На паперти с правой стороны находилась палатка, а с левой – сторожка. В алтаре и церкви стены были расписаны живописью современной постройке храма. Алтарь и трапезная были отделены от церкви каменными простенками. В алтаре имелся древний образ Божией Матери с предстоящими Исаем и Игнатием, Ростовскими чудотворцами. Предположительно, данный образ являлся вкладом Ростовских князей в старую деревянную церковь. Предалтарный иконостас резной, с золочеными колоннами, построен в 1835 году иждивением купца Афанасия Выдрина. Царские врата изображают резной золоченый крест с сиянием. Местных икон семь: образ Господа Вседержателя; образ Леонтия Ростовского; образ Иоанна Богослова; образ Афанасия Александрийского, написанный в Москве в 1835 году и соименен создателю иконостаса Афанасию Выдрину; образ Божией Матери; образ Рождества Христова; образ Иннокентия Иркутского, написанный в Москве в 1835 году. Выдрин был сибиряком, поэтому видимо, и столь не свойственная для города Устюга икона сибирского угодника. Над местными образами в малых клеймах изображения Ветхого и Нового заветов. За правым и левым клиросами, в особых иконостасах находилось по нескольку икон. Из них заслуживают особого внимания: Справа: местный образ святителя Леонтия Ростовского, греческого письма, древний, по преданию присланный из Ростова епископом Тарасием вместе с соборной иконой Божией Матери Одигитрии Успенского собора в 1290 году; образ Иоанна Богослова, греческого письма, древний, бывший в деревянной церкви храмовым; образ Божией Матери, украшенный венцами, ризой, полями серебряными. Слева: образ священномучеников Флора и Лавра с житием и чудесами, бывший храмовым в деревянной церкви Флора и Лавра еще до перестройки 1683 года и переосвящения ее в честь Иоанна Богослова. В трапезном иконостасе по древности заслуживал внимания образ Иоанна Богослова поясной с изображением на полях жития и чудес с серебряными украшениями. Остальные иконы большей частью современны построению каменного храма. Холодный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова находился в верхнем этаже и имел три отделения: паперть, церковь и алтарь.

http://sobory.ru/article/?object=06416

Есть еще одна икона, хотя и написанная в другом виде, но известная также под именем Елецкой иконы Богоматери. Она находится в Иерусалиме, в Сретенской церкви и принесена сюда русской монахиней из дворян города Ельца. Египетская икона О Египетской иконе Божией Матери сохранилось очень мало сведений. Известно, во-первых, то, что явление этой иконы, как значится в гравюрах, последовало в 1060 году, и, во-вторых, то, что она издавна почитается иконой чудотворной. Этим и ограничиваются все исторические сведения о ней. Отличительная особенность Египетской иконы состоит в том, что Предвечный Младенец, поддерживаемый правой рукой Богоматери, изображен на ней с развернутым свитком в левой руке. Есть еще другая Египетская икона, на которой Богоматерь «черным зраком преображена», а также изображен святой Савва, архиепископ Сербский, скончавшийся в 1237 году. Египетскую икону Богоматери, празднование коей совершается ныне, не следует смешивать с иконой Александрийской, празднование которой совершается 1-го сентября. 12 января Икона «Млекопитательница» Икона Богоматери, именуемая Млекопитательница, в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре святого Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима. Великий основатель единственной лавры на Востоке, св. Савва Освященный перед своей блаженной кончиной обратился к братии, окружавшей его смертный одр, и пророчески сказал, что со временем посетит его обитель соименный ему богомолец царского рода из Сербии, также именем Савва, которому и должна быть отдана икона Богоматери Млекопитательницы от обители в благословение. Св. Савва Освященный мирно отошел ко Господу в четвертое лето царствования Юстиниана Великого, в 532 году. Более шести веков по смерти преподобного пронеслось над основанной им палестинской обителью. Икона Богородицы, именуемая Млекопитательница, неподвижно стояла на своем месте, ожидая исполнения тех пророческих предсмертных о ней завещаний св. Саввы, которые переходили в его монастыре устным преданием из века в век.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

