В конце 1722-го года состоялся синодальный указ на будущее время все необходимое для рассылки по церквам Новгородской и Псковской епархий и области ново-завоеванных городов – указы, книжицы, тетради и листы – печатать и Петербурге: гражданским шрифтом в С.-Петербургской Типографии, а церковным – в Невской 1310 . В 1722-м году, по словесному приказанию архиепископа Феодосия, отпущено было из Типографии в Москву, где был тогда Святейший Синод, 4.300 Букварей на 1.051 рубль 1311 . В 1722-м году Типография отпустила в Нижний преосвященному Питириму тысячу книг, «в которых обретаются учиненные противу раскольнических вопросов ответы» 1312 . Не совсем ясна бухгалтерия того времени. По приходо-расходным книгам Типографии значится денежных: прихода в 1720-м году 450 рублей, в1721-м году 318 рублей, в 1722-м году 2.981 рубль и в 1723-м году 1.208 рублей; расхода за те же годы 226, 217, 3.113 и 1.383 рубля. При перемене расходчика с 1724-го года новому расходчику сдано наличных 10 рублей и осталось не сданными 8 рублей. Поступление материалов за те же годы показано в такой оценке: в 1720-м году – 1.730 рублей, в 1722-м году 960 рублей и в 1723-м году 614 рублей; расход – 393, 601, 644 и 900 рублен. Напечатано книг и листов: в 1720-м году 3.296, в 1721-м году 6.000, в 1722-м году 14.450, и 1723-мч. году 15.600 1313 . По другому счету, к 1722-му году Типография получила прибыли от своих операций 1.256 рублей 1314 . Денежный оборот Типографии за 1722-й год определился в следующих цифрах: приход 3.179 рублей, остаток материалов к 1723-му году на 1.327 рублей, чистой прибыли получено за 1722-й год 1.577 рублей. Стоимость оборудования Типографии 1.051 рубль 1315 . С начала Типографии по 1723-й год в Типографию было принято из Москвы типографских материалов на 1.301 рубль, куплено на монастырские деньги на 773 рубля, содержание личного состава – служителям трактамента, считая и хлебный, на 754 рубля, ученикам с хлебным трактаментом на 176 рублей, сторожу с одеждою 15 рублей, – всего на 761 рубль. Всего расхода на 2.263 рубля. Книг сделано по 1-е мая 1722-го года на 4.828 рублей. Припасов израсходовано на 1.101 рубль. Прибыль исчислена в 2.675 рублей. Книг в продаже на 3.675 рублей 1316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Так как создание комиссии было приурочено именно к 200-летнему юбилею столицы, а различные служебные обязанности ее членов не позволяли им долее уделять время лаврскому архиву, то после издания тома комиссия завершала свою деятельность и, составив отчеты, в июне была ликвидирована 328 . Однако с роспуском комиссии работа по описанию и опубликованию лаврского архива не прекратилась. Она была продолжена, и возглавлял ее по-прежнему С.Г. Рункевич , но уже с другим коллективом. Еще в феврале студент М.Д. Приселков показал С.Г. Рункевичу уже написанное свое сочинение «Александро-Невская Лавра при Петре Великом». Ознакомившись с ним, Рункевич поделился впечатлениями с профессором С.Ф. Платоновым. «Сколько могу судить, – писал он профессору, – сочинение это как студенческое заслуживает исключительной похвалы, особенно 2-я часть, архивная, где автор стал на твердую почву научного изучения фактов и обрезал привычные крылья студенческой фантазии – делать выводы ранее точного изучения предмета. Эта часть, кроме того, нова по материалу и я вхожу с редакцией Странника в переговоры относительно напечатания ее. Во всем сочинении Приселков выказал умение писать, хороший стиль (кроме 2–3-х редакционных недочетов) и присущую ему способность здравых критических соображений. Он как-то высказал мечту быть оставленным при Университете, без стипендии, и что это зависит от Вас. Если мое ходатайство может здесь иметь какое либо значение, то позвольте, Сергей Федорович повергнуть пред Вами почтительную и горячую просьбу дать возможность Приселкову – оставлением при Университете – продолжить свои научные занятия, которые он начинает так достойно» 329 . Сочинение М.Д. Приселкова действительно вскоре было напечатано в «Страннике» 330 . Об оставлении его при университете С.Г. Рункевич еще не раз ходатайствовал перед С.Ф. Платоновым 331 . Именно благодаря этим ходатайствам будущий ученый М.