На рыбных ловлях были две избы, крытые драньем по скале, с кирпичными печами. В одной избе 2 окна, в другой 3 1874 . По описи 10-го июня 1725-го года, подворье на Адмиралтейской стороне показано – «мазанки и деревянное строение со внутренним убором» 1875 . В саду на подворье было 13 яблонь, из них 11 с яблоками и две сухих,  клену 92 дерева и 3 сухих, красной смородины 137 кустов, 2 клина салаты, 1 клин артысека, 2 клипа крон андывей, 2 клина салаты семенной, 2 клина салаты качанной, 3 клина огурцов, 1 клин артысека с укропом, одна гряда гороху, вокруг обсажено клубницей, 10 кустов бархату. На улице против палат к Адмиралтейству 10 кленов, пересаженных со скотного двора на место сухих, на дворе 2 дерева. Эти яблони пересажены были сюда от пильной мельницы. 95 дерев клену куплено у Гарцына, смородина его плода 1876 . При «монастырском подворье, которое на Адмиралтейском острову», был построен шалаш для сенной продажи, сданный с июля 1722-го года в наем на год за 11 рублей 8 алтын 2 деньги 1877 . Место имело форму пятиугольника, размерами: поперечнику – к лугу и к препшективой дороге по 25-и сажен, длиннику – по одну сторону 30 2 / 3 сажень, по другую 33 сажени, в заднем конце поперечнику 12 сажень 1878 . На Васильевском острове в 7-й линии в июне 1725-го года подворье Александро-Невское было готово только вчерне 1879 . Места здесь было 10x30 сажень. Каменный дом в 2 этажа (апартамента) с подвалом, крытый гонтом. В подвальном помещении 9 погребов с окнами с железными решетками, в первом этаже 9 палат, считая в том числе двое сеней, и верхнем тоже 9 палат и двое сеней в том числе. В нижнем этаже 11 окон, в верхнем 13, в подвальном 11. Потолки и полы плотничной работы, в окнах рамы сосновые без окончин, крыша гонтовая. «На тех палатах на Восток сделано гульбище на кровле, 4 окна слуховые». На дворе деревянные амбар для извести и хата для каменщиков и склад строительных материалов 1880 . Позади каменного строения, через улицу, то есть в 8-й линии, Невского же Монастыря подворье, на котором жил монастырский служитель Иван Федоров Шуровский. Дне деревянных светлицы, с стенами и потолками, обитыми холстом и выбеленными алебастром. В них две ночи зеленым муравленый на плитном фундаменте. Между светлиц и сеней каморка. 10 окон. Строение крыто гонтом 1881 . На дворе черная изба и кухня с кирпичным очагом на железных полосах, сени, чулан мшеной. Па огороде баня с предбанником. Конюшня рубленная, крытая дранью. Огород огорожен тесом. Строение крыто гонтом и выкрашено черленью 1882 . Место имело размер также в 10х30 сажень 1883 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Об о. Сергии сохранилось несколько воспоминаний и свидетельств современников. Родился он в 1862 г. в семье донского казака и до поступления в 1890 г. в Александро-Невскую Лавру уже был послушником Малого Донецко го, Серпуховского Высоцкого, Ново-Иерусалимского монастырей и Троице-Сергиевой Лавры. В апреле 1920 г. митрополит Вениамин возвел его в сан игумена, а в начале 1922 г. - в сан архимандрита. «Это был мудрый старец, на деле исполнивший многие заветы святых отцов. Он был великим деятелем молитвы и покаяния. Обладая безграничной добротой и любовью, отец Сергий очень снисходительно относился к духовным немощам своих подопечных и горячо за них молился. Его назидания отличались необыкновенной сердечностью и простотой... Помимо окормления братии архимандрит Сергий вел большую научную работу по изучению рукописей, хранившихся в библиотеке Лавры, собирал редкие акафисты, составлял жизнеописания подвижников благочестия» [xl] . Яркие воспоминания об о. Сергии приводит в своей книге известный церковный историк А.Э. Краснов-Левитин: «...