Тотчас по окончании псалма, как истинный и верный сын Церкви, первенец ее, Благочестивейший Государь, по приглашению первенствующего митрополита, и на его вопрос: «како веруеши», встает со своего престола, и громко, в услышание верных своих подданных, исповедует св. православную веру чтением Символа веры , заключаемым словами митрополита: «благодать пресвятого Духа да будет с Тобою». Это торжественное исповедание веры, как свидетельство истины, совершающееся нашими Императорами, по обычаю древних христианских Монархов и Боговенчанных их предков, имеет свою историю и освящено древностью. Так еще в истории Богоизбранного народа мы находим замечательное в этом отношении постановление закона Моисеева. Еще задолго до образования из этого народа особого царства, Моисей в своем предсмертном завещании заповедует ему: «когда придешь в землю, которую Господь, Бог твой, даст тебе, и овладеешь ею и скажешь: поставлю князя над собою… поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой, – из среды братьев твоих поставь над собою царя… Когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников – левитов. И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научился бояться Господа, Бога своего " … ( Втор.17:14–19 ). Так и было во времена царей иудейских, за исключением царей некоторых язычествовавших по вере. И весьма естественно, что такое назидательное наставление и завещание пророка Моисея вошло и в практику христианских государств и находится с последними в исторической связи. Это торжественное исповедание веры со стороны коронующегося Государя имеет глубокий свой смысл и значение. Оно с одной стороны служит свидетельством Царя, как старшего члена св. Церкви, дающего всенародно обет всегда находиться в тесной связи с нею и с самим Господом, низводящим на главу Его свое божественное благословение, быть верным св. истинам, исповедуемым его, и тем скрепляет Его союз со своим православным народом, – с другой стороны служит выражением Его обещания быть постоянным защитником церкви от внешних врагов и, подобно св. Константину Великому , верховным ее покровителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. ( 1Тим. 3:15 ) «Взыграния вся плотская обуздавши труды постническими, мужественное явила еси души твоея мудрование. Крест бо Господень видети возжелавши, самую себе всечестная мирови распяла еси: отнюдуже и к желанию ангельскаго жительства любезно управила еси себе всеблаженная. Моли Христа Бога, оставление согрешений даровати, чтущим любовию святую память твою» (песнь церковная, в нед. 5-ю Великого поста). Спаситель 1 жизни Преподобной Матери нашей Марии Египетской так начинает: «тайну цареву скрывать хорошо, дела же Божии открывать славно». В жизни Преподобной, действительно, проявилось много предивного и в высшей степени поучительного. Ее обращение от прежней, греховной жизни, ее удаление в безлюдную пустыню и самые усиленные подвиги во славу Божию и собственное ее спасение, сделавшее ее как бы бесплотною и ангелоподобною – какое дивное проявление благодати Божией! Сколько любви к падшему человеку! Подлинно, Бог есть не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. ( Иез. 33:11 ). Сам ищет грешника, лишь бы сей не противился Его воле, и ведет Его ко спасению, ему же ведомыми судьбами. «Обратитесь ко Мне, – говорит Господь сил, – и обращусь к вам» ( Захар.1:3 ). «Отвергните от себя все нечестия ваши, – говорит Господь, – ими же не чествуете ко Мне, и сотворите все заповеди Мои... и дам сердце иное, и дух новый дам». ( Иез.18:31,11:19 ). И радуется, как любвеобильный Отец, о всяком обращающемся с пути греховного на путь правый. Все это весьма ясно выражено в жизни Преподобной Марии Египетской. Никто, кроме Господа, не знал этой великой угодницы Божией, много лет подвизавшейся в пустыне Заиорданской, в продолжение 47-ми лет не видавшей людей и ничего не знавшей, кроме подвигов, молитвы и распинания плоти своей со страстями и похотями. Сам Господь благословил открыть в поучение грешному миру жизнь великой подвижницы чрез избранного Им угодника – Преподобного Зосиму, чтобы показать людям всю широту и глубину милосердия Своего, и научить, что Он, по неизреченной милости Своей, снисходит и к великим грешникам кающимся, как к разбойнику на кресте, обещавши ему царство Свое, и как к Преподобной Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Христос Спаситель и Его богодухновенное слово – вот истинный источник, в котором мы должны искать решительных и определенных ответов на вопросы, так часто возникающие в нашем