Другое место в предпоследнем параграфе книги г. Грибовского, хорошо характеризующее манеру исследования автора, следующее: «высокопарные рассуждения Эпанагоги о власти патриарха окончательно сводились к нулю» будто бы 12-ой новеллой Алексея Комнина, где говорится, что епископии могут быть превращаемы в архиепископии митрополии после тщательного обсуждения дела императором (стр. 380). При чём тут злосчастная Эпанагога, этого решить невозможно, потому что ни она, ни канонические правила никогда не предоставляли права патриарху превращать епископии в архиепископии и митрополии. Стало быть, этого права Алексей Комнин у патриарха и отнять не мог. И 12-я новелла Алексея говорит не совсем о том, что нашёл в ней г. Грибовский. Произошло это потому, что он читал только маленький отрывок новеллы, приводимый Мортрейлем 60 по изложению Вальсамона, и не дал себе труда ознакомиться с параллельными законами, поясняющими распоряжение Алексея. Как известно, 12-е правило 4-го всел. собора запрещает епископам выпрашивать τ πραγματικ – императорские грамоты, которыми епископии возводились в архиепископии и митрополии. Правило 17-е того же собора гласит: «если царской властью вновь устроен, или впредь устроен будет город, распределение церковных приходов да следует гражданскому и земскому порядку». Правило 38 Трулльского собора подтверждает последнее требование. Правило 12 Халкидонского на практике часто обходилось при помощи применения правила 17-го, т. е. епископию можно было возвысить, возвысив сначала город. Этот обход вызывал неоднократные жалобы митрополитов. Такие жалобы возникли, между прочим, и при Алексее Комнине. Обиженные требовали, чтобы соблюдалось 12-е правило 4-го собора. Алексей в своей новелле соглашается с этим и постановляет, что возвышение епископий должно происходить «без посредства неблаговидного человеческого угождения», и что указы императоров о сем возвышении должны впредь проверяться патриархом и царём. Таким путём Алексей хочет соблюсти и 12-е правило 4-го собора и в то же время сохраняет за императорской властью пользование «данным ей Божественными канонами (17-е пр. 4-го собора и 38-е пр. Трулльского собора) преимуществом» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/o...

Что касается до отношения к церковному благословению браковенчания со стороны римско-византийского государства, то последнее не могло иметь ничего против него. Во время распространения христианства римское государство не предписывало, как мы уже говорили, определенной формы заключения брака, предоставляя на волю каждого выбрать тот пли другой способ заявления своей решимости вступить в брак с избранной особой. Церковная форма заключения брака отличалась правда от домашнего бракосочетания большею торжественностью, большею публичностью, но от этого она должна была только выиграть в глазах государства. С распространением христианства в массах народных, когда общество стало сплошь христианским, христианская форма бракосочетания естественно вытеснила из употребления прежние формы бракосочетания частного характера и стала общепринятой формой. Обычай получил затем санкцию со стороны государственного закона. В восточной половине византийской империи церковное браковенчание было признано единственно законною формою мою совершения брака при императоре Льве Философе в конце IX в., а для рабов при Алексее Комнине в конце XI века. В западной империи подобный же закон, хотя и не в таких категорических выражениях, был издан при Карле Великом. И в позднейших законодательствах средневековых западноевропейских государств церковное браковенчание всегда считалось, согласно учению церкви, формой бракосочетания, всего более отвечавшей условиям законного брака. Неудобство церковного браковенчания как единственно законной формы совершения брака, сказалось в первый раз в XVI в. в Нидерландах по случаю разделения населения этой страны на равные секты. Чтобы не лишать сектантов возможности заключения законного брака из-за различия в вероисповедании, было дозволено желающим заключать брак пред государственным чиновником. Затем в следующем веке (XVII) был издан закон о гражданском браке в Англии во время бывшей там революции по революционным мотивам. Тоже явление повторилось и во время французской революции с тем только различием, что здесь введение гражданского брака уже не было явлением мимолетным, как в Англии, а обратилось в постоянный закон действующий и ныне, а кроме того вызвало подражание и в других западных государствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Согласно новелле императора Константина VII Порфирородного (945–959), умышленные убийцы, нашедшие убежище в храме, подлежали пострижению в монашество. А император Мануил I Комнин в своем законе от 1166 г. уточнял, что пострижение это должно быть совершаемо не без испытания, с особой строгостью и осмотрительностью, чтобы оно происходило согласно каноническим постановлениям в течение достаточного времени. При Алексее I Комнине (1081–1118) возникла ситуация, когда закон его предшественника Константина X Дуки (1059–1067) о предоставлении права митрополии Базилейской епископии был оспорен Константинопольским патриархом. Тот полагал, что императорский закон не мог противоречить ранее принятым канонам относительно церковного устройства. Однако Алексей Комнин выразил иное мнение. В 29-й новелле он указал, что хотя патриарху принадлежит право вносить на утверждение императора проект закона о возвышении епископии до статуса митрополии, но лишь после предварительного устного согласования положительного решения царя по данному вопросу, дабы «император предоставил эту честь епископии из собственного права, по собственному побуждению и по уважительной причине». Довольно распространенное, но не ставшее от этого более истинным утверждение, будто каноны имели большую силу в Церкви, чем императорские законы, сталкивается с тем неприятным для себя фактом, что как раз подтверждение императорским законом уже действовавшего церковного канона придавало ему подлинную силу, а нередко и корректировало его. Характерно, что после выхода «Василик» многие современники были убеждены в том, что этим царским законом многие прежние каноны отменены 47 . В подтверждение «клерикальной» точки зрения приводят, в частности, слова Матфея Властаря : «Каноны имеют силу больше законов, поскольку законы составлены одними царями и последующими подтверждены, а каноны написаны и утверждены святыми Отцами по воле, усердию и суду тогдашних царей; впрочем, и благочестивые законы придают большое значение божественным правилам, частью согласуясь с ними, частью восполняя то, что в них опущено» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/bozhes...

И мы, в свой черед, сделали не один только дословный перевод, как могли бы счесть некоторые, но восполнили недостающее у толкователей, прояснили неясное, исправили противоречивое и удалили излишнее. И если мы где-то вносим свою скромную долю в толкование – любители книжности узнают об этом, сопоставив греческий текст правила с изложением его на простом языке. 266 В древнегреческом языке, как и в церковно-славянском, вместо цифр использовались буквы алфавита. – Ред. В «Синодиконе» (Здесь и далее под «Синодиконом» подразумевается двухтомное издание канонов, подготовленное местоблюстителем Филадельфии Спиридоном (Милиасом) и вышедшее в 1761–1762 гт. в Париже (возможно, что фактически книга печаталась в Венеции). В недавнее время это издание было воспроизведено фототипически: Πρακτικ τν γων κα Οκουμενικν Συνδων. Τ. 1–3. γιον ρος, 1981–1986. (Пагинация оригинала сохраняется).) Его правил в том же «Синодиконе» находится только 8, а в более точных [источниках] – 11. Он составил их при Алексее Комнине около 1084 г. Вальсамон дал им толкование. Их мы также записали особо. 270 Правила этого и двух следующих авторов не помещены в Пидалионе отдельно, а лишь цитируются в толкованиях. В рукописных кодексах сохранилось 31 его правило в виде ответов к еп. Диррахийскому Кавасиле. Жил он немного позже Вальсамона или почти в то же время. Сохранились 24 его ответа во 2-м т. «Синодикона» (с. 1001), которые он написал на равное число заданных ему вопросов. Жил он около 1100 г. 275 Т. е. Трулльским Собором, который в Православной Церкви считается продолжением VI Вселенского Собора. «Дигесты» – название латинское. Оно означает просто «постановление», или во множественном числе – «постановления». А здесь имеются в виду законы Юстиниана, которые он собрал у разных народов, составив из наиболее замечательных 50 книг и назвав их «Дигестами», потому что они постановляют, что должно и чего не должно делать. «Кодекс» – слово греческое и означает «кожа». Употребляется же оно собирательно вместо «кожаной книги», как здесь, ибо здесь «Кодексами» называется юстинианово «Двенадцатикнижие» законов, разделяющееся на три «Кодекса».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

