Кипр разделен до сих пор. Через старый центр Никосии и ее главную торговую улицу проходит так называемая " Зеленая линия " , охраняемая контингентом Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на острове. В северной части острова на сегодняшний не осталось ни одного действующего православного храма.   Киккский монастырь: обитель главной святыни Кипра Главную святыню Кипра, чудотворную Киккскую икону Богородицы, по преданию, написал апостол и евангелист Лука. На Кипр она попала в XI веке при императоре Алексее Комнине. По преданию, византийский губернатор Кипра архонт Мануил Вутомитис отправился на охоту в горы Троодоса, заблудился и встретил отшельника по имени Исаия. Что было дальше, не очень понятно — видимо, гордый князь обошелся с подвижником невежливо и по возвращении в Никосию тяжело заболел. Решив, что болезнь послана ему в наказание за грубость, он отправил слуг разыскать Исайю и попросил у него прощения. Тот, ничего не сказав, стал молиться, и вскоре болезнь отступила. Вутомитис обещал Исаие дать все, что тот у него попросит, но святой не пожелал ни денег, ни титулов, попросив лишь привезти ему из Константинополя икону Божией Матери — одну из тех, что написал евангелист Лука. Тотчас же оба отплыли в имперскую столицу. Правителя они застали в огромной скорби — его единственная дочь была больна той же болезнью, что ранее поразила архонта. И снова молитвами Исайи произошло чудо, и недуг отступил. Но расстаться с иконой Алексею Комнину было непросто. В итоге заболел и он. Образ Богородицы отправился на Кипр. Ее встречали не только люди: как гласит один из текстов, деревья, встречавшиеся на пути шествия, низко склонялись, а из моря чудесным образом выходили раковины и следовали за крестным ходом. Поразительно, но сегодня в лесных районах Тиллирии действительно можно увидеть склоненные сосны и морские раковины. Собственно, для хранения драгоценного образа и был основан Киккский монастырь. Первоначально он был деревянным, как и все монастырские постройки. После нескольких пожаров в XVI веке обитель была отстроена в камне. Правда, это не сильно помогло. Как и в знаменитом романе медиевиста Умберто Эко " Имя розы " , в 1751 и 1813 годах огонь уничтожил тысячи книг, рукописей и исторических документов. Погибли люди, рухнули строения. Но икона Богородицы уцелела.

http://foma.ru/ostrov-druga-hrista-5-svy...

В 1625 г. в Москву в качестве дара от персид. шаха Аббаса I был принесен хитон Спасителя. 10 июля он был торжественно положен в ковчег в московском Успенском соборе. Вскоре после этого была составлена и напечатана отдельной книгой служба этому празднику ( Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Сводный кат. М., 1958. С. 33; Дебольский. Т. 1. С. 99-101). Под 12 окт. в рус. богослужебных книгах указывается память перенесения с Мальты в Гатчину (в 1799, при имп. Павле) десницы св. Иоанна Предтечи, части Животворящего Креста Господня и Филермской иконы Божией Матери. В этот день вспоминается прежде всего св. Иоанн Предтеча, богослужебного последования этот праздник не имеет. Выделение важнейших праздников Свт. Епифаний Кипрский († 403) в Слове на Вознесение называет главными 4 Г. п.: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Иисуса Христа и Вознесение Иисуса Христа. Свт. Иоанн Златоуст († 407) упоминает 6 праздников: Рождество Христово, Богоявление, день Страстей Христовых, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа, Сошествие Св. Духа на апостолов. Св. патриарх Прокл (434-446) выделяет 5 праздников: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа, Сошествие Св. Духа на апостолов. Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона. Византия. XII в. (ГЭ) Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона. Византия. XII в. (ГЭ) В 744 г. Эвбейский пресв. Иоанн (впосл. епископ) назвал 11 важнейших праздников, выделив среди них следующие Г. п.: Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Вознесение, Воскресение, Преображение Господне, Сошествие Св. Духа на апостолов. В XI в. в визант. церковной письменности отмечено 12 важнейших праздников. В описании церковных древностей К-поля при имп. Алексее Комнине упоминалось о 12 праздниках, не называя их. В XII в. Феодор Продром писал о таких праздниках, как Рождество Христово, Обрезание, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение Креста (древо Креста), Воскресение, Вознесение, Сошествие Св. Духа на апостолов. В XIV в. Никифор Каллист называл те же праздники, кроме Обрезания ( Сергий (Спасский). Т. 1. С. 399-401).

