16 Памятники Русской словесн. XII века изд. Калайдовичем стр. 177. Москва. 1821. Впрошание Кириково, еже впроша Епископа Новгородского Нифонта, и инех. Здесь между прочим Кирик говорит: «и прочтох ему правило св. Тимофея». 18 Этот перевод списан был для Русских в 50 дней – писцом Иоанном Драгославом, по повелению Святослава. В старых рукописных кормчих сохранилось и само послание Святослава к Кириллу, и посвящение переводу Святославу от Драгослава. То и другое, в подлинных словах, можно видеть у Розенкампфа стр. 56−58. 19 Алексей Аристин, великий эконом Константинопольской Церкви и номофилакс по званию, написал толко- вания на церковные правила в их сокращенном виде (συνοψι – Epitome canonum). Самое сокращение правил и толкование помещено у Беверегия (Pandect.). Некоторые и само сокращение правил приписывают Аристину, но несправедливо. Vid. Bevereg. prolegom. ad Pandect. Fabric. Bibl. Graec. T. XI pag. 43. Biener de collect. pag. 32. 20 Один из таких списков с Болгарского перевода, и притом древнейший (от XIII в.), сделан был в Новгороде, и положен в Софийском храме, отчего известен вообще под именем Софийский. См. И. Г. Р. т. 11. пр. 65, 158. Розенкампфа стр. 10. 60. Митр. Евгений – в описании Киево-Соф. соб., прибавл. стр. 238, 239. 21 Зонар, сперва тайный советник государственный (при Импер. Алексее Комнине), потом монах, написал толкование св. правил, Апостольских и соборных (Εξηγησις των ιεωv αι θειων ανονων). Толкования его отличаются простотою и буквальностью смысла. См. у Беверегия: Pandect. 22 Это сделано также по образцу некоторых Греческих coбpahuй.Vid. Biener. Collect. Grace. p. 31. 57. 23 В рассуждении Фотиева Номоканона должно заметить, что во всех наших списках он помещен без прибавления гражданских законов. Наши списки представляют только заглавие XIV титулов Номоканона, с указанием на правила соборные. От того Номоканон Фотиев в нашей Кормчей имеет вид простого оглавления статей из соборных правил. 26 В Татищевой летописи сказано (Рос. Ист. т. IV стр. 424): «Киприан книги своею рукою писаше; преписа соборы, бывшие в Руси, правды и суды» и проч. Книга Степенная, по случаю московских пожаров в 1547 году, при Иоанне Грозном, замечает: «Митрополит же (Макарий) взем книгу: божественные правила, юже Киприан Митрополит из Царя-града принесе». ч. 2. стр. 246. Ист. Г. Р. Карамз. т. VIII прим. 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Точный перечень епархий, входивших в состав Костантинопольского патриархата в XI в., труден и даже едва ли возможен, вследствие отсутствия списков кафедр, относящихся к этому периоду. Следуя наиболее пригодному списку, усвояемому в надписании Льву Мудрому, 2439 а в действительности, как показывает его содержание, явившемуся в 10841140 гг., укажем по порядку епархии и относящиеся к ним исторические данные от XI в. Митрополии, подчиненные Константинопольскому патриарху. 1) Кесария Каппадокийская. При Константине Дуке и патриархе Ксифилине Кесарийским митрополитом был Марк, большой ревнитель Православия, защитник греческой национальности, противник армянского исповедания и враг армян. Свое настроение относительно армян он наглядно выразил, дав своей собаке кличку «армен» (армянин), – поступок несколько неприличный и крайне неосторожный, стоивший жизни Марку Кесарийскому. 2440 Неназванный по имени Кесарийский митрополит упоминается в синодальных определениях патриарха Ксифилина от апреля 1066 и марта 1067 гг.; 2441 при Михаиле Парапинаке, за несколько дней до взятия Кесарии турками, скончался митрополит, по имени тоже неизвестный. 2442 2) Ефес. При патриархе Алексии митрополитом Ефесским был Кириак, подписавшийся на обоих синодальных определениях 1027 и 1028 гг. 2443 Он находился в кровном родстве с патриархом Алексием и вследствие того возведен императором Романом Аргиром в начале его царствования в чин синкелла. 2444 После него кафедру занимал Феодор II, 2445 который, вероятно, имеется в виду под митрополитом Ефесским в синодальных определениях патриарха Ксифилина, от апреля 1066 и 6 ноября 1073 гг. 2446 Преемником его был Никифор, имевший чин протосинкелла, человек весьма образованный, изучивший науки, особенно же богословие и канонику, друг Пселла. 