«Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Его же послал еси Иисус Христа» ( Ин.17:3 ). «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем», говорит Спаситель ( Мф.11:29 ). А кому из опыта неизвестно, что есть не мало людей развитых, но в то же время не умеющих жить и незнающих условий общественной жизни; есть не мало людей, выдающих себя за руководителей других, но в тоже время много приносящих вреда и служащих камнем соблазна для других. Поэтому-то не на всякое образование нужно смотреть как на одинаковое истинное и полезное, не всякое образование может быть светом, как не всякая система воспитания правильна и благотворна по своим началам; умственно-развитый человек – это понятие не показывает еще, что таковой непременно хороший гражданин; нет, для этого необходимо в такой же степени развитое сердце, необходимо нравственно-развитое чувство, как начало духовной жизни, и как основной жизненный нерв, подобно тому, как для успеха в изучении поэзии, музыки и т. п. необходимо, при развитии умственном, развитие соответствующих способностей. Сам по себе, без соразмерного развития нравственного чувства, ум человеческий склонен увлекаться эгоистическою пользою, и потому, не имея под собой прочной опоры, основывающейся на высоком начале, по естественному порядку, отдается направлению утилитарному. При таком одностороннем направлении немыслима та высокая, благоухающая любовь, для которой нет ни еллина, ни иудея, ни раба, ни свободнаго, и которая простирается на всех ( Кол.3:11 ; Мф.5 ). Вникните внимательнее в историю знаменитых ученых – Милля, Спенсера, Бокля и др; – обсудите их тщательнее и вернее, и вы убедитесь, что всюду видно и впереди идет эгоистическое начало, всюду отзывается характером утилитарности, и вследствие этого, всего чаще неприложимости к жизни, потому что жизнь требует необходимых условий – и прежде всего – права и справедливости, и может идти ровным путем тогда, когда примиряются страсти, сглаживается разнообразность стремлений и требований, когда руководством служит правильно христиански-развитое чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Уважаемые сотрудники воспитания! На нас возложен самим Богом и волею Монарха священный долг воспитать и приготовить их на дело их будущего служения отечеству, развивать и укреплять в них знания на св. незыблемой, вечной истине божественной, своими советами и добрыми примерами благоговейного отношения ко всему, освященному церковью, внушать святость нравственных правил жизни. Взаимным и дружным нашим стремлением на этом прочном основании – стремлением к истинно-полезному просвещению юношей мы предохраним их от уклонения «на тот пагубный путь, на который люди неблагонамеренные, по выражению самого Царя нашего, стараются завлечь молодежь», и тем сослужим верную службу как Царю и отечеству, так и св. церкви. Речь перед благодарным молебствием 3-го апреля 1879 года, по случаю избавления Государя от руки злодея, в присутствии Нижегородского дворянства Черные тучи повисли над нашим политическим горизонтом: злодейская рука, поднимавшаяся на представителей власти, дерзко простерлась и на священную Особу Боговенчанного Государя; она не пощадила ни священного помазания в его лице, ни святости и величия торжественных дней, празднуемых нашею св. церковью. Видно, что тут нет ни веры в воскресшего Спасителя, ни веры в будущую жизнь, – тут явное отрицание Божественного Промысла, бодрствующего особенно над помазанниками, – совершенное отсутствие всяких нравственных начал. Да! черные тучи повисли; нужно яркое божественное солнце, чтобы разогнать эту страшную темь, осветить и согреть благодатными лучами взволнованные чувства и пробудить сознание правильных отношений к богопоставленной власти и друг к другу. Эта весть глубоко поразила всякого верноподданного, взволновала общественное сознание, и дерзость требует достойного возмездия. Но постоянное зло так не может уничтожиться, – сорвутся ветви – останутся корни, которые пускают всегда новые отпрыски. В искоренении этого зла и заключается высокая обязанность нашего общества, священная его задача. Молодое поколение – эта наша будущая надежда и смена в мировом порядке, – увлекаясь какими-то эфемерными мечтами, нередко попадает в этот гибельный водоворот, гибнет сама, губит самых близких своих, поражая в самое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

