Голик Н.А. «Источник света Христова» (Из истории Разрытовского Свято-Троице-Покровского женского монастыря) Источники: «Прибавление к Черниговским епархиальным известиям», 1900г., «Прибавление к Черниговским епархиальным известиям», 1908г., «Прибавление к Черниговским епархиальным известиям», 1909г., «Черниговские епархиальные известия», 1900г., «Черниговские епархиальные известия», 1901г., «Черниговские епархиальные известия», 1908г., Людмила Гончарова. «Земля предков. Очерки по истории Черниговской и Брянской земель». - Рязань, 2011 г.; Кизимова С.П., Зубова Е.М. «По следам святых обителей». - Брянск, 1999 г.; Рухлядко И.Н., Рожков Р.С. «Село Ивайтенки - имение графов Гудовичей. Наш край в истории Отечества». Сборник научно-исследовательских работ по истории края. - Клинцы, 2011 г. В 1868 г. имение Гудовичей в с. Разрытое по наследству досталось внучке генерал-лейтенанта Василия Васильевича Гудовича (1753–1819) княгине Александре Васильевне, вдове вице-адмирала, директора инспекторского департамента Морского министерства Михаила Павловича Голицына. Уже будучи вдовой князя М.П. Голицына, Александра Васильевна в июле 1900 года с разрешения Священного Синода на свои средства основала женскую общину – Свято-Троицкую Покровскую – по образу уже существовавших к тому времени Александровской (Санкт-Петербург) и Марфо-Мариинской (Москва) женских общин. Эта община с. Разрытое по определению Синода в 1904 году была обращена в монастырь. Л.И. Денисов в книге «Православные монастыри Российской империи» сообщает: «Разрытовский Троицко-Покровский женский монастырь при селе Разрытом, в 15 верстах от уездного города Мглина, основан в 1900 году». С этого времени и начинается его история. Такие общины не требовали пострига в инокини, так как являлись своеобразными женскими монастырями в миру. При аттестации женщины давали обет безупречного поведения, аскетического образа жизни и отречения от мирских соблазнов во имя страждущих. Жизнь и труд их определялись уставом подобно монастырскому. Уставом, утвержденным Святейшим Синодом 5–19 июля 1900 года, определялись следующие цели Разрытовской женской общины: «Доставление желающим вести жизнь благородную и распространение среди окружающего населения христианского благочестия путем воспитания и обучения подрастающего населения в духе Православной церкви и призрения немощных и бедных».

