Дорожка к митрополичьему корпусу Лавры Памятник 2000-летию христианства. Автор – петербургский скульптор Эвелина Соловьева. Перед Свято-Троицким собором находится «Коммунистическая площадка», или Казачье кладбище. Участники обороны Петрограда, жертвы Кронштадтского мятежа 1921 г., именитые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры — таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на «Коммунистической площадке» были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил. Фрагмент памятника Игнатию Бахвалову, 1921 год У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 марта, 2024 27 января, 2024 28 августа, 2023 8 апреля, 2023 4 ноября, 2022 3 сентября, 2022 3 июля, 2022 22 июня, 2022 29 мая, 2022 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/svyato-troickaya-aleks...

А когда в 1724-м году Святейший Синод снова переехал в Москву на коронацию Императрицы, архимандрит Петр был вызван в Петербург для присутствования в «Петербургском Правлении Святейшего Синода». Здесь он оставался до конца 1724-го года, а к новому году испросил себе высочайшее разрешение отправиться «к марциальным водам для излечения болезни». В декабре 1724-го года он был представлен Святейшим Синодом на архиерейскую кафедру в Воронеж, но доклад об этом Святейшего Синода не был утвержден Государем 1906 . В Петербурге архимандрит Петр приобрел «на келейные свои деньги» двор в Малой Морской улице. В 1720-м году этот двор был «разломан» 1907 . По всей вероятности, он оказался на пути выпрямления улиц, которое в то время было довольно частым явлением, так что у публики создалось даже убеждение, будто Петербургский генерал-полициймейстер Антон Мануилович Девиер, «бывший камердинер, а потом зять Меншикова», изменяет направление улиц и сносить дома ради взятки 1908 . Архимандрит Петр поместился в доме князя Юрия Юрьевича Трубецкого и настойчиво ходатайствовал у Государя, чтобы ему этот дом был пожалован, вместо разломанного 1909 . В это время действовали указы Государя о принудительном заселении Петербурга. По сохранившимся сообщениям, в 1717-м году Царь, в дополнение к прежним, приказал переселить в Петербург из Москвы и других городов 6.000 людей 1910 . В 1719-м году, в апреле, вышел указ об обязательной застройке Петербурга дворянами и духовными. Велено было всем, владевшим крестьянами свыше 300-ти или 500-и дворов, строить каменные дома на Васильевском острове 1911 . Этому закону оказались подлежащими и советники Святейшего Синода, в их числе и архимандрит Петр, у которого за Симоновым Монастырем числилось 2.49З двора 1912 . Прося отдаче ему двора князя Трубецкого, он обещался, что на Васильевском острове строиться во всяком случае будет 1913 . В бытность синодальным советником архимандрит Петр почтен, был знаком особливого монаршего внимания. Петр Великий пожаловал ему из патриаршей ризницы панагию и разрешил носить ее в сане архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Что касается его педагогических приемов, то характерным в этом отношение является следующее сообщение. Сказывавшегося 3 недели больным ученика Селлий, по его собственным словам, «служительским хлебом и розгами в прежнее здоровье привел». А затем, за его речи, будто его Селлий неверно и плохо учит, он «укрепил ему получше ученые вещи плетьми, дабы он их не позабыл» 2557 . И Зертис-Каменский и Кременецкий вскоре приняли монашество, первый с именем Амвросия в 1738-м году 2558 , а второй, по представлению преосвященного Стефана и с разрешения Святейшего Синода и Кабинета, в 1740-м году с именем Гавриила 2559 . Монах Амвросий в марте 1740-го года подписывался уже иеродиаконом 2560 , а в 1741-м году и монах Гавриил был произведен во иеродиакона 2561 . В 1742-м году он был произведен во иеромонаха 2562 . Сообщение Богданова, будто в 1742-м году, по повелению Императрицы Елисаветы Петровны, иеромонах Гавриил назначен ректором Семинарии, а иеромонах Амвросий префектом 2563 , не верно: они оставались учителями 2564 . Иеромонахи Гавриил и Амвросий вели высшие курсы Школы, собственно Семинарию, а обучение элементарным началам грамотности лежало на другом лице. Сами Гавриил и Амвросий писали в 1740-м году: «семинаристы при нас с 1736-го года обучатися начали и ныне обучаются: одни – по-Русски читать и писать и петь, другие – Латинской и Греческой Грамматикам и переводам и Арифметике, третьи – Пиитики, Риторики, Географии, Истории и имеют потом поступить к некоторым началам Еврейского языка, також к Философии и Богословии, понеже тые наипаче диалекты и науки приличны духовному чину и удобнейший способ подают к достодолжному исполнению звания их» 2565 . Учителем Русской или Славено-Российской Школы при Семинарии был Федор Шелковников 2566 . К 1725-му году в Школе числился 81 воспитанник. Прибыло за год 10 школьников, в том числе 5 церковнических детей Копорского и Ямбургского уездов, внук Головачева – Гавриил Никитин, брат копииста Екимова, племянник слуги Заозерского, хлопец преосвяшенного Киевского Рафаила и крестьянский сын из Старорусского уезда. На монастырском содержании был 61 человек. Выбыло за год 15 человек 2567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Н.Д. Голубятникова продемонстрировала возможности нового читального зала на примере работы с книгой Стефана Рункевича «Александро-Невская Лавра: 1713-1913», переданной в библиотеку владыкой наместником. Поиск по массиву электронных текстов организован с помощью программы полнотекстового поиска Архивариус-3000, приобретенной на средства гранта. Самостоятельный подбор изданий производится с помощью электронного каталога системы автоматизации библиотек IRBIS64 и модуля J-IRBIS, приобретенных на средства того же гранта. В настоящее время каталог доступен только из помещения библиотеки — в распоряжении посетителей библиотеки пять современных компьютеров, два планшетных сканера и принтер. В будущем планируется сделать работу с каталогом доступной с домашних компьютеров и мобильных устройств. В новом читальном зале посетителям лаврской библиотеки предоставлен доступ к коллекции электронных изданий на библиотечном сервере, к электронному каталогу печатных изданий и к православным ресурсам интернета. Коллекция электронных изданий складывается из отсканированных Президентской библиотекой «Церковных ведомостей, издаваемых при Святейшем Синоде» за 1888-1918 гг. (массив пополняется), отсканированных сотрудниками Лаврской библиотеки «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» за 1990-2009 гг., изготовленных на заказ копий небольшой части документов архива Лавры, ныне находящегося в РГИА, изданий по богословию, библеистике, истории Церкви, языкознанию, перешедших в общее пользование и полученных путем веб-архивирования, а также из электронных копий наиболее распространенных учебников и пособий для православных учебных заведений и курсов. Общий объем коллекции электронных изданий — до 400 тысяч единиц хранения, часть находится в стадии библиографической обработки. Объем печатного фонда библиотеки — 20 тысяч единиц хранения по богословским и церковно-историческим дисциплинам, а также по гражданской истории, языкознанию и художественной литературе и церковному краеведению северо-запада России.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

