Прямой выход окончивших семинарский курс на пастырское служение был несколько затруднен. Указом 23-го июля 1747-го года повелено было производить в священники не ранее 30-и, а в диаконы не ранее 25-и лет. Воспитанники, окончившие курс моложе положенных лет, оставались без дела и пропитания. Студенты, выпущенные из Семинарии, обратились с прошением к Святейшему Синоду устроить их судьбу, и описывали мрачными красками свое беспомощное положение. «Где нам, нижайшим, правильных лет дожидаться? У родителей, или сродников? Но тех большее нас число не имеет. Рукоделием кормиться? Но того не обучались. Куплями ли промышляти? Но и на две лепты почти у всех нас не наберется. А хотя у одного и другого из нас и родитель сыщется, но и сам он насилу пропитание имеет: как же кормить толь возрастного сына, от которого и сам себе в такие лета надеялся помощи, станет? При Семинарии уже ни сяк, ни так оставаться и тридесяти лет дожидаться вовсе немочно. Ибо и так уже бедственное школьническое житие паче меры наскучило, вне которого может быть давно уже иной честное себе заслужил прокормление. И так мы, нижайшие, вместо чаянного за труды дванадесятилетные награждения, Бог весть с какой надеждой остаемся. В монахи пострижения нет; в священники без всякого изъятия по тридесяти лет требуется; в диаконы желаемого прихожаны голосу не достает; в дьячки или пономари стыдно и весьма обидно и, кроме посмяния от всех, а наипаче от тех, которые за тупостью к учению или другим коим недостатком отставлены от Семинарии или и ногою в оной не бывали, и давно по местам таковым определены, благополучно себе живут в совершенном жития стане, – больше нет чего надеяться. Как впредь быть и что делать – и сами не ведаем. Отчего и тем, которые в классах обретаются, уповательно, что охота к ученью крайне ослабеет». В 1770-м году Святейьшй Синод предписал на свободные священнические места предпочтительно производить учившихся в Семинарии; «а хотя б которые совершенных лет и не достигли, но они находятся в вышних школах и имеют скоро окончить учения своего круг, за таковыми и без производства в священный чин могуг места утверждаемы быть, по пастырскому епархиальных архиереев рассмотрению». О неепособных к учению было такое распоряжение: «которые к продолжению наук никакой о себе надежды не подают, таковых долговременно в школах не держать; и кои из них окажутся за неимением способных дарований или за болезнями ко учению неспособны, а в пороках и побегах не бывали, оных производство к местам оставить на рассмотрение преосвященных архиереев. Архиепископ Феодосий, усмотря, что 2 воспитанника за тупостью ума неспособны к высшим наукам, приказала отослать их в Консисторию, и там взять с них подписки, чтоб они научились Чухонскому языку «ради необходимо случающихся в здешних странах нужд». При этом обещано им, что если они «научатся и в совершенном знании оного апробуютея, то не токмо диаконского, но и священнического чина в свое время будут удостоены» 3685 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Двое из Старорусской Конторы прибыли к 1-му апреля и принялись за разбор дел, имевшихся в Архиве, по годам, месяцам и числам. Позднее прибыли и другие. Некоторые из присланных оказались столь неопытными, что, по заявлению Васильева, от них «при разборе и сношении дел нималого споможения не имеется». Они были «отрешены», В виду того, что в Монастыре на остаточной от братии пище содержалось много народа: семинарские служители, новокрещенные Турки и Персияне, – «немалое число, на которых?, монастырские хлебники печением хлебов, а повары варением пищи исправлялись весьма с нуждою», – в конце апреля решено было давать им, вместо пищи готовой, деньги на прокорм и припасы – по 2 копейки на день, муки ржаной по 2 четверти, круп и гороху по 1 / 4 четверика, соли по 3 фунта. Их семьи положенные оклады получали на местах по-прежнему. К концу октября разбор и опись Архива были закончены и 26-го октября состоялось новое постановление Канцелярии: «Александро-Невская Канцелярия определили: выше-показанных взятых из Старорусской и Сомерской вотчин подьячих и пищиков отпустить в прежние их места, а учиненную вчерне опись набело велеть переписывать и без них имеющимся при Невской Канцелярии пищикам, а буде ими за другими делами исправиться будет вскоре не можно, просить из Невской Семинарии добрых писцов потребное число, и тое опись переписывать и учинить во всем по определению, и по-вытчикам