7162 (1634) апреля 3-го. Антиминс со святыми мощами холщевый, одинаковой меры с вышеписанными четвертными, с нашивками по углам с лицевой стороны, для церкви иже во св. Отца нашего Николы Архиепископа, Мирликийского чудотворца, освятися в лето 7162 апреля в 3-й день, при благоверном Государе Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче всея Руси и при Патриархе Никоне Московском и всея Руси и при Митрополите Макарие Новгородском. Пропись на антиминсе обыкновенным порядком писана чернилами: на средине изображен крест осмиконечный на подножии с копием и тростию. Надписи около креста: ЦРь Славы Ис. Хс. Ни. Ка. Копие, трость (Там же 20). 7162 (1654) г. апреля 8-го. Антиминс со св. мощами, холщевый, в туже меру с нашивками по углам с лицевой стороны, освятися для церкви великого чудотворца Николы, в лето 7162 апреля в 8-й день. При благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче всея Руси и при Митрополите Макарие Великого Нова-города и Великолуцкого. На средине начертание креста осмиконечного с подножием и надписями, подобно как на предыдущем антиминсе. (Там же 21). 7162(1654) г. июня 4-го. Антиминс со святыми мощами (и написано: тут же), холщевый, в туже меру, с нашивками по углам с исподней стороны, освятися в церковь Воскресения Господа Бога и Спаса нашего в лето 7162 месяца июня в 5-й день, при благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михаиловиче всея Русии, и при Патриархе Никоне Московском и при Митрополите Макарие Новгородском и Лук Великих. Пропись по обыкновенному писана. По средине антиминса крест такой же, какой и на предыдущих антиминсах и с таковыми же надписями. (Там же 22). 118 7139 (1631) г. Антиминс рукописный на холсте, в длину и ширину 4-х вершков. Посреди оного изображен чернилами осмиконечный крест с копием, тростию и подножием; около креста слова: « ЦRь Славы И©. Х©. Ни. Ка. копие, трость» и вокруг изображений со всех сторон обведено чертою; вверху мешец для св. мощей, и на 4-х углах нашиты 4-ре малых холщовых квадратцев; а по всему пространству антиминса следующая надпись: «Освятися олтарь и Спаса нашего I©a в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Бцы7 и Приснодевы Марии честного и славного Ея Благовещения. Священо бысть церковь сия в лето 7139, индикта в 14, сентября в 15-й день, на память св. Великомученика Никиты. При благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Федоровиче всея Руси и при Его благоверном Царевиче Князе Алексие Михайловича и при великом Господине Святейшем Патриархе Филарете Никитиче Московском и всея Русии». В оном антиминсе св. мощи имеются. (Дело арх. Св. Синода 1841. 693 по хронолог. реестр. Чуд. монаст. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

120 7066 (1558) года мая 29-го. Антиминс холщевый со св. мощами, квадратный в четверть аршина, имеющий на четырех углах нашивки из того же холста с лицевой стороны, из коих две верхние оторваны, в церковь св. Николы, освятися при благоверном Царе и Великом Князе Иване и при Архиепископе Пимене, лета 7066 месяца маия в 29-й день, Пропись рукописная идет строками вокруг по краям антиминса. На средине оного изображен осмиконечный крест, с подножием, копием и тростию; вверху креста надписано " Царь Славы», ниже сего по сторонам креста: «ic хс ни ка копие тр ст м р ь» и глава Адамова внизу. (По хронолог. реест. при деле арх. Св. Синода 1841, 693, антиминса 2). 7162 (1654) года октября 27-го. Антиминс со св. мощами, квадратный, в четверть аршина, холщевый, с нашивками по углам с передней стороны, освятися в храме, иже во св. отца нашего Николы Архиепископа, Мирликийского чудотворца, в лето 7162 октября в 27-й день, при благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михаиловиче всея Русии и при Митрополите Макарие Новгородском и Великолуцком. Пропись на антиминсе обыкновенным порядком писана чернилами. На средине изображен крест осмиконечный на подножии с копием и тростию. Надписи около креста: царь славы ic хс ни ка копие трость; под подножием креста изображение главы Адамовой. (Там же 23). 7163 (1655) года февраля 10-го. Антиминс со св. мощами, холщевый, с нашивками по углам с исподней стороны, одинаковой меры с предыдущим, для церкви Пресвятыя Богородицы честного Ея Успения, освятися лета 7163 месяца февраля 10-го дня, при Благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче всея Русии и при святейшем Никоне, Патриархе Московском и преосвященном Макарие, Митрополите Новгородском и Великолуцком. Пропись писана обыкновенно. Начертание креста и прочего, подобно как на предыдущем антиминсе. (Там же 24). 