он всех привлек своим суровым аскетизмом. Я знал его стариком. Как сейчас вижу его мертвенно бледное лицо, окаймленное седой бородой. Цыганские скулы не только не портили впечатления, но придавали какой-то особый колорит его лику. Он почти отказался от еды, ел лишь сырые овощи, спал на полу, тщательно это от всех скрывая. Все дни напролет он пребывал в молитве. Братия видела в нем друга, брата, советника, молитвенника - подлинного духовного отца» [xli] . Архимандрит Сергий был духовником Лавры около восьми лет. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1918. 18. Ст. 263. РГИА, ф. 815, оп.14, д. 159, л. 35. Там же, оп. 11-1918, д. 102, л. 39, д. 101, л. 24, 34. [iv] Там же, оп. 14, д. 159, л. 70. [v] Там же, л. 33, 70-74. [vi] Там же, л. 60, 70. [vii] Там же, оп. 11-1918, д. 99, л. 1-18. [viii] Там же, д. 88, л. 14-15. [ix] Там же, оп. 11-1918, д. 99, л. 22, 31, 34. [x] Там же, д. 101, л. 34, д. 99, л. 39, оп.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Фестиваль " Невские купола " проходит в Санкт-Петербурге ноября 2015 Церемония открытия VIII Международного фестиваля современной православной духовной песни " Невские купола " в честь новомучеников и исповедников Российских состоялась 5 ноября в духовно-просветительском центре " Святодуховский " . Фестиваль проходит по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия . Организаторы фестиваля - Свято-Троицкая Александро-Невская лавра при поддержке Санкт-Петербургской епархии и правительства Санкт-Петербурга. В фестивале принимают участие исполнители и коллективы из Санкт-Петербурга и Ленобласти, Новосибирска, Красноярска, Йошкар-Олы, Ухты, Воронежа, Нового Уренгоя, Рязани, Волгограда, республик Киргизия и Крым. Помимо конкурсной программы в рамках " Невских куполов " для зрителей и участников будут проходить специальные мастер-классы по вокалу, по хоровому дирижированию и ансамблевому пению. Фестиваль завершится гала-концертом, на котором состоится награждение лауреатов. После краткой молитвы к участникам и гостям праздника обратился духовник фестиваля - наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий : " Наш фестиваль собирает действительно талантливых людей. Если их произведения трогают души других людей, значит авторы раскрыли и свою душу. Как духовник фестиваля я имею попечение над тем, что будет петься и читаться. Поэтам, которые пишут тексты, я желаю, чтобы они по-хорошему гордились тем талантом, который даровал им Бог, чтобы они не зарывали его в землю, а делились им с другими. Всегда помните, что нет предела совершенству, оттачивайте свое мастерство и не бойтесь изменять написанные ранее слова - возможно, так откроется еще какая-то грань вашего таланта " . Музыкантам владыка пожелал самого большого достижения в жизни - чтобы их сочинения полюбились публике, и люди впоследствии напевали бы полюбившиеся мелодии в своей обыденной жизни. Достаточно, подобно Консуэло Веласкес, написавшей песню " Бесаме мучо " , сочинить всего одну великолепную песню, чтобы она осталась в музыке на века. " Самая большая номинация в нашем конкурсе - авторы и исполнители. Часто бывает так, что авторы " приватизируют " свои сочинения и неохотно дают другим исполнителям выступать с их песнями, считая, что они сами лучше всего раскроют то, что написали. Но часто такой автор оказывается в проигрыше, ведь талантливый исполнитель украсит любую песню или даже исполнит ее лучше автора. Не будьте скупы, делитесь своим талантом, и Господь приумножит его " , - сказал владыка. Исполнителям же он пожелал не упиваться своими первыми успехами, а продолжать развиваться дальше, все больше раскрывая свой певческий талант.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

