Явивши Свою бесконечную любовь к человеку во время Своей земной жизни – в непрестанных благодеяниях при огорчениях от людей, при той бедности, при которой не имел где главу приклонити, Он простер Свою любовь до ужасных страданий на кресте, указывая тем необходимый путь восхождения в добродетели Своим верующим. Но Бог Его превознесе; – совершивши крестными страданиями дело спасения нашего, Он, по предсказанному св. пророком: не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления, ( Деян.2:27 ), силою божества Своего воскрес из мертвых, совоскресив с Собою и нас, сущих мертвых прегрешенми ( Еф.2:5 ), и в Своем вознесении спосадив на небесных. И в нетлении св. мощей угодников Своих, по любви к нам, Он являет нам постоянное знамение этого, как назидательный урок и напоминание, насколько возвышена природа человеческая, как и нам нужно дорожить этими знамениями любви Божественной. После этого очевидно, как должны быть достопоклоняемы св. мощи угодников Божиих и как благоговейно почитаемы нами! К этому располагают нас и те бесчисленные чудеса, которые совершаются для пользы и спасения нашего чрез св. мощи. А каждое чудо есть проявление любви Божией к нам. 2). Св. мощи напоминают нам о победоносной силе благодати Божией, действующей в природе человеческой. По началу своему человек создан в неистление, и древо жизни, возвращенное и указанное ему в раю, было несомненным свидетельством воли Божией о том и всегдашним залогом нетления человеческой телесной природы. Но прившедший по слабости воли человека в природу его грех лишил его этого источника нетления; подверг его всем вредным влияниям внешней природы, расстроившейся вместе с ним и таким образом внес тление, разрушение и смерть; получил начало общий закон: лежит человеку единою умрети ( Еф.9:27 ). Для тела человеческого, как семени, сделалось неизбежным прежде подвергнуться тлению, чтобы потом соделаться нетленным. Семя не оживет, аще не умрет ( 1Кор.15:36 ), говорит св. апостол. Но вот среди этого общего тления мы видим нетление, при всеобщности закона мы видим побеждающимися естества уставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Пристрастившийся к пьянству, как евангельский блудный сын, расточил уже все свое имение, живый блудно, – все отнес в места разгулов; он и холоден, и голоден; но один говорит: копати не могу, просити стыжусь ( Лк.16:3 ), – другой обленился, отвык от труда и работ, третий потерял здоровье и сделался неспособным; тогда таковой человек делается бесполезным членом общества, и страсть к пьянству таким образом со всеми его последствиями открывается вредною и 5) для жизни общественной. Вредный для общества, как нарушитель нередко общественного спокойствия, в состоянии разгорячения вином и раздражения, как являющий горький пример соблазна для других, человек, пристрастившийся к вину, всею тяжестью своею ложится на общество тогда, когда расточил состояние, привык к праздности или потерял свое здоровье. Тогда он делается как бы трутнем бесполезным, нуждающимся в помощи других в самых первых и необходимых потребностях. И вот в поисках за ними и открываются самые разнообразные проявления, явления неприглядные, но одинаково тягостные для общества. Один, обессиленный страстью и приведенный ею не только в нищету, но и в неспособность, протягивает руку ко всякому встречному, прося о помощи; другой, разжигаемый страстью, но не имеющий, чем удовлетворить ей, приступает к обманам, обращается к воровству, делаясь таким образом язвою для общества, и доходя до грабежа и убийств. Иной обращается к другим низким и вредным профессиям; иной, наконец, решается и на самоубийство, представляя дальнейшую жизнь почему-либо невозможною. И тут-то открывается скорбный лист разных печальных явлений в общественной жизни, часто повторяющихся на страницах наших газет и служащих предметом судебных процессов. Показавши, какой великий вред причиняет пристрастие к вину, и какие от того происходят гибельные следствия, приведем еще поучительное и сильное суждение Святителя Божия, св. Дмитрия Ростовского . Рассуждая 4 о вреде пьянства, он находит в нем десять горьких плодов, убивающих и душу и тело человека невоздержанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Не говорим уже о их собственном глубоком падении. При таком нравственном состоянии трудно усмотреть и тени покаянного сердца, а что говорить о самоиспытании! «Господи! даруй нам зрети наши прегрешения», – даруй