в) Православный грек Панагиот в 1256 году, за триста девяносто шесть лет до патриаршества Никона, самих римлян – латинян укорял за то, что они не возлагали трех перстов на чело, а творили крест двумя перстами (Кирилл. книг. лист. 236 на обор.). г) В книге Кирилловой. напечатанной всего только за восемь лет до патриаршества Никона, пишется, что не греки, но «латыня вси удобно прияша злое учение Формозово». А греков склонили ли они к учению Формозову? Нет. Латиняне сами «от царства греческаго и от четырех патриархов отлучишася» (Книг. Кирилл. лист. 230). Притом же в учении Формоза, принятом латинянами, учения о троеперстии не было (Книга Кирилл. лист. 229 на оборот.). д) В Книге о вере, напечатанной за четыре года до патриаршества Никона, за проповедание истинного учения Христова одинаково восхваляются как наш патриарх, так и Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский (Книга о вере лист. 232). 77. Что следует отвечать на ложное мнение, будто бы совершением крестного знамения тремя первыми перстами исповедуется, что на кресте страдала Святая Троица (Поморские ответы в отв. 6)? Троеперстным крестным знамением не исповедуется, что на кресте страдала Святая Троица, так же, как и двуперстным крестным знамением не исповедуется, что Спаситель наш страдал на кресте двумя естествами, человеческим и божеским. Троеперстным крестным знамением мы исповедуем, что наше спасение совершается крестной смертью Иисуса Христа, по благоволению Бога Отца и содействию Святого Духа, и что крест Христов приблизил нас к Святой Троице. Потому и в других случаях, например, при пострижении главы крещаемого младенца, изображается крест и в тоже время произносится имя Отца и Сына и Святого Духа. (Иноч. Потребн. лист. 116). 78. Что следует отвечать на ту ложь, будто бы троеперстие есть печать антихриста? Антихрист не может троеперстие принять за печать свою. Троеперстие слагается во образ Святой Троицы; а антихрист приидет во имя свое ( Ин. 5:43 ) и не будет возвещать имя Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Того же Собора правило 6-е: «Аще кто, кроме Соборной Церкве, о себе собирается и, не радя о Церкви, церковная хощет творити, не сущу с ним пресвитеру по воли епископли, да будет проклят». «Не данной властью действуяй, без повеления епископского, священная, таковое дело есть горше нечестивых бесов» (зри Потребник большой иосифовский, лист 715). «Разрешити кающегося никтоже может, точию православный священник, понеже, кроме Церкви, несть спасения и разрешения» (зри Малый катехизис иосифовский, лист 36). Епископы православные должны до скончания века быти (зри книгу О правой вере, глава 7, лист 59 на обороте и Кириллову лист 78). О неправильных священниках в Толковом Апостоле на первое Послание к коринфянам на листе 548 тако напечатано: «Ни в жертву не приносят, ниже приемлют тело Господне, понеже иереов в благочиннех посланных не имут. Аще бы и имели от нас отбегших, единаче Тайны, без единости Церкви христианския, ничесоже суть; ибо всем отлучившимся от единения церковнаго Бог пророком рече: послю на вы клятву и прокляну благословение ваше и оклену е». «Колен во дни недельныя и пятдесятныя не преклоняти» (зри Кормчую, Первого Вселенского Собора правило 20-е, Шестого Вселенского Собора правило 90-е, Святого Петра Александрийского правило 14). «Агнца в образе Христа не писати» (Шестого Вселенского Собора правило 82). Апостол Павел, уже поседевший, веру во Христа принял (зри книгу «Десять бесед» святого Иоанна Златоустог о, беседу 6-ю, лист 37 на обороте). Иподиакон – это чин, Дамаскин – собственное имя, Студит – фамилия или именование от монастыря, как и преподобному Феодору, Студит. Пётр Могила родился около 1597 года, и по смерти Захарии Копыстенского произведён на место его во архимандрита по благословению Константинопольского патриарха Кирилла 1628 года, а 1633 года апреля 8-го посвящён в митрополита Киевского; скончался 1646 года декабря 31-го в ночи, до Никонова патриаршества за 6 лет, а рождения Димитрия Ростовского за 5 лет. Симеон Фессалонитский был в лето по Рождестве Христове 1410.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/povestvo...