велеть, ежели у кого не описаны, описать и объявить вскоре, и того оному Сысою прилежно подсматривать и принуждать и, что чиниться будет, Канцелярии объявлять письменно, а буде кто в описи лениться будет, держать скованными без выпуску, не смотря ни на какие отговорки, а помянутым подьячим и пищикам, кто с начала сего октября отпущен будет, за неленостные их труды и разобрание и опись показанных прежних годов дел и книг, в напутие и награждение, кому не выдано на сей октябрь месяц, выдать определенный провиант и деньги, а буде ж которые из них зачем удержатся, тем против того ж счисля за месяц же». Двух особенно усердных, «за нленостные их при показанной описи труды, определить в помянутой Старорусской Конторе против прочих той Конторы подьячих денежным и хлебным жалованьим, по рассмотрению тамошних управителей и по достоинству их, кто чего будет достоин, без излишества, и быть им по-прежнему у дел в той Конторе, во всякой исправности и трезвости» 2836 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

в признание его заслуг. Надгробие Н. М. Голицыной. 1780 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев (Голицынская усыпальница, Донской мон-рь) Собрание архитектурно-скульптурных Н. рус. мастеров открывают произведения представителя раннего этапа классицизма Ф. Г. Гордеева (1744-1810), первым из рус. мастеров академической выучки начавшего работать в жанре мемории. Он уступал в свободе пластического мастерства своему франц. коллеге Гудону, но несомненно внес огромный вклад в формирование типа рус. художественного Н. Тип гордеевской плакальщицы, задрапированной с головы до ног в скрывающее фигуру тяжелое покрывало, стал ценной находкой скульптора в первом же Н. его работы (надгробие Н. М. Голицыной, 1780, бывш. Голицынская усыпальница, Донской мон-рь - плакальщица припадает к медальону с инициалами княгини), поскольку отвечал воззрению рус. человека на погребальную культуру и впосл. явился образцом, вдохновившим др. мастеров (напр., надгробие С. Ф. Апраксина, 80-е гг. XVIII в., Лазаревская усыпальница, Александро-Невская лавра; образ гордеевской плакальщицы в основе, напр. Н. гр. С. П. Ягужинского, 10-е гг. XIX в., скульптор Ф. Ф. Щедрин, Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра). Др. сторону творческого арсенала Гордеева представляет Н. фельдмаршала кн. А. М. Голицына (1788, совместно со скульптором И. П. Прокофьевым, там же), поставленное супругой, кнг. Д. А. Голицыной (урожд. Гагариной); Н. являет собой напоминание о военных победах фельдмаршала. Здесь, как и в лирической композиции 1-го гордеевского Н., еще заметно барочное влияние, сказывающееся в перегруженности деталями; вместе с тем это произведение оставляет общее впечатление репрезентативности. Архитектурные элементы - плита из темного мрамора, продолженная пирамидальным обелиском,- создают контрастный фон для беломраморных крупного портретного барельефа усопшего в медальоне вверху и скульптурной композиции. По сторонам - аллегорические скульптуры: женская фигура в рост, указывающая на портрет усопшего,- Добродетель и фигура гудоновского юноши Гения-Марса, но сидящего. Все свободные поверхности заполнены скульптурными композициями с введением геральдических элементов, наград, трофеев, доспехов, знамен и т. д.; на щите, на к-рый опирается Гений, помещено рельефное изображение - сцена победы рус. воина над тур. пашой. К этому Н. близок по композиционному решению выполненный Гордеевым памятник над захоронением дипломата кн. Д. М. Голицына (1721-1793), погребенного в ц. блгв. царевича Димитрия при основанной им в Москве больнице (1799, портретный горельефный бюст - скульптор Ф. Цаунер, в наст. время в Голицынской усыпальнице Донского мон-ря): по сторонам пирамидального обелиска фигуры плакальщиц, олицетворяющих Щедрость (с младенцем на коленях) и Утешение.