уроборос - символ вечности); на западном и восточном: песочные часы на фоне расправленных крыльев (атрибуты Хроноса). Поминальную надпись фланкируют 2 лекифа и внизу - изображение 8-конечной звезды, овитой змеями. В мраморном надгробии А. В. Ольхина († 1787, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) работы А. Трискорни предпочтительным оказалось художественное, а не символическое решение памятника, причем сам жертвенник стал элементом, дополняющим большеразмерную скульптурную жен. фигуру - олицетворение веры (крест в навершии утрачен). Несмотря на скупость декора, белый мраморный жертвенник чрезвычайно выразителен благодаря появившемуся в этот период накладному пластическому оформлению из отлитых бронзовых с позолотой элементов; в данном случае это небольшие венцы на фронтонах и листы аканфа на акротериях, а также виньетки и розетки в оформлении надписи. Одно из запоминающихся Н. такого рода - памятник историку и литератору Н. М. Карамзину (20-е гг. XIX в., Некрополь мастеров искусств, Александро-Невская лавра), к-рый был создан по его завещанию. Все оформление прямоугольного блока беломраморного саркофага, поставленного на гранитный плинт, составляет лежащий в центре бронзовый венок из дубовых листьев - символ верности Отечеству, на фронтальной плоскости саркофага - крест. В случае упрощения основного материала, т. е. применения гранита, в качестве накладных деталей мог фигурировать чугун. Техника художественного чугунного литья в 20-30-х гг. XIX в., в период позднего классицизма (ампира), в России была высоко развита, что в отдельных случаях только способствовало насыщению Н. символикой, иногда с индивидуальной иконографической программой. С этой т. зр. показательным является жертвенник на захоронении действительного статского советника И. А. Пуколова и его сына († 1818, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра). Его декор составляют накладные рельефы с изображениями: на постаменте с вост. и зап. сторон - уроборос, с южной и северной - песочные часы на фоне крыльев, перечеркнутые косой; на вост.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

13.30. Круглый стол " Молодая семья - проблема родительства " РГПУ им. А.И Герцена. 11 корп. 14.00. Конференция " Роль образования в формировании установок толерантного сознания " . РГПУ им. А.И Герцена. 4 корп. Голубой зал. Мастер-класс по толерантности. 16.00. Круглый стол " Театральная педагогика. Пасхальные и Рождественские театральные студенческие фестивали " . Педагогическое училище Театр " Свеча " (Можайская ул.49)   16.30. Круглый стол " Время помогать Детским домам! " СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. (Мойка, 61, актовый зал) 17.00. Мастер-класс " Секреты семейного счастья " . РГПУ им. А.И. Герцена. 11 корп. 18.00 Круглый стол " Студент 21 века, кто ты? " СПбГТУ, Гид. корп, 305 ауд.(Политехническая,29) 14 октября Праздник Покрова 12.30. Праздничный межвузовский молебен в Казанском соборе. 14.00. Акция " За нравственность на российском телевидении " . Площадь у Казанского собора 17.00. Круглый стол " Молодое поколение России: нравственные ориентиры и запреты " . РГПУ им. А.И. Герцена (Мойка, 48, 4 корп. Дискуссионный зал) 10.00 Мастер-класс " Пишем родословную в семье " . СПбГУСЭ, ул. Трефолева, 2 15. 00. Круглый стол " Как сохранить и укрепить семью " . ВСОК ВМФ. Заневский пр., 4 15 октября 10.00. Встреча с православным психологом-публицистом И.Я.Медведевой (Москва). СПбГУСЭ. ул.Трефолева. 2 11.00. Конференция и выставка " Православное церковное искусство и современная семья " Александро-Невская лавра. Митрополичий корп. 16.00. Круглый стол " Семья военнослужащего " . ВКА им. А.Ф. Можайского, клуб ул. Красного Курсанта, 18. 17.00. Секция " Приоритетные направления в деятельности церковно-приходских школ. Санкт-Петербургской епархии " Александро-Невская лавра. Бирюзовый зал. 17.00. Круглый стол " Патриотическое воспитание молодежи. Александро-Невская лавра, Духовно-просветительский центр " Святодуховский " 19.00. Встреча с православным психологом-публицистом И.Я.Медведевой (Москва). Православный молодежный клуб " Чайка " 16 октября Студенческие телемосты. РГПУ им .А.И. Герцена, 2 корп., ауд.265

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=194...

