Когда таким образом все уже было готово, Бог в тот же шестой день создает царя видимой природы, человека, но создает его не так, как бессловесных – одним словом, а особенным образом: Бог в Троице – Отец, Сын и Св. Дух, сперва держит совет о создании его. Сотворим, сказал Он, человека по образу нашему и по подобию, да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека. Он взял персть из земли, создал тело человека, и в это тело вдунул бессмертную душу; и явился живой человек, созданный по образу Божию, и назван Адамом , что значит красный. Потом, когда Адам увидел, что все животные созданы попарно, а ему нет подобного существа, с которым бы он делил свои мысли и чувства, тогда Бог создал ему жену, о сотворении которой Бог также советуется в тайне трех Ипостасей: «недобро быть человеку единому на земле, сотворим ему помощницу по нему» – и вот Бог наводит на Адама сон, во время сна вынимает одно из ребер его, и из этого ребра создает помощницу ему, и приводит ее к Адаму. Адам сейчас узнал, что это существо одной с ним природы и даже узнал, что она от него взята, и потому сказал: вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою; ибо они взята от мужа своего» ( Быт.2:23 ). После сего Господь благословил их и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимся по земле». «И увидел Бог все, что Он создал, и вот – хорошо весьма, и почил Бог в день седьмой от всех дел своих, которые делал, и благословил Бог день седьмой и освятил Его» ( Быт.1:28–31; 2:2–3 ). Размышляя о творении мира, подивись, христианин, премудрости Творца, по которой Он дал своим созданиям мудрые и совершенные законы, Его всемогуществу, по которому Он мог сотворить, без всякой готовой материи, такой беспредельный, такой великий мир, в изучении которого теряется и изнемогает наш ограниченный ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Когда ты хочешь приобрести внимание, или расположение, и или просто какую-нибудь милость у своего начальника, тогда ты стараешься узнать, кто этот начальник, каков он, что он любит, что ему нравится, когда можно попасть к нему, что называется в час, как с ним говорить, с чего начать, о чем он может спросить тебя, и как ему надо отвечать. Так точно должны поступать и мы, и ты, и я, и все люди, именующие себя христианами, если мы хотим угождать Богу, а этого мы непременно должны хотеть. У нас у всех один небесный Царь и Владыка – Бог наш. Как ты, вступая в царскую службу, давал присягу верно и не щадя своего живота служить царю и отечеству, так и каждый христианин при святом крещении давал обещание служить истинному Богу от всей души, от всего помышления, от всего сердца, и кроме Его никакого другого Бога не знать. Поэтому у тебя должна быть одна главная забота – угождать Богу. Но чтобы ты мог благоугождать истинному Богу, для этого тебе нужно узнать, кто Бог наш, какие Его свойства и действия, чего Он от тебя требует, что Ему больше всего нравится в нас, как, когда можно приступать к Нему с нашими просьбами или молениями. Если Он прогневан, чем Его можно умилостивить, как переложить Его гнев на милость, да и как пользоваться Его милостью, чтобы не лишиться ее. Все это тебе, друг мой, как христианину, нужно знать, и не только знать, но и постоянно то держать в уме своём. Кратко сказать, тебе необходимо познавать Бога. Для разумного Создания Божия, каков человек, по словам самого Спасителя, в познании истинного Бога Творца своего – спасение и жизнь вечная. Если тебе когда-нибудь приходила в голову мысль о смерти и о будущей жизни на том свете, если в сердце твоем зарождалось желание быть участником будущей блаженной жизни, то знай, наверное, что без познания единого истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа нет тебе и спокойной смерти, нет тебе надежды на вечную блаженную жизнь. Спаситель, когда жил на земле, молился к Отцу небесному: се же есть живот вечный, да знают Тебя (Отца) единого истинного Бога и Его же послал ecu Иисуса Христа; по-русски это будет так: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Итак, видишь, познание Бога составляет жизнь вечную, и наоборот, жизнь вечная состоит в познании Бога. Потому, когда ты начинаешь познавать Бога, ты уже начинаешь жить для вечной жизни, или уготовляешь себя для будущего блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Нав.17:17 .  Но Иисус сказал дому Иосифову, Ефрему и Манассии: ты многолюден, и сила у тебя велика; не один жребий будет у тебя: Нав.17:18 .  