Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Иверский монастырь Итак, мы в Иверском монастыре, как он называется на Афоне, в Ивероне. Монастырь этот посвящен Успению Пресвятой Богородицы, и был основан он тысячу лет назад, в конце десятого века на месте древней лавры, называвшейся Клементос. Лавра, по-видимому, стояла на месте какой-то очень древней культовой постройки, так как алтарная часть храма покоится на каменном монолите, какие в дохристианские времена клали в основание языческих храмов. Первоначально монастырь был грузинским, но уже в 14м веке он, указом патриарха, был передан грекам. На протяжении веков Иверон (от «Иверия» – древнего названия Восточной Грузии) сильно страдал от набегов пиратов, арабов. Он несколько раз переживал периоды как своего подъема, так и уничижения. В последний раз монастырь восстанавливали в 1865 году, когда после пожара от него осталось лишь пепелище. Собор Иверского монастыря, посвященный Успению Божией Матери, был построен в первой половине одиннадцатого века. Он примечателен своим великолепным мраморным полом и богатой резьбой иконостаса с иконами Христа и Божией Матери, автором которых, является великий византийский иконописец Феофан Критский. В соборе есть шестнадцать небольших часовен, в которых хранятся потрясающие по своей духовной значимости святыни. Это мощи Апостолов Петра, Луки и Варфоломея, святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и прочих святых. В древней стеклянной ампуле, единственной в мире, хранится высохшая кровь Апостола Петра, собранная христианами во время мученической кончины Первоверховного Апостола. Во дворе монастыря стоят часовни святого Иоанна Предтечи и Богоматери «Вратарница». В последней пребывает одноименная чудотворная икона (называемая еще «Иверская»). А теперь – несколько слов об иконе. Это та самая оригинальная чудотворная икона, которая послужила прототипом великого множества иных чудотворных Иверских икон. В 9м веке, во время торжества иконоборцев, когда святые иконы уничтожались, некая женщина, не желая отдать икону на поругание, пустила ее по волнам моря. Что происходило с иконой двести лет, неизвестно, но в 11м веке монахи Иверона увидели в море икону, как бы парящую над волнами. Ее поддерживал огненный столб. Один из старцев монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, получил во сне откровение принести икону. Он пошел по воде и принес икону в монастырь.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/afon/1...

Но служебному моему положению не соответствует семейное; вдовство с пятерыми детьми служит для меня тяжелым крестом. Сообщаю все это Вашему Преосвященству, побуждаясь уверенностью в Вашем сочувственном ко мне внимании». 21-го ч. писал я Эконому Троицкой Сергиевой Лавры, соборному иеромонаху Агафангелу: «Вручитель сего письма Харьковский купец и староста здешнего Кафедрального собора П. И. Рыжов. Он, по моему убеждению, решается холодный собор сделать теплым; а я для сего рекомендовал ему обратиться к Вам, как специалисту по части устройства печей. И как бы мне хотелось, чтобы Вы приняли на себя труд устроить в здешнем Кафедральном соборе такую же печь, какая устроена Вами в соборе Витебском. Не откажитесь, пожалуйста, если можно, удовлетворить моему желанию. О том, можете ли Вы принять на себя этот труд и на —109— 1875 г. каких, именно, условиях, прошу Вас обстоятельно переговорить с г. Рыжовым и меня уведомить». В тот же день посетил меня Николай Иванович Тишинский – уроженец Харьковской губернии и духовного происхождения. Он был Почтмейстером в Калуге в то время, когда там жил известный пленник Шамиль 2304 , а Ректором Дух. Семинарии был Герасим 2305 . По словам Тишинского, Губернатор Калужский Арцымович возымел намерение обратить Шамиля в христианство, и с этой целью просил Ректора Семинарии вступить с ним в собеседования о догматах христианских; но эти собеседования ни к чему не привели. Шамиль остался непреклонным в своих религиозных убеждениях. 22-го апреля в Харькове, с 1844 г., ежегодно совершается торжественный крестный ход по случаю перенесения чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Озерянской, из Покровского Архиерейского монастыря в подгородный Куряжский монастырь. В этот день все присутственные места и учебные заведения бывают закрыты, и все высшие гражданские чины, начиная с Губернатора, являются в Покровский монастырь к литургии, по окончании коей открывается шествие с иконой чрез весь город, при многочисленном всегда стечении богомольцев. Икону поочередно несут все власти до конца города, а здесь встречают ее монашествующие Куряжского монастыря. В настоящем 1875 году, погода в этот день была весьма благоприятная, и потому