П.В. Долгоруков Графы и дворяне Панины Василий Панин убит был в казанском походе 1530 года. Дмитрий Матвеевич, Фома и Андрей Панины находились рындами при Царевиче Иоанне Иоанновиче в 1569 и 1571 годах; Никита и Фёдор Панины упоминаются, в октябре 1572 года, на третией свадьбе Царя Uoahha IV . Никита Фёдорович за усердную службу пожалован, от Царя Михаила Феодоровича, в 1626 году, прибавкою ста тридцати рублей к окладу 168 ; из сыновей его, Василий Никитич († в сентябре 1674) находился думным дворянином при Царе Алексее Михайловиче; сын его Василий был стольником, сперва при Царице Марие Ильинишне, потом при Царе Феодоре Алексеевиче, а другой сын Никиты Фёдоровича, Иван Никитич, имел дочь Прасковью Ивановну, за князем Дмитрием Васильевичем Ромодановским и сына Ивана Ивановича, († 17 марта 1702), бывшего стольником, воеводою в Польше в 1666 году, и в Саранске в 1671 году, и сын коего, Алексей Иванович, служил генерал- майором и скончался 2-го марта 1762 года, а дочь, Фёкла Ивановна, была за генерал-майором князем Михайлом Юрьевичем Щербатовым. Андрей Тимофеевич был стольником при Царе Феодоре Алексеевиче. Из Древней Российской Вифлиотеки, мы видим, что 19 марта 1687 года патриарх Иоасаф отпевал Иллариона Панина, в церкви Святого Николая Чудотворца, что в Толмачах, за Москвою-рекою. Двенадцать Паниных владели населёнными имениями в 1699 году. Андрей Васильевич служил генерал-майором при Петре Великом; сестра его Дарья Васильевна была за князем Дмитрием Андреевичем Щербатовым; а брат, Иван Васильевич, храбрый воин и муж добродетельный (рождение 1673 † 11 мая 1736), находился, при Петре Великом, генерал-майором, а при Императрице Анне Иоанновне генерал-поручиком и сенатором. Он женат был на Аграфене Васильевне Эверлаковой (рождение 1688 † 20 августа 1753), имел двух дочерей: Александру Ивановну (рождение 1711 † 1786) за обер-шталмейстером князем Александром Борисовичем Куракиным; Анну Ивановну (рождение 1717 † 12 июня 1745), за действительным тайным советником Иваном Ивановичем Неплюевым, и двух сыновей: Никиту и Петра, которые оба прославив имя Паниных в русской истории, и оба возведены были Екатериною Великою, 22 сентября 1767 года, в Графское Российской Империи достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Потёмкины В начале шестнадцатого века, при Великом Князе Василие Иоанновиче, выехал из Польши в Россию шляхтич Ганс, Александров сын, Потемпский 169 , принял православную веру с именем Тарасия Потёмкина, и был родоначальником Потёмкиных. Степан, Нечаев сын, Потёмкин убит в казанском походе 1550 года, и имя его вписано в синодик Успенского собора, на вечное поминовение. Артемий Иванович был воеводою в казанском походе 1544 года; Фёдор Иванович, воевода в полоцком походе 1551 года, отправлен был, в 1582 году, на литовскую границу встречать папского посла, Иезуита Поссевина. Юрий Потёмкин привёз в Москву, в 1611 году, печальное известие о взятии Смоленска поляками; вслед затем, он пристал к польской партии; в 1612 году уехал в Польшу, и там умер бездетным, быв вписан в польское шляхетство (Stan ryerski) 170 . Пётр Иванович, один из умнейших людей и из самых образованных Россиян своего времени, окольничий, наместник боровский и угличский, ездил при Царе Алексее Михайловиче послом во Францию и в Испанию; а при Царе Феодоре Алексеевиче послом в Данию, Англию, Францию и Испанию. С ним ездил сын его, стольник Степан Петрович, бывший потом статским советником при Петре Великом, и сын коего Иван Степанович был комнатным стольником Петра Великого. Шесть Потёмкиных владели населёнными имениями в 1699 году, и восемь Потёмкиных служили тогда в рядах смоленской шляхты. Алексей Иванович служил генерал-поручиком при Императрице Анне Иоанновне и отличился под начальством Миниха. Александр Васильевич (рождение 1673 † 1746), подполковник, небогатый помещик смоленский и тульский, женат был два раза; от первого брака детей не имел, а от второго брака с Дарьею Васильевною Кондыревою (по первому мужу Скуратовою, рождение 1704 † в июле 1780) имел сына Григория, прославившего имя Потёмкиных в русских летописях, и пять дочерей: а) Марию Александровну, за тайным советником Николаем Борисовичем Самойловым б) Пелагею Александровну за Петром Егоровичем Высоцким; в) Марфу Александровну за подполковником Василием Андреевичем Энгельгардтом; г) Надежду Александровну, умершую в девицах (рождение 1738 † 1757), и д) Дарью Александровну, за Лихачевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Князья, графы и дворяне Чернышевы Предок их, польский шляхтич Иван Михайлович Чернецкий выехал в Россию в первой половине шестнадцатого века, при Великом Князе Василие Иоанновиче, и получил в вотчину село Конобеево. Не имея детей, он вызвал из Польши родного племянника своего Илью Владимировича Чернецкого, которым, в 1534 году, прибыл в Россию и стал писаться Чернышевым. Когда, в декабре 1613 пода, Пожарский выдан был головою боярину Салтыкову, то отвести Пожарского в дом к Салтыкову предписано было сыну боярскому Перфилию Секерину и голове стрелецкого войска Константину Чернышеву. Иван Чернышев служил, при Царе Алексее Михайловиче, в регулярных войсках и находился, в 1657 году, в Смоленске капитаном в полку полковника Франсбека. Одиннадцать Чернышевых владели населёнными имениями в 1699 году. – Пётр Захарович служил в регулярных войсках при Царе Феодоре Алексеевиче и в правление Царевны Софии Алексеевны, был полковником, и скончался в 1689 году. – Сын его Григорий Петрович (рождение 22 января 1670 † 30 июля 1745) был, при Петре Великом, деньщиком Царским (звание, соответственное нынешнему флигель-адьютантскому); потом генерал-майором и сенатором. Екатерина I произвела его в генерал-поручики и пожаловала Александровскую ленту; Императрица Анна Иоанновна произвела в полные генералы; Императрица Елисавета Петровна пожаловала ему Андреевскую ленту и возвела, 25 апреля 1742 года, в Графское Российской Империи достоинство. Он имел, от брака с Евдокиею Ивановною Ржевскою (рождение 12 февраля 1693 † 17 июня 1747) четырёх сыновей: Петра, Григория, Захара и Ивана, и четырёх дочерей: Наталию Григорьевну (рождение 5 апреля 1711 † в декабре 1760), за вице-адмиралом князем Михайлом Андреевичем Белосельским; Анну Григорьевну († 12 сентября 1744), за статским советником князем Фёдором Сергеевичем Голицыным; Екатерину Григорьевну (рождение 1715 † 21 августа 1791), бывшую, в 1-м браке, за майором Николаем Кириловичем Матюшкиным, а во 2-м браке, за генерал-аншефом Петром Григорьевичем Племянниковым, и Марию Григорьевну, за князем Михайлом Дебрянским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Пермские сочинения I. Нечто о расколе в Российской церкви 31 1. Христианская вера торжественно введена в Россию при св. великом князе Владимире I, который крестился в 988 году по Рождестве Христове. 