Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Шествие на осляти — православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший вход Господень в Иерусалим — въезд Иисуса Христа на осле. На осла обычно садился митрополит, позднее – патриарх, а под уздцы лошадь вел царь. За эту работу, за то что вел под уздцы «ослика», царь получал от патриарха денежное вознаграждение – 100 рублей. Обычай шествия на осляти в Вербное воскресенье существовал в русских землях с середины 16 века до времени Петра I. В Москве на «осле», ведомом государем, шествовал патриарх, а в других городах – на «осле» ехал епископ или архимандрит крупнейшего монастыря, ездовое животное под уздцы вел воевода. С ослами на Руси была некоторая напряженность, поэтому под ослика маскировали низкорослую лошадь. На нее шили белую попону с длинными ушками. Избранного на такую почетную роль коня готовили задолго. Подготовка лошади, играющей роль осла, заключалась в следующем. Целый месяц до Вербного воскресенья ее держали на диете, чтобы сходство с ослом было большее. А за три дня до крестного хода не кормили вообще, во избежание недоразумений во время хода. Также в течение месяца лошадь водили по маршруту крестного хода, чтобы она привыкла и не пугалась. Описание На полотне изображена процессия, шествующая с богослужения в Церкви «Вход Господень в Иерусалим» (одной из девяти церквей Покровского собора) к Спасским воротам Кремля (бывшие Фроловские). Изображение условно делится на две части – справа пеший царь Алексей Михайлович с придворными боярами и челядью, слева Патриарх «верхом на осляти» с группой митрополитов и епископов. Духовенство и Царя связывает тоненький красный шнур, идущий от узды импровизированного «осла» через центр картины к руке царя. На царе Алексее Михайловиче шапка Мономаха, он в роскошном праздничном наряде, с золотым крестом на груди, под руки его поддерживают придворные, так называемые ближние бояре, а слуги и дети раскатывают перед ними ковровые дорожки. В левой руке царя пальмовая ветвь, а в правой  красный шнур от уздечки. Ведя под уздцы лошадь, наряженную ослом, с восседающим на ней Патриархом в образе Господа Иисуса Христа, царь показывает народу пример своего смирения.

http://azbyka.ru/art/shestvie-na-oslyati...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Солигалич. Храмовый комплекс Преображенского прихода. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Костромская область, Солигаличский район, г. Солигалич, наб. р. Костромы, у моста Координаты: 59.079103, 42.291139 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В приходе 2 церкви: 1) Преображенская каменная, построена в 1821 г., усердием прихожан; 2) Николаев­ская каменная же, с каменной при ней колокольней, построена, в 1688 г. Обе церкви обнесены каменной оградой с железными решотками. Кладбище городское общее. Престолов 5: в Преображенской: а) Преображения Господня; б) Вознесения Господня; в) Благовещения Пресвятой Богородицы; в Николаевской: г) святит. Николая; д) Космы и Дамиана. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 В приходе 2 церкви: 1) Преображенская каменная, построена в 1821 г. усердием прихожан; 2) Николаевская (церковь Николы на Наволоке) каменная же, с каменной при ней колокольней, построена в 1688 г. Обе церкви обнесены каменной оградой с жел. решетками. Кладбище городское общее. Престолов в Преображенской церкви 3: а) Преображения Иисуса Христа на Фаворе, б) Вознесения Иисуса Христа на небо, в) Благовещения Пресвятой Богородицы. В Николаевской церкви два престола: а) в честь святит. Николая Чуд., б) св. Космы и Дамиана бессребреников. Расстояние от Костромы 200 в. Ближайшие церкви: Крестовоздвиженская и Успенская старособорная городские. В 1930-е годы разобрана ограда и уничтожено завершение и своды Никольской церкви. Колокольня обрушилась в 1980-е годы. В 1628 г. упоминается церковь " Николая чудотворца да церковь Преображение Спасова у Соли Галитцкой на посаде " . В октябре 1694 г. " даны два антиминса к освящению церкви Николая чудотв., да Козмы и Дамиана Соли Галицкие поп Андрей тое церкви антиминс взял и росписался " . В январе 1735 г. " церкви Преображения Спасова, что на Наволоке, поп Федор Федоров, да староста церковной посадской человек Тимофей Петров Мачехин в поданном в синод. казен. приказ прошении писали: " в прошлом 1674 г. по благословению между патриаршества Павла митрополита Сарскаго и Подонскаго, при благочестивейшем великом государе Алексее Михайловиче всея великия и малыя россии самодержце построена де теплая деревянная церковь у нас у Соли Галицкой на посаде во имя Преображения Спасова, с приделы Благовещения Пресв. Богор., да Вознесения Господня ... и оная де церковь вельми обветшала и служить в ней за оной ветхостию ни коими делы невозможно и просим, чтобы в. г. указом повелено было оную ветхую церковь и с приделы разобрать и на оное место построить новую теплую каменную церковь во имя Преображения Спасова с показанными приделы " . В феврале 1735 г. " запечатан указ о строении церкви ... велено оную деревянную церковь разобрать и на том церковном месте вновь церковь каменную с приделы построить во-имя Преображения Господня с приделы Вознесения Господня, да Благовещения Пресв. Богородицы " .

