Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Накропин Василий; 1859, Олонецкая губ.- 13.4.1924, Москва), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из крестьянской семьи, учился в петрозаводском городском уч-ще, с юности любил церковные службы, читал святоотеческие творения, жития святых. В 1895 г. поступил послушником в Клименецкий во имя Святой Троицы муж. монастырь на Онежском оз., в 1897 г. был пострижен в монашество, в следующем году рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, в 1899 г. назначен настоятелем Клименецкого мон-ря. В 1904 г. возведен в сан игумена, в 1905 г.- в сан архимандрита, назначен настоятелем Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . 6 марта 1908 г. по ходатайству Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) переведен настоятелем в коломенский Ново-Голутвин Святой Троицы мон-рь Московской епархии. За 2 года управления монастырем восстановил благолепие богослужения и добрые порядки в иноческой жизни. В 1910 г. назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления Господня муж. монастыря . Пользовался любовью и уважением насельников обители и жителей Коломны, ходатайствовавших об учреждении Коломенского вик-ства и назначении на него В. 28 нояб. 1911 г. В. был хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии, резиденцией архиерея являлся Спасо-Преображенский мон-рь в Каргополе. В. часто объезжал храмы своего вик-ства, обладал даром красноречия, часто говорил проповеди, многие из к-рых печатались в Тобольских ЕВ, благодаря усердию к богослужению пользовался уважением у старообрядцев. В мае 1912 г. В. предпринял путешествие с крестным ходом в Александров Ошевенский монастырь , продолжавшееся неск. дней. Через 2 года, будучи уже на Тобольской кафедре, В. посвятил один из вновь построенных храмов глубоко почитаемому им святому - прп. Александру Ошевенскому . В с. Архангелы в 1913 г. епископ открыл об-во трезвости.

http://pravenc.ru/text/154281.html

показано потребленнаго хлеба 42 четверти 2/3 четверика). А число жителей пустыни – что особенно замечательно – в названные годы было одно и тоже! – именно: 13 человек. Между тем в (конце) оффициальной «ведомости» 1741 г. «строитель иеромонах Павел с братиею» «объявляют», что оная ведомость в приходных и расходных прошлых: 738, 739 и 740 годов» записных монастырских книг и, из прочих обстоятельств сочинена самою сущею правдою, без всякой утайки. А ежели в сей ведомости – продолжает строитель – как в приходе и расходе, так и в протчем требуемом, хотя в малом в чем ни есть, явится какая утайка и за то повинны мы – строитель с братиею такова штрафования, каков по указом надлежит, неотменно» 78 . И это заверение настоятель Павел закрепил еще собственноручным подписом за себя и за казначея! – Сенокоса считали будто бы только «26 1/2 копен, – по примеру весом пуд – 53 пуда». – «Земли пашется на монастырь – объяснял строитель в своей ведомости 17З 4/7 годов – только одна половина, а другая половина отдается по всягодно работным людем на себя пахать, которыя живут близ пустыни – из государственных крестьян, для того, что за оною пустынею вотчин – крестьян и бобылей не имеется ни малого числа, – работ обрабливать не кому, а обрабливают они вышеозначенныя оную половину земли, которая на монастырь, пашут и сена ставят и дрова на монастырь, городьбу круг поль и сен городят, и хлеб обжинают и молотят, и всякую работу обрабливают за своим хлебом, и без найму» 79 . Скота «при пустыни и деревни» содержалось «2 кобылицы престарелых, двое жеребят двулетних, 1 – седетной; дойных коров 8, нетелей 2, подтелков двулетних 10», всего 25 штук 80 . Таково-то было тогда внутреннее состояние обители! Но после 1741 г. состав монашествующих Емецкаго волока Благовещенской пустыни изменился; в 1743 г. уже ни иеромонаха, ни настоятеля – не имелось; последний, вероятно, умер. Вот доказательство. – «По указу Св. Правительствующаго Синода члена, великаго господина, преосвящ. Амвросия, Архиепископа Великоновоградского и Великолуцкого, из Каргопольского духовного правления, Каргопольского уезда, Александро-Ошевенского монастыря игумену Афанасию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Докучаев-Басков «Емецкого волока Благовещенская убогая пустыня» (архангельской губернии) Е. Барсов в своем «Алфавитном указателе монастырей олонецкой епархии» 55 помножал одну и ту же обитель на две и даже на три, наприм. Спасо-Каргопольский монастырь и – Строкина пустыня, Аглимозерская и – Наглимозерская, Челменская – Челмогорская и Челмозерская... и, повторяя ошибки «Истории российской иерархии», клал для счета и те пустыни, в существование которых сам не верил – например «Казаринову...» Между тем опустил такие обители, которые действительно прежде существовали в каргопольском и олонецком уездах, когда-то занимавших пространство более всей нынешней олонецкой губернии, – каковы: Нятина, Сыринская, Емецкая – Благовещенская и проч. – Конечно спасибо ему и за то, что он... или вернее благодаря просвещенному вниманию архиепископа Аркадия, по слову которого со всех концов епархии стекались к рукам Барсова все сведения, почти все памятники древности, которые и повывел он на свет Божий... Наше дело – исправлять ошибки первых наших тружеников... Несомненно то, что Емецкого волока Благовещенская пустынь в XVII и XVIII веке находилась в «каргопольском уезде» 56 ; теперь ее должно искать в архангельской губ., если только от нея что-нибудь осталось... Как основатель, так и время основания этой обители неизвестны. В большом синодике Александро-Ошевенского монастыря (каргопольскаго уезда) читаем «написанные имена начальников пустыням и монастырем каргопольского уезду»: «Инока Кирилла (челменского), священноинока Кирилла (сыренского); инока Серапиона, инока Никодима (кожеозерских); инока Диодора (юрьегорского), священно-инока Полиевкта (кодлозерского); священно-игумена Пахомия (кенского), инока Вассиана (строкинского или спасозерского), инока Ионы (волосатаго, положившаго начало «пустыни», что теперь Успенский женский монастырь в Каргополе); Афанасия, Алексия, священно¬инока Иоасафа; инока Тарасия (елгомского), инока Елеазара (анзерскаго), инока Тимофея (наглимозерскаго); схимника инока Евфимия, священно-инока Исакия, схимника иеромонаха Михаила, иеродиакона Кирилла, инока Евфросина, инока Иоасафа, инока Корнилия, иноки (ни) Евгении» (не веретьевской-ли? Итого 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Итак, в продолжение столетия с последней четверти XII века по третью четверть XIII века вместо двоеперстая у греков вошло в употребление троеперстие. которое и осталось у них навсегда» (там же, стр. 163). «Положительное свидетельство, что после Стоглавого собора у нас продолжало оставаться троеперстие, содержится в житии преп. Александра Ошевенского (ум. 1479 г.), которое написано монахом Александрова монастыря Феодосием в 1567 г. Описатель жития рассказывает в заключении сего последнего о бывшем ему видении преп. Александра и говорит: «аз же возбнув от видения и никого же виде и наипаче начать плакати и рыдати, понеже иного пререковах святому; и уведе (древняя форма вместо: уведех) бывшая над собою, яко десная рука моя ослабе, длань же о запястии согнуся, три же перста верхних едва возмогох вместе содвинути, иже (вместо еже, – чтобы) на лице своем крестное знамение воображати, два же перста нижних ко длани прикорчишася». Примечание. «Неповрежденность чтения приведенного места не может подлежать сомнению» (там же, стр. 168–169). «Двоеперстие совершенно столь же православно, как и троеперстие, и наша в сем случае ревность с греками касалась обычая, принадлежащего к числу обычаев безразличных» (там же, стр. 173). б) Каптерев: «Перстосложение для крестного знамения было в христианской церкви в различное время очень не одинаково; знаменовали себя крестом и одним перстом, и двумя и тремя, при чем в различное время такому или иному перстосложению усвоилось обыкновенно известное, определенное символическое значение в связи с тем или другим вероучением, которое хотели выразить внешним, для всех видимым, знаком, так что правильность того или другого перстосложения определялась в данное время соединяемым с ним учением» («Патр. Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов». М., 1887 г., стр. 87–88). «То перстосложение православно и обязательно для каждого христианина, какое в данное время признает таким сама православная церковь , так как только ей одной исключительно принадлежит право, как устанавливать и освящать своим употреблением, так и производить в существующих обрядах те перемены, какие по ее мнению необходимы по требованию известных обстоятельств, в видах ограждения и упрочения православия. Обязанность же всякого православного христианина в этом случае состоит в том, чтобы беспрекословно подчиняться водительству церкви, признавать для себя обязательным и спасительным то, что таким признает святая церковь » (там же, стр. 90–91).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

