В отделе рукописей Библиотеки РАН журналистам показали материалы библиотеки Александро-Свирского монастыря, которая насчитывает 113 рукописей. Собрание включает богослужебные, богословские книги, переводы с греческого языка, сочинения по мировой истории с дополнениями о Московском царстве. Особый интерес представляют рукописные сборники с житиями русских святых — основателей монастырей: преподобных Александра Свирского, Александра Ошевенского, Кирилла Новоезерского, а также жизнеописаниями святителей — епископа Новгородского Никиты, Патриарха Никона. Сохранились описания монастыря, составленные «книжными» монахами. Заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН Мария Корогодина подчеркнула, что оцифровка рукописей не только имеет большое значение для реконструкции библиотеки Александро-Свирского монастыря, но и делает архивные документы доступными для удаленной работы исследователей. В фонде библиотеки хранятся тексты с момента создания обители, а также рукописи XII-XIII веков, которые не были написаны в монастыре, но хранились там. Для хранения рукописей важно следить за температурно-влажностным режимом, поэтому изготавливаются микроклиматические контейнеры, которые располагаются в книжных шкафах. Это боксы из бескислотного картона. Журналистам показали процесс оцифровки рукописей, включающий несколько этапов: сканирование, контроль качества, постобработка в графическом редакторе, повторный контроль качества и внесение оцифрованного документа в фонд библиотеки. О двух важных рукописях, находившихся в данный момент в процессе сканирования, рассказала старший научный сотрудник рукописного отдела РАН Вера Подковырова. Это ирмологион — нотная рукопись конца XVIII века, которая использовалась во время богослужения, и литийный Синодик, в котором записаны имена патриархов, епископов, великих князей и монашеских родов для поминовения в обители. Аналогов рукописям библиотеки Александро-Свирского монастыря нет ни в одном хранилище. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/md/db/text/4945507...

закрыт. В таком состоянии он находился сто слишком лет; в 1903 году он снова восстановлен, по указу Св. Синода, в виде женского. Храмов пять. Главный соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, весьма древней постройки (конца XV в.); в иконостасе много старинных образов в серебряных басменных окладах; стены расписаны старинными Фресками. Другие храмы: во имя Благовещения, во имя прп. Мартиниана, во имя Богоявления Господня и во имя прп. Ферапонта. В храме прп. Мартиниана почивают под спудом его мощи. Здесь же возвышается надгробие над могилой его ученика Иоасафа, архиепископа Ростовского, в мире князя Оболенского. В ризнице хранится полотняная риза прп. Мартиниана, а также древняя плащаница с греческими надписями. Олонецкая губерния Обителей мужских 11, женских 3. Мужские обители Александро-Ошевенский монастырь в Каргопольском уезде. Обитель Св. Александра Ошевенского, основанная им в 1453 году, находится в 42 в. от города Каргополя, при Ошевенском погосте, на берегу реки Чурьяги. Монастырь беден средствами и малолюден. Храм один, в честь Успения, с приделом внизу в честь Сретения. В обители под спудом покоятся мощи прп. Александра в раке. Имеется гостиница и странноприимный дом. Александро-Свирский монастырь в Олонецком уезде. Обитель Св. Александра Свирского находится в 34 верстах от города Олонца; вблизи реки Свири. Местность сухая, возвышенная, окруженная сосновым бором, необыкновенно здоровая; – так что, по мнению здешних старожилов, здесь живут самые долговечные люди. Обитель основана в 1506 году прп. Александром Свирским , иноком Валаамского монастыря. По особому повелению свыше, он оставил Валаам, удалился в Свирские леса, долго подвизался здесь в уединении и безмолвии, пока вокруг него не образовалась монашеская община. Слава великих подвигов св. Александра озаряла и основанную им обитель, которая и при жизни Александра, и после его кончины находилась в самом цветущем состоянии. Великие князья, цари московские и бояре много жертвовали на благоустроенные обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тот же ряд еретичествующих крестьян, что перечислены архиепископом Геннадием в Новгородчине, продолжается подобными же или сходными выступлениями отдельных крестьян в Поволжье (Никифор), на Вологодчине (Стефан) — все в конце XV в. Сюда же относится и развернутое повествование о нападении крестьян на Александро–Ошевенский монастырь (Олонецкий край), в котором не обошлось и без еретичествующих мотивов. Приведем его по житийной повести об Александре Ошевенском (1567 г.). События описаны с необыкновенной живостью, точностью деталей и непосредственным чувством. Это позволяет предполагать, что в распоряжении автора имелись документальные материалы, непосредственно относящиеся к происшедшему. Их участниками (дело происходило в 70 — начале 80–х гг. XV в.) были согласно Житию некии «раскольницы и крамольницы» из числа низшего белого и черного духовенства. Они захватили богатства, принадлежавшие монастырю, а местные крестьяне забрали монастырские угодья. Автор Жития Александра Ошевенского не характеризует ни взглядов «раскольников и крамольников», ни взглядов действовавших заодно с ними крестьян. Но одно известие заслуживает внимания как важное, хотя и косвенное, указание на умонастроения крестьян, напавших на монастырь. Указание это сближает умонастроения крестьян с умонастроениями Никифора и Стефана. Житие упоминает о невинном, казалось бы, требовании, заявленном крестьянами монастырским властям: «Мы же себе начнем добывати священника белого по своему изволению, яко же есть обычай мирьским человеком» . Это имеет отношение к приведенным выше словам новгородского архиепископа Геннадия: «та прелесть здесе распростерлася не токмо в градех, но и по селам. А все то от попов, которыа еретики ставили в попы». Что значит «еретики ставили в попы»? Следование как раз тому, что крестьяне, захватившие земли Александро–Ошевен- ского монастыря, назвали: «яко же есть обычай мирьским человеком». Издавна и стихийно сложившаяся практика подавления мирянами мирян же в дьяконы и священники явочным порядком, минуя церковные инстанции и поставленческие процедуры, столкнулась с одной из важнейших прерогатив церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

