Стратиотик, допуская Комнина к соучастию в управлении, предоставляя ему право раздавать низшие чины и замещать некоторые должности, тут же счел нужным оговориться, что это не составляет принадлежности кесарского достоинства. 1087 2) Севаст. В наш период только два лица имели этот чин: Алексей Комнин, получивший его от Вотаниата после победы над Вриеннием, 1088 и брат его, Исаак Комнин, награжденный чином севаста после того, как он подарил Вотаниату дорогие сирийские ткани. 1089 3) Новеллисим. И этот чин имели только два лица: дядя Михаила Калафата, Константин, 1090 и Алексей Комнин, носивший чин новеллисима до производства его в севасты. 1091 4) Куропалат. Этим словом прежде обозначалась важная придворная должность, 1092 но с течением времени должность превратилась в чин и в XI в. нет ясных указаний, чтобы слово понималось иначе. 1093 По сомнительному свидетельству армянского историка, 1094 этот чин предлагаем был Стратиотиком Комнину. В него произведены были: Исааком Комнином брат его, Иоанн Комнин, и главнейший сподвижник Катакалон Кекавмен, 1095 Диогеном – Мануил Комнин. 1096 При Михаиле Парапинаке носил чин куропа-лата Никифор Вотаниат, 1097 а Никифор Вриенний, будучи провозглашен императором, почтил им брата своего, Иоанна Вриенния. 1098 Чин куропала-та давался также иностранным владетельным особам, как-то: грузинским царям – Давиду, 1099 Баграту, 1100 Георгию, 1101 князю грузинскому Липариту 1102 и армянскому – Филарету Вахраму. 1103 Этим чином византийское правительство хотело прельстить и Урселя, в надежде побудить его прекратить войну. 1104 С титулом куропалата соединены были некоторые внешние отличия, в том числе окраска колесниц в зеленый цвет. 1105 То обстоятельство, что титул давался братьям византийских царей и иностранным коронованным лицам, свидетельствует об его значении. На нашем языке он будет соответствовать титулу высочества, с тем лишь различием, что наш один титул у византийцев XI в. имел четыре степени (кесарь, севаст, но-веллисим и куропалат) и последняя, низшая степень была куропалата. 5) Протопроедр. Чин этот носили: Константин Лихуд при Исааке Комнине, 1106 Мануил Комнин до возведения Диогеном в куропалаты, 1107 Андроник и Константин, сыновья кесаря Иоанна Дуки, 1108 Василакий 1109 и Иосиф Тарханиот при Парапинаке, 1110 племянник патриарха Керуллария Константин. 1111 Дан был также чин дожу Венеции Доминику Сильвио. 1112 Замечательно, что в трех местах Скилица, пользующийся Атталиотом, ставил титул «проедра» 1113 там, где у Атталиота поставлен «протопроедр». Это показывает, что в умах историков, близких к рассматриваемому времени, чины протопроедра и проедра не всегда различались, вероятно, потому, что они были новы по происхождению. О первом можем предполагать, что введен при Исааке Комнине, время же установления второго известно в точности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Но если это так, то представляется весьма мало вероятным дальнейшее заверение книги г. Красножена (аргумент 3-й): „Зонара несомненно жил и писал даже при Мануиле Комнине (1143–1180), так как в толкованиях на Синтагму церковных правил и в других сочинениях его встречаются указания на такие обстоятельства, которые могут быть отнесены к определенным годам правления этого императора“ 1071 . Если Зонара и в начале царствования Иоанна Комнина высматривал опытным старцем-монахом (в своей хронике), то заверение, что он жил и писал даже при Мануиле Комнине делает необходимым приписать ему весьма исключительное долголетие. Нам же думается, что в самых комментариях Зонары есть места, свидетельствующие, что он писал их не после хроники, а одновременно с нею, или даже ранее ее. С точки зрения Зонары правила церковные суть такое же откровение божественной мысли, как и священное писание, посему естественно предположить, что сделавшись монахом, Зонара на первых порах охотнее отдался изучению правил и составлению толкований к —577— ним, чем составлению своей хроники 1072 . В своих комментариях Зонара дов. не редко указывает на разные явления церковной жизни своего времени: эти явления при помощи хроники его – можно удобно относить к царствованию Алексея Комнина и предшествовавших императоров. Напр., в комментарии к 98-му правилу Трулльского собора Зонара говорит: „ныне обручение равносильно браку по силе новеллы императора, господина Алексея Комнина“. Упоминаемая здесь новелла издана в Июле 1084 года. В толковании к 7-му правилу Неокесар. собора Зонара говорит: видали мы и патриарха, и разных митрополитов принимавших участие в брачном пире второбрачного императора“. – О царствовании императора Никифора Вотаниата (1078) в хронике Зонары