Вазенцы. Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Воскресения Христова. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1786 и 1853. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Онежский район, Чекуевское МО, село Вазенцы Координаты: 63.500662, 39.041435 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Километрах в двадцати пяти — тридцати ниже [Турчасова] по Онеге находится церковный комплекс Вазенцского погоста, который по композиции и формам в значительной мере сходен с турчасовским ансамблем. Расположенный в центре деревни, погост включал три постройки: две церкви — кубоватую и шатровую и отдельно стоящую колокольню. Центральное место в ансамбле занимает колокольня, стоящая очень близко к реке, на низких ровных берегах которой расстилаются заливные луга. С одной стороны это сооружение выполняло роль дозорной башни, с другой создавало вертикальный акцент, нарушая монотонность окружающего пейзажа. Колокольня была построена приблизительно в 1860-1865 гг., но по своему типу она восходит к XVIII в., целиком повторяя Турчасовскую. И. Бартенев, Б. Федоров. http://kenozerjelive.ru/arhonega-vazentsy.html Вазенский приход. РФ: Онежский р., Архангельская обл. РИ: Онежский у., Архангельская губ. Приход состоял из 7 деревень, из которых 5 находились вблизи приходских храмов на правом берегу Онеги и 2 за рекой Онегой. До 1681 г. селения с жителями и землями принадлежали Александро-Ошевенскому и другим монастырям, причем имея только часовню в честь прор. Илии, обращались при всех религиозных нуждах к священникам соседних Чекуевского, Пияльского и других приходов. Жители обратились с просьбой к игуменам Ошевенского монастыря Иоанне и затем Евфимию об уступке для строительства собственного храма той самой земли, где потом и стояли приходские церкви. Они получили от игумена Евфимия грамоту от 7189 (1681) г. об уступке просимой земли. В том же году Ильинская часовня была переделана в Ильинскую же церковь, чем и было положено начало Вазенскому приходу. В 1715 г. был устроен придел в честь св. Александра Ошевенского. Спустя 100 с небольшим лет она была заменена на новую, освященную в 1786 г. во имя тех же угодников Божиих, по благословению Преосвящ. Вениамина. В 1684 г. был построен Воскресенский храм, который сгорел в 1853 г. В том же году построили новую Воскресенскую церковь с приделом в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость.

