина, по благословению тверского епископа Тихона в 1790 г. строится каменная церковь Живоначальной Троицы с приделами: правый - Пророка Илии, левый - Николая Чудотворца. Строительство окончено в 1798 г., церковь освящена в 1799 г. протоиереем Воскресенского собора г. Кашина Дмитрием Федоровым. В 1828 г. при церкви 56 дес. земли, в приходе - 1111 душ. В 1833 г. возле храма открывается кладбище. Старый деревянный храм разобран в 1800 г. Место его предположительно северо-восточнее нового храма, на берегу ручья, по течению которого в XIX в. образовано 3 каскадных пруда (южнее современной ул. Советской). В 1882 г. на месте, называемом «Монастырь» (правый берег р. Городни, северо-западнее с. Киверичи) найден гроб из известнякового камня с человеческими останками. Среди местного населения удерживалось предание, что здесь действительно был монастырь. Документальных сведений не обнаружено, время существования не определено. Предположительно, это годы опричнины Ивана Грозного. Находка была описана, материалы отосланы А.К Жизневскому, председателю Тверской ученой архивной комиссии, а гроб с останками вывезен Сысоевым в Москву. В 1898 г. купцами из крестьян Андреем и Сергеем Константиновыми по завещанию покойного дяди Василия подается прошение о расширении храма. На сельском сходе в 1900 г. принят проект губернского епархиального архитектора В. Назарина, по которому от старого храма оставляли колокольню и трапезную. Храм перестраивали с 1900 по 1905 гг., он был принят губернским инженером Кошелевым в 1906 г., в последующем велась роспись храма. Главный престол - во имя Живоначальной Троицы, правый - иконы Казанской Божией Матери, левый - Святителя Василия Великого. Подрядчик строительства храма - местный крестьянин Яков Сергеевич Сергеев, который содержал кирпичный завод на пустоши Серпеиха.

http://sobory.ru/article/?object=32228

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010