Шестой Вселенский Святой Собор в правиле 32 ублажает, воздает хвалу и ут­верждает Литургии святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти, святого Васи­лия Великого, святого Иоанна Златоуста . И в этом же правиле Святой Собор отвергает ересь армян, приносящих в жертву одно только вино без добавления воды: «Приносят только вино», не зная, что и сам Златоуст и Василий, и Иаков приносили вино, смешан­ное с водой, и Бескровную Жертву, и передали нам, чтобы мы тоже так поступали. Смотри Кормчую книгу, лист 186. Этот же Шестой Вселенский Святой Собор в правиле 31 гласит: «Определяем, чтобы священнослужители в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению Епископа». Смотри Кормчую книгу, лист тот же. Этот же Святой Собор в правиле 28 гласит: «Некоторые соединяют приносящийся виноград с Бескровной Жертвой: повеле­ваем не делать этого». Толкование: Правило разрешает приносить виноград к алтарю для благословения священни­ком и раздачи народу. Но соединять его с Бескровной Жертвой, после чего раздавать народу, это правило запрещает и повелевает не делать этого никому из священнослужи­телей. Если же кто поступит вопреки правилу, да будет извержен из своего чина. Смотри Кормчую книгу, лист 186. Поместный Карфагенский Собор в правиле 37 гласит: «Да будет приноситься только хлеб и вино, смешанное с водой». Толкование: На жертвенник во время святой службы не должно приноситься ничего, кроме Пречистого Тела и Пречистой Крови Господа нашего. Но это должны быть только хлеб и вино, соединенное с водой, как и было передано нам Самим Господом. Смотри Кормчую книгу, лист 133. Глава 7. Твердость камня веры от свидетельств боговещанных Святых Отцов, церковных светил Святой Тимофей, Архиепископ Александрийский, один из 150 святых Отцов, собравшихся в Константинополе для опровержения Македония, в правиле 14 говорит следующее: «Если кто сам себя убьет, заколет или удавит, приношение (то есть Бескров­ная Жертва) да не приносится за него, разве если только он действительно не утратил ум. Священнику следует внимательно следить за этим». Смотри Кормчую книгу, лист 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Сим образуем Св. Троицу. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, не три бози, но един Бог в Троице, имены разделяется и лицы, а божество едино. Отец не рожен, а Сын рожен, а не создан, Дух же Святый ни рожен, ни создан, но исходен. Три в едином божестве, едина честь, едино покланяние от всея твари, от аггел и человек. Тако тем трем перстом указ. А два перста (здесь на поле – Феодоритово)имети наклонены, а не простерты, и указ сице. То образует две естестве Христове, божество и человечество. Бог по божеству, а человек по вочеловечению, а в обоем совершен. Вышним убо перстом образует божество, а нижним человечество, понеже сошед от вышних, и спасе нижняя. Согбение же персту толкует: преклонь бо небеса, и сниде на землю нашего ради спасения. После сего толкуется, что значит положение перстов на чело, на живот и т.д. см. лист. 6 и обор. 162 Ответ на 4-й вопрос читается так: «ни едино, тако бо (т.е. не триперстно) знаменающиися первое (зри) не образуют треми персты Святыя Троицы: второе, исповедуют двема персты (наклоненными, а не простертыми) двою естеству во Христе, Сыне Божием, божества и человечества. (лист. 7). 163 «Лаврентий обыкновенно говорит языком, хотя во многих отношениях несовершенным, но легким для чтения; а здесь (в толковании о перстах) язык изменяется, и становится тяжелым и неправильным», замечает Прав. собесед. 1856 г. стр. 321. 