При так развитом сознании человек правильнее смотрит на вещи, в которых он видит лишь средства, а не цели, правильнее смотрит на свои отношения к другим, в которых он видит возвеличенные любовью божественною создания Божии, малым, чем умаленные пред Ангелами, видит благодетелей-друзей… собратьев в праве равных и достойных любви, повиноваться высшим себя считает своею обязанностью, исполнять и воздавать всякому должное: кому подать – подать, кому оброк – оброк, кому страх – страх, кому честь – честь ( Рим.13:7 ) считает необходимым в целях своего спокойствия, преуспеяния и мирной жизни. А что может быть выше, счастливее этой жизни? Да – в этом самое сильное побуждение к познанию, как самого себя, так и окружающей природы, как отражения божественной славы, что и выражает Святой Апостол Павел: «Невидимое Его, вечная слава Его и Божество от создания мира, чрез разсматривание творений, делаются видимыми» ( Рим.1:20 ). Таким образом человек сам по себе и видимая природа – это, как бы, зеркальные поверхности, в которых должны отражаться для вас слова Божии, которые ведут к познанию истины Божией, царства и правды Его и наконец к познанию и усвоению истинной свободы. «Познайте истину», говорит Господь, «и истина сделает вас свободными». А это само собою приведет к правильному отношению к старшим вас; познание-же этих отношений раскроет пред вами, что справедливые требования, столь необходимые в жизни школьной, для выработки добрых характеров и правильных взглядов, для приучения к правильному порядку в жизни, не стеснение составляют, а напротив регулируют, служат к истинному направлению жизни и правильному течению, углаживая неровности и шероховатости, очищая засорение, объединяя и уравновешивая ее. Если всюду требуется это, то тем более на широком и пространном жизненном пути все необходимо должно быть благообразно и по чину; и если когда, то именно в этом возрасте, восприимчивом, гибком, как молодое дерево, способном более на доброе, нужно к этому приучаться. И странное дело, еслиб дитя, питающееся сосцами матери, не приученное к другому роду питания, вдруг отказалось от этой пищи, тогда естественно стало бы постепенно слабеть, худеть и сохнуть; также, если питомец школы считает стеснением для себя ее порядки, постановления, советы, и если он, принадлежа школе, хочет жить по своей воле подобно тому, как евангельский своевольный сын, стесняясь порядками в доме отца, решается отделиться от него, и безвременно, еще неопытный, пожить без его опеки, – что же выходит? растрачивает свое имущество, теряет свое здоровье, лишается куска хлеба и прилагается к свиньям! Не буду входить в область подобных жизненных примеров; как легко молодому, неопытному с хитросплетениями жизненными сбиться с дороги, без руководственных авторитетов и дойти до унижения своего человеческого достоинства! как это живо напоминает романтических героев, разных Пустовцевых, Какорозовых, Базаровых и других, подобных, им-же несть числа!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Да! сюда, для освежения затуманенного человеческого ума, для освещения и предохранения его от дальнейших блужданий непременно должно взойти божественное начало, обнимающее все, всех и каждого, божественный свет, просвещающий всякого человека. Мы счастливы, что имеем этот свет; Христос и христианство освещают нас своими вечно-неизменными истинами. Здесь тот божественный источник, в котором должны освежаться и очищаться знания человеческие, и с которым, как своим критериумом, они должны находиться в тесной связи особенно в разрешении неотъемлемых от нашего духа вопросов о Боге и будущей судьбе человека (вопрос древний о счастии). Из этого источника получаются те благодатные силы, которые необходимы нам к учению и умственно-нравственному усовершенствованию, помогают сделаться полезными членами как церкви, так и общества гражданского. Религия и жизнь со своими знаниями, в видах своего возвышения, уяснения и расширения, должны идти рука об руку между собой; и только тогда не сомнителен истинный, действительно полезный во всех отношениях жизни успех их. Вера в Бога и Иисуса Христа, Спасителя нашего, и знание Его божественного учения, проливая свой свет в лабиринт человеческих знаний, и, пробуждая их, сообщает им истинное направление к пользе человечества, указывает на те необходимые свойства, которые должны отличать христианина на пути его следования к усовершенствованию и к его истинному счастью, как прототипу его будущего счастья в единении с Богом. Вот пути, которыми должны разрешаться все существенные, вековые вопросы нашей жизни, и которыми ведет вас школа к истинному, правильному образованию. Юноши и дети! При тех пособиях к знаниям, которые дает вам школа, держитесь крепко, для собственного блага и счастья, как основы мысли и дела, божественного света слова Божия; религия всегда признавалась самым твердым основанием нравственной жизни, и особенно в настоящее время нужно теснее вязаться с истинною религией христианской, потому что едва ли когда-нибудь более, чем в наше время, слова расходятся с делом, так называемые убеждения (а кажется – чаще пустые, заимствованные от других фразы) с жизнью, – едва ли когда-нибудь в обществе проявлялось более самообольщения, тщеславия, лицемерия!!! Твердо веруйте в Христа Спасителя, принесшего нам с неба этот свет: «се есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога и Его же послал еси Иисус Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Однако