А на пропитание оных учеников, которые от отцов своих удовольствованы быть не могут, собирать тех же уездов с попов с причетники хлеб по Регламенту 1369 . Результатов, однако, указ не принес никаких, так как Списки воспитанников, поступивших в Школу в 1724-м и 1725-м годах, указывают только 2 духовных имени – сыновей дьячка и пономаря села Борович 1370 . 18-го сентября 1724-го года келейный иеродиакон архиепископа Феодосия писал Головачеву: «сего числа преосвященнейший наш архиепископ Феодосий указал вам сказать указ, дабы вы из Славенские Школы учеников без указа его преосвященства собственного ни в какие службы не окончивших грамматики и не изучивших арифметики совершенно, – которой велено оных обучать келейному иеромонаху отцу Вениамину, – и не свидетельствованных самим его преосвященством, отнюдь не изволили брать и не определять, и ныне определенного в копиисты студента Ивана Авдеева отпустить в Школу для обучения арифметике. Понеже его преосвященство сам его изволил спросить, где ныне обретается. Такожде, которые отстали от Школы, взять всех по прежнему» 1371 . В конце января 1722-го года Иродион Тихонов отпросился в отпуск в Новгород «ради забрания жены и детей», до первой недели Великого Поста 1372 . В сентябре 1722-го года Тихонов получил от Святейшего Синода поручение испытать всех лиц, занимающихся в Петербурге, обучением детей, и назначен инспектором над ними 1373 . 19-го апреля 1724-го года архиепископы Феодосий и Феофан объявили Святейшему Синоду высочайшее поведение о приискании «таких учителей, которые могли б Калмыцкого народа людей к благочестию приводить» 1374 . В то время замечалось стремлению Калмыков Астраханских степей принимать православно. Святейший Синод командировал, к Астраханскому губернатору Волынскому иеромонаха 1375 и сделал запрос о приискании подходящих людей преосвященным тех епархий, которые имели в своих границах Калмыков 1376 . Между тем Волынский прислал в Москву из Астрахани крещеного Калмычанина Ивана Кондакова для подготовки его в священники для Калмыцкого народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Итог строительных работ этого года был следующий. В соборной церкви выведено было фундамента на 1½ аршина, «в стенах заведено из тесаной плиты 20 гробниц», 4 в алтаре и 16 в церкви. Плитного и дикого камня употреблено было 135½ сажен и 5.000 кирпича. При каменном строении в Монастыре в галереях сведены своды. «В трех линиях у сводов положено в дело» кирпича до 34.000. На Васильевском острове палаты совсем отделали, только за недостатком кирпича не свели в погребах одного свода. Кирпича употреблено было здесь до 117.000, черепицы 1.000 555 . В 1722-м году устраивался сад. С декабря 1721-го по март 1722-го года вывозили излишнюю землю от ново построенного канала для уравнения огорода, всего 267 сажен. За каналом к пильной мельнице в феврале построены из бревен «рубленые цветники, в которых будут содержаться и расти зимним временем овощи»: здание в сажени, вышиной в 2 спереди и сзади 3 аршина, с двумя печами, нагревание которых происходило из каморок, пристроенных к задней стене; 2 ящика, рубленые в лапу, 1 длиною в 5 сажен, поперечнику аршина, с перерубом, другой в 6 сажен, с тремя перерубами. В цветниках 24 стекольчатые затвора в стенках. Перед цветниками – ящик бревенчатый в 7 сажен длины, поперечнику 2 1 / 4 аршина, о трех перерубах. При цветниках – светлица с перерубом и сеньми в сажени, в сенях чулан. Все строение крыто пильными горбылями 556 . В феврале и марте 1722-го года на ново заведенный «монастырский огород, что при Невском Монастыре к пильной мельнице», было вывезено из-под деревни Волкова на монастырских лошадях 12 сажен песку. Песок обошелся в 32 рубля. Тогда признано было более выгодным поставку песку передать подрядчику. Подрядчик поставил в течение лета 60 сажен самого доброго песку на монастырском судне по 40 алтын и гривне за сажень 557 . В апреле 1722-го года садовое место от архитектора еще не было размерено, и садовник не мог определить, сколько всего потребуется песку 558 . В мае 1722-го года сдан был подряд на поставку 200 сажен навозу в новозаведенный сад, по 1½ рубля за сажень 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Наступала Пасха, а иеромонах Петр не получал освобождения. И вот 15-го марта он пишет архиепископу Феодосию: «приближающуся торжеству всемирному о избавлении рода человеческого, аз, окаянный, что сотворю, окован сущий нищетой и железом? Да