1869 Доказательства приведены проф. Васильевским (Ж. М. Н. Пр., ССХ, 371). Были впоследствии и другие названия: icEcpaXatov, (от/ыриуры, vo xia .ia харйуцато .аюи rj depot; (…подушной подати, иначе – подати за воздух…). 1871 Этот характер подать сохраняла и в последующее время, т. е. она была податью деревенских крестьян; в грамотах она приводится в числе податей лежащих на париках и рассматривается как подать с селения, tov аёра тои хшрюи, – Miklosich, IV, 17,4. 1872 В номисме было 12 милиарисиев (серебряная монета ценностью 30–35 коп.), а в милиарисии 2 серебряных кератия, называвшихся еще (впоследствии) коккия-ми. Медные монеты – пуллы или фоллы, ценностью около 2 коп. См.: Sabatier. Description gener. des monnaies byzantines. 1874 Rationarium antiquum, Zachariae, III, 385–392. При Алексее Комнине составлен и другой расчет, применительно к пущенной Комнином в обращение новой низкопробной монете, Rationarium novum, Zachariae, III, 393–400.. 1877 В грамотах от 1075, 1079 гг., Sathas. Bibl. gr., I, 55–56, 64: фоааатои Sie-Xeцaeac,… риатои… каотрсоу, ayopaq iouXapicov, neaoiiovAapicuv. PopScovicov, (jeooPopScovicov, utncuv, napiraricuv, ovoiai)icovicov, ovo0r A£i.a> v, форРабюу, Pomv epyatmov mi ayeXaicov, xoipcov, 7tpopatcov, aiywv, aysAuSicov, pouPaXicov, kuv&v Kai/.oui&v xeipauoStov Ccocov, 7tapoy_f q yEWTijiatcov eE, aycopaq у еуечтцлЕУГц;… ouvcovfjq… KuaipoKTiaiac;… ларо/п? Xpeuov атратф tivi… eqcovíiaeoK oitou, кр10%, Рршцгц;, elaiou, 6o7tpicov, teat 7tavtoi(i)v алерцатсоу, K07if c; Kai катарфаацои oiaaSritivog £,uX.f q, n (j£TOKO(xi5f q, KCOJtiwv, f etepcov ейоис;… фооаатои бштрофп?… im яо/хцоу gotiovtcov Kai штоатрЕфбУтсоу (проход фоссата… постой… доставка продовольствия в крепости… продажа мулов, лошаков, лошадей, дополнительных лошадей, ослов, ослиц, вьючного скота, рабочих и стадных быков, свиней, овец, коз, коров, буйволов, борзых собак и других четвероногих… доставка и продажа урожая… поставки хлеба… строительство укреплений… предоставление войску всего необходимого… торговля хлебом, ячменем, съестными припасами, оливковым маслом, бобами, разнообразными семенами, рубка и подвоз какого-либо дерева… содержание фоссата (т. е. войска)… идущих на войну и возвращающихся). Ср.: Zachariae, I, 65–66; III, 373–374: Miklosich, IV, 4, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Эта новелла издана в 1107 г. и помещена у Цахарие (в Ius graecoromamum) под заглавием: de electionibus et clericis. (A также у Ралли и Потли). Вот содержание этой новеллы». Нельзя сказать, чтобы новелла эта неизвестна была у нас и ранее. Выдержки из неё в русском переводе встреча- —412— ем у Е.Е. Голубинского , Тяжёлова и друг. Но заслуга г. Суворова состоит в том, что он передаёт ее по-русски более полно, чем кто либо до него, но к сожалению все же не сполна. Теперь спрашивается: что общего можно находить между изображением печального состояния дел церковных при Алексее I Комнине и картиною тех же дел в наше время? Автор этого не указывает. Но, очевидно, ему напоминают наше время следующие ламентации новеллы. «Вот теперь христианство находится в опасности, так как церковный порядок с каждым днём умаляется, Бог прогневляется, радуется же вселукавый и ненавистник добра диавол, который всегда старается испортить всё доброе. Причина же этого безобразия заключается не в чём ином, как в застарелой лености и небрежности, издавна уже начавшейся и более и более усиливающейся вплоть до настоящего момента. На зло стали смотреть уже, как на какой-то закон». «Итак нам, христианам, по благодати Божией следует сотворить изыскание добра; препятствий для этого нет, и раз их не будет, зло будет исправлено. Лучше было бы нам с жерновом на шее быть брошенными в море; к нам как раз подходили бы слова: лучше бы нам не родиться. И будет это достойно плача, и плача не ручьями слез, а потоками крови (?). Положение наше – положение людей, находящихся в утлых ладьях среди бушующего моря, без руля и надежды» ... «Ибо мы, будучи повреждёнными людьми, занятые каждый день материальными делами, стремглав несёмся вниз. Ибо чувственное и то, что относится к нему, смущает помыслы человеческие. Вот почему прекрасное и божественное дело, которое доставляет душам людей благочестие от Бога, пришло у нас в совершенное презрение и с каждым днём идёт на понижение, так что ещё немного – и все погибнет и вменится в ничто» и т. д. и т. д. Прежде всего возникает вопрос: почему это император Алексей изобразил своё время в таких мрачных чертах? Что особенно печального случилось в начале XII века в византийском государстве у церкви? По правде сказать: решительно ничего. Византийские христиане не блистали добродетелями в XI веке, не стали хуже потом и в течение XII

