Так же на этом Синоде был избран в Александровскую епархию архиепископ Читинский и Краснокаменский Евстафий. Читинской же епархией будет управлять бывший епископ Скопинский и Шацкий Владимир. А его епархия поручена пока временному управлению Рязанского Преосвященного. Так же был назначен на Песочинскую кафедру в Калужскую митрополию архиепископ Вологодский Максимилиан, а в Вологду на его место  - епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий. Епископом же Шахтинским назначен иеромонах Семен Морозов, клирик Шахтинской епархии. Вот такие решения были приняты на этом Синоде. Но повторю, что ключевое из них  - назначение на Симбирскую кафедру митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана. Помимо избрания новых архиереев и назначения им новых мест служения, Священный Синод также принял несколько важных  решений. Одно из них  - это документ по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века. На заседании Синода был заслушан доклад митрополита Волоколамского Иллариона, который в том числе занимается вопросом врачевания последствий церковного раскола XVII века. Синод так же принял несколько решений, существенно важных для нашего диалога со старообрядцами. Я не буду их цитировать, потому что они достаточно пространны, но в любом случае подтверждают определения и решения в отношении старообрядцев, которые существуют в нашей традиции. Помимо этого даны поручения различным комиссиям по разработке тех или иных вопросов, в том числе рекомендовано изучать историю старообрядчества в духовных учебных заведениях.  При изучении истории старообрядчества, как написано в документе, предписано  руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений.  Наши отношения со старообрядцами складываются на протяжении столетий, и общение со старообрядческим приходом должно правильным образом формироваться, начиная  с семинарской скамьи. Священный Синод принял решение в отношении Марфо-Мариинской обители. На прошлом эфире был звонок нашего радиослушателя, который спрашивал о возможности преобразования Марфо-Мариинской обители милосердия в монастырь. И вот на этом заседании Синода было рассмотрено предложение Святейшего Патриарха Кирилла о преобразовании Патриаршего подворья Марфо-Мариинской обители милосердия в ставропигиальный женский монастырь.

http://radonezh.ru/text/budet-li-vozvras...

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов.   Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://radonezh.ru/2023/04/15/xhii-mosko...

Несмотря на то что по Версальскому договору (28 июня 1919) границы Польской Республики были установлены без Срединной Литвы (с центром в Вильно), к-рая должна была отойти Литовской Республике, польские войска в окт. 1920 г. оккупировали Виленский край. 18 апр. 1922 г. Срединная Литва официально вошла в состав Польши, была образована особая адм. единица - Виленская земля, переименованная 22 дек. 1925 г. в Виленское воеводство. После оккупации начались попытки отрыва Литовско-Виленской епархии от Московского Патриархата как в Срединной, так и в Ковенской Литве. Литов. власти не разрешали владыке Елевферию въезд в Литву. В дек. 1920 г. архиерей послал священника виленской ц. св. Александра Невского прот. Понтия Рупышева посетить приходы Ковенской Литвы. На территории епархии закрывались правосл. мон-ри. В Ковенской Литве покинутый насельниками и разрушенный во время первой мировой войны древний Сурдегский муж. мон-рь власти передали католикам (мон-рь никогда не принадлежал католич. Церкви). Чудотворная Сурдегская икона Божией Матери ранее была вывезена в Россию (24 мая 1921 вернулась в Литву, с 1926 икона полгода находилась в Каунасе, полгода - в Панявежисе). В 1917 г. у православных изъяли Пожомский Успенский муж. мон-рь. Католикам был передан Кронский мон-рь. На землях, отошедших Польше, в 1919 г. был упразднен Борунский Покровский муж. мон-рь в Ошмянском повяте, монастырский собор преобразовали в костел. В 1919 г. римо-католикам был передан почти весь виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, братия к-рого переселилась в виленский Свято-Духов мон-рь. Последним перешел к католикам Рождество-Богородицкий женский мон-рь в мест. Березвечье (ныне в черте г. Глубокое Витебской обл.) после того, как в 1921 г. по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей Глубокое вошло в состав Польской Республики. Березвечский собор был переосвящен в католич. костел. Изгнанные монахини переехали в Вильно и поселились в Мариинском жен. мон-ре (см. Вильнюсский во имя равноап. Марии Магдалины монастырь ); в нач. 30-х гг. ХХ в. монахиням бывш. Березвечского мон-ря был передан новопостроенный скит Мариинского мон-ря близ г. Неменчин (ныне Неменчине). С того времени до 1939 г. в Виленской епархии действующими являлись 2 мон-ря в Вильно: мужской Свято-Духов и женский Марие-Магдалинский, с дек. 1937 г. располагавшийся при приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского, с приписным Рождество-Богородичным скитом.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Синод принял решение преобразовать это подворье в монастырь с сохранением уклада жизни, восходящего к его основательнице, преподобномученице Елизавете. Ставропигиальный женский монастырь Марфо-Мариинская обитель милосердия - таково будет полностью наименование этого монастыря. Игуменьей назначена монахиня Елизавета Позднякова, которая в последние годы занималась управлением обители. Синод определил разделение в тех вопросах, которые связаны с социальной составляющей – с одной стороны,  и с делами милосердия – с другой. Это один из флагманских, ключевых проектов церкви в отношении социальной помощи и дел милосердия. Здесь проходят практику сестры милосердия. Здесь проводятся мероприятия по реабилитации, по паллиативной помощи. На нынешнем этапе это единственный в нашей церкви центр паллиативной помощи детям. Паллиативные отделения недавно посещал Святейший Патриарх. Он дал высокую оценку работе, которую проводят сестры с детьми. По вопросам социального служения монастырь будет подчиняться Патриарху через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. А вопросы монашеского служения, естественно, будут решаться через Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Вот такой необычный монастырь возник в центре города. Все вы знаете замечательную Марфо-Мариинскую обитель. Недавно там была проведена полная реконструкция, реставрация всего внутреннего убранства. Теперь мы можем видеть замечательные интерьеры начала XX века. Но что самое главное - там процветают социальное служение и дела милосердия. И дай Бог, чтобы в связи с устроением там монашеской жизни эти дела милосердия, эти дела христианской любви продолжались бы и увеличивались в своем объеме и масштабе. Помимо участия в заседании Священного Синода в Санкт-Петербурге, Святейший Патриарх Кирилл вместе со своим Блаженнейшим собратом Болгарским Патриархом совершили праздничную божественную литургию Вознесения Господня в Казанском соборе Санкт-Петербурга.  Визитом в Санкт-Петербург завершилось пребывание в северной столице Предстоятеля Болгарской церкви и сопровождающих его лиц в Русскую Православную церковь. Предстоятели Церквей подчеркнули важность общения, диалога и совместного свидетельства о Христе в нынешнем мире.