2447 Он умер при патриархе Косьме, и патриарх со своим синодом, по желанию императора Вотаниата, возвел на Ефесскую кафедру экс-императора Михаила Парапинака, бывшего тогда уже монахом. 2448 Рукоположенный в митрополиты, Михаил Парапинак только однажды посетил свою епархию и, возвратившись, проживал в монастыре Мануила, занимаясь физическими работами. Он умер при Алексее Комнине, относившемся к нему с великим почтением; перед смертью он простил грех своей неверной супруги Марии, которая после низвержения Вотаниата сама поступила в монашество. 2449 В числе епископий, принадлежавших к Ефесской митрополии, были: Приина, епископ которой Димитрий упоминается в синодальном определении Константина Лихуда от декабря 1038 г,» и Теос, епископ которой Сисиний, родившийся при Романе Аргире, был рукоположен митрополитом Феодором, вероятно, при Константине Дуке. 2450

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Случалось, что монастыри были наполнены постриженниками невольными, которые вынуждены были принимать на себя обязанности инока под давлением внешних обстоятельств, часто не имея никакого расположения к монашеству. 1976 А что из этого иногда происходило, видно из следующих фактов. Императрица Зоя, мать Константина Порфирогенета, лишь только была удалена Романом Лакапином в монастырь св. Евфимии и здесь пострижена, тотчас под предлогом нездоровья испросила у патриарха разрешение питаться мясом. 1977 Роман II позволил своим сестрам, которых он насильно постриг, жить в монастырях с царской роскошью. Кедрин говорит об этих монахинях, что они, лишь только Роман, разместивший их по разным монастырям, удалился водворен, сняли с себя монашеские одежды и ели мясо. 1978 С царской обстановкой жили в монастырях и Мария, супруга Вотаниата, 1979 а также Анна Далассенская, мать Алексея Комнина. 1980 И сам Вотаниат, вынужденный Комнином постричься, был далеко не безукоризненным монахом. По словам Анны Комниной, на вопрос одного из близких к Вотаниату людей: легко ли ему переносить свое превращение? – он отвечал: «Томит меня только воздержание от мяса, а о прочем мало забочусь». 1981 А вот что рассказывает Никита Хониат о незаконном сыне императора Мануила и зяте Андроника КомнинаАлексее Комнине, которого Исаак Ангел насильно постриг в монахи на горе Папикии. «Будучи поставлен, – говорит Хониат, – в необходимость принять против воли пострижение, Алексей не просил подобно одному древнему мудрецу, испытавшему превратности судьбы, ни хлеба, ни губки, ни кифары, – хлеба, чтобы поддержать телесные силы, изнуряемые лишением пропитания, кифару, чтобы с ней, как с подругой, брюзжать про свои собственные бедствия, и губку, чтобы отирать источники слез, изливающиеся из его очей, как сквозь про- боденный камень; но кротко подчинился своей печальной участи, не ропща и не жалуясь ни на Промысл, ни на изменчивость и непостоянство счастья, а на лишение имуществ смотря спокойнее, чем иной смотрит на приобретение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Выступления Михаила Сикидита на темы богословия Е. и ответ на них со стороны еп. Пафосского Вакха вызвали в К-поле бурные споры. Для решения поставленных вопросов и урегулирования ситуации при имп. Алексее III Ангеле Комнине (1195-1203) и патриархе К-польском Иоанне X Каматире (1198-1206; патриарх Иоанн, как и его предшественник, патриарх Георгий II Ксифилин , считал мнение Сикидита противоречащим церковному учению - Успенский. 2001. С. 199-200) был созван Собор, состоявшийся в период с сент. 1199 г. по сент. 1200 г. (точная дата неизвестна). Собор ограничился решением запретить дальнейшие споры и повторением анафематизмов Собора 1157 г. против мнений Сотириха Пантевгена. В отсутствие положительного решения поставленных вопросов полемика могла бы продолжаться еще долго, но сложные политические события и последовавшее в 1204 г. взятие К-поля крестоносцами прервали ее развитие и воспрепятствовали принятию соответствующего богословского определения. П. В. Ермилов Богословие Е. в Византии в XIV-XV вв. Богословие Е. в творениях св. Николая Кавасилы и свт. Симеона, архиеп. Фессалоникийского Наиболее важный вклад в развитие правосл. учения о Е. во 2-й пол. XIV - нач. XV в. был сделан 2 визант. толкователями богослужения - св. Николаем Кавасилой († после 1392; см.: SC. 4 bis; Biedermann M. Die Lehre von der Eucharistie bei Nikolaos Kabasilas//ÖS. 1954. Bd. 3. S. 29-41; Bornert. 