В Кронштадтской эскадре в 1725-м году старшим был иеромонах Лев Горицкий 2288 , в 1726-м году командующим был иеромонах Михаил Крутицкий 2289 . В 1734-м году Святейший Синод, удовлетворив требование Адмиралтейств-Коллегии о назначении на вооруженные корабли на летнюю кампанию 31-го иеромонаха, вошел в обсуждение того обстоятельства, что «в прошлых годах в морском корабельном флоте были обер-иеромонахи», а теперь, хотя «ужо некоторое число» иеромонахов «в оную Коллегию и отправлено», но «для надзирания над теми иеромонахами по-прежнему обыкновению иеромонаха не определено». «Того ради приказали: во оном морском корабельном флоте обер-иеромонахом быть бывшему в доме Смоленского архиерея судьей, ныне же обретающемуся в Троицком Александро-Невском Монастыре иеромонаху Кариону (Голубовскому), а каковым образом ему во оной кампании в звании своем поступать, о том для надлежащего по должности его исправления дать ему от Святейшего Синода инструкцию, а трактамент получать по тому ж, как был дан прежде бывшим в морском флоте обер-иеромонахам» 2290 . По окончании летней кампании иеромонах Карион был возвращен к месту прежней службы 2291 . В инструкции обер-иеромонаху, кроме обычного наставления о благоговейном совершении священно-служения и наблюдении, чтобы все корабельные священнослужители совершали священнослужение благоговейно и вели себя благопристойно, содержались следующие требования, характеризующие обязанности корабельных иеромонахов 2292 . Священники должны знать, что они призваны не «властительствовать» с повелением, но «токмо духовные дела править, сиесть: учрежденные молитвы, требующих исповедовать, причащать, больных посещать и утешать по подобающему, больше же ни в какие дела не вступать, ниже что по воли и пристрастию своему затевать; когда кто занеможет, то с начала болезни тотчас справиться, дабы без отправления христианской должности никто но умер, и того ради, как скоро ему объявлено о болезнующем будет, то б, по артикулу 48-му выписки Устава Морского, тотчас священник и шел до больного».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Разделы портала «Азбука веры» 27 Янв 2023 Представлена концепция развития Монастырского острова, значительную часть которого занимают Александро-Невская лавра и Духовная академия. Она включает в себя расширение и благоустройство территории академического кампуса, пишет интернет-издание «Канонер» . Сейчас территория между Монастырским садом и набережной Обводного канала находится в собственности нескольких организаций. Комплексом исторических ансамблей Духовной академии (набережная Обводного канала, 7 и 11) и Духовной семинарии (15–17) заведует Санкт-Петербургская духовная академия. Между ними — в зданиях Александро-Невского Антониевского духовного училища — работает психиатрическая больница 6. Еще три надела используются частными компаниями. В идеале академия хотела бы, чтобы весь этот комплекс, как это было исторически, выполнял роль учебного заведения. Тем более что сейчас вузу крайне не хватает площадей, о чем ранее не раз говорил ректор епископ Петергофский Силуан (Никитин). Так, по его словам, в некоторых зданиях учебные классы соседствуют с комнатами общежитий, а фонды библиотеки не умещаются в существующих габаритах. Это не позволяет развивать направления деятельности учебного заведения, среди которых, кроме собственно богословского образования, научная деятельность в области истории, социологии, философии, искусства и другое. Некоторое время назад по инициативе Духовной академии была разработана концепция развития вуза. Ее выполнило ООО «Стройпроект». Концепция предусматривает несколько вариантов — в зависимости от возможностей. Минимальный предусматривает сохранение нынешних зданий и их реставрационный ремонт и приспособление под нужды учебного заведения. Так, при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге ведутся работы в главном здании исторической академии на набережной Обводного канала, 7, литера Г: в 2022 году завершился ремонт кровли, сейчас ведутся работы на фасадах. Финальным акцентом возвращения зданию его исторического облика может стать воссоздание скульптурной композиции из двух ангелов, поддерживавших крест, — прежде она венчала фронтон портика на лицевом фасаде. Согласно концепции, внутри предполагается разместить лекционные кабинеты магистратуры и аспирантуры.

