Строительство храма длилось " два лета " . В конце 18 века всюду уже строились храмы типа " восьмерик на четверике " , а ошевенцы, верные старине, поставили " восьмерик от пошвы " (то есть от основания), хотя этот восьмерик и не всегда угадывается, отчасти скрытый массивными объемами трапезной и алтарного прируба. Алтарная часть обита тесом и имеет форму семигранника. Покрыт алтарь как и трапезная железом, на кровле - 2 маленькие главки, обозначающие наличие двух престолов. Шатер храма крыт тесом. Главка покрыта осиновым лемехом. В основании главки - так называемая " епанча " , своего рода " воротник " из тесин. Ошевенская колокольня представляет собой типичное в своем роде строение: восьмерик на низком четверике, невысокий " звон " и шатровое покрытие. Столбы звона имеют тесовую обшивку, образующую арочные окна. Эта деталь характерна для 19 века, когда деревянной архитектуре пытались придать некие " каменно-классицистические " черты. Внутри храма находится родной четырехярусный иконостас, сохранивший подлинные иконы только в верхнем ряду. Остальные были когда-то вывезены на реставрацию, но в храм обратно так и не вернулись. Гораздо интереснее - восемнадцатигранное " небо " , пребывающее в хорошей сохранности. В центральном кольце изображен Христос Вседержитель, а грани представляют собой полноценные, слегка удлиненные иконы святых на фоне синего неба. Иоанно-Богословский храм закрыли в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны службы в нем возобновились, но в 1960-е годы прекратились уже до конца советской эпохи. Сейчас церковь является действующей, однако службы проводятся только летом (приблизительно после Пасхи и до конца октября), так как зимой здесь, несмотря на две печи, холодно даже в валенках. Вся богослужебная жизнь в зимнее время сосредотачивается в надвратном Никольском храме Ошевенского монастыря. Источник: журнал " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " , автор текста Ксения Толоконникова, изд-во ООО " Де Агостини " , 2013 г. Ошевенск стоит на земле, освящённой молитвенным подвигом одного из главных святых Каргополья - прп. Александра Ошевенского. Река Чурьега делит местность на " монашескую " и мирскую. Архитектурной и смысловой доминантой одного берега выступает ансамбль Александро-Ошевенского монастыря, другого - приходская церковь Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=07398

Прошли торжества, посвященные преподобному Александру Ошевенскому Архангельск, 6 мая 2004 г. В Ошевенске прошли торжества, посвященные 525-летию преставления преподобного Александра Ошевенского, сообщает пресс-служба Архангельской епархии. 3 мая Православная Церковь чтит память преподобного Александра, игумена Ошевенского. В нынешнием году празднование было посвящено 525-летию преставления преподобного Александра. Почтить память известного северного святого в Ошевенск прибыл епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Впервые за много десятилетий епископ Тихон совершил Божественную литургию в сельском храме во имя Иоанна Богослова. По окончании богослужения состоялся торжественный крестный ход к стенам Александро-Ошевенского монастыря. Эта обитель была основана преподобным Александром во второй половине XV века. С хоругвями и иконами под пение пасхальных молитв шли к строениям древнего монастыря жители окрестных деревень, паломники и духовенство во главе с епископом Тихоном. Годы  безбожия превратили монастырские здания в руины, в нем сохранились лишь кирпичная ограда, надвратная церковь и колокольня. В ограде монастыря епископ Тихон и духовенство совершили молебен преподобному Александру Ошевенскому и освятили поклонный крест. Гостей праздника поздравили учащиеся приходской воскресной школы. Преподобный Александр был сыном благочестивого землевладельца Никифора Ошевена и его супруги Фотинии. С юных лет Алексей избрал для себя путь монашества. Приняв постриг в Кирилло-Белоезерском монастыре, Александр отправился в Каргополь и достиг Ошевенской слободы. Здесь, по указанию Пресвятой Богородицы, впоследствии он основал монастырь. Еще при жизни святого Александра им совершались чудеса, прославляя обитель по всей Руси. По преданию, именно он испросил у Господа милости и избавил каргопольский край от змей. У гроба преподобного Александра исцелялись больные. До сегодняшнего дня простой серый камень на краю села Поздышево с отпечатком стопы преподобного хранит память о его молитвенных подвигах. Преподобного Александра можно считать одним из родоначальников монашества на Севере. Его последователями были основаны Антониево-Сийский и Кожеезерский монастыри. 6 мая 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9677.html

