Поэтому-то мы и знаем, каковы по своему нравственно-религиозному настроению люди – поборники анархии; нет надобности повторять это здесь; их нравственно-религиозная сторона, их отрицательное направление и неверие ясно обрисованы на судах, производившихся над ними. А русский по сердцу человек, в этом отношении, твердо стоит под знаменем веры, которая внушает ему воздавать Кесарево Кесареви и Божие Богови ( Мф.22:23 ), бояться Бога и почитать царя ( 1Пет.2:17 ), – так высоко вера ставит наши обязанности к царю – вслед за обязанностями к Богу; вера говорит, что кто нерадит о своих присных, тот отрицается веры и хуже неверного ( 1Тим.5:8 ), – так высоко ставит наши обязанности к отечеству. Сам Бог неоднократно свидетельствует о высоком священном значении власти. Слово Божие ясно выражает, что Господь поставляет царей ( Дан.2,21 ) и подает царство, ему-же восхощет ( Дан.4:29 ) – что несть власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть ( Рим.13:1 ), да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим.2:2 ). «Я помазал царя Моего над Сионом горою святой Моей» ( Пс.2:6 ), раздается свыше голос божественный в слух всех, являющихся на сцене мира, всех внимательных к судьбам истории, к общему ходу исторического движения и ко вседневным событиям нашей общественной жизни. Таким образом, приведенные слова божественного учения ясно указывают нам, насколько высока, священна, неприкосновенна царская власть в глазах верующего, истинного сына православной церкви; православие еще более усиливает обаятельное значение власти в глазах народа, еще теснее, неразрывнее вяжет одну с другим. Тут уже внутреннее, благодатно освященное чувство говорит в пользу этого. И тот принятый обычай, освященный веками, имеет высокое значение в глазах народа, что наши цари, при посещении русских городов и весей, прежде всего направляют свое шествие во святые храмы, чтобы здесь освятиться божественною благодатью и вкупе со своими верноподданными помолиться пред престолом божественной благодати. А это благоговейное предстояние во храме, это молитвенное единение царя с народом, молитвенное участие в радостях и скорбях взаимных, какая неодолимая, великая сила! Русский человек видит, что с ним стоит на молитве его царь, сын православной церкви, – что может быть выше в его глазах, от умиления покрывающихся струящейся слезой! Да! это может чувствовать именно русский по душе, горячо преданный своему отечеству. Отсюда и выходит то высокое, самоотверженное чувство любви к царю и отечеству, по которому он готов жертвовать всем, даже жизнью своею за него, считая это одним из величайших и святых подвигов, – чувство той бескорыстной и святой любви, по которой он всегда готов душу свою положить за други своя (свое отечество) ( Ин.15,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

«Бог и бессмертие души» – таковы основные истины, вложенные в нашу природу и требующиеся самосознающим духом нашим. Представлением их всегда жил человек и возбуждался к нравственному усовершенствованию и прояснению своего религиозного сознания. Мысль о Боге напоминала ему о зависимости от Творца, внушала ему обращаться к Нему с молитвою прошения в различных нуждах, бедствиях и превратностях жизни, с молитвою благодарения в часы радости и довольства. Мысль о Боге напоминала человеку, что он – не беспомощное творение, предоставленное самому себе, а в Боге, Его всемогуществе и благости, всегда имеет себе помощника и заступника, побуждала его стремиться к Нему, и таким образом служила первым и могучим толчком на пути развития и возвышения. Идея о бессмертии души всегда возбуждала и укрепляла человека на этом пути, поддерживала сознание необходимости нравственного совершенства, обращала к самому себе, ободряла и побуждала дорожить своею жизнью. «Дух мой бессмертен, следовательно, я буду вечно жить», – что может сильнее выражать мое человеческое достоинство и пробуждать желание одного доброго, возвышающего меня?!... На этих-то основных идеях человеческого духа (о Боге и бессмертии души) и коренятся всегда присущие ему стремления вдаль – к лучшему и высшему, к вечной истине, добру и красоте, – всегдашнее его недовольство одним материальным и неудовлетворяемость им, – основывается то, что составляет внутреннего сильного двигателя по пути прогресса в его стремлениях к дальнейшему и дальнейшему развитию. Нужно быть не с закрытыми только глазами, нужно быть глубоко отуманенным и ослепленным, чтобы не видеть, что не отвне, не от видимой природы бьется этот приток знаний, стремлений к ним, а извнутри нас самих, от нашего бессмертного духа, тесно вяжущегося с идеей о Боге. Без этих идей немыслимо было бы движение человека вперед как в области мысли, так и в практической жизни, и человек, подобно животному, оставался бы неподвижным и умственно и нравственно, оставался бы