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Школа реставрации ИКОМОС открылась в Александро-Невской лавре 23 июля 2019 г. 17:21 22 июля 2019 года в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге открылась Международная школа ИКОМОС (ICOMOS — International Council of Monuments and Sites) для молодежи, интересующейся сохранением историко-культурного наследия. Участники — петербургские студенты и волонтеры Эрмитажа. От имени наместника монастыря епископа Кронштадтского Назария гостей приветствовал его помощник по реставрации Алексей Одинцов. «Сохранение культурного наследия — процесс, который невозможно закончить, его можно только приостановить, — отметил он. — Но в бесконечности этого процесса мы прежде всего должны отдавать себе отчет в том, что делаем, зачем и для кого. Главное, чтобы пользователи культурных объектов понимали, чем обладают. Лавра — памятник, вернувший себе изначальное предназначение и сохраняющийся в этом состоянии». Заместитель председателя петербургского Совета ИКОМОС Елизавета Алехина рассказала, что международный совет был создан в 1965 году, через год после принятия Венецианской хартии — основного документа по охране культурного наследия. В советский период под эгидой Министерства культуры существовал российский ИКОМОС, затем был создан национальный комитет этой организации. Петербургское отделение появилось в 2010 году. Начальник сектора сохранения исторической среды КГИОП Виктория Пушкина рассказала об истории включения северной столицы России в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО — этому событию в 2020 году исполнится 30 лет. Председатель Союза реставраторов Санкт-Петербурга, руководитель компании «АжиоПроект» Нина Шангина выразила уверенность, что из среды участников школы вырастут профессионалы. По ее словам, охрана памятников — это признак цивилизованного мира. Состоялись мастер-классы по реставрации известняково-путиловской плиты и макетированию. Международная школа ИКОМОС будет работать до 27 июля при поддержке фирм «Ажио» и «Рунит», а также службы волонтеров Эрмитажа. Основные площадки проекта — Александро-Невская лавра и Шуваловский парк. В мастер-классах, дискуссиях и практических занятиях примут участие волонтеры международного лагеря под эгидой ЮНЕСКО, который одновременно работает в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

31 авг. 240 С. 12 : Из жизни золоторотцев: (Физиол. очерк). IV: Вразброд/Рудниковский (М. Н. Былов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 30 августа: (О состоянии нар. образования – по поводу речи министра нар. просвещения А. А. Сабурова к преподавателям Яросл. классич. гимназии)/(Г.-П.); С. 23 : Из истории Тамбовского края/Х.; С. 3 : Театральные новости. Театр-Буфф. Увеличение поспектакльной платы. (ЗиИ). 1 сент. 241 С. 1 : По подозрению/А. Калвский. ((Ф)); С. 2 : Москва, 31 августа: (О необходимости преобразований в полицейском ведомстве – по поводу судеб. дела офицера-буяна Нахрапа против городового Иващенко)/(Г.-П.); С. 3 : Мальчики-грабители. Арест евреев. (С); Из Петербурга. 29 авг.: Возвращение обер-прокурора Св. Синода ( К. П. Победоносцева ). Предстоящее 25-летие высокопреосвященного Исидора ((Никольского)) в сане митрополита. Запретительные меры Управления по делам печати в 1879 г. Статистика дворников в Петербурге; Из Рязани. 29 авг.: Наши городские дела. Увеселения. (ВИ); С. 34 : Дар университетской библиотеке в Амстердаме (раввина Георга Розенталя). Археолог и крестьянин. Оратория (Ш.) Гуно («Искупление»). (РИ). 2 сент. 242 С. 1 : С Нижегородской ярмарки: Снятие ярмарочных флагов. Речь преосвященного (еп. Макария (Миролюбова)) , помещенная в «Биржевом листке». Результат ярмарки. Заседания Биржевого комитета и уполномоченных купечества. О несгораемых балаганах. Новые уполномоченные. Комиссия по выборке новых ярмарочных правил. Упразднение ярмарочной конторы. Татары. По делу Попова с Стригулиным. Клуб. Шулера. Нижегородский ипподром. Театр и спектакль в пользу детских приютов/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 1 сентября: (О необходимости «согласования преобразований» в обществе и гос. управлении)/(Г.-П.); За неприсяжных поверенных/Р.; С. 3 : Бегство молодой еврейки с учителем. (С); Из Владимира на Клязьме. 29 авг.: Пребывание г. министра народного просвещения (А. А. Сабурова). Отъезд кокандского хана (Наср-Эддина). Театр; Из Нижнего Новгорода. 28 авг.: Конец ярмарки. Наплыв адвокатов. Процветание Кунавинской школы. Дело (С. М.) Рукав(ишник)ова; Из Самары. 26 авг.: Погода. Волжский железнодорожный мост; Из Киева. 21 авг.: Погода. Киево-Печерская лавра. Дороговизна; Из Самарканда. 25 июля: Наши ученые доктора. (ВИ); С. 4 : Александро-Невская лавра: (Из газ. «НВр»). Бывший хан кокандский Наср-Эддин. Врачи-женщины: (Из газ. «Врач»). (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

