В числе осужденных Кизилбашей, Литвы и Арапов уже не помещено Руси, которая встречается на других. На карнизе его иконостаса читаете; яко страшен суд твой, Господи, Ангелом стоящим, трубе гласящей. Не менее достойны ввимания по разнообразию своего пошиба и старине: образа на западной стене: Богоматери Троеручицы, Св. Пророка Илии и Преподобного Сергия, на южной: Неопалимыя Купины и Покрова Божия Матери. По-видимому, святыня сия поступила сюда из разных мест и в разное время. В церковь Неопалимыя Купины ведет, дверь в северной стене, с дугообразною перемычкою и с гладким архивольтом на импостах. Помост этого придела ступенью выше трапезного, состоящего также из каменных плит. Внутренность здания освещается двумя окнами, вновь пробитыми в стенах, вместо прежних, закладенных в других местах. От верхнего яруса она отделена, как выше заметили, деревянным потолком, неизвестно когда и для чего сделанным. По стенам расставлены непоновленные образа из древнего иконостаса: Пророка Исаия и Иеремия, Богоматери Смоленской и Печерской, Распятие Иисуса Христа в Св. Александра Свирского , у которого на свитке читаете: «Терпите, братие, правды ради скорби и беды, и да вечныя муки избежите; вмале потрудимся, да вечно возвеселимся, Христа с мудрыми девами срящем, царствие небесное обрящем, уклонимся широкого пути, ведущего к погибели.» Теперешний же иконостас новее икон, в нем размещенных на двух тяблах; средину в верхнем поясе занимает образ Спаса в Силах, которому с обоих сторон предстоят в молении Богоматерь с Предтечею, два Архангела и некоторые Апостолы. Все старинное письмо здесь так подновлено, что трудно отличить первоначальный его пошиб. Храмовый образ Неополимыя Купины вновь написан на старой доске с выемкою, или углублением. Содержанием своим он разнится от подобного в трапезе; в нем не находите тех околичностей, какие там встречаются; в лицах и описях фигур заметен пошиб искусного зоографа. Стоящий рядом с местною иконою Спасителя образ Св. Иоанна Предтечи и Св. Алексея человека Божия напоминает нам тезоименитых им Царя Алексия Михайловича и сына его Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Территорию Спасо-Преображенской обители постепенно заняли различные организации – автобаза МЧС, корпус Кузнецкого мебельного комбината, жилые дома уже упоминавшегося района «Свинтрест». В 2002 г. в «мебельном» корпусе, по стечению обстоятельств, разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор», занимающаяся строительством храмов. Ее руководитель архитектор Дмитрий Александрович Борунов решил в память об уничтоженной обители устроить в корпусе Вознесенский молитвенный дом. В 2005 г. здесь прошла первая литургия. В 2006 г. были обнаружены надгробия А.Н. Арапова, Д.К. Гевлича, М.А. Сабуровой и Загоскиных с монастырского кладбища, их перенесли на территорию мастерской «Дабор». http://orthodox-monastery.ru/o_monastyre В середине XIX века трудами Марии Михайловны Киселевой был построен богатый теплый двухэтажный пятиглавый Троицкий храм над могилой мужа в Пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре, нижний придел которого в честь Рождества Христова был выполнен по подобию храма Рождества Христова в Вифлееме и потрясал посетителей монументальным великолепием интерьера. Троицкий храм, разрушенный полностью в советские годы, заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее. На верхнем этаже было два престола: Свято-Троицкий и во имя Обновления храма Воскресения. В нижнем этаже было три престола: главный - во имя Рождества Христова - и придельные (в честь Казанской Божией Матери и во имя св. Благоверного Великого князя Александра Невского). Каждый их трех престолов нижнего этажа составлял как бы отдельную церковь, т.к. средний престол со всех сторон окружали капитальные стены. О среднем престоле - в память Рождества Христова - следует сказать, что он и устройством, и украшением, и даже размерами был подобен Вифлеемскому храму в Палестине, устроенному в вертепе Рождества Христова. Наиболее почитаемым местом здесь был Грот Рождества, покрытый мрамором. Он имел алтарь Рождества в виде небольшой полуциркулярной ниши, в середине которой находилась серебряная звезда, обозначавшая место рождения Спасителя. Во время служб храм освещали 52 лампады. 16 из них находились в нише, шесть – в яслях, в которых был положен младенец Иисус после своего рождения. 30 лампад размещались в своде храма, вдоль и поперек его. Они были подвешены на длинных шнурах, спускались и поднимались с помощью балансира. Выше балансира, над каждой лампадой находилась скорлупа страусиного яйца, снизу и по четырем сторонам обрамленная металлом… Все было так, как и в палестинском Вифлеемском храме.