7164 (1656) года мая 4-го. Антиминс холщевый, с мощами (и написано: тут мощи),той же меры с вышеписанными, а по углам нашивки с передней стороны, освятися для церкви иже во св. отца нашего Николы Архиепископа Мирликийского чудотворца, в лето 7164 маия в 4-й день при благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михаиловиче и пр. и при Патриархе Никоне Московском и при Митрополите Макарие Великого Нова-града и Великих Лук. Крест посреди, и прочее подобно показанному на предыдущих антиминсах. (Там же 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Собор, (и)же бысть в лето 7162-е, при благоверном и благочестивом великом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, при святейшем патриархе Никоне , в богоспасаемом и преименитом царствующем граде Москве, и той собор приемлю, яко истинен есть и православен. А писал своей рукой 98 . п) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз Иосиф, Всемилостивого Спаса Хутыня монастыря архимандрит, исповедую святейших греческих патриархов быть православными. Книги греческие, печатные и древние рукописные, по которым святейшие греческие патриархи славословие Божие и чины церковные исправляют, исповедую православными и без сомнения приемлю. Собор, иже был в лето 7162-е, при благоверном и благочестивом великом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем патриархе Никоне , в богоспасаемом преименитом царствующем граде Москве, и той собор приемлю, яко истинен есть и православен. Спаса Хутыня монастыря архимандрит Иосиф подписал своей рукой. р) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз Арсений, Пресвятой Богородицы Знаменского монастыря, что на Государевом старом дворе, игумен, исповедую святейших греческих патриархов быть православных. Книги греческие, печатные и древние рукописные, по которым святейшие греческие патриархи славословие Божие и чины церковные исправляют, исповедую православными и без сомнения приемлю. Собор, иже был в лето 7162-е, при благоверном и благочестивом великом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем патриархе Никоне , в богоспасаемом преименитом царствующем граде Москве, и той собор приемлю, яко истинен есть и православен. Знаменского монастыря игумен Арсений приписал своей рукой. с) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз Варфоломей, святых и великих чудотворцев Зосимы и Саватия Соловецкого монастыря архимандрит, исповедую святейших греческих патриархов быть православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Скачать epub pdf Глава 22. Краткая история духовничества Господь дал власть вязать и решить апостолам. Кому передали они ее? Кому была предоставлена власть отпускать и не отпускать грехи в Древней Церкви? Кому вручена была власть ключей? Самый крайний взгляд на эти вопросы в исторической науке таков: исповедь не только в первые три века, но и в эпоху Вселенских Соборов не была обязательно связана с иерархическою степенью духовника. Согласно этому крайнему взгляду, грехи исповедовались друг другу независимо от иерархической степени. Обычай исповедовать грехи друг другу сменился обычаем исповедовать их перед священником постепенно, и до III века об этом нет никаких свидетельств. Даже в IX веке исповедь перед священником еще не была обязательной. Решительно стремился к этому Патриарх Константинопольский Никифор (Ксанфопул; 1350–1362). Но это стремление плохо претворялось в жизнь, что видно, по мнению сторонников этого крайнего взгляда, из слов церковно-официального лица – Петра Хартофилакса, жившего в конце XI века при византийском императоре Алексее Комнине (ок. 1048–1118). Он отвечает на запрос, хорошо ли исповедовать грехи духовным лицам, так: «Хорошо и весьма полезно, но не таким, которые неопытны и невежественны», иными словами, считает исповедь «духовным лицам» не безусловно обязательной. Все это относится к исповеди тайной. Что же касается исповеди публичной, то, по мнению сторонников этого крайнего взгляда, здесь иерархическая степень отпускающего грехи имела еще меньшее значение. Публичная исповедь отдавала грехи на суд всей Церкви, который был судом общинным, а в нем участвовали епископы и клир, так как они являлись членами общины верующих. Этот крайний взгляд решительно отвергается свидетельствами святых отцов и учителей Церкви. У святого Климента Римского († 101) читаем: «Итак, вы, положившие начало возмущению, подчинились пресвитерам и дайте себя воспитать в покаяние, преклонив колена сердца вашего». Здесь явно имеется иерархическая власть в деле покаяния. Святой Игнатий Богоносец († 107) говорит: «Всем кающимся прощает Бог, если они прибегнут в единстве о Христе и в совет епископа».