Научное и общеобразовательное значение рассматриваемого труда А. П. Лебедева очевидно: он, прежде всего, всякому начинающему занятия в области, так или иначе соприкосновенной с церковной историей, дает руководящую нить, чтобы не только надлежащим образом воспользоваться такими важными источниками для воспроизведения церковной истории, как древние памятники церковной историографии, но и не затеряться в безбрежном море западной церковно-исторической литературы, в её прошлом и настоящем, суметь извлечь крупные идеи и избежать уже отвергнутых и осужденных наукой недостатков. Но этого мало. Перечитывая все эти опыты построения церковной истории от Магдебурских центуриев и Анналов Барония – до Неандера, Баура и Гарнака, – переживая вместе с этими учеными радость надежды и ужасы разочарования, следя за изгибами их мысли и метода, читатель, интересующийся вообще историческими занятиями, как бы приоб- —123— ретает себе научный опыт, становится более требовательным и строгим по отношению к чужим историческим работам и создает себе, так сказать, идеал церковного историка, осуществления которого он и ищет повсюду. В этом состоит общеобразовательное значение отмеченного исследования А. П. Лебедева . Солидность научной подпочвы, лежавшей в основе ученых трудов А. П. Лебедева , само собой ручается за достоинства и большинства 2150 его прочих произведений, ярким доказательством чего и является первое исследование его, относящееся собственно к области церковной истории; это знаменитая докторская диссертация его: «Вселенские соборы IV и V века. Обзор их догматической деятельности в связи с направлением школ Александрийской и Антиохийской (Москва 1879 г.)». Научная новость и важность названной диссертации открывается из следующего. Догматическая деятельность вселенских соборов – это предмет слишком щекотливый, глубоко затрагивающий давно нажитые привычки богословского миросозерцания и прочно установившиеся воззрения. Прежние богословы вообще обходили молчанием этот вопрос и, если почему-нибудь касались его, то их интерес к ним не превосходил стремления дать лишь ряд хронологически упорядоченных фактов. В публике, более или менее знакомой с церковной догматикой, на счет внутренней деятельности соборов царил известный шаблон, правда, и теперь еще не совсем препобежденный: «являлся еретик, собирались вместе о.о. церкви, единодушно изрекали догмат, ересь посрамлена и православие торжествует..; проходил момент, опять появлялись еретики, снова собирались отцы и т. д.» – к такой краткой форме сходилась вся догматическая задача вселенских соборов. Всякая попытка взглянуть на вопрос с исторической точки зрения, раскрыть в внутреннем процессе вселенских соборов момент движения, развития и борьбы многими ревнителями не по разуму рассматривалась чуть-ли как не «хула на Духа св.» и представлялась, как посягательство на богодухновенный авторитет их. 2151 От-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во все время обучения в Академии Г. удерживал репутацию даровитого, многосведущего и усердного студента. В списках преподавателей академических наук он занимал места обыкновенно в числе первых семи студентов (под 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7), и очень редко – ниже; словесные аттестации его успехов давались преподавателями обыкновенно высшие. В списке студентов XX курса, составленном по окончании публичных испытаний в 185 ½ учебн. году, Г. поставлен под 2. В списке студентов, содержащим отметки за ответы на экзаменах при окончании курса в июне 1853 г., при фамилии Г. встречаем почти исключительно высшие отметки. В окончательном списке завершивших учебный курс воспитанников ХХ-го (после преобразования) академического выпуска Г. стоит на 2-м месте. Товарищами его по курсу, сравнительно очень большому (61 чел.), были: Самуил Михайловский, первый магистр этого курса, бывший бакалавром Академии, позже – протоиерей в Петербурге; священник А. Верещагин, в иночестве Асинкрит, третий магистр в курсе, некоторое время служивший в Академии бакалавром; И. Вознесенский , бывший бакалавр; П. Лебедев, также служивший бакалавром; иеромонах Павел (Лебедев) , впоследствии экзарх Грузии; вышеупомянутый П. Матвеевский ; иеромонах Феогност (Лебедев), умерший в сане митрополита киевского; иеромонах Иустин (Охотин) и другие почтенные и способные труженики. Диссертацию на ученую степень писал Г. на тему: «Историческое исследование о возведении Фотия на патриарший константинопольский престол». Это сочинение, отмеченное высшим баллом 10, вместе с успехами Г. в изучении наук академического курса, доставило ему степень магистра богословия. Читавший диссертацию, после академического рецензента, архиепископ варшавский Арсений, как