В то же время большевистская пресса попыталась дискредитировать епископа Прокопия, возложив на него основную вину за трагические события в Лавре. Это вызвало возмущение и естественный протест верующих. В городе было распространено воззвание, в котором говорилось: «Мы выражаем свое глубокое негодование против гнусной лжи, возводимой на досточтимого епископа Прокопия. Нелепость чудовищной клеветы и обвинения нашего глубокочтимого Владыки в провокации, приведшей к вызову красногвардейцев и к убийству о. Скипетрова, столь бессмысленны в своем содержании, что не нуждаются в серьезном опровержении. Мы, бывшие ближайшими свидетелями событий 19-го января, можем только пожалеть, что настоящее бесправное время не дает возможности оградить чтимое имя Владыки от подобной инсинуации. Заявляем, однако, что мы считаем личность святителя Божия неприкосновенной и суду революционного трибунала не подлежащей, и потребуем строжайшего расследования всех обстоятельств дела при нашем участии» [xxviii] . Под воззванием стояло пятьсот подписей. В этих обстоятельствах власти привлечь епископа к суду не решились. У насельников Лавры возмущение вызвало прежде всего утверждение большевистских газет об их готовности сотрудничать с Иловайским. В этой связи 24 января состоялось общее собрание монашествующих обители, «которое выслушав сообщение о готовности, якобы, большинства братии помогать комиссару государственного призрения в деле реквизиции им Лавры с негодованием отвергло эту клевету, и затем по предложению председательствовавшего в собрании настоятеля Лавры епископа Прокопия, для вящего уверения, вопрос этот был подвергнут тайному голосованию, причем общее собрание единогласно решило не допускать передачу Лавры в ведение Комиссариата государственного призрения. Что же касается предоставления свободных помещений военноинвалидам, то Лавра, конечно, никогда в этом не откажет, как равно и в содержании их, насколько позволят средства» [xxix] . Некоторое время угроза Лавре еще оставалась реальной, и в этих условиях отдельные насельники проявили малодушие.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Анонс - Второй фестиваль современной православной духовной песни «Невские купола» апреля 2007 С 24-29 апреля купола Александро-Невской Лавры станут музыкальным символом православного мира. Город на Неве преподнесет любителям духовной музыки поистине грандиозный пасхальный праздник - Второй фестиваль православной песни «Невские купола». С 24-29 апреля купола Александро-Невской Лавры станут музыкальным символом православного мира. Город на Неве преподнесет любителям духовной музыки поистине грандиозный пасхальный праздник - Второй фестиваль православной песни " Невские купола " в честь Новомучеников и Исповедников Российских. На протяжении пяти вечеров в Александро-Невской Лавре лучшие исполнители православных песен со всей России и стран дальнего и ближнего зарубежья представят петербургской публике свое творчество. Программа фестиваля насыщенна до предела. Гостей ждут выступления признанных мэтров духовной музыки: Ирины Скорик, Сергея Гребенникова, иерея Геннадия Ульянича. Порадуют также выступления лауреатов и призеров первого фестиваля - Анны Абикуловой, Аксаны Поповой, вокального ансамбля " Анима " и др. " Невские купола " - это не только масштабный фестиваль, но и серьезный конкурс. Профессиональному жюри предстоит нелегкая задача - выбрать 6 победителей в различных номинациях: автор-исполнитель (стихи и музыка автора), автор музыки (композитор), исполнитель-солист, автор текста (поэт) и другие. Петербург в жюри представляют нар. артист России Иван Краско и известная певица Ирина Скорик. Американским гостем конкурса станет инок Всеволод (Филипьев), который также войдет в состав жюри. Имена победителей откроют 28 апреля в концертном зале " У Финляндского " на заключительном Гала-концерте фестиваля. Их ждут множество ценных призов. Художественная ювелирная мастерская Александро-Невской Лавры и Ювелирная компания " Акимов " вручат лауреатам дорогостоящие подарки. Организаторы фестиваля - Александро-Невская Лавра, Духовно-просветительский центр Святодуховский и Международный центр искусств " Балтийский " - подготовили не только грандиозную концертную программу. Для пытливых и любознательных зрителей и участников будут проведены специальные мастер-классы. Они помогут глубже раскрыть этот интересный музыкальный жанр и даже улучшить вокальное мастерство. Православный модельер, член союза дизайнеров России Людмила Желомонова расскажет гостьям встречи, как создать неотразимый образ и стиль в одежде.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=182...