и гора будет твоею, и лес сей; ты расчистишь его, и он будет твой до самого конца его; ибо ты изгонишь хананеев, хотя у них колесницы железные, и хотя они сильны, [ты одолеешь их]. И это заявление не могло, понятно, расположить Иисуса Навина к тому, чтобы увеличить удел одноплеменных ему колен. Борьба с ханаанитянами, остававшимися в их уделе, представляла, конечно, большую трудность, которую испытали потом и другие колена ( Суд.1:19 ), но эта трудность не могла быть непреодолимой после того, как главная сила ханаанитян была сломлена. Ей нужно было противопоставить полное напряжение сил, которыми располагали эти колена, и неодолимое мужество с уверенностью в успехе. На это и указал Иисус Навин «дому Иосифову» , обращаясь к нему со словами: «ты многолюден и сила у тебя велика; не один жребий будет у тебя». Выраженную в последних словах надежду на расширение удела Иисус Навин раскрывает затем с большей определенностью, предрекая своим одноплеменникам, что они вполне будут владеть доставшимся им уделом со включением лесистых местностей и «исходов их» (по-еврейски «тоцеотав»), т.е. равнин, которыми оканчиваются горы, и что они изгонят ханаанитян из своего удела, несмотря на их железные колесницы. 162 В древнем Ватиканском списке Нав.17 читается: Κα σται Μανασση ν Ισσαχαρ κα ν Ασηρ. Βαιθσαν κα α κμαι ατν κα τος κατοικοντας Δωρ κα τς κμας ατς κα τος κατοικοντας Μαγεδδω κα τς κμας ατς κα τ τρτον τς Μαφετα κα τς κμας ατς. 164 Правда, у LXX оно переведено иначе, через τ τρτον τγς Μαφετ (в Ватиканском списке) или Ναφετα (в Александрийском и других списках), что значит «и третья часть Нафефа». Но на исключительной точности этого перевода, принятого и блаженным Иеронимом (tertia pars urbis Nopheth), нет оснований настаивать ввиду трудности представить город, разделенный на три части так, что одна из них принадлежала одному колену, а другие – другому или двум другим. Замечательно, что Острожские справщики не удовлетворились греко-славянским переводом «третью часть Нафефа» и к нему прибавили: «три страны» (В. К. Лебедев, 311), что представляет новый перевод приведенного выражения еврейского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но это одно только внешнее, т. е. телесное довольство. Что же сказать об их душевном состоянии? В этом отношении может ли кто из нас сравняться с ними? Мы часто не имеем душевного спокойствия, или от окружающих нас неприятностей, или от неудач в наших делах, или от слишком больших усилий в трудах, или же, что постоянно бывает, от нашей совести, которая упрекает нас за наши грехи. Но этого ничего не знали Адам и Ева, пока находились в раю: они не знали ни изнурительных трудов, ни неудач в трудах; их труд был самый приятный и привлекательный – труд хранить и возделывать рай. Совесть же их была чиста и спокойна; ибо они были безгрешны. С этим соединялось еще одно высшее наслаждение, которого мы лишены по грехам нашим – Адам и Ева беседовали с Богом, как с отцом своим, и с ангелами, как со своими братиями. В таком блаженном состоянии находился человек в раю! Но несмотря на такое блаженство в раю, человек не был бы истинно блажен, если бы не был одарен разумом и свободой. Вы сами знаете, как легок и приятен труд свободный, труд по своей охоте и усердию, и как напротив тяжело принуждение. Вы знаете сами, как малоценна услуга, которую нам делает кто-нибудь без усердия, по принуждению. Посему беспредельный в благости и щедротах Бог дал человеку, при здравом и чистом уме, еще и свободу делать все так, как он признает за лучшее. Даруя свободу, Бог хотел, чтобы человек, получивши достаточные силы, сам старался быть достойным райского блаженства; чтобы он чрез это еще большее находил удовольствие в своей жизни, сознавая, что он не машина какая-нибудь, а свободное существо, и милости Божии может ценить, может и дорожить, и пользоваться ими. Вот в чем должно было заключаться истинное блаженство. Для упражнения свободы в добре и для засвидетельствования пред Творцом свободного послушания, Адаму и Еве дается заповедь – не вкушать плодов от одного древа, называемого «древом познания добра и зла». Кроме благ, обещанных за послушное исполнение заповеди, и угроза смерти ограждала прародителей от нарушения этой заповеди. И заповедал Господь Бог, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:16–17 ). Соблюдая данную заповедь, прародители угождали бы Богу, созревали бы к высшему своему назначению, не переставая за то пользоваться блаженною и бессмертною жизнью в раю. Подобно тому, как и ныне, пользуясь дарами благодати в