Содержание Наиболее замечательные кресты: Священнослужебные сосуды Блюда     Настоящий наш труд имеет своим предметом обследование истории придворного храма, построенного первым русским царем из династии Романовых и сохранившегося до настоящего времени – Верхоспасского собора в Московском Кремлевском Большом дворце. За этим трудом предполагается ряд других 1 , так же посвященных исследованию истории и описанию Московских же придворных церквей, которые, заслуживая внимания сами по себе в историко-археологическом и других отношениях, представляют особенный интерес своей историей в настоящее время, когда Святая Русь готовится к достойному чествованию трехсотлетнего юбилея столь достопамятного исторического события, каким было воцарение в 1613 г. первого Государя из династии Романовых. Ведь все эти церкви или были вновь построены волей и усердием властителей русской земли из сего дома, или же перестроены, обновлены и украшены богатыми иконостасами, или же, наконец, сохраняют в себе драгоценные вклады тех или других лиц из царственной семьи. Следовательно, Московские Кремлевские придворные соборы и церкви служат живыми и наглядными памятниками того благочестивого усердия ко храму Божию, которым отличаются царственные лица из династии Романовых. По несомненному свидетельству истории 2 , Верхоспасский собор был построен в 1635–36 гг. над меньшей золотой царицыной палатой 3 , причем строителями его были русские каменных дел мастера Роман Огурцов, Антип Константинов, Трофим Тарутин и Ларион Ушаков 4 . По месту своего устройства, церковь стала называться «верховою», «на верху», «на сенех» 5 . Уже при царе Алексее Михайловиче, в 1663 г., последовало возобновление храма, которое состояло не в одном ремонте его, но и в устройстве заново трапезы при нем, каковую работу производил подмастерье каменных дел Никита Тарутин 6 . В 1660 году Станислав Лопуцкий написал «царское место» в соборе 7 . В 1670 г. площадка, находившаяся между царскими теремными покоями и церковью Спаса Нерукотворенного образа, была украшена медною вызолоченою решеткою, запиравшею вход с лестницы, которая вела в терема с постельничьего крыльца 8 , отчего и церковь стала называться еще «что за золотою решеткою» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Третий день. Поучение 2-ое. Святитель Филипп, митрополит Московский (перенесение его мощей из Соловецкого монастыря в Москву). (О значении страха Божия). I. Св. Филипп, митрополит Московский, в мире Феодор, из рода бояр Колычевых, родился февраля 11-го, 1507 г. Он был воспитан материю в строгом благочестии, и потому, служа при дворе царском, не искал мирских удовольствий, не стремился к славе и почестям, но непрестанно помышлял о спасении души. 30 лет от роду он ушел в Соловецкий; монастырь, принял монашество под именем Филиппа, а чрез 9 лет, посвященный в игумены, привел монастырь в цветущее состояние и построил храмы Успения и Преображения, завел скит на Заяцком острове, провел дороги и каналы, осушил болота, завел скотный двор, устроил больницу, и написал устав иноческого жития. В 1566 г. Иоанн Грозный вызвал Филиппа в Москву, долго с. ним беседовал и предложил ему сан митрополита. Сделавшись первосвятителем русской церкви, Филипп стал благотворно действовать на царя и на окружавших его. При дворе наступила тишина, прекратились веселья и казни, потому что все боялись пустынного святителя. Но когда, в 1567 г., возобновились доносы и убийства и Филипп смело обличал царя, а на угрозы его отвечал, что он, «боясь Бога», не может молчать при виде зла и неправды, и готов претерпеть заточение и смерть, тогда царь отверг святителя, изгнал его из храма, а потом заточил в Тверской-Отрочь монастырь. В 1570 г. св. Филиппа задушил свирепый опричник Малюта Скуратов. Чрез 20 лет по кончине Филиппа нетленное тело его, по просьбе соловецких иноков, отвезено в монастырь Соловецкий, где прославилось чудесами. При царе Алексее Михайловиче мощи святителя были торжественно открыты в 1652 г. новгородским митрополитом (впоследствии патриархом) Никоном, перевезены в Москву и положены в Успенском соборе. Раку с св. мощами сам царь нес на раменах своих. 