Файл : Свято-Троицкая Александро-Невская лавра 7.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 533 (262 Кб) Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D5200 Время экспозиции 1/160 с (0,00625) Число диафрагмы f/8 Светочувствительность ISO 200 Оригинальные дата и время 07:57, 20 августа 2015 Фокусное расстояние 18 мм Ширина 1200 пикс. Высота 800 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop 21.0 (Windows) Дата и время изменения файла 18:18, 14 июля 2021 Программа экспозиции Ручной режим Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 07:57, 20 августа 2015 Выдержка в APEX 7,321928 Диафрагма в APEX 6 Компенсация экспозиции −0,66666666666667 Минимальное число диафрагмы 3,6 APEX (f/3,48) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала Доли секунд оригинального времени 1 Доли секунд времени оцифровки 10 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 255,86413574219 Разрешение по Y в фокальной плоскости 255,86413574219 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости 4 Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Ручная установка экспозиции Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 18 мм Тип сцены при съёмке Ландшафт Повышение яркости Нет Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Серийный номер камеры 4399388 Использованный объектив 18.0-200.0 mm f/3.5-6.3 Дата последнего изменения метаданных 21:18, 14 июля 2021 Оценка (из 5) Уникальный идентификатор исходного документа 5B7223DB5ACA5986ACC0ACF8565A4C4A Версия IIM 14 697 Показать дополнительные данные Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Свято-Тро...

Египет, получили широкое распространение в рус. мемориальной традиции в силу выразительной лаконичности своих объемов. Обелиск устанавливался прежде всего как знак военной победы, и в этом качестве (т. е. как памятник) известен со 2-й пол. XVIII в. (напр., обелиск в память Кагульского сражения, г. Пушкин, 1771, архит. А. Ринальди), а в частной мемории, с надлежащей коррекцией объема в сторону камерности и составляющими надгробного памятника, встречается с конца столетия. Один из ранних памятников такого типа - надгробие А. Д. Литке - датируется 1799 г. (архит. В. Бренна (?), Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра). Определенная атмосфера камерности этого Н. создается не только посредством стройного, не слишком высокого объема обелиска, но и благодаря выбору цвета материала - розового гранита. Благодаря такому цветовому решению линия вертикали визуально практически не прерывается от самого цоколя, несмотря на то что собственно обелиск установлен на постамент на ножках-шарах из серого гранита; на медальоне из белого мрамора изображен херувим, преломляющий стрелки часов. Надгробие кн. П. Д. Черкасского. После 1816 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Надгробие кн. П. Д. Черкасского. После 1816 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Незыблемость пирамиды в ее основании и в то же время схождение плоскостей ее граней в одной точке вверху сближают восприятие этой формы с устремленным ввысь лучом обелиска, к-рый в классическом варианте представляет собой 4-гранный в основании столп с завершением в виде пирамиды. Связываемая с пирамидой символика огня (ср. покрытый золотом, словно излучающий свет, пирамидион егип. обелисков, напр. обелиска Рамсеса II из Луксора, установленный в нач. 30-х гг. XIX в. на пл. Согласия в Париже) сохранялась в рус. Н. и могла многократно повторяться в одном памятнике. Помимо навершия в виде вазы-светильника, обычного для пирамиды (гл. обр. усеченной), светильники с хорошо выявленным пламенем устанавливались симметрично у ее основания по сторонам (напр.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Файл : Свято-Троицкая Александро-Невская лавра 6.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 571 (452 Кб) Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS 60D Время экспозиции 1/100 с (0,01) Число диафрагмы f/10 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 15:32, 22 июля 2015 Фокусное расстояние 18 мм Ширина 1400 пикс. Высота 1000 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop 21.0 (Windows) Дата и время изменения файла 18:09, 14 июля 2021 Программа экспозиции Пейзажный режим (для пейзажных снимков, с фоном в фокусе) Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 15:32, 22 июля 2015 Выдержка в APEX 6,643856 Диафрагма в APEX 6,643856 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,625 APEX (f/3,51) Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 27 Доли секунд оригинального времени 27 Доли секунд времени оцифровки 27 Цветовое пространство Некалиброванное Разрешение по X в фокальной плоскости 4296,1325966851 Разрешение по Y в фокальной плоскости 4356,3025210084 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Серийный номер камеры 2131209735 Использованный объектив EF-S18-135mm f/3.5-5.6 IS Оценка (из 5) Дата последнего изменения метаданных 21:09, 14 июля 2021 Уникальный идентификатор исходного документа 9C7DFE30A2A25C5F94102A50FF12AED1 Версия IIM 11 473 Показать дополнительные данные Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Свято-Тро...