1966. P. 215-244; Θουντολης Ι. Ερμνηνεα πτ δυσκλων σημεων το κειμνου τς Θεας Λειτουργας π τ Νικλαο Καβσιλα//Πρακτικ θεολογικο συνεδρου ες τιμν... το σου πατρς μν Νικολου Καβσιλα. Θεσσαλονκη, 1984. Σ. 157-172; Habelea C. Die Erklärung der göttlichen Liturgie nach Nikolaos Kabasilas//ÖS. 2002. Bd. 51. S. 249-293; TByz. 2002. Vol. 2. P. 315-410) и свт. Симеоном , архиеп. Фессалоникийским († 1429; см.: PG. 155; Симеон Солунский. Соч.; Bornert. 1966. P. 245-262; Σκομπου Ε. Λατινικς καινοτομες στν περ γας Τριδος κα ερν μυστηριν διδασκαλα το Συμεν Θεσσαλονκης. Αθνα, 2003. Σ. 77-89). Оба автора продолжают традицию символического толкования Божественной литургии, но не ограничиваются этим подходом, раскрывая богословское значение различных частей литургии (что и составляет их основной смысл, тогда как символами различных этапов домостроительства спасения их можно назвать лишь условно) и предлагают догматические решения отдельных вопросов богословия Е.- как поднятых в ходе споров XI-XII вв., так и возникших лишь в XIV в.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Иоанн Милостивый, свт. † 619 г. (Болланд.). Происходил из Амафунта на Кипре от знатных родителей (житие стр. 108). В 611−618 был Александрийским патриархом, умер на Кипре. Житие, написанное Леонтием Неапольским († 668 г.) на основании личного знакомства со святым при посещении Александрии в форме рассказа Мины, Иоаннова эконома, с внесением поучительных эпизодов, рассказанных самим Иоанном. Издал с комментарием Gelzer («Leontios von Neopolis Leben des heiligen Johannes des barmherzigen» в «Sammlung ausgewählter Kirschenmund dogmengeschichtlichen Quellenschriften», 1893 г.). Отрывок из жития, составленного Иоанном Мосхом и Софронием, которым пользовался Метафраст, изд. Гельцером на стр. 108−112. Метафрастова переработка у Migne, P.G., 114, 896−965. Память 12 ноября. Иоанн Молчальник, прп. † 558 г. (Болланд.). Происходил от знатного вельможи из Никополя Армянского. Был епископом Колонийским, потом ушёл в Палестину. Точное и прекрасное житие, написанное ещё при жизни святого Кириллом Скифопольским , на основании рассказов самого святого и его учеников (см. стр. и Издано в AASS, май, III, Память 3 декабря. Иоанн Постник , прп., игумен монастыря Петры, основанного им в Константинополе при Алексее Комнине. Происх. из Каппадокии. Житие-энкомия, произнесённая на празднике монастыря патриархом Каллистом (XIV в.), и рисующая реформу монастырской жизни при Комнинах и Палеологах. Издано Gelzer’oм с комментарием в «Zeitschrift für Wissenschaft Theologie», 1886, 59−89. Иоанн Постник , свт., патриарх Константинопольский, † 595 г. (Krumbacher, 1149). Отрывки современного жития, читанные на VII соборе, напечатаны у Mansi («Conciliorum ampl. collectio», 80−85 ст.). Память 2 сентября. Иоанн Предтеча. Обретение главы. Ряд преданий с трудно, или почти вовсе неопределимой хронологией (VIII–IX вв.). Издан в AASS, июль V, 615−631. Иоанн Психаит, прп., † при Михаиле II около 820 г. (Болланд.). Сын сельского священника, из местности на границе фемы Вукелляриев и Галатии, игумен Исихаитской обители в Константинополе. Житие, составленное во 2 половине IX в. одним из иноков (Лопарев, Греческие жития, 231). Издано Van den Ven’oм (в «Museon», 1902 г. стр. 11−32). Память 26 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известны и преемники Пселла по кафедре: после Михаила Пселла ипатом философов был Иоанн Итал, после Иоанна Итала Феодор Смирнский. 