9-го января воспоминается кончина св. Филиппа, а 3-го июля – перенесение мощей. II. Жизнь, деяния и страдания святителя Филиппа доказывают нам ту истину, что страх Божий есть основание всякой добродетельной жизни и источник всех великих подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тула. Церковь Рождества Христова (Николозарецкая). Николо-Зареченская церковь Карта и ближайшие объекты ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - приходский храм в Туле, на Оружейной стороне, во имя Рождества Христова (иначе - Николозарецкая церковь) с приделом во имя апостола Андрея Первозванного. Образование прихода Христорождественской церкви относится ко времени основания Кузнецкой слободы, когда по указу Федора Ивановича в 1595 г. 30 самопальным мастерам была дарована земля за р. Упой, на Хопре. Со временем население в Слободе значительно увеличилось, и уже при Алексее Михайловиче самопальники смогли построить на свои средства 2 деревянные церкви (Георгиевская и Христорождественская). Прихожанами Христорождественской церкви были оружейники, среди которых был и Н. Демидов. В 1730 -1734 гг. вместо деревянного храма сын Демидова Акинфий возле могилы своих родителей построил 2-этажный каменный храм, верхний этаж которого освящен во имя Рождества Христова, а нижний - во имя св. Николая. При нижней церкви был устроен придел апостола Андрея Первозванного. С ним связана одна из легенд из жизни Н. Демидова. У знаменитого прихожанина были всякого рода тайные ходы и подвалы; однажды его дочь из любопытства отперла один из них, чем вызвала такой гнев родителя, что он ударил ее связкой ключей по голове, и она умерла. Случилось это в день св. ап. Андрея Первозванного, и кающийся отец соорудил придел «на костях» его дочери во имя этого апостола. Николо-Зарецкая (Демидовская) церковь или Рождества Христова Приход образован с основанием Кузнецкой казенной слободы в конце XVI в. На месте деревянной церкви в 1730 г. на средства заводчика Акинфия Никитича Демидова выстроена каменная двухэтажная с приделом на первом этаже во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, на втором, освященном в 1834 г., - в честь Рождества Христова. В том же году на первом этаже освящен придел во имя ап. Андрея Первозванного. До революции 1917 года Николо-Зарецкий храм считался одним из самых богатых в Туле. На сегодняшний день Николо-Зарецкий храм – самый крупный в Туле, один из трех сохранившихся двухэтажных храмов города. Служба в нем возобновилась в 1999 году, после 65-летнего перерыва. Николо-Зарецкий храм стоит на чугунных плитах производства Демидовского завода. Сейчас чудом сохранились лестница и чугунный пол, которые отливали на Урале почти 300 лет назад. Долгое время в храме находился продуктовый склад. На втором этаже сохранился подъемник, с помощью которого в церковь заносили ликероводочную продукцию и мешки с мукой. Потом храм облюбовали лица без определенного места жительства. Сегодня церковь восстанавливают прихожане на свои деньги и своими силами.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Цари сообщали патриарху, что «при отце нашем, государском блаженные и вечнодостойные памяти, при великом государе, царе и великом князе Алексее Михайловиче, всеа Великия и Малыя, и Белыя Росии самодержце, учинился в нашей государской державе богоспасаемый град Киев и весь Малоросийской край», а это, в свою очередь, гарантировало православным жителям указанного края возможность сохранять свою веру: «И тем святая Церковь и весь православный тамо живущий народ от великого гонения и утеснения вере от унеи свободились, а пребывают и впредь по благодати Божии пребывати будут в православной християнской вере греческого закона под нашею государскою самодержавною высокою рукою» (цитируется по 94; в 190 – то же). Однако, как констатируется в грамоте, в отношении православных жителей Польского государства «гонения и утеснения» отнюдь не прекратились; более того, из-за вакантности Киевской кафедры пропаганда унии даже усилилась: «Однако ж той нашей государской державы богоспасаемого града Киева Церковь Божия и митрополии престол многие лета пребывал без пастыря, а отступники святыя Восточныя церкви, пребывающия при костеле Римском, а наипаче епископ Шумлянский, которой недавно от святыя соборныя Церкви греческого закона отступя, пристал к Римскому костелу, видя того нашего богоспасаемого града Киева митрополии престол без пастыря, дерзает писатись непрестанно блюстителем оной Киевской митрополии, и всех тамошних жителей приводят и призывают, и прелщают к своей ереси в унию и к повиновению папешскому, а то чинилося для того, что та Киевская митрополия колико надесять лет пастыря не имела» (цитируется по 190; то же, несколько более кратко, в 94). При этом цари дипломатично снимали с патриарха Константинопольского обвинение в том, что Киевская кафедра долго никем не замещалась, объясняя этот факт не бездействием патриарха, а сложностями «за далним к вашему архипастырскому престолу в проезде пути и за великим бусурманским гонением и насилованием, такъже и за воеванными случаеми» (цитируется по 94; то же – в 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это был человек мягкий, ласковый, добродушный в высшей степени» О новой