Каждый новорожденный наследник Российского престола, представитель Дома Романовых, как благословение по установившейся традиции получал при крещении маленькую частичку Ризы Господней для ношения в нательном кресте.    Дары с частицей Ризы Господней вручались не только царственным младенцам, но и особо достойным людям России. Как следует из открытия пушкинистов, одну из великих святынь Церкви носил на своей груди в ладанке Александр Сергеевич Пушкин. Из воспоминаний Александры Петровны Араповой – старшей дочери Натальи Николаевны Пушкиной от её второго брака с генералом Ланским: «В роде бояр Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключённой в ней частицей Ризы Господней. Она –обязательное достояние старшего сына. Ему вменяется в обязанность 10 июля в день праздника Положения Ризы Господней служить перед этой святыней молебен. А когда наступит время, вручить её старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета... А.С. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое». Как же великая христианская святыня оказалась в роду Пушкиных? «Можно лишь предполагать, – отмечает в своей статье-исследовании “Тайна пушкинской ладанки” Лариса Черкашина («Столетие», 07.08.2019), – что в XVII столетии ею владел прапрадед поэта Петр Петрович Пушкин, затем его сын Александр, после – внук Лев. Лев Александрович Пушкин, он же дед поэта, передал ладанку своему старшему сыну Василию. После кончины дядюшки поэта, Василия Львовича Пушкина, в августе 1830-го фамильная реликвия, вместе с родовым гербом, печатью и пушкинским древом, перешла к его гениальному племяннику». Именно Ларисе Черкашиной, о чём она и рассказывает в статье, после долгих поисков довелось «найти пушкинскую ладанку (во многих источниках указывается, что святыня была утрачена. – Н.Г.) после всех потрясений и катастроф, случившихся в России в минувшем веке». Её хранителем был профессор N, который жил в Москве. После его кончины святыню хранит его вдова – «в её воле решать, – оставить ли дорогую реликвию в семье или передать в один из московских храмов, связанный с именем поэта».

http://pravoslavie.ru/132998.html

Из показаний ясно, что массовый арест монахов был произведен между 10-13 октября 1918 г. при совершении в монастыре всенощного богослужения. Общее количество арестованных в этот день было около 170 человек. Из них некоторые были мобилизованы красными, оказались на фронте и бежали оттуда, другие были взяты сибирскими войсками в плен на станции Шумаково, находясь на принудительных работах. Третьи скрылись и бежали во время отступления красных из Перми. Из числа бывших арестованных и оставшихся в живых в монастырь вернулось 43 человека . Отец Иосиф свидетельствует: «По имеющимся у меня точным сведениям, арестованных большевиками постигла следующая участь:        Монахи: 1.     Маркел (Шаврин) 2.     Ермоген (Боярышнев) 3.     Иосиф (Аристофаров) 4.     Евфимий (Шаршимов) 5.     Аркадий (Носков) 6.     Варнава (Надеждин)    Послушники: 7. Яков Данилов 8. Петр Рочев 9. Александр Арапов 10. Федор Белкин 11. Сергий Ржанников 12. Василий Ракутин 13. Иван Родин (прапорщик) 14. Андрей Тупицын (поручик) 15. Максим Конилов 16. Симеон Дунаев (скит) 17. Василий Змеев (скит) 18. Пантелеимон Посохин (скит). Все эти лица были расстреляны большевиками в с. Шарашах Осинского уезда за отказ идти на воинскую службу в первых числах октября 1918 года. За 2 дня до освобождения Перми сибирскими войсками были утоплены в Каме:             19. иеромонах Иоанн (Новоселов)             20. иеродиакон Виссарион (Окунев)      Черноризцы:             21. Савва (Колмогоров)             22. Василий (Вотяков)             23. послушник Михаил (Феофилов)             24. иеродиакон Матфей (Банников) (известно из другого документа) . Расстреляны и замучены в последних числах октября 1918 г. в городе Осе: 25. иеромонах Сергий (Вершинин) 26. иеромонах Илия (Попов)       Монахи: 27. Иоанн (Ротнов) - бывший казачий офицер 28. Сергий (Саматов) 29. Исаакий (Ковалевский)       Черноризцы: 30. Яков (Старцев) 31. Дмитрий (Созинов) 32.иеродиакон Михей (Подкорытов) расстрелян осенью в Кунгуре             33. иеродиакон Евфимий (Коротков) расстрелян в городе Перми в Белогорском подворье

