Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (240) , (7) . в этом году (за прошлые годы с 2011-09-13) Происхождение изображения: Загружено 2011-09-13, анонимно. Описание: Явление Божией Матери преподобному Кириллу Белозерскому. XIX век. Русский Север. Оклад — XIX век. Дерево, левкас, темпера.На публикуемой иконе прп. Кирилл изображен дважды — так иконописец показывает протяженность действия во времени. Справа святой представлен в келье с книгой в руках перед иконой Богоматери, которую он впоследствии взял с собой на Север. Во втором эпизоде преподобный внимает голосу Богоматери, стоящей перед ним на облаке. Пресвятая Дева указывает путь в пустыню на Бело-озеро. В левой части иконы видны холмы, леса, в виде посаженных в несколько рядов елочек, две высокие горы и между ними — белый монастырь — место уединения, трудов и подвигов прп. Кирилла Белозерского. На фоне располагается надпись, в которой содержится описание явления Богоматери прп. Кириллу. Изображение видения преподобного первоначально появляется на его житийных иконах, получивших распространение с начала XVI в., например на пелене «Прп. Кирилл Белозерский, в житии», начало XVI в., Москва. Наиболее близкую композицию находим в иконе «Прпп. Кирилл Белозерский и Кирилл Александрийский, с житием Кирилла Белозерского», вторая половина XVI в., Москва. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Явление Пресвятой Богородицы преподобному Кириллу Белозерскому в Симоновском монастыре " .

http://pravicon.com/image-13444

Здесь в верхних углах иконы изображены два ангела, несущие орудия Страстей Господних. Младенец Христос смотрит на них с изумлением, повернув голову. Он испуган и ищет защиты у Матери. Воспроизведенная здесь икона представляет собой складень (каждая часть его размером 16x14 см), в средней части которого изображена Богоматерь. Она держит на правой руке Христа Эммануила, Который смотрит на одного из ангелов, повернув голову к левому углу иконы. В испуге Он хватает обеими руками левую руку Матери. Она слегка склоняет к Нему голову. Взгляд Ее полон страдания и смирения. На каждой из двух других частей складня изображено по двенадцать фигур в два ряда, один над другим. В верхнем ряду левой части (от средника) – Иоанн Предтеча, Архангел Михаил, Апостол Петр и три святых отца Церкви: свтт. Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Соответственный ряд правой части изображает Архангела Гавриила 188 , апостолов Павла и Иоанна и трех святых митрополитов Московских: Петра, Алексия и Иону. В нижнем ряду левой части помещены свт. Николай, прпп. Сергий Радонежский, Евфимий Суздальский, Кирилл Белозерский, Зосима и Савватий Соловецкие. В соответственном ряду с правой стороны – свт. Леонтий Ростовский, св. Александр Невский, свт. Иоанн, архиепископ Новгородский, мученицы Екатерина и Параскева и прп. Евфросиния Александрийская. Богоматерь Страстная. Икона-складень. 1641 г. Частная коллекция о. М. Рю де Журнеля. Париж. Рисунок выполнен очень тщательно и напоминает каллиграфический стиль миниатюр. Золотая, богато украшенная риза, современная иконе, покрывает ее, закрывая фон всех трех частей. Происхождение и время написания иконы явствуют из надписи на обороте средника: «22 марта (7) 149 (т. е. 1641 г. нашего летосчисления. – В. Л.). Троицкий келарь, старец Александр Булатников благословил этой иконой своего келейника, старца Иоакима Соловецкого». В неопубликованной работе, посвященной этому складню, отец М. Ж. Рю де Журнель указывает, что Александр Булатников – важное лицо, крестный отец царских детей, служивший келарем Троице-Сергиевой Лавры с 1622 по 1642 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