В иконостасе кафоликона мон-ря сщмч. Ираклидия (слева от царских врат, за иконой Богородицы) находится поясной образ И. 1797 г. с частицей его мощей. Икона украшена сплошным окладом, оставляющим открытым лишь лик святителя. Рисунок оклада передает иконографию образа И., святителя, в фелони, омофоре, свободный конец к-рого перекинут через левую руку, в подризнике с мелким узором в виде крестиков, в поручах, с палицей, на к-рой виден фрагмент композиции «Воскресение Христово»; на груди - небольшого размера панагия с образом Богородицы; правой рукой он именословно благословляет, левой прижимает к груди Евангелие и придерживает посох. В картушах вверху помимо имени святого указаны чин святости (IEPOMAPT.) и то, что он был 1-м епископом г. Тамаса; рядом - дата создания иконы; на нижнем поле сделана надпись посвятительного характера. Еще одна икона 2-й пол. XVIII в. из синодикона мон-ря является работой монастырских иконописцев. Она отличается сложной программой, обусловленной желанием зафиксировать деятельность Кипрского архиеп. Хрисанфа по восстановлению и благоустройству обители. В нижней части иконы на фоне монастырских строений слева показан коленопреклоненный архиеп. Хрисанф, справа в 3/4-ном развороте к центру - И. Правой рукой святой указывает на архиеп. Хрисанфа, левая обращена к Спасителю в облачном сегменте, благословляющему обеими руками. Моление небесного покровителя мон-ря и его благотворителя не только выражено в жестах, но и сопровождается пространными текстами в свитках, расположенных рядом с фигурами просителей. В иконостасе совр. работы в парекклисионе св. Иоанна Предтечи справа от царских врат (за иконой Божией Матери) помещена традиц. иконографии поясная икона И., где он изображен в крещатой фелони. Лит.: Mouriki D. The Cult of Cypriot Saints in Medieval Cyprus as attested by Church Decorations and Icon Paintings//The Sweet Land of Cyprus: Papers Given at the 25th Jubilee Spring Symp. of Byzant., Stud., Birmingham, March 1991/Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. Р. 243-244; Stylianou A., Stylianou J. A. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. Ed. 2. P. 71, 88, 183, 218, 298, 304, 311; Ιερ Μον Αγου Ηρακλειδου. Λευκωσα, 2001; Papageorgiou A. The Monasmery of S. John Lampadistis in Kalopanayiotis. Nicosia, 2008. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/673835.html

В 1996 году на праздник Покрова Божией Матери Высокопреосвященнейший Виктор в сослужении духовенства города Твери освятил Престол в приделе Грузинской иконы Божией Матери. А первая литургия в реставрирующемся центральном Покровском приделе были совершена на праздник Рождества Христова 2000 г. И в это же время было совершено освящение придела во имя Казанской иконы Божией Матери и святого Афанасия, патриарха Александрийского. К местным святыням относятся, прежде всего, мощи преподобного Сергия исповедника (Сребрянского) - это кисть руки в ковчеге с его иконой в большом киоте. Здесь находится и древняя Смоленская икона Божией Матери Одигитрия старого иконостаса, найденная в храме завернутой кем-то неизвестным в бумагу. После реставрации для нее был сделан напольный киот. Свое место образ занял в Грузинском приделе у левой стены. В настоящее время храм полностью расписан. В Грузинском приделе работали мастера-иконописцы под руководством Андрея Запрудного. Им же был расписан Казанско-Афанасиевский придел и в обоих алтарях сооружены иконостасы по проекту А. Запрудного. Иконостас Грузинского придела выполнен в стиле древневизантийском, с имитацией резьбы под камень (Грузинский мотив), покрашен в бело-кремовый цвет. Казанский же иконостас в отличие от Грузинского сделан в русском (конец XVI века) торжественном стиле, с позолотой, более объемной резьбой со вставками из красного дерева. Иконы здесь также выполнены соответственно той эпохе начала XVII века. Большую часть иконописных работ осуществила Тамара Яковлевна Козлова, одна из первых учениц школы А. Запрудного. Практически всю работу по росписи Покровского придела в алтаре и храме Тамара Яковлевна выполнила сама. Ею же были написаны все иконы в иконостасе и спроектирована вся резьба. Райский сад с раскидистыми ветвями деревьев, в котором пребывают святые иконостаса с Божией Матерью и Спасителем в центре - вот основной замысел автора. На этот огромный по своему объему титанический труд ушло около 6 лет. Иконостас выполнен по мотивам барокко, но русского, напоминающего питерскую икону, роспись - образец стиля Дионисия, Рублева в сочетании с лепниной Елизаветинских времен, которая была восстановлена по сохранившимся образцам. Он сооружен и освящен, как и 230 лет назад, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=00004