http://bogoslov.ru/article/1282372

На монастырском кладбище были похоронены пензенские вице-губернатор А. М. Евреинов (1773-1816), губернатор Александр Алексеевич Панчулидзев (1789-1867), губ. предводители дворянства Е. П. Чемесов (1735-1810), А. Н. Арапов (1801-1872) и Д. К. Гевлич (1837-1913), 1-й председатель губ. земской управы А. Н. Бекетов (1824-1898), саратовский губ. предводитель дворянства и черниговский губернатор Алексей Александрович Панчулидзев (1819-1888), участник заграничных походов российской армии ген.-майор И. С. Леонтьев (1782-1824), ген.-лейтенант А. И. Юшков (1796-1859), настоятели П. П. м. архимандриты Иоасаф (Пашин; 1818-1869) и Кирилл (Щеглов; 1815-1897), церковный краевед прот. Иаков Бурлуцкий (1819-1886), прот. И. И. Репинский (1781-1850), кафедральный свящ. В. З. Уманский (1798-1856), архит. А. С. Федотов (1842-1909), благотворительница М. М. Киселёва (1798-1887), родители писателя М. Н. Загоскина и др. В 1918 г. П. П. м. являлся резиденцией еп. Пензенского сщмч. Иоанна (Поммера). 9 мая того же года в монастырской келье на него было совершено покушение. В кон. мая во время боев с войсками Чехословацкого корпуса большевики «безо всякого повода открыли артиллерийский огонь» по обители, несколько снарядов попали в кельи, смежные с покоями еп. Иоанна. В сент. того же года в келье и канцелярии архиерея был произведен обыск. Вероятно, именно в П. П. м. в 1920 г. еп. Иоанн рукоположил во диакона старца священноисп. Иоанна Калинина . В 1919-1921 гг. на части монастырской территории размещалась «колония дефективных детей», с 1924 г.- «конный обоз по вывозу нечистот». В 1925 г. официально закрыто монастырское кладбище (в 40-60-х гг. XX в. полностью уничтожено; надгробия вывезены, зарыты или использованы как поделочный камень). В 20-х гг. XX в. последним наместником мон-ря стал его постриженик архим. Иоанникий (Жарков). Вероятно, в 1927-1928 гг. П. П. м. был закрыт. Архив мон-ря составляют фрагментарно сохранившиеся дела, к-рые находятся в Гос. архиве Пензенской обл. (Ф. 129), отдельные материалы содержатся в фонде Пензенской духовной консистории (Ф. 182) и др. фондах. Архитектурный ансамбль и реликвии