http://sobory.ru/article/?object=61134

1 Шляпкин П. А. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского. Пг„ 1915. С. 16. Автор указывает, что на миниатюрах лицевых рукописей XVI–XVII вв. князь изображался в виде воина верхом на коне, тогда как на иконах того же периода Александра Невского писали в схиме. Старообрядческие рукописи и иконы сохраняют схимнический вариант изображения князя. 3 Милъчик М. И. Северный деревян­ный монастырь на иконах XVII–XIX вв.//ПК НО: Ежегодник 1978. Л., 1979. С. 333–346. Вид Александро-Ошевенского монастыря встречается на иконах второй половины XVII в. См.: Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского севера: Страницы истории. Л., 1981. Рис. 53,54. 4 Мильчик М. И. Северный деревян­ный монастырь на иконах... С. 344, при- меч. 25. В иконописных подлинниках ука­зывалось: «...кверху Спас во облаце...» (Свод, 22). Изображение Спаса в об­лаках на иконе XVII в. Александра Ошевенского с монастырем см. в кн.: Препо­добный Сергий Радонежский/Сост. Н. Чугреева. М„ 1992. С. 207. Ил. 114. 7 Репродукцию с поясной иконы Александра Свирского XVI в. из собрания ГРМ, ДРЖ 1791 см. в кн.: St. Alexander, Karelian Miracle-worker. Exhibition catalogue. Helsinki, 1996. P. 21. Kat. 1. В этом же издании воспроизведены прориси с икон XVIII–XIX вв. из собрания ГРМ, изображающие Александра Свирского . См.: Там же. Р. 4. Kat. 15. (ПМ-4265), Р. 8, Kat. 13. (ПМ-4261), Р. И. Kat. 14. (ПМ-4266). 8 См. воспроизведение иконы в кн.: Kobrzeniecka-Sikorska Cr. Ikony staroobrzedowcdw w zbiorach muzeum Warmii Mazur. Olsztyn, 1993. Kat. 63. Эта же композиция с некоторыми отличиями в де­талях воспроизведена на иконе XIX в. из музея Синебрихова в Хельсинки и в рукописном лицевом Житии Александра Свирского 1715 г. из собрания ГРМ. См.: St. Alexander, Karelian Miracle-worker. P. 29. Kat. 39, P. 6. Kat. 12. 12 Сведения об изображениях Анны Кашинской, об отмене канонизации ее и последующем восстановлении празднования см.: Голубинский, 1903. С. 159–169, 558. 13 Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография Антониево-Дымского монастыря//Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902–1981). Архангельск, 1992. С. 137–154. В статье указаны две иконы с изображением Антониева Дымского монастыря из собрания ГРМ: 1) ок. 1842 г. – ДРЖ, Б-662; 2) XIX в. (середина)–ДРЖ, Б-28. Благодарю М. И. Мильчика за консультацию по данному вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Житие прп. Александра погибло во время пожара. Но так как был жив еще брат его Леонтий и некоторые старики, помнившие его, то братия поручила одному иеромонаху по их рассказам восстановить его. Но когда он его писал, прп. Александр явился ему во сне, упрекнул его за то, что он берется за дело, которое превышает его разум, и ударил его хворостиной. Старец проснулся в лихорадке. Но через несколько дней преподобный опять ему явился, милостиво на него взглянул и исцелил его. Тогда братия поручила иеромонаху Феодосию написать вторично житие его. Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел прп. Пахомий Кенский (память его в субботу по Богоявлении), воспитавший прп. Антония Сийского (память его 7 дек.); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие свои давно уже не существующие обители. С прп. Александром в нравственной связи находилась обитель св. Дамиана (в схиме Диодора) Юрьегорского (память его 27 нояб.). Когда в этой обители был голод, прп. Дамиану предстал светлый муж и сказал: «Не скорби, Дамиане, и укрепляй братию. В последнее время прославится имя Божие. А ныне вели ловить рыбу, тем пропитает вас Бог». Себя же он назвал: «Постриженник Кириллова монастыря, игумен Ошевенского. Имя же мое Александр». Улов рыбы был чудесный. До конца своего существования (1764) Юрьегорская обитель чтила своего небесного помощника. И до конца существования Ошевенского монастыря не оскудевали благодатные исцеления от святых мощей его первоначальника. • Прп. Александр, в миру Алексий, родился 17 марта 1427 г. в селении около Вещозера (в пределах совр. Липноборского р-на Вологодской обл.), во времена правления Василия II Темного. • Основанный им Александро-Ошевенский монастырь находится в 44 верстах от Каргополя, на р Чурьяге Во времена преподобного это была земля Новгородская, ныне — Каргополъский р-н Архангельской обл. Жизнь и подвижнические труды преподобного связаны с совр. Архангельской и Вологодской епархиями.