сподоблюся, по крайнейшему благоутробию вашему, свободен быти от уз и работы». Освобождение дано было только 18-го апреля, но с предписанием от Келейной Конторы архиепископа Феодосия, где начальствовал секретарь Семенов, «в подтверждение о том, дабы впредь утекать не умышлял и не дерзал, взять у него письменное обязательство под жестоким штрафом, не под таким, каков у явившегося с ним в збеге иеромонаха Герасима, в легком зело заключении неосторожно взято». Наместник, иеромонах Илларион и судья Головачев на это ответили Герасиму Семенову: «крепчая того, кроме смертные казни (которой по мнению нашему в такое дело включать не прилично), написать мы недоумеваем!). Буде же по вашему мнению что выше ума нашего определено, извольте исполнить нам показать именно: мы повеленное исполнить по должности нашей готовы». Обоим беглецам предложены были следующее пункты: «1. За объявленною ого преосвященства милостью в свободу, о своем погрешении збегом из Невского и прочих против должности своей погрешениях сожалеть пред Богом и братией будут ли. 2. Впредь о збеге из Невского всякими действы и способы сами умышлять и других о том подущать будут ли. 3. Буде в таком преступлении (от чего, Боже, сохрани) явятся, чем себя обязуют». На первые два пункта оба ответили; «1. Не буду. 2. Желаю». А на 3 – й весьма различно. Иеромонах Герасим: «Извержением чина, наказанием на теле, или тягчае оного, как воля настоятельская о мне рассудит». А иеромонах Петр только: «По сему обязуюсь» 1464 . Келейная Контора архиепископа Феодосия, видимо, затруднилась репликой на замечание наместника и судии и ограничилась ответом: «о крепчайшем беглецов письмообязательстве, когда уже изволили вы письменно себя признать, что иных мер паче написанных употребить не можете, пришлется вам от его архиерейской Конторы форма» 1465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Публиковали о вызове подрядчиков по заготовке плиты на облицовку зданий к 1720-му году 504 . Каменное строение не поглощало всей строительной энергии Монастыря. Расширялись и деревянные постройки, бывшая на левом берегу Черной речки. В 1719-м году при Благовещенской деревянной церкви по левую сторону прирублен «придел», в котором поставлена муравленая печь. Пристройка была крыта тесом по скале и обита тесом. На колокольне построен шпиц в 9 сажен вышины на восьмерике, имевшем в вышину 4 сажени; под колокольнею в мазанке сделана муравленая печь. За архимандричьими кельями огорожен пильным тесом сад в 16х14 сажен; забор имел вышину в 4 аршина. В саду был построен из пильных досок ящик в 35 затворов. Возле кузниц построена келья с сенями и с муравленою печью. Построена столярня с сараем в сажен, крытые дранью, с двумя кирпичными печами. Близ скотного двора построен земляной погреб в 16х7х1½, сажен, крытый дранью по скале 505 . А над погребом построена подволока. За полисадом к пильной мельнице вырублено для огорода 140х100 сажен леса, вырыто 3 канала и переворочено земли, глубиною на аршин, до 1.500 сажен. Вывозили землю из канала и на монастырские огороды привозили чернозем из Канец 506 . В монастырских цветниках близ скотского двора устроены две печи 507 . На устье Черной речки «меж пашиннику» построен подъемный мост 508 . Производились постройки и на подворье, где напогребница перенесена была старая, а ямник срублен и поставлен новый. Здесь с улицы было забрано меж брусья 8 звеньев пиловальным тесом, а «сверх того» поставлены балясы точеные 509 . В 1719-м году по каналам около препшпективой дороги сделан плетень, с подряда, за 189 рублей. Выкопан канал по обе стороны, глубиною в 2 аршина и шириною 3 аршина, протяжением на 147 сажен. На двух монастырских лошадях возили «фурманом» песок 1 месяц. «В фурман песок нагребали и, срывая, по дороге разравнивали от строительных дел работники по 3 человека в день». Все работы 1719-го года исчислены в 227 рублей 55 копеек. Кроме того, архимандрит Феодосий с этого года разрешил ямщикам ямской Смоленской слободы ездить по дороге в Петербург «для своих нужд» «без платежа в сборный ящик денег» под условием при возвращении из Петербурга привозить на дорогу по телеге песку 510 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Назначенному для сопровождения мощей архимандриту предписывалось, «дабы он имел в пути такое поспешение», чтобы мог со святыми мощами «к Санкт-Петербургу прибыть приближаюшегося августа к двадесятому, а по всеконечной мере к двадесять пятому числу неотложно» 1395 . Сенат, обсудив полученной из Святейшего Синода ведение, постановлением 10-го июля предложил устроить для перенесения мощей, вместо лектики, удобный ковчег, «который бы раку святого с мощами свободно вместить мог и имел бы над оною ракой приличный балдахин». Расходы Сенат полагал возместить из доходов Монастырского Приказа, из наличных денег, какие в Приказе окажутся. Нести ковчег и над ним балдахин людьми, с переменою. С этой целью «во всех городах и селах и деревнях брать, как из посадских, так и из ямщиков и из крестьян, чьего б оные ведения ни были, по скольку человек надлежит». Для сопровождения мощей был назначен окольничий Михаил Васильевич Собакин. Для провождения святых мощей, для караула и посылок даны из Московского гарнизона обер-офицер с унтер-офицером и 20 человек драгун. Подводы всем от Владимира до Петербурга даны из Ямского Приказа, а прогонный деньги из Штатс-Конторы. Святейший Синод, заслушав ведение Сената, того же 10-го июля сделало дополнительное постановление: «вместо лектики, которая была б лошадьми везена, устроить удобный ковчег, который бы раку святого с мощами свободно вместить и людьми несен быть мог и имел бы над оною ракой приличный балдахин с надлежащим державной персоне украшением, с примеру учиненного оной прежде определенной лектики с балдахином абриса, и при том строении быть в Москве супер-интенданту Зарудиеву, которому, под ведением и присмотром обретающегося в Москве синодального члена и ассесоров, оное все построить, как оным сенатским ведением показано, из наличных, Монастырского Приказу денежных доходов, какие в том Приказе ни будут, счисляя оные на счет Щтатс-Конторы. А нести оный ковчег с мощами чрез городы и знатные, довольное священников число имеющих, места, где сретенье оным и провождение со обычною процессией будет, священным чином, а чрез деревни и в прочих путевых местах определенными от Сената светскими людьми с обычною переменою». Предписано было «в пути иметь усердное поспешение, чтоб как возможно святые мощи к Санкт-Петербургу принесены были к показанному Святейшего Синода прежним приговором приближающегося августа 20-му, а по всеконечной мере августа к 25-му числу неотложно» 1396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Первый состав типографских рабочих был следующий. Наборщики Степан Ильин и Иван Михайлов, тередорщики Иван (Федоров) Колмаков и Данила Юдин, батырщики Тимофей Скотинков и Козма Георгиев (Егоров), принятый на место уволенного за воровство, и разборщик литер Никита Милюков. Все они были присланы из С.-Петербургской Типографии. У нового стана стали из монастырских, служителей: наборщики – Фока Петров и Афанасий Журкин, тередорщики Семен Жаров и Иван Перфильев, батырщики Семен Дмитриев Хохлов и Иван Нестеров и разборщик Артемий Зиновьев 1289 . С 1722-го года в Типографию определен писарь Сергей Тарасов 1290 . Содержание они получили следующее: писарь 40 рублей и хлеба 4 четверти муки и 4 четверти овса, наборщики по 37-и рублей 1-му алтыну 4 деньги, тередорщики по 26-ти рублей, батырщики по 24 рубля 2 алтына 4 деньги, разборщики по 25-и рублей 2 алтына 4 деньги и хлеба по 3 четверти муки и по 3 четверти овса на человека 1291 . В 1722-м году к 1-му февраля закончено было печатание «Пращицы», – 1.200 экземпляров 1292 . С 1-го февраля по 11-е марта печатана книга Толкование блаженств евангельских, первое издание, в количестве 600 экземпляров. Книга пушена была в продажу по 11-и алтын и принесла прибыли 117 рублей 1293 . С 28-го марта по 1-е мая напечатать был «второй выход», в 600 книг, и принес прибыли 133 рубля 1294 . С 1-го июня по 1-е августа напечатали уже третье издание, на этот раз в количества 2.350 экземпляров 1295 . Толкование блаженств евангельских, сочиненное по указу Государя, Петр сам редактировал и в указе Святейшему Синоду из Астрахани 13-го июля 1722-го года, собственноручно писал: «книгу о блаженствах всю чель, которая зело изрядная и прямой путь христианской, только надлежит предполагаю сделать, в котором разные наши толкования неправые ханжевские все выяснить, дабы читающий перво свой порок узнал, и потом пользу и прямую истину, також в конце силу всей книги зело короткою выпиской без толку 1296 , понеже оной уже выше писан, положить, дабы мог на память оное иметь, понеже всей книги на память невозможно иметь» 1297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Все они изучали «от (фундамента азбуку, следующее, Букварь, толкование блаженств евангельских от