молящихся чувства особенного благоговения. Когда и кем писана, неизвестно, только многие из Богомольцев имеют к ней большое усердие и веру. 4. В Соборной Рождество-Богородицкой церкви Наместная Икона Пресвятой Богородицы Иверская, Чудотворная, в сребро-позлащённой чеканной шате. И к сему Св. Образу Богомольцы также имеют великую веру, которая и оправдывается в них благодатными исцелениями. Кроме устных преданий сохранились, по письменным летописцам, сказания о многих случаях чудесных исцелений. Вот из них два следующие: 1-й, Коллежский асессор и Московский именитый купец Дометий Диомидов сын Мещанинов, в присланном к Отцу Архимандриту Феодосию от 2–5 января 1801 г. из Москвы письме, изъясняет усерднейшее своё благодарение Господу Богу и Пречистой Богоматери за полученное им на 71 г. жизни своей исцеление от каменной болезни и от подагры, после совершения акафистова пения (в его доме – в Москве) 33 пред Чудотворною Иконою Божьей Матери Иверской, обретающеюся в сей Пустыне. – И 2-й, Воронежской Губернии г. Боброва купеческая жена Любовь Андреева дочь Григорьева, прибывши в сию Пустынь 7 Августа 1815 г., с 2-х летним сыном своим, объявила, при многих сторонних свидетелях и старцах Обители, о полученном оным сыном её от жесточайшей болезни исцелении, после нескольких явлений и откровений, бывших ей в сонном видении, при коих повелело ей было – отправиться в сию Пустынь и отслужить молебное акаф. пение перед Чудотворной Иконой Иверской Божьей Матери. Обитель Софрониева не лишена и благодати Св. Угодников Божьих: Св. Афанасия Великого , Патриарха Александрийского, имеется часть св. мощей. Она вынесена из Крыма, во время Крымского похода, Бригадиром Василием Капнистом, коего благочестивая супруга София сделала от усердия своего Ковчег серебряный, весь чеканный, и 20-го Октября 1776 г. отдала оный в сию Пустынь для положения тех мощей. Здесь помещены части мощей и других Святых Угодников Божиих, а посредине оных частица Древа Животворящего Креста Господня (это все принесено из Тисманского Монастыря Архим. Феодосием). При сих Св. мощах совершается ежемесячно водоосвящение в первый Воскресный день каждого наступающего месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но чтобы видеть, что явление Покрова Пресвятой Богородицы есть самое ясное выражение участия Божьей Матери и всего горнего Мира в судьбах людей, нужно знать, при каких обстоятельствах восточной церкви совершилось это явление. Пресвятая Владычица всегда готова помогать с верой к Ней притекающим, всегда готова ходатайствовать перед Богом об их нуждах; но особенно Она помогает людям в бедах, когда они со слезами на глазах обращаются к Ней за помощью. Так именно и было, когда явился Покров Божьей Матери: в это время сильные неприятели – сарацины вторглись в Грецию и приближались уже к столице её – Константинополю. Слабые внешней силой, силой воинской, но не бедные благочестием и надеждой на Бога, греки поспешили в храмы Божии и обратились за помощью к Пресвятой Богородице. И вот небесная Заступница вняла мольбам верующих и во Влахернском храме, где присутствовали сам царь и патриарх, и просили Её о помощи, Она видимо и обнаружила все благоволение к молящемуся народу, и простёрла Свой защитительный покров над Грецией. Сетовавшие греки, видя небесную Ходатаицу и, веруя в Её заступление, исполнились радости и упования на Бога, ободрились духом и прогнали врагов своих. Не единственный это пример явления Покрова Пресвятой Богородицы над древней Грецией. Обращаясь к истории востока, мы находим ещё дивные примеры заступления Царицы небесной от ненавистных врагов его; или лучше – врагов христианства, и даже в том самом Влахернском храме. Та самая Влахернская Заступница дивно защитила раз Константинополь от диких Россов – наших предков, ещё не просвещённых христианской верой. Под начальством Аскольда и Дира России осадили Константинополь и уже готовы были разрушить его, а жителей – предать мучительной смерти. Но константинопольцы наложили на себя тест , собрались во Влахернский храм на молитву и усердно просили Матерь Божью о Её заступлении, а потом – совершили крестный ход кругом города с чудотворной Её иконой и враги невидимой рукой обращены были в бегство. Если бы кто-нибудь после сего спросил нас: простёрт ли и теперь Покров Пресвятой Богородицы над востоком, мы ответили бы утвердительно, указали бы, как на доказательство – на чудотворные иконы Божьей Матери, которыми не беден православный мир по настоящее время: есть там чудотворные иконы Божьей Матери: Афонская, Цареградская, Византийская, Антиохийская, Александрийская, Никейская, и мн. другие. А это свидетельствует о неоскудении веры и благочестия у восточных христиан, несмотря на то, что они находятся под игом неверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Исаак является иконой Иисуса Христа, Который проходит скорбный путь по воле Отца Небесного И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе (Быт. 22, 6). Вот это выражение: и пошли оба вместе встречается и в конце 8го стиха: и шли далее оба вместе (Быт. 22, 8). И здесь очень часто чередуются слова: «отец – сын», «сын – отец». Кого символизирует Исаак, который несет дрова на своих плечах, древо, чтобы стать жертвой? Он символизирует Иисуса Христа, нашего Господа. В этот момент Исаак является иконой Иисуса Христа, Который проходит скорбный путь по воле Отца Небесного. Климент Александрийский пишет: «И сам Исаак (ибо можно истолковать это по-иному) есть образ Господа. В самом деле, он – сын, как и Господь – Сын, ведь он (Исаак) был сыном Авраама, так же, как и Христос – Сыном Бога; кроме того, он жертва, так же, как и Господь. Однако Исаак не был принесен в жертву, как Господь, но только понес дрова для священнодействия, так же, как и Господь – древо креста. И он (Исаак) таинственно рассмеялся (Быт. 21, 3, 6 – “Исаак” (“смех”)), пророчествуя, что Господь исполнит радостью нас, избавленных от тления кровью Господней» . И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения ? (Быт. 22, 6–7). Здесь Исаак явно перепроверяет свои подозрения. Авраам сказал: Бог усмотрит ( ) Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе (Быт. 22, 8). Вот эти слова: «Бог усмотрит Себе агнца» – это Евангелие или пророчество об Иисусе Христе. Бог Отец усмотрел Себе Агнца, когда так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (в жертву – О.С.), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Вот эти пророческие диалоги свидетельствуют об уровне этих людей! Исаак проявляет величайшее смирение! И опять этот повтор: И шли далее оба вместе – это свидетельство того, что уровень отца и сына был одинаков (сравнялся). И может быть, уровень Исаака был даже выше уровня Авраама, потому что Авраам идет принести жертву, а Исаак идет, чтобы стать этой жертвой.

http://pravoslavie.ru/109426.html

  Выражение «художница» тесно связано с греческим понятием о «космосе» как произведении божественного искусства. Мир же познаваем разумом, ибо и в природе, и в человеке осуществляется единая мысль Создателя, Который «все мерою и числом сотворил». Вслед за автором Книги Притч александрийский писатель видит в Премудрости и личностное начало, своего рода ипостась Сущего: Она — дыхание Силы Божией и чистое излияние Славы Вседержителя, посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она — отблеск вечного света, и чистое зерцало Силы Божией, и образ благости Его. Прем 7, 25-26   В одном случае мудрец даже прямо называет ее Логосом, Словом Божиим, но так же, как и в Притчах, здесь нет еще учения о Троице, а развиваются древние понятия о Славе и Ангеле Ягве как образах Богоявления во Вселенной [ 27 ]. Беспредельный и Непостижимый, когда обращен к Своему творению, действует как Премудрость. Она есть излучение тайны Сущего: Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет. Прем 7, 27   Перед нами попытка выразить на философско-поэтическом языке библейское учение об отношении Бога к миру. Он — сокровенен, но становится явным через Свою Любовь и Свою Премудрость. Премудрость пронизывает мир и вместе с тем «пребывает с Богом» как «тайнница божественного Разума и избирательница дел Его». Можно сказать, что люди, размышлявшие над этими словами, были подготовлены к принятию вести о Слове, явившемся в мир. Образ Премудрости, «восседающей на престоле с Богом», стал той иконой, в которой христиане смогли увидеть первые контуры триипостасной тайны [ 28 ]. В античном же мире ее предчувствовали философы, говорившие о Божественном Логосе. Так нашли путь друг к другу эллинство и Ветхий Завет. Но было между ними и существенное различие. Сближаясь с идеями греческой метафизики, автор «Премудрости» сохраняет библейский