3. Овечкин Г.П., доцент СПбГУКиТ Представление и просмотр студенческих видеофильмов - дипломантов Межвузовского Татьянинского конкурса 12 октября IX " Герой Порт-Артура генерал-лейтенант Роман Исидорович Кондратенко - -пример служения Отечеству " (Посвящается 150-летию со Дня рождения Р.И. Кондратенко) 12 октября в 11.00 Ведущий: капитан 1 ранга А.П. Беляков (Александро-Невская Лавра) 11.00 -12.00 Митинг возле могилы Р.И. Кондратенко. -Возложение венков на могилу. -Панихида. -Прохождение торжественным маршем почетного караула. 12.00-13.00 Перерыв на обед. 13.00-17.00 Конференция посвященная 150-летию со Дня рождения генерал-лейтенанта Романа Исидоровича Кондратенко. Х Психология здоровья. 12 октября в 14.00 Ведущие: А.Н. Алехин, д.псих.наук, профессор. (РГПУ им. А. И. Герцена, наб. р.Мойки, 48, 11 корп.) 1. Алехин А.М. д. мед. наук, профессор, и.о. зав. каф. Клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена. Здоровье: системный подход. 2. Парцерняк С.А. д. мед. наук, профессор, зам. зав. каф. военно-морской терапии Военно-Медицинской Академии. Интегративная медицина. 3. Малыхина Я.В. к. псих. наук, доцент каф. клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена. Концептуальные положения психологии здоровья В.А. Ананьева и задачи современного здравоохранения. 4. Васильев М.А. ассистент каф. клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена. Новые методы изучения здоровья. 5. Семенов А.А. к. мед. наук, доцент ЛГУ им. А.С. Пушкина. Роль целостного подхода в воспитании здорового человека. 6. Калачева В.А. Духовно-нравственное воспитание обучающихся как фактор эффективной профилактики наркомании в детско-подростковой среде. 7. ФЕДОРОВА Г.Г. доцент (РГПУ им. А.И. Герцена) Развитие духовного потенциала как профилактика подросткового вандализма. 8. Маркова Т.А. Личный пример родителей в сохранении и развитии семейных традиций в воспитании младших школьников. XI Инновационные технологии в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. 12 октября в 14.00 Ведущие: С.А. Гончаров, проектор РГПУ им. А.И. Герцена, профессор; М.С. Игнатенко, к.психол.наук, доцент. (РГПУ им. А. И. Герцена, наб. р.Мойки, 48, 11 корп.)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=190...