навсегда обреченным на застой; без этих идей он не понимал бы самого себя, как и видим это во всех тех туманных учениях (теориях), которые отвергли божественное руководство, отвергли действия Промысла Божия, и, увлекаясь одним материальным, предались своему неискусному уму творити неподобныя ( Рим.1:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Цель всякой школы – развивать и воспитывать и таким образом подготовлять полезных членов обществу, с устойчивыми убеждениями, с любовью к общественному делу, с выработанным характером воли и с истинным желанием служить его благу; а для этого необходимо, чтобы школа основывалась на твердых, незыблемых началах, с их всеобъемлющим характером, на началах веры, истины и добра, потому что все другие начала, как человеческие, неустойчивы, изменчивы вместе с изменчивостью мысли и убеждений людских, и чаще всего носят на себе печать эгоизма, – а вследствие этого производят брожение в умах, поддающихся тем или другим влияниям, так что нередко можно встретиться с человеком, который не знает, на чем остановиться. Таковым брожением отмечена вся история дохристианского языческого мира, когда люди, разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце, глаголющеся быти мудри, объюродеша, и измениша слову нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад ( Рим.1:21–23 ), когда они мирнаго пути не познаша и не было страха Божия пред очима их ( Рим.3:17–18 ). Такое брожение умов может быть и всегда, когда делается разрыв с истинной основой жизни. Не заметно ли и теперь в жизни? Да! к сожалению, нужно сказать, что современных умов немало отшатнулось от вечных жизненных основ – истин св. веры, и устранилось, подобно евангельскому блудному сыну, от родного дома на страну далече: истинная вера поколеблена в сердцах, христианская любовь ослабела; все чего-то ищут лучшего, и не обретая, выражают недовольство самою жизнью. А это-то и показывает, что они стоят не на твердом камне, который есть Христос и вера в Него; а какая-то зыбь чувствуется под ногами, и, очевидно, чем дальше пойдем по этому пути, тем более будет опасности, тем труднее возврат назад, – а он должен быть, потому что невозможно, чтобы ум человеческий, подобно страннику в темную ночь, постоянно плутал и блуждал. В мире нравственном не мало может встречаться примеров, когда наступают такие горячие, дорогие минуты, что и великие грешники вдруг приходят в себя и останавливаются или по требованию своей совести, или по особому указанию божественному, и с злого пути, представившегося им уже краем погибели, делают возврат на путь добра с мытаревым раскаянием и смирением и глубоким сознанием блудного сына. А это может быть плодом только истинной веры в единого Бога и посланного Им Иисуса Христа. «Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Его же послал еси – Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

С этого времени сердце св. Владимира до того стало мягко, чувствительно, что всякое несчастие ближнего поражает его, – он питает алчущих, поит жаждущих, одевает нагих, утешает страждущих. Сам утешенный и упоенный живительными ручьями любви Христовой и благодати, он спешит провести их и в сердце своих подданных, бывших еще дикою маслиной, и рассевает семена истины по их сердцам. Все преобразовывается, все оживляется, конечно, не вдруг, а постепенно, – всюду начинает пробиваться новая жизнь, новый дух, – и жизнь становится полнее и жизненнее. А здесь то и открывается пред нами та великая, бессмертная заслуга, какую оказали земле и русской церкви прославляемые нами святые покровители нашего братства, приснопоминаемые Кирилл и Мефодий. Здесь-то и открывается то величие их дела, которому они посвятили свою жизнь, и озарили нашу Русь. Не упоминаю о самом труде их (кому он не известен), который принес и приносит нам столько блага, особенно духовного, небесного. Скажу только, что это благодатное семя, брошенное ими на нашу русскую почву, принесло уже свои плоды, и история нашего отечества, разросшегося в широту и долготу под покровительством истинной Христовой веры, убедительно свидетельствует об этом. Так под знамением этой веры жила и крепла наша Русь святая. «Помянух дни древние и судьбам их поучихся». Эти евангельские слова в наше время имеют особенное приложение и значение. Наше время – время какого-то неопределенного брожения и в мысли и в жизни; все судят, все рядят обо всем, все подвергают самой неумолимой критике; постоянно возбуждаются новые и новые жизненные вопросы, разрешение которых с напряженностью и усилием отыскивается; все стремятся к выгоде, полезному, только не небесному. Но как прочна и тверда та почва, на которой хотят основать все, этим вопросом не задаются и решению этого не придают важности. Отсюда и выходит, что нет единства, всюду рознь, везде на первом плане личные интересы, – а