2756 Смена Иоанна Итала Феодором Смирнским произошла при Алексее Комнине, смена Михаила Пселла Италом совершилась при Парапинаке. Об этом некоторые подробности записаны у Анны Комниной. По ее словам, Иоанн Итал происходил из Италии и, будучи еще в несовершенном возрасте, сопровождал своего отца в Сицилию и изучал под его руководством военное искусство. В период деятельности Георгия Маниака в Сицилии (1038–1040) отец Итала, находившийся во враждебных отношениях к греческому правительству, бежал со своим сыном из Сицилии в Италию, и отсюда Иоанн, уже в царствование Мономаха, прибыл в Константинополь. В Константинополе он слушал лекции ученых дидаскалов, особенно Пселла. Из ученика он с течением времени сделался соперником Пселла. 2757 При Михаиле Парапинаке он вошел в близкие отношения к императору и его братьям и занял после Пселла второе место. Как доверенного себе человека, знакомого с латинским языком, император отправил его в Диррахий для каких-то переговоров. Итал, вместо того чтобы защищать интересы греков, затеял измену, и когда измена открылась, бежал в Рим. Однако же скоро принес императору раскаяние, был им прощен, в уважение к ученым талантам, вызван в Константинополь и получил для своего местопребывания монастырь Пигу с храмом Сорока мучеников. Когда Пселл удалился из Византии (по причинам, которые остаются невыясненными). 2758 Иоанн Итал был назначен дидаскалом философии и возведен в ипаты философов. Он стал объяснять сочинения Платона и Аристотеля, Прокла, Порфирия иЯмвлиха. Аристотелем и его «Органоном» занимался более всего. Он говорил и писал как иностранец, с некоторыми солецизмами и ошибками, но в диалектике был неодолим и никто не был в состоянии его переспорить. Кроме того, в споре он был крайне горяч, от слова переходил к делу, давал волю рукам и непрочь был вцепиться в бороду и в волосы противника, хотя, придя в себя, раскаивался в своей горячности и просил прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

граде Иерусалиме, находившемся тогда в руках неверных, вблизи Животворящего Гроба Господня. 745 Царь верил монахам, тем не менее смерть скосила его в столице собственной Империи; он погребен в построенном им монастыре Филантропа. 746 При Алексее Комнине и другие лица из рода Комнинов прославились постройкой в столице новых монастырей. На первый план из них нужно поставить мать императора – Анну Далассенскую. Это была благоразумная и рассудительная, но еще более религиозная и набожная женщина. Она питала безграничную любовь и уважение к монахам, часто приглашала их к своему столу, и редко случалось, чтобы за ее трапезой не было монашествующих. Она и сама имела искреннее тяготение к иноческой жизни и, когда Алексей занял престол, подумывала было о монастыре, в котором бы могла провести остаток своей жизни. Осуществить это желание ей не удалось потому, что она была приглашена своим сыном к совместному с ним царствованию. Анна приняла приглашение и мудро правила кормилом государственного корабля. Но занимаясь государственными делами, она через это отнюдь не упускала из виду и приличествующей монахам жизни, какую всегда проводила, напротив – усилила пост, молитву и песнопение. Она служила добрым примером и для других членов императорской фамилии, так что в ее регентство «царские покои стали походить на священные келлии монастырей». 747 Ею был построен монастырь Пантепопта, который был разделен на две половины – мужскую 748 и женскую. 749 Монастырь был наделен недвижимыми имениями и владел между прочим тремя островами из группы Кикладских – Липсо, Леро и Фармакон. 750 В нем она, по удалении от государственных дел, провела несколько лет, живя с царской роскошью, здесь и умерла. 751 Супруга Алексея императрица Ирина около 1114 г. воздвигла женский монастырь во имя Богородицы Благодатной ( τς Κεχαριτωμνης). Для него императрица составила весьма подробный устав. В монастыре нормальный штат монахинь определялся в 24 человека, но, в случае увеличения имений, мог подняться до 40. На содержание монастыря императрица назначила несколько поместий. В зависимости от монастыря Благодатной был один патриарший столичный монастырь – Келларейский ( Κελλαραας), служивший местом погребения монахинь обоих монастырей. В нем жили четыре инокини, состоявшие на содержании первого монастыря. 752 Протостратор Михаил Дука Тарронитский и его супруга Мария Дукена, сестра императора Алексея Комнина, построили в начале XII в. женский монастырь во имя Богородицы Всеблаженной (Паммакаристы). 753 Наконец, теща императора Алексея, куропалатисса и дукена Мария, жена Андроника Дуки, возобновила монастырь Хоры. 754