стечение богомольцев было необычайное – тысяч до 50-ти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Alessio, S. Alfonso de Liguori имеются иконы Богоматери, именуемые: «Дева дев и Матерь всех» (Virgo virginum et Mater omnium), «Эдесская» и «Непрестанная Помощница» (Madonna del perpetno Soccorso), а в церкви Божией Матери близь форума храмовая икона именуется «Милостивая» (Madonna delle grazie) и существует предание, что будто бы именно перед этою иконой, находившейся некогда в притворе иерусалимского храма воскресения, преподобная Мария Египетская, сознав греховность жизни своей, в пламенной молитве изъявила решимость отречься от и удалиться на подвиги покаяния в пустыню. Почти все эти иконы древнего греческого или византийского письма и, по существующим здесь несомненным историческим данным или преданиям, привезены в Рим из разных стран востока. Одна же из них, изображающая Пресвятую Деву-Млекопитательницу, весьма древняя по письму, найдена в катакомбах св. Агнии и в настоящее время помещается над престолом в одном из приделов старинной церкви, построенной первоначально еще Константином Великим подле этих катакомб (S. Agnese fuori 1е mura). Иконы Богоматери в римских храмах обыкновенно помещаются на горнем месте над самым престолом и православному русскому человеку встретить их как-то особенно отрадно. Любуясь целым рядом громадных запрестольных картин, он иногда почти забывает, что находится в храме, а не в галлерее какого-нибудь музея, и вдруг видит что-то свое родное и невольно поднимается рука, чтобы осенить себя крест- —688— ным знамением. Одного только не достает ему здесь: не видит он тех лампад и свеч, которые у нас горят всегда во множестве пред ликом Богоматери. Римский католик такого обычая не знает и лишь тихой коленопреклоненной молитвой выражает свое благоговение к особо-чтимой святыне. Обозревая римские святыни, нельзя, наконец, не упомянуть о некоторых священных местах, с которыми связаны драгоценные для христианина воспоминания и которые потому всегда привлекают к себе благочестивое внимание поклонников. На склоне капитолийского холма, вблизи развалин древнего форума, стоит небольшая церковь во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Ярославской епархии торжественно отпразднуют 400-летие Кирилло-Афанасиевского монастыря      Обретение иконы Спаса Нерукотворного Образа произошло во время формирования народного ополчения Димитрия Пожарского и Козьмы Минина в Ярославле. Древний образ вернулся в святую обитель в 2011 году      Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное для того времени войско количеством около 20 тысяч человек. От большого скопления народа началась эпидемия моровой язвы, унесшая тысячи жизней. Возникла реальная угроза гибели не только населения Ярославля, но и формировавшегося здесь войска. Ополченцы стали расходиться из города, и возможность освобождения Москвы от интервентов могла быть утрачена. Тогда было принято решение совершить крестный ход вокруг Ярославля. Протоиерею Успенского собора Илие было сонное видение, в котором ему Сам Господь повелел взять в крестный ход вместе с другими иконами икону Спаса Нерукотворного Образа, лежащую в забвении в часовне близ деревянной церкви во имя святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. Во время крестного хода с Толгской иконой Божией Матери и Спаса Нерукотворного Образа произошло два чуда: первое – исцеление слепого, второе – при прохождении мимо часовни, где некогда лежала забытая икона, люди не смогли сдвинуться с места. В один день на месте этом построили церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Мор в городе прекратился. Обретение иконы стало и предзнаменованием великих событий в государстве Российском, нового собирания и строительства Руси, и, одновременно, свидетельством Божественного заступничества и покровительства городу и его жителям в скорбях и искушениях. Три раза икона горела в пожарах, деревянные храмы сгорали дотла, но как Неопалимая Купина, каждый раз она оставалась невредимой. Ее находили на пепелище совершенно нетронутой огнем. Тем самым, она являла собой символ Руси, горящей в пожарищах войн и междоусобиц, но хранимой Богом и не сгорающей дотла. На месте обретения иконы в 1615 году по благословению Ростовского митрополита Кирилла (Завидова) и был основан Кирилло-Афанасиевский монастырь – самый последний по времени основания и единственный с XVIII века мужской монастырь в Ярославле. В советское время монастырь пережил трудные времена, когда церковь Афанасия и Кирилла, Спасо-Пробоинский храм и часть других помещений заняли производственные мастерские и организации. В братских кельях разместились детский сад и коммунальные квартиры.