Д. Приселков и был оставлен при Петербургском университете для подготовки к профессорской деятельности по кафедре русской истории, получив благоприятную возможность для научных занятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Деревянная хлебня в 1737-м году переделана под братскую трапезу 2414 . Супротив новой прешпективой дороги, по осмотру архитекторов в 1741-м году, оказалась «старая мастерская изба слесарня, также магазины и кузница весьма ветхие, которые надлежит новые сделать на удобном месте» 2415 . В 1742-м году преосвященный Стефан сделал распоряжение «поделать в братских кельях-мазанках, для удобнейшего и пристойнейшего братии жительства, чуланы по имеющемуся чертежу» 2416 . В 1737-м году построен был новый скотный двор близ Чернорецких кирпичных заводов. Двор был расположен на южном берегу Черной речки и имел в длину 35, а в ширину 25 сажен. Двор окружен был постройками. Со всех 4-x сторон были ворота. По обеим сторонам ворот от Черной речки было по избе сеньми, а далее следовали мшоные покои и сараи. Внутри были две огороженные площади в 10x10 сажен с крытыми яслями в 3x2 сажени 2417 . Садовник Шульц, оставленный за нерадивное исполнение своих обязанностей при уменьшенном окладе – при хлебном жалованье и денежном, вместо 130-и, при 30-и рублях, старался восстановить свою репутацию. В мае 1725-го года он затребовал на летний сезон в новозаведенный сад, «для образца в том саду инфурмаций», по 200 сажен навозу и черной земли и 50 человек работников 2418 . Летом 1725-го года он устроил при каменном здании цветники и получил в награду 10 рублей 2419 . Осенью в новозаведенном саду копали канал и черную землю из него развозили по саду, в указанные места, «во уравнение оризонта» 2420 . Не получая все таки прибавки к содержанию, Шульц в декабре 1726-го года просил уволить его. Тогда ему прибавили 20 рублей и он, вынужденный совершенной скудостью, остался на год 2421 . В 1727-м году в «новом огороде, который вновь городят от конюшенного двора и от Школы», решено было поставить «от дороги с лицевой стороны» на 57-и саженях 19 прясл, – «против того, как другой огород от каменной Канцелярии с лицевой же стороны загорожен» 2422 . В 1727-м году упоминается «новозаведенный огород монастырский, что близ Семинарии» 2423 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1727-м году посажено 300 яблоневых дерев, купленных в Новгороде 2424 . В сентябре 1725-го года решено «в огороде, который возле новозаведенного саду, на берегу Черной речки», сделать «инжерию» в 5х2½ сажени 2425 . В феврале 1726-го года наместник распорядился обнести забором, с трех сторон, место для огорода «под сажение про монастырский обиход овощей», «против Невской каменной Канцелярии до прешпективой дороги». Забор был рассчитан на 138 сажен, вышиною в 4 аршина 2426 . В конце 1727-го года Шульца уличили в том, что он послал в город при посредстве жены к своему знакомому иноземцу 15 фунтов монастырской капусты браунколь. После этого он был вторично, и на этот раз окончательно, отрешен от должности и 14-го января 1728-го года ему был подписан абшит 2427 . Обветшавшие оранжереи были разобраны и, вместо них, построены новые – в 1736-м и 1741-м годах 2428 . В 1742-м году у Монастыря было 4 огорода: первый – где имелся старый скотный двор, второй – за Семинарией, где был монастырский прежний конюшенный двор, третий – подле Канцелярии, четвертый – против Канцелярии на лугу, подле монастырских магазинов 2429 . Для прогулки построены были на озерке близ Монастыря «хоромы и гульбища» 2430 . Озерко называлось Волковоким. На нем заведены были 5 лебедей, – впрочсм, неудачно: одного уверовали, другой пал, будучи изщипан другими лебедями, а третьего, чтобы не улетел, присматривавший за ним сторож, по совету рыбака, покормил свинцом и отравил 2431 . К земляной канальной и прочим работам в 1725-м году, в октябре, по требованию архитектора, заказано с подряда 100 тележек 2432 . Канал был проектирован архитектором Швердфегером «побочной огородной», длиною в 244 сажени, шириною вверху – 2 сажени, внизу сажень, глубиною и сажень, Потом часть канала решено было делать шириною вверху 3 сажени и внизу 2 сажени. А затем к этой мере, в виду оплывания болотистой земли, прибавлено