что способно может, авторитетно объединять, укреплять и служить твердым оплотом, то оставляется в тени, в забвении, как не имеющее значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Поэтому первый долг родителей внушить детям благоговение и страх Божий, указать им на неизреченную, Божественную любовь, явленную и являемую человеку, внушить мысль о вездеприсутствии Божественном, любовь и уважение к святому храму, как месту благодатного присутствия Небесного Царя, воспитать в сердцах уважение к родителям и старшим любовь к ним, уважение к постановлениям Церкви, а там само собою привьется уважение и повиновение власти. И в этом как великая заслуга, так и исполнение долга со стороны родителей, и они только при этих началах могут ожидать от своих детей утешения себе, пользы как для себя, так и для них. Только тогда и могут ожидать от них добрых плодов; как говорится: «что посеешь, то и пожнешь». Время детства самое дорогое, восприимчивое для подобных уроков и плодотворное. Мысль о Боге врожденна нам, и нередко в самом первом лепете дитяти можно слышать это великое и достопоклоняемое имя »Бог " ; дитя по природе религиозно, можно сказать, от самой колыбели, и его религиозное чувство высказывается везде, если только оно не задерживается какой-либо сторонней силою или обстановкой, чуждой религиозности. И одна истина, одно положение вероучения, принятое в детстве и сохраненное в сердце, более значит, одна искра веры, запавшая в него, действует сильнее и производит более благотворное действие, чем все человеческое остроумие и глубокомыслие. На это указал и Спаситель, сказавши сии многознаменательные слова: «благодарю Тя, Отче, что ты утаил это от премудрых и разумных и открыл младенцам» ( Мф.11:25 ). На этом основании один из церковных писателей, Тертуллиан , называет душу человеческую по природе христианскою. Поэтому-то и ошибочно поступают те, которые заботятся о развитии более ума, а не всего цельного человека, и теряют эту равномерность. «Если мы не всеми силами души желаем истины, говорит блаженный Августин , то мы никогда не найдем ее: только религиозный человек есть истинный полный человек и может быть блаженным и счастливым». Поэтому-то и Спаситель так отечески ласкал детей, и когда апостолы воспрепятствовали было им приближаться к Нему, сказал им: «не запрещайте им этого, ибо им принадлежит царство небесное». И действительно, наивность дитяти, простота, бесхитростность, открытость – какие высокие черты вполне христианские! Этими-то высокими качествами дитяти и нужно дорожить, чтобы сделать из него и христианина, преданного Церкви, и доброго гражданина, верного слугу Царю и Отечеству, и всегда послушного и покорного сына родителям и почтительного к старшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Не даром же произнес, изведавший опытом жизнь, древний мудрец: «суета суетствий и всяческая суета» ( Еккл.3:1–8 ). Не то ли же произнесет и новый мудрец, теперь самонадеянно относящийся к жизни, когда увидит пред собою разверзающиеся врата смерти, увидит, что все оставляет его, на что он отдал всю жизнь – без Бога? Когда увидит, что пред ним остается неизменным, как неуничтожимый – необъятный колосс – одно время? О братие! «Блюдите како опасно ходите, не яко же не мудри, но яко же премудри, искупующе время, яко дние его лукави суть». Все от времени – и доброе и худое; все от времени – и вечные радости и вечные муки. Все лучшие качества нашего духа, свойственные ему по самой природе и освещенные св. евангелием, развиваются постепенно во времени, как отростки молодого дерева, и приносят соответственные плоды: «любовь, радость, мир, долготерпение, веру, благость, кротость, милосердие» ( Гал.5:22 ). И дай Бог , чтобы эти плоды умножались и развивались среди нас. Они дают нам мир и радость, яже о Духе Святе, и составляют основание спокойной и счастливой жизни здесь на земле, и залог будущих радостей на небе. Поэтому тот идет согласно с постепенным течением времени, кто употребляет его на добрые дела, завещанные нам Спасителем, и таким образом постепенно приближает себя к единению с Богом – к цели бытия своего, и кто, согласно с волей Божею, имеет совершенную любовь к Богу и ближним. Тот постепенно возвышается здесь на земле, кто употребляет время для очищения своей жизни от всего нечистого и греховного, обновляет дух, совлекаясь ветхого человека и облекаясь в нового, укрепляет себя в истиной вере, и таким образом постепенно готовит себя к вечности. Тот дорожит временем, кто молитвенно вступает в новолетие, как известный предел, освященный церковью, и, помня о великом и страшном дне суда Божия, когда праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится ( 1Пет.4:18 ), вместе с церковью разделяет молитвенные воззвания: «о еже благословити начаток и провождение лета, отвратити гнев, праведно на ны