http://sobory.ru/article/?object=03120

Сороколетово. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:не позже 1630. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тульская область, Арсеньевский район, село Сороколетово. Координаты: 53.620756, 36.424246 Проезд:От Арсеньево до села. Церковное место рядом со старым кладбищем. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Сороколетово расположено на правом берегу реки Истицы, отстоит от г.г. Тулы в 120 вер., а от уездного Белева в 30 верстах. В состав прихода входят следующие селения, отстоящие от местной церкви: сельцо Сороколетово в 1 вер. деревня Орана в 1 вер., дер. Лелюхино тоже в 1 вер. и дер. Рыдань в 3 верстах. Население прихода состоит из крестьян собственников в количестве 1135 душ муж. и 1203 д. женского пола. Главное занятие жителей – земледелие, отчасти отхожий промысел для добывания и разработки каменного угля и для занятий бондарством. Существование с. Сороколетова в качестве самостоятельного прихода становится известным еще во времена царя Алексея Михайловича. А именно, в писцовых книгах первой половины XVII в. (под 1630-32 гг.) читаем: „Село Сороколетово, Парфеновское тож на речке на Малой на Истице, а в селе, на Государеве земле, церковь Рожество Христово, да в приделе Успение Пречистыя Богородицы, древяна клетцки, а в церкви образы, и книги, и ризы, и клепало, и все церковное строенье мирское, приходных людей”. К этому историческому указанию местное предание добавляет, что в селе Сороколетове существовал некогда монастырь Парфениев, через 40 лет после основания упраздненный. За верность этого предания, повидимому, ручается то, что невдалеке от настоящего храма, к востоку, при раскопке встречается очень много камня от бывших построек и здесь же находят очень древние монеты. Ныне существующий в Сороколетове храм во имя Рождества Христова деревянный. Время его построения неизвестно; в 1858 г. он был перестроен на средства помещицы дер. Ораны, г-жи Демидовой, но в 1865 г. сгорел и через год вновь отстроен старанием местных священников о.о. Василия Разумовского и Илии Петровского. Дополнительныя же работы по возобновлению храма изнутри и снаружи были предприняты в период времени с 1881 по 1889 год. Из достопримечательностей храма заслуживают внимания 1) св. антиминс холщовый с надписью: при царе Алексее Михайловиче, при патриархе Никоне, при митрополите Питириме; 2) древний оловянный сосуд, находящийся ныне без употребления. Причт церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. На содержание его поступает церковная земля, в количестве 113 десятин, из которых 7 усадебной, 69 полевой, 30 – луговой, 5 – под выгоном и 2 десятины под кустарником и дровяным лесом. В с. Сороколетове и в приходе его состоят 3 школы, из которых одна земская, существующая в Сороколетове с 1860 г. и 2 школы грамоты, открытые в 1884 г., одна в деревне Лелюхиной и другая в деревне Оране.