2. Церковь российская, приняв свое начало от греческой церкви, приняла от оной и учение о христианском благочестии, и иерархию, и все чины, и обряды Богослужения. 3. Хотя в мрачную годину татарского порабощения России появились 32 и возросли нисколько 33 а в смутное время самозванцев получили и некоторую силу 34 мнения, составляются ныне те особенности, ради коих мнимые старообрядцы оставили великороссийскую церковь ; но принимавших и не принимавших оные христиан российских, между собою не разделяли 35 . Все российские христиане до времени патриарха Никона состояли при одной и той же церкви Христовой 36 , хотя иные из них держались и помянутых особенностей 37 . 4. Сии особенности в обычаях, усилившиеся особенно после самозванцев, наконец вошли даже и в некоторые печатные книги 38 , кои книги столь же разнообразились между собою, сколь разнообразный попадались рукописи, с коих печатались книги, по не искусству или злонамеренности переписчиков, или вернее: сколь разномысленны были надсмотрщики за печатанием книг 39 . 5. Церковь российская видела это, и для исправления церковных книг, для приведения их в точное согласие с подлинниками греческими 40 принимала все возможные, по времени и обстоятельствам меры для чего 1) в начала XVI века вызван был из Греции ученый муж, монах Максим Грек 41 ; 2) в половине XVI века положено соборным правилом озаботиться исправлением книг, с строгим воспрещением употреблять в храмах неисправленный книги 42 ; 3) все патриархи российские преемственно имели тоже попечение 43 , а при царе Алексее Михайловиче и патриархе Иосифе был нарочно послан в Грецию строитель Сергиевой Лавры иеромонах Арсений Суханов для собрания книг, с коими следовало сообразить употреблявшиеся в российской церкви книги и между собою сделавшиеся разногласными; 4) приемник патриарха Иосифа, патриарх Никон , с необыкновенным умом и ревностью к правоверию, пользуясь особенным к себе благоволением царя Алексея Михайловича, обратил всю свою деятельность на приведение того в исполнение, о чем так издавна и так много заботилась церковь российская, т. е. решительно исправить книги. В это время уже были все нужный пособия к поправлению, как-то: знающие язык греческий и язык славянский, опытные в древностях церковных: довольно собрано книг и рукописей 44 . Царь Алексей Михайлович в 1654 году повелел собрать собор, пригласил вселенных патриархов 45 , и в присутствии всероссийского патриарха Никона поручил собору со всевозможным тщанием кончить дело исправления книг, часто возобновляемое, но дотоле некончанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Петр I: pro et contra. Сохранение суверенитета, абсолютизм и рывок к империи 19 октября 2022 г. 16:48 В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Первого, которого еще при жизни назвали Великим за его свершения и победы, сделавшие Россию великой державой. С читателями  «Журнала Московской Патриархии»  анализом эпохи Петра и своими рассуждениями о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета доктор церковной истории Владислав Петрушко  10, 2022 ,  PDF-bepcuя ). Отношение к императору Петру Великому в России всегда было полярным. Для одних он — великий реформатор, полностью преобразовавший страну и сделавший ее великой европейской державой. Для других — тиран, обезглавивший Русскую Церковь и подчинивший ее своей самодержавной власти, насильственно прервавший естественное развитие России как самобытного государства, основанного на православной монархической традиции, преемницы Византии. Так кто же он на самом деле?  Вестернизация по наследству  Как все великие личности, Петр I крайне противоречив и многогранен. Среди его деяний можно найти как те, что принесли Отечеству несомненную пользу, так и те, что в дальнейшем обернулись тяжелейшими последствиями. Более того, одни и те же начинания и реформы царя Петра зачастую одновременно несли славу России и бедствия русскому народу. Разграничить и отделить одно от другого в делах Петра Великого, дать им какую-либо однозначную оценку на самом деле довольно трудно. Да и нужно ли?  Петру I прежде всего адресуют упреки в том, что он резко порвал с русской национальной традицией ­— как в государственно-политическом, так и культурном отношении, и осуществил не просто модернизацию, но так называемую вестернизацию России, насильственно переустроив страну по европейскому образцу.  Однако в реальности Петр лишь продолжил курс, начавший формироваться еще в царствование его отца — Алексея Михайловича. Именно этот государь инициировал реформу в русской армии, впервые введя в ней так называемые полки нового строя, сформированные и обученные по образцу западноевропейских армий. В то же время Алексей Михайлович заимствовал у Запада и многие новшества в культурной сфере. В частности, именно при царе Алексее в Москве в 1672 году впервые появляется театр. Ставший воспитателем царских детей Симеон Полоцкий прививал им традиции западноевропейской культуры, которую он стремился адаптировать к условиям Москвы. Так, например, благодаря Симеону Полоцкому в России начинает активно развиваться виршевая поэзия. Русская иконопись все более обретает в это время черты фряжского стиля и приближается к западной живописи. Получает распространение жанр парсуны — светского портрета. 