коллекции документов, посвящённых царю Алексею Михайловичу Романову, подготовленной Президентской библиотекой 19:00 29.03.2024 213 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено Президентской библиотекой 29 марта 2024 года исполняется 395 лет со дня рождения второго русского царя из династии Романовых – Алексея Михайловича, отца Петра I. К этой дате Президентская библиотека подготовила новую коллекцию «Алексей Михайлович (1629–1676)». В неё вошли исследования, архивные документы, воспоминания, в том числе сочинения иностранцев, о России XVII века, изобразительные материалы. Они рассказывают о внутренней и внешней политике Алексея Михайловича, раскрывают культурные особенности жизни царя и его окружения. Важное место в коллекции занимают издания Соборного уложения 1649 года и его региональные выписки, исторические труды по восстаниям эпохи Алексея Михайловича и исследования, проливающие свет на отношения царя с патриархом Никоном и протопопом Аввакумом. В очерке историка Ивана Катаева «Царь Алексей Михайлович и его время» (1901) можно найти описание внешности и характера Алексея Михайловича, которого называли «тишайшим»: «Это был человек мягкий, ласковый, добродушный в высшей степени». О русском царе так отзывались не только соотечественники, но и посещавшие Россию иностранцы. Иван Катаев передаёт впечатления одного из иностранных гостей от встречи с царём: «Наружность царя красива; он здоров сложением; волосы его светлорусые; он не бреет бороды, высок ростом и толст; его осанка величественна». Милосердие к ближним было отличительной чертой царя, оно направлялось главным образом на людей обездоленных, убогих, «нищую братию». В домашней жизни Алексей Михайлович был образцом благочестивого монарха: «никто строже его не соблюдал постов, не уделял так много времени молитве, как он; в этом отношении царь Алексей мог поспорить с любым монахом». О необыкновенных человеческих качествах правителя пишет в книге «Второй царь из дома Романовых Алексей Михайлович („Тишайший“)» (1913) архиепископ Алексей Бельковский: «Редко приходится встречать такой единодушный отзыв о царе, какой дают об Алексее Михайловиче его современники. И не только современники, но и позднейшие писатели-историки все одинаково восхищаются душевной красотой царя Алексея Михайловича». Далее автор пишет: «В его голубых глазах светилась такая доброта, что его взгляд не возбуждал страха, но всякого ободрял и обнадёживал; его лицо дышало добродушием и в то же время было серьёзно, чинно и важно».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/et...

4 ноября: Что празднуем? Как празднуем? Москва 4 ноября представляет собой настоящий ‘праздник непослушания’, политической дезинтеграции народов России, поскольку самым цитируемым в СМИ мероприятием будет т.н. ‘Русский марш’. Марш стал самым цитируемым событием 4 ноября в рунете. Не верите? 4 ноября, 2012 Москва 4 ноября представляет собой настоящий ‘праздник непослушания’, политической дезинтеграции народов России, поскольку самым цитируемым в СМИ мероприятием будет т.н. ‘Русский марш’. Марш стал самым цитируемым событием 4 ноября в рунете. Не верите? Праздник 4 ноября , официально заявленный как «День народного единства» появился в нашем календаре сравнительно недавно – в 2005 году. Ввели его по предложению Межрелигиозного совета России с целью возрождения почитания дня освобождения Москвы от польских захватчиков. Традиция празднования появилась еще при Алексее Михайловиче и окончилась с революцией 1917 года. Многие, особенно коммунисты, презрительно рассматривают новый праздник как замену 7 ноября, однако, не стало ли в свое время 1 мая в народном календаре «краской пасхой», не заменило ли Рождество для жителей Римской империи привычные и традиционные сатурналии? Действительно, дата выбрана неслучайно. Закончилось смутное время, Русь сохранила свою идентичность, которая находилась на грани исчезновения, собственную веру, государство, вновь обрела столицу, создала все условия для избрания нового царя. Процесс перерождения праздников со сменой традиции вполне естественен и известен испокон веков. Однако, пока праздник для россиян по-настоящему красным днем не стал, о чем вот уже который год повествует ВЦИОМ : до сих пор большинство граждан России его правильно назвать не могут, события, к которому приурочен, не знают и отмечать не собираются. Причем, как явствует неумолимая статистика, серьезной положительной динамики в этом вопросе не наблюдается. Следует отметить, что случай этот далеко не уникальный для нашей самой новейшей истории. Главный государственный праздник России «День независимости» 12 июня пользуется еще меньшей популярностью среди населения .