http://radonezh.ru/text/budet-li-vozvras...

В 1828 году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 7 сентября 1829 года назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии. 2 сентября 1830 года перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 30 января 1831 года – экстраординарный профессор богословия. 6 июня 1834 года утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря. В 1837 году обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища. С 6 ноября 1839 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря. 6 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. 2 января 1843 года переведен епископом Кавказским и Черноморским. С 20 ноября 1849 года – епископ Полтавский и Переяславский. 19 декабря 1850 года перемещен на кафедру Нижегородскую. 17 июня 1857 года уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь. В 1860 году тайно принял схиму с именем Иоанн. 15 февраля 1864 года назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае и начальником Алтайской духовной миссии, но к месту назначения по старости не поехал. Скончался 6 декабря 1884 года. Погребен в Благовещенском Нижегородском монастыре. Преосвященный Иеремия как архипастырь трудился сравнительно недолго, но зарекомендовал себя великим и теплым молитвенником за свою паству, горячим поборником и поклонником церковного благочиния и благолепия. Он зорко следил за духовно-нравственным состоянием своей паствы. Это был архипастырь строгий и справедливый. Много полезного сделал он для новоучрежденной Кавказской епархии, где устроил и освятил до 12 церквей и Иоанно-Мариинский женский монастырь. Им же была открыта Кавказская духовная семинария. Преосвященный внес 8500 рублей собственных средств на выплату стипендий семинаристам. Однако занимаясь внимательно и плодотворно епархиальными делами, уделяя время широкой благотворительности, преосвященный оставался сокровенным от мира подвижником, строгим аскетом. Он никогда не забывал, что он монах, и строго хранил монашеские обеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЛЮДИ (раздел). – С.42-71. ВИЧ: цифры, которые потрясают . 14 мая пройдет Всероссийская акция по борьбе со СПИДом. [« Только за прошлый год было зарегистрировано 100 220 новых случаев выявления антител к ВИЧ» и другая информация]; Что делает Церковь. По данным Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Фото диакона Андрея Радкевича//Фома. - – май 2016. – С.42-43. – (раздел « Люди »). Юлия Маковейчук . Света дома [Фоторепортаж об обитательницах Елизаветинского детского дома для девочек при Марфо-Мариинской обители в Москве. Половина девочек здесь – с синдромом Дауна]. Текст и фото Юлии Маковейчук//Фома. - – май 2016. – С.44-51. – (раздел « Люди »). У вас будет ребенок: Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Департамент образования администрации Владимирской области.   Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – май 2016. – С.52-53. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: Петя, видеопаспорт vku (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С. 52,53;   Юля и Сережа. Видеопаспорта 487y, 41we (Наши достижения; Наши документы; О нас; Мы любим). – С.52,53; Куда обращаться будущим родителям Юли, Сережи и Пети (братьев и сестру можно забирать в семью только вместе). – С.53. Семейный совет: Почему ребенку не нравятся подарки?.. Почему дети часто не умеют ценить подарки, не радуются им?.. Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова //Фома. - - май 2016. – С.53. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). Валерия Михайлова . Блаженная Матрона Московская: Что точно известно о великой блаженной . Ил.: Блаженная Матрона Московская. Фото 40-50-х гг.; Софья Олсуфьева. Фото 1930-х гг.; Юрий Александрович Осуфьев. Фото из следственного дела. 1937; Село Себино, родина блаженной Матроны; Икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная по просьбе блаженной Матроны; Матрона Димитриевна Никонова. Фото 1930-1940-х гг.; Дом Хвостовых-Чибисовых у Покровских ворот. Недалеко отсюда в 30-х гг., жила блаженная Матрона. Фото 1930-е гг.; Покровский женский монастырь, 15-летняя годовщина канонизации Матроны Московской. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. 2014. Редакция благодарит за помощь в подготовке материала игумена Дамаскина ( Орловского ), а также священников, лично знавших З. В. Жданову//Фома. - – май 2016. – С.54-62. – (раздел « Люди »). В материале имеются две информационные вставки:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-157-...