http://sobory.ru/article/?object=05619

Ширинянц Александр Андреевич, доктор политических наук, факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова • Александр II и великие реформы Захарова Лариса Георгиевна, доктор исторических наук, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова • Обеспечение полноты судебной власти в уголовном судопроизводстве по Судебной реформе 1864 г. Романов Станислав Владимирович, кандидат юридических наук, юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова II. Российская империя (2) (модератор – доктор исторических наук Волобуев Олег Владимирович) • К вопросу о духовно-нравственных причинах смуты в России в начале ХХ века Зубов Андрей Борисович, доктор исторических наук, МГИМО(У) МИД РФ • О темпах экономического роста Российской империи в конце XIX – начале ХХ вв. Бородкин Леонид Иосифович, доктор исторических наук, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова • Представления российской бюрократии о путях преодоления аграрного кризиса в России конца XIX – начала XX в. Беспалов Сергей Валериевич, кандидат исторических наук, ИНИОН РАН • Традиции народовластия в истории российского государства (XIX - начало ХХ века) Шутов Андрей Юрьевич, доктор исторических наук, факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова • Почему Россия в XIX – начале ХХ века не стала конституционной монархией? Мироненко Сергей Владимирович, доктор исторических наук, директор ГАРФ • Власть и реформы: от Манифеста 17 октября 1905 года к новым Основным Законам Кошкидько Владимир Григорьевич, доктор исторических наук, факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова • Взаимоотношения Совета министров с Государственной Думой России в 1905-1914 гг. Варнакова Галина Сергеевна, кандидат исторических наук, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова • Л.А. Тихомиров о монархической государственности Репников Александр Витальевич, доктор исторических наук, РГАСПИ • Высшая политическая элита Российской империи об исламе (конец XIX – начало ХХ в.) Арапов Дмитрий Юрьевич, доктор исторических наук, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

http://e-vestnik.ru/annonce/28-29_sentya...

После окончания университета (1891 г.) отец отбывал воинскую повинность как вольноопределяющийся гренадерской артиллерийской бригады, а с 1892 года по 1899-й был земским начальником 184 в Бронницах Московской губернии и затем до 1907 года богородским уездным предводителем дворянства 185 . До него в Богородске это место занимали старшие его братья, сначала Федор Дмитриевич, а потом Сергей Дмитриевич. Я мало знаю об этих годах жизни моего отца, это было задолго до моего появления на свет, но знаю, что с этих лет у отца до конца жизни сохранились крепкие дружеские связи с несколькими семьями. Связи того времени перешли по наследству и к нам, его детям, – настолько они были искренни и сердечны. Видимо, отца моего очень любили друзья. Он был прост и весел в общении, а если было нужно, мог оказать сильную моральную поддержку. Знаю этому примеры с семьей Кашперовых, где он помогал воспитывать трех мальчиков, лишившихся отца, а их мать, милая Александра Петровна Кашперова, с которой мы сохраняли большую дружбу до самой ее смерти в 1941 г., рассказывая нам о нашем отце, называла его не иначе, как «несравненный». Были еще семьи: Писаревых, мать и дочь – Вера Александровна и Наташа, Араповы, мать и девочка Катя, очень живая и одаренная; отец помог им в самые трудные, безысходные минуты. С семьей Кологривовых, отец которых был сослуживцем нашего отца в Богородске, судьба столкнула моего брата в 1940-х годах в Средней Азии. Отношения родителей в прошлом веке оказались ключом, открывшим вновь дружбу в новом поколении. Была в Богородске чудесная патриархальная, очень многочисленная купеческая семья Куприяновых, жившая в доме напротив нашего дома. Мать семьи – Надежда Онисимовна, умная, спокойная, вырастившая многих достойных людей, дожила до глубокой старости. Дети ее, обращаясь к ней, называли ее «Ваша мудрость». Отец, в память прошлого, брал меня в гости в эту семью уже в Москве. Там было всегда просто, бодро, с милым юмором. В