http://patriarchia.ru/db/text/5969177.ht...

Петр I. Гравюра ЖМП 10 октябрь 2022 /  17 октября 2022 г. 16:00 Петр I: pro et contra СОХРАНЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА, АБСОЛЮТИЗМ И РЫВОК К ИМПЕРИИ В этом году исполнилось  350 лет со дня рождения Петра Первого, которого еще при жизни назвали Великим за его свершения и победы,  сделавшие Россию великой  державой. С читателями «Журнала Московской Патриархии» анализом эпохи Петра и своими рассуждениями  о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , доктор церковной истории  Владислав Петрушко.   PDF-bepcuя. Отношение к императору Петру Великому в России всегда было полярным. Для одних он — великий реформатор, полностью преобразовавший страну и сделавший ее великой европейской державой. Для других — тиран, обезглавивший Русскую Церковь и подчинивший ее своей самодержавной власти, насильственно прервавший естественное развитие России как самобытного государства, основанного на православной монархической традиции, преемницы Византии. Так кто же он на самом деле? Вестернизация по наследству Как все великие личности, Петр I крайне противоречив и многогранен. Среди его деяний можно найти как те, что принесли Отечеству несомненную пользу, так и те, что в дальнейшем обернулись тяжелейшими последствиями. Более того, одни и те же начинания и реформы царя Петра зачастую одновременно несли славу России и бедствия русскому народу. Разграничить и отделить одно от другого в делах Петра Великого, дать им какую-либо однозначную оценку на самом деле довольно трудно. Да и нужно ли? Петру I, прежде всего, адресуют упреки в том, что он резко порвал с русской национальной традицией ­— как в государственно-политическом, так и культурном отношении, и осуществил не просто модернизацию, но так называемую вестернизацию России, насильственно переустроив страну по европейскому образцу. Однако в реальности Петр лишь продолжил курс, начавший формироваться еще в царствование его отца — Алексея Михайловича. Именно этот государь инициировал реформу в русской армии, впервые введя в ней так называемые «полки нового строя», сформированные и обученные по образцу западноевропейских армий. В то же время Алексей Михайлович заимствовал у Запада и многие новшества в культурной сфере. В частности, именно при царе Алексее в Москве в 1672 году впервые появляется театр. Ставший воспитателем царских детей Симеон Полоцкий прививал им традиции западноевропейской культуры, которую он стремился адаптировать к условиям Москвы. Так, например, благодаря Симеону Полоцкому в России начинает активно развиваться виршевая поэзия. Русская иконопись все более обретает в это время черты фряжского стиля и приближается к западной живописи. Получает распространение жанр парсуны — светского портрета.