нам Свою силу и помощь к тому, потому что если бы мы и желали этого, на этом пути стоит враг упорный, давний – наше греховное самолюбие, часто подавляющее наши добрые желания, не допускающее нас до испытания и познания грехов своих и внушающее противное. К нашему горю, мы мало следуем спасительному наставлению Господа: «иже аще хощет душу свою спасти (т. е. избавить ее от испытания), погубит ю; а иже погубит душу свою (испытает ее и познает грехи свои) ради Мене и евангелия, той спасет ю» ( Мк.8:35 ). Да, нет ничего для нас труднее, как самоиспытание и самопознание, – но в то же время нет ничего полезнее и спасительнее. Познавать себя значит открывать все, что кроется в душе нечистого, греховного – попирать свое самолюбие; но эта борьба немалая, для которой нужно облечься во всеоружие Божие; тут против нас восстанут плоть, мир и диавол, восстанет весь ветхий человек, питающий самолюбивую душу нашу. Познать себя значит восстать против этих врагов спасения, изринуть из своей души всю нечистоту греховную, – вступить на истинный путь спасительного покаяния. А это-то и должно быть дорого для нас! Выскажемся яснее: мы старательно заботимся о своей внешней стороне, осматриваем, чтобы не было чего-нибудь неприличного, приравниваем, примериваем все, даже украшаемся, – вообще внимательно относимся ко всему; – после этих забот о внешнем и забот иногда не малых, неужели наша внутренняя сторона – дух наш – образ Божий не стоит того, чтобы позаботиться о его чистоте, о его исправлении и очищении от грехов? Тут невольно припоминаются обличительные слова, сказанные Спасителем фарисеям: «очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни хищения и неправды; – внеуду являются красны, внутрьуду же полны костей мертвых и всякия нечистоты» ( Мф.23:25:27 ). И где наше начало жизненное? – В той ли внешней природе, о которой мы так много заботимся, или во внутреннем духе нашем? «Не пецытеся, отвечает нам Господь, душею вашею, что ясте или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся; не душа ли больши есть пищи, и тело одежди.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

а) Прежде всего во св. Евангелии и священных книгах. В Евангелии изложено учение и дела Иисуса Христа, как выражение Его бесконечной любви к роду человеческому, вознесшей Его на крест для спасения его; в слове Божием изложены все правила веры и деятельности по духу Христову. Поэтому, если мы желаем себе спасения и живота вечнаго, то чтение слова Божия и назидание им должны считать обязательным и священнейшим занятием, потому что в нем только возможно обрести вечную и неизменную истину, так как Христос вчера и днесь, той же и во веки; – в нем найдем изображенною любовь Божию, превосходящую всяк ум человеческий; в нем обрящем тот путь, который ведет в царствие Божие – к единению с Богом. Ибо если нет иного имени под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян.4:12 ), то нет и другого учения и другой истины, кроме заключенного в слове Божием, которое одно есть свет и жизнь. С какою любовью нужно назидаться им! С каким благоговением обращаться с книгами слова Божия! Но так ли бывает у нас? Часто ли мы обращаемся к этим глаголам живота вечного? Не считаем ли чтение их потерей времени? – Книг суетных, содержания часто не только не полезного, но нередко вредного, мы читаем не мало, и не считаем это за потерю времени, – находим даже удовольствие в этом чтении, как удовлетворяющем грешную природу; но книга священная, если и есть, быть может, месяцы, годы остается неразвернутой. Да, бр., так мы думаем о глаголах живота вечного, так нерадиво относимся к своему вечному спасению… Но св. апостол настойчиво говорит: в сих (т. е. священных книгах) поучайся, в сих пребывай, внимай учению ( 1Тим.4:15 ). И в Евангелии сказано: сия писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его ( Ин.20:31 ). Да и чем укрепим свою веру в Бога, поддержим надежду и любовь к Нему, если не будем знать о делах Божиих, совершенных для нас и нашего спасения. Пусть каждый примет себе за правило: ежедневно назидать себя и своих ближних этими глаголами живота вечного, и верьте, что, быть может, с начала покажется и тяжелым, как необычное дело, потом явится требуемым, и дойдет до того, что полюбите его и будете прилежать сим св. глаголам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Ищите прежде царствия Божия и правды его» ( Мф.6:25:33 ). Так естественно, и по