http://sobory.ru/article/?object=43483

Троицкое-Лобаново. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная с белокаменными порталами Троицкая церковь с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца построена в вотчине князей Лобановых-Ростовских после 1578 г. В середине XVIII в. перестроен верх храма на средства князя С.Ф. Волконского. В 1767 г. возведена многоярусная белокаменная колокольня (трапезная 1837 г.). В 1843 г. территория вокруг храма обнесена оградой с кирпичными башнями и Святыми воротами. Церковь и башни ограды сильно руинированы. Комплекс постепенно восстанавливается. Троицкая церковь была выстроена, по некоторым источникам, не позднее 1578 года, освящена при царе Алексее Михайловича и Патриархе Иосафе II, имеет два придела — Успенский и Никольский. Видимо, с этим годом связано первое упоминание в Писцовых книгах Московского государства. При Волконских, в 1767 году, была построена каменная колокольня Троицкой церкви. При церкви имелось кладбище. Весьма примечательна история с колоколом храма, с появлением которого связана почти легендарная история. На колоколе изображен портрет шведского короля Карла XI. «Благовестник» был найден князем Волконским в пруду во время его чистки; расспросив старожилов, князь выяснил, что существовало предание, будто князь Лобанов-Ростовский, прежний владелец Троице-Лобаново, привезжий данный колокол «неизвестно откуда», повесил его на колокольне Троицкого храма; однажды во время службы (заутреня) мощный звук разбудил и испугал князя, после чего тот велел скинуть колокол в пруд. Князь Волконский такой находке подарил вторую жизнь, вновь поместив её на колокольню. По словам Н. Д. Иванчина-Писарева, Звон этого благовестника слышен далеко в окрестности, вблизи же слишком резок, ибо в нём много серебра. Позже, в XIX веке, к церкви была пристроена трапезная. Годы лихолетья не обошли стороной храм, но сейчас ведутся ремонтные работы по восстановлению первоначального облика церкви. http://www.kizik.ru/index.php/podvorie Храм освящен был при царе Федоре Михайловиче и патриархе Иосифе II. И само это место, " древле - Маковец " , самая усадьба, где некогда стоял дом Годуновых, пруды, живописный парк, родник в горе на месте Спасо-Преображенского монастыря (по местному - просто Спас), большие курганы, сразу же селом, вверх по течению реки Благуши по ее берегам (где были погребены татарские и русские воины после сражений, проходящих здесь на рубеже XIII веков). Возникновение этой церкви таинственным образом связано с существовавшим в XIII веке и расположенным недалеко от нее Спосо-Преображенским монастырем, называвшемся Заворинским.Церковь относится к " годуновскому " типу церквей.Строительство храма приходится на вторую половину XV-ro века. Основа храма была возведена из белого камня, восьмериком, шатер же храма был выведен из красного кирпича, украшенный белокаменными поясками. Верхний ярус колокольни и её арки сложены из красного кирпича и украшены белокаменными пилястрами.

http://sobory.ru/article/?object=01032

Чёрный Верх. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь. В приходе: с. Черный Верх, д. Боршевка, д. Дорогомышки, д. Кологриевка, д. Федоровка. Приход образован ранее 1630 г. Каменная церковь с главным престолом во имя Святой Троицы построена в 1849 г. на средства Могилевского архиепископа Евсевия. Придел во имя вмч. Димитрия Солунского.   Источник ГАТО Село Черный Верх лежит близ реки Исты, расстоянием от г. Тулы 100 вер. и от уездного г. Белева 40 вер. Приход названного села составляют, кроме Черного Верха, следующие селения: Дорогомышки, Сипяково (оно же Кологриевка), две Борщевки, Синяково и Малахово. Преобладающее население прихода крестьяне в числе 619 душ муж. и 605 жен. пола. Главное занятие жителей земледелие и отчасти отхожий промысел на земляные работы по сооружению железных дорог. Свое название Черный Верх получил от урочища «Верх», разделяющего село по направлению к речке Исте. Покрытый в прошлом столетии густым лесом, Верх этот отличается сплошным черноземом. Отсюда присвоенное селу название Черный Верх. Относительно первоначального образования прихода письменных памятников не сохранилось, но существование Черного Верха под именем села известно было еще при царе Алексее Михайловиче. В писцовых книгах XVII века (под 1630-32 г.) читаем: " Село Черный Верх на Суходоле, а в селе на Государеве земле церковь Великаго Христова Мученика Димитрия Солунского, да в приделе Великия Христовы Мученицы Параскевы, называемыя Пятницы, а в церкве образы и свечи, и книга, и ризы и колокола и все церковное строение мирское приходных людей " . Упомянутая здесь церковь значится и в местных церковных памятниках (план и межевые книги), относящихся к 1778 году, но в каком виде существовала эта церковь в полуторавековой период времени, равно кем и когда была устроена, неизвестно. Ныне существующий в с. Черном Верху каменный храм во имя св. Димитрия Солунского построен взамен старой деревянной церкви преосвященным Евсевием, епископом Винницким, потом архиеп. Могилевским, в 1849 году всецело на его средства. Постройка храма, благолепно украшенного и снабженного всеми принадлежностями, стоит 20 тысяч рублей, исключая жертв, принесенных в разное время тем же святителем-храмостроителем на поддержание, обновление и ремонтировку храма, равно в вечное пользование церкви и причта, в общей сложности простиравшихся до 6 тысяч руб., считая в том числе и вещественные пожертвования родному храму приснопамятного святителя. Памятниками неусыпной заботливости преосвященного Евсевия о вновь устроенном им храме и заветной для него могиле его отца остаются также устроенные им в 1850 году каменная с чугунными решетками ограда вокруг церкви и каменная часовня, воздвигнутая в 200 саженях от церкви над могилою диакона Поликарпа Евфимова (ум. в 1833 г.), отца преосвященного Евсевия. Содержание храма обозначено ежегодным доходом с капитала 2000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=22329