http://pravmir.ru/4-noyabrya-chto-prazdn...

В.В. Андреев Общие положения 1) Раскол в своем происхождении является протестом земства против поглощения его прав центральной властью. Раскол в своем историческом развитии борется не за старину, а против способа введения новых порядков без спроса земства. Старина для него лишь предлог. 2) Политико-религиозные партии в России появляются одновременно с отменой земских народных прав, начавшейся при Дмитрии Донском. 3) Собственно раскол совпадает по своему появлению с полной отменой земских прав, завершенной окончательным закреплением крестьян при Алексее Михайловиче. 4) Властолюбие и резкий нрав Никона только ускорили появление раскола, которое было неизбежно при господствовавших государственных порядках того времени. 5) Раскол явился оппозицией не только земских вообще, но и местных, областных прав и преданий объединявшим и уравнивавшим стремлением центральной власти. Отсюда большое число согласий и толков, на которых отразилась этнографическая рознь русского населения и невозможность единства в оппозиции раскола. 6) Оппозиция старинного новгородского севера отразилась в беспоповщине; оппозиция старины московской – в поповщине. 7) Раскол как протест принимает преимущественно тот характер в данную эпоху, какой обусловливается слабыми сторонами в порядке государственного управления: в эпоху религиозных гонений он является с церковным оттенком; при Петре I и политических гонениях с оттенком политическим; при Екатерине II, по прекращении гонений, но при ненормальном социальном положении народа и благодаря остающемуся крепостному праву, раскол принимает оттенок социальный, экономический. Таким образом в истории раскола выдаются три периода: а) раскол как религиозная секта до Петра I; б) как политическая оппозиция – до Екатерины II; в) как промышленная и торговая община с Екатерины II. 8) Оставаясь оппозицией правительству по вопросам внутренней политики, раскол никогда не был политически опасен России. Напротив, коренясь в исконном русско-славянском населении, враждуя сначала в своем зародыше с татарским элементом, потом с западно-европейскими нововведениями, и вообще со всем, что навязывалось извне, раскол, гонимый из центра России на русские окраины и за русские пределы, всюду прививал русскую народность и содействовал как обрусению окраин государства, так и приобретению Россией новых областей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

В последнее время богословская литература наша начала быстро обогащаться разного рода сочинениями по отделу Свящ. Писания. Кроме многочисленных, более или менее ценных в научном отношении, статей, постоянно появляющихся на страницах наших духовных журналов, в течение последних десяти лет у нас появился целый ряд новых учебных пособий и руководств к изучению Свящ. Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, составленных применительно к новой программе преподавания этой науки в наших духовных семинариях, начаты издания свящ. книг с краткими объяснительными примечаниями, явилось, наконец, немало и специально-ученых сочинений, посвященных исследованию истории или текста книг библейских. Явлению этому нельзя, конечно, не порадоваться и не пожелать ему дальнейшего, успешного развития и процветания. В этом оживлении учено-литературной деятельности по одной из существенных наук православно-христианского богословия справедливо можно усматривать добрые задатки успехов и во многих других отраслях его. В этом ясно убеждает нас опыт прошедшей истории науки христианского богословия. Золотые века в отношении к изучению Свящ. Писания всегда были золотыми также веками и для христианского богословия вообще. Отсюда – из неисчерпаемой сокровищницы Божественных Писаний великие отцы и учители древней Церкви почерпали, как известно, как глубокое ведение догматов и правил Веры Христовой, так и достоподражаемое искусство в самом изложения их, высоко-поучительном для ума и глубоко-назидательном для сердца; и во все последующие века христианского просвещения можно ясно заметить также, что всякий новый успех в раскрытии и уяснении для христианского сознания тайн Божественного Откровения всегда стоял, между прочим, в тесной связи с более и более глубоким и широким проникновением в смысл письменных памятников его, т.е. Свящ. Писания. Уместно припомнить здесь прекрасные слова предисловия к славянскому переводу Библии , изданной при царе Алексее Михайловиче: «якоже луна от солнца заимствует свет: сице вси богословцы и творцы еликих книг, от нея (священ. Библии ) все заемлюще, по потребе своей пишуще издают».