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поход Мануила в союзе с иерусалимским королем Амальрихом на Египет. Неудачная осада Дамиетты. 1171.03. По распоряжению василевса Мануила Комнина были арестованы венецианские купцы и другие граждане Венеции, пребывавшие в Константинополе. Их имущество, включая товары, деньги, недвижимость, подверглись конфискации. Мануил начал грандиозный поход против турок. Тяжелое поражение. Заключение мира. Смерть Мануила. Управление при одиннадцатилетнем Алексее Комнине, сыне умершего Мануила I okaзыbaemcя в руках императрицы Марии и её фаворита протосеваста Алексея Комнина, племянника Мануила. Андроник Комнин объявил о желании защитить права Алексея и двинулся в столицу. В Константинополе вспыхнули беспорядки, сопровождавшиеся массовыми убийствами латинян. Германские наёмники арестовали протосеваста, отправили к Андронику и ослепили. Апрель — Андроник въехал в столицу. Он поставил на высшие должности своих людей и расправился со многими противниками. 1183.09 Андроник провозглашён императором и соправителем Алексея. Вскоре Алексей убит людьми Андроника. Венгрия захватывает Далмацию. Андроник I Koмhuh осадил Никею. После гибели Кантакузина город сдался. Исаака Ангела отправили в столицу. Комнин пошёл на Прусу и после упорной осады взял город. Исаак Комнин изменил Андронику Комнину и захватил Кипр. Казнены Константин Макродука и Андроник Дука, поручившиеся за Исаака. Ослеплены зять Андроника I Aлekceй Комнин и Константин Трипсих. Сентябрь — Андроник приказал своему начальнику охраны Стефану Агиохристофориту казнить Исаака Ангела. Ангел убил Стефана и бежал в Софию, в столице поднялся мятеж. Ангел провозглашён императором. Византия заключила мир с венграми, скрепив его брачным союзом императора Исаака II. Восстание в Болгарии против Византии. Исаак II boзrлabuл наступление на болгар. Петр и Асень бежали за Дунай. После ухода войск Исаака I Acehь вернулся с союзными войсками  половцев  и дружиной русских из Галицикой Руси. Нападение на Византию Асеня. Посланный для отражения Алексей Вран провозгласил себя императором и начал штурм Андрианополя. Кесарь Кондрат разгромил восставших и убил Врана.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Между тем они из тщеславия строили обители на площадях и перекрестках, и помещали в них неизбранных подвижников добродетели, но людей, которые переменили себе одежду и отростили бороду» 209 . Когда Алексей Врана, вооружившись против императора Исаака Ангела, осадил Цареград, император, в это время находился под влиянием лиц, которым не сочувствует Никита 210 . Цесарь Конрад монтферратский, женатый на сестре царя Мануила, Феодоре, поддерживал Исаака добрыми советами. «А он, окружив себя монахами, людьми с обнаженными ногами, спавшими на голой земле и жившими на столпах», с помощью их просил Бога отвратить угрожающую междоусобную войну, но передавать его власти другому, а об военных приготовлениях, а не думал, возлагая все надежды на духовное всеоружие. Духовенство упрекается в недостатке патриотизма, в равнодушии к общественным бедствиям. При императоре Алексее III особенно много византийцы страдали от болгар. Никита говорит об этом 211 : «из наших никто не решился сразиться с Петром да и не мог: когда неприятели, в течение многих годов, одерживали столько важных побед и когда это бедствие постоянно возмущало византийскую империю, ни разу ей не улыбнулось военное счастье, перед ней не промелькнул даже образ победы. И при всем том ни один из высокотронных архиереев и пользующихся высокими почестями, никто из длиннобородых монахов, нахлобучивающих на нос шерстяное покрывало, не обратил внимания на то, что Бог оставил нас и почти в конец презрел, никто не предложил помощи в этом трудном положении, не решился смело указать царю спасительное средство 212 . Мы имели случай заметить, что Никита не находит между своими современниками достойных лиц, которые бы соответствовали его идеалу. Высокие характеры создали величие империи, изнеженные современники ускорили ее падение. Тем не менее, в одном государе из рода Комнинов можно заметить любимые черты монарха, об отсутствии которых в современном государе он сокрушается. Такие черты представляет И. Комнине, истории которого Никита писал на основании предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Ниже предложены и другие 7 правил, которых нет в Святогорских