видим из его довольно обстоятельного и любопытного отзыва, признал «обилие материалов, трудолюбием сочинителя собранных», нашел, что «за труд, за собрание многих сведений, за основательность весьма многих соображений, следует автору отдать справедливость», что «главная задача исследования – правильность и законность возведения Фотия в патриарха сочинителем рассмотрена и обсуждена почти со всех сторон и довольно основательно», хотя указал и немало слабых, по его мнению, сторон и пунктов в сочинении. Эти указания, характеризующие учено-литературный труд Г., в не меньшей может быть мере характерны и для самого Преосвященного рецензента. В ученой степени магистра был Г. утвержден 18 апреля 1855 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

В истории независимой Белоруссии граждане республики 9 августа выбирали президента в шестой раз. В кампании участвовали пять кандидатов, включая 65-летнего Лукашенко, который бессменно руководит страной 26 лет. Его соперники – сопредседатель общественного движения «Говори правду» 39-летний Андрей Дмитриев, бывший депутат нижней палаты белорусского парламента 43-летняя Анна Канопацкая, 37-летняя домохозяйка Светлана Тихановская и председатель партии «Белорусская социал-демократическая Грамада» 35-летний Сергей Черечень. Глава миссии наблюдателей от Содружества независимых государств на выборах президента Белоруссии Сергей Лебедев заявил, что выборы прошли достойно, но отличием кампании был политический накал. «Пришли к общему выводу, что и ход подготовки к выборам, и сами выборы прошли с точки зрения оценки избирательного процесса организованно, достойно. Поэтому мы здесь даём такую положительную оценку организации избирательного процесса», – заявил Лебедев журналистам. По словам руководителя мониторинговой миссии, наблюдатели констатируют отличия нынешней избирательной кампании в Белоруссии от предыдущих. «Она носила больше политический накал, сопровождалась, к сожалению большому, мы это зафиксировали в проекте нашего заявления..., публикациями явно некорректными, провокационными, способствующими росту политического накала, напряжения в обществе», – отметил Лебедев. Сегодня на пресс-конференции госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота заявил, что наблюдатели от стран СНГ не зафиксировали на президентских выборах в Белоруссии нарушений законодательства. «Выборы прошли в условиях хорошей организации. Мы не обнаружили нарушений с точки зрения законодательства», – сказал он. В свою очередь член группы наблюдателей от МПА СНГ, сенатор Александр Башкин в интервью РИА Новости заявил, что протесты в Минске могут быть частью заранее подготовленного третьей стороной сценария силового развития ситуации. «Это моё мнение, но протесты в Белоруссии могли быть заранее подготовлены и спланированы подготовленным третьей стороной сценарием силового развития. Не исключаю, что это был хладнокровный план», – сказал он.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/10/it...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «История Греко-восточной церкви под властью турок» — капитальный труд А. П. Лебедева, первая и чуть ли не до сих пор единственная история православных греков под властью турок. Лебедев подробно рассматривает источники этой истории; взаимные отношения Османской империи, церковной иерархии и христианского народа друг к другу; историю Константинопольского Патриархата под властью турок: материальное и нравственное его состояние, его церковно-общественную деятельность; общеобразовательные и духовные школы в этот период; отношения с католицизмом и протестантизмом; религиозную жизнь и нравы народа. В конце Лебедев приводит краткие сведения об Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском патриархатах. Один из критических отзывов о книге профессора А. П. Лебедева «История Греко-Восточной церкви под властью турок» напечатан в известном научном журнале «Византийский Временник». Приведем заключительные слова из этого отзыва: «Книга проф. А. П. Лебедева заслуживает внимания по одному тому, что представляет первый в русской литературе серьезный опыт подробного изучения судьбы Православной Греческой церкви после завоевания Византии турками. Автор воспользовался для своей цели многочисленной иностранной литературой вопроса, весьма тщательно и критически изучил ее и воспроизводит в своем исследовании эту литературу всю сполна, до мелочей включительно. При этом книга написана ясным и простым языком и вполне пригодна для популярного чтения. Проф. А. П. Лебедев настоящим исследованием удачно пополнил целую серию своих работ по истории Греко-Восточной церкви» (1896. Т. III. С. 680). Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/istoriya-g...