Рельеф надгробия П. И. Мелиссино. 1800 г. Скульптор М. И. Козловский (Лазаревская усыпальница, Александро-Невская лавра) Земмельгак, обрусевший швед, выпускник Копенгагенской АХ, назначенный академик С.-Петербургской АХ, нек-рое время работал в мастерской Шубина - один из немногих скульпторов, реализовавшихся как художник именно на поприще создания памятников-меморий. Его произведениям свойственны неожиданные образные решения, определяющие индивидуальный характер памятника и вводящие в круг личных, интимных переживаний. К образцам пластических камерных работ Земмельгака относится, напр., беломраморное Н. камердинера имп. Екатерины II А. С. Попова (1781, ныне в Благовещенской усыпальнице, Александро-Невская лавра). На невысоком постаменте, мягкими линиями расширяющемся к основанию и сдержанно украшенном драпировкой, установлен медальон с рельефным портретом усопшего в профиль. Строгость достаточно официального классицистического изображения смягчает лежащая по верху медальона пышная гирлянда, органично включена фигура ребенка, сидящего на пьедестале: правой ручкой он утирает слезы, в левой держит опущенный вниз факел. Образ, покоряющий своей непосредственностью и подчеркивающий личное переживание утраты, передан со всей возможной реалистичностью, тем более важной, что ребенок здесь не столько аллегорическое изображение, сколько напоминание о младенце-дочери Попова, родившейся после кончины отца. Земмельгак работал над группой Н. семейства Яковлевых, для главы к-рого, Саввы, исполнил массивный мраморный саркофаг с позолоченной крышкой, сплошь заполненной отчеканенной надписью в традиции Н. XVIII в. Ее текст отражает достижения одного из богатейших людей своего времени, фабриканта, снискавшего своими деяниями «бессмертную славу», к-рый Отечеству «доставил превеликую пользу». Саркофаг украшен отлитым из бронзы рельефным портретом Яковлева с точно подмеченными и реалистически трактованными чертами лица этого деятельного предпринимателя. Небольших размеров Н. баронессы Д. Фредерикс (1779, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) чрезвычайно выразительно благодаря архитектурно-пластической композиции, поддержанной цветовым решением.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

В 1902-м году автор настоящей книги представил владыке-митрополиту записку о желательности ознаменовать предстоявший в 1903-м году юбилей двухсотлетия С.-Петербурга изданием Лаврой описания своего Архива, по крайней мере, за время царствования Императора Петра Великого. Владыка принял эту мысль и для описания Архива составлена была Комиссии, под председательством тогдашнего викария Петербургского, епископа Иннокентия (Беляева), ныне архиепископа Карталинского и экзарха Грузии, в составе членов: наместника, архимандрита Корнилия, профессора Университета, ныне директора Женского Педагогического Института Сергея Федоровича Платонова, помощника управляющего Канцелярией Святейшего Синода, ныне покойного, Сергея Петровича Григоровского, управляющего Синодальной Типографией Александра Васильевича Гаврилова, начальника Синодального Архива, ныне покойного, Алексея Александровича Завьялова и автора настоящей книги, принявшего на себя делопроизводство по Комиссии. К юбилею был издан большой том описания, но он не вместил в себе всего Архива за годы царствования Петра, а обнимал только первые 4 года лаврского Архива. Дела лаврского Архива за эти годы, составленные из бумаг, почти исключительно черновых, притом большего частью не по предметам содержания, а по форме бумаг – предписания, отписки, доношения – были весьма труднодоступны, требовали внимательного прочтения каждой бумаги, вызывали подчас двойную и тройииую работу описания одного содержания бумаг, рассянных по разным делам и, естественно, вызывали в результате описание более подробное, чем можно было предполагать. Кроме того, выяснилась необходимость единоличной обшей редакции, которая фактически и лежала на делопроизводителе. После выхода первого тома Комиссия, лишившаяся своего председателя, назначенного на Тамбовскую архиерейскую кафедру, и в виду новых с.