К 100-летию начала Первой мировой и 100-летию явления Августовской Божией Матери русским воинам по всей нашей стране прошли и идут Крестные ходы с этой святой иконой. Особенно торжественно они прошли в Калининградской области, на местах сражений 1914 года, и территориях Казачьего Войска. В Санкт-Петербурге, военной столице Великой войны 1914-1918 гг., был проведен молебен во славу столетия явления Августовской Божией Матери рядом с Зимним дворцом, который с 1915 по 1917 год был «Лазаретом Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича» и где проходили лечение воины, бывшие свидетелями этого православного чуда. Данное мероприятие было организовано и проведено по инициативе и под руководством петербургских организаций, работающих в области общественно-культурной и военно-патриотической деятельности: НКО МФПК «МАСТЕР КЛАСС» и Фонд «Воинский собор». Учитывая значимость этого события, его поддержали Комитет по культуре Государственной Думы Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, командование Западного военного округа, ЮНЕСКО, Государственный Эрмитаж. 14 сентября 2014 года в 12 часов после орудийного выстрела с Петропавловской крепости на Дворцовую площадь Санкт-Петербурга будет вынесена икона Августовской Божией Матери, перед которой пройдёт молебен. К этому моменту вокруг Александрийского столпа будет подготовлена художественная экспозиция в форме красного креста. Эта композиция символизирует Красный Крест – знак Российского Общества Красного Креста, она будет составлена из красных живописных холстов. По окончании мероприятия холсты, использованные для композиции, будут переданы художникам, учащимся художественных школ, молодежным организациям и учебным заведениям Санкт-Петербурга, которые напишут на них картины на тему «Милосердие». Картины, по предложению Правительства Санкт-Петербурга, будут выставлены в Манеже города, где будет проведена их благотворительная продажа.

http://pravoslavie.ru/73673.html

В 70-х гг. XVI в. игум. Григорий выкупил владения К. м. за 127 тыс. аспр (притом, что за все владения Кипрской Православной Церкви (КПЦ) было выплачено османским властям 700 тыс. аспр - Οθωμανικ γγραφα, 1572-1839. 1993. Τ. 1. Σ. XXXV). Игум. Григорий, возвратив в собственность мон-ря прежние владения, начал активно приобретать новые. Патриарх Герасим II, ослепленный лучами от Киккской иконы Божией Матери. Роспись галереи Киккского мон-ря. Художники братья М. и Г. Морошан. 1989 г. Патриарх Герасим II, ослепленный лучами от Киккской иконы Божией Матери. Роспись галереи Киккского мон-ря. Художники братья М. и Г. Морошан. 1989 г. В 1609 г. игумен К. м. Леонтий подписал вместе с еп. Солийским и Киринийским Иеремией воззвание к испан. кор. Филиппу III об освобождении Кипра от турок. Деятельный Кипрский архиеп. Никифор (1641-1674) до своего избрания на кафедру был игуменом К. м. В 1638 г. он восстановил древний Иереев монастырь (Агия-Мони) и сделал его подворьем К. м. В 1672 г., во время поездки архиеп. Никифора в К-поль, были утверждены привилегии К. м. и его ставропигиальный статус, полученный от имп. Алексея I. К. м. подчинялся непосредственно К-польскому патриарху, а не Кипрскому архиепископу. Сигиллий 1672 г. был подписан К-польским патриархом Дионисием IV, Антиохийским патриархом Неофитом и Иерусалимским патриархом Досифеем II. Впосл. ставропигиальный статус К. м. неоднократно подтверждался. По сведениям путешественника П. Рико, в 1678/79 г. в К. м. проживало 200 иноков. В 1683 г. голландец Корнелиус де Брёйн сообщает о 400 насельниках К. м. и о том, что нек-рых монахов посылали с поручениями в Россию и в др. страны (Exceptra Cypria: Materials for a History of Cyprus/Transl. C. D. Cobham. Camb.; N. Y., 1908. P. 235, 242). В 1699 г. К. м. посетил Александрийский патриарх Герасим II, к-рый пожелал увидеть лик Киккской иконы Божией Матери. Он дерзнул поднять пелену над иконой и был поражен божественной силой. Лишь раскаявшись и испросив прощение у Пресв. Богородицы, патриарх получил исцеление, что и было засвидетельствовано в его грамоте ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 107-112).