164 Не лишним считаем указать здесь старообрядцам на уважаемую ими Кириллову книгу, в которой приводятся следующие слова св. Афанасия Александрийского : «В Святей Троице несть ничего перваго, ни последняго, несть большаго, ни меньшаго, но вси три лица вкупе вечны суть и вкупе равны..., аще кто хощет спасен быти, тако верует о Святей Троице (лист 90 и на обор.)». И в другом месте: «якоже несть ничтоже посреде ума и слова и духновения: тако несть ничтоже межи Отцем и Сыном и Духом Святым (лист 417)». Ясно, что сему святоотеческому догматствованию не может согласовать двуперстное сложение, а может только одно трехперстное. Понятно после сего и то, почему так резко отзывались о двуперстии Патриархи – Антиохийский Макарий, Гавриил Сербский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

непщю. мню. Таимичище. Копеличище. иже не законны жены троча. твернь. пакы. бгнъ. ходецъ смерть пивица. блакъ деждевенъ. иже вод мор взимае ко в гб. и паки проливаетъ на зелю. ро по ро, см, исчдие. ипостась. составъ. сщество. пофесъ. вещъ кромство. свньство. нача. надхс. жпель. сра. согрстивше. стеснивше. прелагатаи. содхницы. доблесть. крпость. мжьтво лоукавьство. нафа. алои и съмола. и воскъ. со смердщимъ каменемъ. е. славы ради, прокыхъ. прны. г ензе. е. жпица. гробница. през. чре. срамный оудъ бохма. весма. спроста. ню. хлное. сокровенъ глъ е. . финиково милотарь. кожа овча. съ е. сетно. кром потребы нкое, бываемое празно. ко им оубо вещи же нсть. бесловесн. кром слова нкотораго и вины. низ плжно. смирен и малогласн к тл страсть. и оугоное том. великодшенъ иже вск скорбь приражающоуюс понести. дшевныи бл . и Лист. 316. Наказание о прочитании – 317 об. Поучение от старчества. – 325. Поучение яко подобает верному христианину чисто и право житие имети. – 329 об. Св. Григория Синаита о смирении. – 331. Поучение Аммониево. – 341. Повести от старчества. – 444 об. Св. Афанасия Александрийского к Антиоху князю вопросы. – 347. Симеона нового Богослова . Яко лучши есть еже наставлятися, нежели не покаряющияся наставляти. – 351. Его же молитве соединено. и Дха стаго. о – 353. Аввы Дорофея повесть зело ужасна о некоем отрочшци иже от юности возраста постившася, о. гордости ради и возношения отриновена бывша от Бога. – 355. Повесть св. отцев о некоем монасе Богу молящуся о матери своей и прощение получившу. – 360. Повесть о варваре разбойнице. – 362. Сказание начертания Епистолиям. К стлю. К старцу духовному, священноиерею к протопопу в мнтрь, к священноиноку. – 363. От книги толкования заповедей Господних Никона черной горы. – 417 об. Слово о долготерпении Божии. – 429. Ключ росписной лунам. Переплет кожаный белый с одною застежкою. На задней деке три медные гвоздя по трем углам для сохранения переплета, четвертый затерян. По характеру письма относится к концу 16 или началу 17-го века. 85-й. Духовная лествица состоящая из 33-х глав Исаии Копинского Митрополита Киевского, писанная полууставом, переходящим в скоропись, в поллиста на 116-ти листах. По характеру письма относится к концу 17-го или началу 18-го столетия. Переплет кожаный с двумя медными застежками. 86-й. Книга небеса св. Иоанна Дамаскина , писанная скорописью 17-го века в поллиста на 105-ти листах, не полная. С конца 50-й главы до последней 61-й нет листов. С 1. го по 7-й лист внизу по листам следующая скрепа: «Сия тетрадь казенная верховая святейшого Никона Патриарха келейная». Переплет корешковый. 87-й. Книга Никона черной горы писанная в два столбца мелким полууставом в лист на 731 листе. Лист. 1 – 4. Предисловие – 5 об. 14. Оглавление. – 16 – 509. 