любознательном уме, – вот чем мы должны проверять свои мысли, чувства и желания, на чем как на твердой скале должны основывать все приобретаемые знания; при этой тесной связи, несомненно, будем иметь верный, правильный взгляд на жизнь, на самые знания, даваемые нам наукой, на свои отношения к другим, – при этом необходимом условии не пойдем по путям растленным, вредным как для нашей веры, так и для жизни, и подрывающим нравственное достоинство человеческое, тогда будем ходить не в ночной темноте и не при свете только лунном с одной отрешенной наукой, но при свете солнечном, при свете слова Божия, ясно открывающего нам, «елика честна, елика истинна, елика прелюбезна и елика доброхвальна» ( Флп.4:8 ), будем «сообразоваться не с веком сим, но преобразоваться обновлением ума нашего, чтобы познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Поэтому-то св. апостол Павел и говорит так ясно, что «все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности: да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16–17 ). Понятно, как неизбежно необходимо взаимодействие и взаимоотношение всех отраслей знаний человеческих с божественным учением, как они взаимно помогают, уясняют друг друга, расширяют наш умственный кругозор. Это не новая истина: еще древние называли веру и науку близнецами, родными сестрами. Наука должна служить жизни и с нею вязаться, а божественное откровение освещает ее и расширяет наши знания открытием таких тайн, о которых ум человеческий может лишь гадать, по требованию врожденных нам идей, но не в силах их открыть. Такая гармония должна проходить в том образовании, которое дается вам, возлюбленные юноши; к этому оно направлено и должно направляться всеми, желающими вам добра, и во главе всех, вашими родителями и ближайшими руководителями; всякий предмет, дающий определенное содержание, должен проходиться в этой необходимой связи, и указывать те высокие идеалы, идеалы истины, добра и красоты, которых ищет и к которым стремится ваш любознательный, пылкий ум, неудовлетворяющийся одною сухою схоластичностью и педантизмом. Не думайте, что учение Христово составляет какую-либо особую сферу без всякого отношения к знаниям и жизни; нет, в нем их источник и начало жизненное: «Аз есмь свет, истина и жизнь», сказал нам Спаситель. Припомните при этом нашу народную многознаменательную поговорку: «без Бога – не до порога».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Да! эти слова священные для него, – его внутренние двигатели, – это – электрическая сила, способная двинуть его всюду и пробудить в нем самый сильнейший энтузиазм, самое решительное самопожертвование. Внутреннее невыразимое чувство подсказывает ему, что его судьба, судьба его родины, его отечества, находится в самой тесной связи с главою ее царем. В истории нашей России много примеров выражения любви к царям и отечеству, примеров беспрекословного послушания власти, примеров самоотвержения и самопожертвования. Припомним только несколько имен поучительных для потомства и, действительно, достойных всегдашней любви и подражания. Как яркие звезды над горизонтом русской земли блестят величественные образы Патриарха Гермогена, Преподобного Дионисия, Прокопия Ляпунова, Князя Пожарского, нашего согражданина Минина и крестьянина Сусанина. И воспоминаемый ныне нами Св. и благоверный князь Александр Невский показал много самоотверженных опытов любви к отечеству. «Царь и отечество» эти слова всегда занимали самое почетное место в устах русского гражданина, всегда мыслились, как объединяющее звено и связующая нить всех граждан; этим всегда была сильна наша русская земля, разрасталась в длину и ширину и является на наших глазах такою обширною, громадною, страшною для врагов. Здесь основа того народного энтузиазма, с которым народ встречает своего царя-батюшку, – здесь источник той любви, того благоговения, с которым он спешит посмотреть на него, как на главу своего отечества, на своего земного бога, как он называет его. Недавно мы радовались сами и были очевидцами и свидетелями этого неподдельного, искреннего восторга народного, выражения задушевной преданности Царю, этой связи народа с царем. «Царь едет» раздается в толпе, и она замирает в ожидании, она с нетерпением ждет той счастливой минуты, когда встретится с ним лицом к лицу; от сильного внутреннего волнения дрожь пробегает по всем членам, слезы радостного ожидания струятся из глаз многих (какая высоко-торжественная и нравственно-поучительная минута!), и вдруг, при виде его, все волнуется, все обращается в один громовой, задушевный привет Царю-Отцу, все спешит и бежит, чтобы еще посмотреть, еще понаглядеться на своего батюшку-царя, еще поприветствовать и порадоваться им.