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Μετ δ χρνους ννα και μνας ξ τς ρχς κφαιρισθντος και τοδε το νακτος κα τς κρας παρ’ ν οκ δει περ τν ν τ Βρα μονν κκοπντος σαακω δομηθεσαν τ το βασιλως νδρονκου γενντορι, ρμως εχεν κκλησα τν π δγμασιν. γρ σαακου κασγνητος κλσις λξιος αταρχσας πως τν πραγμτων πτετο κα οτε τ ες πλεμον προμθευτος ν... οτε φιλοπργμων περ τ δγματα. После того как и этот царь, спустя 9 лет и 6 месяцев, был низвержен и лишен зрения теми, кому бы этого не следовало, в обители Вира, построенной Исааком, отцом царя Андроника, Церковь пользовалась спокойствием по отношению к догматическим вопросам. Ибо брат Исаака, царь Алексей, осторожно относился к делам: не оставлял в небрежении военную сторону и не ставил на первом плане церковную. Но враг души человеческой готовил новые козни и замышлял нарушить спокойствие Церкви. При царе Алексее поднялась новая церковно-богословская буря, вызванная лжеучением Михаила Сикидита. На обороте 417 л. рукописи начинается рассказ о Сикидите. π τς βασιλεας το κ Κομνηνν Μανουλ γγον τις νρ τν κλσιν Μιχαλ τν πκλησιν Σικιδτης τος βασιλικος πογραφεσι κατειλεγμνος. Οτος ον τν ποτελεσματικν τχνην τς στρονομουμνης μετιν σφαρας κ το πλεονος ρρητουργαις προσκειτο ττοι κα πολλ διεπρττετο τν γοητικν θλιτητα τ ταλαιπρ κεν προμαρτυρμενα. При царе Мануиле Комнине был некто Михаил по прозванию Сикидит, состоявший в числе царских приказных людей. Сей Михаил занимался искусством распознавать судьбу человеческую по звездам, больше же прилежал к волшебству, при помощи которого производил магическое умопомрачение, засвидетельствованное случаем с одним несчастным. Так, однажды случилось ему смотреть с высокого во дворце места на море в то время, как проходила лодка, нагруженная глиняными блюдами и чашками. Обратясь к бывшим зрителям, Сикидит спросил, какую бы они дали награду, если бы он сделал, что лодочник вдруг сойдет с ума, встанет со скамейки, бросит греблю и перебьет вдребезги свою посуду? Когда те изъявили согласие на все, чего он от них просил, хозяйн лодки, спустя немного времени, действительно встал со своего места и, взявши в руки весло, начал колотить посуду и не прекратил этого занятия до тех пор, пока не обратил ее в прах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

5-й трактат («Oratio antirrhetica» - Антирритик) критикует взгляды тех, кто считал недопустимым для епископа отказ от кафедры и добровольный уход на покой. Т. о., первые 5 трактатов объединены тематически: они обосновывают самостоятельность епископов и митрополитов по отношению к гос-ву и, за исключением 3-го трактата, к патриарху. Последний трактат («De matrimoniis» - О браках) не касается политических и адм. вопросов и посвящен запрещенным бракам - излюбленной теме Д. Автор обращается к императору в связи с необходимостью издания закона о браках в дальних степенях родства и свойства. Даррузес первоначально указал ( Darrouzès. Démétrius de Cyzique. Col. 209) на сходство этого текста с синодальным решением при патриархе Михаиле I Кируларии в 1051-1052 гг. (RegPatr, N 858), но позже выявил в трактате цитаты из более поздних правовых актов (De matrimoniis. P. 267). Если наличие в тексте цитат из синодальных и имп. постановлений именно из эпохи Алексея Комнина сомнительно (учитывая, что в XI-XII вв. в Византии не прекращались споры о браках в 6, 7 и 8-й степенях родства и свойства), то связь его с решением 1051-1052 гг., а этого решения - с идеями Д. очевидна. Автор трактата вновь обращается к «тому Сисиния», рассуждая о том, что запрет на вступление в брак ограничен 6-й степенью свойства; браки в 7-й степени свойства он считает дозволенными, а браки в такой же степени родства - нет. Полемические Д. является автором небольшого трактата о догматических заблуждениях яковитов и армян (De Jacobitarum haeresi et Chatzitzariorum). Это сочинение было уже подготовлено к изданию Ф. Комбефисом как анонимное, когда он нашел в одной из рукописей имя автора и указал его в примечании к своему изданию. Тем не менее А. Галланди необоснованно приписал трактат Филиппу Отшельнику, жившему при Алексее Комнине, а Ж. П. Минь , публикуя этот текст (PG. 127. Col. 880-885), принял данную атрибуцию (см.: Petit. Démétrius de Cyzique. 