http://sobory.ru/article/?object=39419

433 ...на принятие должности начальницы Александро-Мариинского института... – Речь идет об Александро-Мариинском институте благородных девиц для обуче­ния дочерей офицеров, военных чиновников и врачей, служивших в Москов­ском военном округе, имени кавалерственной дамы В.Е. Чертовой, располагав­шемся в особняке князей Долгоруковых на улице Пречистенка. 435 Сегодня же дорогой отец Иоанн, отслужив обедню в Вознесенском женском монастыре... – Вознесенский женский монастырь, основанный великой княгиней Евдокией в конце XIV века в память о Куликовской битве, располагался на территории Московского Кремля и был разрушен в 1929 г. 436 ...все по его благословению удалось и аренду мне оставили... – См. примеч. 428 к настоящей части. 437 После этого Батюшка прочел поданное мною письмо от орловской игумении, в котором она жаловалась на нездоровье и просила у него благословения оставить игуменство... – В личном архиве отца Иоанна сохранилось несколько писем от игумении Орловского Введенского монастыря Антонии (Соколовой). Так, в письме от 14 февраля 1900 г. она писала, что «со скорбию» приняла пожелание отца Иоанна «дожить до 50-летия монашества»: «...еще осталось полтора года, а физических сил быть настоящей настоятельницей не осталось» (ЦГИА СПб., ф. 2219, on. 1, д. 7а, л. 41–42). 438 Отец Иоанн сказал, что отказываться от игуменства он не благословляет: «Незачем, ведь уже теперь недолго, пусть потерпит до конца»... – Игумения Антония скончалась в сентябре 1907 г. Должность настоятельницы Орловского Введенского монастыря она исполняла с 15 сентября 1874 г. и была уволена от должности за несколько месяцев до смерти по причине преклонного возраста и болезненного состояния. 439 ...22 марта он служил в Никитском монастыре... – Необщежительная Никит­ская женская обитель находилась на Большой Никитской улице. Монастырь был основан в 1582 г. дедом царя Михаила Федоровича, сильно пострадал в 1812 г. и был возобновлен к середине XIX века. К началу XX века обитель имела три храма: во имя св. вмч. Никиты (XVI в.), во имя св. вмч. Димитрия Солунского и церковь над колокольней. В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт, в 1930-х гг. – разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В Алексеевском монастыре велась подготовка сестёр милосердия (из числа послушниц) для нужд Общества. Помимо этого, ещё при игумении Иларии Алексеевский монастырь вёл благотворительную деятельность среди заключённых. Так, в женском отделении Московской тюремной больницы две монахини и четыре послушницы монастыря поочерёдно ухаживали за больными арестантами, молились и читали им духовные книги. С 1884 года, в память исполнившегося совершеннолетия наследника царевича Николая Александровича, будущего императора Николая II, игумения Антония ежегодно вносила в Московское епархиальное Филаретовское училище тысячу рублей из монастырских денег на воспитание бедных девиц духовного звания. В память об избавлении императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года в монастыре было устроено училище с курсом начальной церковно-приходской школы на 17 девочек-сирот и дочерей беднейших членов духовенства. Лучшие ученицы переводились в Филаретовское и Мариинское епархиальные училища, где содержались за счет монастыря. Так, в 1891/92 учебном году в Филаретовском училище было шесть пансионерок Алексеевского монастыря, и две пансионерки самой игумении Антонии. По проекту А. А. Никифорова к югу от церкви Всех Святых для училища был выстроен каменный двухэтажный корпус. Открытие и освящение монастырского училища состоялось 27 августа 1889 года. Высокий уровень духовной жизни сестёр в Алексеевском монастыре позволил ему стать своего рода «школой» будущих игумений. В обители под руководством опытных стариц были воспитаны настоятельницы многих монастырей. Среди них можно выделить основательницу Виленского Марие-Магдалинского женского монастыря игумению Флавиану (Попову) и её преемницу игумению Антонию (Золотарёву), а также первую настоятельницу Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря в Иерусалиме монахиню Евпраксию (Миловидову). В Алексеевской обители по благословению митрополита Филарета начинала свою монашескую жизнь будущая игумения Серпуховского Владычнего монастыря Митрофания (в миру – баронесса Прасковья Григорьевна Розен), бывшая фрейлина императрицы Марии Александровны.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

