Закрыть itemscope itemtype="" > Икона в творчестве Пушкина 07.06.2011 649 Время на чтение 51 минут Александр Пушкин . Икона работы о. Зинона (Теодора) "/> Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин. Икона работы о. Зинона (Теодора) Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении, в быту православного человека. Красный угол был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила под и перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», т.е. комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны приглашенные на дом священники. Как сообщает А.П.Арапова, «в роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней всевидящим оком и наглухо заключенной в ней частицей ризы Господней. Она - обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета» (Пушкин 1996:113). Иконы были на всех квартирах Пушкина в Петербурге и Москве, в селах Михайловском, в Болдине, в Петровском и Тригорском, в которых он жил или которые многократно посещал. Поэт постоянно видел их в храмах как в детстве, так и позже в Лицее, во время богослужений. И позже в ссылке в Кишиневе и Одессе он по обычаям того времени регулярно посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания. Проживая в Михайловском, Пушкин, как известно, посещал богослужения в находившемся в нескольких верстах от Михайловского Святогорском монастыре, который по словам сестры Пушкина Ольги «сделался как бы родовым кладбищем» (Воспоминания 1985:1,38).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Икона в творчестве Пушкина Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин. Икона работы о. Зинона (Теодора) Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении, в быту православного человека. Красный угол был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила под и перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», то есть комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны приглашенные на дом священники. Как сообщает А.П. Арапова , «в роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей ризы Господней. Она — обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета» (Пушкин. 1996. 113). Иконы были на всех квартирах Пушкина в Петербурге и Москве, в селах Михайловском , Болдине, Петровском и Тригорском, в которых он жил или которые многократно посещал. Поэт постоянно видел их в храмах как в детстве, так и потом в Лицее, во время богослужений. И позже, в ссылке в Кишиневе и Одессе, он, по обычаям того времени, регулярно посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания. Проживая в Михайловском, Пушкин, как известно, посещал богослужения в находившемся в нескольких верстах от Михайловского Святогорском монастыре , который, по словам сестры Пушкина Ольги, «сделался как бы родовым кладбищем» (Воспоминания. 1985. 1: 38). В монастыре находились две чудотворные иконы — Одигитрия и Умиление. Явление первой иконы произошло следующим образом.

http://pravoslavie.ru/46917.html

Кимляй. Кимляйский Александро-Невский мужской монастырь. Церковь Александра Невского. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты До своего закрытия Кимляйский Александро-Невский монастырь был женским. Как и саму историю обители нельзя отделить от личности подвижника-столпника Флегонта Островского, так и её начало непосредственно связано с основательницей монастыря игуменией Екатериной (Ахлестиной). В 1883 году Ксения Ермолаевна задумала устроить на горе часовню в память мученической кончины Царя Освободителя Александра II. Идею построения часовни поддержали и жители деревни Кимляй. Нотариальным порядком общине было выделено полдесятины земли, предоставив решением от 23 апреля 1883 года в её пользование две десятины пахотной земли под одну межу с её садом. Указом Пензенской духовной консистории от 31 мая 1884 года Ксении Ермолаевне было разрешено построение часовни. Но в июне месяце 1885 года Флегонтову гору посетил Епископ Антоний (Николаевский) и высказал мнение, что лучше было бы построить вместо часовни храм. К этому времени сестер в общине было уже шестнадцать. В марте 1888 года Ксения Ермолаевна получила разрешение на построение храма. В ноябре месяце 1888 года храм был заложен, а в сентябре 1889 года храм был отстроен и 15 октября освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского архимандритом Гедеоном. Храм был деревянным, на каменном фундаменте, без колокольни, с железной крышей. Под церковью были устроены четыре комнаты: трапезная, псалтырня, рухлядная и приемная, а под ними подвал. Построен на доброхотные пожертвования. Генерал-лейтенантом Иваном Андреевичем Араповым было пожертвовано необходимое количество леса, а Краснослободским купцом второй гильдии Иваном Димитриевичем Головым был устроен иконостас. Прочее благоукрашение храма было произведено на средства иных благотворителей. Постоянно священника при церкви не было, службу временно исполнял заштатный священник. Ликвидация всех земель Александро-Невского монастыря произошла в 1918 году. Оставшиеся после разрушения корпуса Кимляйского монастыря были приспособлены под детские дома. На территории Александро-Невского монастыря расположился Кимляйский детский дом 5. Воспитывались здесь дети от 3 до 7 лет. От всего комплекса монастыря, занимавшего площадь более 20 десятин, до настоящего времени дошел земляной столп старца Флегонта и полстены одного корпуса. В 1996 году о некогда существавшем монастыре напоминала одна лишь заросшая кустарником четвертая часть игуменского корпуса.