гости очаровательной Елены Прокловой и косноязычного " поборника здорового образа жизни " могут подтолкнуть к неожиданным обобщениям. Недавно у Малахова речь зашла о плесени. Да, да, опять о ней, родимой, о которой не так давно на Первом был показан полнометражный фильм (тема гниения не даёт покоя продюсерам!), и, кажется, после него нечего добавить: всюду плесень, и нет ничего, кроме плесени, пожирающей всё живое, чуть только оно зазевается. Так вот один из гостей чистосердечно признался, что любит иной раз полакомиться заплесневевшим хлебушком и подгнившими помидорками, после чего чувствует себя гораздо лучше. В студии его начали было поддерживать, но Малахов, преодолевая свою антинаучную сущность, вдруг решительно высказался против употребления плесени в пищу. Хотя мог бы вспомнить о пользе пенициллина, а также о грибах, которые отчасти сродни плесени и бывают вкусны и красивы, но он не вспомнил – за него это сделаем мы. ПОГАНКИ И ТРЮФЕЛЯ Надо же было случиться, что после малаховской " антиплесени " я посмотрел последний выпуск " ПроПерХила " , который внезапно лёг на душу. Это был блестящий выпуск, спели аж три песни (все, как водится, на родном, английском), гостей было рекордное количество: искромётно шутили звёзды первой величины: голливудский ниндзя, Лолита Милявская, Михаил Швыдкой и Александр Градский. Последнего просили пропеть какую-то антилукашенковскую заметку, и выдающийся вокалист исполнил её так, что стало непонятно, так ли плохо, как авторы заметки, он относится к стране, где нет олигархов, коррупции и заводы не вставали ни во время кризиса, ни до него. После чего выразил опасение, что передачу закроют. Нет, конечно. Если и были у Александра Борисовича пробатьковские подтексты, то они утонули в общем праздничном сверкающем приколами телекорпоративе. Ведущие догарцевались до сокровенного, наконец показав телезрителям публику в студии, и она оказалась сногсшибательной: сплошь женской, полуголой. Которая, как похотливо намекнул Светлаков, последует за шоуменами хоть на край света, где острова и пальмы, не говоря уже о студийных гримёрках... Голубая в хорошем смысле мечта менеджмента среднего звена! И тоска в сердце поселилась смертельная. Я вспомнил... об опятах, которые в Подмосковье грибники обирают ещё малышами, а прекрасными огромными живыми гроздьями они остаются только на деревьях, высоко и недоступно. Недоступно. Недоступно... Но ты вдруг осознаёшь, что дерево-то, на котором поселились опята, обречено на умирание. Постепенно опадёт подточенная грибницей кора, ещё недавно здоровые дубы и берёзы сгниют, обрушатся, останутся пни, и их со временем грибы доедят до полного уничтожения. И вот оно, немудрёное озарение: телевидение – виртуальная плесень, которой нас кормят, грибок, который напал на страну.

http://religare.ru/2_76617.html

Но не всё так страшно – плесень может быть полезным антибиотиком, мицелием, съедобными грибами (которые можно выращивать и промышленными объёмами), но и ложными, ядовитыми и галлюциногенными. Передачи – мицелии, шоумены – грибы, кто какой – судить телезрителям. Грибница ТНТ разорена. Звёзды " Комеди Клаба " и " Нашей Раши " , поднявшись на похабном телеристалище, оказались востребованы старшими братьями по ящику. Наиболее жизнеспособные споры перекинулись на Первый канал и НТВ, и эти федеральные каналы, слегка окультурив пришельцев, заплесневели вместе с ними всеми цветами юмористической радуги, оставив ТНТ на всё хуже пахнущей стадии гниения. Ребрендинг " КомКлаба " поляну не обрадовал: шоу, перенесённое из небольшого клуба в шикарное кабаре, утеряв планктонно офисную демократичность, не приобрело ни буржуазности, ни аристократизма. Сортирный юмор, вынесенный в интерьеры роскошного кабака, не стал в необходимой степени кабацким. И съедобным. Среди оставшихся заплесневелых резидентов один – наглый мухомор, другой – агрессивная бледная поганка, третий – ложная сыроежка, и все они галлюциногены: заборники, козляки и навозники. А на Первом вроде те же самые грибы выглядят иначе. Здесь не бьют в упор наглыми шутками. Попав под шляпку опытного подберёзовика Константина Эрнста, они окультурились, оснастились некой грибной тайной и почти не бросают на ветер слов на букву " ж " . Загадочен, слегка затуманен взор " принца полутонов " – подосиновика (сам он считает себя трюфелем) Ивана Урганта; есть лукавая поволока в глазах моховичка Сергея Светлакова (иногда он похож на нежную вёшенку), хитроумный маслёнок Гарик Мартиросян в полунамёках и реактивности им сильно уступает – типичный строчок, а мудрый продюсер проекта – сморчок (здесь съедобный, а не вонючий, высокий и конический, как тоже бывает) Александр Цекало, он ни с кем и не соревнуется, косит под мальчика для битья. Ему не устают напоминать о его возрасте и этническом происхождении – видимо, шоумены полагают, что зрителю приятно смотреть, как три мордоворота регулярно издеваются над маленьким старым евреем.