читаем следующее: „Когда у сего императора умерла супруга, многие девицы искали возможности выйти за него замуж и более всех – Зоя, дочь императора Дуки. Но он хотел жениться на бывой императрице Евдокии, или же на Марии, жене своего предшественника. Итак, он посылает к Евдокии, которая, говорят, не отказывалась от предложения, но против этого брака, как противозаконного, восстали некоторые монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При дворе византийских Императоров устроились публичные совещания об этом предмете между папскими посланниками и учеными греческими богословами; (из них в особенности известны диспуты миланского архиепископа Хризолана с Евстратием, митрополитом никейским при Алексие Комнине, и гавельберского епископа Ансельма с Никитою, никомидийским, при Иоанне Комнине). Папы присылали так же послания к греческим епископам, в которых приглашали их соединиться с римскою Церковью, сравнивая греческую Церковь с погибшею овцою и потерянною драхмою, а себя с любвеобильным евангельским пастырем, заботящимся о спасении каждой погибающей овцы. Епископы и богословы греческие, не желая, вопреки видам своего правительства, раздражать пап прямым противоречием, давали папам и их посланникам вежливые ответы на все приглашения и увещания, но тем не менее старались объяснить им, что такое великое дело, как соединение Церквей, не может совершится иначе, как после беспристрастного исследования причин разрыва на Вселенском Соборе, и только тогда, когда папы откажутся от своих деспотических притязаний к порабощению всех Церквей, перестанут считать греческую Церковь заблудшею овцою и потерянною драхмою, и когда римская Церковь оставит свои отступления от древних православных преданий (известны в таковом духе ответы Никиты Никодимийского и Василия фессалонитского на приглашения к соединению). В большинстве народа и духовенства греческого не было никакого расположения к соединению с римскою Церковью; напротив, в виду насилий производимых крестоносцами на Востоке, усиливалась все более и более неприязнь к латинству. Крестоносцы нередко сани жаловались папе, что греки их почти не считают за христиан. Такое настроение против латинства поддерживали в народе и многие высшие пастыри греческой Церкви и ученые греческие богословы. В полемических сочинениях того времени, касавшихся латинства, выказывалось уже гораздо более неприязненное отношение к нему, нежели в предшествовавшие века. Патриархи константинопольские Михаил Анхиал, Никита Муитан, александрийский патриарх ученый Феодор Вальсамон, прямо называли латинян злейшими еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

имп. Алексии I Комнине . При его преемнике Иоанне II Комнине (1118-1143) клюнийцы были изгнаны из К-поля, а обитель заняли греч. монахи. В связи с этим аббат Петр обращался к императору и К-польскому патриарху с просьбой вернуть ее клюнийцам. В Палестине клюнийцам принадлежал монастырь на горе Фавор ( Petr. Venerab. Ep. 31; 80), возникший на месте разрушенной в 1113 г. бенедиктинской обители (основана в 1099). Вероятно, здесь жил аббат Понтий во время паломничества на Св. землю ( Orderic. Vital. Hist. eccl. 12. 30). Благодаря укреплениям монахи отразили нападения войск Салах-ад-Дина в 1183 г., но обитель была разрушена во время осады Иерусалима мусульманами (1187). В К. к. входило также аббатство Девы Марии в Иосафатовой долине, построенное над гробницей Пресв. Богородицы ( Johns C. N. The Abbey of St. Mary in the Valley of Jehoshaphat//QDAP. 1939. Vol. 8. P. 117-136). Монахи-бенедиктинцы прибыли туда в 1099 г. по приглашению Готфрида Бульонского ; ок. 1120 г. настоятелем мон-ря стал клюниец Гильдуин, бывш. приор обители Люрси-ле-Бур. В мон-ре хранилась частица Св. Креста, якобы посланная с др. святынями из Вифлеема в клюнийский приорат св. Арнульфа в Крепи ( White L. A Forged Letter Concerning the Existence of Latin Monks at St. Mary " s Jehosaphat before the First Crusade//Speculum. 1934. Vol. 9. N 4. P. 404-407). Во владения мон-ря входила Кедронская долина с прилегавшими садами и виноградниками, церкви в Аскалоне, Акре, Тире, Сидоне, Тивериаде и др. местах Палестины, а также поместья на Сицилии и в Калабрии. После разрушения мон-ря (1187) насельники обосновались в Акре, где клюнийская обитель существовала до 1244 г. После кончины Петра Достопочтенного (25 дек. 1156) его друг Рауль де Сюлли составил его Житие (PL. 189. Col. 15-28), однако, несмотря на уважение современников, Петр не был канонизирован. Избрание его преемника вызвало разногласия среди клюнийцев. На должность аббата был выбран некий Роберт Толстый, родственник графов Фландрии; в поисках поддержки он отправился в Рим к папе Адриану IV , но не получил его одобрения и на обратном пути умер при невыясненных обстоятельствах (PL.