Критик позволяет себе выразить более, чем странную мысль. Приводим слова о. Иванцова: «собор (II всел.) осудил и маркеллиан, и аполлинаристов, которых не только г. Лебедев, но и многие, в то самое время, ставили в связь с александрийцами» (923). Выходит, что г. Лебедев совершил какой-то проступок, взяв суждение о маркеллианах и аполлинаристах от среды компетентных лиц, современных этим еретикам. Неужели г. Лебедеву следовало быть самостоятельнее и в этом случае? Весьма часто намекая о несамостоятельности моего труда, и, таким образом, унижая его достоинства, критик, с другой стороны, также, не редко выставляет против меня такие мысли, какие есть и в моей книге, и даже усваивает себе мои идеи и разъяснения, не упоминая о том, что это раскрыто в моей книге, и, таким образом, к унижению моего сочинения, выдает за свои только идеи и воззрения такие, какие в равной степени принадлежат и мне и ему. Было бы очень долго перечислять такие случаи. Их можно встретить на многих, очень многих страницах. Например, при раскрытии истории первого вселенского собора критик, как будто бы в поучение мне, разъясняет, что такое было полуарианство, каким характером оно отличалось (87); но, то же самое, и в таких же чертах раскрыто и у меня в книге (стр. 9). Чем, спрашивается, отличается характеристика о. Иванцова: «полуарианство не имело никакого определенного характера, никаких определенных воззрений, по временам оно сближалось то с православием , то с настоящим арианством» – от характеристики, сделанной мною: «лица, которые стали позднее известны с именем полуриан, были не то ариане, не то православные. Они оставались в колеблющемся, нерешительном состоянии. Их воззрения имели так мало характерного, что ариане считали их своими сторонниками, а православные – своими»? Говоря о положении догматических партий между первым и вторым вселенским соборами, критик внушает читателю, что на символ никейский следует смотреть так-то, а не как-нибудь иначе. Но, в его разъяснениях нет никакого различия от моих разъяснений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В последующие годы в Академии греческий вел Борис Александрович Нелюбов . Программа по греческому 1969/70 уч. г. достаточно характерна. Учебный год на 1-м курсе МДА, начавшийся с повторения элементарной грамматики, заканчивался изучением «собственных» и «несобственных» предлогов; на 2-м курсе изучали, в частности, сильные времена и степени сравнения прилагательных; на 3-м – глаголы 1-го и 2-го классов, а также синтаксис как простых, так и сложных предложений 246 . Методика Б. А. Нелюбова была отражена в специальном пособии, изданном в 1996 г. 247 . Однако учебник С. И. Соболевского продолжал оставаться незаменимым, что признавали и сами академические преподаватели. В конце 1963/64 уч. г. Н. Н. Ричко и Б. А. Нелюбов составили дополнительный хрестоматийный материал для заочного сектора с ориентацией именно на этот учебник 248 . Латинский язык Первоначально латинский язык преподавался приблизительно в том же ключе, что и греческий. На 1-м курсе Богословского института помимо алфавита и правил о постановке ударения Б. В. Вадковский успевал пройти склонения имен существительных, степени сравнения прилагательных, наречия, формы глагола sum, на 2-м – сначала составное глагольное сказуемое (с глаголом sum), а затем простые глаголы четырех спряжений, с которых обычно начинается изучение латинской грамматики. Примеры для упражнений преподаватель заимствовал из учебника Д. Троицкого 249 и хрестоматии С. И. Соболевского 250 . Н. И. Ивановск ий , преподававший латынь в 1-м и 2-м классе МДС в 1948/49 уч. г., во 2-м классе только приступал к элементарному синтаксису (ablativus absolutus, accusativus cum infinitivo), занимался также с учащимися переводом пасхального евангельского чтения и 5-й главы Евангелия от Матфея 251 . В конце второго года изучения учащиеся выучивали наизусть две молитвы – Pater noster и Ave Maria 252 . Пожалуй, самым известным латинистом в первые послевоенные десятилетия оказался Николай Михайлович Лебедев, имевший опыт преподавания латыни и ранее 253 . Как правило, его первый урок был посвящен опросу, а второй – объяснению нового материала, отчасти по учебнику, который по необходимости «перекраивался» («с разметкой учебника»), отчасти – «с краткой записью в тетради» 254 как теории, так и упражнений 255 . Хотя в первые годы своего преподавания Н. М. Лебедев использовал учебник С. П. Кондратьева и А. И. Васнецова, введенный по указанию И. В. Сталина как базовый школьный учебник по латыни 256 , постепенно он пытался перейти к преподаванию по собственным учебным пособиям 257 . Перевод богословских терминов или особые богословские значения, которые отсутствовали в словарях, студенты записывали под диктовку прямо на лекциях 258 . В качестве учебного материала Лебедев изготовил 14 стенных таблиц по грамматике латинского языка 259 и, в конце концов, после долгих перипетий 260 защитил учебник по латинскому языку в качестве магистерской диссертации на диспуте, состоявшемся 20 мая 1959 г. 