В ходе общегородского крестного хода одна из процессий верующих прошла мимо здания Смольного, и Ленин мог лично наблюдать провал первой крупной антицерковной акции. Совнаркому пришлось отреагировать на события. В ночь с 21 на 22 января состоялось чрезвычайное заседание советского правительства, на котором был заслушан доклад о сложившейся в связи с крестным ходом ситуации. После дискуссии народные комиссары решили вопрос о занятии помещений Лавры пока оставить открытым, но из ленинской биохроники известно, что председатель Совнаркома вскоре указал А. Коллонтай на недопустимость самочинных, не согласованных с правительством действий и распорядился подобрать для инвалидов другие помещения. Правда, все эти упреки в адрес Коллонтай в самочинности были безосновательны. Из той же ленинской биохроники видно, что еще в конце 1917 г. в СНК ставился вопрос о передаче монастырей в ведение Наркомата государственного призрения, а 4 января 1918 г. речь шла уже непосредственно о реквизиции Александро-Невской Лавры [xxvi] . Скорее всего на Коллонтай решили возложить ответственность за неудачный исход акции. Большевистская печать также была вынуждена оправдывать действия властей и 21 июня опубликовала официальное сообщение о событиях в Александро-Невской Лавре, в котором утверждалось, что большинство монахов готовы к совместной работе с комиссарами призрения, а упорствует только один епископ Прокопий, который не сдает ни помещения, ни инвентарь. Пространно говорилось о том, что комиссара Иловайского, красногвардейца и какого-то политического эмигранта избили. При этом ни одним словом не упоминалось о том, что в Лавре были расставлены пулеметы и что убили священника только за то, что он осмелился говорить о поругании святынь. Однако замолчать это преступление оказалось невозможно, и СНК опубликовал второе сообщение - об убийстве о. Петра Скипетрова, коренным образом извратив обстоятельства дела. Лживо утверждалось что красногвардеец, окруженный толпой возбужденного народа, убил протоиерея после того, как последний ударил его посохом. Также ложно говорилось, что вскрытие тела о. Петра нельзя было произвести потому, что к лазарету явилась толпа истеричных женщин и угрозами заставила выдать им тело убитого. Врач лазарета, в который доставили тело о. Петра, Ф.А. Верховский указывал, что никакой толпы женщин не было, а прах выдали священникам и диаконам - сослуживцам покойного. Их просьбу о выдаче тела убитого удовлетворили, так как причина смерти была совершенно ясна, и вскрытия не требовалось. 22 января Лавру обследовала для выяснения обстоятельств, при которых был убит протоиерей, следственная комиссия под председательством В.Д. Бонч-Бруевича. Ей пришлось признать, что необходимости в стрельбе не было, и комиссар Иловайский несет ответственность за бездействие в момент убийства [xxvii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Вашего Величества нижайший Богомолец Петр, архимандрит Симоновский 4181 . XV. О дворе архимандрита Петра в Петербурге Всепресветлейшая, Державнейшая Великая Государыня Императрица Анна Иоанновна, Самодержица Всероссийская. В прошлом 1727-м году поданными мною, ниже именованным, в Полицемейстерскую Канцелярию челобитными прошение имелось, дабы к отданному мне по именному блаженные и вечно достойные памяти Ее Императорского Величества 725-го года мая 31-го дня, за подписанием Правительствующего Сената, указу, вместо разломанного от той Полицемейстерской Канцелярии купленного моего в Малой Морской улице двора, отписному за доимку и за партикулярные долги двор и с садом на Малой Неве реке Датского посольства секретаря Петря Эверсена Тилгольма, по смежности позади того двора и сада до