тужебных обязанностей части ее членов, была закрыта, и владыка-митрополит выразил всему составу Комиссии за его труды свою благодарность. Затем, в виду незаконченности задачи, первоначально принятой, автор настоящей книги, для пользы науки, предложил с своей стороны продолжить редакцию дальнейшего описания лаврского Архива за время Петра Великого, с тем, чтобы напечатать оставшиеся работы членов Комиссии, а равно и дальнейшие работы по описанию Архива. Закончить описание Петровского лаврского Архива предположено было к юбилею Лавры. В марте 1909-го года Лавра, вследствие денежных затруднений, временно приостановила было печатания Архива, но уже в январе 1910-го года просила продолжить его. Работы редакции были бесплатные, а за описание дел назначен был полистный гонорар, сообразованный с условиями работ в Синодальной Архивной Комиссии, причем для описания Лаврского Архива, по предложению архимандрита Корнилия, бумага и печать была избраны лучшие. Второй том Архива вышел в свет в 1911-м году и, как и первый, был сочувственно встречен учеными, интересующимися предметами его содержания. 3-й – последний – том печатается 4101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Александро-Невская Лавра Подлинник. Сим свидетельствую, что иеромонах Вениамин, в течение 6-летнего пребывания нашей Духовной Миссии в Иерусалиме, с 1848-го по 1854 год, был духовником оной и многих русских поклонников, которых поручал ему исповедовать наместник Иерусалимского Патриарха митрополит Петро-Аравийский Мелетий. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 12. 397. Второе свидетельство архимандрита Порфирия, выданное иеромонаху Вениамину для представления в Св. Синод С.-Петербург, 3 ноября 1854 г. Александро-Невская Лавра Подлинник Долгом почитаю сообщить, кому следует, что русский иеромонах Вениамин, пребывавший в Иерусалиме, вел образ жизни, совершенно соответственный его сану, и пользовался общим уважением как тамошнего духовенства и жителей, так и русских поклонников. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 13. 398. Записка Е.Л. Ширман 706 для иеромонаха Вениамина С.-Петербург, 4 ноября 1854 г. Копия В доме генерала Александрова спросить иеромонаха Вениамина Иерусалимского; если он здесь, то попросить его пожаловать по одному крайне нужному делу к генеральше Ширман, живущей на Литейной ул , против Артиллерийских казарм, в доме Вернера. Елизавета Леонтьевна Ширман. Прим. о. Вениамина. Означенная записка наделала большую тревогу в Петербурге. По ее требованию прислана была за мною карета от министра двора Адлерберга 707 , в которой я всю ночь ездил к генеральше Ширман. Она объяснила мне желание Ее Высочества Елены Павловны, что она назначает меня духовником Крестовоздвиженских сестер в Севастополь во время войны, и я немедленно должен был, по ее требованию, ночью, в 12 часов, лично представиться Ее Высочеству и принять на себя назначение духовника Крестовоздвиженской общины. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. С. 2. 399. Из письма Е.Л. Ширман к иеромонаху Вениамину (печ. с сокращениями) С.-Петербург 18 января 1855 г. Копия Многоуважаемый о. Вениамин! Вслед одно за другим получила я Ваши два письма из Симферополя, от 11 и 29 декабря. Как жаль, что числа не выставлены были, вместе я их получила; но благодарю за память и уведомление о Вас и Крестовоздвиженских сестрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В неусыпной царственной работе Государя Императора, в учреждении Государыней Императрицей Александрою Феодоровною организаций Трудовой Помощи, в высоком покровительстве Их Императорских Величеств идеям мира и материнства, Россия слышит постоянный призыв к благодетельному мирному труду и благополучному возрастанию. Высочайший указ 18-го декабря 1797-го года нес с собою много милостей духовному чину. Государь свои повеления предварял изъяснением, что «попечение о благоустройстве Церкви и призрение к служащим