листа 1-го до»: «l34-ro на обороте, 8-го и 9-го блаженства»; «75-го, 7-го блаженства, то есть А потоке Бог не токмо любить нас»; «75-го, 7-го блаженства, то есть Есть же злое миротворение»; «62-го на обороте, то есть до 6-го блаженства»; «49-го на обороте, 5-го блаженства» 1360 . Головачев поручил Тихонову спросить отцов и брата прекративших учение школьников, «по взятьи от Школы детей своих они кормят ли и какой от них прибыток имеют». Сапожник показал, что он пока приискивает для своих двух сыновей места, чтобы «отдать их в науку, какую обыщет, из пропитания». Конюх заявил, что одного сына он будет содержать в Школе на своем коште, а другого желает обучить сапожному мастерству. 5-ый школьник, хотя и имел брата, но оказался сиротой, кормившимся частью собственными трудами, частью милостинным подаянием»: носил воду, собирал и продавал грибы и тому подобное. Головачев проектировал объявить конюху и сапожнику: «за их нерассудное о детях их попечение, буде они кормить их в домах своих не хотят, надлежит у них вычитать из трактамента их на пропитание детей их хлеба ржи по 3 четверти и денег на харч по 3 рубля в год, и кормить тех детей за тот вычет на монастырской пище по прежнему, а за неблагодарение отцов их из содержания монастырским коштом учителям и школьным расходам книгами и за канцелярский излишний труд штрафовать их – бить плетьми». Мальчика-сироту отдать в работу для обучения к садовнику на монастырской пище и одежде. Преосвященный Феодосий 23-го сентября 1724-го года утвердил это мнение с тем, чтобы сапожник и конюх были предварительно осведомлены о предположенном оборота дела и еще раз опрошены, желают ли содержать в Школе своих детей. Конюх ответил, что «кормить детей своих, поколь хлеба у него станет, будет». А сапожник «утверждался в том, что кормить ему нечем». После этого сапожник был подвергнуть вычету, а дети взяты в Школу на монастырское содержание 1361 . Между тем, прежде чем состоялось это решение, поступило прошение от трех школьников, уволенных на содержание от братьев, чтобы им оставаться на монастырской пище и одежде, а если им монастырской пищи и одежды определено не будет, то уволить их на волю, потому что братьям их «за немалым своим оскудением пищей и одеждой снабдевать их не из чего».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В С.-Петербурге иеромонах, студент и архимандрит перевели с французского на русский язык известную книжицу аббата Мишона о св. местах, разделив её на три равные части. Сей перевод с двумя раскрашенными планами Святогробского храма (их изготовил студент Соловьёв) и с чертежом Гефсиманской церкви (чертёж сделан иеромонахом Феофаном) представлен митрополиту новгородскому. По окончании сего общего труда каждый занялся своим делом, иеромонах – обработкой своих прежних творений, студент – переводом вышеупомянутой арабской летописи с начала её, а настоятель их перевёл с еллинского два канона на Рождество Христово и один на Сретение Господне, пересмотрел и приготовил в печать своё второе путешествие по Синайскому полуострову и Эт-Тихской пустыне и начал писать отчёт о действиях своих в Иерусалиме. Таковы были занятия нашей духовной миссии иерусалимской в течение седьмого года её послушания. Хвала Богу, подателю смысла и ведения! Александро-невская лавра. 20 января 1855 года. 151 В отчёте помещено послание к кафоликосу, которое мы опускаем, так как оно напечатано в Трудах Киевской Духовной Академии, 1866 г., 2. Ред. 152 Опускаем эти строки, так как всё письмо напечатано. См. Арх. Порфирий Александрийская патриархия, стр. 179 сл., изд. Имп. Академии Наук. СПб. 1898. Ред. 153 Опускаем эти образцы, так как литургии коптов в переводе с издания Ренодо (Liturgiarum orientalium collectio stndio Eus. Renaudot. Paris. 1847) напечатаны арх. Порфирием в Путешествии по Египту, стр. 119 сл. СПб. 1856. Ред. 154 Отчёт отправлен В.П. Титову 21 февраля 1850 г. при следующем письме: На основании § 12 данной мне инструкции представляю вам при сем отчёт об учёных занятиях нашей духовной миссии в течение прошлого года и при нём 12 статей разного содержании и две картинки (образ армянского царя и портрет государя Шои). 155 Отчёт этот (Рукопись Порфирия I Аа / 4 =14), составляющий приблизительно 200 печатных страниц, был написан арх. Порфирием в течение 1851 г. и отправлялся им частями нашему посланнику В.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