В собр. Шенкурского краеведческого музея хранится икона XIX в. северных святых В. В., прп. Афанасия Наволоцкого и Христа ради юродивого Прокопия Устьянского, подписанная иконописцем С. Шаховым. Святые изображены в рост, В. В.- в центре, в монашеских одеяниях и в схиме, борода русая, левая рука на груди, правая приподнята, кисть руки отведена чуть вправо. В XIX - нач. ХХ в., после закрытия Иоанно-Богословского мон-ря, почитание В. В. сохраняется гл. обр. на территории Шенкурского у., где в наст. время в Шенкурске, в ц. Зосимы и Савватия Соловецких, хранится икона В. В. нач. XX в. На ней святой изображен по пояс, в монашеском одеянии, с седой недлинной бородой, правая рука у груди, в левой свиток со словами: «Господи Боже мой, идеже творится Имя Твое, прости им». Лит.: Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова. М., 1874. С. 59; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 226; Т. 2. С. 67; Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт библиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 180. Т. М. Кольцова, З. Н. Исидорова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Алексей (мирское имя преподобного), был пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена (родился 1427г.) Долгожданный ребенок родился по усердным молитвам супруги Никифора Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника. В 18 лет с дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там. Игумену понравился юноша за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя: он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь после принял иноческий постриг. К тому времени родители его переселились на новое место у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы. Преподобный Александр уговорил игумена сходить к родителям принять последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Обрадованный отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил на этом месте крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и после посвящения в сан диакона, получил блогославление игумена на устроение обители. Новгородский архиепископ Иона посвятил Александра в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Монастырь получил земли. Первый построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.

http://sobory.ru/article/?object=07397

Бабушка моя живет в Архангельской области в городе Котлас. Я стараюсь посещать ее каждый год. Обычно еду на машине – чтобы заехать в расположенные по пути следования святые места. В этом году решил построить маршрут так, чтобы побывать в городе Каргополь, о котором много читал и слышал. Тем более что из его окрестностей происходят мои родственники по отцу. Кстати, когда, общаясь в Каргополе с людьми, я говорил, что мои предки родом из этих мест, то слышал в ответ, что да, в этих краях живет много Черепановых. В Каргополе я осмотрел храмы, сохранившиеся до нашего времени, достопримечательности и решил съездить в Ошевенск. Это небольшое поселение в 50 километрах от Каргополя, знаменитое некогда Александро-Ошевенским монастырем и старинными деревянными храмами настоящей северной архитектуры. Настоятель монастыря иеромонах Киприан рассказал о прошлом обители, о ее нынешнем состоянии и предложил посетить место, где произошло одно из чудес, связанное с именем выдающегося подвижника XV века преподобного Александра Ошевенского. Мы поехали в деревню Хáлуй, которая расположена на берегу одноименной реки. Эта речка – уникальна: она уходит под землю в начале деревни, и в самом конце опять выходит на поверхность. Из жития преподобного Александра мы знаем, что по просьбе своих престарелых родителей он искал место, где бы неподалеку от них можно было бы обустроить монастырь. В те времена эта местность была достаточно плотно заселена, и найти подходящий участок для отшельнической жизни представлялось делом затруднительным. Практически все места, пригодные для жилья, принадлежали той или иной крестьянской общине. Селяне не хотели, чтобы возле них поселился монах: знали по опыту, что вокруг отшельника вскорости появится монастырь, которому затем «добросердечные» власть имущие пожертвуют окрестные земли, отобрав у крестьян. Так что преподобному пришлось сменить несколько мест, уступая нежеланию местных жителей. В одной из деревень – под названием Хáлуй – против преподобного выступили особенно ожесточенно. Уходя, святой Александр Ошевенский изрек пророчество: «Вы будете жить при воде, но без воды». После этого, по преданию, река, которая протекала через деревню, вдруг ушла под землю.