http://azbyka.ru/news/v-sankt-peterburge...

Следует уделять особое внимание духовнической практике. Обители традиционно являлись местами паломничества православных христиан. Люди идут сюда не только для того, чтобы причаститься благодати, источаемой от святынь, но и получить совет в жизненных обстоятельствах, приобщиться многовековой мудрости, хранимой в среде иночествующих. То, что человек услышит на исповеди в обители, может стать для него руководством в решении многих коллизий и в определении вектора своего духовного развития. Поэтому так важно, чтобы монашество отличалось не только приверженностью благочестию, но и образованностью, знанием богословских и аскетических творений святых отцов и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека, стоящего перед необходимостью решения проблем, связанных с семейной жизнью, вопросами общественного устройства, профессиональной деятельностью. Уверен, что только так — служа людям Евангельской проповедью и духовным наставничеством — монастыри наши с новой силой привлекут к себе тех, кто жаждет просвещения разумом Истины и молитвенного общения с Богом. Да будет и впредь Свято-Троицкая Александро-Невская лавра оплотом спасения для многих граждан сего богоспасаемого града, для сограждан наших, стремящихся приникнуть к живительному источнику иноческого делания. Именно поэтому монашество, бывшее для тебя на протяжении многих лет благодатным источником духовной мудрости и училищем благочестия, ныне должно стать предметом твоей особой заботы и сугубого попечения. Твое архиерейское служение будет сопряжено с исполнением обязанностей викария славной столичной Санкт-Петербургской епархии. Не имея полноты власти правящего архиерея, ты несешь отныне на плечах, однако, полноту Божественной благодати, ниспосланной тебе от Господа в таинстве хиротонии. Ты призван к тому, чтобы в предстоящем тебе архиерейском служении являть высочайшее достоинство послушания. Невозможно никаким другим определением  именовать высокий обет послушания, как словом «достоинство», потому что именно это послушание во имя Божие уподобляет нас Самому Христу, который был послушлив до смерти и смерти крестной (Флп. 2. 8). Это послушание не следует понимать формально, а тем более лицемерно и фарисейски, ибо оно должно получить творческое осмысление и стать для клира и паствы образцом соработничества правящему архиерею в решении самых разнообразных вопросов, некой системой восполнения недостатков каждого из нас, кто вовлечен в систему церковного управления через благодать рукоположения.

http://patriarchia.ru/db/text/658786.htm...

По уходе Тихонова, был произведен в Греко-Латинской и Славенской «Школах», в январе 1729-го года, разбор учащихся профессором Скядой и по его разметке некоторые были «от учения отрешены». Этих отрешенных взяла к себе Канцелярия «для научения письма». Пищу они по-прежнему получали в «Семинарии» «с прочими школьниками», а об одежде и обуви должны были просить особо 2574 . В 1733-м году духовное начальство проявляло заботу о пополнении Школы учащимися. Духовное Правление составило список священно-церковно-служительских детей Петербургской губернии в возрасте от 7-и до 18-и лет, их оказалось 79 человек. Святейший Синод предписал отобрать их у отцов и доставить в Семинарию. Сбор детей шел медленно, и в марте 1736-го года явившихся оказалось только 19 человек. К половине года доставлено было еще 24 человека, но, по освидетельствования их, только трое оказались удобными к учению 2575 . Давая справку о числе семинаристов в 1740-м году, учители, монах Гавриил и иеродиакон Амвросий писали: «в Александро-Невской Семинарии ныне налицо имеется семинаристов 85, в том числе священнических детей 40, диаконских 6, причетнических 10, бывшего обер-секретаря Святейшего Синода Дудина 2 и служительских монастырских 23» 2576 . Почти все учащиеся были новопоступившие в Школу юноши. Но было несколько лиц и из ранее бывших в Школе. По архивному делу 1738-го года о верноподданнических