те далекие годы отец был еще очень молод и беззаботен и, вспоминая это время, рассказывал всегда какие-нибудь забавные эпизоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Другая часть Ризы Господней вплоть до 1917 г. хранилась в соборе свв. апостолов Петра и Павла («в крепости»). Возможно, «Петропавловская» часть Ризы была привезена в северную столицу по распоряжению Павла I, как и «дворцовая», однако достоверных сведений на этот счёт нет. Частицы Ризы Господней сохранялись не только в православных храмах, но и в некоторых знатных семействах. Вот что пишет Александра Петровна Арапова — дочь Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской: «В роде бояр Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключённой в ней частицей Ризы Господней. Она — обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения Ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить её старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета». «Большевики хозяйничали беспощадно» После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей. Что касается «пушкинской» части Ризы Господней, то от сына великого поэта, Александра Александровича Пушкина, ладанка, по всей вероятности, перешла к его внучке. После октябрьского переворота эта святыня дома Пушкиных с внучкой Александра Сергеевича Еленой Александровной фон дер Розенмайер отправилась в Константинополь. В 1942 г. Елена Александровна умерла в Ницце. След пушкинской святыни потерялся... Драматична и судьба частей Ризы Господней, которые пребывали в Московском Успенском соборе. «Большевики хозяйничали здесь беспощадно, систематически, беспощаднее, чем французы в 1812 году», — свидетельствовал в 1922 г. о состоянии соборов Кремля после «изъятия» церковных ценностей корреспондент газеты «Берлинер Тагеблатт» Пауль Шеффер.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205987...

Архимандрит Синайский Исаия, отправленный от своей обители в Москву за милостынею, привез многие грамоты к Царю и Патриарху от Восточных Святителей. Кирилл Цареградский писал: что монастырские люди на Синае от сторонних и от неверных Арапов впали в великий долг и быть им в том монастыре от тесноты и наругания больше не возможно, если только не поможет милостыня царская и православных Христиан святому монастырю их. И в другой грамоте, к Филарету Никитичу, Патриарх ходатайствовал о помощи архимандриту Исаие. С ним же прислал к Государю грамоту и Александрийский Патриарх Герасим (от 5 Февраля 1629 года). «Всесильный Бог, за наши прегрешения предал нас в руки безбожных Агарян, но еще не оставил до конца раззориться, как глаголет Пророк Давид: наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя; сего ради учинил великое твое Царствие, как единое солнце, всему благочестивому Христианскому роду нашему, ибо милостию своею и милосердием своим освещаешь всю вселенною. И ныне ты второй Константин на земле; как он превознес и почтил новый Рим, царствующий Константин град, престолом патриаршеским, так и великое твое царствие, сей апостольский престол Александрийский, всегда обновляешь и вспомоществуешь святою своею милостынею. Благодарим за три сорока соболей, которые приняли от преподобнаго архимандрита Св. града Иерусалима, господина Кирилла; еще благодарим вторично за четыре сорока, которые приняли от брата Патриарха Иерусалимскаго, Митрополита Христофора Анхияльскаго; и еще благодарю за милостыню, что приняли от послов превысочайшаго и великаго твоего Царствия, которую подали в руки приказному нашему человеку, преосвященному Митрополиту Ираклийскому, господину Неофиту, возлюбленному брату и сослужебнику нашего смирения. Еще молим и просим превысочайшее великое твое Царствие, да достанет милостыня царствия твоего против безбожных Агарян, которые восхотели раззорить и разрушить до конца кафолическую Церковь нашу; с великою нуждою заплатили мы 4000 ефимков и освободили церковь свою, помощию Божиею и доброю надеждою и покровительством великаго твоего Царствия. И о сем просим и молим великое твое Царствие, да воспомянешь нас опять, как и прежде не забывал; пожалуй пришли ныне опять с сими отцами Синайскими, как тебе милосердому Государю Бог известить.» 