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—232— при Алексее I Комнине (1081–1118) 1948 , в 1179 г. архимандрит Нектарий, игумен монастыря св. Николая Казулянского представительствовал от имени Восточной церкви на Латеранском соборе папы Александра III и обличали там латинян. 1949 Однако, эти факты еще недостаточны вполне для характеристики отношений южно-итальянских греческих монастырей к константинопольскому патриархату нормандской эпохи. Во всяком случае, это не были отношения административно-правовые, а скорее чисто нравственные, признание добровольное высокого авторитета первосвятителя Восточной Церкви и руководство традициями последней в вопросах практики. Итак, в XII и начале XIII вв. церковная реформа в отношении южно-итальянских монастырей, можно сказать, была почти закончена: большинство греческих монастырей на всем протяжении Апулии, Калабрии и Сицилии были поставлены под надзор крупных монастырей, которые, в свою очередь, были подчинены Риму. Правда, некоторые греческие монастыри были освобождены нормандскими герцогами от всякой власти церковной и светской, сделались вполне автокефальными. Так, напр., известно, что Рожер II в 1137 г. освободил от надзора монастыря Спасителя в Мессине: монастырь св. Георгия в Триокале (Сицилия), монастырь св. Ангела в Броло (на береговом пути из Мессины в Палермо) в 1144 г., подобная привилегия была также дана монастырю св. Филиппа Агирского. 1950 Однако подобные редкие случаи автокефальности греческих монастырей южной Италии были только исключениями из общего положения. Отсюда, можно считать достаточно установленным фактом, что в XII веке южно-итальянские греческие монастыри находились под сильным латинским влиянием. Представители римской курии часто вмешивались в их жизнь, стараясь добиться их полной латинизации. И, действительно, их старания в некоторых случаях достигали результатов: особенно это нужно сказать о правлении —233— Вильгельма Злого (1154–1166), когда начались настоящие гонения на греческих иноков. Из этой эпохи известны случаи обращения греческих монастырей в латинские, переход греков к латинскому церковно-богослужебному уставу и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Смотри также правило Василия Велик. 69, из которого ясно, что служитель есть иное лицо, чем иподиакон. 219 Это побуждает некоторых говорить, что этих семерых диаконов не следует изображать как служителей таинств, в стихаре с орарем и кадилом и с непокрытой головой. Но, с одной стороны, Игнатий Богоносец пишет в послании к траллийцам, что архидиакон Стефан служил для Иакова, брата Господня, службу чистую и непорочную Ep. ad Tral. 7//PG 5, 788А), а с другой стороны, в гл. 4 и 46 кн. 8 «Апостольских постановлений» семь диаконов, одним из которых был и Стефан, перечисляются после епископов и пресвитеров и сопричисляются к ним (PG 1, 1069C, 1153C). Имея все это в виду, я полагаю, что они же были и служителями таинств, а потому нет ничего неуместного в том, чтобы и изображать их как служителей таинств. 220 Действительно, и Созомен говорит (кн. 7, гл. 19), что в остальных городах число диаконов было разным, а в Риме до его времени, говорит он, было семь диаконов, подобно тому, как семерых избрали апостолы (PG 67, 1476AB). Об этом свидетельствует и божественный Максим в толковании на 3-ю гл. «Церковной иерархии» божественного Дионисия (PG 4, 136C). Сам Дионисий называет этих диаконов избранными (Dion. Areop. De eccl. hierarch. III, 2//PG 3, 425C). 221 К настоящему правилу есть примечание, в котором сказано: обрати внимание на это правило и подивись, как им сегодня пренебрегают. Преподобнейший патриарх, господин Иоанн Халкидонский, который был при Алексее Комнине, учил каждое воскресенье, почему и имеются его поучения в отдельной книге; существует еще «Кириакодромион» Иоанна или Георгия Ксифилина, патриарха Константинопольского, а также других патриархов и епископов. Согласно с этим правилом говорит и св. Иустин во 2-й апологии христиан. Он сообщает, что в воскресенье христиане со всех мест собирались в церковь и после того, как на литургии прочитывались чтения из Нового и Ветхого Заветов, архиерей произносил поучение. «Затем, когда чтец закончит чтение, предстоятель говорит наставление, призывая подражать этим добрым примерам» (Just. Martyr. Apol. 1. 67//PG 6, 429В). A тο, что и пресвитеры суть предстоятели церквей, видно из 15-го слова Григория Богослова (с. 226), в котором он называет пресвитеров пастырями, а епископов архипастырями (Greg. Nazianz. Or. 16. 4//PG 35, 937C). Кроме того, Зонара называет их сидящими вместе с епископами в алтаре, а Златоуст – учителями и предстоятелями народа (Ioan. Chrysost. Hom. in Ep. I ad Tim. 11. 1//PG 62, 553), если же это так, то ясно, что они и «сопредстоятели» церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