После ссоры и драки с Распутиным в кон. 1911 г. в С.-Петербурге Илиодор лишился поддержки при дворе. 30 нояб. 1911 г. распоряжением обер-прокурора Синода В. К. Саблера он был отстранен от управления подворьем. 17 янв. 1912 г. еп. Ермоген был уволен на покой, а иером. Илиодор сослан во Флорищеву в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. 23 янв. свящ. Александр Строков возглавил братию Царицынского архиерейского подворья, к-рое в апр. 1912 г. было преобразовано в муж. мон-рь. Настоятелем обители стал архим. Иринарх (Шемановский), но через неск. месяцев сторонники Илиодора добились отстранения архим. Иринарха от настоятельства. Он был назначен главой Русской правосл. миссии в Сеуле. В нач. 1913 г. В. м. был преобразован в женский, настоятельницей стала мон. Павла (Липовская), в 1915 г. возведенная в сан игумении. Трудами игум. Павлы в В. м. была устроена церковноприходская школа. Летом 1913 г. к зап. части Свято-Духовского храма была пристроена кирпичная зимняя церковь. Прямоугольный в плане храм (34 ´ 23 м) поднимался коньком кровли до основания купола летнего храма. Вдоль зап. и боковых стен теплой церкви проходили хоры. В окт. 1912 г., после публичного объявления о своем отходе от РПЦ, иером. Илиодор был расстрижен и удален из Флорищевой пуст. Нек-рое время он жил близ С.-Петербурга и на хуторе Большом Мариинской станицы 1-го Донского округа, основал секту «Новая Галилея», скрывался в Норвегии, США, но летом 1917 г. поселился в Царицыне. 5 июня 1917 г. сторонники Труфанова провели митинг, на к-ром потребовали вернуть им корпуса В. м. В заявлении от 3 июня 1918 г. Труфанов предложил исполкому Царицына образовать в мон-ре коммуну «Вечной истины», вскоре призвал своих последователей захватить обитель. После начала в Царицыне военных действий между большевиками и анархистским отрядом Петренко Труфанов уехал в Москву. Летом 1918 г. В. м. был закрыт, насельницы изгнаны, постройки приспособлены под жилье. В 1920 г. на территории мон-ря располагался Царицынский губ. лагерь принудительных работ, в храме - лазарет для заключенных.