http://pravenc.ru/text/2579946.html

На Царскосельском телевидении веду авторскую программу «Путь к вере». Сейчас работаем над созданием нравственной телевизионной передачи для детей и молодежи «Поле добрых дел» на канале ТВ100 в Петербурге. Если владыка митрополит Владимир благословит, то буду выступать в роли ведущего. Иногда приглашают на протестантский канал «Телеслужба благих новостей», где я рассказываю о православных праздниках и молодежной деятельности в нашей епархии. – Санкт-Петербургская митрополия более других обладает опытом общения с другими христианскими деноминациями. Какие положительные моменты можно из этого извлечь? Какие Вы знаете хорошие издания Библии для детей – с картинками, написанные понятным для ребятишек языком? – Лишь недавно появились «Библия для детей» протоиерея Александра Соколова «Библия в картинках» И. Полянской. У нас дома была детская Библия, изданная Институтом перевода Библии в Стокгольме (авторы: В.Маттелмяки и Б.Арапович). У кого не спрошу, у всех точно такая же книжка. К лютеранам заехал – пожалуйста, вот она, книжка из моего детства, всего двести рублей. Закупили их на пожертвования и раздаем по детским домам. Следующий момент – это общение. У большинства людей имеются устойчивые стереотипы относительно римо-католиков: инквизиция, папизм и т.д. Начинаешь с ними говорить, они такие факты приведут, что невольно задумаешься, хотя не всегда просматривается логика их рассуждений. Такое общение помогает держать себя в тонусе, быть богословски и исторически «подкованным». После непосредственного разговора с католиками начинаешь больше понимать позицию Владыки Никодима (Ротова). Очень подкупает улыбчивость и доброжелательность их священников. Такое ощущение, что у них нет никаких проблем. Это касается протестантов и сектантов. Посмотришь на православных, у нас как будто бы одни трудности: угрюмые взгляды, черные платки… Я не нахожу ответа, почему еретики такие жизнерадостные, а у нас (для некоторых) как будто бы Христос не воскрес. Их активная жизненная позиция, в частности, против абортов, заслуживает уважения. И вообще их активность хорошо приводить в пример, когда нужно побудить кого-то к действию. Вот, например, когда мы проводили миссионерскую акцию «Узнай имя своего святого».

http://pravoslavie.ru/35596.html

Причем некоторые черты реального Арапова сценаристы фильма привнесли и в образ Жеглова: напористость, личную смелость, жесткость, полную самоотдачу в борьбе с преступностью. Этими чертами как раз в полной мере обладал реальный Арапов. Так что, отчасти образ Жеглова тоже написан с него. Таким образом, Владимир Арапов послужил прототипом сразу двух главных персонажей фильма – и Володи Шарапова, и Глеба Жеглова. Владимир Арапов принимал участие в раскрытии многих резонансных преступлений советской эпохи. Например, благодаря его сыскному мастерству было раскрыто ограбление квартиры народной артистки СССР Александры Яблочкиной, а также пойман первый советский маньяк Ионесян по кличке Мосгаз. Но самое громкое уголовное дело, которое распутывал Арапов, - это ликвидация банды Ивана Митина, которая в конце 1940-ых - начале 1950-х годов наводила ужас на Москву. На счету этой шайки 11 убийств и 28 вооруженных ограблений сберкасс, магазинов, пивных баров. Именно похождения этой шайки и легли в основу сюжета телефильма «Место встречи изменить нельзя». Арестовали бандитов в феврале 1953 года. Аресту предшествовала сложнейшая оперативная работа. В банду даже пришлось внедрять одного из сотрудников МУРа. Эта ситуация блестяще обыграна в фильме. Роль внедренного сотрудника, как мы помним, сыграл Володя Шарапов. Правда, получилось это у него скорее случайно, по роковому стечению обстоятельств – специально в банду его никто не внедрял. В заключение несколько слов о реалиях послевоенной Москвы, весьма правдиво показанных в фильме. Начнем с общепита. Коммерческий ресторан «Астория», куда так любил захаживать красавчик Фокс, в Москве действительно был. Его открыли в январе 1944 года в доме 10 по Тверской улице. И таких заведений было несколько. Первые рестораны военной поры стали открываться уже зимой 1942 года. За пять рублей в них предлагали обед, состоявший из мясного супа, картошки и жареной воблы. От желающих не было отбоя. Чтобы попасть в рестораны, люди занимали очередь чуть ли не с ночи и готовы были часами стоять на морозе.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/07/po...

