О братие! На то ли дано время? На то ли испрашиваем молитвенно благословение на венец лета? Не походим ли мы на тех, о которых говорит св. Иаков: «послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, будем торговать и получим прибыль, – вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время и потом исчезающий. Вместо того, чтобы говорить вам: если Богу угодно будет и живы будем, то сделаем то или другое? ( Иак.4:13–15 ). Не похожи ли мы на тех, которые, запутываясь в этой греховной жизни, забывают о самом времени, об изменениях, забывают о виновнике времени – Боге, и постепенно погружаются в бездну греховную, оставляя за собою самые жалкие и достойные скорби следы? Разве мало примеров жизненных, которые составляют поучительные и поразительные уроки, чем кончается жизнь нерадивых, недорожащих временем и небрегущих о своем спасении? Тут ясно исполняется сие присловие: «чем согрешишь, тем и мучаешься; что посеешь, то и пожнешь». Внемлите сему страшному и неизменному приговору: «не вем вас, отыдите от Меня – далющие беззаконие. Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не разсыпал, возмите у него талант и бросьте его во тьму кромешную» ( Мф.25:26–30 ). Так, однажды спросили одного мудреца: «что всего драгоценнее в жизни для человека?» Он отвечал: «время»: ибо посредством времени можно приобресть все, а самого времени нельзя купить ни за что. Так должно быть дорого для нас время, данное нам для нашей пользы и деятельности Богом, как самое высшее благо, но которого дни, при нашем небрежении, могут быть обманчивы и лукавы. Всмотримся в жизнь. При всей кажущейся красивой внешности ее, при всех практических видимых улучшениях ее, какая, в действительности, безотрадная жизненная картина открывается пред нами! Сколько бедности, нищеты! Сколько злобы и лукавства! Сколько притеснений и обид! Все это невольно заставляет призадуматься, налагая темную краску на жизнь людей и омрачая ее, невольно приводит к мысли, что тут недостает чего-то существенного недостает основной нити, связующей людей между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Обратим ли серьезное внимание на разные соблазнительные зрелища цирков, балетов, комических представлений, опереток и им подобных, допускаемых на народных гуляниях, на пресловутые маскарады; не носят ли они в себе подобие Иродова пиршества сладострастного? Не служат ли они нравственным ядом, разъедающим нравственную сторону человеческую, и принижающим до потери самосознания, и, составляя величайшее нравственное зло, соединенное со многими несчастиями, как печальными результатами страстных увлечений, и оставляя глубокий след в сердце, не служат ли духовным убийством? Премудрый Сирах говорит: кто прикасается к смоле, тот очернится ( Сир.13:1 ). И подлинно, что вынесет отсюда человек? – доброго ничего, а худого, соблазнительного много, вынесет нравственную порчу, грубость сердца и отчуждение от духовного, забвение о своем глубоком падении и необходимости нравственного исправления, суровое равнодушие и холодность к святым правилам и требованиям церкви 3 , и глубокое помрачение совести. Трудно выразить все нравственное зло, которое вытекает отсюда. Впрочем эти печальные следствия ясно подсказывает самая жизнь, стоит только быть внимательным к ее явлениям. Приведем здесь прещения, данные чрез пророка Исаию Самим Господом: горе тем, которые с ранняго утра ишут сикеры, и до поздняго вечера разгорячают себя вином. И цитра, и гусли, тимпан, и свирель, и о деяниях рук Его не помышляют. Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вереями суетности, и грех как бы ремнями колесничными. Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким ( Ис.5:11,12,18:20 ). Убийство Иродом св. праведника и пропроведника истины, действовавшего на пользу и во спасение его же, не прошло ему даром. Господь совершил над ним свой праведный суд, открывшийся в особенно-сложившихся, по определению Божию, обстоятельствах жизненных, печально окончивших жизнь всего его семейства. Неужели мы думаем, что, отдаваясь неистовству страстей и влечениям похоти, участвуя в разных недостойных христианина пиршествах и разгулах, убивая свои души, не навлекаем на себя праведного суда Божия? Не часто ли самая жизнь в своих разных тяжелых обстоятельствах служит провозвестницею грозного определения Божия, наказующего нас и вместе вразумляющего, вследствие бесконечной любви Божией к человеку? Не льститеся, говорит св. апостол, Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет ( Гал.