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Книги греческие печатные, и древние рукописные, их же употребляют святейшие греческие патриархи, и по них всё Божие славословие и чины церковные исполняют, исповедаю православными и без сомнения приемлю их. Собор, содеявшийся в богоспасаемом царствующем граде Москве, при благоверном и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем Никоне патриархе , и при всём великого государя синклите, в лето от сотворения мира 7162, от Рождества же Слова Божия по плоти, 1654, по согласному, нашему архиерейскому между собой любовному совопрошению, исповедую и держу без сомнения во всём православным. Известного же ради утверждения, аз смиренный Филарет, Божьей милостью, архиепископ Смоленский и Дорогобужский сие моё исповедание подписал рукой моею, настоящего лета сего от сотворения мира 7174, от Рождества Божьего Слова по плоти 1666, месяца Февраля в 16 день 96 . з) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь. Се аз, смиренный Иларион, Божьей милостью, архиепископ Рязанский и Муромский, по совопрошению нашему сему архиерейскому, имже согласихомся любовно, настоящего лета сего 7174, Февраля месяца, исповедаю святейших патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, и Иерусалимского православных во всём. Книги печатные и древние рукописные греческие, по которым святейшие патриархи славословие Божие и церковные чины исполняют, исповедаю православными, и без сомнения приемлю. И собор, иже был в лето 7162, в богоспасаемом царствующем граде Москве, при благоверном и благочестивом нашем великом государе царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великий и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем патриархе Никоне , и при всём священном соборе, и при всём великого государя синклите исповедую и имею во всём православным. Во утверждённое же извество, сие мое исповедание писал моею рукой. Аминь. и) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз, смиренный Иоасаф, Божьей милостью, архиепископ Тверской и Кашинский, исповедаю святейших вселенских греческих патриархов православными быть в вере Христовой, и книги греческие, печатные и древние харатейные и рукописные, их же употребляют греческие патриархи и по них исполняют божественное славословие и все церковные догматы , исповедаю православными быть и без сомнения приемлю, якоже о том книжном исправлении и собор содеялся в царствующем граде Москве, при благочестивейшем и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при Святейшем Никоне патриархе , и при всём освященном соборе и при всём великого государя синклите и руками подписавшись в лето 7162-го года, а от воплощения Сына Божия 1654.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Титул с нововведенным словом " самодержец» в значительной степени отражал новое развитие монархической власти в России, дальнейшее усиление русского абсолютизма. В горделивых мечтах о вселенской православной империи, в подчеркивании божественного происхождения власти, в развитии самодержавия, отказывающегося от советов народного представительства и аристократии, можно найти ясную аналогию между политическим развитием монархической власти в России при Алексее и при его современнике Людовике XIV во Франции. Указания на божественное происхождение власти в таких фразах, как»повелитель всех сил Господа нашего Иисуса Христа» и«Бог... благословил и предал нам, государю, правити и рассуждати люди своя» 480 , были не только украшением титула или рассуждениями царя, но и выражением его теории о роли монарха, которую он проводил на практике. Земский собор и боярская дума, которые играли огромную роль при царе Михаиле, очень ослабевают при Алексее Михайловиче. При Михаиле земский собор был созван не менее десяти раз за тридцать два года царствования, и все важные дела решались по их обсуждению народным представительством. При Алексее земский собор не созывается после 1653 года и умирает как совещательный и законодательный орган 481 . В боярской думе все больше растет число родственников царя – Милославских, Стрешневых, позже Нарышкиных, а также его личных советников-бюрократов, по происхождению не принадлежащих к боярским семьям. В 1654 году царь создает новый аппарат контроля правительства –«Приказ тайных дел». Этот приказ почти что не имел исполнительной власти и играл роль учреждения государственного контроля, представители которого наблюдали за исполнением воли монаршей воеводами, приказами, послами и командующими войсками 482 . Во главе приказа царь