«Монастырь полностью разрушен, − рассказал отец Александр, − мы построили часовню на месте, где предположительно хранятся мощи святого. Сохранилась рака с иконой святого Кирилла Сырьинского, сейчас находится в этой часовне. Один из первых северных святых, он был очень почитаем на Руси, к нему с молитвой обращались женщины, которые не могли родить». 13.09.2013, http://eparhia.prichod.ru/opyt-prihodov/7834/ Село Сырья. Окруженное с востока и севера огромным болотом под названием Лейхомох, с юга речкой Кодина, а на западе озером Унозером, расположилось на Сырьей горе. Специалисты, а вместе с ними и местные краеведы говорят, что название " сырья " связывается с " сырым местом " или " сырой горой " . Вот на этой Сырьей горе и образовался Сырьинский,или Сыльинский-Успенский монастырь. Основателем монастыря считается инок Кирилл, пришедший из Александро-Ошевенской обители. И было это в далеком 16-ом веке. А точных данных не сохранилось. Известно, что в это же время из Успенского монастыря вышел и удалился на озеро Кожу, где построил часовенку, будущий преподобный Нифонт Кожеезерский, основатель Кожеозерской обители. Известно о самой старой постройке - Успенской деревянной церкви, упомянутой в 1601 году. Известно также, что в дальнейшем под стенами этой самой церкви и был похоронен Кирилл Сырьинский. Во второй половине 17-го века была построена и вторая, тёплая церковь Николая Чудотворца. Сведения о служебных и хозяйственных постройках отсутствуют. Интересна судьба Успенской церкви. В 1847 г. Успенскую церковь, не раз поновленную за свою немалую историю, разбирают и перевозят в деревню Есенская, как она называлась до 17-го года прошлого века. Как раз там сгорели две деревянные церкви старой постройки. Её собирают и освящают как Богоявленскую церковь. Но Успенской (Богоявленской) церкви была уготована та же участь – в 1851 году, на пятый год перемещения, она также сгорает. До 1764 года никаких известий о бурной жизни монастыря не поступало. И в это же год обитель попадает под упразднение, а церкви приписываются к Верхне-Мудьюгскому приходу как приходские.