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Пиршество Иродово, полное пьянства и сладострастия, окончилось усекновением главы Иоанна Крестителя. Разве разные беснующиеся оргии, допускаемые в наше время, не полны того же пьянства и сладострастия? Разве притоны соблазнов и греха не служат к убийству души? Ирод не знал о Христе, не слышал его проповеди, не был просвещен и освящен благодатию божественною, – а у нас вся мерзость запустения, вся нравственная тля допускается в среде христианской, и таким образом еще более оскорбительна для Господа, и богопротивна. Если мерзость пред Господом – помысл неправедный, то что сказать о делах тьмы? Сам Спаситель предостерегает: неубойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне ( Мф.10:28 ). Разве эти беснования не доводят до буйства страстей человеческих, способного на великие злодеяния? Не в этом ли мутном и полном нечистоты источнике скрывается зачаток лукавства, обмана, раздоров семейных, растрат, хищений, мщения, убийств и самоубийств? Не позор ли для христианина быть там, где пьянство и сладострастие идут рука об руку? присоедините сюда разных певцов и плясавиц, коих вся цель и задача – служить приманкой и соблазном, и таким образом постепенно убивать души и приближать к геенне. Не пиршество ли Иродово и возлежащих с ним с бесстудной Саломией, плясавицей, закончившееся убийством Иоанна, как здесь постоянно убивается дух?! Какое глубокое помрачение сознания, не говорим уже христианского, а вообще человеческого! Как метко изобразил свят. апостол Петр такое состояние! Вслушаемся в его слова: – «идущие в следе скверных похотей плоти, как бессловесные животные, водимые природой, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие: ибо полагают удовольствие во вседневной роскоши, срамники и сквернители, наслаждаются обманами своими пиршествуя. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха. Произнося надутое пустословие, они уловляют в похоти плотские и разврат других. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им св. заповеди» ( 2Пет.2:10,12,13,14,18:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

По случаю для рождения Ирод устроил пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Глалилейским. Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла, и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностию к царю, и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился: но ради клятвы и возлежавших с ним, не захотел отказать ей. И тотчас послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей ( Мк.6:21–28 ). Здесь заслуживают внимания следующие обстоятельства: а) опьянение Ирода и возлежащих с ним, – б) страстная пляска дочери Иродиадиной, – в) клятва, данная ей, – г) зверская злоба на Иоанна со стороны Иродиады, – как обстоятельства, предшествовавшие и подготовившие бесчеловечный поступок, которым закончился пир Ирода, и, наконец, д) самый факт усекновения главы Предтечевой. Доселе удерживавший себя, даже слушавший Иоанна, из опасения возмущения со стороны народа, внимавшего проповеди, и ограничившийся только заключением его в темнице крепости Махерон, теперь разгоряченный вином, увлеченный страстной и бесстыдной пляской, связавший себя неразумной клятвой, которой, хотя и со скорбью, по крайней мере видимою, не изменяет вследствие ложного стыда пред другими, он удовлетворяет требованию Иродиады (конечно, и своему желанию) и предает ей главу ее обличителя. Что может быть гнуснее этого поступка со стороны Ирода? Какое странное противоречие уживается в его мрачной душе! – Считает праведным и святым, и убивает; – слушает его даже в сладость, и отдает на злобное поругание павшей женщины. Поистине, человек, предавшийся страстям, низкий раб их. Так св. церковь изображает в своей священной песне: рождение неподобно, и пир безстыдный Ирод совершил им: любодейством бо женским услаждаем, и нечестивым женонеистовством подстрекаем, отсече главу Предтечеву: но не отсече языка пророческа, обличающаго безумие его: пролия кровь неповинную, покрыти хотя грех беззаконен: но ни о сем скры гласа вопиющаго всем покаяние. Он убо свеселяшеся убийством: мы же спразднуем любовию Крестителя Иоанна блаженное заколение. Предвари бо во аде жизнь проповедати сущим во тме и сени смертней седящим, свыше восток Христа Бога нашего, единаго многомилостиваго (Стих. на лит.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