присягах семниаристов в 1730-м и 1731-м годах, оказывается, что в 1738-м году продолжали пребывать в Семинарии и юноши, поступившие в Александро-Невскую Школу в 1735-м и один даже в 1725-м моду 2577 . Содержание Семинарии не было точно урегулировано определенным штатом. По штату, проектированному для Монастыря и Школы в 1732-м году, на содержание Школы при Монастыре, предназначаемой для учения священного и церковного причта детей в надежду священства, определялось 50-ти школьникам на платье, обувь и пищу, но 20-и рублей, 1.000 рублей; в частности эта смета, составлена была из следующих цифр: на платье 300 рублей, на рыбу и мясо по 75, на соль 20, на масло постное и скоромное 50 рублей; муки ржаной 200 четвертей на 300 рублей, круп 50 четвертей на 150 рублей, на покупку медной, железной и деревянной посуды 30 рублей. Трем учителям полагалось следующее содержание: учителю Славяно-Российского диалекта 50 рублей и 6 юфтей хлеба, учителям Латинского и Греческого диалектов по 200 рублей. Книги предоставлено было приобрести, по указанию учителей, из кредита на экстраординарные расходы по смете Святейшего Синода. При Школе полагались 2 сторожа, 2 хлебника, 2 повара, с жалованием по 12-и рублей и по 6-и юфтей. На дрова для Школы назначено было 50 рублей, на починку посуды 15 рублей, на починку и пристройку помещены 20 рублей, с даровыми монастырскими рабочими. Всего на содоржание Школы положено было 1.607 рублей и 42 юфти хлеба 2578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

2. Прилежно смотреть, чтобы все православные христиане неленостно посещали церкви, в церкви стояли благоговейно, соблюдали посты, ежегодно бывали у исповеди и святого причастия «и прочих церковных святынь сподоблялися», правильно изображали крестное знамение, жили «благочестно, чисто, трезвенно и беззазорно, по закону христианского благочестия», в особенности же священники и причетники чтобы не ходили в кабаки и не предавались пьянству, а виновных, кто бы они ни были, «смирять довольно» и подвергать штрафу: в первый раз по полтине, во второй по рублю и в третей по 2 рубля 8 алтын и 2 деньги. 3. Следить за правильным ходом семейной жизни: чтобы «всякого чина люди женилися и посягали правильно», не в родстве и не беззаконно; если бы в каком доме оказался незаконнорожденный младенец, или беременная девушка или вдова, такие дома велеть священникам очищать молитвою, производить расследование и виновных в беззаконном сожительстве «смирять, бить плетьми нещадно и править на них пени по 2 рубля 8 алтын 2 деньги на человеке», а отцам их духовным велеть наставлять их, чтобы впредь подобных бесчинств не допускали; если бы приживили в незаконном сожительстве детей вдовы и девицы оказались в нищете живущими и не имеющими своих домов, таковым на пропитание брать у тех, с кем прижили детей; если бы оказались незаконные браки, писать о них, «также и о всех выше объявленных делах», митрополиту. 4. «Церковных противников», то есть раскольников, если бы где оказались, отсылать в Новгород в Архиерейский Разряд. 5. Жалобы священно-церковно-служителей друг на друга или мирских людей на священно-церковно-служителей «во всяких духовных делах и в обидах и в прочих ссорах» рассматривать и чинить расправу, руководствуясь церковными правилами и государственными законами; в спорах и важнейших случаях отсылать дело в Новгород в Архиерейский Разряд. 6. Взыскивать по судным делам положенные пошлины 79 , записывать их, как и штрафные деньги, в особые книги и ежегодно отсылать в Новгород в Митрополичий Разряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Французский посланник Кампредон писал 12-го мая нового стиля 1725-го года: «арестовано несколько фанатических священников или монахов, всенародно в проповедях поносивших в провинция память покойного Царя. Самым значительным из них является архиепископ Новгородский, он же и вице-президент Синода. Под предлогом усиления нравственного влияния Синода, он подавал советы и вносил предложения, прямо