Кругом весеннее благоухание и слышен голос китайского соловья. В саду бьют фонтаны и стоят прекрасные изваяния, кажущиеся живыми. Но Людмила грустна, и ничто ее не веселит. Она садится на траву, и неожиданно над ней развертывается шатер, а перед ней оказывается роскошный обед. Прекрасная музыка услаждает ее слух. Намереваясь отвергнуть угощшение, Людмила стала есть. Стоило ей встать, как шатер сам собой пропал, и Людмила вновь оказалась одна и проблуждала в саду до вечера. Людмила чувствует, что ее клонит в сон, и вдруг неведомая сила поднимает ее и нежно несет по воздуху на ее ложе. Вновь явились три девы и, уложив Людмилу, исчезли. В страхе лежит Людмила в постели и ждет чего-то ужасного. Внезапно раздался шум, чертог осветился, и Людмила видит, как длинный ряд арапов попарно несет на подушках седую бороду, за которой важно шествует горбатый карлик с бритой головой, накрытой высоким колпаком. Людмила вскакивает, хватает его за колпак, карлик пугается, падает, запутывается в своей бороде, и арапы под визг Людмилы уносят его, оставив шапку. А в это время Руслан, настигнутый витязем, бьется с ним в жестокой схватке. Он срывает врага с седла, поднимает его и бросает с берега в волны. Этим витязем был не кто иной, как Рогдай, нашедший свою гибель в водах Днепра. На вершинах северных гор сияет холодное утро. В постели лежит Черномор, а рабы расчесывают его бороду и умащивают усы. Внезапно в окно влетает крылатый змей и оборачивается Наиной. Она приветствует Черномора и сообщает ему о грозящей опасности. Черномор отвечает Наине, что витязь ему не страшен, пока цела его борода. Наина, обернувшись змеем, вновь улетает, а Черномор вновь идет в палаты к Людмиле, но не может найти ее ни во дворце, ни в саду. Людмила пропала. Черномор в гневе посылает невольников на поиски исчезнувшей княжны, грозя им страшными карами. Людмила же никуда не убегала, просто случайно открыла секрет черноморовой шапки-невидимки и воспользовалась ее волшебными свойствами. А что же Руслан? Сразив Рогдая, он отправился далее и попал на поле битвы с разбросанными кругом доспехами и оружием и желтеющими костями воинов.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Наименование станций, с коих получается корреспонденция Благочинный, протоиерей соборной г. Наровчата церкви, Стефан Григорьевич Архонтов Г. Наровчат Благочинный, священник соборной г. Наровчата церкви, Павел Матвеевич Дилигентов Причты Троицкой церкви г. Наровчата и сел: Кавендры, Вопиловки, Казенно-Майданских Выселков, Потодеева, Виляек, Шиловки, Перевесья, Паньжи, Ачасьева, Шадрина, Азарапина, Мелюковки Г. Наровчат Благочинный, священник села Салмановки, Павел Петрович Каменский Причты сел: Салмановки, Рузанова Г. Керенеск Причты сел Засечного, Стяжкина Г. Н. Ломов Причт села Зубова Г. Наровчат, чрез Зубовское вол. прав. Причты сел: Верх-Большого Каурца, Кошелевки, Низ-Большого Каурца, Тезикова, Нового Тезикова, Колояра, Лячи, Кардяшева – чрез Тизковское вол. правл. Причт села Масловки – чрез Дурасовское волостн. правл. Причт села Монастырского – чрез Дубровское вол. правл. Причты сел: Новодевичьих Дубровок, Веденяпина, Ахлебинина, Козловки Г. Спасск, Тамб. губ., чрез Дубровское вол. правл. Благочинный, священник села Покровского, Александр Петрович Прозоров Причты сел: Покровского, Покровского (Пятницкой церкви), Кадыковки, Суркина, Вьюнок, Телешовки, Старых Пичур, Шутов, Торопова, Орловки, Самаевки, Чепурновки, Панов, Плесковки, Студенца, Семиваржек, Краснополья, Красаевки, Чердака, Абашева, Свищева Г. Наровчат Причты сел: Гумен, Высокого, Малой Лашмы Зашт. г. Троицк Причт села Абашева, единоверческой церкви Г. Спасск, Тамб. губ. Благочинный, священник села Воскресенской Лашмы, Петр Васильевич Лентовский Причт сел: Воскресеной Лашмы, Кочелаева, Шигаева, Парапина, Николского, Буды тож Ст. Арапова (Моск. Каз. ж. д.) Причты сел: Алькина, Шадымского Майдана, Шадыма, Дракина, Старого Дракина, Казенного Майдана, Казеевки, Янгужинского Майдана, Кириклейского Майдана, Челмодеевского Майдана Г. Наровчат Причт села Лухнинского Майдана Ст. Голицыно, Н. Лом. у. Г. Инсар VII. Нижнеломовский уезд Наименование благочинных и причтов сел Наименование станций, с коих получается корреспонденция

