Πεντηκοστριον. θναι . 1991. Σ. 4. Триодь Цветная. Москва. 1992. Лист12. Πεντηκοστριον. θναι . 1991. Σ. 2. Πεντηκοστριον. θναι . 1991. Σ. 2. Триодь Цветная. Москва. 1992. Лист 9. См. Послание к Магнезийцам св. Игнатия Богоносца (13.1) , где пресбитерий именуется " достойносплетенным духовным венцом " церкви " . См. " Раннехристианские отцы Церкви " . Брюссель, 1978, С.116. Древний Иадгари/Изд. Метревели Е.Н., Чанкиева Ц.А., Хевсуриани Л.М. - Тбилиси, 1980. Экклесиологическое значение этого символа видно из текста " Педагога " Климента Александрийского, где Христос именуется " бессмертным венцом Церкви " -. Clemens Alexandrinus. Paedagogus/ed. O.Stälin. Griechische Christliche Schriftsteller.. t.I. 1905, S.202. Этот символ часто используется для Рождества, напр. тропарь - " Рождество Твое, Христе Боже наш " О Солнце Правды см. блистательную работу Франца Делгера. Franz Dolger. Die Schwarze der B ö se und Sonne der Gerechtigkeit M ü nster. 1925. John P. Jackson, Ph.D., Rebecca S. Jackson, Keith E. Propp, Ph.D.On the Late Byzantine History of the Turin Shroud. Copyright 1999, Turin Shroud Center of Colorado. См. Мелитон Сардский. Христос - " насколько судит - Закон " . Meliton de Sardes. Sur la Paque/ed, Perler O.//Sources Chretiennes. Paris.1966. P. 70. См. Пастырь Ерма. Подобия (8, 3). Раннехристианские отцы... С. 223. Эту часть канона возможно датировать более ранним временем, чем остальной канон - пятым веком, благодаря употреблению архаической модели Σ ν μνοις μεγαλνομεν . См. Василик В.В. Проблема происхождения канона как гимнографического жанра. Однопеснец и двупеснец. Диссертация.М.2001. Romanos Melodus. Hymnus 46, 1, 4. См. также Πεντηκοστριον... Σ.31 . Например - сообщение об огне на Иордане во время Крещения. κα πλιν θεωρν ν μσ τν εθρων τν ν μσ τν τριν παδων φανντα , δρσον ν πυρ κα πρ ν τ ορδν λμπον , πηγζον , τ φς τ πρσιτον . " И снова видя посреди потоковявившегося посреди трех отроков явившагося росу в огне и огнь во Иордане сияя, источая свет неприступный " Grosididier de Matons J . Romanos le Melode . Hymnes. Paris. T.II.//SC 1965. T .96 P .252 (16 кондак, 14 икос).

http://pravoslavie.ru/29646.html

После этих слов она горько заплакала. Я сжалился над нею и дал ей 50 полуимпериалов с условием, что ежели она выиграет дело, то возвратит мне эти деньги. Получив их, она поклонилась мне до лица земли и сказала: «Вы спасли мою жизнь». (Потом я увидел ее уже в Петербурге в конце настоящего года). 4. суббота. Пасмурно. Облачно. В 5 часов пополудни пошел дождь и блистала молния, а гром не гремел. Но и дождь был непродолжителен. 5, воскресенье. Сегодня в здешней патриаршей церкви прочитано было письменное отречение блаженнейшего Каллиника от патриаршей кафедры с выражением желания его передать сию кафедру архимандриту Евгению. Но когда христиане услышали имя сего архимандрита, зашумели и завопили: «Не принимаем Евгения! Не люб он нам!». Тогда старшие епитропы патриархии предложили лист для подписей: кто и кто избирает Евгения, и кто и кто не избирает его. За него подали голоса только 16 христиан, а все прочие против него. Решено было запросить о сем и александрийских греков. (Это дело кончилось тем, что патриархом стал не Евгений, а Иаков, назначенный Вселенским патриархом и его синодом. Он 16-го июня настоящего года из Константинополя уведомил наш синод о своем назначении на патриаршую кафедру в Александрии). Февраля 14, вторник. Лекарь Быковский возвратился с Синая и говорил мне, что там на горе Зербале, в январе месяце, держался снег по грудь человека. Сегодня я кончил рассмотрение джуванийской библиотеки. Слава Тебе, показавшему нам свет! 17, пятница. Синайский архиепископ отвез меня в каирскую патриархию. Здесь поместили меня в патриарших горницах. А я занялся рассмотрением наилучших рукописей и деловых кодексов. 20, понедельник. В конце 6-го часа пополудни начала блистать молния на южной стороне Каира; в половине 7-го послышался гром и полился дождь с молнией, но не долго. Потом небо очистилось. 21, вторник. Все мои вещи, книги и тетради уложены в чемоданах моих. Завтра утром еду в Александрию. Il est temps dejà de nous delasser de tous nos travaux 132 . 22, середа. Я в Александрии. Отдыхаю. А дорогой заметил, что ячмень колосится.