направленные к восстановлению патриархата. Этого человека одинаково ненавидит и духовенство, и народ; первое – за его чрезмерное честолюбие, второй – за потребление икон, которое он производил с излишней суровостью, переходившей даже предел царских повелений. Вследствие этого, весь Синод высказался против этого архиепископа. Третьего дня его арестовали и говорят, что он подвергнется пожизненной ссылке на какой-нибудь отдаленный остров, где он будет жить под надзором и вне возможности исполнить свои вредные замыслы. При прежнем царствовании он не отделался бы так дешево. Проживи Царь подольше, архиепископ легко мог бы сложить голову. Царица ведет себя очень осторожно в этом деле; она предоставляет действовать Синоду и Сенату. Удалением же этого гонителя икон, столь почитаемых Русским народом, она приобретет любовь весьма многих из так называемых раскольников или староверов» 1734 . Прусский королевский посланник при Русском Дворе, барон Густав фон-Мардефельд писал своему Королю 15-го мая нового стиля 1725-го года: «архиепископ Новгородский, первое духовное лицо в Государстве, человек высокомерный и весьма богатый, но недалекого ума, привлечен к опасному следствию и, по слухам, обвиняется в государственной измене. Его намерение было сделаться незаметным образом патриархом. Для этой цели он сделал в Синоде, и притом с занесением и в протокол, следующее предложение: председатель теперь умер, Император был тиран, который не уважал религии и лишил духовенство его собственности Императрица не может предстоять Церкви, а следовательно дошла теперь очередь до него сделаться председателем Синода. При этом он еще будто бы произнес много возмутительных речей. Весь Синод объявил ему, что они и знать ничего не хотят о его председательстве. Чем был Император, тем теперь Императрица, без приказаний которой они ничего не предпримут» 1735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По уставу, флотский иеромонах обязан был, кроме отправления духовных дел, к которым отнесены: учрежденные молитвы, исповедь требующих ее, причащение, посещено и утешение больных, – ни во что не вмешиваться. Возложенные же на него обязанности исполнять со всею тщательностью: быть непременно в учрежденные часы на общей – утренней, дневной и вечерней – молитве; в воскресенья и праздничные дни служить вечерни и утрени; для молитвы ставить на выбранном месте дароносицу, 2–3 иконы. Запрещалось ставить при этом, «по всякого воли», складные иконы и зажигать много свечей, – «во ежеб кораблю коего повреждения не учинить». Читать свои «правила» в своей каюте тихо, не созывая никого, чтобы не мешать частным делом общему делу на корабле. Смотреть за благочинием молящихся, замеченных в нарушении предупреждать 2 раза, после чего уже докладывать о таком лице командиру; если же командир не накажет, то доносить обер-иеромонаху; а тот донесет «вышним командирам». Вести себя, как надлежит; не упиваться; без разрешения обер-иеромонаха на берег не сходить. В случаях крайней к тому нужды дозволялось однажды в неделю сойти на берег после дневных молитв в четверг и возвращаться к ночи. В случае обиды от чинов команды доносить командиру; если же командир не накажет виновных, то доносить обер-иеромонаху, а последний уже донесет «вышним командирам» и, в случае безуспешности, Святейшему Синоду, которым дело будет доведено до сведения Государя. Если кого обидит иеромонах, то доносить обер-иеромонаху. Если иеромонах окажется неисправным, то «таковый без всякого извета и понаровки обыкновенное при кораблях имети будет наказание». Наказать его на корабле, как и других. «Долженство обер-иеромонахово во флоте»: на каждой неделе, на каждом корабле побывать и осматривать святые Тайны, не вредятся ли от сырости; спрашивать у командиров, у обер-и-унтер-офицеров, довольны ли своим иеромонахом и не допускает ли последний какой-либо неисправности. Пункты подписаны архимандритом Феодосием 15-го мая 1719-го года 1437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010