http://e-vestnik.ru/analytics/petr_i_pro...

поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Трагедия Раскола Источник:  Татьянин день 345 лет назад, в 1667 году, по итогам Большого московского собора Русская Церковь разделилась на две части: сторонников богослужебных реформ патриарха Никона, проведенных десятилетием ранее, и старообрядцев, не принявших этих изменений. 15 лет спустя, в апреле 1682 года, самый известный из старообрядческих лидеров и духовных писателей протопоп Аввакум был сожжен в Пустозерске. Сегодня история гонений на староверов уже давно позади, а Русская Православная Церковь признала необоснованность реформы середины XVII века. Мне нравится Сергей Милорадович. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. 1885 Отец Иоанн, каковы основные причины церковной трагедии второй половины XVII века? Как Вы оцениваете эту веху русской истории в плане ее последствий для нашей цивилизации? Важно отметить, что события церковной истории того периода напрямую связаны и с историей светской, политической. В XVII веке Россия еще только стояла на пороге секуляризации, а потому все, что происходило в Церкви неизбежно затрагивало и процессы, происходившие в государстве. Более того, церковная реформа, которая была проведена три с половиной столетия назад зачастую не вполне справедливо связывается только с именем патриарха Никона, в то время как ответственность за нее и ее последствия всецело лежит и на царе Алексее Михайловиче, который в сущности и был основным инициатором реформ, а после ухода Никона с патриаршего престола, стал главным их продолжателем. Вообще одной из основных причин этих трагических событий стало постепенное обмирщение церковного сознания того времени. Именно в этой связи сугубо богословский, эсхатологический аспект выдвинутого веком ранее постулата " Москва – Третий Рим " был подменен его политическим прочтением. Русский царь возомнил себя прямым наследником римских и византийских императоров, причем не столько в сакральном, сколько именно в политическом понимании их роли. Отсюда – геополитические авантюры Алексея Михайловича, решившего, что вслед за успехами с делом воссоединения России и Украины, а также по колонизации Сибири последуют и другие удачи во внешней политике. Не последовали. Ряд кровопролитных военных кампаний царя завершились неудачами. То же самое и с патриархом Никоном. Этот человек, в свою очередь, решил, что может претендовать на титул Вселенского патриарха, для чего и организовал церковную реформу в целях унификации богослужебной практики с греками и украинцами, иерархи которых осуществили подобные изменения несколько раньше, еще в годы пребывания Украины под властью Речи Посполитой.