http://pravenc.ru/text/1684602.html

Действительно, руководствуясь здравым смыслом, ничего иного нельзя было и предположить. Здесь мы сталкиваемся с великой тайной, в которую надо уверовать, которую надо принять. Тело Сына Человеческого было взято от плоти и крови Богоматери. Для нас, православных христиан, это вещь самоочевидная. Апостол Павел пишет: Первый человек (то есть Адам. — Г.Ф.) — из земли, перстный (персть – то есть прах, пыль земная. — Г.Ф.), второй человек – Господь с неба ( 1Кор.15:47 ). Основываясь на этих словах апостола, авторитетный учитель того времени, друг святителя Василия Великого (ок. 330–379) Аполлинарий 13 еще в IV веке разработал учение, согласно которому Тело Иисуса Христа сошло с неба, а Дева Мария стала лишь тем сосудом, через который оно пришло в мир, то есть человеческое Тело Христа не произошло от Девы Марии. Спустя тысячелетие это учение отозвалось в работах протестантского теолога Менно Симонса 14 , тем более что протестантизм изначально отвергал почитание Девы Марии как Божией Матери, но было отвергнуто Церковью как ересь. Но как же в таком случае толковать слова апостола Павла? Отец III Вселенского собора, состоявшегося в 431 году, святитель Кирилл Александрийский (376–444), рассматривавший эти вопросы в то время, когда было утверждено истинное православное учение о Деве Марии как о Богородице, объяснял их таким образом: Господь с Неба – это Предвечное Слово, пришедшее с небес, а в утробе Девической оно воплотилось, взяв от Девы ее Плоть. Это учение и является истинно православным, иначе Христос действительно был бы вторым Адамом, но вторым уже в том смысле, что вообще был бы не от нас, происходил бы не из рода человеческого. Не было бы никакого родословия Иисуса Христа, речь шла бы уже о некоем «другом человеке», к человечеству никакого отношения не имеющем. Святые отцы Церкви считали чрезвычайно важным подчеркнуть, что Господь Иисус Христос – именно от нашего рода! Православная вера возвышает Деву Марию как истинную Мать истинного Сына Человеческого, и икона Божией Матери с Богомладенцем на руках приобретает богословский догматический смысл, став любимой иконой всех православных христиан.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

В XII веке, когда мощи святого Иоанна Рыльского пребывали в Средеце (так тогда именовалась София), византийский император Мануил I Комнин (1118–1180), находившийся в этом городе со своим войском, серьезно заболел. Он долго молился перед мощами преподобного Иоанна Рыльского и получил излечение, а в знак благодарности подарил эту икону Божией Матери братии Рилского монастыря. Это была походная икона. В ней хранятся мощи 32 святых. Я назову только некоторые из них: это мощи пророка Даниила, святого Лазаря, апостола Андрея, апостола Матфея, первомученика Стефана, равноапостольного Константина, святого Иоанна Милостивого, святителя Афанасия Александрийского, святого Андрея Критского, мученика Андрея Стратилата, святой Марии Магдалины мученицы Ирины… Этой иконой на болгарской земле совершено много чудес. Так, в 1910–1912 годах в некоторых наших деревнях, расположенных около обители, свирепствовали чума и холера. Тогда жители деревень попросили, чтобы эту икону привезли в их села и совершили бы молебны с водосвятием. Так было и сделано. И через несколько дней после молебнов все страшные беды и болезни покинули деревни. Можно рассказать о многочисленных случаях исцеления больных по молитвам к этой иконе Божией Матери, но, правда, чудеса от нее совершаются только по силе веры обращающихся за помощью. – Цельбоносными являются и мощи самого преподобного Иоанна Рыльского. Имеются ли на сегодняшний день какие-нибудь достоверные исторические данные о том, когда и где они были обретены? – Прежде скажу, что исторических оснований для точной датировки рождения и смерти преподобного Иоанна очень и очень мало. И вот по причине недостаточности каких-либо исторических данных в церковной и научной литературе возникли предания и многочисленные необоснованные домыслы относительно жития и истории почитания святого и его мощей. По преданию, святой отошел ко Господу 18 августа 946 года. Он был погребен в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. Она находится в часовне немного севернее нашего монастыря.