взгляд на сущность истории. В третьей части книги он изображает путь человечества как единое целое, как драму взаимоотношений твари со своим Творцом. Премудрость даровала первозданному человеку власть над природой, но он изменил Создателю. Поэт пытается проследить зарождение язычества, он скорбит о заблуждениях народов. Хотя Бог избрал для Своих замыслов потомство Авраама, все люди — дети Его любви. Даже хананеи, наказанные за свои грехи, получили время для покаяния. Бог вразумлял все народы, и их вина в том, что они не расслышали Его слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Христиане в этом мире не свои: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ). В этом мире праведник мучается «видя и слыша дела беззаконные» ( 2Пет.2:8 ) и ожидает «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:13 ). Верующие удаляются от алчности, жестокости и насилия этого мира. Как писал Климент Александрийский , «Ты же, ставший причастником Истины и удостоенный великого спасения… собирай для себя войско, войско безоружное, к войне неспособное, от пролития крови отвращающееся, незлобивое, непорочное, состоящее из богобоязливых старцев, Богу любезных сирот, кротостью отличающихся вдов, любовью украшенных мужей…» До сих пор священнослужение признается несовместимым с кровопролитием. Человек, который пролил кровь – даже в состоянии необходимой обороны, например, он убил напавшего на него разбойника – не может служить у алтаря Божия. Об этом говорит, например, святой Василий Великий в своем 55 правиле. В чем причина такого запрета? Священник являет в мире Самого Христа, служит Его живой иконой, Его посланцем и представителем. Через него действует Сам Христос. Христос совершает Таинства его руками, Христос проповедует и прощает грехи его устами. Как говорит Он сам в Евангелии, «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Его миссия в том, чтобы являть людям Христа, уподобляясь Ему во всем. Христос не пролил ничьей крови, кроме Своей – хотя Его сограждане, томившиеся под гнетом ненавистных языческих оккупантов, настойчиво побуждали Его возглавить восстание ( Лук.13:1 ; Ин.6:15 ). Он «пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лук.9:56 ). Он не убивал своих врагов – а, напротив, принял смерть ради их спасения. Как говорит о Нём Пророк, «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» ( Ис.50:6 ). Священник, хотя и может находиться среди сражающихся, чтобы служить им, не может сражаться сам – потому что он являет собой другое, грядущее Царство, где «не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» ( Ис.11:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Выполняя чреду священнослужения с любовью и благоговением, он в свободное от служения время ставил себя на чреду послушника и занимался работами. Когда Феодор возведён был на кафедру архиепископа, братия избрали Кирилла в архимандрита обители. Это было в 1390 г. 79 . Кирилл архимандрит не изменил образа своей жизни. Богатые и вельможные стали посещать его, чтобы слышать наставления его. Это смущало смиренный дух его, и он недолго оставался настоятелем обители. Как ни упрашивали его братия, он затворился в прежней кельи своей. На его место избран в архимандрита Сергий Азаков; поскольку же к Кириллу не переставали приходить и в иноческую келью за наставлениями, а это тревожило Сергия, – то Кирилл перешёл на старое Симоново – и здесь стал подвизаться. Шум недальнего города беспокоил Кирилла, а душа его стремилась к безмолвию. Он молил Богоматерь указать ему место полезное для спасения его. Раз по обычаю читал он ночью акафист Богоматери перед Её иконою и – услышал голос: «иди на Белозеро, – там тебе место». Вместе с тем заблистал свет, и из оконца Кирилл увидел на дальнем севере озарённое место. Услышав от друга своего Ферапонта, какова страна Белозерская, он с той же иконой Богоматери отправился на Белозеро, в сопровождении друга. В Белозерской стороне, тогда глухой и малолюдной, долго ходили странники и взошли на гору Мяуру. Это самая высокая гора в окрестности Белозерской. Подошву её омывают волны озера Сиверского. Леса, луга, воды