Церкви Христовой, в этом раю Божием, православные христиане свободно могут приготовляться и воспитываться, как многие действительно и приготовляются, и воспитываются к наследию благ царствия небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Он избавляет нас от рабства греху; ибо Он исходатайствовал нам благодатные силы и подает их для борьбы и одоления наших страстей, так что при свете учения Христова и при благодати Божией, мы можем противиться греху, преодолевать его в себе и изгонять из сердца в самых зародышах его. Он избавляет нас от смерти, ибо Он умер не за Себя и воскрес не для Себя, но, чтобы положить начало общему нашему воскресению и даровать вечную жизнь. Он освободил нас от власти и плена диавола; ибо, научив нас истинному Боговедению, отвлек от поклонения и служения идолам и бесам. Всех, с верой ожидавших Его во аде вывел из ада, а жительствующим на земле даровал силу креста Своего, чтобы ею могли прогонять и попирать силу вражью. Поэтому Господь наш Иисус Христос есть и основание, и краеугольный камень нашего спасения. С Ним мы имеем все, без Него мы ничто; ибо сам Он говорит: без Мене не можете творити ничесо же ( Ин.15:15 ). Он наше упование, наша надежда, наша опора, наша слава, наша радость. Он есть единый и единственный Посредник между Богом и людьми; Он единственный Ходатай за нас пред Богом; чрез Него восходят наши молитвы к Отцу небесному, чрез Него же нисходит Его любовь к нам грешным. Он наш Спаситель, наш Избавитель, наш Защитник и Покровитель. Без Него мы одиноки, несчастны, отвержены, при Нем же, напротив, мы в союзе с Богом, мы сыны Божии и наследники. Как ветвь, отломленная от дерева, засыхает, так и мы, разлучившись от нашего Спасителя, погибаем. И как напротив ветвь, привитая к свежему дереву, живет, цветёт и дает плод, так и человек, прилепившийся Христу, живет с Ним одною жизнью и приносит обильный плод в жизнь вечную. Ради Сына Своего, Бог Отец дает нам все, чего бы мы ни попросили во имя Его; и ради Него подает Духа Святого просящим у Него. Ради Него Отец небесный милосерд к нам; ради Него долготерпит нашим грехам, ожидает нашего обращения и отверзает двери Своего милосердия нам, кающимся. Ради Него и в Нем мы одушевляемся надеждою вечной жизни и наследия царства небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Подобный случай был в церкви Коринфской, основанной св. ап. Павлом. Коринфские христиане в деле проповеди, придавая особенное значение личным достоинствам проповедников, разделились на партии, из которых каждая называлась именем того проповедника, который казался ей наиболее знаменитым и достойным почтения; даже имя Христово понятно было в таком же плотском смысле, как имя наиболее важное и послужило прикрытием партии. Один говорил: я – Кифин; другой – я Павлов; третий – я Аполлосов, четвертый – а я Христов. В таком образе мыслей проповедникам Евангелия придавалось некоторого рода самостоятельное значение, некоторая независимость от Христовой благодати, как будто бы проповедники своими достоинствами придавали проповеди больше значения и силы, чем сколько она имеет сама по себе и по действию Духа Божия. Почему Апостол, назвав Коринфян плотскими, для вразумления их писал: разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали и при том по скольку каждому дал Бог . Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий ( 1Кор. 1, 13; 3, 5–7 ). В латинской церкви хотя и признается главенство Христово, но на самом деле его нет; оно перешло в главенство папы, и оказывается устраненным, излишним, недействующим. Папа есть наместник Христа, или, как выражается сами папы, наместник Бога на земле (папа Иннокентий III). Это слово наместник понимается латинскою Церковью, т.е. самими папами, наукою и журналистикой, в самом широком и исключительном смысле. Христос, покидая мир, вместо Себя оставил ап. Петра со всею полнотой своей власти, а ап. Петр, оставляя мир, в свою очередь передал эту полноту власти своим преемникам в Риме, папам. Так преемственно продолжается на земле наместничество Христово, или же по выражению пап, наместничество Божие. Папа не служитель только Божий, не домостроитель таин Божиих, как ап. Павел именовал себя и других Апостолов, но обладателем всей Христовой власти, продолжает на земле дела Христова, как бы Сам Христос, видимый Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