нашему христианскому сознанию и по внушению слова Божия, главная забота должна быть обращена нами на душу нашу, – забота чрез самопознание об очищении ее от всего, что унижает, очерняет ее и делает недостойною Духа Божия, – а таковы наши грехи. Но нельзя думать об очищении ее, о исправлении, когда не знаешь, что в тебе худого и греховного. Понятно, что необходимо познание себя и рассмотрение своих грехов, а об этом в действительности менее всего и заботимся. И в самом деле, есть не мало людей, которые всю жизнь посвящают на познание всего окружающего, исследуют глубины морские, проникают во внутренности земли и гор, поднимаются в пространства воздушные; – которые дни и ночи проводят над исследованием маловажных вещей, рассматривая какое-нибудь насекомое, травку и т. п., но всего чаще оставляют без внимания существенное – самих себя, не исследуют своей внутренней жизни духа, своих мыслей, чувств и желаний. Так мы часто забываем самих себя, мало обращаем внимания на спасительное дело самоиспытания, отвлекаемые самолюбием в другие области, потому что не дорожим своим спасением. Повторю опять увещание Спасителя: «ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам». О, Господи! даруй нам зрети наши прегрешения, чтобы сознать необходимость и потребность употреблять больше времени на испытание своей совести хотя пред исповедью, когда должны дать отчет о своей жизни видимо пред священником, невидимо же пред Самим Спасителем, нашим Судией, и выслушать приговор осуждения или оправдания! Не нужно забывать, что только «печаль по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает». Пусть предносится нам пример Преподобной Марии Египетской и других святых Божиих. Жизнь духа нашего требует непременно того или другого выражения; посему если мало обращаем внимания на самих себя, мало самоиспытываемся, то естественно переносим свою мысль и горькое слово на других, рассматриваем жизнь и мельчайшие уклонения ее, с преувеличением всего и осуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Такое сердце не скажет, что хотя ненавижу брата, но люблю Бога, потому что одно с другим несовместимо, и есть, по слову апостола, ложь: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Котораго не видит ( 1Ин.4:20 ). В этой взаимной любви объединяет нас и единство рода нашего – от Бога, единство наших целей и зависимость друг от друга, а паче всего единство нашего искупления единою кровию Агнца пречиста – Христа. Какие глубокие побуждения к этой любви! И как неестественно, противобожно поступаем мы, когда враждуем, завидуем, мстим, ненавидим друг друга! Поэтому-то св. апостол и заповедует иметь мир, аще возможно, со всеми, мир, весьма благодетельный для самих же нас. Добрые, полные мира и любви, отношения наши друг к другу служат основанием не только нравственного нашего преуспеяния в добродетели и благочестии, но и благоустроения и благоденствия общественного и семейного, – служат к процветанию и преспеянию общества, которое беспрепятственно идет по доброму пути, привлекая на себя благословение Божие. Общее дело, общее благо составляют неотъемлемый предмет забот каждого отдельного члена, сознающего, что в этом общем благе кроется и его собственное благо. Отсюда сам собой следует и мир внутренний с самим собою. Ибо где сердце чуждо каких-либо неприязненных отношений к другим, там оно всегда спокойно, не боится ничего со стороны других. А когда оно находится в мире с Богом, исполнено духа смирения, как самой богоприятной добродетели, тогда какое блаженное состояние его, которое апостол называет радостию и миром о Дусе Святе! Пожеланием этого св. мира и приветствую вас, граждане-братия, и молю Господа, да водворится и укрепится он в ваших сердцах к вашему спасению и благополучию. Наипаче же прошу и молю вас быть в мире с вашими пастырями, как учителями, строителями таин Божиих и путеводителями вашими к царству Божию: знайте труждающихся у вас, скажу вам словами св. апостола, и настоятелей ваших о Господе, наказующих (научающих) вас, и имейте их попреизлиха в любви за дело их (создание вашего спасения).