http://sobory.ru/article/?object=19592

309 «Истор. гос. российск.», Карамзина. – «Каргополь», исторический очерк Белозерского, в памятной книжке Олонецкой губернии на 1858 г.» 310 «Олонецк. губ ведомости», 1867 г. ст. «Преподобные Обонежские пустынножители: «2. Преп. Кирилл Челмогорский». 314 См. наше описание «Елгомская Богоявленская пуст.», в «Христианском Чт.», 1886 г. стр. 848. 326 См. в житии – чудесах преп. Кирилла «О втором явлении ерею изографу Иоанну» где говорится: Бысть… в лето, 7163 (1655)… видев себе… во обители святаго Богоявления… Егда же прииде до церкви святыя великомученицы Екатерины, яже устроена над враты " … 329 Год получения строителем Варлаамом грамоты царя Михаила означен не одинаково: в упоминаемой описи Александро-Ошевенского монастыря (без означения года) и у Е. Барсова («Олонец. губ. вед.», 1867 г., значится 7153 (1645): в сохранившихся же до нас списке грамоты царя Феодора (1682 г.), впрочем, весьма неисправном, – значится 7150 (1642), посему мы здесь в надписании и означили оба года. 336 См. «Чудеса по преставлении преподобн. о. нашего Кирилла», «о 2-м явлении иерею изографу Иоанну» (в житии его). 340 В синодике Челменской пустыни записан «род строителя иеродиакона Филофея: Прокопия, Евдокии, мона(ха) Ионы, мон. Боголепа (вероятно, кожеозерских) Трофима, Симеона, Герасима, Иоанна, монах. Устинии, Неонилы, Мариамии, Дарии, иеромонах. Аврамиа, Бориса, Агафии, Екатерины, Гордиа, Феодота, иеромонаха Александра, Досифея, Екатерины, Неонилы, схимон. Феодосия». – Имя же самого Филофея вписано другим почерком после имен монахов Челменской обители, что также дает повод к заключению, что он погребен не в Челме. 342 Челобитная черного попа «Григорьища» на действия старца Кирилла Шамачева, в архиве Спасского Каргопольского монастыря. 344 «Род Челмогорского монастыря строителя иеромонаха макария», так же внесен в синодик обители, где читаем: «Никифора, инока Корнилия, Улиянии, Татианы, Михаила, утопшаго Никифора». 350 Следовательно, та самая, что написал, по приказанию преподобного, лядинского сельского прихода священние Иоанн и принес в описываемую обитель в 1656 г. (см. чудо «О 2-м явлении иерею изографу Иоанну»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни» (БАН. Арх. 405. Л. 1) († после 1566 - до 1585, Москва), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря (Архангельской митрополии). Сведения о Н. очень скудны. Согласно устному преданию, зафиксированному в XIX в., он был пострижен в Сырьинской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., основанной иноками Александрова Ошевенского монастыря . В 1552 г. иером. Н. в поисках безмолвного уединенного жития пришел на Лопский п-ов, омываемый водами Кожозера (Кожеозера, бассейн Онеги) и поставил часовню в честь св. Богоявления ( Челмогорский. 1901. С. 473). Основным письменным источником сведений о жизни Н. является «Сказание о зачале места святой обители Кожеозерского монастыря и о житии блаженных создателей и предивных строителей пустыни сея, священноинока Нифонта и инока Серапиона», известное в 2 списках 1-й пол. XVIII в., представляющих 2 разные редакции. В ранней редакции «Сказания...», составленной в 1613 г. (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 1-9; список из б-ки Антониева Сийского мон-ря), имя Н. в заглавии не значится - «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни и о житии предивнаго старца Серапиона». Однако в рукописи на поле около заглавия поздним почерком приписано: «преже его бе Нифонт». Начало «Сказания...» указывает на житийно-проложный характер повествования, посвященного одному лицу - прп. Серапиону (начало: «Сей убо Серапион родом измаильтянин…»). О Н. сообщается, что подвижник жил совершенно одиноким, по строгому уставу, пребывал в непрестанной молитве, безмолвии и строгом посте, питаясь ягодами и «былием». Вскоре к пустынножителю из Москвы пришел некий Сергий, бывш. астраханский царевич Туртас хан Гавирович, плененный при взятии Казани в 1552 г. Он попросил Н. постричь его в иноки. Н. с радостью принял юношу и, тщательно испытав, «постриже его и нарече ему имя Серапионъ.