Изображение преподобного (Атлас, 6 ) на фоне деревянного монастыря подписано как «Святый преподобный Александр Сви[рский]». Однако, как убедительно доказал М. И. Мильчик, 3 исследовавший икону из ГРМ (ОДРЖ, 646) из собрания Н. П. Лихачева, которая послужила оригиналом для публикуемой нами прориси, изображенную обитель следует атрибутировать как монастырь Александра Ошевенского. Следовательно, и на нашей прориси изображен преподобный Александр Ошевенский, а не Свирский. Эту атрибуцию подтверждают тексты подлинников (Свод, 22), описывающие бороду ошевенского подвижника иной формы, нежели борода у Александра Свирского , и более соответствующей той, которая изображена на прориси. М. И. Мильчик высказывает обоснованное предположение, что икону переписывали и тогда же «вероятно, в процессе поновления... изменили и ее посвящение», которое в свою очередь было механически перенесено на прорись. Угловое изображение Св. Троицы также, по мнению исследователя, появилось одновременно с изменением посвящения иконы. Александро-Свирский монастырь по главному храму носил название Троицкого. Следовательно, на иконе Александра Свирского должна изображаться Святая Троица (об этом см. ниже). Напротив, Александру Ошевенскому соответствовало бы изображение Спаса в облаках. 4 «Удаление позднейших записей, – пишет М. И. Мильчик, – без сомнения, откроет первоначальную запись» 5 , а значит, найдет подтверждение и наша атрибуция прориси. Известным аналогом к нашей прориси является другой памятник второй половины XVII в. – гравюрная доска с изображением Александра Ошевенского на фоне деревянного монастыря. 6 Размер доски (30 х 26 см) – обычный формат моленной иконы – указывает на то, что в основе рисунка гравюры могла быть иконная прорись. Иконография преподобного Александра Свирского представлена целой группой прорисей с икон XVI–XVII вв. (Атлас, 7– 18 ), на которых святой изображен с характерной окладистой бородой (Свод, 24), со свитком в руке. Вверху, как правило, помещалось изображение Святой Троицы в облаках.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Судьба каждого человека, его семьи, его рода всегда связана с историей страны, так или иначе вовлечена в нее. Записанные Мариной Завгородней воспоминания ее бабушки о трагических событиях 1920–1930-х годов – еще одно тому подтверждение: «обычная» жизнь тверской семьи оказалась сопряжена с подвигом мучеников за веру: игумена Феодорита (Григорьева) – духовника Александро-Свирского монастыря, архимандрита Досифея (Нилова) – настоятеля Александро-Ошевенского монастыря до его закрытия большевиками, старца Сергия (Сребрянского) – духовника Марфо-Мариинской обители в Москве… С. Толмачи      Я гощу у бабушки Наталии Ивановны. Мы сидим на кухне и пьем чай. Напротив, почти на уровне глаз, висит Казанская икона Божией Матери. – Этой иконой твою маму игумен Феодорит благословил. Он нам за отца был. Наш отец Петр рано умер. Не выдержал. – Чего не выдержал, бабушка? – Его несколько раз арестовывать приходили. Сотрудники НКВД с семьями между нами потом поселились и сейчас еще живут. Слышишь, радио на всю деревню орет? Это соседка наша Параскева так развлекается. Старуха уже, а всё с биноклем сидит целыми днями на чердаке своего дома. Со столба из динамика, что под окнами нашего дома, на всю мощь доносилась песня: Хмуриться не надо, Лада, Для меня твой смех – награда, Лада! Даже если станешь бабушкой, Все равно ты будешь ладушкой, Для меня ты будешь ладушкой, Лада!.. – Это ее любимая. Целыми днями одну пластинку крутит. Веселится. Дочь свою Ладу в город жить отправила. Бабушка не выдержала пыток динамиком: – Ладно им теперь живется нашими-то трудами. Детей в город отправили жить на наши деньги. Ладно им живется на наших-то слезах. Мужчин наших уничтожили, а нас оставили на них рабами работать. – Кто были наши мужчины? Наши мужчины Иеромонах Досифей. 1915 г. Последний настоятель Александро-Ошевенского монастыря (1915 –1925 гг.) – Семья в Санкт-Петербурге жила. Отец твоего деда еще молодым умер. Их воспитывал родной брат отца. Он был монах, и большого чина. Семинарию и духовную академию закончил в Петербурге. Там он и служил. Его первого в революцию забрали. Потом его родного брата за него расстреляли, а семью в лагеря отправили. Сына Федора после лагерей в 1937 году здесь, в селе Толмачи, расстреляли. Другой сын, Петр, в лагере долго сидел. После войны он собственный дом в Волховстрое построил, там и жил со своей семьей.