http://religare.ru/2_76617.html

Так, где неверие, отрицание истины, там немыслима мысль о рае или царстве Христовом. Неверие к тому и стремиться, чтобы разбить все эти сладостные для верующего надежды, приковать его к земле, заставить его жить без Бога и без мысли о будущей вечной жизни, без всего, что носит характер Божественного, небесного, что отвечает духу нашему, как образу Божию, в случае превратностей жизни, оставляя в совершенном отчаянии. Есть ли тут смысл в жизни, разумное понятие и взгляд на нее? Человек представляется в виде растения, которое, отслужив свое дело, уничтожается совсем. Не забыты ли вечные стремления духа, которые всегда составляли вопрос мыслящих людей, были предметом вековых суждений и всегда возбуждали в них тревогу относительно будущего?! Вопросы о назначении человека, рае, будущей жизни, всегда присущие человеку, но неслить постижимые человеком самим по себе, ясно разрешены нам Спасителем. Раскройте св. Евангелие, прочтите его с верою, как учение Богочеловека, и вы, верно, найдете здесь и возможно ясный ответ на запросы духа, и обретете мир, и спокойствие душевное. Буди милосерд к нам, Господи. Сохрани нас от наветов вражиих; укрепи нашу веру, чтобы и нам некогда удостоится благой участи благоразумного разбойника, и услышать твой утешительный привет: «приидите, благословении Отца Моего, неследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). Аминь. IV «Или, Или, лима савахфани, еже есть: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?» ( Мф.27:46 , Мк.15:34 ). Таковы четвертые слова Спасителя. Среди тех тяжелых мук которые Он испытывал, к общей радости врагов Его, Он, как бы оставленный Отцом своим, взывает: Или, Или, лима савахвани… «Еще пророк Давид, изображая будущие мучения Мессии, так говорит как бы от лица Его»: все видящие Меня, ругаются надо Мной, – говорят устами, кивая головой, множество тельцов обступили Меня, тучные Васанские окружили Меня, раскрыли на Меня пасть свою, как лев, алкущий добычи и рыкающий. Я пролился, как вода, все кости Мои рассыпались; сердце Мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности Моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Поэтому-то Спаситель, пригвожденный ими ко кресту, молит не о том, чтобы Отец наказал их за это преступление, за эту жестокость, с какою совершалась казнь Его, а молит о прощении, говорит голосом всепрощающей любви. Но для того, чтобы, действительно, прощен был этот грех , чтобы это преступление было снято с них, необходимо было их собственное признание преступности своего поступка, нужно было уверовать им, что на кресте они распяли своего Мессию, Искупителя, принявшего на Себя все грехи мира, нужно было их собственное раскаяние. Но мы не видим в них ни того, ни другого; они не только не признаются в своем злодеянии, но, стоя пред крестом и видя страдания Его, они еще прибавляют грехи ко грехам, преступления к преступлениям, они издеваются над Ним, осмеивают Его от злобной радости, что достигли своей цели – уничтожили своего врага – грозного обличителя. И весьма естественно, что приговор их пал на их головы; кровь его потоками страшных бедствий излилась на них; погиб Иуда, предавший Спасителя, – ужасная участь выпала на долю первосвященников и Пилата, эту горькую чашу испил и весь народ, виновник страданий, неистово кричавший пред лифостротоном Пилата: «распни, распни Его»! Да! только вера в Иисуса Христа, как Божественного Искупителя, приближает к Нему, только раскаяние во грехах делает достойными этой всепрощающей любви его и снимает с грешников их преступления и дает право участия в этой молитве прощения, принесенной со креста. Этот закон всепрощения, завещанный Христом Спасителем, как непременный образец взаимных отношений между верующими, как выражение Его бесконечной любви к человеку, должен быть всегдашним законом христианской жизни нравственной. В среде верующих, как в царстве Христовом, виды ненависти, мести, зависти и т.п., не должны иметь места; христианская любовь должна проникать каждое сердце и быть для него руководным началом. Не трудно видеть, как далеко ушло от этого идеала христианское общество, и как оно уклонилось на сторону врагов Иисусовых. И действительно, печальную картину представляет современная нам общественная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