http://pravoslavie.ru/81618.html

По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, отворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое» (кондак и икос 9). Слово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры, объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя. Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери (кондак и икос 10). По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-3347

Рассказывают, что в 1669 Александрийский патриарх Герасим дерзнул поднять покров и увидеть лик Богородицы, но за это богохульство был наказан. Со слезами на глазах он был вынужден просить у Бога прощение. Русский монах Василий (Барский), посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что монахи открывают лик иконы только в период бездождия и то только после того, как сначала перенесут ее на вершину соседней горы, известной под названием Трон, где поют молебен, причем лика Богородицы они не видят, поскольку он обращен к небу. Народ очень чтит святую икону. В бесчисленном множестве песен воспевается Божия Матерь Киккская. Весьма велико число исторических свидетельств о тех почестях, которые воздавали этой иконе во время крестных ходов по всему острову. Так же благоговейно ее чтили и верующие из других стран. В старину, отправляясь в паломничество на Святую Землю, заезжали и на Кипр, чтобы посетить этот известнейший монастырь острова. Естественно, что сегодня, когда современные средства сообщения облегчают и сокращают поездки, к иконе приезжает огромное число паломников. В монастырь прибывают верующие из многих частей света, прибегая к чудотворной силе Богородицы, прося исцелений и чтобы почерпнуть сил для перенесения жизненных испытаний. В храме мы видим приношения, которые свидетельствуют о чудесах Богородицы. Так, например, была принесена в дар частичка языка рыбы-меч – в память о спасении от верной гибели моряков одного корабля, который в 1718 году был пронзен этой огромной рыбой. Один негр захотел осквернить икону, и за это у него отсохла рука, изображение которой в напоминание об этом событии находится рядом с иконой. Чудеса Богородицы воспеваются и в стихах, сочиненных разными стихотворцами; эти стихи не раз публиковались в изданиях для народа. Силой святой иконы в периоды сильных засух лил дождь, бесплодные жены рожали, больные исцелялись. В прошлом островитяне постоянно просили киккских монахов принести икону в их деревни ради освящения, потому что верили, что одного лишь ее присутствия было достаточно, чтобы прекратился мор, эпидемия, чума или любое другое стихийное бедствие. Но особенно икона помогала во время засухи. В исторических источниках приводятся упоминания о частых крестных ходах и молитвах народа с просьбой о заступлении, о том, чтобы отверзлись небеса.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Житие преподобнаго Филиппа Ирапскаго Василий Иоаннович занимал великокняжеский престол от 1505 до 1633 года. Память преподобного Корнилия Комельского — 19-го мая. Наименование «Одигитрии» т. е. «Путеводительницы» было усвоено Смоленской иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Это наименование одни объясняют тем, что сия святая икона сопутствовала греческим императорам в походах; другие объясняют это тем, что святая икона Одигитрии первоначально была в монастыре «Путеводителей» на берегу Мраморного моря: отправляющиеся в плавание моряки молились пред сей святой иконой. Существует еще третье объяснение: два слепца, по указанию самой Богоматери, были приведены к сей иконе и получили исцеление. Память Пресвятой иконы Божией Матери Одигитрии 28 июля. Кубенское озеро находится в юго-западной части Вологодской губернии. Андога — река в Новгородской губернии. Красноборская Троице-Филиппо-Ирапская пустынь, ныне заштатная, находится в пределах Новгородской епархии в 52 верстах от города Череповца. Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского Неокесария, — нынешний Никсар, знаменитая по своей красоте, уже сравнительно поздно выстроенная столица Понта Полемониака, на севере Малой Азии, на р. Ликусе; особенно известна по происходившему там (уже по смерти св. Григория) церковному собору (в 315 г.). Под еллинской премудростью разумеется здесь языческая ученость, языческое образование. Отец св. Григория Неокесарийского был язычник и воспитал сына в язычестве. Отец подготовлял из него адвоката, а потому св. Григорий (в мире Феодор) изучил хорошо законы и тогдашний язык законов — латинский, и решился, наконец, ехать в Рим, чтобы там более ознакомиться с римским правом. Но Промысл Божий устроил жизнь его иначе: он должен был вместе с братом сопровождать сестру свою в Кесарию; оттуда он после отправился для изучения законоведения в Берит, а оттуда отправился в славившуюся тогда своею образованностью Александрию. Александрия — знаменитая столица Египта, в то время славилась своей широкой цветущей образованностью. Особенно в то время процветала философия и медицина. Наравне с образованностью языческою, процветала и богословская образованность христианская. Знаменитая Александрийская школа, считавшая в своих рядах множество замечательнейших ученых того века, привлекала в свои стены массу слушателей не только из христиан, но и из язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Пелена. 1-я четв. XVI в. (ГРМ) Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Пелена. 1-я четв. XVI в. (ГРМ) В 1-й четв. XVI в. эта икона была украшена подвесной пеленой с ростовым образом К. в среднике и 19 клеймами его жития (ГРМ). Композиции клейм, хотя и соотносятся по составу с житийной иконой, решены своеобразно (особенно в верхних рядах), отличаются лаконичным рисунком и оригинальным серебристым колоритом. Цикл открывается традиц. сценой рождения святого. По-особому изображено видение К.: из окна кельи он зрит на икону Божией Матери «Одигитрия» на высокой рукояти, подобную выносной ( Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 275-278). Как и на иконе, важное место занимает клеймо с чудесной помощью К. князю и княгине Белёвским - тема моления о чадородии была близка семье вел. князя Василия III. Не исключено, что знаменщиком рисунка для средника пелены был художник круга Дионисия ( Маясова. 2004. С. 29-30. Ил. 10). Интересным памятником житийной иконографии, созданным по особой творческой программе, очевидно, в Макариевской мастерской, является московская икона «Прп. Кирилл Белозерский и свт. Кирилл Александрийский, с 18 клеймами жития преподобного» 2-й пол. XVI в. (из собрания И. С. Остроухова, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 139-141. 529). Предполагают, что икона происходит из ц. святителей Афанасия и Кирилла Александрийских (1571) на подворье Кириллова Белозерского монастыря в Московском Кремле (Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 50-51). К. изображен, по-видимому, вместе со своим тезоименитым святым, в день памяти к-рого скончался: судя по составу клейм и расположению фигур в среднике, образ К. является ключевым. Святые предстоят в молении образу Св. Троицы в небесном сегменте, возле ног - водоем с рыбами. Сюжеты расположены в следующем порядке (в горизонтальных рядах преимущественно по 2 в клейме): рождение Космы; обучение Космы грамоте и приведение его к окольничему Тимофею Вельяминову; молитва Космы и его назначение казначеем в доме Тимофея Вельяминова; прп.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В мае митрополит Пимен беседовал в авторами открытых писем, надеясь на их раскаяние. Но они по-прежнему стояли на своем. 