соединились здесь на огромном пространстве и образовали одно из прекраснейших мест России. С одной стороны, Шексна разливается извилинами по лугам необозримым, с другой несколько синих озёр разбросано среди густых лесов. – Преп. Кирилл увидел здесь то место, которое в видении назначено было для его пребывания, и пал благодарною душой перед Пречистой. – Сойдя с горы на площадь, окружённую лесом, поставил он крест, а вблизи его пустынники выкопали землянку. Друг Ферапонт скоро удалился в другое место. В подземной кельи Кирилл не один год подвизался один, только по временам посещаемый крестьянами Авксентием и Матфеем, из которых последний впоследствии был пономарём обители его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В России, конечно же, имели место и презепе. В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Но каким бы ни был вертеп — статичным, механическим, живым — для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру. Вертеп В. Новацкого История вертепа Как пишет в своем «Очерке истории вертепа в России» Борис Голдовский, вертеп —  одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений, отражавших идеи мироустройства, характерные для разных эпох. Еще древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались. Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан b I b. н. э. механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты. Если же говорить о сценках Рождества, то, по мнению Бориса Голдовского, появились они куда ранее 1223 года, примерно в V веке, во времена папы Сикста Третьего. Последний разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческого, ни латыни, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными. По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был панорамой. Тем не менее первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с датой изготовления на нем —1591 год. Театр «Бродячий вертеп» К XVII веку механические вертепы стали популярны по всей Европе и, конечно же, в России. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.

http://foma.ru/vertep-iskusstvo-rozhdenn...

Рассуждение Страх в страдании и страх от отсутствия страданий. Это один и тот же страх, и он означает опасение духовного человека, не удалился ли от него Бог. Когда святая Екатерина претерпела многие и тяжкие муки, явился ей Господь. Она Его спросила: «Где был Ты, Господи, доселе [и почему медлил] утешить меня в таких страданиях?» А Господь ей ответил: «Здесь Я был, в твоем сердце». Но не меньший страх может объять духовного человека, если долго не постигают его страдания. Некий инок, войдя в один из александрийских храмов, увидел женщину, стоящую на коленях перед иконой Спасителя и с плачем вопиющую ко Господу: «Оставил Ты меня, Господи! Помилуй меня, Милостивый!» После молитвы инок спросил женщину: «Кто оскорбил тебя, что ты так горько жалуешься Богу?» Женщина ответила: «До сих пор никто меня не оскорбил, потому я и рыдаю; ибо Бог оставил меня, за три года не посетив никаким страданием. За всё это время не болели ни я, ни сын мой и ничто из домашней живности не пропало». Созерцание Да созерцаю чудесное исцеление двух слепых ( Мф. 9:27–30 ), а именно: 1) как слепые взывали ко Господу, чтобы Он отверз им очи; 2) как Господь коснулся их глаз, соделав им по их вере, и они прозрели; 3) как и моей незрячей души Господь может коснуться и вернуть мне духовное зрение, аще вопию к Нему с верой. Проповедь о Царе царей Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю. Притч. 8:15–17 Да не помыслит царь, что правит он собственной силой и мудростью, иначе будет он поруган бессильными и безумными. Да не помыслит повелитель, что по своему разумению и воле узаконяет он правду среди людей – да не даст [он в себе] места такой глупости, смешной и для детей. Да не подумают начальники, и вельможи, и судьи, что пользуются они властью по чьей-то воле и милости, а не по Божиему произволению и щедротам, ибо [в противном случае] до [самой] смерти будут набивать себе шишки на голом льду, по которому скользят все забывающие Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010