http://pravenc.ru/text/166339.html

5-й трактат («Oratio antirrhetica» - Антирритик) критикует взгляды тех, кто считал недопустимым для епископа отказ от кафедры и добровольный уход на покой. Т. о., первые 5 трактатов объединены тематически: они обосновывают самостоятельность епископов и митрополитов по отношению к гос-ву и, за исключением 3-го трактата, к патриарху. Последний трактат («De matrimoniis» - О браках) не касается политических и адм. вопросов и посвящен запрещенным бракам - излюбленной теме Д. Автор обращается к императору в связи с необходимостью издания закона о браках в дальних степенях родства и свойства. Даррузес первоначально указал ( Darrouzès. Démétrius de Cyzique. Col. 209) на сходство этого текста с синодальным решением при патриархе Михаиле I Кируларии в 1051-1052 гг. (RegPatr, N 858), но позже выявил в трактате цитаты из более поздних правовых актов (De matrimoniis. P. 267). Если наличие в тексте цитат из синодальных и имп. постановлений именно из эпохи Алексея Комнина сомнительно (учитывая, что в XI-XII вв. в Византии не прекращались споры о браках в 6, 7 и 8-й степенях родства и свойства), то связь его с решением 1051-1052 гг., а этого решения - с идеями Д. очевидна. Автор трактата вновь обращается к «тому Сисиния», рассуждая о том, что запрет на вступление в брак ограничен 6-й степенью свойства; браки в 7-й степени свойства он считает дозволенными, а браки в такой же степени родства - нет. Полемические Д. является автором небольшого трактата о догматических заблуждениях яковитов и армян (De Jacobitarum haeresi et Chatzitzariorum). Это сочинение было уже подготовлено к изданию Ф. Комбефисом как анонимное, когда он нашел в одной из рукописей имя автора и указал его в примечании к своему изданию. Тем не менее А. Галланди необоснованно приписал трактат Филиппу Отшельнику, жившему при Алексее Комнине, а Ж. П. Минь , публикуя этот текст (PG. 127. Col. 880-885), принял данную атрибуцию (см.: Petit. Démétrius de Cyzique. 1911. Col. 264; Laurent. ημτριος Κυζκου. Στ. 1062; в статьях перечислены нек-рые рукописи, где Д. указан в качестве автора трактата). В трактате Д. сжато рассматривает происхождение ересей яковитов и армян (монофизитские истоки - PG. 127. Col. 880; теопасхизм сир. мон. Иакова - Ibid. Col. 881), отличия еретиков от православных в догматике и обрядности (так, яковиты крестятся одним пальцем, имея в виду единую природу Христа - Ibid. Col. 881; армяне добавляют к Трисвятому слова Ο σταυρωθες δι μς (Распныйся за ны) - Ibid. Col. 884), а в конце указывает, что правосл. христология основана на признании единства ипостаси и различия природ во Христе (Ibid. Col. 885). Начало и конец трактата ( Ficker. 1911. S. 22-23) имеют сходство с изданным В. Н. Бенешевичем чином приема еретиков в правосл. Церковь ( Бенешевич. ДСК. Т. 2. С. 168-177; см. примеч. Бенешевича к с. 168).