http://pravmir.ru/arhangelovo-chudo-v-ar...

Архангельское отделение ИППО провело круглый стол по сохранению деревянных церквей 20 июня 2022 г. 15:38 Круглый стол по сохранению деревянных церквей Русского Севера провело архангельское отделение Императорского православного палестинского общества . Его участниками стали руководитель волонтерской организации «Общее дело» протоиерей Алексий Яковлев, депутат Государственной Думы ФС РФ Александр Спиридонов, председатель регионального отделения ИППО, спецпредставитель ИА Regnum в Арктике Владимир Станулевич, директор музея «Малые Корелы» Сергей Рубцов, руководитель Госкомитета Карелии по охране памятников Юлия Алипова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи» Маргарита Кистерная, главный архитектор ЦНРПМ Сергей Куликов, учредитель медиа-холдинга «Бизнес-класс в Архангельске» Алексей Липницкий, настоятель Александро-Ошевенского монастыря игумен Феодосий (Курицын), архитектор Архангельской епархии Владимир Никитин, архитектор национального парка «Кенозерский» Вера Колтовая, археолог Института археологии РАН Алексей Беличенко, директор реставрационного предприятия «Модуль-Р» Алексей Сулицын и другие. В Архангельской области находится примерно половина всех деревянных церквей России. В стране 47% этих памятников находятся в аварийном состоянии. По контрактам Министерства культуры РФ реставрируются всего 3% деревянных церквей, на которых в год на всю страну выделяется примерно 70 млн.руб. Участники дал оценку состояния деревянных церквей Русского Севера и качества охраны этих памятников истории и культуры уполномоченными государственными органами, эффективности разделов действующих программ Министерства культуры РФ по реставрации деревянных церквей. Прошла дискуссия, следует ли реставрировать за большие деньги немногие памятники истории и культуры или вести противоаварийные работы на большом числе деревянных церквей. Участники круглого стола предложили сделать спасение памятников истории и культуры национальным проектом России, сделать возможным ремонт владельцами памятников без сложных разрешений инспекций. Многие предложения специалистов были направлены на «разбюрокрачивание» реставрации. Наиболее интересные выступления будут опубликованы ИА Regnum и архангельской газетой «Бизнес-класс». Предложения будут оформлены письмом депутата ГД РФ Александра Спиридонова и направлены в комитет по культуре Государственной Думы РФ и в Министерство культуры РФ. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Макариевском храме в 1624 г., через 5 лет после канонизации, было 7 икон святого (из них одна возлагалась на раку; 2-я ростовая; 3-я скорее всего житийная) в иконостасах главного алтаря и 2 приделов, в деисусном ряду. Иконография образа на гробе, согласно описи 1624 г.,- это прямоличное изображение святого с «Троицей ветхозаветной» над ним, в облаках; был ли образ поясным или ростовым, неизвестно. У иконы было мало прикладов, это заставляет предположить, что она новая. Желтоводская чтимая икона, которая считалась списком с унженского чудотворного образа, привезенного иноком Авраамием из Унженского монастыря, скорее всего была выполнена по заказу инока Авраамия без посещения Унженской обители, иначе бы это было отмечено в его «Духовной» (Духовная изустная память. 