12)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Вестник Р.С.Х.Д.» 1–2. –1929 . К вопросу о соединении Церквей. М. 1922. стр. 12. ИЛЬЕНКО. Протоиерей Виктор. (1894) Родился 10 ноября в селе Осиновка Приморской области. В 1916 г. окончил Иркутскую Семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию. Покинул Россию в 1920 г. С 1921 по 1929 г. был псаломщиком и регентом сначала в Константинополе, а потом в Риме. Рукоположен в 1929 г. и настоятельствовал в приходах в Тарасконе, в Брюсселе и Голландии. С 1953 по 1966 г. был настоятелем Преображенской Церкви в Лос-Анжелосе. С 1966 настоятель церкви в Риме. Будучи в Брюсселе издал 79 номеров «Приходского Листка». Краткий Катехизис. 1947. стр. 39. Избранные Жития Святых, рассказанные для детей среднего возраста. Выпуск I. Лос-Анжелос. 1956. стр. 101. Избранные Жития. Выпуск II. Лос-Анжелос. 1958. стр. 86. Избранные Жития. Выпуск III. Лос-Анжелос. 1963. стр. 101. Молитвы читаемые с коленопреклонением в праздник Пятидесятницы. -В русском переводе.– Лос-Анжелос. 1963. стр. 23. Сто слов и поучений. Лос-Анжелос. 1964. стр. 255. Жизнь о. Иоанна Кронштадского рассказанного для детей Д.М. Араповой. Лос-Анжелос. 1960, стр. 42. ИЛЬИН, Владимир Николаевич. (1891) Родился 16 августа около Киева. Окончил Киевский университет по естествознанию в 1913, по философии в 1917 Покинул Россию в 1919 Преподавал богословие в Берлине и в Париже. Музыковед. Лектор на съездах Русского Студенческого Христианского Движения. Св. Серафим Саровский . П. 1925. стр. 206. Н-Й. 1971 Запечатанный Гроб – Пасха Нетления. П. 1926. стр. 128. Всенощное Бдение. П. 1927. стр. 220. Загадка жизни. П. 1929. стр. 116. Материализм и материя. 1928. стр. 32. Атеизм и гибель культуры. 1929. стр. 30. Шесть дней Творения. П. 1930. стр. 230. Арфа Царя Давида в Русской Поэзии. Брюссель. 1960, стр. 76. Для статей см. Зан. 195A. Мат. Биб. I. Бл. (1931. ИЛЬИН, Иван Александрович. (1883–1954) Родился в Москве 28 марта. Кончил Московский университет по юридическому и историко-филологическому факультету (1912). Приват-доцент Московского университета. Профессор философии Московского университета (1918–1922). Выслан из России в 1922 г. Редактор «Русского Колокола», Б. 1927–1930. Преподавал в Берлине. В 1958 г. переехал в Швейцарию, где и умер 21 декабря в Цюрихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Также было поступление и с «Караколпаченком», состоявшим в ведении Военной Коллегии и изъявившим желание креститься 2361 . В 1740-м году крещены были 2 магометанина, – оба ранее бывшие Христианами, – один из Евреев, другой Грек, – но по-турченные в молодых годах и в Петербург прибывшие – один в звании переводчика, другой – служителя при Турецком Колчак-паше Хотимском 2362 . В 1741-м голу вернулись в Христианство отурченные в детстве 3 человека из прибывших с Турецким послом и, по распоряжению Святейшего Синода, нашли себе приют в Монастыре, а затем были тайно высланы в Псковские Монастыри 2363 . 2-го марта 1742-го года Государыни «объявила» в Москве преосвященному Стефану, чтобы написал в Невский Монастырь приказ принять от гоф-интенданта, из дома Ее Величества, 4-х крещенных Персиян, «или сколько их будет прислано», и содержать их в Монастыре так, «как и первых двух, кои от Ее Императорского Величества вручены» преосвященному в Петербурге. В действительности было прислано 13 человек – Персиян и Турок. Все новокрещенные принадлежали к свите Персидского посла. Их уход, видимо, обеспокоил посла, и он в мае отправил в Петербург своего курьера «для собственных его покупок». Полициймейстерская Канцелярия тотчас же объявила секретно всем обывателям столицы, чтобы, «у кого есть в домах крещенные Персияне», содержали их скрытно, или, для лучшей предосторожности, вывезли куда из Петербурга в сторону. Из Монастыря они были вывезены в Царское, где и оставались до июля, когда были возвращены в Монастырь 2364 . Некоторые, 6 человек, были отправлены в Псковскую епархию 2365 . В 1746-м году игумен Московского Крестовоздвиженского Монастыря Феофил (Краснопольский) вспоминал, что несколько лет назад он в Александро-Невском Монастыре «обучал грамоте и вере Христианской присылаемых из Дворцовой Конторы Турков, Арапов и Персиан» 2366 . Еще при Петре Великом возник вопрос об учреждении миссии среди Астраханских Калмыков. Решено было послать с принявшими православие ханским внуком Петром Петровичем Тайшиным походную церковь со священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