http://pravenc.ru/text/178139.html

556 Обрученные таким образом не разлучаются даже в том случае, если один из них подвергнется беснованию. Так определяют законы (Властарь. Буква «Г», гл. 15). 557 Вальсамон говорит (ответ 48), что клирик, обручившийся через письменные обязательства с семилетней девушкой и после ее смерти женившийся на другой, не допущен Собором к рукоположению во иерея как второбрачный, поскольку Собор объявил, что семилетняя девушка восприимчива к любви, подвергается развращению и искушается блудными помыслами. Обрати внимание, что, согласно новелле императора Алексея Комнина, должно строго запретить распространенный во многих местах проклятый обычай, по которому женихи приходят в дом своих невест до того, как обвенчаются с ними, потому что из- за постоянных взглядов на них и разговоров с ними они возгораются любовью и, как часто случается, совокупляются с ними прежде брака. Поэтому, для того чтобы пресечь это великое беззаконие, и местные архиереи, и особенно родители детей не должны позволять женихам разговаривать со своими обручницами. Следует также отметить, что брак может совершаться и без помолвки и обручения, согласно соборному постановлению Константинопольского патриарха Николая, который был при Алексее Комнине. В нем говорится: «Залоги даются не только при заключении брака, но и при всяком обмене и сделке не принудительно, но добровольно. Значит, как при остальных сделках мы не говорим, что произошедшее недействительно, если не было обмена залогами, так и брак, безусловно, нерасторжим, даже если обручения не совершалось (Греко-римское право. С. 216). 558 В 5-м тит. 28-й кн. «Василик» говорится, что я не могу жениться на обручившейся с моим отцом или братом (или, по другим источникам, сыном), поскольку первая по отношению ко мне занимает положение мачехи, а вторая – невестки. И еще: я не могу жениться на матери некогда обручившейся со мной женщины, поскольку она стала моей тещей. И еще в другом месте гражданский закон говорит, что приемный отец не может жениться на обручившейся с его приемным сыном, даже если усыновление будет упразднено, потому что она считается его невесткой, как жена его сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Он воздействовал на них не только устными своими беседами и наставлениями, но и литературными полемическими трудами. Так, в печати известно «Слово великого царя кир Алексия Комнина, составленное им против армян, неправо учащих о единой природе во Христе». 352 Слово было направлено против современного еретика – монаха Нила, впавшего в евтихианство, или монофизитство, опровергает его лжеучение, принятое и армянами, жившими в Константинополе, и содержит увещание к еретикам относительно обращения в лоно Православной Церкви. Произведение царственного автора проникнуто чувством сострадания к заблуждающимся монофизитам и желанием прийти им на помощь путём раскрытия одного из догматов Православия, отречение от которого произошло по недоразумению. Автор обосновывает свои аргументы на текстах Св. Писания, пишет просто и ясно, в форме отеческого поучения. Подобное же увещательно-полемическое слово было написано императором Алексеем и против Константина Хрисомала, примыкавшего в своих воззрениях к богомильской ереси (Крумбахер). Император также принимал участие в борьбе против богословствования Иоанна Итала, учение которого было проникнуто элементами неоплатонической философии. Вообще, при императоре Алексее Комнине в Византии существовало крупное богословско-философское движение, возникшее под влиянием двух «ипатов философов» XI b. – Михаила Пселла и Иоанна Итала и централизовавшееся в Византийской академии. Император примыкал к этому движению, живо интересовался успехами знания философского и особенно богословского и, встретив в учении современных представителей знания такие теории, которые расходились с догматами Церкви, выступил на защиту церковного Предания и внёс и свою долю в научную разработку жизненных проблем времени. Как защитник и покровитель Церкви, её эпистимонарх, император Алексей издал в 1107г. новеллу по церковным делам, в которой коснулся и церковного учительства. Император здесь свидетельствует, что глава всех православных есть, конечно, священный собор, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Подобное же участье в пересмотре номоканона принимали императоры Иоанн и Мануил Комнины. Результатом этих побуждений со стороны императорской власти было составление толкований на церковные правила. Толкования эти и должны были выяснить практическую силу древних церковных правил и указать сравнительное значение канонических статей позднейшего происхождения. Толкованием правил занимались Зонара, Вальсамон и Аристин. Иоанн Зонара был начальником дворцовой стражи и государственным секретарем при императоре Алексее Комнине. Удрученный горем после потери дорогих его сердцу жены и детей, он поступил в монахи (в монастырь св. Гликерии на одном из островов Пропонтиды), и в этом удалении от мира написал толкования на правила. Он взялся за этот труд, по его собственному заявлению, по поручении со стороны высших правительственных сфер. Иоанн Зонара занимался толкованием второй части