ей» он почитает «одною из главнейших обязанностей царствования». Повелено было учредить к двум существующим – Киевской и Московской – две новых Духовных Академии – «в Санктпетербурге при Александро-Невском Монастыре и в Казани, вместо находящихся там Семинарий»; для Академий и Семииарий утверждены были новые штаты, значительно превышавшие прежние ассигнования; возвышены штаты Архиерейских Домов, соборов, Монастырей, Консисторий, ассигнования на ризницы, ремонт; при 3-х Лаврах, включая и новую Александро-Невскую, и при Московском ставропигиальном Донском Монастыре учреждены штаты по 10-ти соборных иеромонахов с особом окладом; разрешено в третьеклассных Монастырях, для благолепия церковного служения, настоятелей производить в архимандриты, с оставлением на игуменском окладе; положен отвод казенной земли не имеющим земли Архиерейским Домам по 60-ти и Монастырям по 30-ти дссятин, мельниц, по одной, рыбных ловель; при придворной церкви в Петербурге, при Большом Успенском и Благовещенском соборах в Москве учреждены штаты по 6-ти соборных свяшенников; в Консисториях положено быть присутствующими «по крайней мере половине из белого священства»; учреждены награды для белого духовенства наперсными крестами, фиолетовыми бархатными скуфьями и митрами; повелено точно выделить церковные земли и установленную пропорцию морковной земли обрабатывать «трудами прихожан». С.-Петербургская Академия, «из Семинарии учрежденная», получила к своему содержанию в 4.500 рублей прибавку в 7.500 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Плита кн. Б. И. Прозоровского. Ок. 1705 г. (некрополь Донского мон-ря) На долгие годы одним из самых популярных после плиты типов Н. становится камень в форме саркофага позднего барокко, особенно в Москве в 3-й четв. XVIII - нач. XIX в. Такие Н. свезены в Донской мон-рь с кладбищ Москвы и Подмосковья (встречаются и во мн. др. обителях) и представлены саркофагами разных форм - от простых, с прямыми гранями стенок, плоскими крышками и со скромным скульптурным декором до фигуративных, с пышным рельефным убранством (напр., белокаменный саркофаг А. Р. Брюса, 60-е гг. XVIII в., с 2-составным вычурной формы массивным корпусом на волютообразных опорах, сплошь покрытый обильной резьбой с геральдическими и орнаментальными мотивами); нек-рые имели раскраску - отголосок средневек. роскраши по резному белому камню. Во 2-й пол. XVIII в. черты позднего барокко сохраняются и в с.-петербургских Н., отличающихся сдержанным характером и изрядным композиционным разнообразием. Последнее хорошо иллюстрирует группа из нескольких сходных по материалу и стилю мемориальных памятников 70-х гг. XVIII в. Это надгробные гранитные плиты, окованные позолоченной медью, декор к-рых выполнен в технике выколотки. Основой их композиции является классическая для меморий раннего барокко пышная формула фиксации достижений человека, выраженная посредством геральдического рельефа и эпитафии с перечислением всех личных послужных и родовых заслуг. Эти 2 элемента представлены практически в равных долях с т. зр. занимаемого ими места в композиции. Так, Н. гр. П. Г. Чернышёва (после 1773, Лазаревская усыпальница, Александро-Невская лавра) очерчивает граница в виде меандрового пояса с херувимами по углам, всю верхнюю часть занимают осененные стоящим в центре небольшим Распятием 3 знака орденов почившего и династический герб под ними, а нижнюю ¾ пространный текст, который, как и Распятие, завершает изображение черепа внизу. На Н. гр. М. К. Скавронского (70-е гг. XVIII в., Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) текст помещен в крупный картуш, утвержденный на прихотливого рисунка постаменте, над картушем ¾ герб, к-рый фланкируют 2 птицы. В то же время в декоре этих Н., особенно Чернышёва, появляются признаки стиля следующего столетия: намечающийся отход от «многословности» композиции, появление деталей, указывающих на интерес к античному наследию, напр. орнамент в виде меандра.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010