1850). Согласно тексту «Духовной», этот образ был в чеканном окладе, с цатами и гривнами, в киоте, на створках которого были написаны житийные клейма. Икона была утрачена еще в древности. Чтимый желтоводский образ, опубликованный в 1901 г. свящ. А. Н. Снежницким, был большого размера - 2 аршина на 1,5 аршина (142,5×106,5 см). В среднике иконы святой был представлен в рост, правой рукой он благословлял, в левой держал свиток. Вокруг средника было 18 клейм со сценами из Жития. На верхнем поле - образ Спасителя. Икона была одета в серебряную позолоченную ризу с прорезями для лика, рук, клейм, выполненную по заказу вязниковского купца Иосифа Синцова ( Снежницкий. 1901. С. 38). Эта икона также не сохранилась. Чудотворная икона прп. Макария в Хергозерской Макариевской пуст. в Каргополье утрачена после Октябрьской революции 1917 г. Анализ текста «Сказания о хергозерском образе» позволяет предположить, что чтимая в Александровом Ошевенском мон-ре икона была перенесена на Хергозеро, а позднее стала одной из наиболее известных местных святынь. Хотя возможны и др. варианты интерпретации этого текста ( Пигин. 2010. С. 136-151). Описание чудотворного образа отсутствует, но благодаря публикации 1910 г. можно частично реконструировать иконографию каргопольской святыни. Ее средник (30,8×26,4 см) с образом М., изображенного в храме «в молении о народе», вынимался из рамы (97,4×71 см), на к-рой было написано 11 клейм Жития. Скорее всего М. был представлен в рост в молении «Троице Ветхозаветной» или Господу Вседержителю в небесном сегменте. Точных списков этого образа не осталось, но сама конструкция - икона М. и рама с Житием - встречается в Каргополье.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

После процессуальной проверки холмогорской полицией материалов областного Министерства культуры Пермиловской грозил условный либо реальный трехлетний срок по 243-й статье Уголовного кодекса РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия). Постановку в театре абсурда прекратили только в областной прокуратуре, отказав в возбуждении уголовного дела и объяснив поступок старожилов заботой об историческом памятнике: «Именно в целях недопущения ее полного разрушения жителями деревни на пожертвования произведен частичный ремонт часовни и обшивка современными материалами (сайдинг, металлочерепица), которые являются легко демонтируемыми в случае принятия органами местного самоуправления решения о реставрации» 2 . Скорбные списки Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Об исчезающих деревянных церквах Русского Севера в последние годы не рассуждал только ленивый. В октябре позапрошлого года эта тема стала одной из основных в докладе заместителя областного прокурора Сергея Акулича «О дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия (далее ОКН. - Прим. ред.)», прозвучавшем на заседании коллегии ведомства. Как констатировал прокурор, из 1849 ОКН состояние лишь 398 можно признать удовлетворительным. Аварийны 409 памятников, в неудовлетворительном состоянии находятся 609, по двадцати информация в областном Министерстве культуры вообще отсутствовала. Утрачены 413 ОКН, причем органы государственной власти и не подумали организовать государственную историко-культурную экспертизу их состояния в целях последующего воссоздания либо исключения из реестра. В скорбном списке, в частности, Никольская и Дмитриевская церкви в деревне Кальи (Виноградовский район), Преображенская церковь и часовня над святым колодцем ансамбля Александро-Ошевенского монастыря (XVIII века, деревня Погост Каргопольского района), Входоиерусалимская церковь (деревня Верховье Онежского района), церковь Рождества Богородицы (деревня Борок Холмогорского района).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010