номоканона, содержавшей в себе правила апостольские, соборов вселенских, поместных и св. отцов, расположенных в относительно-хронологическом порядке их происхождения. Главная задача труда Зонары состояла в том, чтобы раскрыть подлинный смысл того или другого правила, указать его практическое значение, примирить с другими правилами однородного содержания. При согласовании правил одинакового содержания, но несколько разногласящих между собою, Зонара держался двух принципов – принципа хронологической последовательности и принципа сравнительной авторитетности. Во имя первого принципа он ставит правило позднейшее выше изданного раньше. Следуя второму принципу, он отдает предпочтение правилу апостольскому пред соборным, правилу вселенского собора пред правилом собора поместного, правилу соборному пред правилом отеческим. Кроме того Зонара указывает в своем комментарии и постановления Константинопольского патриаршего синода, дополняющие или отчасти ограничивающие правила древней церкви в их практическом применении. Феодор Вальсамон начал свой труд толкования номоканона, будучи диаконом, хартофилаксом и номофилаксом при Константинопольской патриаршей кафедр; в конце жизни он выбран на патриаршую кафедру в Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Из обширного законодательства об еретиках первых христианских императоров в позднейшем Византийском праве осталось очень немногое. Так, сохранило силу постановление об ограничении еретиков в сфере гражданских прав 139 . Дети еретиков, переходя в православие, имели право требовать себе пропитания от своих родителей 140 . Вторичное отпадение в манихейство наказывается смертью 141 . Бесславие постигает манихеев даже после их смерти 142 . Из исторических фактов наказания ереси можно указать на наказание Іоанна Итала, который при Алексее Комнине за свои еретическия суждения собором был приговорен к заключению в монастырь 143 . Впрочем, обычно ересь, как преступление, стала пониматься в смысле апостасии, она слилась с этим последним преступлением. Г) Богохульство. Постановление о богохульстве мы находим в 77 новелле Юстиниана. В этой новелле не выдержан строго юридический тон. Самый состав богохульства, как преступления, вовсе не очерчен. Оно названо здесь непристойностью – τπημα. За него положено наказание – τιμωα σχτη 144 . В последующих памятниках византийского права мы более не встречаем постановлений о богохульстве. В сохранившемся тексте Базилик этой новеллы нет. Но Винер не нашел возможным признать, что эта новелла не была рецепирована Базиликами; напротив, он думает, что она была помещена в LX kh., преимущественно трактующей об уголовном праве 145 . Д) Неуважение к богослужению и его совершителям. (Turbatio sacrorum). За насильственное вторжение в церковь и нанесение оскорбления священнослужителю в Кодексе еодосия Младшего положена смерть 146 . Юстиниан несколько изменил этот закон. За нанесение в церкви не при богослужении кому-либо из священнослужителей оскорбления он назначил виновному телесные наказания и ссылку; за тоже деяние, но совершенное во время богослужения и сопровождаемое при этом ругательством над Св. Тайнами, – смерть 147 . Это постановление Юстиниана вошло и в Базилики 148 . Е) Оскорбление мест погребения. (Sepulcri violatio). Sepulcri violatio означает поругание всякого рода мест погребения. «Sepulcri appellatione, говорит Ульпиан 149 , – omnem sepulturae locum contineri existimandum est». Все отдельные виды этого деликта Рейн 150 разграничивает на две группы:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

2693 Монахи нередко были послами, руководителями военных и других предприятий. Пселл был монахом в то время, когда ездил послом от Стратиотика к Исааку Комнину. При Алексее Комнине, по желанию его матери, во всех походах находился монах Иоанникий (или Симеон), настоятель Ксенофонтова монастыря на Афоне; он сопровождал Комнина, между прочим, в походе против Никифора Василакия, присматривал за его палаткой, съестными припасами и другими принадлежностями домашнего обихода, во время неудачного ночного нападения Василакий одного его нашел в палатке Комнина, когда же затем Василакий заперся в Фессалонике, послом к нему от Комнина с предложением сдаться самому и сдать город был тот же монах. 2694 Кесарь Иоанн Дука, постригшийся при Парапинаке, принимал деятельное участие в восстании Алексея Комнина против Вотаниата, добыл ему денег, вместе с ним явился под стенами столицы, мимо ушей пропуская насмешки византийцев, которые со стен кричали ему «авва» и прибавляли еще какое-то словцо, о котором стыдливая Анна 2695 умалчивает; ему принадлежал план взятия Константинополя с помощью подкупа, он же, при содействии патриарха Косьмы, спас дело Комнина в последнюю и самую опасную минуту. Вмешиваясь в дела политические, монахи, понятно, должны были нести и все последствия своего вмешательства, а каковы иногда были эти последствия, можно судить по примеру монаха Захарии, которому при Константине VIII был отрезан язык за участие в политическом заговоре. 