ставит не боярина или аристократа, а бюрократа, дьяка Башмакова, которого в 1666 году Аввакум едко назвал»от тайных дел шишом антихриста» 483 . Эволюция политической мысли царя лучше всего сказывается в отношении к действиям его предшественника XVI века – Ивана Грозного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В стихе об Алексее мы всего лучше можем изучить народный идеал аскетической святости. Прежде всего, во имя чего святой поднимает свой тяжелый подвиг? Ответы даются разные, или, в сущности, два ответа. С одним мы познакомились в стихе об Иосафе-царевиче: это быстротечность земной жизни и несравнимость ее с вечными благами: Житие наше, мать, часовóе, А богатство наше, мать, временнóе. (I, 216) Другой мотив - желание избежать неизбежного в миру греха. Стих об Алексее видит этот грех в самом факте супружеской жизни, к которой принуждают святого родители. Вот почему он молится в брачную ночь: Ты батюшка наш, Спас пречистый, Не допусти до греха, до большого. (1, 100) И Дочь Тысячника спасается в пустыню от того же греха: Приневолил меня рóдный батюшка Замуж девушку итти... На все грехи тяжки, Грехи тяжки поступить. (I, 720) Не будем искать в этих идеях дуалистических богомильских влияний . Достаточно и житийных примеров, чтобы внушить певцу такую, не вполне ортодоксальную, мысль. Здесь мы видим полную готовность принять максималистический церковный идеал - и именно там, где он отрицает древнейший религиозный закон народа - религию материнства. И все же эта религия и в стихе об Алексее составляет незримый фон, на котором и выделяется его святость, не поражающая героизмом аскезы. Читая или слушая этот стих, мы тронуты вместе с народом потому, что самое тяжкое отречение есть отречение от рода, от любимых, от жены, от отца, от матери. Поэтому венец подвига Алексея - его жизнь неузнанным во дворе родительского дома. К этому жертвенному отречению Алексея присоединяется вторая черта его подвига: его вольное унижение. С жалостливым умилением певец следит за ступенями его земного падения - небесного роста. Первый шаг - к бедности и нищенству. Уходя из отцовского дома, Алексей надевает рубище (или меняется с нищим своей златотканой одеждой). Придя в Эдессу, Становился Алексей, свет, на паперти... Со своей, со нищею братией. (1, 102) Второе опустошение - гибель его юной красоты: Красота в лице его потребишася,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

Повелением всесильного, и великого и бессмертного, и милостивого царя царям, и государя государям, и всех сил повелителя, Господа нашего Иисуса Христа, писав письмо многогрешный царь Алексей Титул с нововведенным словом “самодержец” в значительной степени отражал новое развитие монархической власти в России, дальнейшее усиление русского абсолютизма. В горделивых мечтах о вселенской православной империи, в подчеркивании божественного происхождения власти, в развитии самодержавия, отказывающегося от советов народного представительства и аристократии, можно найти ясную аналогию между политическим развитием монархической власти в России при Алексее и при его современнике Людовике XIV во Франции. Указания на божественное происхождение власти в таких фразах, как “повелитель всех сил Господа нашего Иисуса Христа” и “Бог... благословил и предал нам государю правити и рассуждати люди были не только украшением титула или рассуждениями царя, но и выражением его теории о роли монарха, которую он проводил на практике. Земский собор и боярская дума, которые играли огромную роль при царе Михаиле, очень ослабевают при Алексее Михайловиче. При Михаиле земский собор был созван не менее десяти раз за тридцать два года царствования, и все важные дела решались по их обсуждению народным представительством. При Алексее земский собор не созывается после 1653 года и умирает как совещательный и законодательный В боярской думе все больше растет число родственников царя — Милославских, Стрешневых, позже Нарышкиных, а также его личных советников-бюрократов, по происхождению не принадлежащих к боярским семьям. В 1654 году царь создает новый аппарат контроля правительства — “приказ тайных дел”. Этот приказ почти что не имел исполнительной власти и играл роль учреждения государственного контроля, представители которого наблюдали за исполнением воли монаршей воеводами, приказами, послами и командующими Во главе приказа царь ставит не боярина или аристократа, а бюрократа, дьяка Башмакова, которого в 1666 году Аввакум едко назвал “от тайных дел шишом

http://sedmitza.ru/lib/text/439532/