Яков Андреевич, боярин † 1571 Фёдор Андреевич Иван Алдреевич Лев Андреевич, боярин † 1573 Махайло Игнатьевич Ефим Игнатьевич Худяк Фёдор Игнатьевич Борис Иванович † 1555 Андрей Иванович Глеб Иванович КОЛЕНО XI: Панкратий Яковлевич; женат на Василисе Петровне Клешниной Накита Фёдорович † 1569 Василий Львович Михайло Львович Иван Львович Елизарий Михайлович Михаил Михайлович, окольничий, во схимниках Мисаил † 1608 (вдова его постриглась под именем Евникии) Никита Ефимович Андрей Ефимович кила Иван Ефимович Пётр Фёдорович Дмитрий Борисович Данило Борисович, убит под Венденом 1578 Иван Глебович Василий Глебович, убит под Пайдою в Ливонии 1573 Михайло Глебович Кривый; боярин; уехал в Польшу в 1611 году и там умер; (внуки его возвратились в Россию лишь при Царе Алексее Михайловиче, в 1654 году); женат на княжне Иулиание Михайловне Звенигородской КОЛЕНО XII: Иван Иванович, боярин † 1670 Василий Елизарьевич Дмитрий Михайлович Борис Михайлович, боярин † 1644 Михайло Михайлович, боярин † 30 октября 1671; женат на Прасковье Ивановне NN Марфа Михайловна † 6 февраля 1637; за боярином князем Юрием Яншеевичем Сулешевым Иван Никитич ёр, уехал в Польшу в 1612 году; там принял, с детьми своими, римско-католицизм, и от него происходят польские дворяне Лаврентий Дмитриевич, боярин † 1660; женат на Елене Елизарьевне Чебуковой Иван больший Михайлович, за преданность свою Польше убит Новгородцами, в 1611 году Пётр Михайлович Иван меньший Михайлович Фёдор Михайлович, во иноках Сергий † 1655 Павел Михайлович NN Михайловна, за князем Юрием Никитичем Трубецким КОЛЕНО XIII: Лев Иванович Василий Иванович Алексей Иванович Пётр Михайлович, боярин; женат на Елене Васильевне NN Иван, подчаший Стародубский Владимир-Фердинанд, воевода Черниговский; женат на Любомирской Василий, подчаший Черниговский Иван Лаврентьевич Анна Лаврентьевна, за князем Анастасеем Алибеевичем Макидинским Феодора Лаврентьевна Анастасия Лаврентьевна Фёдор-Александр Петрович, боярин † 2 февраля 1697; женат: 1) на Екатерине Фёдоровне NN † 1 марта 1690; 2) на Анне Михайловне Татищевой † 1702 (от 1-го брака сын и 2 дочери)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Екатерининская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Екатерининская пустынь (официальное название — Свято-Екатерининский монастырь) — действующий мужской православный монастырь на окраине города Видное (бывший посёлок Расторгуево). Возник при царе Алексее Михайловиче как женская обитель. В 1931г. закрыт. До 1934 г. на территории работала детская воспитательная колония, а в 1935-54 гг. здесь находилась печально известная тюрьма Сухановка, где работали Н. И. Ежов и Л. П. Берия.В 1938-1953 занят секретной политической тюрьмой НКВД, т.н. " Сухановкой " , затем принадлежал школе милиции. Вновь открыт в 1991. Содержание История [ править править код ] В описи церковных имений 1764 года о Свято-Екатерининском монастыре сказано так: «расстоянием от Москвы в 23 верстах и в 14 верстах от Подольска, а по каким указам оная пустынь и в каком году сооружена, о том известия никакого, а также жалованных грамот в оной не имеется, ибо оные взяты были в главную дворцовую канцелярию, и в 1737 году в бывший в Москве пожар оные в той канцелярии сгорели». Но легенда называет точную дату: монастырь основан в честь чудесного события, случившегося 26 ноября (7 декабря нового стиля) 1658 года. Царь Алексей Михайлович охотился в Ермолинских рощах под Москвой и остался на ночлег в поле, «в теплых шатрах». Во сне ему явилась дева в белоснежных одеждах, которая сообщила, что супруга царя в пятый раз принесла ему «дщерь на утешение». Благочестивый Алексей Михайлович узнал в этой деве великомученицу Екатерину, поднял среди ночи своих спутников и поскакал в Москву. На заставе они встретили гонца, подтвердившего известие о рождении ребенка. Естественно, что обитель назвали Екатерининской, а царевну — Екатериной. Алексей Михайлович передал монастырю икону святой великомученицы — этот образ считался чудотворным. Царь оплачивал из собственных средств все нужды обители — строительство, содержание, церковную утварь и ризы священнослужителей. Первые строения были деревянными, но уже к 1674 году появились два каменных здания — для причта и для престарелых царских слуг. Монастырь тогда назывался обителью «Екатерининския рощи» и состоял из церкви, кладбища при ней, несколько деревянных и каменных построек. Екатерининская пустынь в конце XIX века

http://azbyka.ru/palomnik/Екатерининская...