См.: ’Ρλλη к α Πτλη. Σνταγμα τν θεων к α ερν καννων. T. II. Σ. 656. 286 Joannis antiocheni oratio de disciplina monastica et de monasteriis laicis non tradendis. Cap. 7//PG. T. CXXII. Col. 1128. 289 Ψελλς πιτφιοι λγοι// Σθας . Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. T. IV. Σ. 402; Сно niat . De Isaacio Angelo. Lib. III. Cap. 2. 290 Напр., основатель Македонской династии – Василий Македонянин происходил из крестьянского сословия. 291 Михаил III, Никифор Фока, Иоанн Цимисхий, Роман III Аргир, Алексей II Комнин, Андроник II Комнин, Алексей IV Ангел, Алексей V Мурзуфл. 293 Феодора, мать Михаила III, Роман Лакапин, Стефан и Константин, его сыновья, Михаил VI Стратиотик, Исаак Комнин, Евдокия, жена Романа Диогена, Михаил VII Парапинак, Никифор Вотаниат; императрицы Зоя и Феодора вступили на трон из монастыря, куда первая была заключена Михаилом Калафатом, а вторая – самой Зоей; Константин XI Порфирогенет, сын императрицы Евдокии, был пострижен и заключен в монастырь Никифором Вотаниатом, но при Алексее Комнине освобожден из заключения. 294 Василий Македонянин, Лев Философ, Александр, Константин Порфирогенет, Христофор, Роман II Младший, Василий Болгаробойца, Константин VIII, Михаил IV Пафлагон, Константин IX Мономах, Константин X Дука, Андроник I, сын его; Алексей, Иоанн и Мануил Комнины. 295 Κα ττε πρτον βλεψε (Константин Порфирогенет) τν γραν τν βασιλεαν, ς κρην χρυσοσπταλον, ς μαργαροφοροσαν, ς βροχτωνα στιλπνν, ς τρυφερευομνην/Constantini Manassis Compendium chronicum. P. 239. Bonnae. 297 «Вступающие в монастырскую жизнь считаются как бы “мертвыми для мирской жизни”», – говорит Зонара в толковании на 6-е правило Двукратного собора//’ Ρλλη κα Πτλη. Σνταγμα. T. II. Σ.668. 299 Theophanis Continuati (далее – Continuatus) Chronographia. Т. III. P. 400; Cedrenus. Historiarum compendium. T. II. P. 110–111. 302 Anonymus. Vita s. Nicolai Studitae//PG. T. CV. Col. 901, 904; Vita s. Methodii//PG. T. C. Col. 1266. 303 Joannis magnae Dei ecclesiae diaconi et oratoris sermo in vitam s. patris nostri Josephi Hymnographi//PG. T. CV. Coi. 927.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Сначала скажем два-три слова о сочинениях с содержанием местного характера, посвященных истории и географии Эпира, Албании, Фессалии, Пелопоннеса, Ионийских островов и островов Эгейского моря. Их существует немало. Уже Гопф в своем биографическом перечне, напечатанном в 85 томе Энциклопедии Эрша и Грубера, поименовал 198 произведений этого рода, но после Гопфа коллекция значительно восполнилась. Насколько я мог познакомиться с этими сочинениями по тем из них, которые имеются в петербургских книгохранилищах, я пришел к тому выводу, что научное их значение для истории XI в. до того ничтожно, что без ущерба для существа дела возможно их вполне игнорировать. Во многих из них совершенно обойдено молчанием время от Василия Болгаробойцы до Алексея Комнина, а в тех из них, в которых оно затронуто, ничего нового не сообщается, и даже то, что хорошо известно, представлено в извращенном и изуродованном виде. Можно было бы привести для доказательства массу примеров, но мы не будем утомлять просвещенное собрание и ограничимся одним примером для каждого столетия. Вот «История Коринфа», составленная Спангенбергом и изданная в 1569 г. 55 В ней XI в. отведено всего две страницы, однако же и на этих двух страницах нашли себе место фактические и хронологические курьезы вроде того, что первая жена Константина Мономаха находилась в живых, когда он женился на Зое, что Исаак Комнин потому отказался от престола и ушел в монастырь, что был испуган бесом охоты (Iagteuffel), что Никифор Вотаниат вступил на престол в 1081 г., а Алексей Комнин в 1084 г. Или вот «История Корфу», написанная Андреем Марморой и изданная в 1672 г. 56 На трех страницах, отведенных здесь истории XI в., читаем еще больше несообразностей. Например, Михаил Пафлагон отождествлен с Михаилом Калафатом, и то, что относится к этим двум императорам, приписывается одному – Михаилу Пафлагону, как-то: женитьба его на Зое, отправление жены в ссылку, бунт против него народа и ослепление; сообщаются небылицы о Георгии Маниаке, Михаиле Стратиотике, Алексее Комнине: о первом говорится, что он был эпирским генералом, разбит Мономахом, против которого восстал, бежал в Корфу, здесь был схвачен жителями и отправлен под караулом в Константинополь; о втором, Михаиле Стратиотике, говорится, что он был женат на императрице Феодоре и вместе с ней царствовал по смерти Мономаха; третий, Алексей Комнин, называется братом Михаила Парапинака.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