http://pravenc.ru/text/2577709.html

Амвросий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, учредил здесь, в 1803, духовное училище. При обители бывают в год две ярмарки: в день Сошествия Св. Духа и 30 августа. ОШЕВЕНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 44 верстах от уездного города Каргополя, на берегу речки Чурьяги; находится под управлением архимандрита основан в 1465 году Преподобным Александром Ошевенским, который сначала построил на сем месте уединенную келью, и в ней поставил две иконы, данные ему игуменом Кириллова Белоезерского монастыря, где он принял иночество, одну Богородицы Одигитрии, а другую Николая Чудотворца; потом, с благословения архиепископа Новгородского, св. Ионы, построил церковь и для стекшихся к нему тружеников обитель, в которой и был первым игуменом. Ныне здесь две каменные церкви: 1) Соб., существующая с 1707 года, двухэтажная, в которой престолы: вверху Успения Богородицы, с приделами Сергия Радонежского и Флора и Лавра, а внизу Сретения Господня, с приделами: Препод. Александра Ошевенского, где и св. мощи его почивают под спудом, и Препод. Кирилла Белоезерского; первый из сих приделов освящен в 1712 году. 2) Николая Чудотворца. – В главном храме находятся и две вышеупомянутые иконы, принесенные сюда св. Александром. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ-ОНЕЖСКИЙ, муж. 3 класса, находится под управлением архимандрита. Подробных сведений о сей обители никаких нет. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ-ПАЛЕОСТРОВСКИЙ, муж. заштатный, близ губернского города Петрозаводска, на одном из островов Онежского озера, именуемом Палей, или иначе Вспанье. Он основан Преподобным Корнилием, который сначала жил на этом месте уединенно в хижине; потом устроил для пришедших к нему других иноков кельи и церковь Богоматери; управляя же обителью, он проводил большую часть времени в пещере у подошвы горы, где и скончался. Мощи его перенесены оттуда в монастырь при преемнике его, Препод. Аврамие. От пожаров и опустошений, причиненных Палеостровской обители раскольниками, не осталось никаких сведений о времени, когда Преподобный Корнилий жил; известно только, что монастырь сей в конце XVI века уже существовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

С сайта http://www.myrusland.ru/places_168.htm Александро-Ошевенский монастырь, 3 класса, общежительный, в 44 верстах от города Каргополя, при реке Чурьяге. Основан около 1443 года пр. Александром Ошевенским (см. 20 апреля), мощи которого и почивают здесь под спудом в приделе его имени. При монастыре странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру - Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень. Уже при жизни преподобного был возведён первый монастырский храм — Никольский. После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи. Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру – Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень.