Поскольку диссертация иеромонаха Германа была защищена в 1916 г., когда до завершения Синодального периода русской церковной истории оставался всего лишь один год, автор, сам того не подозревая, по горячим следам написал историю эпохи, которая уже завершалась. В работу оказались включены исторические очерки, посвященные практически всем службам русским святым, написанным в Синодальный период. Пропусков очень немного, причем сам автор дает их полный перечень. Этот перечень содержится в кратком обращении к читателям, которое не входит в состав работы, а помещено на отдельном листке, вложенном в рукопись. Приведем это обращение полностью: В сочинении пропущены службы 1 . Святителю Иоасафу (Горленко) (не разыскал дело); 2 . Святителю Питириму (в архив не поступало); 3 . Евфросину Синозерскому (тоже); 4 . Равноапостольному Владимиру (не разыскал); 5 . Преподобному Иоанну Многострадальному; 6 . Преподобному Агапиту врачу; 7 . Алипию иконописцу. Последние три я рассчитывал поместить в дополнении, куда думал также внести богатейший материал и о других многих службах, полученный мною по написании уже сочинения. Но принимая во внимание, что срок подачи сочинений (кончается) 1 марта, а дополнение займет еще не менее 100 листов, я решил до более благоприятных времен оставить дополнение. Пока. Композиция служб в сочинении слаба еще, так как этим вопросом нужно заниматься не менее 5 лет. В особенности слаб раздел по заимствованиям из служб нерусским святым. Подготовительные работы, сделанные уже мною, обещают дать много интересного. Но, повторю, работа еще в зародыше. Почти отсутствует в сочинении также и сличение рукописных служб и их особенности. Поспешность работы сказалась и на слоге (подаю черновую работу, как это сделал и с 8-м семестром). Все эти погрешности и недостатки да простят мне читатели этого сочинения в рукописи. Студент-латыш иеромонах Герман Петроград 28 февраля 1916 года Александро-Невская Лавра Как уже было сказано, диссертация иеромонаха Германа была представлена в Совет академии чуть больше чем за год до окончания Синодального периода русской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