молятся… Что же прибыль обществу от сего? Во истинну токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут от податей и от лености, дабы даром хлеб есть. Находится же иной способ жития праздным сим не праздный, но богоугодный и не зазорный, еже служити прямым нищим, престарелым и младенцам. Ибо на многих местех святое писание сие не токмо похваляет, но и узаконяет». В то же время нельзя не признать определенную справедливость царской критики по поводу поведения части монашествующих, малой образованности последних, неприспособленности их к духовным и культурным нуждам общества. Не случайно в этой связи желание Петра привлечь монастыри к делу благотворительности, что получило отражение в упомянутом указе. Однако реформаторы и некоторые их преемники, при всей заботе об организации духовного просвещения в России, устройстве семинарий, в то же время «бесполезных» иноков полагали «тунеядцами», созерцательность – леностью, отшельничество – бегством от государевой службы. Все это и ложилось мрачной тенью на всю петровскую эпоху, эпоху государственного и религиозного прагматизма. В таких условиях, казалось, навсегда терялся монашеский идеал, а вместе с ним и его носители, старцы-аскеты, безмолвники и духовидцы афонской и синайской школ, некогда нашедшие мирное уединение в России, а ныне со смирением доживавшие дни своего земного бытия в пустыньках, скитах, лесах на окраинах огромной империи. По мысли Феофана Прокоповича , ученые монахи как представители книжной духовности должны постоянно пребывать в пределах досягаемости светской власти, почему в новой столице Санкт- Петербурге спешно основывается Александро-Невская Лавра, которой было уготовано стать официальным центром просвещенного монашества. В ее стенах молодые иноки осваивали курс наук духовных наравне с некоторыми светскими дисциплинами, что в образовательном отношении ставило их на одну ступень с питомцами иезуитских учебных заведений Европы. Наряду с очевидным успехом церковного образования следовало ожидать общего подъема духовности православных подданных российских самодержцев, на что и делался расчет. Народ же оставался в целом равнодушен к усилиям правительства, жил и молился по старому образцу, но живой веры не проявлял. Мало того, были случаи откровенного неуважения к своим архипастырям со стороны простых верующих; здесь они имели отрицательный пример построения государством отношений с Церковной иерархией (вспомним репрессированного по навету завистников Феофилакта, архиепископа Новгородского, митрополита Арсения Мациевича и др.) Во время Чумного бунта в Москве в 1771 г. был растерзан чернью архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) – редкое преступление для России синодального периода 673 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петербургские священники собирают рождественские посылки для военных Северного Кавказа 10 декабря, 2010. Редакция " Правмира " Санкт-Петербургская епархия проводит благотворительную акцию «Рождественская посылка солдату». Священнослужители собирают гуманитарный груз военным, проходящим службу в горячих точках Северного Кавказа Санкт-Петербургская епархия проводит благотворительную акцию «Рождественская посылка солдату». Священнослужители собирают гуманитарный груз военным, проходящим службу в горячих точках Северного Кавказа, сообщает сайт епархии . Любой желающий может принять участие в акции и подарить солдатам к Рождеству и Новому году средства личной гигиены, фонарики, шерстяные вещи, теплое белье, конфеты, печенье, консервы, кофе и чай. В солдатские посылки также включат нательные крестики, иконы и духовную литературу. Священнослужители готовятся сами отправиться в очередную командировку к военным, проходящим службу в Ингушетии, Дагестане и Чечне. Задача поездки – духовно поддержать молодых бойцов, отпраздновать Рождество Христово и вручить подарки. За время прошлых поездок, начиная с первой чеченской военной кампании, более 1200 бойцов приняли крещение. Посылки солдатам принимаются до 14 декабря по адресу: Александро-Невская лавра, Епархиальное управление, наб. реки Монастырки, 1, каб. 171. Телефоны 710-2208, 577-4492, 953-1580. Читайте также: Полковые священники Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 марта, 2024 31 декабря, 2023 29 декабря, 2023 29 декабря, 2023 27 декабря, 2023 26 декабря, 2023 24 декабря, 2023 24 декабря, 2023 20 декабря, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/peterburgskie-svyashhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010