1911. Col. 264; Laurent. ημτριος Κυζκου. Στ. 1062; в статьях перечислены нек-рые рукописи, где Д. указан в качестве автора трактата). В трактате Д. сжато рассматривает происхождение ересей яковитов и армян (монофизитские истоки - PG. 127. Col. 880; теопасхизм сир. мон. Иакова - Ibid. Col. 881), отличия еретиков от православных в догматике и обрядности (так, яковиты крестятся одним пальцем, имея в виду единую природу Христа - Ibid. Col. 881; армяне добавляют к Трисвятому слова Ο σταυρωθες δι μς (Распныйся за ны) - Ibid. Col. 884), а в конце указывает, что правосл. христология основана на признании единства ипостаси и различия природ во Христе (Ibid. Col. 885). Начало и конец трактата ( Ficker. 1911. S. 22-23) имеют сходство с изданным В. Н. Бенешевичем чином приема еретиков в правосл. Церковь ( Бенешевич. ДСК. Т. 2. С. 168-177; см. примеч. Бенешевича к с. 168).

http://pravenc.ru/text/178139.html

Друнга – боевое формирование в составе сухопутной армии, включавшее в свой состав несколько ванд (тагм) и возглавляемое друнгарием (мирархом, хилиархом). До Х в. включительно – подразделение византийского войска, сотавлявшее половину или треть турмы и насчитывавшее от 2000 до 3000 человек. Ср.: мира, мера, хилиархия. Друнгарий – 1) командир военного подразделения – друнга, офицер среднего разряда (между комитом и турмархом); 2) Д. флота – командующий императорскими боевыми кораблями, охранявшими Константинополь (в отличие от провинциального флота морских фем, содержавшегося за счет самих фем); 3) Д. виглы (он же никтэпарх, «ночной эпарх») – с 791 г. начальник караульной охраны императорского дворца, ипподрома и суда, а также ночной стражи (керкета) Константинополя; в X-XI вв. превращается в судейскую должность; 4) Д. арифма («числа») – командир этой императорской тагмы, позже – великий Д.; под его руководством находились топотирит, хартуларий, аколуф, комиты, командиры полков, кентархи, знаменосцы; 5) Д. Кивириотов – стратиг морской фемы Кивириотов, часто командовал всем фемным флотом; 6) Д. ванды – командир небольшого военного отряда, входившего в состав тагмы; 7) Д. виглы – командир военной охраны города или императорского дворца, он же – никтэпарх («ночной эпарх») (см.: этериарх); 8) великий Д. флота – титул, введеный при василевсе Алексее II Комнине в конце XI в. Дуйчев Иван (1907–1986 гг.) – болгарский византинист. Дука (лат. дукс) – в пер. с лат. «предводитель»; 1) наместник одной или нескольких провинций в поздней Римской империи; 2) высокий титул в византийской армии и на флоте (Д. флота); 3) начальник большого города, имевший права и власть правителя провинции; 4) «генерал-губернатор», наместник области, обычно пограничной (в ранней Византии было не менее 13 дукатов, которые стали формироваться с 534 г.); соединял военную власть с гражданской, имел широкие административно-территориальные полномочия, руководил войском и гражданской администрацией, назначал и смещал чиновников, командовал комендантами городов и крепостей (трибунами или комитами), хартулариями, в данном случае военными администраторами, управлявшими отдельными частями дуката, контролировал действия судебных инстанций, ведал военно-инженерными работами и общественным строительством, финансами и сбором налогов, следил за местным церковным управлением; 5) в XI-XII вв. – глава фемного формирования, военный наместник области-дуката, административной единицы Империи, обладавший также правами гражданского администратора области. Иногда в дукат объединяли несколько отдаленных фем (см.: катепан), но одновременно были и Д. небольших местностей, имевших особое военно-стратегическое и политическое значение; 6) военачальник отдельного отряда; 7) при Алексее Комнине (1081–1118 гг.) – главнокомандующий имперским флотом (Д., а затем – великий Д. флота, мегадука); ему были подчинены великий друнгарий флота, амиралий, протокомит, прочие друнгарии и комиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010