http://sedmitza.ru/lib/text/437096/

В настоящее время «Сказание» известно нам в одном списке: БАН, 12.8.7, отдельная рукопись форматом в ¼ долю листа, на 53 листах, полуустав одной руки, конец XVIII в. (водяные знаки: литеры «СМГП» и белые даты «1786» и «1790») 344 , владельческих и иных записей нет. Список, таким образом, примерно на полвека старше того, который был издан К.А. Докучаевым-Басковым 345 . Существенных разночтений между списками нет. В ряде случаев «докучаевский» список передаёт текст точнее (в списке из БАН иногда пропущены отдельные слова или части предложения), но зато новый список, в отличие от изданного, не имеет механических повреждений. Теперь мы имеем возможность прочитать «Сказание» в полном объёме. Опубликовав «Сказание», К.А. Докучаев-Басков не высказал, однако, никаких предположений о времени создания этого памятника, и о его авторе. В «Сказании» датировано только одно событие («Чудо 1») – явление Александра Ошевенского священнику Герасиму (25 сентября 1632 г.). Остальные чудеса не имеют дат, однако упоминание в них лиц, известных по другим источникам, позволяет утверждать, что все описанные в «Сказании» события произошли в 1630−1660 гг. В 4-м чуде упоминается игумен Александро-Ошевенского монастыря, Иосиф (1640−1646, 1657−1664) 346 , в 24-м чуде, каргополец Борис Васильев Сорокин (известен по документам 1650 гг.) 347 , в 26-м чуде – каргопольский воевода Григорий Аничков (1654−1656) 348 , в 27-м чуде – каргопольский воевода Евстафий Зыбин (16591661) 349 . В 38-м чуде рассказывается об одном из солдат, принимавших участие в сражениях князя Ивана Хованского с литовцами, и едва вышедших из окружения (бои велись в 1650−1660 гг. В 1661 г. Хованский был разбит литовскими войсками под началом Жеромского) 350 . Серьёзных оснований отодвигать дату написания «Сказания» слишком далеко от 1660 гг. нет. Итак, «Сказание» было создано, скорее всего, в 1660−1670 гг. Вероятным автором «Сказания» является, по нашему мнению, священник Покровской церкви в с. Лядины (между Хергозерским монастырем и Каргополем) Иоанн (2-я пол.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Архимандрит Досифей  (в миру Нилов Димитрий Нилович; 15 октября 1872 – 11 июля 1939) – настоятель Александро-Ошевенского монастыря. Родился в д. Лисицино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье крестьянина. 5 января 1899 г. поступил в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. 3 августа 1900 г. командирован на петербургское подворье обители на послушание. В монашество пострижен 17 июня 1902 г. Рукоположен в иеродиакона 6 августа 1902 г., в иеромонаха – 26 мая 1903 г. 26 ноября 1913 г. назначен управляющим Санкт-Петербургским подворьем Александро-Свирского монастыря. Благочинный, духовник подворья этой обители. 31 июля 1915 г. назначен управляющим Александро-Ошевенским монастырем. С 1915 г. и до закрытия монастыря большевиками – настоятель этой обители. После закрытия монастыря проживал в г. Каргополе. В 1926 г. был арестован и приговорен к 6 месяцам тюрьмы. В 1930 году осужден вторично и выслан на 10 лет. После досрочного освобождения в 1933 г. проживал в д. Погост Приозёрного района Архангельской области. Каждый раз после ареста архимандрит Досифей восстанавливал духовную жизнь монастыря в миру, служил панихиды, исповедовал. 21 сентября 1937 года арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». 11 октября 1937 г. приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Умер 11 июля 1939 г. Погребен на кладбище Шудогского совхоза Локчимлага НКВД, могила 364.   Архимандрит Сергий  (в миру Сребрянский Митрофан Васильевич; 1 августа 1870 – 6 апреля 1948) – преподобноисповедник. Сын священника. В 1892 г. окончил в Воронежскую духовную семинарию, в 1893 г. женился на дочери священника села Владычня Тверской епархии Ольге Владимировне Исполатовской. С 1893 г. – диакон Стефановской церкви Острогожского уезда Воронежской губ., с 1896 г. – священник 47-го драгунского Татарского полка, с 1897 г. – настоятель Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была великая княгиня Елисавета Феодоровна. В 1904–1905 гг. вместе с полком – на русско-японской войне.

http://pravoslavie.ru/104514.html

«Мы из калининской тюрьмы, мучеников за Христа привезли. Принимай, отец…» «Отец, не бойся. Господь посреди нас!» – «Откуда вы?» – «С того берега, на лодке сюда переправились. Мы из калининской тюрьмы, мучеников за Христа привезли. Принимай, отец. Их недавно, в первом часу ночи, расстреляли. Они все священники Новокарельского района . Среди них большой чин, игумен. Приказ нам их на дачу везти, известью засыпать, чтобы и мощей от них не осталось. Добивались от них, чтобы оговорили владыку Фаддея Тверского и себя». Священник задумался ненадолго, куда их похоронить. «В могилы тела прикопать нельзя. Увидят, что много их. Да и подмораживает. Несите в церковь, под полом алтаря прикопаем». Уже светало. Прощались со священником. Священник благословлял и долго еще крестил их вслед. Рейтинг: 10 Голосов: 862 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Игумен Феодорит  (в миру Григорьев Феодот Григорьевич; 11 мая 1868 – 13 ноября 1937) – духовник Александро-Свирского монастыря. Уроженец деревни Задниково Тверской губернии. Прежде чем избрать монашеское поприще, служил в армии унтер-офицером. В 1896 г. поступил в Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь. В 1898 г. переведен на петербургское подворье обители, где исполнял послушание свечника. В монашество пострижен 17 января 1899 г. Иеродиакон с 5 августа 1899 г., иеромонах с 6 августа 1899 г. В марте 1909 г. назначен управляющим Александро-Ошевенского монастыря. С июня 1909 г. – благочинный Кирилло-Челмогорской пустыни. В 1915 г. возвращен в число братии Александро-Свирского монастыря духовником обители. В 1930-е гг. вернулся на родину, жил в селе Толмачи Новокарельского (ныне Лихославльского) р-на Калининской обл. Служил священником Богоявленской церкви этого села. В 1936 г. по подозрению в шпионаже был под следствием и привлекался к уголовной ответственности по ст. 125 УК за сбор сведений о наличии верующих в районе. 11 сентября 1937 г. арестован вторично. 11 ноября тройкой при НКВД по Калининской обл. осужден по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР и приговорен к расстрелу.