После сказанных Марией слов, что он – пресвитер, Зосима еще более убоялся, и весь в слезах и глубоком смущении, сказал: «О мати духовная! Ты к Богу приблизилась умерщвлением своей плоти, как я вижу из того, что меня нарекла по имени и пресвитером», – и еще более начал умолять ее благословить его. Тогда Преподобная сказала: благословен Бог, хотящий спасения человекам, на что Зосима ответил: аминь, и оба встали от земли. Преподобная сказала, что Господь научил и благодать Св. Духа наставила тебя, что ты пожелал видеть грешную жену и оказать во время нужды потребное телу моему. Скажи мне, отче, как живут христиане, цари и церкви Божии? Молитвами святых, ответил Зосима, мир крепкий даровал Господь Бог, но прошу тебя, помолись Господа ради о всем мире и о мне грешном, чтобы не была бесплодной пустынная жизнь моя. Тебе, по преимуществу, сказала ему Преподобная, должно, как имеющему священный сан, молиться за меня и за всех, так как ты на то и поставлен. Но за послушание сотворю волю твою; и тотчас обратившись к востоку, и возведши очи горе (к небу), и воздевши руце, начала тихо молиться, так что не слышно было слов ее, и во время молитвы усмотрена была Преподобным вознесшеюся на некоторое расстояние от земли и стоящею на воздухе. Это еще в больший трепет привело Зосиму, так что он пал на землю, и, обливаясь слезами, ничего не мог говорить, как только: Господи помилуй! Мысль смущала его, что он видит пред собою дух и привидение. Тогда Преподобная тотчас же приподняла его от земли и сказала: зачем ты, Авва Зосима, считаешь меня привидением? Ей, отче блаженный, молю тебя, да будет известно тебе, что я грешная жена, но просвещена св. крещением, и сказавши это, осенила крестным знамением чело свое, очи, устне и перси, говоря: Бог да избавит нас от лукавого и от его козней, так как велика его брань против нас. Услышав это преподобный Зосима пал к ногам ее, слезно умоляя: «заклинаю тебя именам Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, родившегося от девы, не скрой от меня жизнь свою, но поведай ее, да будет явно величие Божие, открывшееся на тебе. Скажи мне, кто ты, и сколько времени живешь в пустыне?» Не затыкай ушей своих, отвечала Преподобная, когда услышишь из уст моих рассказ о моей беззаконной, позорной жизни, и затем начала свою повесть:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Потом, при первой возможности навязываются ему различные сведения, но редко и мало из области религиозной, и вообще стараются развить в нем умственные способности, которые, без отношения к чувству, могут быть названы способностями утилитарными. И этот метод развития, очевидно, приносит свой плод. Радуются отец и мать, видя свое дитя смыслящим и развивающимся. Но не забыли ли они при этом, что этому малютке предстоит впереди широкое поле жизни? Не забыли ли они, что жизнь имеет свои две стороны, резко разнящиеся одна от другой, имеет свои особенности, приводит его в столкновение с другими, с разными обстоятельствами и приятными и неприятными, ожидаемыми и неожиданными? И способны ли, подготовлены ли дети к жизни, когда пора опеки над ними пройдет, и они должны будут выступить на поприще юношей сделаться мужами-деятелями?... Вот жизненный и великий вопрос для родителей; на него-то нужно прежде всего обратить им свое внимание. В жизни представится их детям общество товарищей по школе, общество разнообразное и по понятиям и образу жизни; представятся то разные столкновения обязанностей, то различные искушения, увлечения под влиянием других, и пред их глазами развернется печальная картина страстей человеческих. Где найдут они себе помощь? Где найдут они назидательный урок, пользуясь которым могли бы твердо, не колеблясь, пройти это бурное жизненное море? Где найдут они себе ответы на разные запросы жизни, чаще всего возникающие в юных головах? – Развивающийся вне благодатного света учения Христова, их ум будет подсказывать им, что делайте только то, что полезно, что согласно с природой, – не отказывайте ее требованиям; но мы научены и знаем, что природа человеческая повреждена, что человеку от юности прилежит помышления на злая, и он более склонен к греховному; это очень ясно выразил св. апостол Павел, собственным опытом изведавший вредное влияние этой греховной природы. «Я не понимаю, что делаю, говорит он, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если я делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр; а потому уже не я делаю то, а живущий во мне грех . Итак я нахожу закон, что когда хочу делать добро, прилежит мне зло. Ибо в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего, и делающий меня пленником закона греховнаго, находящагося в членах моих. Бедный я человек! Кто меня избавит от сего смертнаго тела» ( Рим.7:15,20,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Представьте себе их положение: земля колеблется; слышатся ужасные подземные удары, как раскаты грома; почва рвется провалами; падают жилища и св. храмы и обращаются в развалины; смерть грозит ежеминутно; имущество и все необходимое для жизни уничтожается в этих развалинах, сделавшихся вместе и могилою для многих; – представьте слезы и вопли отцов и матерей и плач детей; и все это продолжается не день и два, а несколько дней сряду. Какое ужасное вызывающее бедствие! И можно ли остаться равнодушными к положению этих несчастных, оставшихся без куска хлеба и крова и при таком нравственном страдании от постоянного страха смерти! Вот к каким несчастным я призываю нас на помощь. Будьте милостивы и милосерды! Утешьте их своею любовью. Уделите им возможную лепту и тем покажите пред лицом церкви и Господа, что вы, как истинные ученики и последователи Христа, имате любовь к ним. Как служитель св. церкви, напомню вам, что каждая лепта, поданная вами на помощь несчастным по любви к ним, будет для вас источником благости Божией и Божия благословения, ибо даяй нищему взаим дает Господеви, – только пусть каждый уделяет по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающаго любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Бедная евангельская вдова положила на храм самую малую монету, для других представлявшуюся ничтожным приношением, – но так как она положила по усердию, из любви к дому Божию, то ее приношение и было принято Господом. Примет Господь и малую лепту, приносимую на помощь несчастному и примет с любовью, как приносимую Ему Самому. Он Сам сказал: понеже сотвористе единому сих меньших, Мне сотвористе ( Мф.25:40 ), и показал нам в Себе образец благотворительности во время земной жизни Своей, как говорит св. Апостол, что Он ходил и благотворил. Да будет же для нас побуждением к тому, с одной стороны, уверение слова Божия, что рука дающаго не оскудевает, с другой, то утешение, которое соединяется с милостыней в будущей жизни – блажени милостивии, яко тии помилованы будут. А св. церковь со своей стороны всегда молится и будет молиться о благотворителях и просит у Господа небесного благословения им. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Премудрый говорит: у кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? у тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленнаго ( Притч.23:29–30 ). Лишиться смысла человеческого, сделаться бесчувственным, с поникшей головой, с полными крови блуждающими глазами и с бездейственным языком, – какая жалкая картина, способная приводить в содрогание! Поэтому пророк Исаия и говорит: горе тем, которые с ранняго утра ищут сикеры, и до поздняго вечера рагорячают себя вином. Горе тем, которые храбры пить вино, и сильны приготовлять крепкий напиток ( Ис.5:11:22 ). Св. Иоанн Златоуст говорит: «ничто столько не противно и не вредно телу, как пресыщение, ничто столько не разрушает, не обременяет и не повреждает его, как неумеренное употребление. Чревоугодники так безумны, что не хотят даже столько поберечь себя, сколько другие берегут мехи. Ибо продавцы вин не наполняют мехов более надлежащего, дабы не прорвать их; а они и такой заботы не хотят иметь о себе. Чревоугодие преждевременно приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум и причиняет множество болезней, ослабляя крепость тела и лишая мужества. Не так сильное течение рек размывает берега и обрушивает их, как сластолюбие и пресыщение подрывает все опоры нашего здоровья. Поди в больницу и спроси об этом, – там узнаешь, что отсюда происходят почти все болезни. И действительно, боли в ногах, боли в голове, в глазах, в руках, дрожание всего тела и многие другие болезни обыкновенно рождаются не от воздержания и благоразумного образа жизни, а от пресыщения» (на Ев. Иоанн. бес. ч. I. 260–61). 2) Причиняя вред своему телу, и таким образом расстраивая свое здоровье, предавшийся этому пороку подвергается еще большей опасности – вредить своей душе. Во-первых, он лишается душевного спокойствия, чувствует укоры совести, постоянную боязнь и страх, расположенность к внутренним волнениям. «Удовольствие у него кратковременное, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