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Московский храм святителя Николая Японского получил часть мощей святого покровителя Епископ Серафим подает крест прихожанам храма По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 24  февраля епископ Сендайский Серафим (Японская Православная Церковь) и епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии, совершили совместное богослужение в храме святого равноапостольного Николая Японского на Северо-Востоке Москвы. После богослужения епископ Серафим передал общине храма на молитвенную память частицу мощей святителя Николая, просветителя Японии . На паруснике " Крузенштерн» будет действовать православная часовня Православная походная часовня установлена на российском паруснике " Крузенштерн», приписанном к порту Калининграда. " Необходимая для этого утварь, а также иконы получены в дар от Русской Православной Церкви», – сообщили  в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, являющейся владельцем судна. В монтаже часовни принимали участие представители Церкви. Планируется, что в каждом плавании на борту " Крузенштерна» будет находиться судовой батюшка, который будет духовно окормлять курсантов и команду. В свой первый рейс в этом году барк отправится в середине марта. Взяв на борт 120 курсантов, судно на два месяца уйдет в район Канарских островов. Барк " Крузенштерн» ( " Падуя») был построен в 1926 году в немецком Бремерхафене как грузовой парусник для перевозок на линиях Европа – Южная Америка. После окончания Второй мировой войты корабль был передан СССР. В конце 1960-х годов стал учебным судном . В Болгарии появятся православные летние лагеря для детей Ученики школ г. Пловдив смогут проводить лето в монастырях, расположенных недалеко от города. Идея принадлежит Пловдивскому митрополиту Николаю, который надеется с помощью такого начинания вернуть молодых людей к вере, дать им опыт жизни в соответствии с христианскими ценностями. Сначала возможность провести лето в  лагерях при монастырях будут иметь дети, которые посещают епархиальные кружки по вероучению, но постепенно они будут открыты для всех желающих. В качестве баз для таких православных лагерей рассматриваются Бачковский, Араповский и Кукленский монастыри епархии .