было по аршину. Канал к концу ноября был готов от Черной речки на 137 сажень и был в первой линии длиною 22 сажени – в ширину сверху 3 сажени, внизу 2 сажени, глубиною сажень; во второй линии – в длину 15 сажень; в третьей линии – в длину 22 сажени; ширина и глубина во всех линиях одинаковая; в четвертой линии длиною (64 сажени, шириною сверху 2 сажени с аришном, внизу сажень, с аршином, глубиною сажень. От столярни вырыто было канала 15 сажень длины, шириною сверху в 3 сажени, внизу в две, глубиною в сажень. Кроме того, начато такого же размера канала еще 8 сажень. Черная земля была складываема в расстоянии 5-и сажен, белая – 4-х 2433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

ПОКРОВСКИЙ ФОРУМ октября 2007 10 октября 18.00 Праздничное заседание - открытие учебного года в Православном Народном Университете (Санкт-Петербургское общество «Знание», Литейный пр., 42) 17.00 Презентация книги: Ю.М. Зенько «Основы христианской антропологии и психологии». СПб.: издательство «Речь», 2007. (РХГА, наб.р. Фонтанки, 15, ауд. 507) Межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения " Покров " Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Санкт-Петербургская Духовная Академия Отдел религиозного образования и духовного просвещения СПб Епархии Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Военно-космическая Академия им. А. Ф. Можайского Северо-Западная академия государственной службы Академия постдипломного педагогического образования Православный Народный Университет при Санкт-Петербургском обществе " Знание " Международное общественное движение " Славянский Молодежный Союз " 10-18 октября 2007 г. ПОКРОВСКИЙ ФОРУМ VIII Покровские чтения ДИАЛОГ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ " Духовно-нравственное воспитание как фактор безопасности Российского государства " РЕГЛАМЕНТ ПОКРОВСКОГО ФОРУМА 10 октября 18.00 Праздничное заседание - открытие учебного года в Православном Народном Университете (Санкт-Петербургское общество " Знание " , Литейный пр., 42) 17.00 Презентация книги: Ю.М. Зенько " Основы христианской антропологии и психологии " . СПб.: издательство " Речь " , 2007. (РХГА, наб.р. Фонтанки, 15, ауд. 507) 11 октября РГПУ им. А.И. Герцена (наб. р. Мойки, 48) 9.00 Регистрация участников. Презентация журнала " Русский журнал " 10.00 Пленарное заседание - Открытие VIII Покровских чтений Секции и круглые столы 11 октября 1. 15.00 Современные образовательные задачи и христианские ценности. Ведущие: профессор А.Г. Козлова; доцент О.А. Белянова. (РГПУ им. А.И. Герцена, наб. р.Мойки, 48, клуб, дискус. зал). 2. 15.00 Православная психология как новый образ психологической наука. Ведущий: Зав. кафедрой методов психолог. познания, профессор В.Х. Манеров. (РГПУ им. А.И. Герцена, наб. р.Мойки, 48, корп.11).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=190...

В Петербурге пройдет семинар по созданию системы трезвенного просвещения 19 апреля, 2013. Новостная служба Семинар будет посвящен распространению эффективных форм социального партнерства Церкви, органов государственной власти и общественных организаций в профилактике алкоголизма 19 апреля. ПРАВМИР. Представители государства, Церкви, врачебного и педагогического сообщества примут участие в семинаре «Создание системы трезвенного просвещения в Северо-Западном федеральном округе». Семинар будет посвящен распространению эффективных форм социального партнерства Церкви, органов государственной власти и общественных организаций в профилактике алкоголизма и помощи алкоголезависимым людям в Северо-Западном федеральном округе. Организаторы семинара: Синодальный отдел по церковной благотворительности и Санкт-Петербургская митрополия. Семинар начнется в 10.00 23 апреля по адресу: Санкт-Петербург, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, наб. реки Монастырки, дом 1, Духовской корпус. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 июня, 2020 18 ноября, 2019 15 февраля, 2024 15 января, 2024 11 сентября, 2022 31 марта, 2021 29 декабря, 2020 29 ноября, 2020 11 июня, 2020 10 июня, 2020 18 ноября, 2019 15 февраля, 2024 15 января, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-peterburge-projdet-s...