1) Николая Чудотворца; 2) Александра Невского; 3) Великомученицы Екатерины; 4) Иоанна Воина. Близ сей церкви был в древности Моисеевский женский монастырь, упразднён в 1764 году. Параскевы мученицы Пятницы, на Божедомской улице, построена в 1694 году. Главный храм в честь Нерукотворенного Образа Спасова. Приделы: 1) Мученицы Параскевы Пятницы; 2) Николая Чудотворца. Параскевы мученицы Пятницы, на Пятницкой улице, построена в 1744 году. Храмы: Живоначальной Троицы и пророка Илии. Приделы: 1) Мученицы Параскевы Пятницы; 2) Артемия Веркольского. В этом храме находится чудотворная икона мученицы Параскевы. Близ этой церкви был в древности Введенский мужской монастырь. Петра и Павла, двухэтажная, в Новобасманной улице, построена в 1719 году, вверху апостолов Петра и Павла, а внизу во имя святого Николая Чудотворца. Приделы: 1) Владимирской иконы, Божией Матери; 2) В честь иконы же Богоматери «Утоли моя Печали». В сем храме находится особо чтимая икона Божией Матери «Утоли Моя Печали». Петра и Павла, на большой Якиманской улице, построена в 1649 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Кирика и Иулиты; 3) Алексия человека Божия. Петра и Павла, в Лефортово, построена в 1711 году. Приделы: 1) Иоанна Богослова; 2) Сергия Радонежского. Петра и Павла, у Яузских ворот, построена в 1632 году, а перестроена в 1700 году. Главный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Апостолов Петра и Павла; 2) Казанской иконы Божией Матери. Петра и Павла, В Земледельческой Петровской академии, построена в 1865 году. Придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Петра и Павла, В Мещанском училище, на Калужской улице. Петра и Павла, в Мариинской больнице, на Божедомской улице, построена в 1806 году. При ней в 1858 году устроена другая церковь , в честь Успения святой Анны. Петра и Павла, в Военном госпитале. Петра и Павла, в Первой Военной гимназии, в Лефортове. Петра и Павла, в заведении Куманина, в Кожевниках, построена в 1868 году. Петра и Павла, в Перновском гренадерском полку, в Хамовнических казармах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Талицы. Церковь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Часовня Стефана Махрищского Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня во имя преподобного Стефана Махрищского построена в середине XIX века и с того же времени принадлежит Свято-Троицкому мужскому Стефано-Махрищскому монастырю. Ныне это действующий женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии Московского патриархата. Расположен монастырь во Владимирской области, Александровском районе, селе Махра. Преподобный Стефан Махрищский жил в XIV веке, монах Киево-Печерской Лавры, ушедший к Преподобному Сергию Радонежскому в его Троицкую обитель. Позже Стефан основал в Махрищском лесу обитель и стал игуменом. Долгие годы часовня использовалась под склад, потом ее переделали под жилье. 26 августа 1996 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение на восстановление часовни и передал ее Стефано-Махрищскому женскому монастырю. Напротив часовни (через старое Ярославское шоссе) находились пещеры с архитектурно-оформленным входом (ныне разрушен). Рыл эти пещеры монах Махрищского монастыря Антоний, который умер в 1827 году, похоронен он был здесь же в часовне (в то время она была деревянной). Могила не сохранилась. В 2002 году часовню Стефана Махрищского отреставрировали, устроили алтарь, и 24 ноября 2002 г. храм был освящен в честь Новомучеников и Исповедников Российских. В 2000-х годах в подворье проведены исследование и реставрация пещер. Пещеры расчищены, восстановлен архитектурно-оформленный вход. 21 января 2010 года освящен пещерный храм св. вмч. Димитрия Солунского. Сейчас (июль 2013 г.) на территории подворья заканчивается строительство церкви Рождества Богородицы. 5 июля 2013 года состоялось малое освящение храма. Таким образом, в подворье Стефано-Махрищского монастыря в Талицах сложился архитектурный комплекс, включающий три храма, жилые и прочие постройки. На территории установлены памятники Сергию Радонежскому (копия памятника в Радонеже Моск. обл.) и великой княгине Елисавете Феодоровне (копия памятника в Марфо-Мариинской обители в Москве).

http://sobory.ru/article/?object=00653

[...] В 1931 г. она за пение в храме была арестована и выслана в Казахстан. В тюрьме она заболела туберкулезом. Отец Сергий как бы считал себя ответственным и за ее болезнь. Маруся была музыкально одаренным человеком, любила богослужение, умела крепко держать в руках свой хор. Происходила она из больной семьи: отец алкоголик, бросивший мать, а мать неполноценная, почти слабоумная. На фоне такой семьи Маруся выглядела тонким, изящным цветком». Надежда. Душеполезное чтение. Вып.16. С.202–203. Летом 1938 г. рядом с дачей о.Сергия в «Красном бору» под Калининым специально для нее была снята дача. Скончалась она, можно сказать, на руках о.Сергия, напутствовавшего ее в жизнь вечную. Он же ее и отпевал. 190 Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова, 1.4.1869 – 23.6.1936) – родилась в Тифлисе в княжеской грузинской семье. Поступила в Бодбийский женский монастырь св. равноап. Нины (1889). Здесь приняла постриг в рясофор и мантию с именем Ювеналия. Возведена в сан игумений (12.10.1902). Переведена настоятельницей Покровской общины сестер милосердия в Москве (1907). По благословению старцев основала под Москвой Серафимо-Знаменский скит (см. прим.), став его настоятельницей (1912). Пострижена в схиму с именем Фамарь (20.9.1916). После закрытия скита (1924) жила в Марфо-Мариинской обители в Москве (1926) и в Борисо-Глебском Аносинском женском монастыре (см. прим.7). После этого по приглашению духовных детей переехала в Перхушково (по Белорусской железной дороге). В 1931 г. сослана в Сибирь. Вернувшись из ссылки (1934), жила на Пионерской (также по Белорусскому направлению), где и скончалась. Похоронена на Введенском кладбище в Москве рядом с о. Алексием Мечевым . Подробнее о ней см. в кн.: «Детки мои любимые...» Схиигумения Фамарь (княжна Марджанова). Воспоминания. Письма. Стихи. Сост. С.В.Фомин. М. «Паломник». 2002. 191 Николо-Угрешский 3-го класса общежительный мужской монастырь – основан по повелению св. блгв. Вел. Кн. Димитрия Иоанновича Донского в 1380 г. в благодарность Богу и Его угоднику Николаю Чудотворцу за победу над монголо-татарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