(если не в 1732 г.), а скончался не в 1783 г., а в 1785 г. (см. Списки архиереев Ю. Толстого). 603. На основании официального документ (Опис. Арх. Св. Синода XXXIX, стр. 256–281) г. Рункевич приписывает казанскому архиепископу Гавриилу Кременецкому «расширение дела распространения синодальных изданий. Будучи в Казани, владыка возбудил ходатайство об устройстве церковно-книжной лавки, после чего Св. Синодом постановлено было ввести такие лавки в Петербурге, Казани и Тобольске». Но автор оставляет без ответа вопрос, были ли действительно заведены таки лавки? Возбуждают недоумения и данные автором приложения: во 1-ых, некоторые из приводимых документов были уже напечатаны, но автором это не оговорено, как и не объяснено, почему они вновь издаются; во 2-ых, непонятно, почему все приложения относятся только к 1-ому периоду истории Лавры, и без того более обстоятельно изложенному в тексте; в 3-их, при документах нет должных комментариев, не всегда даже указан автор приводимых писем, хотя г. Рункевичу легко было это сделать (ясно, например, что письмо V на стр. 52 приложений, столь важное для истории казанской миссии, писано Алексеем Раифским; см. текст 187 и прим. 106). Можно в заключении пожалеть об отсутствии географического указателя, тем более заметном, что имеющийся указатель личных имен является составленным продуманно и тщательно. Но при всех этих и других недостатках, неизбежных в труде столь обширном и столь быстро написанном, очевидны и несомненны и крупные достоинства его. Он основан на архивных по преимуществу данных, обнаруживает опытные писательские приемы и умение автора писать красиво и интересно даже о хозяйственных предметах. Всем этим объясняется тот благосклонный прием, какой книга г. Рункевича встретила в печати. Вслед за рецензентами должно отметить и еще одну положительную сторону – изящную внешность книги и обилие снимков с автографов, рисунков и портретов. Здесь можно говорить скорее об излишестве, чем о недостатке. Во всяком случае художественными достоинствами лаврского юбилейного издания поднимается еще выше научное начение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

И я недоумеваю, почему Ваше Высокопреосвященство менее доверяете И.А. Чистовичу , работавшему, по примеру С. К. Смирнова, над подлинными архивными документами, обследованных им духовно-учебных заведений С.-Петербурга, нежели другим. Геннади Строев у меня также были под руками, и Геннади (под именем: Арсений Верещагин) скорее утверждает, нежели отвергает истинность показания Чистовича (стр. 38: Арсений Верещагин, а не Бузановский), а у Строева фамилии нередко перепутываются. Что же касается до «Лаврского Геликона», то разве Александро-Невская не была и до 1759 года, т. е. до Арсения Верещагина и не есть также Лавра и ее семинария разве не могла быть названа «Лаврским Геликоном»? Позвольте принести Вам мое искреннейшее приветствие с новым годом, сопровождаемое наилучшими пожеланиями». 7-го числа Преосвященный писал экстраординарному профессору Моск. Дух. Академии Василию Феодоровичу Кипарисову 367 : «Недавно бывший у меня преподаватель Владимирской семинарии г. Чепик передавал мне, что Вы желали бы иметь у себя мои издания. С большим удовольствием исполняю Ваше желание и буду очень рад, если препровождаемые при сем мною изданные книги и брошюры принесут Вам какую-либо пользу. Усердно призываю на Вас и на Ваши ученые труды Божье благословение». В ответ на вышеизложенное письмо профессор В. Ф. Кипарисов , от 12 числа, писал Преосвященному: «С чувством глубочайшей признательности к Вашему Высокопреосвященству почитаю своим долгом уведомить Вас о получении мною книг и от трудов Ваших, и от наследия Великого Филарета, к коему наследию приложено также немало и Ваших сил для того, чтобы сохранить это наследие на веки в назидание многим и многим поколениям! Простите великодушно, досточтимейший Владыко, что я так откровенно позволил себе высказаться перед господином Чепиком о моем желании иметь постоянно в руках то, что по необходимости имею лишь тогда, когда нужды других бывают удовлетворены: с измлада от своих старших сослуживцев я научен о Вашей всегдашней снисходительности к нашему брату – учащим всех рангов и наименований: вот побуждение к этой откровенности! Со многими из Ваших речей я, разумеется, знаком был и прежде. Но какой же преподаватель Гомилетики (к числу каковых принадлежу и я) не желает иметь книги речей и проповедей всегда под руками! И как часто приходится жалеть, что наши средства в приобретению книг заставляют сообразоваться не с потребностями в книгах, а с состоянием этих средств. Вот и сию самую минуту у меня на столе письма Филарета к Высочайшим Особам – собственность академической библиотеки; как приятно сознавать, что теперь, благодаря Вашему дару, я не буду лишен возможности, когда угодно иметь под руками книгу, которая предоставлена мне до востребования ее другими. Примите же, Милостивейший Владыко и Архипастырь, мою глубочайшую благодарность за Ваш милостивый дар, и не лишите меня еще другого – высшего дара – Вашего Святительского благословения мне и семейству моему