( Пс.104 ). Видим здесь премудрый и дивный Промысл Божий о рабе Своем и о людях своих! Братья его совещались о нем на злое, но Бог обратил то ему и всем людям на доброе, как и сам Иосиф признал то. И сказал Иосиф братьям своим, когда открылся пред ними, что он их брат, не бойтесь: Божий, бο есмь аз. Вы умышляли на мя злая, Бог же обратил это в добро, дабы было, яко же теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей ( Быт.50:19–20 ). Таков дивный и премудрый промысл Божий о людях! Таков премудрый Творец и Промыслитель 10 ! Размышляй, друг мой, о премудрости Божией, размышляй, что Бог премудро промышляет как о всем мире, так и отдельно о каждой твари, о каждом создании, следовательно, и о тебе, и научайся отсюда, во всех обстоятельствах своей жизни препоручать себя Его премудрому водительству, терпеливо переносить злострадания, попускаемые Им, и надеяться во всем только на Него одного. Чтобы укрепиться в этой надежде, молись к Нему, говоря: «Господи, Ты источник всякой премудрости, умудри меня во спасение, веди меня Своими путями, так, чтобы я чувствовал на себе Твою премудрую десницу и прославлял бы Тебя». И призрев на эти мольбы, Господь наш Иисус Христос , Иже бысть нам премудрость, om Бога, умудрит нас во спасение наше. Аминь. Беседа 9. О вездесущии Божием Мы, как существа ограниченные, не можем в одно и то же время находиться в разных местах. Если ты, например, стоишь в храме, то, разумеется, тебя нет в доме твоем, или на поле, или в другом каком-нибудь месте. Но Бог Троица никаким местом не ограничен. Он везде и на всяком месте. «Он – везде сый и вся исполняяй. Св. пророк Давид так изображает Его вездесущие: куда уйду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там. Паду ли в преисподнюю, се Ты! Перенесусь ли на крыльях зари, переселюсь ли на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя ( Пс.138:7–10 ). Значит, нет такого места, где бы Бог не присутствовал, но на всяком месте есть, со мною есть, и с тобою, и со всяким человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Слова Нав.6:1 : «[и находящихся в нем]» отсутствуют в еврейском тексте и значительном числе греческих списков. Юбилейными трубами называются особого устройства трубы, в которые трубили при наступлении юбилейного года ( Лев.25:9 ); они отличались от серебряных труб, служивших во время странствования для собирания общества и при объявлении об отправлении в путь ( Чис.10:2 ). В Нав.6:4 юбилейная труба названа юбилейным рогом, потому, конечно, что она делалась из рогов животных. В древнейших списках перевода LXX (Ватиканский и Александрийский) Нав.6:3 или – по другим изданиям – Нав.6:4 не читается, несмотря на особенную важность его содержания, так как именно в нем налагается повеление об обнесении Ковчега вокруг Иерихона. Отсутствовал этот стих и в древнем рукописном славянском переводе (В. Лебедев, с. 360). Но в Амвросианском списке, также древнем, он находится. Нав.6:5–15 . Дальнейшее повествование служит изложением того, как Иисус Навин объявил божественное повеление священникам и народу ( Нав.6:5–9 ) и как теми и другими оно было исполнено ( Нав.6:9–15 ). Это исполнение, соответствуя в основном божественному повелению, представляет некоторые подробности, в нем ясно не указанные. Так, распоряжением Иисуса Навина одним из вооруженных людей указано место пред Ковчегом Завета ( Нав.6:6 ), впереди священников ( Нав.6:8 ), а остальная часть народа, со священниками во главе, которые трубили трубами, должна была следовать за Ковчегом ( Нав.6:8,12 ); народ во время обхождения Иерихона не должен был разговаривать и делать какие-либо восклицания ( Нав.6:9 ); обхождение начиналось «рано поутру» ( Нав.6:11 ), а в 7-й день – «рано, при появлении зари» ( Нав.6:14 ) для того, чтобы до наступления ночи могло быть совершено семикратное обхождение вокруг города. Нав.6:5 .  И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите Ковчег Завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред Ковчегом Господним. Нав.6:6 .  И сказал [им, чтоб они сказали] народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред Ковчегом Господним. Нав.6:7 .  Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили [громогласно] трубами, и Ковчег Завета Господня шел за ними; Слова «[им, чтобы они сказали]» внесены из славянской Библии (…им …повелите), следующей греческому переводу ατος... παραγγελατε. Этому соответствует в еврейском тексте, как пишется: «ваийомеру» – «и сказали», а читается: «ваийомер» – «и сказал». Из этих чтений наиболее сообразным представляется последнее, по которому сам Иисус Навин передал повеление народу, основанием для чего служит то, что в Нав.6:9 и по еврейскому тексту и по греко-славянскому переводу сам «Иисус дал народу повеление и сказал». Нав.6:8 .  вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за Ковчегом [Завета Господня], во время шествия трубя трубами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом Духом Святым совершается наше усыновление Богу Отцу, чрез излияние Его в сердца наши и чрез изменение и освящение их. Вот как вкратце изображает апостол Павел все дело нашего усыновления Богу Отцу. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы сыны (т. е. получили чрез Спасителя право на усыновление); то Бог послал в сердца ваши Духа Сына своего, вопиющего: Авва Отче! Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа ( Гал.4:4–7 ). Но не только усыновление, но и самая вера наша в Иисуса Христа, и принятие учения Его совершается в нас Духом Святым: ибо никто же может рещи Господа Иисуса (т. е. признать Иисуса Господом Богом), точию Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). Посему-то Дух Святый называется Господом животворящим, т. е. «дающим жизнь тварям, а особенно духовную человекам». Итак, благодать Духа Божия соделывает в нас все доброе. Но, может быть, кто-нибудь из вас спросит: почему же мы грешим так легко, когда в нас живет и действует благодать Св. Духа? Правда, благодать Божия живет и действует в нас, но она действует в нас при участии нашей свободы, нашего разума и воли. «В деле спасения нашего, учит преподобный Кассиан, участвует и благодать Божия, и свободный произвол наш» 22 . «Благодать Божия, говорит преподобный Макарий египетский , не делает волю человека непременною, связав приневоливающею силою, но, пребывая в человеке, она дает место и свободе, чтобы явным сделалось, склонна ли его воля к добродетели или пороку. Благодать Божия не действует в нас непреодолимо, насильственно; нужны собственный труд и усилия человека. Отсюда понятно, отчего мы грешим, хотя на нас, как на христиан, и призван, и излился Дух Святой. Именно оттого, что со своей стороны мы не употребляем никаких усилий к благодатной жизни, по духу Христову. Посему слово Божие заповедует нам: спасение содевайте ( Флп.2:12 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Татьяна 13 декабря 2019, 14:15 Спасибо за статью! Страшно за молодое поколение незнающее истории страны и увлекающееся такими " кумирами " , как Шнуров. Господи, спаси и помилуй! р.б. Иван 13 декабря 2019, 13:59 Для меня достаточно странно, что автор удивляется вещам, которые стали абсолютно приемлемы в обществе. Выражаются везде, в кафе, в ресторанах, в общественном транспорте, в школе (еще не учителя, но учителя перестали делать замечания), на работе, в балете, в картинной галерее, в магазине, при детях, и как последний штрих - в театре (Райкин в Сатириконе, например). Виноват ли в этом Шнур? Конечно, да, но не более, чем Райкин или Тёма Лебедев. Интреснее вопрос не " Кто виноват? " , а " Что делать? " . Я - за социальную рекламу, которая бы объясняла " обычным людям " , что в обществе есть люди, которым слышать мат неприятно. Поверьте мне - сейчас уже растет поколение, которое просто этого не понимает. Сергей 13 декабря 2019, 13:38 «Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца… И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними…язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его.. (Ис.3:1-4,8)». Именно это и происходит сегодня с нашей практически языческой страной. Но вот вопрос: можно ли быть язычником «после» Христа? Вряд ли. «Кто не со Мною, тот против Меня»(Лук.11:23). Все чаще думается, что вокруг множится число людей, сознательно работающих бесам. Александр 13 декабря 2019, 13:02 В молодости очень нравилось творчество Шнурова, но с годами начал понимать, что персонаж это сугубо отрицательный и ведёт к разложению общества. Виталий 13 декабря 2019, 12:27 Лучше сразу назвать хозяина этой марионетки, а то Вы слишком много внимания этой персоне уделяете. Анастасия 13 декабря 2019, 12:10 Согласна с Андреем, тоже всегда думала, что всё идёт из семьи. Вчера шла домой мимо храма, дети (подростки) выходили с занятий в воскресной школе и мат звучал в их разговорах громко и чётко. Уже не раз это замечала и ужасалась. Весь вечер думала об этой ситуации, а сегодня прочитала эту статью. К сожалению, не может школа и церковь оградить детей от зла, если родители и близкое окружение не показывают достойного примера для подражания.

http://pravoslavie.ru/126343.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010