апостол. Видно, что и тогда, во времена апостола, нужно было напоминание, и были некоторые, которые унижали свое христианское имя и недостойно носили его. Не более ли оснований к напоминанию этих слов св. апостола в наше время? Не более ли в наше время только именующихся христианами и недостойно носящих это высокое имя, и, подобно блудному сыну, блуждающих на стране далекой от всего истинного и святого? Кто будет это отрицать? Пусть каждый обратится к своей совести, всмотрится в свою жизнь и увидит, как часто унижается нами имя христианское, как часто оскорбляется оно то сознательно, то несознательно. Блюдите, говорит св. Апостол, како опасно ходите, не яко же немудри, но яко же премудри ( Еф.5:15 ). Какое величайшее несчастье омрачать это св. звание и терять право именоваться христианином поистине! На земле нет выше этого звания, в которое призваны мы Христом по мере веры нашей и по силе Его благодати. Поэтому-то, пользуясь настоящим случаем совершения богослужения в вашем храме, я и обращаюсь к вам, бр., с заветом первоверховного апостола: молю вы ходити достойно звания, в неже звани бысте благодатию Божию, потому что с ним соединяются все благия, полные любви, божественные обетования живота не только временного, но и вечного. Евангельский благоразумный купец истратил все свое имение, чтобы получить драгоценный бисер, – получил и возрадовался; как же не дорожить нам званием христианским, с которым соединяется наша вечная участь, и не охранять его, как драгоценный дар нам Божий?!... Чтобы достойно охранять звание христианское, для этого необходимо иметь твердое убеждение в высоком значении его для нас. Обыкновенно, что для нас дорого, то мы и ценим. А это убеждение непременно будет, если мы будем помнить, что с ним соединено наше спасение, совершенное Иисусом Христом. Мы были неоплатными должниками пред Богом, – Иисус Христос, по любви Своей, принял на Себя этот долг и, яко Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира, искупил нас Своею кровью и тем исходатайствовал нам прощение у Отца небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Как верный воин, он до гроба бился за истину и правду для блага ближних. Он любил Царя своего и свою родину, и всегда верен был на страже служения им; бедствия, несчастия их он принимал за свои собственные и благоразумно старался предотвращать их и обличать неправду, не взирая на лица; пред его сильным и могучим словом скрывалась вражда, недоброжелательство; его мудрым советам следовали во благо ближних; это был человек, который за истину и правду готов был терпеть все, самое тяжелое и неприятное; короче, он дышал такою любовью к Царю и родине, о которой Спаситель говорит: несть больше любви, да кто душу свою положит за други своя. И мы, не обинуясь, скажем, что он положил: ибо для чего и для кого были его денно-нощные труды и работы, которые подорвали его силы и свели быстро в могилу? Для устроения блага тех же ближних. А его уважение к людскому труду, его явные и тайные милостыни, щедрою рукою раздававшиеся, о которых в последнее время поведали добрые люди, разве это ничтожно в очах Божиих?... Разве это не служит залогом, что он и по смерти остался любящим? Он одарен от Господа необычайными силами душевными, и он не зарыл их в землю, как нерадивый раб, но постепенно развивал, улучшал и употребил их не на разорение, как бывает нередко, но на созидание блага других. Так, братия, многое убеждает нас в том, что плодоносная жизнь его на земле получает должное воздаяние на небе; он может со святым апостолом сказать: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох, и мы должны молиться, чтобы Господь удостоил его венца правды. И если когда, то именно в нынешний четыредесятый день и благовременна для него молитва, когда душа предстает пред праведного, нелицеприятного Судию. Ныне благовременно повторить его молитвенное обращение к нам: «прошу всех и молю, непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да низведен буду по грехам моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный». Тяжел бывает суд человеческий, но как трудно быть на суде божественном, где нет сокровенного, где все явно и ведомо Судии, до глубоких тайников душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010