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Обряд сей именуется у нас обыкновенно исповедью, посредством которой мы исповедуем пред Богом грехи наши, не потому, чтоб Он не знал их, но потому, что исповедание сие есть начало исправления и удовлетворения за грехи. Исповедание привлекает раскаяние, а раскаяние умиряет Господа. Исповедание сокрушает и уничижает человека: оно переменяет его и делает достойным небесного Божия милосердия; оно повелевает человеку пребывать в пепле и вретище, и погружать душу свою в горесть, дабы очистить ее чрез страдание. Оно запрещает ему всякое услаждение в пище и питии, не для одного тела, но и для души. Оно требует, чтобы грешник питал и укреплял душу свою молитвою, постом, воздыханиями и слезами, чтобы день и ночь вопиял к Богу своему. С. 96 236. Животные умеют находить себе врачевство; для грешника оно в покаянии XII. Зная, что Господь после крещения даровал тебе в покаянии или исповеди еще средство избавиться от ада, зачем отчаиваешься ты в своем спасении? Зачем перестаешь толкать, когда уверен, что двери тебе откроются? Безгласные животные, безумные скоты имеют инстинкт угадывать врачевства для своего пользования. Уязвленный стрелою олень находит и щиплет траву – дикий бадьян. Голубка, ослепившая детенышей своих, умеет возвращать им зрение посредством собственной слюны. Неужели же грешник, ведая, что Христос установил покаяние для его спасения, будет чуждаться покаяния? С. 100 Статья X. О целомудрии (203) 237. Воздержание и второбрачие I-II. Быть воздержным значит не жалеть о том, чего мы лишены, и лишены Господом Богом, без воли Коего ни один лист не падет с дерева, «ни едина от птиц не падет на земли» ( Мф. 10:29 ) ... Вступая же во вторичный брак, мы действуем против воли Божией, желая вторично обрести то, чего Он нас лишил. Если бы Бог хотел, чтобы мы оставались в супружестве, то Он не отнял бы у нас первой жены. С. 103 238. Единобрачие священников VII. У Христиан вменено в точнейшую и строжайшую обязанность священникам жениться один только раз, так что, как мне известно, кто имел двух жен, тот лишается священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Кто же мученики диаволи? тии, (якоже от Златоустого слышим), иже сами себе убивают. А понеже жгущиися раскольники сами себе убивают; убо не суть Христовы мученики, но демонские. По таковых и поминовение творить отеческая возбраняют правила: святейшего бо Тимофея архиепископа Александрийского правило 14 глаголет: аще кто сам себе убиет, или заколет, или удавит, приношение не принесется за него, токмо аще не будет воистинну ум погубил. Зри о том в книге Кормчией, лист 270 на обороте. Убо и раскольническии ученики, сами себе огнем погубляющии, недостойны суть по пагубной кончине своей поминовения, яко самоубийцы. Приношение за них не принесется. Память их с шумом погибе. Доброе ли есть дело, еже прельщенных, пред сожжением их, жен, девиц и отрочат, посквернити блудом, еже бысть на Тюмени? чесом свидетельствует блаженной памяти преосвященный Игнатий митрополит Сибирский во втором своем послании, якоже то выше в части сей третьей написахом. Аще за едино отроча соблазненное горе люто, якоже сам Христос Господь в Евангелии рече: иже аще соблазнит единого от малых сих, верующих в мя, уне ему есть, да обесится жернов осельский (камень жерновный) о выи его, и потонет в пучине морстей 682 . Кольми паче за соблазнительство многих отрочат, девиц и жен, блудом оскверненных, осквернителем горе, от нихже комуждо не един обесится о выи камень тяжек, но елико кой соблазни лиц; и погрязнет в пучине огненной, яже во аде. Ибо сугубо зло творят таковые соблазнители: душу и тело погубляют; душу грехом, а тело огнем. О обоем убо том каковый суд понесут, помыслити ужасно. Доброе ли есть дело, еже сожженных людей имения себе похищать? Не на тое ли истое прельщают и сожигают, дабы от имений их, богатиться? и несть ли се явный разбой, убивающий огнем человеки имения ради? И воистинну лютейший сей разбой от раскольников. неже бываемый по путем от разбойников. Разбойник бо, на путях заседаяй, имение токмо отъяти хощет: раскольник же и душу погубити ищет. Разбойник аще и убиет тело, но души не может убити: раскольник же и душу с телом убивает.