149 Нестерова О. Е.  Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции//Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 24. 154 Менъ А., прот.  Как читать Библию. Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. М., Фонд имени Александра Меня, 2005. Т. I. С. 54. 157 Цит. по: Вигуру Ф.  Руководство к чтению и изучению Библии… Т. I: Общее введение. Пятикнижие. С. 223. 158 Kaiser W.  С. Toward an Exegetical Theology: Biblical Exegesis for Preaching and Teaching. Grand Rapids: Baker Book, 1998. P. 88. 160 Елеонский Ф. Г.  Разбор мнений так называемой высшей критики о ветхозаветной истории//Христианское чтение. 1899. С. 67–96. 162 Бейли Р.  Бытие//Введение в Ветхий Завет с заметками по истории толкования Ветхого Завета и историей библейской археологии/под ред. Марка Мангано. М.: Духовная академия апостола Павла, 2007. С. 67. 163 Арапов А. В.  Протестантская библейская герменевтика: основные парадигмы//Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. С. 44–45. 165 Подробнее о разновидностях историко-критического метода см.: Десницкий А. Источники и составные части «библейской критики»//Альфа и Омега. 2010. (57). С. 15–40. 166 Подробнее см.: Грин Д.  Евангельская герменевтика и концепция ipsissima vox//Сайт «Проповеди. Сообщество проповедников Библии». URL: обращения: 03.07.2016). 168 Стилианопулос Т.  Новый Завет: Православная перспектива. Писание, предание, герменевтика. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2008. С. 143–146. 171 Осборн Г.  Герменевтическая спираль: общее введение в библейское толкование. Одесса: Евро-Азиатская аккредитационная ассоциация, 2009. С. 14. 172 Ванхузер К.  Искусство понимания текста: Литературоведческая этика и толкование Писания. Черкассы: Коллоквиум, 2007. С. 30. 173 Пименов Е.  Ожидаемая польза и фактическая опасность историко-критического метода//Сайт «Проповеди. Сообщество проповедников Библии». URL: (дата обращения: 03.07.2016).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

175 Августин, блж. Творения. СПб.: Алетейя, 1998. Т. 4: О граде Божием. Книги XIV–XXII. С. 179–180. 177 Мареев  С. К, Мареева Е. В.  История философии (общий курс). М.: Академический проект, 2004. С. 126. 178 Арапов А. В.  Библейская герменевтика от Патристики до Просвещения//Вестник Воронежского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2005. С. 75. 179 Слесинский R, свящ.  Поиски в понимании. Введение в философскую герменевтику. СПб.: Издательство СЦДБ, 2001. С. 28. 181 См.: Корсунский И. Н.  Иудейское толкование Ветхого Завета (в отношении к новозаветному)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1879. С. 46. 183 Киреева М. В.  Критика и защита аллегорического метода экзегезы в III–IX bb.//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1998. С. 39. 185 Подробнее о Филоне см.: Саврей  В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2011. 186 Филон Александрийский.  О созерцательной жизни//Амусин И. Д.  Тексты Кумрана. М.: Наука, 1971. С. 376–391. 187 Филон Александрийский.  Толкования Ветхого Завета. О сотворении мира согласно Моисею. М.: Греко-латинский кабинет М. Ю. Шичалина, 2000. С. 51. 192 Десницкий А. С.  Аллегория и типология в Библии и у экзегетов древности//Восток (Oriens). 2010. С. 19–20. 193 Об аллегорических толкованиях в иудаизме см.: Каценельсон Л.  Аллегоризм//Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. СПб.: Общество для научных еврейских изданий и изд-во Брокгауза-Ефрона, 1908. Т. 1. Кол. 904–928 . 196 Спасский А.  История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1914. Т. I. С. 133. 199 Цит. по: Клеман О.  Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М.: Путь, 1994. С. 97. 201 Нестерова О. Е.  Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции. Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010