грех наших ради движимый, страх Божий всадити в сердца наша, обновити дух правый во утробах наших, укрепити в Православной вере, и спешных к деланию добрых дел, и исполнению всех заповедей сотворити, утолити в нас вражды и нестроения, и подати мир, твердую и нелицемерную любовь, не помянути беззакония и наши деяния, и в милости и щедротах помянути нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Помимо этой святой Истины – Христа – неизбежно брожение умов, недовольство среди членов общества, недостижим успех в благотворном и полезном образовании и воспитании юношества. Вредные следы отрешенности от вековечной – живой Истины увидали и те, к которым мы, иногда с унижением своего народного сознания, обращались, как к своим руководителям, суждениями и мнениями которых дорожили всегда на веру, не обращая внимания – основываются ли они на вечной, неизменной истине, или составляют плод собственной, самоизобретающий мысли наших иноземных учителей, и не заключают ли в себе смертельного яда, который может растравить наш общественный организм и пустить в него глубокие корни вольномыслия, неверия и отрицания. А отсюда и вышло то, что многие, напитавшись этими идеями на веру взятого разума, начали кричать в слух всех, что стесняется свобода человеческая, что всякий должен руководиться сам собою без всякого стороннего влияния; взяли конец и не обратили внимания на начало, – забыли, что и в основании самой свободы должна лежать истина, и что она-то и есть то семя, из которого возрастает и должно возрастать то ветвистое дерево, под благотворным покровом которого должна устрояться свободная жизнь, должно идти умственное развитие и нравственная выработка членов общества и воспитание юношества, имеющее целью дать развитых правильно и воспитанных нравственно будущих деятелей на поприще общественном. Да! Христианство никогда не стесняло свободно-мыслительной деятельности; оно напротив поощряло и пробуждало ее, покровительствуя наукам и искусствам, и во все это вливая новую благодатную жизнь, всему давая истинный смысл и направление. Только Христос Спаситель, эта Вечная Истина, мог дать такое мудрое наставление: «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» ( Мф.6:33 ). Вот в чем заключается основное начало тихой, безмятежной общественной жизни: в царстве справедливости и правильных отношений между членами общества, – вот где скрывается источник мира, развития и процветания общественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Известно нам из евангелия: сколько благодеяний, дел чистой, божественной любви явил Христос Спаситель своему народу? Каждый шаг Его жизни являл в Нем величайшего, беспримерного благодетеля: бедная мать получает единственного умершего сына, – несчастная сестра – своего брата – помощника, – 38 летний больной – исцеление, слепой прозрение и т.п. Каждое слово Его было растворено чувством беспримерной искренней любви и сострадания к бедному, несчастному, грешному человеку. Но что же мы видим: укротилась ли эта сила врага Божия? примирилась ли им злоба Его личных врагов, которых Он постоянно встречал в книжниках и фарисеях? Нет… чем дальше, тем больше разжигались их страсти; они постоянно следят за Ним, постоянно ищут жизни Его, они дышат злобою на Него, как на врага, которого нужно стереть с лица земли; они не успокаиваются до тех пор, пока, по определенному от века совету Божию, не приводят в исполнение своих замыслов. Таков характер сердца человеческого, отдавшегося во власть дьявола, врага мира и спасения человеческого. Как много поразительно-сходного представляется вниманию каждого и в нашем печальном современном событии! Царь наш – злодейски пораженный среди дня в своей столице, среди своего народа, которому Он вверил себя, который Он любил больше себя, – царь – мученик за любимую им Россию, которой Он желал одного счастья, одного добра, которой посвятил свою жизнь, – какое поражающее и устрашающее явление! Он щедрою рукою рассыпал благодеяния, Его сердце билось беспредельною любовью к России, Он жил и мыслил ею и для нее; но это лишь разжигало зверские страсти врагов Его и отечества, лишь воспламеняло их злые замыслы, подстрекало их жажду злодейства, подстрекало на новые средства и не давало им покоя. Начиная с 1866 года, со времени первого покушения на жизнь Царя – Освободителя, они вели систематично свои подкопы под него, и замечательное явление, чем глубже падали нравственно, чем более отдавались отрицаниям всего священного, отрицаниям св. божественных истин и нравственных начал, тем ярче выступала их адская, наглая злоба, тем жесточе, зверообразнее становились они, пока, наконец, не обагрили царственную кровью трона русского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Таким образом, затеряв истинное понятие о счастье и низведши его до понятия чувственного, материального, человек