http://pravoslavie.ru/5076.html

Духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. 29 янв. 1991 г. решением Свящ. Синода РПЦ Б. м. был возобновлен. С 1991 г. наместник игум. Варлаам (Передернин; † 14 янв. 1995), с 1995 г. игум. Даниил (Ишматов), с 1999 г. архим. Вениамин (Трепалюк), с 2001 г. игум. Герасим (Гаврилович), с марта 2003 - Антоний (Щукин). К апр. 2002 г. в обители - 40 чел. братии, из них 4 иеромонаха. Нижний храм Крестовоздвиженского собора освящен в честь Иверской иконы Божией Матери, совершаются ежедневные богослужения по монастырскому уставу. 27 сент. 1998 г. справа от собора поставлен памятный крест, являющийся копией воздвигнутого в тот же день в 1901 г. Близ мон-ря восстановлен Серафимо-Алексеевский скит. Почитаемые святыни Б. м. находятся в Иверском храме Крестовоздвиженского собора: Казанская икона Божией Матери; икона вмц. Варвары с частицами гроба; икона свт. Иоанна Златоуста с мощевиками. 2 июля 1998 г. прмч. Варлаам (Коноплёв) с иеромонахами Сергием (Вершининым), Илией (Поповым) , Вячеславом , Иоасафом (Сабанцевым) , Иоанном (Новосёловым) , Антонием (Араповым) , иеродиаконами Михеем (Подкорытовым) , Виссарионом (Окуневым) , Матфеем (Банниковым) , Евфимием (Коротковым) , монахами Алексием (Коротковым) , Варнавой (Надеждиным) , Димитрием , Саввой , Гермогеном , Аркадием (Носковым) , Евфимием (Шаршиловым) , Маркеллом (Шавриным) , послушниками Александром Араповым , Иоанном , Иаковом , Иаковом (др.), Петром Балабановым , Петром (др.), Петром (др.), Сергием , Феодором были прославлены как местночтимые святые, Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислены к лику общероссийских святых. Престольные праздники (по н. ст.): 13 апр.- Иверской иконы Божией Матери; 22 мая - Перенесения мощей свт. Николая Чудотворца; 27 сент.- Воздвижения Креста Господня; 26 окт.- Иверской иконы Божией Матери; 19 дек.- свт. Николая Чудотворца; 2 июля и 25 авг.- пам. прмч. Варлаама с убиенной братией. 18 янв. 2002 г. на Пермском подворье мон-ря был освящен храм во имя прмч. Варлаама и пострадавшей братии.

http://pravenc.ru/text/77928.html

Марина Журинская Анна Данилова: Как раз на днях, в годовщину со дня убийства о. Александра Меня , Патриарх Кирилл благословил труды о. Александра к распространению в храмах, например «Сын Человеческий» и «Первые апостолы». Дмитрий Быков: Очень хорошо. Но книги о. Александра Меня вернули, а про Желудкова знают единицы, ведь так? Не будем забывать и диспуты. Политехнический музей, диспуты Введенского и Луначарского на тему «Был у Христа-младенца сад». У меня была многодневная дискуссия на форуме эволюционистов. Они мне кричали, что я мракобес и невежда, я им – что они тоже невежды и хамы. В результате мы пришли к серьезному смягчению нравов и вполне конструктивному диалогу. Дискуссия эволюциониста и священника могла бы быть захватывающе интересной. Дарвиновская теория свое семя посеяла, в ее грубом примитивном варианте. Многие до сих пор уверены, что социальный дарвинизм – адекватный термин, и что естественный отбор сводится к выживанию сильнейших. Такая фигура как Ленин остро нуждается в осмыслении. Поговорить о Ленине как о религиозной фигуре, религиозном реформаторе надо обязательно – зачеркивать этот опыт нельзя, если его не анализировать, скоро он повторится. Хрущев. Почему он, даровавший известную свободу, выпустивший невинных, был таким непререкаемым атеистом? Страшный фильм «Тучи над Борском». А дело в том, что Хрущев ненавидел любой культ, проявление любого культа, и именно в этом рабская его природа. Не зря Заболоцкий говорил «Сталин был человек старой культуры. В нем хоть что-то было, в этом – ничего». Или Пастернак: «Нами правил безумец и убийца, теперь правит дурак и свинья». С точки зрения культурного человека Хрущев хуже, в нем нет ничего, он против культуры и культа. А разрушение храмов – это прямое продолжение ленинизма. Вышел фильм Арапова и Прошкина «Чудо» – очень существенное религиозное высказывание. Фильм прошел, а это же повод для живой дискуссии. Никто не высказался. Люди и Церковь – слитно или раздельно? Дмитрий Ольшанский: Я увидел в тексте «Толоконных лбов» некоторую претензию. Ты пишешь про низкий уровень состояния Церкви, ее интеллектуального состояния. Пишешь, что Церковь в разных плоскостях не соответствует тому, чем она должна быть.

http://pravmir.ru/po-sledam-tolokonnyh-l...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010