76 . Цыпин В., прот. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://pravoslavie.ru/ 110393.html (дата обращения: 11.11.2020). Загл. с экрана. 77 . Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период: [учеб. пособие]/прот. Владислав Цыпин ; Учеб. ком. Русской Православ. Церкви, Моск. духов. акад. М.: Духовное просвещение, 2004. 78 . Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917–1997)/Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://azbyka.ru/ (дата обращения: 15.11.2020). Загл. с экрана. 79 . Шкаровский М.В. Ленин/М.В. Шкаровский, Д.Н. Никитин; Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/ text/2463379.html (дата обращения: 15.11.2020). Загл. с экрана. 80 . Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1918–192 гг. Часть I/БОГОСЛОВ.RU [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://bogoslov.ru/ article/3021404#_edn11 (дата обращения: 08.11.2020). Загл. с экрана. 81 . Щелкунов А.А., диак. Особенности ведения следствия органами НКВД против священнослужителей во время «Большого террора» 1937–193 гг.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 108–120. (Эл. вариант: http://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/2877). Загл. с экрана. 82 . «Я верую». Отрывки из литературных воспоминаний автора «Республики Шкид». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://pravoslavie.ru/ 36784.html (дата обращения: 19.02.2021). Загл. с экрана. Archpriest Dimitry POLOKHOV, candidate of theology, associate professor, the Saratov Orthodox Theological Seminary About an alternative atheistic chronology Abstract: The article is devoted to the analysis of some modern fakes about the position of believers and clergy in the Soviet atheist state. The article analyzes the arguments of some modern authors regarding the issue of freedom of speech, the understanding of secularism, the validity or unreasonableness of repression, the reaction of believers to the atheistic policy of the Soviet state, etc.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11. Участники Съезда считают необходимым создание православных школ приемных родителей. Епархии приглашаются к изучению опыта двух работающих в России православных школ приемных родителей: в Москве ( Марфо-Мариинская обитель ) и в Санкт-Петербурге ( Александро-Невская лавра ). 12. Социальные отделы епархий призваны организовать службы добровольцев. В помощи добровольцев нуждаются одинокие пожилые, многодетные семьи, пациенты больниц и социальных учреждений. Методическую и консультационную поддержку при организации службы добровольцев готов оказать Синодальный отдел по благотворительности. 13. Епархии приглашаются к более активному участию в создании безбарьерной среды в храмах и церковных учреждениях. Синодальный отдел по благотворительности вместе с ведущими российскими специалистами организует профильное обучение в этой сфере для сотрудников социальных отделов епархий, храмов и церковных НКО. Представители епархий могут пройти обучение для использования в работе полученных знаний. 14. В епархиях предлагается создавать малокомплектные дома (или квартиры) сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью. Такие дома являются альтернативой психоневрологическим интернатам для людей с ментальными особенностями. Синодальный отдел по благотворительности готов организовать ознакомительные поездки представителей епархий в уже созданные церковные и общественно-церковные дома сопровождаемого проживания. 15. Церковные социальные работники, сотрудники социальных отделов епархий призваны к постоянному повышению уровня компетенции в сфере социальной защиты. Они должны разбираться в законодательстве в социальной сфере, знать правила получения помощи от государства (выплат, льгот, пособий и пр.), уметь разъяснять нуждающимся людям их права и содействовать в получении положенной от государства помощи. 16. Учитывая высокий уровень распространенности алкоголизма, предлагается для помощи людям создавать в епархиях приходские и епархиальные общества трезвости. 17. В сфере помощи бездомным важнейшей задачей является возвращение человека в общество. Поэтому православные проекты помощи бездомным следует организовывать не только для решения срочных социальных вопросов людей (обеспечение кровом, питанием, одеждой), но и для качественного изменения жизни бездомных. Ключевыми направлениями деятельности в этой сфере являются содействие в восстановлении документов, восстановление связей с родственниками, приобретение билетов на родину, содействие в трудоустройстве, помощь в преодолении зависимости (с привлечением профильных специалистов). Там, где это возможно, рекомендуется организовывать загородные реабилитационные площадки на базе фермерских хозяйств. Синодальный отдел по благотворительности готов оказать методическую и организационную поддержку в этой деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/5830517.ht...