рукописных книгах, но которые содержатся в книгах печатных: «Деяниях» (Т. 2, С. 918) и так называемом «Греко-Римском праве» (С. 196) Правило 1 Не следует отправляться в путь в воскресенье без нужды и необходимости. Правило 5 Тот, кто преднамеренно убьет своего отца, должен быть наказан на 35 лет. Правило 6 В случае необходимости и простой монах, не имеющий священнического сана, может крестить ребенка, равно как и диакон 444 . Правило 7 Некрещенных младенцев, если не окажется священника, должен крестить кто угодно. Даже если крестит их собственный отец или кто-либо другой, лишь бы он был христианином, – не погрешит. Вопросы неких монахов, подвизавшихся вне города 445 , и ответы на них святого Константинопольского собора, состоявшегося при патриархе Николае 446 и императоре Алексее Комнине, в переложении на простой язык Вопрос 1 Подобает ли монаху входить в святой алтарь? Правила VI Всел. 69 и 33 это запрещают, причем последнее не позволяет, чтобы какой-либо монах, не имеющий запечатления, пел или читал с амвона. О том же говорят правила Лаодик. 15 и VII Всел. 14. Ответ Монаху, не имеющему хиротесии, исполнять служение чтеца на амвоне запрещено, но входить в святой алтарь, чтобы возжигать свечи и лампады, монаху, не повинному ни в каком преступлении, запрещать, по моему мнению, не следует, из уважения к монашескому образу 447 . Вопрос 2 Подобает ли не преклонять колен в субботу, подобно тому как мы не преклоняем колен в воскресенье и во дни Пятидесятницы? (Апост. 64; VI Всел. 55, 90.) Ответ Правилом это не запрещено 448 , однако, поскольку в субботу не полагается поста, то, следовательно, многие и не преклоняют колен. Вопрос 3 Подобает ли нам соблюдать августовский пост? Ответ Первоначально этот пост приходился на август, но позднее был перенесен, чтобы он не совпадал с постами язычников, которые они совершают в это время. Однако и ныне многие соблюдают этот пост в августе 449 . Вопрос 4 Подобает ли причащаться тому, кто беснуется: Тимофей об этом говорит одно, божественные апостолы – другое, а позднейшие отцы еще иное?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

При объяснении политической обстановки, сложившейся в результате весьма сложного сплетения различных по своему происхождению и по своей природе явлений в истории Востока и Запада, В. Г. Васильевский ввёл в научный оборот совершенно новый элемент, никем из исследователей до него не применявшийся. Этот новый элемент – печенеги. Печенеги уравновешивали политические отношения, с одной стороны, между Византией и Болгарией, а с другой – между Византией и русскими и мадьярами. Дружба и союз с печенегами спасали Византию от нашествия русских и мадьяр, спасали её от войны с Болгарией. Но вот Болгария подчинена Византии, и богатая Византийская империя становится непосредственной соседкой печенежских орд. Равновесие начинает колебаться. Византии начинают грозить печенежские набеги со всеми их плачевными последствиями. На протяжении ряда лет византийские провинции, вплоть до столицы империи Константинополя, подвергались опустошительным набегам кочевников – печенегов, узов, половцев. В происходивших столкновениях греки неоднократно терпели серьёзные поражения, ставившие империю почти на край гибели, особенно после того, как печенегам удалось войти в соприкосновение с близкими им этнически турками-сельджуками, теснившими Византию с востока, со стороны её малоазиатских провинций. Крайне тяжёлым оказалось положение Византии в конце XI столетия, при императоре Алексее I Комнине, а именно зимой 1091 года. И вот в тот момент, когда казалось, что Византийская империя погибает под ударами врагов-печенегов и турок, – Алексей Комнин обратился за помощью к половцам, которых он незадолго до этого с большим трудом изгнал за границы своего государства, опасаясь их не менее, чем печенегов. Безусловно, обращение за помощью к половцам было весьма рискованным шагом. Одновременно Алексей слал письма на Запад, взывая о помощи для спасения своей империи. Однако цели, которые преследовал Алексей Комнин, обращаясь за помощью к половцам и латинянам, были различные. Пуловцы, по определению В. Г. Васильевского , «были союзниками отчаяния» 9 . «Они должны были, – читаем мы у В. Г. Васильевского , – о самом благоприятном случае только помочь императору Алексею пережить критическую минуту, пока не придут более надёжные, более цивилизованные и человечные союзники. Этими союзниками были люди латинского Запада» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010