http://pravoslavie.ru/104514.html

Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший прп. Антония Сийского (Антоний-Сийский монастырь); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. В первом составленном Житие преподобного упомянуто множество чудес, которые происходили при его жизни. В советское время монастырь был закрыт. Постройки использовались до 70-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). После монастырь остался пустовать и неуклонно разрушался. Ошевенск находится в 45 км от Каргополя и расположен на берегах небольших рек Чурьеги и Халуй. Раньше это была обширная волость Каргопольского уезда (12 деревень, две с половиной тысячи жителей). Сейчас это село с постоянным населением около 600 человек, состоящее из пяти деревень: Погост, Ширяиха, Низ, Гарь и Халуй. Александро-Ошевенский монастырь - один из самых интересных северных монастырей. По странному стечению обстоятельств, возрожден только в самом конце 2008 г. На начало 2009 года - в монастыре старший иеромонах Киприан. Основным же катализатором и вдохновителем для возрождения монастыря стал некий Владимир Петрович, искренне желающий восстановить обитель. На территории монастыря находятся: 1. Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1707 г. - главный храм монастыря. Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью (!) приделами. На текущий момент это руины, которые предстоит как-то восстанавливать (сейчас речь идет о том, чтобы их как-то хотя бы законсервировать). В конце 80-х приехали реставраторы, разобрали на этом храме текущую крышу, но в результате уехали и оставили храм погибать без крыши вообще. По всей видимости, под спудом этого храма покоятся мощи основателя монастыря Александра Ошевенского. Храм удивительный - если будете, обязательно зайдите внутрь. 2. Надвратная церковь Николая Чудотворца 1834 г. Церковь минимально восстановлена. В ней совершаются регулярные богослужения. 3. Каменная ограда с башенками. Часть ограды утрачена (будет восстанавливаться). Очень живописно смотрятся башенки. 4. Колодец, выкопанный самим Александом Ошевенским. Когда-то над колодцем была уникальная как бы часовенка. Но так как она полностью сгнила, то пока поставили современное обрамление. Когда будет возможность, восстановят исторический облик. 5. Монастырский корпус (там сейчас живут монахи) и Игуменский корпус (законсервирован). Также на территории была когда-то деревянная церковь, которую сломали большевики (тоже планируется ее восстановление). Посещение монастыря приветствуются, люди очень приветливые, расскажут историю, поводят по территории если попросить. Также вокруг монастыря есть ряд интересных мест, связанных с именем Александра Ошевенского: два камня-следовика, святой источник, исчезающая река, святое озеро и т.д. 

http://sobory.ru/article/?object=07397

В 1928 году обитель прекратила существование. В 1928 году рака с мощами преподобного Александра Ошевенского в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта. Строения бывшей обители вскоре были превращены в развалины. В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 70-х годов под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). 15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Первым настоятелем современного периода стал иеромонах Феодосий. О. Феодосий успел сделать многое. Очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. он покинул монастырь в связи с болезнью. В настоящее время обитель постепенно возрождается усилиями настоятеля монастыря иеромонаха Киприана. Проведены работы по реконструкции крыши Свято – Никольского надвратного храма, где весной 2009 года был установлен иконостас и совершаются богослужения. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в монастыре возрождается монашеская жизнь,богослужения совершаются ежедневно. Начаты работы по восстановлению построек монастыря. В братском корпусе проведены работы по утеплению и благоустройству келий. Следующий, не менее трудоемкий и затратный этап – реставрация купола колокольни Успенского собора, воссоздание колокольного ряда. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] • Камни-следовики . По преданию, «следы» на камнях были оставлены преподобным Александром. Паломники, ходившие в монастырь, босою ногою становились в эти «следы», веря в скорое избавление от болезней. • Святой источник над которым поставлен небольшой деревянный крест. Отсюда берет начало Александровский ручей, впадающий в озеро того же названия. Святым этот родничок считается потому, что у него останавливался во время своего пути преподобный Александр.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Оше...