Из Монастыря Александроневского. Апреля – дня 1721-го году 4140 . Ежели благовременно будет, не извольте запамятовать о отдаче соляных прибыльных денег Невскому Монастырю на Строеве от промысла того ж Монастыря. О архимандритах, которым быть в Коллегии Духовной 4141 , чтоб отданы были в их диспозицию Монастырю их со всем, как были прежде описи, чтоб о том изволил сам всемилостивейший Государь повелеть от Камор и Штатс Контор Коллегий президентам 4142 . XXVI. Благородный и превосходительный господин господин Алексей Васильевич. О чем просил и подал доношение Его Царскому Пресветлому Величеству Симонова Монастыря архимандрит Петр, чтоб вместо разломанного его двора, который был в Малой Морской улице, пожаловали ему двор князя Юрья Юрьевича, Трубецкого, который из Его Царского Величества казны ему, князю Юрью Юрьевичу заплачен, а он, архимандрит, на Оном дворе по указу Его Величества ныне стоит. И того ради просим вашего благородия, пожалуй, по означенному прошению о помянутом дворе Его Царскому Пресветлому Величеству благовременно доложи и ходатайством своим учини милостивое вспоможение. Вашего превосходительства доброжелательный молитвенник Феодосий, архиепископ Новогородский. Слуга и богомолец Феофан, архиепископ Псковский. Санктпетербург. Апреля 19-го, 1721-го 4143 . Отметка о получении: апреля 25 д.. XXVII. Благородный и высокопочтенный господин господин Алсксей Васильевич. Которое вашего благородия доношение в Правительствующем Сенате о высылке в Камор или в Штатс Контор Коллегии из Нижнего, из Москвы и из прочих городов сборвых с раскольщиков денег предложено на трактамент Духовной Коллегии членам, и оное тамо no сие время не действительно. А в нынешнюю мою в Новограде бытность отдал мне собою Нижегородской вицегубернатор господин Ржевской на оные собранные деньги вексели, по которым числится тех сбору его денег 17.841 рубль 2 алтына пол 2 деньги, в которых я помянутому господину и росписку за моею рукою дал, и, прибыв в Санкт-питербурх, отдал те вексели в Духовный Синод, как во оной росписке написано. Но тех денег без вашего собственного ведения на определенный синодским членам трактамент и в надлежащее расходы держать не смеем. Того ради просим ваше превосходительство, потщитеся у всемилостивейшего Государя исходатайствовать повелительный о сем указ, по которому бы нам оными деньгами про себя и про других действовать было мощно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И аще благословной ради вины наместник не будет присудствовать, уставщик не отрочно, яко во время обеда, так и во время вечери, под великим запрещением, должен присудствовать. И егда соберутся вси или множайшие, по благословении трапезы да сядут на своих местах благочинно и, ядуще предлагаемая со благодарением, да послушают чтение, отнюдь ничтоже, под великим запрешением, глаголюще, якоже о молчании на трапезе в церковном уставе во главе 35 изобразися. Аще ли который брат умедлит прийти с прочими к началу, потом пришед, да не творит в братии смущения, своего места ища, но да сядет на месте последнем. Трапезе же совершившейся, воставше, да глаголют благодарение со вниманием благоговейно и молятся за Императора и воинство и за вся православные христианы, глаголя кийждо: спаси, Господи, и помилуй благочестивейшего Императора нашего Петра и христолюбивое воинство, и вся православные христианы, и сохрани их Твоею благодатью на многа лета. И тако исходят из трапезы в кельи, благочинно и немятежно, по предписанному. Исходяще же, никто да имать власть, под запрещением, взяти укруг хлеба или ино что от трапезы, по тому ж церковному во главе 35 уставу. Запрещения не сохранившим сего изображения. 1 .  Наместник в неприсудствии настоятеля, не имея благословные вины, аще но приидет с братией на трапезу, истяжется от настоятеля правильне. 2 .  Уставщик в неприсудствии наместника аще не приидет с братией на трапезу, всякое неисправление в братией и вины их на трапезе взыщутся на нем до единые. 3 . аще который брат, не послан быв где, умедлить приити с протчими на трапезу к началу и, пришед после, начнет в братии смущение творить, своего места ища, да не дастся тому братская пища и питие, но да яст хлеб с водою во время того собрания. 4 . аще который брат во время ястия и чтения, не вопрошен быв от преимущих, проглаголет кое либо слово, кроме кощун, роптания, срамословия и сквернословия, да не дастся тому три дня вино, которое братия на трапезе пиют прежде ястия. 5 . аще который кощунствует и буесловит, тому да не дастся вино и пиво три дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010