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Как царь, вступает Он в Иерусалим в последнее свое посещение; народ, собравшийся толпами, руководимый своими ложными мыслями – видит в нем своего освободителя от тяжелого и несносного римского ига, приветствует Его, устилая Ему самый путь ветвями и одеждой своей, и, оглашая воздух, к неудовольствию первосвященников, громкими восклицаниями: «осанна сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!». Но провидел Спаситель, что это – увлечения минуты, и что будет с этим народом чрез несколько дней. И не напрасно, сходя с Елеонской горы, с которой открывался вид на Иерусалим, Он заплакал при виде этого города, при мысли о предстоящей ему участи, и сказал: «о, если бы ты теперь понял, что необходимо для твоего спасения, – но все скрылось из глаз твоих!». Он знал, что пройдет несколько дней, и этот самый народ будет кричать неистово: «распни, распни Его!». Итак Спаситель входил в Иерусалим, чтобы покончить здесь дело служения Своего роду человеческому, – пострадать здесь за этот народ, за нас и за всех людей, принести себя, невинного, беспорочного Агнца, в умилостивительную жертву Богу Отцу, совершить дело беспримерное в истории человечества. Не будем осуждать этого народа, который с тех пор подлежит уже суду истории и своей судьбы, как пришелец на земле чужой. Обратимся к своему сознанию, вникнем в свою жизнь, и здесь не встретимся-ли с тем-же непостоянством, с той-же неустойчивостью и двойственностью, какая отразилась в характере иудейского народа?!... Изменчивость во взглядах, непостоянство во мнениях не составляют ли наглядного свидетельства об этом?!... Любовь Бога Отца положила спасти грешника, любовь Бога Сына сделала Его жертвой за нас, любовь Бога Духа Св. прививает нам эти заслуги, сообщает нам свою божественную благодать и подает нам все силы и средства, чтобы мы отвечали этой божественной любви и выражали волю Божию в своей жизни. А всегда ли жизнь наша отвечает этому в своих разнообразных проявлениях?! Страсти человеческие и доселе служат существенной пружиной в деятельности, – так бывает среди частных людей, так нередко бывает и в целых обществах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

А для этого последуем за воспоминаниями, соединенными со днями наступающий великой седмицы. Аминь. Поучение в Великий понедельник Продолжим нашу беседу. В день своего входа в Иерусалим, вечером Спаситель удалился в Вифанию, а потом на другой день Он опять, как богомолец и Учитель, возвратился. На пути своем Он взалкал, как говорится в Евангелии, и, увидевши смоковницу, роскошно покрытую листьями, но не имеющую плодов, высказал ей слово проклятия, так что она высохла тотчас. Кто скажет, что смоковница, это безвинное дерево, сама по себе, заслужила это грозное слово Судии? И мы знаем из Евангелия, что Спаситель очень часто употреблял видимые предметы для изложения своего учения и нравственных уроков. Так и здесь под образом смоковницы изобразил религиозно-нравственное состояние тогдашних лицемеров-фарисеев, которые, хвалясь пред народом своими делами, своим исполнением закона, на самом деле совершенно чужды были плодов веры и религиозности; уча народ многому, сами ничего не исполняли; возлагая на него тяжелое бремя, сами и перстом не касались; – изобразил под проклятием образ отвержения иудеев. Видел Спаситель в них то глубокое падение, которое пустило такие глубокие корни, те низкие сердца, каковы они были в этих руководителях народных, ту злобу, какую они питали к Нему, хотя Он был благодетелем их, и по силе которой решились, какими-нибудь средствами, избавиться от Него. Видел все это, и, не взирая на опасность, которая предстояла Ему, и на которую Он шел для пользы и блага народа же, выразил ясно и наглядно для них в этой смоковнице расположение их сердец, способных только на зло. В этом евангельском повествовании и нам предлагается поучительный, нравственный урок. И наша нравственная жизнь нередко является бесплодною, не проявляющею добрых дел; нередко мы проводим ее, как бы не чувствуя над собою высшего Божественного правосудия, вне наших нравственно-христианских обязанностей, без выражения чувства любви к Богу и ближнему. В жизни обыденной постоянно мы озабочены, постоянно думаем то о том, то о другом из удобств ее, даже скорбим, когда не получаем желаемого; даже настоящие св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