К 1890 году в общине проживало 40 сестёр. В 1892 году М.Я. Попова обращается с ходатайством в Рязанскую консисторию. На её прошение быстро получено пожительное ответное решение об учреждении на том месте женской общины. Община учреждена 9 сентября 1892 года, а 21 ноября 1892 года архимандрит Нестор, настоятель Николо-Радовицкого монастыря, официально открыл Александро-Мариинскую женскую общину. В память спасения императора Александра III Александровича и августейшей семьи в железнодорожной катастрофе под Харьковым, произошедшей 17 октября 1888 года, женская община получила название Александро-Мириинская в честь небесных покровителей царственной четы. Общине принадлежали 12 десятин усадебной и 124 десятин угодий пахотной, луговой и лесной земли. 22 декабря 1892 года Мария Яковлевна Попова скончалась в возрасте 67 лет. Новой начальницей общины в январе 1893 года стала монахиня Рафаила из Сушкинского Никонова монастыря Спасского уезда. В 1895 году начинается строительство огромного вместительного собора. В 1899 году Указом Святейшего Синода по представлению преосвященного Мелентия, епископа Рязанского, Александро-Мариинская женская община была обращена в общежительный женский монастырь с возведением настоятельницы в сан игуменьи. В обители тогда была собрана богатая библиотека, впоследствии утерянная. 24 июня 1903 года освящён новый пятиглавый храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В храме было три престола: средний - в честь Воздвижения Креста Господня, правый - в честь иконы Знамения Божией Матери, левый - в честь Петра, митрополита Московского и преподобной Марии. Колокол для храма весом 200 пудов был куплен и пожертвован старцем Варнавой. Иконостас и средства для украшения внутренних стен предоставил коломенский купец Пётр Матвеевич Глазунов. Вся утварь, ризница и иконы покупались и дарились исключительно за счёт благотворителей. До октября 1903 года монастырём управляла игуменья Рафаила, а 22 марта 1904 года в обитель приехала по назначению новая начальница монахиня Валентина, тут же возведённая в сан игуменьи. При игуменье Валентине в 1904 году монастырь приобретает в селе Спас-Клепики землю под монастырское подворье. В 1911 году в обители построена каменная четырёхъярусная колокольня над въездными воротами в псевдорусском стиле. К 1914 году в Александро-Мариинском монастыре проживали 184 насельницы.

http://sobory.ru/article/?object=38454

Адрес был поднесён Императору Александру II от имени КГД городским головой К.И. Романовым. «Государь Император при общем приёме, - отмечалось в местной прессе, - изволил милостиво благодарить городского голову за таковое пожертвование городской думы».(30) 12 декабря 1873 г. КМЖГ переехала в специально приобретённое в декабре 1871 г. за 11,5 тысячи рублей и затем перестроенное здание на углу Петропавловской улицы и Петропавловского переулка (ныне - угол улиц Рахматуллина и Мусы Джалиля, дом 2/18), расположенное «в нескольких десятках шагов от Воскресенской улицы».(31) В 1877 г. в «верхней рекреационной зале» нового здания гимназии были установлены четыре портрета, выполненные с участием известного русского живописца, академика П.С. Тюрина (1816 - 1882), - согласно описанию, содержащемуся в «Историческом очерке Казанской Мариинской Женской Гимназии...»: «Государя Императора Александра II, Государыни Императрицы Марии Александровны и, тогда Наследника Цесаревича, ныне благополучно царствующего Императора Александра III с Его Августейшею Супругой, ныне Государыней Императрицею Мариею Феодоровной».(32) «Государь Император с Их Высочествами изволил прикладываться к местной святыне - чудотворной иконе Казанской Божией Матери...» После посещения гимназии Император Александр II и Великие князья направились в Казанский Богородицкий первоклассный женский монастырь, где пребывала явленная в 1579 г. чудотворная Казанская икона Божией Матери. В конце XVIII - XIX вв. эту знаменитую монашескую обитель посещали многие представители Царствующего Дома Романовых, в том числе: 28 мая 1767 г. - Императрица Екатерина II (1729 - 1796), 30 мая 1798 г. - Император Павел I (1754 - 1801) и его сыновья - Наследник Цесаревич и Великий князь Александр Павлович (1777 - 1825) (будущий Император Александр I) и Великий князь Константин Павлович (1779 - 1831), принявшие участие в закладке нового собора Казанской иконы Божией Матери, 28 августа 1817 г. - четвёртый сын Императора Павла I Великий князь Михаил Павлович (1798 - 1849), в 1834 г.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