http://pravenc.ru/text/155150.html

Ул. Жукова 9. 1898 — 1899. (Не сохранилась). 17. Здание Александро-Мариинской богадельни. Ул. Черняховского, 6 — Павлоградский пер., 8. 1898 — 1899. 18. Доходный дом Н.Н. Никонова. Колокольная ул., 11. 1899—1900. 19. Церковь св. Моисея Новгородского при подворье Новгородского Сковородского Михайловского монастыря. Ул. Коммуны, 58. 1900 — 1901. (Не сохранилась). 20. Доходный дом Н.Н. Никонова. Большой пр. П. С, 45 — Б. Пушкарская ул., 38. 1900 — 1901. 21. Иоанновский женский монастырь. Наб. р. Карповки, 45 — ул. Профессора Попова, 36. 1900 — 1903, 1907 — 1911. 22. Церковь Божией Матери Грузинской при подворье Красногорского Богородицкого монастыря. Шепетовская ул., 7. 1903—1905. (Не сохранилась). 23. Тихвинская церковь при подворье Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря. Пр. Непокоренных, 36. 1905—1911. (Не сохранилась). 24. Церковь преп. Серафима Саровского на Новодеревенском кладбище. Серебряков пер. 1. 1906 — 1907. Совместно с А.Ф. Барановским. 25. Церковь св. Василия Великого при подворье Коневского Рождественского монастыря. Среднеохтинский пр., 21 ул. Панфилова, 22. 1906 — 1908. (Не сохранилась). Лисовский В.Г. Поборник «русского стиля»//ЛП. 1983, 3. С. 30-33. Воспоминание торжественнаго праздненства и Крестнаго хода совершаемаго 15-го Августа с храмовою иконою Успения Пресвятой Богородицы в Пещерную часовню, находящуюся в С.-Петербургской губернии, Гдовскаго уезда, Имения Его Императорскаго Высочества, Великаго Князя Константина Николаевича, Выскатской волости в селе Доложском. Посвящается Православным чтителям Пресвятыя Богородицы. Издано в пользу новоотстроивающагося каменнаго храма в селе Доложском. СПБ. 1861. «И если накануне при упомянутом выше зрелище, душа наполняется непонятнаго для нас восторга и радостнаго восхищения, если тогда благоговеешь к чудному образу, то не меньше радостный трепет объемлет нас, когда при звуке колоколов тронется торжественное шествие из храма к священной пещере; народ как бы кипит, площадь и дорога на всем протяжении от церкви до пещеры покрыты богомольцами всякаго пола и возраста; ближние (богомольцы) в нарядных праздничных платьях, дальние с мешечками на плечах и дорожными посошками в руках; народа стекается до десяти тысяч; на средине пути к пещере под тенистою березовою рощею у Св.

http://sobory.ru/article/?object=03169

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов. Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь , храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/6018615.ht...

В 1897 г. в общине проживало уже 125 человек с трудниками. 16 сентября 1899 г. Александро-Мариинская женская община была обращена в общежительный женский монастырь. Игумения Рафаила управляла монастырем до октября 1903 г., а 22 марта 1904 г. приехала новая начальница монахиня Валентина. До этого она сорок лет проживала в образцовом Иверском Выксунском монастыре Нижегородской губернии. При ней расширились владения монастыря, и к 1906 г. количество сестер возросло до 147-ми. В 1931 г. в бесхозных зданиях монастыря разместился дом отдыха и пионерский лагерь издательства газеты Известия " . В 1996 г. они были закрыты. С 1997 г. здесь проводятся богослужения, однако храм Церкви не передан. Источник: Официальная страница Храма Новомучеников и исповедников Шатурских Адрес статьи: http://hram-shatura.fromru.com/prihod/ev_voz.htm Вознесенский (по некоторым данным, Кресто-Воздвиженский) собор Александро-Мариинского женского монастыря был построен в 1895-1903 гг. попечительством игуменьи Рафаилы на средства Косоноговых, А.И.Зарецкого и других благотворителей, среди которых - прп. старец Варнава Гефсиманский. Храм в " русском " стиле - пятишатровый, четырехстолпный, с богатым декором, восходящим к образцам XVI-XVII вв. В 1931 г. обитель и храмы были закрыты, использовалась для нужд расположившегося здесь дома отдыха пионерлагеря. Были сломаны боковые шатры храма. В настоящее время собор действует. В ансамбль монастыря входит также надвратная церковь- колокольня, построенная в это же время. Верхние ярусы ее были сломаны; вместо них устроен водонапорный бак. Сохранившийся нижний ярус также декорирован в " русском " стиле. Монастырь Александро-Мариинский по адресу: Шатурский район, д.Евлево, является объектом культурного наследия регионального назначения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). В его составе: церковь Тихвинской иконы Божией Матери; святые ворота с надвратной церковью. Современный адрес: с/п Пышлицкое, д.Евлево. (другой адрес, упоминаемый на сайте " Храмы России " - поселок Мещерский Бор).

http://sobory.ru/article/?object=04827

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010