Сырья. Кирилло-Сырьинский Успенский монастырь (упраздненный). Успенский Сырьинский монастырь Деревянный монастырь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1450 - 1550. 1601 - Успенская церковь, 1667 - теплая Никольская церковь. Адрес: Архангельская обл., Онежский р-н, с.Сырья Координаты: 63.643187, 39.114125 Проезд:С а/д Онега - Ярнема свернуть направо 3 км не доезжая Б.Бора, + 300 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основатель монастыря - прп. Кирилл (Кириак), постриженик Александро-Ошевенского монастыря, сын священника из соседнего онежского села Чекуево. Годы его жизни точно неизвестны, родился предположительно в конце XV в., умер " в маститой старости " во второй половине XVI в. (по другим данным - в 1402 г.). На Сырьевой Горе Кирилл основал обитель, а в ней поставил церковь Успения (не сохранилась), под стенами которой и был похоронен. В 1883 г. над его могилой возведена часовня, названная в его честь. Из Сырьинской (Сырьегорской) обители вышли иеромонах Нифонт, положивший начало иноческой жизни на Кожеозере, и старец Пахомий Сырьинский, вызванный патриархом Никоном на Кий-остров для строительства Крестного монастыря. Крестный монастырь был заложен в 1657 году, а в 1658 г. Сырьинский монастырь стал его приписной пустынью. В 1667 г. здесь был построен второй (теплый) храм в честь Николая Угодника. В 1764 г. пустынь была упразднена, а храмы приписаны к Верхне-Мудьюгскому приходу. В 1847 г.  Успенскую церковь (в источниках упоминается ее шесть глав и год постройки 1601 - т.е., вероятно, не первая с таким посвящением) перевезли в с. Поле, а обветшавшую Никольскую возобновили в 1866-67 гг. В трапезной в 1875 г. был устроен придел в честь вмц. Екатерины. Церковь сохранилась до наших дней. Алексей Реутский, e-vestnik.ru Кирилло-Сырьинский Успенский монастырь, где под спудом хранятся мощи святого Кирилла, восстановят в селе Сырья Онежского района Архангельской области. Как сообщил благочинный Онежского округа протоиерей Александр Коптев, которого цитирует пресс-служба Архангельской епархии, в настоящее время идет работа по оформлению земельного участка. Он также рассказал, что обитель в средневековье основал преподобный Кирилл, постриженик Александро-Ошевенского монастыря и сын священника из соседнего онежского села Чекуево. В 1883 году над могилой святого возвели часовню, названную в его честь. В 1764 году обитель упразднили, а храмы приписали к Верхне-Мудьюгскому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=19592

98 . Паисий Галичский, игумен Успенского Овиновского, названного потом по его имени Паисиевым, монастыря, который находится близ города Галича, Костромской губернии, скончавшийся, по не совсем надежному свидетельству сказания о нем, 23-го Мая 1463-го года, а вообще живший в середине второй половины XV века. О начале местного ему празднования ничего не может быть сказано 313 . 99 . Евфимий Сянжемский, основатель упраздненного Спасского Евфимиева (по его имени) монастыря, который находился в Кадниковском уезде Вологодской губернии, в 120-ти верстах к северу от Вологды, на реке Сянжеме, скончавшийся около 1470-го года. О начале местного празднования (11-го Апреля) ничего не может быть сказано. 100 .  Кирилл Вельский или Важеский, живший перед покорением Новгорода Москвой, т. е. перед 1478-м годом, тиун одного из Новгородских наместников, для спасения от гнева своего господина, который хотел его убить, бросившийся в реку Вагу в теперешнем городе Вельске Вологодской губернии, – местность принадлежала тогда Новгороду, – и утонувший в реке, а по извлечении из воды погребенный при теперешней кладбищенской церкви города Вельска. Когда-то до половины XVI-ro века было установлено ему или само собой установлялось празднование, но после того как около половины прошлого века в случившийся пожар церкви мощи его сгорели вместе с последнею и после того как в 1780-м году Вельский посад обращен был в город Вельск, празднование, как кажется – по сознанию его нелегальности, т. е. произвольности, было прекращено Вельским духовенством 314 . Мощи преп. Александра Ошевенского, обретенные при копании рвов для фундамента новой церкви, в настоящее время под спудом (Ист. Uep. V, 424 , Филарета Русские святые под 20-м Апреля). 101 .  Александр Ошевенский, основатель Александро-Ошевенского монастыря, который находится в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, скончавшийся 20-го Апреля 1479-го года. Тропарь и кондак ему написаны автором его жития иеромонахом его монастыря Феодосием в 1566-м году 315 . А служба ему написана и вместе с этим, как весьма вероятно думать, установлено и местное ему празднование, по благословению митр. Антония, следовательно – между 1577– 1580-м годами 316 . В первой половине XVII века было празднуемо ему в Московском Успенском соборе 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