http://sobory.ru/article/?object=52783

Пенза. Церковь Вознесения Господня при мастерской " Дабор " . Вознесенский молитвенный дом Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1689 году на крутом склоне у города-крепости Пенза. В 1794 году из-за неудобного расположения монастырь перенесли на новое место за город, к Вознесенскому кладбищу, и каменная кладбищенская Вознесенская церковь, построенная в 1779-1784 гг., стала первым монастырским храмом. В 1798 году была сооружена трехъярусная каменная колокольня с церковью на первом этаже во имя Тихвинской иконы Божией Матери, построенной в 1828 году. В 1816-1817 гг. действительная статская советница А. А. Евреинова над могилой своего мужа пензенского вице-губернатора Александра Михайловича Евреинова выстроила небольшую каменную церковь во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, расширенную в 1833 году полковницей М. Е. Вигель. В центре монастырской территории в 1821-1828 гг. был возведен каменный Спасо-Преображенский храм с приделом в честь Успения Божией Матери. В 1849 году известная пензенская и российская благотворительница Мария Михайловна Киселёва над могилой своего мужа Александра Григорьевича построила двухэтажный каменный храм во имя Живоначальной Троицы (Вифлеемо-Воскресенский). В верхнем этаже храм имел два престола: во имя Святой Троицы и в память Обновления храма Воскресения Христова, освященные в 1862 году, а в нижнем этаже три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1852 г.), в честь Рождества Христова (освящен в 1855 г.) и во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Причем придел во имя Рождества Христова является точной копией внутреннего вида Вифлеемского храма, сооруженного над местом рождения Иисуса Христа. С перенесением Спасо-Преображенского монастыря к Вознесенскому храму существовавшее здесь кладбище стало приобретать характер элитарного, и со временем здесь сложились семейные пантеоны родовитых пензенских дворян: Мартыновых, Бекетовых, Араповых, Загоскиных, Захарьиных, Потуловых, Сушковых, Юматовых, Сабуровых, Кишенских, Панчулидзевых и др.