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (фото) В день Пятидесятницы Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра отмечает престольный праздник. Приглашаем посмотреть на этот монастырь глазами фотопаломника. 24 июня, 2013 В день Пятидесятницы Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра отмечает престольный праздник. Приглашаем посмотреть на этот монастырь глазами фотопаломника. Благовещенские ворота Александро-Невской Лавры. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Над входом в храм – звезда Императорского Ордена святого благоверного князя Александра Невского Свято-Троицкий Собор. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до «подошвы» из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова. Вид главного купола собора- Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева. Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями Иконостас выполнен из белого итальянского мрамора. Он задуман в виде полукруглой ниши с царскими вратами На клиросе – ноты Пасхальных стихир Уборка храма Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра В соборе до революции 1917 года находилось много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. (На фото – «Снятие с креста» фламандского художника Якоба Йорданса) Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Одна из наиболее почитаемых святынь, находящихся в соборе – ковчег с мощами святого благоверного князя Александра Невского.

http://pravmir.ru/svyato-troickaya-aleks...

Лит.: Богданов А. И., Рубан В. Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 по 1751. СПб., 1779; Живописное обозрение русских святых мест: Александро-Невская Лавра. Од., 1804. Вып. 3; Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М.,1809; Жизнь Петра Великого, описанная Г. Галемом: Пер. с нем. СПб., 1813; Пушкарев И. Описание С.-Петербурга. СПб., 1838; Павлов А. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах лаврских. СПб., 1842; Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860; Тихон, архим. К столетию Свято-Троицкого Собора в Александро-Невской лавре. СПб., 1890; Покровский П. Ф. К столетию Свято-Троицкого собора. СПб., 1890; Волховский М. Г. Святые места на Руси. СПб., 1894; Сперанский А. И. Александро-Невская лавра. СПб., 1897; Александро-Невская лавра. СПб., 1903; Лавры, монастыри, храмы на святой Руси. С.-Петербургская епархия, 1908; Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М., 1909; Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 1712-1910 гг.: Крат. опись. СПб., 1910; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования императора Петра Великого. СПб., 1910; Грабарь И. Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом//Старые годы. 1911. Июль - сент.; Корольков М. «Архитекты Трезины»//Там же. 1911. Апр.; Саитов В. И. Петербургский некрополь. СПб., 1912-1913. 4 т.; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913 гг.: Ист. исслед. СПб., 1913; Семенова Л. Н. Участие шведских мастеровых в строительстве Петербурга (Первая четверть XVIII в.)//Исторические связи Скандинавии и России. Л., 1970; Кючарианц Д. А. Иван Старов. Л., 1982; Кудрявцев А. И., Шкода Г. Н. Александро-Невская лавра: Ансамбль и памятники некрополей. Л., 1986; Пирютко Ю. М. Лазаревская усыпальница - памятник русской культуры XVIII-XIX вв.//ПКНО, 1988. М., 1989. С. 485-497; Штелин Я. Записки об изящных искусствах. М., 1990; Семенцов С. В. Пространственная идея С.-Петербурга//Старые годы. 1993. 1; Памятная книжка С.-Петербургской епархии. СПб., 1995; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. СПб., 1995; он же. Судьба монастырей Санкт-Петербургской епархии в 20 в. СПб., 1997; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Ист.-церк. энциклопедия. СПб., 1996. Т. 1; Августин (Никитин), архим. Александро-Невская Лавра//Петербург и Россия: Петербургские чтения - 97. СПб., 1997.

http://pravenc.ru/text/64492.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010