Исследователи отмеча­ют, что «к концу 1965 и к началу 1966 г. в анти­религиозной политике советского правительства начали намечаться некоторые изменения. Гоне­ния на Церковь и религию в целом не прекра­тились, но их интенсивность в некоторых облас­тях и их брутальность начали, как будто бы, спа­дать» (22). Хотя в ПРИБАЛТИКЕ, как мы отмечали это выше, наступление на Церковь не было столь масштабным и брутальным, тем не менее местные уполномоченные и другие органы власти старались «идти в ногу» с центром, так что описанная только что ситуация была харак­терна, пусть даже в более смягченном варианте, и для Прибалтики. Поэтому 60-ые годы XX века были и в жизни Литовской епархии време­нем стагнации и потерь. Так, постановлением Совета Министров Литовской ССР от 12 июня 1959 г. был снят с регистрации женский Марие-Магдалинский монастырь. «Его недвижимость, денежные средства, находившиеся на банковс­ком счету и предназначенные на строительство, переходили в собственность государства. С этим не хотели мириться верующие. В архиве сохра­нилось датированное ноябрём 1959 г. письмо прихожан Александро-Невской церкви, адресо­ванное Председателю Совета Министров СССР Н.С.Хрущёву. Его авторы – приходская двад­цатка – просили не закрывать церковь , восста­новленную после войны усердием мариинских монахинь, не выселять их из домов, построен­ных собственными руками и на средства Православной Церкви» (52). Понятно, что эта просьба осталась «гласом вопиющего в пустыне». Участь монастыря и храма была ре­шена: 23 августа 1960 г. часть насельниц монас­тыря (28 чел.) были переселены в отдельный корпус Свято-Духова мужского монастыря, а часть – нашли пристанище в Пюхтицком монастыре в Эстонии. Александро-Невская цер­ковь была закрыта (в последствии в ней устрои­ли клуб для несовершеннолетних прес­тупниц), а в монастырских строениях бы­ла размещена колония для трудновоспи­туемых дево­чек. В следую­щем году была закрыта одна из древнейших православных святынь г. Вильнюса – церковь Параскевы-Пятницы, в которой в своё время был крещён «арап Петра Великого» И. Ганнибал, прадед великого русского поэта А. С. Пушкина. Закрыты были церкви в г. Каунасе (Воскресенская), Швенченеляй, Побяне и Юрбаркасе (приписные), Свято-Тихоновская часовня на древнем Евфросиньевском кладбище в Вильнюсе. Был ликвидирован т.н. «святой колхоз» – сельскохозяйственная община в пос. Михново, состоявшая в основном из мона­шествующих и чающих монашеского жития людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1828 году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 7 сентября 1829 года назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии. 2 сентября 1830 года перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 30 января 1831 года – экстраординарный профессор богословия. 6 июня 1834 года утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря. В 1837 году обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища. С 6 ноября 1839 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря. 6 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. 2 января 1843 года переведен епископом Кавказским и Черноморским. С 20 ноября 1849 года – епископ Полтавский и Переяславский. 19 декабря 1850 года перемещен на кафедру Нижегородскую. 17 июня 1857 года уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь. В 1860 году тайно принял схиму с именем Иоанн. 15 февраля 1864 года назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае и начальником Алтайской духовной миссии, но к месту назначения по старости не поехал. Скончался 6 декабря 1884 года. Погребен в Благовещенском Нижегородском монастыре. Преосвященный Иеремия как архипастырь трудился сравнительно недолго, но зарекомендовал себя великим и теплым молитвенником за свою паству, горячим поборником и поклонником церковного благочиния и благолепия. Он зорко следил за духовно-нравственным состоянием своей паствы. Это был архипастырь строгий и справедливый. Много полезного сделал он для новоучрежденной Кавказской епархии, где устроил и освятил до 12 церквей и Иоанно-Мариинский женский монастырь. Им же была открыта Кавказская духовная семинария. Преосвященный внес 8500 рублей собственных средств на выплату стипендий семинаристам. Однако занимаясь внимательно и плодотворно епархиальными делами, уделяя время широкой благотворительности, преосвященный оставался сокровенным от мира подвижником, строгим аскетом. Он никогда не забывал, что он монах, и строго хранил монашеские обеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010