63 слова. – 511 – 513. Предисловие его тактикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Археологические предметы: Евангелие в лист 1791 г., серебряный крест 1794 г., книги: церк. устав 1766 г., минея праздничная в лист 1748 г., 12 мес. миней 1781 и 1782 г., Октоих 2 ч. в лист 1750 г., Триодь постная 2 книги 1699 г., Триодь цветная 1780 г., служебник в 4 листа 1744 г., служба Успению Богородицы 1765 г., служба Великом. Евстафию 1765 г., Евангелие 1763 г., послед. молеб. пений 1763 г., чин исповедания отроков в 8 листах 1769 г., требник в лист 1780 г., Октоих нотный 1785 г., ирмологий нотный 1766 г., Ефрема Сирина 1719 г., кормчая 1787 г., прологи 4 книги 1779 г., розыск 1783 г., о церкви и таинствах 1793 г., житие Димитрия Ростовского 1786 г., о должностях пресвитеров 1777 г., о вечном блаженстве святых 1784 г. и грамота о построении храма 1798 г. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Протоиерей Терентий Степанов с выборными от прихожан подал прошение 24 февраля 1798 года о строительстве в селе новой каменной церкви. Преосвященный Амвросий выдал на это прошение грамоту 13 марта 1798 года на постройку в селе вновь каменной церкви вместо ветхой деревянной во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в четь Святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских в теплом храме. В архитектурном плане церковь представляет собой каменное здание высотой 14,1 метра. Вдоль продольной оси последовательно поставлены двускатный четверик храма с полукруглой апсидой алтаря и прямоугольная трапезная. Церковь закрыта в 1938 году. В церкви служили: 1. Агафоников Василий Владимирович. Протоиерей. Родился 5 марта 1885 года. В селе Медяны Вятского уезда. Окончил курс Вятской Духовной семинарии в 1906 году и рукоположен в сан иерея. К Покровской церкви перемещен 6 января 1913 года и служил до 1918 года. Арестован 30 ноября 1937 года и расстрелян 9 декабря 1937 года на Бутовском полигоне. Собором 2000 года причислен к лику святых. 2. Кудрявцев Петр Евграфович (1838, 1839). 3. Орлов Иоанн - противораскольнический миссионер (1838).

http://sobory.ru/article/?object=30377

Лета 7141 (1633) дал в дом Живоначальныя Троицы Сергию и Никону чюдотворцом болярин Семен Васильевич Головин паникадило серебреное, молити Бога за него и за жену его, а по их смерти написати их в сенаники во вседневные. II. Надписи на вещах, хранимых в ризнице 8 а) На рукописных и печатных книгах: 170 . (8). На Евангелии, писанном на пергамене по-гречески 1371 года, в зелёном бархате, на конце греческая надпись: Θεο τ δρον, κα Ιωασφ πνος; в русском переводе: Дар Божий, и труд Иосафа. 171 . (13). На Евангелии, писанном на бумаге, полууставом, на первом листе надпись: Евангелие, оболоченное вишневою камкою, писано митрополитом Киприаном. На обороте надпись более древняя: Книга архиепископа велико-новгородскаго Серапиона Курцова. 172 . (23). На Евангелии, в лист, обтянутом ветхим зелёным аксамитом, на верхней дске медно-позлащённые изображения в средине Воскресения Христова с 3-мя простыми стёклами; на 14-м листе Евангелия рукописная надпись: Сие Евангелие напрестольное, печатное, в десть, александрийская бумага. Троицкаго Симеоновскаго монастыря, церковное. 173 . (24). На Евангелии, в лист, печатном 7152 (1644) г., обтянутом бархатом рудо-жёлтым ветхим, с верхнею серебро-золочёною дскою, на коей накладные изображения, в средине Деисус; на первом листе рукописная надпись: Евангелие напрестольное на александрийской бумаге дал вкладом Новгородскаго приказа подьячей Игнатей Аникиев сын Лукин. 174 . (27). На Евангелии, в лист, обтянутом золотым аксамитом по красной земле, в средине с серебро-золочёным чеканным изображением Спасителя, сидящего на престоле, по краям чеканная надпись: В лете осмыя тысящи 197 (1688) месяца септемвриа построено сие святое Евангелие в дому Пресвятыя Троицы в Сергиеве монастыре ризною казною, при архимандрите Викентии во Христе со братиею. 175 . (47). На Евангелии, в малый лист, писанном 1561 г. (?), в деревянных досках, оболоченном белой ветхой тафтой, с начала внизу по листам подпись: Лета 7060 девятого (1561) в дом Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца нашего Сергия чюдотворца положил сие Евангелие тетр на престол Василию Парийскому старец Арефа Тормософ, а кто отнесет или в село отдаст, то судится со мною пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