http://sobory.ru/article/?object=07397

О таком их самоуправстве строитель Корнилий подал жалобу; дело началось... Ретивые «старообрядцы» струсили... От этого дела дошло до нас только одно письмо белозерца к настоятелю. Приводим... «Пречестныя св. обители Богоявленского кожеозерскаго монастыря о. строитель иеромонах Корнилий в душеспасительных пребываниях здравствовати вам вседушевно желаем. – Монах ваш Василиск сюда прибыл благополучно; объявил, что суеверцы, они же и раскольники, с вами мирятся. Надобно помириться и взять свой иск, и проести, и волокиту, и неустойку. А без того нельзя, чтоб им здесь не быть, понеже мировая челобитная самоличне к делу подать надобно, и под делом весь иск подписать, что виновной такой иск принес, и истец в том да роспишется, что принял. О чем же и поверенный ваш о. Иоанникий в том дабы был известен, потому что надобно сделать по силе указов, правильно. А ежели к миру склонения не будет, то надобно поступать вам с ними, суеверцы, так, как его И – го В – ство правы повелевают. Понеже ваше дело пред ними, суеверцы, правое, и в правде никого бояться не надобно. Прося вашего благословения и требуя ваших св. молитв, остаюсь с достодолжным моим поклоном всегдашний ваш слуга Гавриил Деревнин. Генваря 23 дня 1730 г. Бело озеро». 140 В том же 1730 г. пожар истребил весь монастырь... И только в 1732 г. была построена, на место 2-х сгоревших, единственная церковь , описанная в приведенной нами (ниже) описи около 1767 г., существовавшая до самаго открытиа Кожеозерскаго монастыря. 2. Строитель иеромонах Исаия (1741–1751 г.) С 9 марта 1741 г., кожеозерский постриженник; по кратчайшему описанию «Кожеозерскаго монастыря», будто бы «последний строитель», но это не верно! От времени управления этого строителя дошло до нас несколько документов очень любопытных для характеристики нравов того времени. Вот эти документы: «По указу Св. правительствующаго Синода члена, великаго г-на преосв. Амвросия, архиепископа великоновоградскаго и великолуцкаго, из московской его преосвященства конторы, новгородской его архиерейства епархии, каргопольскаго Спасова монастыря архимандриту Симеону, апреля от 18 дня 1744 году велено по прошению города Каргополя ратушских бургомистра Василья Прибыткова с протчими купецкими людьми, а каргопольскаго Александро-Ошевенскаго монастыря вкладчивов,велено показанных в том челобитье каргопольского уезда, разных волостей вдовых священников», между прочими и «прилуцкой волости Стефана Дмитриева определить в тот Александро Ошевенской монастырь, ежели постригчись не пожелают, то жить в том монастыре бельцами, и показанныя исправлять нужды».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 . ФЕОДОСИЙ. Произведён тем же Митрополитом Иовом в 1715 году. 13 . ИСАИЯ. Произведён Феодосием, Архиепископом Новгородским, в 1719 году. 14 . ВАРЛААМ Голенковский, родом из Малороссиян; быв в Невском монастыре Наместником, Преосвященным Феодосием, Архиепископом Новгородским, произведён в 1731 году. 15 . СЕРГИЙ II, родом из Крестовских крестьян, быв сельским Священником, по пострижению в монашество Преосвященным Феофаном, Архиепископом Новгородским, произведён в 1737 году. 16 . СИМЕОН, родом из Новгородской Епархии, быв Игуменом в Новгородском Кириллове монастыре, Преосвященным Феофаном, Архиепископом Новгородским, произведён в 1736 году. 17 . ИОАСАФ, родом из Великоустюжской Епархии, быв в Крестном Наместником в 1728 году, Преосвященным Феофаном, Архиепископом Новгородским, произведён в Архимандрита в Каргопольский Спасский монастырь; а оттуда переведён в Крестный Преосвященным Амвросием, Архиепископом Новгородским, в 1743 году. 18 . ВИССАРИОН, родом из Псковской Епархии, быв Игуменом в Псковском монастыре, в 1722 году Преосвященным Феофаном, Архиепископом Новгородским, произведён в Архимандрита в Новгородский Вяжицкий монастырь, а оттуда в Крестный переведён Преосвященным Стефаном, Архиепископом Новгородским, в 1731 году. 19 . АДРИАН, родом Малороссиянин, по Указу Преосвященного Димитрия, Архиепископа Новгородского, из Новоторжского Борисоглебского монастыря произведён в Крестный в 1757 году. 20 . ВАРСОНОФИЙ, родом из Новгородской Епархии города Старой Ладоги из причётников, быв в Новгородском Деревяницком монастыре Архимандритом, по Указу Преосвященного Димитрия, Архиепископа Новгородского, переведён в Крестный в 1758 году, Апреля 8 дня. 21 . РАФАИЛ, родом из Новгородской Епархии Олонецкого уезда, быв Игуменом в Новгородском Бело–Николаевском монастыре, Преосвященным Димитрием, Архиепископом Новгородским, произведён Февраля 22 дня 1759 года. 22 . ИОАКИМ, родом из Новгородской Епархии, Каргопольского уезда из сельских Священников, быв Игуменом в Александро–Ошевенском монастыре Преосвященным Димитрием, Митрополитом Новгородским, за отдалением Крестного монастыря Каргопольского Спасского монастыря Архимандритом Феодосием, провозглашением от лица Преосвященного Димитрия сего слова: аксиос трижды, произведён в 1763 году Февраля 10 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010