13 мая 1966 года митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен запретил их в священнослужении. В 1968 году Русская Православная Церковь праздновала 50-летний юбилей восстановления Патриаршества. На торжества в Москву прибыли делегации от Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской Церкви, а также от Православных Церквей в Польше и Чехословакии, делегация Финляндской автономной Церкви. Среди высоких гостей были Патриарх Иерусалимский Венедикт I, Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II, Сербский Патриарх Герман, Румынский Патриарх Юстиниан, Болгарский Патриарх Кирилл, митрополит Варшавский Стефан, митрополит Пражский Дорофей. Широко представлены были на торжествах инославные церкви. Торжества открылись в храме Воскресения Христова в Сокольниках 26 мая благодарственным молебном перед Иверской иконой Божией Матери. С приветственной речью к собравшимся обратился Патриарх Алексий I. Юбилейное собрание состоялось 28 мая в Покровском храме Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. С докладом на собрании выступил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. В докладе был дан краткий очерк истории Русской Церкви, более подробно митрополит Никодим остановился на новейшем периоде церковной истории, начало которому было положено Поместным Собором 1917 - 18 годов. О нем докладчик сказал, что, «несмотря на все человеческие погрешности, ошибки и заблуждения, обусловленные духовной связью ряда его участников со старым миром, или, лучше сказать, вопреки этим погрешностям, ошибкам и заблуждениям, он стал великим историческим событием церковной жизни, без которого была бы немыслима вся последующая канонически-преемственная жизнь нашей Церкви». С краткой речью на торжественном заседании выступил Патриарх Алексий. Юбилейные торжества завершились Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем Соборе, которую возглавил Патриарх Сербский Герман.

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

К сожалению, Успенский собор в Кремле, где, по старомосковской традиции, должна была бы совершаться церемония, был недоступен. А потому торжество назначено было в храме Христа Спасителя. Но, для связи со старомосковскими святынями, сюда, не без больших препятствий, привезена была из Успенского кремлевского собора древняя чудотворная Владимирская икона Богоматери. Газет уже не существовало. Известить нормально запуганное население о происходящем не было возможности. Поэтому все члены Собора старались передать извещение отдельным приходским священникам, а те в храме осведомляли богомольцев. 5–го ноября торжество состоялось. Литургию совершал митр. Киевский Владимир. Пред началом ее он, при особых соборных свидетелях, вписал имена трех избранных кандидатов на патриаршество на три жребия, вложил их в специальный ковчежец, перевязал его лентой и, запечатав, поставил пред иконой Владимирской Божией Матери. [...]. После литургии, на особый молебен из алтаря вышло в облачениях до 50 епископов и священников. Пред всем народом ковчежец с жребиями был распечатан, и митр. Владимир благословил члена Собора, иеромонаха–затворника Зосимовой Пустыни (Московской епархии) 346 , вынуть жребий. Вынуто было и оглашено имя митр. Тихона. Собор провозгласил «аксиос» и пропел «Тебе Бога хвалим». Три кандидата на патриаршество отсутствовали по ритуалу в храме Христа Спасителя. А потому депутация от Собора, во главе с митрополитом Владимиром, отправилась немедленно на Троицкое подворье московского митрополита, где имел пребывание новоизбранный, и, по установленному чину, в церкви возвестила Патриарху Тихону об его избрании, приняла его согласие, многолетствовала его и обменялась приветственными речами 347 . Интронизация была совершена 21 ноября (4 декабря) в Успенском Соборе Кремля: Чин посвящения патриарха был составлен заново из элементов чинов Константинопольского и Александрийского патриархатов и старомосковского. В отличие от последнего, из чина были опущены: повторная архиерейская хиротония и инвеститура царя, вручавшего жезл. Теперь посвящение сводилось к торжественному облачению патр. Тихона во время литургии в патриаршие ризы и троекратному посаждению в алтаре на горнее место, а после литургии – к облачению в патриаршую мантию (бархатную, а не шелковую) и патриарший белый клобук древнего образа и с херувимами, ко вручению ему митрополитом Киевским жезла первосвятителя Московского Петра и посаждению его на патриаршем месте посреди храма, у правой колонны 348 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010