9. Сверх того, оловянный ковчег, вышиной 4 дюйма, шириною 3 1/2 дюйма, вверху распятие, задвижка ковчега поднимается вверх. В нем хранится часть мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси. Древности и достопримечательности Старицкого монастыря 1. Евангелие напрестольное в большой александрийский лист, высотою 1 арш. и 3/4 верш., шириною 11 вершков; верхняя доска серебряная, позолоченная., с накладными евангелистами; нижняя сторона обложена бархатом и серебряными золочеными клеймами; печатано крупным уставом в Москве в 1759 году, при Императрице Елизавете Петровне. Вклад в монастырь бывшего настоятеля архимандрита Тарасия. 2. Евангелие напрестольное в лист на александрийской» бумаге, обложено по доскам разноцветным бархатом, с накладными серебряными евангелистами, чеканной работы, позолоченными; на нижней стороне пять серебреных клейм без позолоты; печатано уставом в Москве в 1698 году. Пожертвовано преосвященным Сергием, бывшим архиепископом Тверским на поминовение его родителей в 1704 г. при архимандрите Корнелии. 3. Евангелие напрестольное в малый лист, обложено по доскам синим бархатом, с пятью чеканными, серебряными, позолоченными клеймами на верхней доске; печатано в Москве в 1625 году, при царе Михаиле Федоровиче и святейшем патриархе Филарете Никитиче. В конце Евангелия помещен акафист Божией Матери. 4. Евангелие напрестольное в малый лист, обложено по доскам синим бархатом; на верхней доске угольники серебряные, позолоченные; печатано в Москве в 1639 году при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Иосифе. 5. Плащаница, шитая золотом и серебром по красной шелковой материи, вверху один Серафим, а по сторонам его два ангела поддерживают над Спасителем золотые звезды; вся плащаница со всех сторон обшита зелёным бархатом и голубою шелковою матерею; подкладка выбойчатая. Из надписи на ней видно, что она пожертвована великою княгиней Анастасиею Романовною, женою царя Иоанна Грозного, в 1543 году. 6. Саккос патриарха Иова, дешевой апликовой парчи полосками, на крашеной подкладке; бока и рукава разрезные с серебряными пуговицами; на оплечье сзади серебряная скрижаль; длина его 2 аршина без вершка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем собравшимся и воде уготованней бывшей, повеле Ермогену, да приклонит главу свою епископам. Те же, возливающе воду на главу его, глаголаху: приемлет баню отрождения Ермоген, во имя Отца и Сына и Святого Духа; и тако крещен бысть судия пред всем народом, и вси людие славу возсылаху Христу Богу. Крестися же и народа множество, и бысть радость велика во всем граде, веселящимся людям верным о Господе Бозе своем. Ермоген же по немнозех днех поставлен бысть епископ граду Александрийскому. (Зри в Минеи-четьи декабря 10-е число, лист 100-й киевской печати, в лето от сотворения мира 7203, от рождества же Христова 1695). Вот пример лжи и бессовестности расколоучителей, а простой народ им во всем верит! А что божественное миро при крещении необходимо для спасения, это покажу свидетельствами из святого писания, и установления церковного. Вот что пишется в большом катехизисе, печатанном при патриархе Филарете лета 7135. Вопрос. Потребно ли есть учение и опасное ведение о семи снятых тайнах? Ответ. Зело потребно есть, ими бо вси освящаемся, и спасение содержим. Неведый же и небрегий о них, сей погибает. Тем же прилежно со тщанием должни есми поучатися о них. да познавши оные, достойне их употребляем и спасени будем. (Глава 72, лист 304). И паки вопрос: Колико есть тайн? Ответ. семь. Вопрос. Кия? Ответ. 