Малой Дворянской улицы, повелено было имеющееся порознее место, на котором строения никакого не бывало и мостов не мощено, и посаженных денег никогда не плачивано, и лежит впусте, под новоприбавочнос строение измря, отдать мне и о владении дать данную, которую получая и посаженные деньги платить обещал; и августа 17-го дня того ж 1727-го года хотя по определению помянутой Полицемейстерской Канцелярии и велено по смежности к показанному моему двору и саду то порознее место отдать во владение, токмо не против моего прошения, но в такой силе, когда на то порознее место выищется хозяин и будет о том месте иметь требование, то за строение и за мощение мосту заплатить ему настоящую мне цену, и затем тое земли принять мне и строение строить и посаженных денег платить невозможно; чего ради то место мне и ненадобно. Всемилостивейшая Государыня Императрица, прошу Вашего Императорского Величества, да повелит Державство Ваше сию челобитную, записав, взять к делу. Сию челобитную, в Санкт Питербургскую Полицемейстерекую Канцелярию подать надлежащую, писал Александро-Невской Канцелярии копиист Лаврентий Шахов. Марта дня 730-го года. При подлинном рукою подписано архимандрита Петра тако: Вашего Величества ннжайший Богомолец Петр, архимандрит Александро-Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 30 день из Нарвы Государь, простяся с своею Фамилиею, восприял назначенный путь свой ко Смоленску и к местечку Горкам, и между тем на дороге, отъехав ото Пскова, получена ведомость чрез ротмистра Антона Девдера, что Король Шведский реку Березу под местом Головчиным перебрался, и наши от того паса отступили. (157) Июля от 13 августа по 1 число Государь был в Горках, и между тем осматривал свое войско, и крепили посты. В 3 день Государь по полудни смотрел пехотных полков, и была екзерциция. (158) А в 11 день Государь с половиною пехоты прибыл во Мстиславль, а достальная пехота пришла на другий день, то есть августа во 12 день. В 17 день по утру Государь изо Мстиславля путь свой восприял до Рясны, где кавалера обреталась, и прибыл в Рясну тогоже числа, и осматривал тамо драгунские  полки. (159). В 19 день из Долгич послан указ к генералу майору Волконскому, чтоб осведомился подлинно о неприятельском обращении, куда оный намерен ити, к старался б достать языков, и того же числа от Долгичь, отъехав 2 мили, в деревне Ермаковке получена ведомость, что генерал майор Волконский с своим полком и козаками и Волохи напал на неприятельский обоз, и несколько Шведов побил и 2 в полон взял. В 20 день, отъехав от Ермаковки 2 мили, пришли в Крычов, и тут получили ведомость, что неприятель в местечко Чириков вступил, которое от Крычова в 5 милях, чего ради всему обозу указано перебраться за реку Сожу чрез мост, который от того места с милю, и остановиться; а Государь с Преображенским и Семеновским и с несколькими полками драгунскими, переправясь оную реку у самого Крычова в брод, пошли по другой стороне подле оной реки по той же дороге, переправяся 3 речки небольшие зело болотистые. В 21 день Государь с  полками гвардии пошел до деревни Борисович, которая от того места, что на Соже, с милю; но как по прибытии во оную де (160)-ревню получили о неприятеле подлинную ведомость, что он у Чирикова пост занял, то, не мешкав, поехал Государь до помянутого паса, где стоял генерал порутчик Рен, а гвардии велено обождать указа о марше; а неперед для ведома к генералу порутчику Рену отправлен был адьютант Бартенев, который, возвратясь от него, Рена, репортовал тож, что неприятель пост у Чирикова занял, и тогда ночевали в деревне Веприне Того же вечера слышна была стрельба у Чирикова.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010