Княжна Екатерина Дмитриевна Князь Владимир Владимирович, статский советник, † 22 марта 1856 года; женат на Софие Алексеевне Перовской Князь Дмитрий Владимирович, женат на Марие Яковлевне Дмитриевой Князь Евгений Владимирович, женат на Варваре Алексеевне Мосоловой Князь Георгий Владимирович; женат на Елисавете Львовне Давыдовой Княжна Екатерина Владимировна Княжна NN Владимировна, за Петром Владимировичем Голохвастовым КОЛЕНО XXXI: Князь Евгений Александрович, рождение 1831 Князь Дмитрий Александрович, рождение 1832 Князь Андрей Александрович, рождение 1841 Князь Василий Александрович Княжна Мария Александровна, за князем Иродионом Андреевичем Оболенским Княжна Екатерина Александровна, в апреле 1855 вышла за графа Алексея Васильевича Бобринского, скончалась в декабре того же года Княжна Александра Александровна Княжна Елисавета Александровна Княжна Евдокия Александровна Княжна Ольга Александровна Княжна Вера Александровна Князь Владимир Владимирович, рождение 1834 † 1854 Княжна Мария Владимировна Княжна NN Владимировна Княжна NN Владимировна Княжна NN Владимировна Княжна NN Владимировна Князь NN Дмитриевич, рождение 1845 Князь Алексей Евгениевич Князь Михайло Андреевич 11) получил, в 1529 году, от Великого Князя Василия Иоанновича, Антоновский стан с правдою, сказано в грамоте, ему пожалованной 78 . Князь Семён Андреевич 17) получил от Иоанна Великого город Вольск в кормление. Князь Матвей Данилович 36) находился воеводою: в Тобольске в 1592 году, и в Верхотурье в 1601 году; князь Иван Дмитриевич 51) был воеводою в Тюмени с 1635 по 1639 год. Князь Никита Яковлевич был окольничим и начальником ямского приказа при Царе Алексее Михайловиче, а 5 марта 1669 года постригся в Ярославском Толгском монастыре. Князь Алексей Михайлович, посол в Дании, потом боярин, дворецкий и начальник приказа большого дворца, пользовался особенною доверенностью Царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, и пожалован был, в 1649 году, в путь, Ловецкими слободами в Ярославле (что ныне город Рыбинск). КнязьДмитрий находился боярином при Царе Алексее Михайловиче, а князь Михаил Никитич, боярином в последних годах XVII века; князь Василий Петрович и князь Семён Петрович находилась окольничими при Царе Алексее Михайловиче; князь Степан Фёдорович окольничий при Царе Феодоре Алексеевиче; князь Пётр Лукич и Пётр Григорьевич окольничими в 1699 году, в которое время, в списке владельцев населённых имений, находятся имена девятнадцати князей Львовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Последний раз такое было при Царе Алексее Михайловиче» Архиепископ Михаил (Донсков) об итогах Архиерейского Собора 08.12.2017 1961 С 29 ноября по 2 декабря 2017 года в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви . Своими впечатлениями делится в интервью «Русской народной линии» участник Собора иерарх Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Михаил (Донсков): Архиерейский Собор прошел в исключительно торжественных условиях в присутствии всей полноты Православной Церкви. На Соборе были представлены почти все Патриархи, только три Патриарха не приняли участие. Я не уверен, но мне кажется, что последний раз такое было при Царе Алексее Михайловиче, когда на Соборе в Москве присутствовали все Поместные Церкви в лице первоиерархов и их представителей. Произошло очень впечатлительное, полезное и важное событие. Воссоединение, единство Русской Церкви является очень важным церковным событием. Весь 20-й век нанёс Церкви много ударов под давлением политических событий. Такое чувство, что из ситуации раздробления вдруг всё снова строится в направлении единства. Единство Русской Православной Церкви во вселенском плане - такое чувство охватывало всех участников Собора. На Архиерейском Соборе была дана информация об исследовании «екатеринбургских останков». Нам были изложены доказательства того, что делается под наблюдением Церкви тщательно и точно, чтобы Церковь могла дать свое определение. Но пока все исследования находятся в стадии продолжения, они не закончены. Но важно то, что изложена степень серьезности анализа во всех отношениях - это многогранное исследование, тщательный анализ всех предыдущих исследований. Подводятся итоги, но все исследования далеко не кончены, поэтому результатов пока нет. Через четыре года на Архиерейском Соборе могут рассматриваться и другие вопросы. А на этом Соборе были приняты документы и окончательно рассмотрены вопросы, которые изучались уже давно - это вопросы о монашестве и другие. С участием всех архиереев была отшлифована окончательная редакция документов. Каждый документ был принят с участием всех присутствующих преосвященств.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/08/po...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010