И – нет греха, который бы не только превышал, но даже равнялся с бесконечным милосердием Божиим, который мог бы остановить эти спасительные струи Божественной благодати и лишить нас Божеств. помощи. «Не яко же прегрешение, тако и дар. Если вследствие греха одного многие умерли, то в несравненно большем изобилии излилась благодать Божия и подан дар чрез благодать одного человека Иисуса Христа» ( Рим.4:15 ). На один только грех указывает Спаситель, как на не заслуживающий прощения ни в этой жизни, ни в будущей, на грех против Духа Св. или грех отчаяния в Божественной помощи, – грех , с которым, к сожалению, и поныне иные, подобно Иуде, оканчивают свою несчастную жизнь. Пред нами открывается этот благодатный, неиссякаемый источник, из которого каждому из нас предоставляется любовью Христовой возможность почерпнуть себе и залог спасения, и благодатную помощь, и надежду на вечное утешение в Христе Спасителе нашем. Во Св. Таинстве Покаяния мы, как грешники (а кто безгрешен на земле из людей, и кто не нуждается в примирении с Богом), имеем примириться с Господом, которого оскорбляли своими грехами, раскрывая свою душу, – крест и евангелие служат видимыми символами невидимого присутствия Божия, – имеем исповедовать пред Ним все, что тяготило и тяготит нашу душу, чтобы достойно приступить к св. и великим Тайнам Тела и Крови Христовой, не в суд или во осуждение, но в очищение души и тела и в залог будущей блаженной жизни. Аминь. Поучение в Великий четверток (По прочтении 12 Евангелий) После той утешительной беседы, которую Спаситель вел со своими учениками, в последние, предсмертные часы свои, вел, как друг и любящий их Учитель, и в которой выразил им Свое сладостное обетование о неоставлении их и по смерти, – после того изображения, какое представлено нам святыми евангелистами, изображения Его страданий и той внутренней тоски, какая свойственна была Его человеческому естеству, и самой крестной смерти, нам остается только указать на те великие плоды, какие открылись нам в Его жертве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Тяжкие следствия греха отразились на самой духовной природе человека, – последовало затмение ума, сделавшегося склонным к заблуждениям, вследствие потери истинного познания о Боге, – помрачение сердца, потерявшего идеал небесной красоты, и погрузившегося в чувственность, воля склонилась к греховным пожеланиям, открылась бездна греховных проявлений. Спаситель своею жертвою снова восстановил человеческую природу, влив в нее новую жизнь, пробудил ее от той вековой спячки, в которую она была погружена, сообщил ей новое направление, новый дух, – и не напрасно сама история человечества признает время явления Спасителя в мир началом новой эры в жизни человеческой. Сообщена истина, указаны человеку высшие, прирожденные стремления и возможность к удовлетворению их. И что еще? – Спаситель провидел слабость человеческой природы и знал, что и после этого человек будет отдаваться на сторону греха, так как возможность ко греху при всем том остается в человеке; любовь Его не оставила род человеческий и в этом. Его крестные заслуги составляют тот не иссекаемый источник, из которого каждый из нас, по силе веры, может всегда почерпать благодатную силу, очищающую нас от грехов, в св. таинствах церкви, силу, которая необходима для нас в деле нашего спасения, как помощь и воодушевление к нашему нравственному усовершенствованию. «Не таково прегрешение, каков дар» говорил св. апостол. «Ежели вследствие греха одного многие умерли, то чрез благодать одного человека Иисуса Христа подан дар в большем изобилии» ( Рим.5:15 ). Таковы благотворные плоды крестных страданий Спасителя нашего, которыми мы можем пользоваться по силе веры в Него; так велики и спасительны следствия его страданий, которые Он потерпел за нас совершенно добровольно, по одной любви к человеку. Наш долг для нашей же душевной пользы и нашего спасения почерпать себе силу и помощь из этого благодатного источника тех страданий, которые так ясно изображены св. евангелистами, пользоваться этой благодатной силой для достижения того, чтобы быть там, идеже Он (Спаситель наш) одесную Бога седяй ( Кол.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