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Глава III Еще при царе Алексее Михайловиче, особенно же в правление царевны Софьи и при Петре I, раскольники, уходившие за границу от преследований русского правительства, проложили себе путь в Молдавское господарство и мало-помалу расселились там по разным городам и местечкам. Яссы, столица Молдавии, сделалась центральным местом их жительства, и отсюда почти непрерывной цепью тянутся в большем или меньшем количестве обитаемые раскольниками селения вплоть до Галиции, а от Галиции, с небольшими перерывами, на северо-востоке до самой Ветки. По соседству с Галицией молдавские раскольники жили в город Сучаве в нескольких близлежащих селениях. Когда в 1777 году, на основании мирного трактата между Австрией и Турцией часть округа сучавского вошла в состав области, известной под именем Буковины, и включена была в границы австрийских владений, тогда в число этих владений поступили и некоторые молдавские селения, обитаемые отчасти раскольниками. Главным из них было селение Миттока-Драгомирна, принадлежавшее Драгомирнскому монастырю и более известное у раскольников под именем Соколинцев. Жившие здесь немногочисленные раскольнические семейства и были первые, явившиеся в австрийских владениях русские раскольники 141 . Таким образом первое появление раскольников в Австрии, и именно в Буковине, где только и находятся их поселения, современно самому присоединению этой области в австрийским владениям. В Молдавии всем вообще раскольникам присвоено издавна название липован 142 : это есть, как надобно полагать, испорченное название филиппон, принадлежавшее собственно раскольникам филиппова согласия, которые, может быть, прежде других старообрядцев пришли из России в Молдавию 143 . Под тем же названием липован стали известны и в Австрии бывшие молдавские старообрядцы с самых первых лет, как поступили под власть австрийского правительства. Молдавские липоване, несмотря на это название, все почти принадлежали к ветковскому согласию и находились в сношениях с Веткой: первые приобретенные Австрией липоване держались также беглопоповства; они имели даже своего священника 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Глава I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайные последствия этого взгляда I. Взгляд раскола на переживаемое время 1. Сущность вопроса. – Первые попытки разрешить вопрос Сущность вопроса. – Причины, затруднявшие его разрешение. – Первые попытки разрешить вопрос. – Ответ в Москву из Пустозерска в «книге – ответ православных». – Учение диакона Феодора о том, что открылось в мире «последнее отступление» и что «скоро» явится последний антихрист. – Учение Феодора об антихристе, как определенной личности, и об обличителях антихриста, как имеющих явиться видимым для людей образом. – Характер рассуждений протопопа Аввакума. – Его согласие с учением диакона Феодора. – Писания попа Лазаря и инока Епифания. – Пустозерский ответ о «книге» архимандрита Спиридона и сущность взгляда последнего. – Ближайшая внутренняя причина, по которой взгляд пустозерских расколоучителей на переживаемое время, особенно в писаниях Аввакума, не мог удовлетворять последователей раскола Вопрос о том, как смотреть на переживаемое время, занимал центральное место в ряду внутренних вопросов в расколе за первое время его существования. Все другие важнейшие вопросы или были прямым последствием его, или же находили в нем основу для своего разрешения. Вопрос возник на почве исключительно религиозной и сводился к учению о времени пришествия в мир антихриста. Московскому собору 1666–67 года уже известна была проповедь расколоучителей о том, что антихрист явился в мир и царствует. После того патриарх Иоасаф II-й († 1672) в своем окружном послании говорил о раскольниках: «Уже бо антихриста в Москве родится имуща глаголют, инии же рожденна быти проповедают». Еще позднее, именно в 1683 году, о том же свидетельствовал пред паствою патриарх Иоаким. «Глаголют, – писал он о раскольниках, – яко уже ныне антихрист в мире, друзии же глаголют, яко уже и царствует, инии же глаголют, яко вскоре имать правоверных мучити». 249 Памятники, вышедшие из-под пера самих раскольников того времени, вполне подтверждают историческую справедливость всех перечисленных свидетельств и дают ключ к разъяснению их.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010