http://pravoslavie.ru/104514.html

Часовня была выстроена в стиле храмов русского Севера, по схеме “восьмерик на четверике”. 27 июля 1907 г. она была освящена. В 1909 г. часовня была расширена и стала своим видом походить на небольшой храм. Повторное освящение состоялось 20 июля 1909 году. У окрестных жителей часовня пользовалась большой любовью. Монахи покинули подворье в 1919 г. С декабря 1927 г. до своего закрытия в январе 1931 г.  часовня принадлежала иосифлянам. В 1930-е гг. ее здание использовалось под кладовую общежития сахарного склада и молочной фермы. До нашего времени оно не сохранилось, дата сноса часовни не установлена. В Александро-Ошевенской обители в 1922 г. остались только последний настоятель о. Досифей и монах Димитрий. В том же году по инициативе коммуниста М.Попова в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного советов была вскрыта рака святого. Кощунники продемонстрировали народу пустую раку, чем якобы «обличили попов» в обмане. С этого момента монастырь считался закрытым. Постепенно он был превращён в развалины. В конце 1960-х гг. был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 1970-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). 15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Первым настоятелем современного периода стал иеромонах Феодосий. О. Феодосий успел сделать многое. Очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. он покинул монастырь в связи с болезнью. В монастыре стала возрождаться монашеская жизнь, усилиями настоятеля монастыря иеромонаха Киприана. Проведены работы по реконструкции крыши Свято-Никольского надвратного храма, где весной 2009 г. был установлен иконостас и ведутся службы. В братском корпусе были утеплены и благоустроены две келии. Отремонтирована колокольня Успенского собора, приобретены колокола.

http://sobory.ru/article/?object=07397

• Свято озеро • Исчезающая река Халуй уходит под землю на одном конце деревни Халуй, а выходит – на другом, километрах в полутора от места ухода. Перед тем, как уйти, река разделяется на два рукава. Вода левого входит в тупик с обрывистым берегом и исчезает в этой воронке. Там наверху стоит крест, обвешанный приношениями. Правый рукав иного характера: вода в нем течет, течет и вдруг – все, только пена. Престольные праздники [ править править код ] Надвратная церковь: Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Александро-Ошевенский мужской монастырь Александро-Ошевенский мужской монастырь Александро-Ошевенский мужской монастырь Как добраться [ править править код ] Адрес : Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенское, д. Погост. До г. Каргополь можно добраться поездом или автобусом. Из Архангельска до Каргополя ходит автобус отправление раз в сутки, в 7.00 (время в пути 12 часов). Ближайшая железнодорожная станция Няндома (г.Няндома). Расстояние от Каргополя до Няндомы по автодороге - 80 км. Из Няндомы ходит автобус до Каргополя 976), движение по расписанию несколько раз в сутки (время в пути 1,5 часа). Далее автобусом 304 от Каргополя до Ошевенска (40 км). Паломнику [ править править код ] Александро-Ошевенский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием. Монастырь обеспечивает проживание только тем, кто трудится в обители. Условия проживания скромные. Необходимо трудиться вместе со всеми насельниками монастыря на послушаниях и подчиняться внутреннему распорядку обители. Работы в обители много, есть работы достаточно тяжелые, но каждому найдется работа по его силе. Обязательно посещение Богослужений. Желающим приехать потрудиться на благо монастыря необходимо предварительно получить благословение о. Киприана, наместника монастыря и согласовать время и продолжительность пребывания.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Оше...