2696 Указанные особенности монашества находятся в противоречии с монашескими идеями и не найдут себе оправдания ни в одном монастырском уставе. Но если в этом отношении они являются аномалиями, то нельзя в то же время не согласиться, что рассматриваемые в связи со всем строем тогдашней жизни, они были в известной мере необходимыми, а именно стояли в зависимости от умножения монастырей и обстоятельств, обусловливавших умножение. Число монастырей было слишком велико, значительный контингент монашествующих состоял из людей, принявших монашество против воли, под давлением посторонней силы и внешних обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Сначала скажем два-три слова о сочинениях с содержанием местного характера, посвященных истории и географии Эпира, Албании, Фессалии, Пелопоннеса, Ионийских островов и островов Эгейского моря. Их существует немало. Уже Гопф в своем биографическом перечне, напечатанном в 85 томе Энциклопедии Эрша и Грубера, поименовал 198 произведений этого рода, но после Гопфа коллекция значительно восполнилась. Насколько я мог познакомиться с этими сочинениями по тем из них, которые имеются в петербургских книгохранилищах, я пришел к тому выводу, что научное их значение для истории XI в. до того ничтожно, что без ущерба для существа дела возможно их вполне игнорировать. Во многих из них совершенно обойдено молчанием время от Василия Болгаробойцы до Алексея Комнина, а в тех из них, в которых оно затронуто, ничего нового не сообщается, и даже то, что хорошо известно, представлено в извращенном и изуродованном виде. Можно было бы привести для доказательства массу примеров, но мы не будем утомлять просвещенное собрание и ограничимся одним примером для каждого столетия. Вот «История Коринфа», составленная Спангенбергом и изданная в 1569 г. 55 В ней XI в. отведено всего две страницы, однако же и на этих двух страницах нашли себе место фактические и хронологические курьезы вроде того, что первая жена Константина Мономаха находилась в живых, когда он женился на Зое, что Исаак Комнин потому отказался от престола и ушел в монастырь, что был испуган бесом охоты (Iagteuffel), что Никифор Вотаниат вступил на престол в 1081 г., а Алексей Комнин в 1084 г. Или вот «История Корфу», написанная Андреем Марморой и изданная в 1672 г. 56 На трех страницах, отведенных здесь истории XI в., читаем еще больше несообразностей. Например, Михаил Пафлагон отождествлен с Михаилом Калафатом, и то, что относится к этим двум императорам, приписывается одному – Михаилу Пафлагону, как-то: женитьба его на Зое, отправление жены в ссылку, бунт против него народа и ослепление; сообщаются небылицы о Георгии Маниаке, Михаиле Стратиотике, Алексее Комнине: о первом говорится, что он был эпирским генералом, разбит Мономахом, против которого восстал, бежал в Корфу, здесь был схвачен жителями и отправлен под караулом в Константинополь; о втором, Михаиле Стратиотике, говорится, что он был женат на императрице Феодоре и вместе с ней царствовал по смерти Мономаха; третий, Алексей Комнин, называется братом Михаила Парапинака.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Фактически,они не подчинялись никому, потому что папский легат на Сицилии — король Рожер. Он их, в общем-то, освобождал от любой повинности. Они существовали как такая странная автокефальная церковь. И Рожер возводит православный храм Санта-Мария-дель-Аммиральо, или Марторана, в Палермо. Его украшение было доверено величайшим византийским мозаичистам — этот странный экуменизм, и политический, и церковный, константинопольских художников. Константинополь в этот момент был переполнен памятниками, и константинопольские мастера готовы были ехать в сердце державы врага и украшать латинские соборы, как Чефалу, как Палатинскую капеллу позднее в Монреале. Ну и вот эту церковь православную, просто шедевр лучшей византийской мозаики, это 40-е годы XII века. Ну и завершая, вкратце нельзя не упомянуть вот эту византийскую красавицу. Это император Мануил Комнин, а рядом с ним его вторая супруга, дочь антиохийского князя Раймунда де Пуатье Мария Антиохийская, франкская антиохийская принцесса. Она перешла в православие, венчавшись с императором Мануилом Комниным. Она славилась как первая красавица своего времени. Даже вот эта миниатюра великолепная из Ватиканской библиотеки 1176 года это передает, великолепная совершенно. Византийские авторы были многословны, даже более многословны, чем сегодняшний лектор. Но даже такие многословные мастера слова, как Никита Хониат, византийский знаменитый хронист и сановник, который видел ее и знал, который, казалось бы, мог все что угодно описывать часами, прерывается, потому что он пишет о ней буквально следующее (никаких даже сравнений не идет, обычно он сравнивает что угодно с чем угодно). Здесь: она была красива, очень красива, невероятно красива, словом — такая красавица, что словами передать невозможно. То есть это когда всё, мужчину отключило. После смерти императора Мануила Комнина она приняла монашество, но оставалась фактически регентом при своем сыне, малолетнем Алексее II Комнине. Правила чуть меньше двух лет. Кстати, она последняя латинянка, которая оставалась во главе Византийской империи со времен Юстиниана, с 1180 по 1182 год.

http://foma.ru/udivitelnyie-faktyi-o-hri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010