все свои силы и обратил на приискание этого счастья и в нем положил конец и цель своих стремлений. Богатство, комфорт во внешней обстановке, доходящие до унижения домашней святыни, разнообразные и всевозможные чувственные удовольствия и наслаждения, овладели сердцем человеческим, влекут его на различные средства к достижению предположенных целей, и более и более пробуждают эгоизм человеческий. Страшно сказать, сколько бедствий самых очевидных причиняет этот эгоизм! Он подрывает лучшие порывы души человеческой, убивает благороднейшие и полезнейшие ее стремления, не дает развиваться правильному и необходимому для поднятия общества соревнованию между членами, освящает самые низкие средства для своих целей, принижает старость, бьет бедность и нищету. И сколько вводит различных самых убийственных пороков в жизнь!... Увы!... сильно дает оно чувствовать себя: от него плачут семейства, страдают общества, бедствуют в своей гражданской жизни народы. По крайней мере, сами-то эти люди, по видимому, счастливые в жизни, чувствуют ли внутреннее спокойствие? – достигают ли того невозмутимого мира, каким довольствовалось бы их сердце?... Нет… земное довольство лишь более и более разжигает их, не удовлетворяя, – лишь золотит, так сказать, внешние окраины их душ, бросая свет на одну какую-нибудь сторону и делая более заметными тени других сторон, – но не проникает в глубь человеческого духа и не вносит желаемого мира, и влечет за собой много беспокойств, тревог, бессонных ночей и неприятностей. Да! как верна народная поговорка, что «часто и чрез золото слезы льются», и среди счастья бывает тяжелая грусть. А страшно сказать, что может быть с подобным человеком, когда подрывается его богатство, этот золотой телец, в жертву которого принесены были все высшие и лучшие стремления, все благороднейшие идеи братства, любви, добрых отношений к другим, на который возлагалась надежда, – что может быть, когда оно сильно наклонилось к падению? Что может быть для нетвердого в вере, чуждого истинной любви, кроме мрачного настроения и горького разочарования?!... Здесь невольно припоминаются слова Спасителя, уподобляющего таких людей тому безрассудному человеку, который построил дом свой на песке. Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и устремились на дом, который с великим шумом и пал под их напором ( Мф.7:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Эти ложные учения, вредность которых ясно открывается пред глазами всякого, распространяются кроме слова устного и письменным. В этом, нужно сказать, не мало виновна и наша литература, в которой так нередко проводятся мысли унизительные для религиозного чувства, отрицанием божественной нравственности, и мысли, питающие лишь одни мечты и воображение. Тут именно нужно быть подобным пчеле, чтобы отделить доброе от злого, полезное от вредного. Ведь не все то хорошо, что увлекает нас, – не все то полезно, что нравится нам. В этом направлении отражается дух времени, которому, к несчастью, мы платим печальную дань; но это не служит к оправданию нашему, не облегчает меры виновности наших увлечений; пред нами предстоит Дух Христов, которому мы должны следовать, и которым должны руководствоваться в жизни. Как при начале творения Дух Божий носился над бездной, вдыхал в нее живительную силу, приводящую ее в движение; так и теперь промыслительный Дух Божий не оставляет нас без своего всесильного воздействия, одухотворяет всякого воспринимающего его, и в божественном слове указывает тот путь, по которому мы должны следовать, чтобы удовлетворить вечным требованиям своей богоподобной души в единении с Богом. Так осторожность и осмотрительность требуется и по отношению к литературным произведениям, и не на все их можно бросаться без разбора. Молодой ум – ум увлекающийся, впечатлительный, легко поддающийся влиянию свободомыслия, не стесняющегося никакими указанными рамками, как бы оно часто не казалось дико, неприложимо к жизни, даже абсурдно, с точки зрения человеческого благоразумия; поэтому нужно следовать советам других, воздерживаться до известного времени от подобного чтения или, по крайней мере, проверять прочитанное взглядами лиц, доверяемых вами. Приведу вам на это одну народную поговорку: «стерпится, слюбится». После, когда пройдет пыл юношеский, сами узнаете пользу этих советов и убедитесь в их благотворительности. В заключение своей беседы с вами, опять повторю вам апостольское предостережение: «не всякому духу веруйте, но испытывайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир? Будет ли это учение разглашаться устным словом, встречаете ли его в печатном слове, – с благоразумием и осторожностью относитесь к нему. «Будьте мудри, яко змия, говорит Христос вам, и цели – незлобивы, яко голубие» ( Мф.10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010