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Тогда же он начал свою научную деятельность публикациями статей в духовных журналах. В МДА сразу оценили молодого ученого. На это указывает тот факт, что через 4 года после окончания Академии, в 1874 году, А. П. Лебедев стал экстраординарным профессором МДА, победив в конкурсе путем баллотировки доцента МДА В. О. Ключевского , хотя последний окончил курс на 5 лет раньше и был представлен на конкурс ректором Академии А. В. Горским, а Алексея Петровича представлял профессор В. Д. Кудрявцев. 7 В 1879 г. А. П. Лебедев защитил докторскую диссертацию по теме «Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлением школ Александрийской и Антиохийской». 8 В этом же году он был сделан ординарным профессором МДА. Такое быстрое продвижение было следствием признания Академическим советом неординарных способностей Алексея Петровича. Николаевские времена в целом не были благоприятными для появления многочисленных трудов по церковной истории. На первом месте в системе богословских наук стояло догматическое богословие. 9 Эта старая школа направлялась и опекалась митрополитом Московским Филаретом, который не приветствовал новых научных поисков в стенах Московской Духовной Академии. Единственным авторитетом в области истории церкви был А. В. Горский. Но даже среди профессоров на первом плане были богословы, которые и определяли научное лицо Академии. Церковно-историческая наука, по словам А. А. Спасского, питалась только в стенах МДА «как нежный цветок, нуждающийся в постоянном уходе, в закрытой от свежего воздуха оранжерее». 10 При императоре Александре II богословская наука вообще и церковная история в частности получили должный стимул к развитию. Не последнюю роль тут сыграл новый устав, введенный в 1869 г. Прежнее беспорядочное преподавание наук, с опорой на богословско-философские, было заменено прочной системой. Все богословские науки разделены были на 3 группы: собственно богословие, церковно-практические и церковно-исторические дисциплины. Студенты Академии получили возможность систематизировать свои знания и определяться по одному какому-либо направлению, не отвлекаясь на побочные темы. Профессора также могли теперь заняться изучением одной какой-то дисциплины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Программа «Двести». В студии председатель Союза православных граждан Лебедев Валентин Владимирович. Сопредседатель движения «Народный собор» Кассин Олег Юрьевич и Фролов Кирилл Александрович - руководитель ассоциации православных экспертов 26.06.2013 06:37:36 Людмила Рябиченко Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире постоянно действующий Круглый стол. У микрофона ведущий, руководитель общественного движения «Семья, любовь, отечество» Людмила Аркадьевна Рябиченко. Мы сегодня встречаемся с новыми экспертами, у нас в гостях председатель Союза православных граждан Лебедев Валентин Владимирович. Кассин Олег Юрьевич – сопредседатель движения «Народный собор». Фролов Кирилл Александрович - руководитель ассоциации православных экспертов, член центрального совета Союза православных граждан. Сегодня у нас тема, которая значительно расширяет формат наших обычных бесед. Программа «Двести» - это программа строительства двухсот новых храмов в Москве. Она была начата в 2010 году, когда вышло распоряжение правительства Москвы от 20 октября 2010 года «Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы». Это та программа, которая получила благословление Святейшего патриарха Кирилла, которая подарила нам надежду на то, что в Москве появится много новых храмов. Изначально это количество было другим –шестьсот. Сейчас программа редуцировалась, и мы надеемся, что хотя бы двести храмов появятся в Москве именно в тех районах, где их н ет. В новых районах, потому что все основные храмы находятся в центре Москвы, это зона офисная, к сожалению, это не очень удобно для людей, имеющих маленьких детей, для пожилых людей. Нам бы хотелось, чтобы храмы были, как сейчас называют, в зоне шаговой доступности. Мне, например, не нравится это выражение, отнесенное к храмам, но они должны быть доступны каждому. Каждый человек, который хотел бы прийти помолиться Богу, на службу, должен иметь такую возможность. Но для решения этой проблемы нам потребуется много сил, потому что возникло очень много проблем.

http://radonezh.ru/text/programma-dvesti...