86 . Тарасий Глушицкий, подвижник Дионисиева Глушицкого монастыря (в домакарьевских святых 65), скончавшийся в 1440-м году. О начале местного празднования в Глушицком монастыре (12-го Октября) ничего не может быть сказано. 87 . Иаков Железноборовский, основатель Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, который находится в Буйском уезде Костромской губернии, скончавшийся 11-го Апреля 1442-го года. О начале местного празднования ему может быть сказано только то, что служба ему написана в первой половине XVII века игуменом основанного им Железноборовского монастыря Иосифом. 1480 —225— 88 . Арсений Коневский, основатель Рождественского монастыря на острове Ладожского озера Коневце, скончавшийся 12-го Июня 1444-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 89 . Амфилохий Глушицкий, второй игумен в Дионисиевом Глушицком монастыре после самого преп. Дионисия, скончавшийся 12-го Октября 1452-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 90 . Князь Андрей, в монашестве Иоасаф (из князей Заозерских, отрасли князей Ярославских), подвизавшийся в Спасо-Каменском монастыре на Кубенском озере, скончавшийся 10-го Сентября 1453-го года. По известиям о весьма ранних чудотворениях от мощей князя нужно думать, что и местное празднование ему было установлено более или менее вскоре после его кончины. Служба ему известна по рукописям XVI века. 1481 91 . Александр Ошевенский, основатель Александро-Ошевенского монастыря, который находится в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, скончавшийся 20-го Апреля 1479-го года. Тропарь и кондак ему написан автором его жития иеромонахом его монастыря Феодосием в 1566-м году. 1482 А служба ему написана и вместе с этим, как весьма вероятно думать, установлено и местное ему празднование, по благословению митр. Антония, следовательно – между 1577–1580-м годами. 1483 В первой половине XVII века было празднуемо ему в Московском Успенском соборе. 1484 —226— 92 . Макарий Глушицкий, третий игумен Диониснева Глушицкого монастыря, скончавшийся около 1478-го года. О начале местного празднования (12-го Октября) ничего не может быть сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В отделе рукописей Библиотеки РАН журналистам показали материалы библиотеки Александро-Свирского монастыря, которая насчитывает 113 рукописей. Собрание включает богослужебные, богословские книги, переводы с греческого языка, сочинения по мировой истории с дополнениями о Московском царстве. Особый интерес представляют рукописные сборники с житиями русских святых - основателей монастырей: преподобных Александра Свирского, Александра Ошевенского, Кирилла Новоезерского, а также жития святителей - епископа Новгородского Никиты, патриарха Никона. Сохранились описания монастыря, составленные " книжными " монахами. Заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН Мария Корогодина подчеркнула, что оцифровка рукописей не только имеет большое значение для реконструкции библиотеки Александро-Свирского монастыря, но и делает архивные документы доступными для исследователей посредством удаленной работы. В фонде библиотеки хранятся тексты с момента создания обители, а также рукописи XII-XIII веков, которые не были написаны в монастыре, но хранились там. Для хранения рукописей важно следить за температурно-влажностным режимом, поэтому изготавливаются микроклиматические контейнеры, которые располагаются в книжных шкафах. Это коробки из бескислотного картона. Журналистам показали процесс оцифровки рукописей, включающий несколько этапов: сканирование, контроль качества, постобработка в графическом редакторе, повторный контроль качества и внесение оцифрованного документа в фонд библиотеки. О двух важных рукописях, находившихся в данный момент в процессе сканирования, рассказала старший научный сотрудник рукописного отдела РАН Вера Подковырова. Это ирмологион - нотная рукопись конца XVIII века, которая использовалась во время богослужения, и литийный Синодик, в котором записаны имена патриархов, епископов, великих князей и монашеских родов для поминовения в обители. Аналогов рукописям библиотеки Александро-Свирского монастыря нет ни в одном хранилище. ИА " Вода живая " ,

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010