11 , после чего юношеские работы А.Кононова были вновь переизданы отдельной книжкой 12 . В студенческие годы А.Кононов публикует и еще два солидных агиологических очерка о северных святых Александре Ошевенском и Антонии Сийском 13 . Годом позже его очерк об Александре Ошевенском, признанный полезным для духовного просвещения, переиздается в Петрозаводске 14 . Интересно, что по запросу С.-Петербургской Духовной Академии в столицу были переданы несколько рукописных сборников с житиями Соловецких святых из библиотеки Соловецкого монастыря, находившейся в то время в Казани, специально для изучения их студентом Александром Кононовым. В 1896 г. Академию заканчивает уже вполне сложившийся и весьма известный церковный ученый (полученная при этом степень кандидата богословия лишь подтверждала широкое признание значимости научных работ нашего героя), проповедник, писатель. Стремление студента Александра Кононова посвятить себя церковному служению и церковной науке выразилось и в его желании принять монашество еще в стенах Академии. 10 февраля 1896 г. в домовой академической церкви А.Кононов был пострижен с наречением иноческим именем Никодим, в честь Никодима Кожеозерского, вблизи от пустыни которого он вырос. Обряд пострижения совершали ректор Академии епископ Иоанн, ректор семинарии архимандрит Павел, старший цензор архимандрит Василий в присутствии епископа Гдовского Назария, товарища обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблера и нескольких иеромонахов Академии и Александро-Невской лавры 15 . В том же году Никодим рукоположен в иеромонаха и был оставлен для продолжения службы в должности смотрителя Александро-Невского духовного училища в С.-Петербурге. К сожалению дальнейшая судьба о.Никодима прослежена нами далеко не полностью. Многочисленные места его службы находились вне пределов его родины – Архангельского Севера, а потому не всегда возможно детально проследить перипетии его биографии. Однако творческий путь Никодима как ученого и просветителя прослеживается легко, ибо отмечен постоянно издаваемыми трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Предметом исследования в докладе Т. Ф. Волковой (Сыктывкар) стал корпус севернорусских житий в печорских рукописных сборниках, хранящихся в рукописных собраниях Санкт-Петербурга и Сыктывкара. Отдельно докладчицей был выделен печорский список Жития прп. Диодора Юрьегорского (Верхнепечорское собрание ИРЛИ, 2), в котором несколько листов в начале переписано рукой усть-цилемского книжника XIX в. И. С. Мяндина. В докладах А. В. Пигина (Петрозаводск) и Е. С. Кутуковой (Москва) проанализированы различные источники, связанные с именем прп. Александра Ошевенского — духовного покровителя Юрьегорского монастыря. А. В. Пигин представил поздние редакции Жития прп. Александра, составленные в 1820–1830-х гг. архимандритом Тихвинского монастыря Иларионом (Кирилловым), архимандритом Александро-Свирского монастыря Варсонофием (Моревым) и архиепископом Олонецким Игнатием (Семеновым). Новые редакции Жития были созданы с целью их публикации для общерусского прославления прп. Александра, о чем в Святейший Синод подавались соответствующие ходатайства, не получившие положительного решения. Докладчик установил источники этих редакций и проанализировал характер переработки исходных текстов. Е. С. Кутукова затронула вопрос о духовных связях прп. Александра Ошевенского с его предшественниками (преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский) и учениками-последователями (преподобные Пахомий Кенский, Диодор Юрьегорский, Кирилл Сырьинский и др.). В выступлениях участников конференции были представлены также темы церковно-монастырской истории Русского Севера, церковной архитектуры и иконографии, а также сакрального монастырского ландшафта. В. И. Иванов (Краснодар) проанализировал писцовую книгу Обонежской пятины 1563 г. как источник сведений о заонежских монастырях в XVI в. М. М. Шахнович(Петрозаводск) рассказал о результатах археологического обследования православных храмов Русской Лапландии, которое осуществляется с 2009 г. при поддержке Мурманской и Мончегорской епархии. Раскопки на месте Борисоглебской церкви на реке Паз, церкви Рождества Христова Печенгского монастыря и Свято-Никольской церкви в селе Варзуга позволили получить новую информацию об их строительной истории и устройстве, о православной похоронной традиции XIV–XV вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261420/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010