1) крещение; 2) миропомазание; 3) священство; 4) божественное причащение; 5) исповедание грехов; 6) брак; 7) елеосвящение (лист 306-й). И паки вопрос: Скажи ми о них? Ответ. Нужднопотребных во спасение есть три: крещение, причащение и покаяние. Потребные же ко спасению две: святое миро, и последнее елеосвящение (лист 307). И паки вопрос: Кая суть действа и концы сих семи тайн святых? Ответ. Всех семи тайн сие есть действо, яко дают благодать Божию освящающую и оправдающую приемлющим я. Ибо душу нашу очищают от грех , и богоугодну содевают; даров же Божиих различных, ко спасению потребных, исполняют ю. Есть же особне действо другое самех точию трех святых тайн, сиречь, крещения святого, мира, и священничества: яко нам души начертание содевают и печатают, еже во век не истребляется, ниже изменяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Там же лист 463 и на обороте 464. 74. Яко иже от соединения и сообщения единые святые кафолическия и Апостольския Церкви, яже на востоце, отступиша, и иже в ней целе и совершенне не пребывают, живота вечного и сообщения в небесех со святыми Ангелы и со святыми Божиими не доступят. Книга о вере глава 25, лист 226. 75. Ниже: и тако мы к Церкви Константинопольской и патриархом престолов восточных, полезных ради правые веры и для спасения душевного и благословения временного прибегаем. К тому же с повинностию прав, в главе или разделе предыдущем помяненных, слушаем Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, и великой России, яко единоверных Константинопольскому, архиереев почитаем и принимаем. К ним бо належат Христовы словеса: слушаяй вас Мене слушает, а отметаяйся Мене, отметается пославшего Мя. И истинно есть: кто слушает патриархов, и от них освящаемых и посылаемых, Христа слушает, а кто отметается их, самого Христа Бога отметается той. Книга о вере, глава 25, лист 232. Вот я здесь привел из Божественного и святых отец писания 75 свидетельств, о необходимости причастия тела и крови Христовой, для душевного спасения, и о вечном этой тайны существовании на земле, также и святой соборной апостольской Церкви Христовой с полными семью святыми тайнами с богопоставленным священством; но это я еще только едва коснулся свидетельств. А ежели бы привести все, что только писано о Церкви, о священстве и о божественном причащении тела и крови Христовой, то можно бы написать множество книг, и привести тьмы свидетельств, потому что в этих предметах состоит все божественное домостроительство. Ибо только чрез свет и можно познавать и различать истинную Христову церковь от всех ложных Церквей, и еретических и раскольнических сонмищ. Вопрос. Почему познавати еретики? Ответ. Дел ради сих: аще не имеют истинного пристанища, рекше святые Апостольския Церкви; аще не призываеми входят в чин учительства, и учат не тако. Ниже: Молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, чрез учение, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву, и благими словесы и благоговением прельщают сердца незлобивых. Аще противляются учению Церкви Христовы, яже есть утверждение и столп правды и истины; плод же жития их и нравы отпадение от веры, и отлучение от соборные и Апостольския Церкви, прение между ними. Имена их от учителей новых. По всему писанию сему познавати еретики. (Большой катехизис, глава 4, лист 21 и 22.)

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010