Философия. Дмитрий Григорьевич Левицкий читал опытную психологию и нравственную философию; Василий Иванович Лебедев – логику и историю философии средней и новой; Виктор Дмитриевич Кудрявцев – метафизику и историю древней философии. Дмитрий Григорьевич Левицкий. О нем помню только то, что, читая лекции, он страшно ломался, особенно когда говорил их без тетрадки, ходя по классу, высовывал язык в обе стороны, ударял руками по парте и т. д. Он был женат на Анне Мартыновне Ловцевой, младшей сестре Софьи Мартыновны, жены С. К. Смирнова. Анна Мартыновна, овдовевши, была долгое время начальницей Филаретовского училища. Теперь доживает в богадельне. Обе сестры были красавицы, и когда они стояли рядом в церкви, мы, студенты, решали тогда, которая лучше: Софья Мартыновна была субтильнее, Анна Мартыновна – корпуснее и повыше. Василий Иванович Лебедев держался величественно, важно входил на кафедру и читал. Лекции его были замечательны тем, что переполнены были иностранными словами – «трансцедентный», «трансцедентальный» через каждые два слова русских. Помню, с ним произошел инцидент. На статью Каткова, помещенную в «Пропилеях » Леонтьева, Лебедев написал критику и поместил ее в «Москвитянине» Погодина. Этой критике он придавал большое значение и рекомендовал нам в классе прочитать ее. Но на критику его Катков написал жесточайшую антикритику, в которой смешал его положительно с грязью. Василий Иванович после этого явился в класс с опущенными крыльями и жаловался на Каткова, кажется, на его недобросовестность. Федор Александрович Голубинский. Виктор Дмитриевич Кудрявцев занял кафедру Федора Александровича Голубинского, о котором скажу здесь несколько слов. Федор Александрович оставил службу в Академии в том самом 1854 году, в котором мы были посланы в Академию. Тотчас по оставлении службы он пожелал посетить свою родину Кострому и назначил временем своего приезда в Кострому середину августа. Ректор семинарии архимандрит Порфирий пожелал нас представить ему в Костроме и с этой целью остановил наш отъезд в Академию на экзамены. Но вот подождали мы день, два, три; ректор начал опасаться, что мы не приедем вовремя на экзамены и отпустил нас. С Федором Александровичем мы разъехались на дороге и так и не видали его. По приезде в Кострому Федор Александрович заболел и там скончался 26 августа 1854 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Игромания московских масштабов (Александр Лебедев) 14.01.2013 23:55:26 Валентин Лебедев В Москве чрезмерное количество казино, игровых аппаратов. В каждом переходе вы можете играть в этого «однорукого бандита». Кажется, это и безобидно, потому что люди не бросаются на вас с ножом. Но вместе с тем это очень опасное увлечение. Что Государственная дума думает на этот счет, как политики оценивают эту ситуацию?   – На бытовом уровне мы сами можем наблюдать это каждый день. Убийства, грабежи, самоубийства людей, проигравших последние семейные деньги. Эта статистика существует в МВД. В Москве более 6,5 тысяч точек для различного типа азартных игр. И они, естественно, расположены там, где проходит поток наиболее наивных и наименее социально защищенных, то есть податливых для соблазна людей – около выходов из метро, около  магазинов,  около школ. А рядом, кстати, всегда расположены ломбарды. Так что если последние деньги унес из семьи, ты можешь еще и вещи заложить удачно. Им говорят: «Потратишь рубль – получишь миллион!». Проиграл миллион – не волнуйся, еще принесешь – выиграешь миллиард. Так возникает культ языческого толка – культ Фортуны.   _ Но ведь говорят, что в этих казино работают тысячи людей, что это обеспечивает занятость…   - Только представьте себе, какое количество социальных объектов - магазинов детских книг, школьных учебников, кафе или каких-то иных нужных нам услуг мы потеряли за счет этих заведений! В так называемых развитых странах давно посчитано, что на каждый доллар налогов от игорного бизнеса приходится семь долларов убытка для социальной инфраструктуры. В конце концов, это все просто безнравственно.   - Какова же позиция Госдумы?   - Изначально был внесен законопроект, подготовленный мной и депутатом Андреем Самошиным. Потом «вдруг» возник другой проект, подготовленный Валерием Драгановым, Владимиром Мединским и еще рядом депутатов. Отличие очень простое. Мы считаем, что все игорные заведения надо выгнать, вывести за черту городов в специально отведенные места, в безлюдные зоны, которые будут подлежать особому администрированию.

http://radonezh.ru/analytics/igromaniya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010