История и судьбы народов говорят нам, что там, где было в силе и процветало благочестие, всегда люди являлись довольными своим жребием, – где же оно принижалось и падало, там воплями недовольств и смут отмечена жизнь народная. Таким образом, основой счастья, благоденствия и процветания государств служит благочестие, на что и создан человек; но в нашей общественной жизни, к несчастью, заметно принижение его. Кому неизвестны различные печальные уродливые явления в жизни, говорящие об отсутствии его, и как прямой результат недовольства настоящим состоянием? Нередкие возмутительные проявления антиправительственных направлений среди общества, распространяемых людьми, выдающими себя за хорошо понимающих дело, и действующими будто под видом гуманности, но в действительности с развращенным сердцем и умом, – направлений антиправительственных, проводимых во все классы общества и путем печати и путем слова, и нередко встречающих себе сочувствие и отголосок, и своим смертоносным ядом заражающих многие сердца, увлекающиеся легкомыслием и страстными стремлениями к переменам и общественным переворотам. Грустное явление на нашей русской почве! хотя оно и пришлое, но глубоко пустило свои корни, и развивается под благовидным предлогом отрицания прежнего порядка, как бы отжившего, и построения нового, яко бы лучшего. Особенно оно грустно потому, что не только мужчины, но и женщины, которым по природе свойственна более кротость, сердечность, нежность чувств, нередко принимают живое и деятельное участие в этих диких манифестациях, и, действуя таким образом, восстают будто бы на защиту своих прав, как бы приниженных и попранных. Но как это неосновательно и ложно, говорит нам опыт. Мы видим, как сочувственно относится правительство к делу развития женщины и к разъяснению ее прав; у нас много учебных заведений, открывающих ей возможность к широкой деятельности истинно нравственной, истинно христианской, – есть высшие курсы наук, куда открыт им свободный доступ, чрез что они получают общечеловеческое значение. А между тем какая неблагодарность против того же правительства! Вот как характеризует таких женщин св. апостол: «Будучи праздны, они приучаются ходить по домам, и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно; но истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» ( 1Тим.5:5,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Кроткому царю Давиду, избранному самим Богом, как царю по сердцу Божию, досталось царство Израильское в расстроенном и переходном состоянии после Саула; враждебные отношения соседей, внутренние общественные неустройства много налагали забот на его царственные рамена, много причиняли горя его любящему сердцу. Кроткому нашему Царю-мученику Александру II-мy также пришлось воссесть на прародительский престол в тяжелое время России – время кровопролитной Крымской войны, когда раскрывалась пред ним самая печальная картина крови, ужасов воинских, коварств со стороны врагов, всемерно старавшихся стеснить и унизить наше отечество, когда на его рамена пали самые скорбные заботы и труды, и вообще наступило самое тревожное переходное время в сознании и жизни общественной. Царепророк Давид, при помощи Божией, силою своей воли, твердой настойчивости в заботах своих о благе народном, оградил и успокоил свое царство от врагов внешних, принимая все меры к спокойствию внутреннему; но за то нажил себе врагов внутренних, которые то из чувств зависти и ненависти к его благим деяниям на общую пользу, подстрекаемые людьми злостными, то из-за ограничений, которым необходимо должны были подвергаться ради общего блага, нарушили его душевный мир, производили смуты, и этим сопровождали его до конца царствования. Так и наш Царь-мученик, из жалости к проливаемой крови воинов и бедствиям подданных своих, останавливает кровопролитную войну, и, успокоившись с этой стороны, всего себя посвящает на служение благу отечества, предпринимая все возможные меры к его благосостоянию и улучшению, сильно потрясенному несчастиями. Но что же видим? С одной стороны любвеобильные заботы царя о благе народном, различные благотворные реформы, постепенно вводимые им для пользы подданных, – с другой, грубую, бессердечную силу зла, возмущающуюся тем добром, которое делает Царь для любимой своей России, и напрягающую все усилия к тому, чтобы уничтожить все благие намерения царя и разрушить все его благие предприятия и действия. Тут невольно припоминаются слова Господни: «и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: быша бо ( Ин.3:19–20 ) дела их зла. Всяк бо делаяй злая, ненавидит света и не приходит к свету». Бессильная на этом пути сила зла направляет свои стрелы на его царственную главу и продолжает свои адские замыслы против него, как врага, до конца земных дней его – 1-ого Марта 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010