При отсутствии этого в среде семейной и зарождается язва неповиновения и непослушания, та легкость и неустойчивость в убеждениях, те печальные явления, которые тяготят и заставляют задуматься всякого мыслящего человека. Так для того, чтобы иметь в своих детях утешение и опору для себя, чтобы видеть в них послушных детей и избежать тех неприятностей, которые могут произойти, как от нерадения о воспитании их, так и от неправильного воспитания, как показывает в истории церкви пример первосвященника Илия, – священная обязанность родителей стараться вместе с образованием умственным развивать и их сердца на началах веры и любви христианской, внушать им уважение к постановлениям Церкви, уважение к храму Божию, как месту молитвы и таинственного единения со Христом. Пример Богоматери и Христа Спасителя должны постоянно предноситься нам и служить образцов для нас. Аминь. III «Днесь со Мною будеши в раю!» ( Лк.23:42 ) Так в третий раз взывает Спаситель со креста, на котором висит, обреченный на смерть. Враги Спасителя старались всеми мерами унизить Его в глазах народа, причинить Ему всевозможные страдания и физические и нравственные; но они забыли, что об этом Он предсказал уже ранее; «се мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереем и книжником: и осудят Его на смерть, и предадут Его языком на поругание и биение и пропятие: и в третий день воскреснет ( Мф.20:18–19 ). Не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити в славу свою ( Лк.24:26 )? Что может быть большим унижением? Невинный, праведник повешен, распят на кресте среди двух разбойников, одного по правую, другого – по левую сторону, чрез что исполнилось слово пророка: «со беззаконными вменися» ( Ис.50 ). Большего унижения и ожидать нельзя, – большего озлобления со стороны представителей народных против Него и выразиться не могло. Но слава Божия и среди этой темной обстановки открывается ясно; что же происходит здесь, по не исповедимому определению Божественному? – На этой мрачной действительности вдруг пробивается светлый луч, который должен бы поразить этих, повидимому, радующихся своему успеху врагов Иисусовых, и указать, что они совершают злодейское дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Так один растрачивает на то свое богатство, как евангельский блудный сын, подобно бурному потоку стремясь и ныне и завтра туда, где находит возможным удовлетворить требованию своего чрева, по слову апостола, возвращаясь, как пес, на свою блевотину, или, как вымытая свинья, снова валяясь в грязи ( 2Пет.2:22 ); другой пропивает свой потовый труд, не раздумываясь, что будет завтра, и будет ли он иметь возможность к приобретению, нисколько не думая, быть может, о вопиющих нуждах, окружающих его. Для него имеет значение его жажда к удовлетворению своему чреву в пресыщении. Вот его главная задача: будем наслаждаться настоящими благами, и спешим пользоваться миром, как юностию. Преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни ( Прем.2:6:7 ). Пристрастие к пьянству порождает в человеке безотчетную решимость (или, как в просторечии говорится, бесшабашность), нечто самохвальное, задорное – непременно удовлетворить своему желанию, хотя бы это связывалось с крайним ущербом. Тогда самый труд лишается своего значения, служит не к созиданию дома, а к разорению. Утомляясь от труда, он лишает себя возможности дать себе отдых, чтобы с возобновленными силами наутро начать новые труды и работы и быть благоуспешным в них. Мало того, такой человек лишается доверия лиц, которые дают ему возможность к труду и возможному благоустроению. Св. апостол говорит: трудивыйся да яст; а предавшийся пьянству, убивающий время, которого дни бывают лукавы, мотающий свое достояние, лишается и возможности пропитания, представляя собою жалкую картину: в лохмотьях, разорванной обуви, почти босой, он бродит с дрожащей головой, трясущимися руками и подбитыми глазами. Вот опытно-жизненный совет Премудрого: не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися вином, между пресыщающимися мясом, потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище ( Притч.23:20:21 ), – кто любит веселье, обеднеет, и кто любит вино и тук, не разбогатеет ( Притч.21:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010