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Так изображает премудрый поучительную картину предсмертных минут праведного человека. И какое счастливое и блаженное состояние! – Уснуть спокойно – на веки, подобно Лазарю, с чувством надежды быть на лоне Аврамове, – что может быть отраднее сего состояния! Да, тут невольно припоминаешь твердую уверенность св. Апостола Павла: мне еже житии – Христос и еже умрети – приобретение. Нет ничего удивительного, если мы – грешники – боимся смерти, тревожимся одной мысли ее, мало того, стараемся даже избегать напоминания о ней. И беспокойство, доходящее до страха, весьма естественно для нас, потому что в жизни своей не являем себя готовыми к ней. Так, в том ли мы ищем себе покоя душевного, в чем праведник? Теми ли стремлениями проникается наш дух и того ли ищет здесь наше сердце, как дух и сердце праведника? – О! нет… Одни из нас ищут себе покоя во внешнем богатстве, к которому привязываются сердцем до забвения внутренних требований духа, или даже до оземления его по слову Спасителя: идеже сокровище ваше, ту и сердце ваше будет. Евангельский богач каким поражающим уроком должен служить для таких людей?!... До чего может увлечься человек, озабоченный мыслью о богатстве?!... Может ли быть такой человек спокоен в минуты смерти, когда он и со своим идолом должен расстаться, и свой дух не приучил к восприятию небесного мира и покоя? Другие ищут в почестях земных счастья и спокойствия в жизни, и ради достижения их готовы иногда на постыдное для достоинства христианина самоуничижение. Что может быть несчастнее этого состояния, которое сам Спаситель назвал мерзостию пред Богом? – Дух честолюбия, вкоренившийся в сердце человеческом, делает его неспособным к восприятию высших благ, отклоняет от него всякую добрую мысль и делает как бы столпом сланым. Сам Господь сказал, что гордым Бог противится, потому что они первее всего делаются сынами противления. Может ли такой человек быть покойным, аще постигнет скончатися? – Его сердце неспособно к восприятию этого покоя. Пусть такие люди припомнят себе наставление Спасителя: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам, и слова апостола: востани спяй и воскресни от мертвых и освятит тя Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Сего ради не бывайте несмысленни, но разумейте, что есть воля Божия. Якоже чада света ходите… искушающе, что есть благоугодно Богови. И не приобщайтеся к делом неплодным тмы ( Еф.5:9,10,11,15–17 ). Наступившие дни Великого поста наводят нас на эти размышления. Из газетных сообщений раздается уже голос, наводящий на скорбные мысли, говорящий о предстоящих соблазнах разных зрелищных увеселений, имеющих в настоящем посте открываться к нравственному унижению верующих, – слышатся обольстительные заявления как бы змия древнего и отклик его беседы с прародительницей: что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго. И рече жена змию: от всякаго древа райскаго ясти будем. От плода же древа, еже есть посреди рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете. И рече змий жене: не смертию умрете. Ведяше бо Бог, яко, в оньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое. Горьким последствием отозвалась эта злоухищренная беседа для Евы, увидевшей, яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно есть еже разумети и нарушившей заповедь Божию ( Быт.3:1–6 ). Этот горький отклик, обращавший человека к самому себе, к удовлетворению собственного самолюбия – будете яко бози, отверзутся очи ваши, – не тем же ли стремлением эгоизма и самоудовлетворения отражается и в наше время в поисках увлечений, земных и мирских удовольствий и расставляемых соблазнах, без разбора времени? Здесь забывается мудрое наставление мудрого Царя: время плакати, и время смеятися: время рыдати, и время ликовати: время искати, и время погубляти: время молчати, и время глаголати ( Еккл.3 ). Эти увлечения разными удовольствиями греховными не производят ли тех же пагубных следствий, каковыми отозвалось увлечение прародительницы, – удаления от Бога и Его св. церкви, отсутствие чувства сознания грехов и раскаяния в них? – Присмотритесь ближе и увидите, что св. храмы заменяются театрами и другими зрелищами, молитва и тихое настроение души – чувственными удовольствиями и шумными греховными развлечениями, сознание греховности – покаяние (для чего назначено св. церковью самое время поста), сосредоточение, самоосуждение – рассеянностью, бессознательностью, отупением чувств, нередко с осуждением самой церкви, – самоотречение, завещанное Иисусом Христом – страшною, тоскливою жаждою к разнообразию удовольствий, – самые беседы, вместо того, чтобы направить на путь добра, не отвечают времени и настроению, требуемому духом человеческим и наполняются лишь рассказами о том, что виделось и слышалось в области греховной, вне ограды св. церкви. Таковы печальные плоды от следования духу мира сего, как будто мы живем не в христианском мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