400-летний юбилей приобретения царственности родом Романовых всколыхнул патриотические чувства и заставил вернуться к спорам, которые, казалось, давно стали достоянием академической истории. Кем были Романовы по отношению к Русской Церкви — благодетелями или же разрушителями? Чего больше принес Церкви Синодальный период — разумные реформы или необоснованные унижения? Символы царской власти: шапка Мономаха и держава.      Московское царство Ранние Романовы — прежде всего рачительные хозяева. Все они — от Михаила Федоровича до царевны Софьи — были богобоязненны, " мнихолюбивы " и обожали паломнические поездки по древним обителям. Но «хозяйственная жилка» время от времени брала верх над благочестием. Михаил Федорович (1613 - 1645) Церковь обладала в ту пору полной автономией от государственного аппарата и владела обширными землями. Церковные владения давали колоссальные доходы, а у царской казны потребность в деньгах не иссякала. Их требовалось крайне много — после великого разорения смутных лет, в условиях многочисленных войн с Польшей, Швецией, Турцией и Крымским ханством. Поэтому с середины XVI столетия начинается настоящее «перетягивание каната» между монархами и главами Церкви. На этой почве появился Монастырский приказ. Так называлось государственное учреждение, властно вмешивавшееся в финансовые, кадровые и судебные вопросы, которые раньше были исключительно внутрицерковным делом. При государе Алексее Михайловиче Патриарх Никон, ненадолго превратившийся в могучую политическую фигуру, оказался в опале, а потом и в ссылке. При государе Федоре Алексеевиче патриарх Иоаким едва отбил проект полной перестройки Церкви на основаниях, никак не соответствовавших давно устоявшемуся ее быту. Но при всем самовластии, при всем желании ограничить богатство и независимость Церкви, первые монархи из рода Романовых оставались добрыми христианами. Они воспитаны были на старинном укладе жизни, какой царил в боярских вотчинах, на богомольности, на почтении к высшему духовенству. Они мыслили себя первейшими защитниками Церкви и Православия. А потому царствование первых четырех Романовых явилось довольно благополучным временем для Церкви.

http://pravoslavie.ru/65456.html

4 ноября 2017 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Егор Афанасьевич Борисов, президент Республики Саха (Якутия)! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы празднуем особый день и особое с этим днем связанное событие, о котором вы уже слышали в проповеди. Скажу лишь еще раз, что сегодняшний праздник был учрежден в честь победы над польскими захватчиками, которые, воспользовавшись гражданской смутой на Руси, вошли в Москву, в Кремль, оккупировали столицу и надеялись оккупировать всю страну. Но подвигом святителя Гермогена, Патриарха Московского, подвигом Минина и Пожарского, подвигом нашего народа, осознавшего всю пагубность смуты, враг был изгнан вначале из Китай-города (это произошло 1 ноября 1612 года), затем из Кремля, а уже 3 ноября польский гарнизон капитулировал. В честь победы, которая предопределила дальнейшее историческое развитие нашей страны, и был учрежден, при царе Алексее Михайловиче, сей праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно икона, явленная в Казани во времена царствования Ивана Васильевича, стала символом этой победы. Она находилась в войсках Минина и Пожарского, перед ней, возложив на себя трехдневный пост, молились ополченцы. Духовно приуготовив себя к решающему сражению, они выступили и победили противника, освободили Москву, а потом и всю Россию. И победа стала возможной именно потому, что под водительством Казанской иконы Божией Матери был освобожден престольный град — Москва. Вскоре состоялось избрание законного царя Михаила Федоровича Романова, и смута прекратилась. Законная власть, разумная государственная политика все это послужило консолидации русского общества. У разных сословий, может быть, не всегда совпадали интересы, но, тем не менее, народ имел единую цель сохранить государство, сохранить Россию, не допустить никогда более смут, разделений, нашествия иноплеменников. Процесс консолидации русского общества высвободил огромные силы в народе, и началось ускоренное развитие всех сторон жизни Русского государства.

http://pravoslavie.ru/107819.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010