http://pravoslavie.ru/47366.html

отцов: свт. Петра Александрийского, свт. Спиридона Тримифунтского и прп. Афанасия Афонского. Для соответствия резному декору темплона икона получила оформление из тонированного гипса в виде арочек, опирающихся на витые колонки. Древо Иессеево. Икона. XVII в. (ризница Протата) Древо Иессеево. Икона. XVII в. (ризница Протата) Иконное собрание Протата продолжало пополняться моленными образами, как, напр., написанной по заказу мон. Дионисия иконой «Богоматерь Всех Радость» (Πντων Χαρ) (1632, Θησαυρο. 1997. Σ. 167-168, N 2. 99; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 98, N 45). Богоматерь представлена в типе «Умиление»: Еммануил, приникнув щекой к лику Матери, правой рукой обнимает Ее за шею, а Мать поднимает Его на руках, прижимая к Себе. Поля иконы оформлены черненым орнаментом по золоту. Триптих «Второе пришествие», или «Страшный Суд», состоит из изображенной в верхней части полуфигуры Христа в золотых одеждах (Спасителя Судии), благословляющего обеими руками, и образов молящихся архангелов Михаила и Гавриила по Его сторонам. Ниже на створках (многолопастных по очертаниям) в особых колонках записаны имена архиереев, рус. царей, иереев и иеромонахов, ктиторов и дарителей из Угровлахии и Молдавии, монахов и мирян (Ibid. Σ. 99-100, N 47). К 1-й трети XVIII в. относятся иконы кисти иером. Дионисия Фурноаграфиота, пытавшегося возродить образцы Мануила Панселина. Напр., икона «Христос Вседержитель» (Ibid. Σ. 106, N 55) представляет поясное изображение Спасителя, восходящее к фресковому образу Христа на троне с юж. предалтарного столба собора Протата. К числу повторений визант. образцов кон. XIII - нач. XIV в. принадлежит и икона Божией Матери «Одигитрия» (Ibid. Σ. 106-107, N 56). Влияние этого ретроспективного художественного течения на афонских живописцев было значительным и в сер.- 2-й пол. XVIII в. Примером тому служат росписи артели мон. Макария из Галатисты, сочетающие наследие иером. Дионисия Фурноаграфиота с элементами народного искусства. Видимо, мон. Макарию принадлежит икона «Собор Афонских преподобных отцов», как и фреска с аналогичным сюжетом в трапезной монастыря Ватопед (1786).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

По вознесении Господнем, послан был в Едес Фаддей. Он научил Авгаря вере Христовой, и крестил его. Тогда и остатки проказы очистились с лица его – он стал здоров и телом, и духом. Следуя примеру владетельного князя, крестились многие из его народа 51 . Отправившись из Едеса, Фаддей прошел с проповедью Месопотамию и всю Сирию; и скончался в Финикийском городе Вирите (нынешнем Бейруте). Евангелистов Марка и Луки (Иконы Божией Матери) Марк называется Евангелистом, или благовестником, не только потому, что был сотрудником в благовестии Христовом Апостолам Павлу и Петру, но и потому, что написал Евангелие Иисуса Христа. Его вообще почитают за одно лицо с Иоанном Марком, которого мать, Мария, имела в Иерусалиме дом, служивший, иногда, местом молитвенных собраний для Апостолов. Сначала он сопутствовал Павлу и Варнаве; но вскоре отделился от них. После, он проповедовал вместе с Варнавой, которому был племянником, на острове Кипр, бывшим родиной Варнавы. Достигши Рима, он присоединился к Апостолу Петру, слушал его учение, и передавал другим: отчего и назван у древних учеником и истолкователем Петра. В Риме же опять был он сотрудником в деле проповеди, и отрадой в узах Апостолу Павлу. Из Рима отправлен был в Египет: посеял семена веры в Александрии, и положил основание знаменитому Александрийскому огласительному училищу; здесь же и пострадал. Предание говорит, что язычники влачили его по острым камням, и потом ввергнули в темницу; но в темнице явился ему Господь, преподал мир, и воззвал его в царствие небесное. На другой день, когда снова стали влачить его, он предал Богу дух (28 апреля 68 года). Евангелист Лука, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, родился в Антиохии, и получил замечательное образование: он знал живописное художество и врачебное искусство. Долгое время он сопутствовал апостолу Павлу. А после мученической его кончины, Лука проповедовал в Италии, в предальпийской Галлии, Далматии, Македонии и Греции. Во время гонения Домициана (в 90 году), повешен был в Ахаии на оливковом дереве. Предание говорит, что он первый написал образ Богоматери с предвечным Младенцем на руках, и принес к Ней Самой. Божия Матерь, увидавши Свое изображение, припомнила пророческие слова Своей Богодухновенной песни: отныне ублажат Мя вси роди; и присовокупила: «благодать Родившегося от Меня и Моя, да будет с сей иконой». И эта благодать открылась в чудесных исцелениях и других благодеяниях, проистекавших от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010