И если памятью преступной Ты изменишь... Беда! с тех пор Я тайно облекусь в укор, К душе прилипну вероломной, В ней пищу мщения найду, И будет сердцу грустно, томно, A я, как червь, не отпаду 32 . («Завещание».) Дружба – великое благо: человек с своими верными друзьями и без громкой славы «счастлив», и без золота «богат», и без шумных страстей «весел участью своею» 33 . Но найти верного друга трудно: Как часто в пламени речей, Мечте обманчивой послушный, Давал я руку простодушно, – Никто не жал руки моей. Здесь лаской жаркого привета Душа младая не согрета 34 . («Послание к Рожалину».) В виду этого нужно дорожить друзьями и среди житейской суеты не следует забывать «старых искренних друзей 35 . Искусства имеют огромное значение в жизни людей 36 . В прекрасных, бессмертных созданиях живет божественное вдохновение 37 гениальных творцов, которое способно «чужую грудь зажечь» 38 и сделать людей «друзьями вселенной 39 , которые смотрят на всех людей, как на своих братьев. Шумное, крикливое выражение восторга по адресу служителей искусств есть не больше, как желание невежественных людей «блеснуть личиной страсти принужденной» 40 . Молю тебя, не мучь меня: Твой шум, твои рукоплесканья, Язык притворного огня, Бессмысленные восклицанья Противны, ненавистны мне. Поверь, привычки раб холодный, Не так, не так восторг свободный Горит в сердечной глубине. Когда б ты знал, что эти звуки, Когда, бы тайный их язык Ты чувством пламенным проник, – Поверь, уста твои и руки Сковались бы, как в час святой, Благоговейной тишиной, Тогда-б ты не желал блеснуть Личиной страсти принужденной, Но ты-б в углу, уединенный, Таил вселюбящую грудь, Тебе бы люди были братья Ты-б втайне слезы проливал И к ним горячие объятья, Как друг вселенной, простирал 41 . («К любителю музыки».) Чуткие ко всему прекрасному служители искусств лучше других понимают тайны природы: Природа не для всех очей Покров свой тайный подымает: Мы все равно читаем в ней, Но кто, читая, понимает? Лишь тот, кто с юношеских дней Был пламенным жрецом искусства,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

В 1825 г. между Д.В. Веневитиновым и Н.А. Полевым возникает горячая полемика, но поводу первой главы «Евгения Онегина», появившемся тогда в печати. В журнале «Московский телеграф» Н.А. Полевой поместил критическую статью, наполненною похвалами таланту автора «Евгений Онегин». В этом новом своем произведении А.С. Пушкин обнаружил, по мнению Н.А. Полевого, «не просто талант, а что-то выше». Похвалы, щедро расточаемые А. С. Пушкину, подкрепляются голословными осуждениями по адресу критиков классического направления и мнением, что поэт может не считаться с правилами пиитик. «Не поэту же, – говорит Н.А. Полевой, – спрашивать у пиитиков, можно ли делать то или то! Его воображение летает, не спрашиваясь пиитик; падает он, – тогда, торжествуйте победу школьных правил; если же полет его изумляет, очаровывает сердца и души, дайте нам насладиться новым торжеством ума человеческого». Такое мнение вытекало из взгляда. Н.А. Полевого на романтизм. «То самое высокое наслаждение, – говорит он, – выговором человек, упоенный очаровательным восторгом, не может, не смеет дать самому себе отчета в своих чувствах: все ограниченное в наслаждениях эстетических отвращает человека, и в неопределенном, неизъяснимом состоянии сердца, человеческого заключена и тайна, и причина так называемой романтической поэзии... Та беда, что поэт не волен в направлении своего восторга; что ему поется, то он и поет». Являясь противником беспринципной критики, противоречащей понятию о романтизме, как о явлении, имеющем свои внутренние законы, Д. В. Веневитинов в своей статье критикует взгляд Н.А. Полевого и указывает на поверхностность целого ряда его мнений. Оценка Н.А. Полевым «Евгения Онегина» не идет далее неглубоких замечаний о ряде в нем картин чудной красоты, разнообразных, полных, живых и увлекательных. В глазах Д.В. Веневитинова такие достоинства литературного произведения являются второстепенными: главное достоинство всякого произведения – сила мысли, сила чувства. Не отказывая автору романа «Евгений Онегин» в поэтическом таланте, Д.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010