2693 Монахи нередко были послами, руководителями военных и других предприятий. Пселл был монахом в то время, когда ездил послом от Стратиотика к Исааку Комнину. При Алексее Комнине, по желанию его матери, во всех походах находился монах Иоанникий (или Симеон), настоятель Ксенофонтова монастыря на Афоне; он сопровождал Комнина, между прочим, в походе против Никифора Василакия, присматривал за его палаткой, съестными припасами и другими принадлежностями домашнего обихода, во время неудачного ночного нападения Василакий одного его нашел в палатке Комнина, когда же затем Василакий заперся в Фессалонике, послом к нему от Комнина с предложением сдаться самому и сдать город был тот же монах. 2694 Кесарь Иоанн Дука, постригшийся при Парапинаке, принимал деятельное участие в восстании Алексея Комнина против Вотаниата, добыл ему денег, вместе с ним явился под стенами столицы, мимо ушей пропуская насмешки византийцев, которые со стен кричали ему «авва» и прибавляли еще какое-то словцо, о котором стыдливая Анна 2695 умалчивает; ему принадлежал план взятия Константинополя с помощью подкупа, он же, при содействии патриарха Косьмы, спас дело Комнина в последнюю и самую опасную минуту. Вмешиваясь в дела политические, монахи, понятно, должны были нести и все последствия своего вмешательства, а каковы иногда были эти последствия, можно судить по примеру монаха Захарии, которому при Константине VIII был отрезан язык за участие в политическом заговоре. 2696 Указанные особенности монашества находятся в противоречии с монашескими идеями и не найдут себе оправдания ни в одном монастырском уставе. Но если в этом отношении они являются аномалиями, то нельзя в то же время не согласиться, что рассматриваемые в связи со всем строем тогдашней жизни, они были в известной мере необходимыми, а именно стояли в зависимости от умножения монастырей и обстоятельств, обусловливавших умножение. Число монастырей было слишком велико, значительный контингент монашествующих состоял из людей, принявших монашество против воли, под давлением посторонней силы и внешних обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Перенесение мощей произошло при следующих обстоятельствах. В 1087 году, при царе греческом Алексее I Комнине (1081– 1118) и патриархе Константинопольском Николае III Грамматике (1083–1111), святитель Христов Николай явился во сне одному честному и благоговейному священнику апулийского города Бара, бывшего двести лет средоточием греческой власти в Италии и только незадолго перед тем покорившегося норманнам. «Иди и скажи клиру и народу, – повелел явившийся святитель священнику, – чтобы они взяли из Мир Ликийских мощи мои и перенесли в здешний город, ибо Господу не угодно, чтобы я оставался там в пустыне». Священник утром пошел в церковь и рассказал о своем видении клиру церковному и пастве. Народ, услышав о такой милости к ним Господа и Его угодника святителя Николая, исполнился великой радости, говоря: «Господь послал теперь Свою милость на людей и город наш». Немедленно снарядили они три корабля и отправили на них священников, клириков и других благочестивых и богобоязненных людей, чтобы те привезли мощи святителя Николая. Всего отправившихся за мощами угодника Божия, по словам западного летописца Сигеберта, современника перенесения мощей, было сорок семь человек (не считая прислуги и матросов). Посланные, опасаясь, чтобы кто-нибудь другой прежде них не успел воспользоваться многоценным сокровищем чудо творений, которое волей Божией было предназначено для них, придумали скрыть цель своего путешествия под видом торгового предприятия и для этого нагрузили свои корабли пшеницей. Благополучно достигли они Антиохии, где продали свою пшеницу и купили других товаров, как бы намереваясь продолжать торговлю. Но здесь они получили неприятное для себя известие, что венецианские купцы, находившиеся в это время в Антиохии, также намерены отправиться в Миры для перенесения мощей святителя Николая в свой город. Намереваясь опередить их, жители Бари немедленно отплыли от берегов Антиохии. Благодаря попутному ветру они благополучно достигли берегов Ликии и остановились в Андриаке, пристани города Мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010