http://religare.ru/2_94408.html

Предисловие С.А.Зеньковский. Русское Старообрядчество. Духовные движения XVII века. В прошлом году, в связи с пятидесятилетием Февральской и Октябрьской революций, совсем незаметно прошла другая, но тоже очень значительная годовщина в русской истории — трехсотлетие раскола в русской церкви. Мало кто вспомнил, что три века тому назад, 13 мая 1667 года, собор русских и восточных епископов наложил на тех православных русских людей, которые продолжали и хотели продолжать пользоваться старорусскими, дониконовскими, богослужебными книгами, креститься древневизантийским и древнерусским двухперстным крестным знамением и оставаться верными старорусской церковной традиции. На самом соборе 1667 года только четыре человека, в том числе и «протопоп богатырь» — Аввакум, решительно отказались принять постановления этого сонма иерархов. Тем не менее, вслед за ними очень скоро все большее и большее число русских людей стало высказываться против постановлений этих ретивых и неосторожных в своих решениях русских и ближневосточных, по преимуществу греческих, владык, проявлять свою верность древлерусскому церковному преданию и отказываться от подчинения, совсем еще недавно общей для всей Руси, матери церкви. Таким образом в течение немногих десятилетий развилось мощное движение старообрядцев, самое значительное религиозное движение в истории русского народа, которое, не покорившись воле епископата и государства, стоящего за этими иерархами, на века оторвалось от церкви, бывшей тогда еще патриаршей, и образовало свои особые, отдельные, независимые общины. Русское старообрядчество пережило немало фаз значительного развития и заметного спада движения, раскололось на множество толков, все же объединенных любовью к прошлому русской церкви и русскому древнему обряду и, несмотря на гонения, сыграло большую роль в духовном и общественном развитии русского народа. Казалось, что триста лет, прошедших со времени церковной смуты, развившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и выяснения причин трагического раскола в русском православии, который тяжело отразился на судьбах России и немало помог созданию тех условий, которые полвека тому назад привели царскую Россию к крушению.

http://sedmitza.ru/lib/text/439460/

Прп. Савва Сторожевский 23 августа 1998 года. 10 лет второго обретения и перенесения мощей прп. Саввы Сторожевского. В 2007 году в России отмечалось 600 летие преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца, основателя одной их главных святынь Московской земли — Саввино Сторожевского монастыря, любимого ученика преподобного Сергия Радонежского. Царская Семья Романовых почитала святого Савву Сторожевского как своего небесного покровителя — «молитвенника за Царей Богоизбранных». Монастырь на протяжении столетий был «собственным государевым богомольем». Известно особое заступничество преподобного Саввы Сторожевского о Царе Алексее Михайловиче Романове, в царствование которого произошло первое обретение св. мощей звенигородского чудотворца. В годы гонений на Православие эта обитель была закрыта, святые мощи вывезены из родных стен. По Промыслу Божиему их смогла сохранить одна благочестивая семья в течение нескольких последующих десятилетий. 23 августа 1998 года, когда в монастыре возродилась церковная жизнь, святые мощи вернулись в звенигородскую обитель. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского». В конце XIV века по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) прп. Савва основал монастырь на древнем Сторожевском холме близ Звенигорода. Он собирал сам первых братий, руководил строительством и росписью храмов. Воспитывал монахов высокой духовной жизни. Достигнув глубокой старости, после болезни, он, преподав всем мир и целование, скончался 3 декабря 1407 года. «Много слез пролили братия, лишившись своего «кормника и учителя»; на погребение его собрались князья (был, без сомнения, и Юрий Звенигородский) и бояре, и почти все жители города. Тело блаженного честно предали земле в церкви Пресвятой Богородицы, им построенной…». Умножались чудеса у мощей прп. Саввы, росло его почитание на Руси, обитель становилась всё более известной. В 1547 году в Дом Пречистой на Сторожах (так называли тогда Саввин монастырь) приезжал молиться Царь Иоанн Грозный со своей первой любимой супругой Анастасией Романовной. Именно тогда звенигородский чудотворец был канонизирован. В середине XVI века инок Новгородского Антоньева монастыря

http://pravoslavie.ru/36941.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., пос. Льва Толстого. Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX b. получила название Калужская. Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел. Основана преподобным Тихоном Медынским на правом берегу реки Вепрейки в XV b. и ко времени правления Иоанна Грозного приобрела большую известность. Разоренная во время Смуты, Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь выстроены деревянный Успенский собор, а также Никольская церковь с трапезной. В 1677 году Трехсвятительский храм перенесли в монастырскую слободу, а на его месте началось сооружение каменного Преображенского собора, в котором с тех пор были положены под спудом за правым клиросом святые мощи преподобного основателя обители. В 1684 году по малочисленности братии указом царей Ин. 5 и Петра I пустынь была приписана к московскому Донскому монастырю, а в 1764 году при учреждении штатов ее оставили на правах заштатной в подчинении уже Крутицкой епархии – в эту пору насельников в ней было всего 7: строитель, 4 иеромонаха и 2 иеродиакона. По упразднении Крутицкой епархии в 1788 году Тихонова пустынь временно отошла к Московской, а с основанием в 1799 году новой Калужской епархии, наконец, причислена к ней. В обители были следующие храмы: Соборный Преображенский с двумя приделами был выстроен на месте прежнего в 1879–1886 годах. За правым клиросом находилась рака с мощами преподобного Тихона. Успенский построен в XIX b. на месте древнего. При больничном корпусе – домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В трапезной – церковь в честь святителя Николая – в византийском стиле.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010