http://sobory.ru/article/?object=47998

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Местночтимые святые РПЦ АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (Янка) (не позднее 1055/60-1112), дочь переясл. кн. Всеволода Ярославича, прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ [Стахий] († до 1690), блж., Христа ради юродивый, Ростовский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/133714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Быстров с сестрами. Фото-графия. Ок. 1917 г. (?) Александрович Быстров (1888, с. Абаимово Сергачского у. Нижегородской губ.- 4.10.1938, Горький), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи диакона. Получив гимназическое образование, И. стал учителем в с. Семьяны Васильсурского у. Нижегородской губ. Обладал дарованиями как воспитатель, был известен среди учителей. Незадолго перед революцией 1917 г. был рукоположен во иерея, служил в храме с. Саконы Ардатовского у. После 1917 г. служил в др. храмах Нижегородской епархии. Последним местом его священнического служения стал храм с. Арапова Богородского р-на Горьковской обл. Незадолго до ареста представители властей, знакомые с педагогическими дарованиями И., пытались уговорить его оставить священство, вернуться к учительской деятельности, обещали сделать директором школы. Однако И. оставался тверд в своем стремлении служить Богу. 10 сент. 1937 г. был арестован по обвинению в «систематическом проведении в окружающих массах контрреволюционной и террористической агитации», заключен в тюрьму г. Богородска. Виновным себя не признал. 17 сент. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Горьковской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Нижегородской обл. Д. П-15689. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 193. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/469061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (Рочев Петр Харалампиевич; 1898 или 1899 - 1918, Осинский у. Пермской губ.), прмч. (12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушник. Состоял в братии Белогорского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . 25 авг. 1918 г. большевики арестовали настоятеля Белогорского мон-ря прмч. архим. Варлаама (Коноплёва) и многих из братии, в т. ч. П. Расстрелян в окт. 1918 г. за отказ от мобилизации в ряды Красной Армии. Место погребения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 116; Помянник «мученически пострадавших за веру православную, Церковь и ближния от произвола большевиков»//Гребневский листок. Фрязино, 1996. 11. С. 28; В твердом стоянии их укрепил Господь//Голос долга. Белая Гора (Пермский край), 2016. 1(42). С. 4-5. Рубрики: Ключевые слова: МАРКЕЛЛ (Шаврин Михаил Луппович; 1871-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ (Померанцев Михаил Владимирович, 1881 - 1918), архим. , прмч. (пам. 14 авг., в Соборе святых Пермской митрополиии в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХЕЙ (Подкорытов Петр Игнатьевич; 1876-1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Павлович Тетюев (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2580244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ Никитич Тимофеев (1880, Казанская губ.- 10.09.1918, Зилантов казанский муж. мон-рь Успения Пресв. Богородицы), прмч. (пам. 28 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушник. 7 дек. 1908 г. поступил послушником в Макариевскую пуст. Казанской епархии. 9 окт. 1909 г. переведен в Успенский Зилантов мон-рь. В авг. 1918 г. Казань и Зилантов мон-рь заняли части Отдельного Чехословацкого корпуса. По прошению архим. прмч. Сергия (Зайцева) от 11 авг. разместить братию временно по мон-рям г. Казани определен в муж. мон-рь в честь Преображения Господня, вскоре вернулся вместе с др. насельниками. 10 сент. Зилантов мон-рь захватили большевики. Расстрелян вместе с архим. Сергием и 9 иноками. Отпевание совершил архим. сщмч. Иоасаф (Удалов) . Прославлен к местному почитанию 4 окт. 1999 г. и к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 140. Д. 23; Ф. 4. Оп. 144. Д. 26 [Клировые ведомости мон-рей Казанской епархии за 1908, 1912 гг.]. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 181; Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. М., 2004. С. 621. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Сретенский; † 1918), послушник, прмч. (пам. 28 авг., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) МАРИЯ Ивановна Мамонтова-Шашина (1890 - 1938), послушница, прмц. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА (Жильцова Ольга Егоровна; 1887-1938), послушница, прмц. (пам. 1 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/164179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Сабанцев Иван Романович; 2.01.1880, Стерлитамакский у. Уфимской губ.- после 10.10.1918, г. Оса Пермской губ.), прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских; в Соборе Пермских святых), иером. Белогорского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . Из крестьянской семьи. С 20 окт. 1908 г. был послушником Белогорского мон-ря. 30 нояб. 1912 г. принят в число братии мон-ря. 30 дек. того же года пострижен в монашество с именем Иоасаф. 20 апр. 1913 г. Пермским и Соликамским еп. Палладием (Добронравовым) рукоположен во диакона, 29 июня - во иерея. Летом 1913 г. утвержден соборным старцем. 10 окт. 1918 г., во время массовых арестов братии мон-ря, был увезен большевиками в г. Оса. По данным министерства юстиции белого правительства А. В. Колчака, И. пытали (ГАРФ. Ф. 4369. Оп. 5. Д. 847. Л. 13), вскоре он скончался в больнице (ГАПО. Ф. 37. Оп. 7. Д. 8). 2 июля 1998 г. И. прославлен вместе с Белогорскими преподобномучениками с общим днем памяти как местночтимый святой Пермской епархии. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАПО. Ф. 37. Оп. 7. Д. 8; ГАРФ. Ф. 4369. Оп. 5. Д. 847. Л. 13. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 116; За Христа пострадавшие. С. 512-513; К прославлению сщмч. Феофана, еп. Пермского и Соликамского и прмч. Варлаама с братией Белогорского мон-ря. Пермь, 1998. С. 21-36. Прот. Алексий Марченко Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/578066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА Федоровна Фролова (1899, дер. Левино Медынского у. Калужской губ.- 30.09.1931, Можайск), прмц. (пам. 17 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница. Из крестьянской семьи. В 1924 г. поступила в официально упраздненный Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рь Можайского у. Московской губ., к-рый продолжал существовать в качестве Бородинской сельскохозяйственной коммуны. В 1929 г., когда власти выселили иноческую общину, монахини поручили И. жить на территории закрытого мон-ря, где из местных крестьян была организована коммуна им. Ворошилова. Отдельного помещения у И. не было, она жила на чердаке или в сарае. 19 мая 1931 г. И. вместе с 14 монахинями и со священником Бородинского мон-ря была арестована по обвинению в «антисоветской деятельности и распространении слухов о войне», заключена в тюрьму г. Можайска. Она отказалась давать показания и оговорить других. 10 июня 1931 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. приговорена к 3 годам ИТЛ. Находясь в можайской тюрьме, И. заболела туберкулезом легких и была помещена в тюремную больницу, где скончалась. Погребена в общей безвестной могиле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 авг. 2004 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-37115. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. Т. 3. С. 85-87. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/673931.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010