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Лист, содержащий конец рассказа об ап. Иоанне и продолжение основного рассуждения К. А. (Ibid. 42. 8-16), в рукописи Scorial. gr. 552 испорчен; окончание рассказа восстанавливается по тексту у еп. Евсевия Кесарийского и в др. источниках, однако при этом остается лакуна размером в 21 рукописную строку (см.: Clem. Alex. Werke. 19702. Bd. 3. S. 190; St ä hlin. 1905. S. XLIII). Значительная часть лакуны может быть восполнена благодаря фрагменту, сохранившемуся на арм. языке и озаглавленному «О покаянии» (оригинал см.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 4. P. 35-36; лат. пер.: Clem. Alex. Werke. 19702. Bd. 3. S. 229. Fragm. 69; SC. 537. P. 220; итал. пер. с арм. и комментарий см.: Recheis. 1953), последнее предложение которого по смыслу совпадает с греческим текстом, следующим в рукописи после лакуны (начинается со слов: ...φαιδρος γεγηθτες...; в рус. пер. Корсунского лакуна не обозначена, начало текста после лакуны со слов: «...когда, по наступлении конца мира, истинно раскаявшихся ангелы примут в небесные обители...»; эти слова отсутствуют в греч. тексте и являются смысловой вставкой переводчика). Во фрагменте К. А. сообщает, что после смерти «ангелы левой стороны», т. е. злые духи, завладевают душами упорствовавших во зле людей и ввергают их для мучений в вечный огонь; хотя грешники каются в своей порочной жизни, их запоздалое покаяние не приносит им пользы. Напротив, к тем, кто принесли покаяние и стяжали его плоды при жизни, злые духи приблизиться не могут; эти праведники восходят на небеса, где их встречают «ангелы правой стороны» и Сам Спаситель. В заключительной части сочинения ( Clem. Alex. Quis div. salv. 42. 16-20) К. А. подчеркивает, что буд. участь человека зависит не от внешних условий его жизни, но исключительно от его внутреннего состояния. Человек призван «добровольно» (κουσως) решить, будет ли он на земле следовать к вечной жизни путем покаяния или станет предаваться греховным удовольствиям, ведущим к погибели. Несохранившиеся Маргиналия из «Очерков» Климента Александрийского на полях рукописи Евангелия (Laurent. Conv. Soppr. 159. Fol. 18v)

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Артапан, например, пытался связать Моисееву теократию с кругом греческих идей. Он утверждал, будто Моисей был основателем не только иудаизма, но и верований Египта и Греции. Мусей — легендарный учитель Орфея — был, по мнению Артапана, не кем иным, как законодателем Израиля. В Египте его якобы уже давно чтили под именем Гермеса, или Тота. Понятно, что историческая ценность подобных сближений равна нулю, но здесь был важен сам факт: желание автора перекинуть мост между иудеями и язычниками. Такая цель могла возникнуть только в эпоху эллинизма. В том же духе написал свою «Историю иудейских царей» и Евполем. В частности, он отмечал, что финикийцы и греки употребляют алфавит, изобретенный некогда Моисеем. Мнение это, к слову сказать, не столь уж нелепо, как полагали прежде. Греко-финикийская письменность возникла, по-видимому, на основе «синайской», бывшей в употреблении у семитов, подвластных Египту. Из фрагментов «Истории» Евполема видно, что он придавал большое значение контактам древнего Израиля с соседними народами: египтянами и финикийцами. В дни, когда греческое искусство победоносно шествовало по миру, историк, стремясь доказать, что и в этой области его единоверцы не лишены дарований, дает описание Соломонова Храма. Кроме Библии, источником для Евполема служили легенды и сказания-мидраши, которые, украшая его книгу, сближали ее с историко-художественной прозой античности. Попытки найти общую почву с греками предпринимались не только в богословии, философии и историографии. В Александрии возникла и еврейская художественная литература на греческом языке. Представителем ее во II веке был поэт Иезекииль, которого христианские писатели называли «сочинителем иудейских трагедий». Они приводят выдержки из его драмы «Исход из Египта», основанной на библейском сюжете. Она показывает, какие метаморфозы претерпела литература александрийских иудеев. Иезекииль заставляет Моисея говорить так, словно он герой Эсхила или Еврипида. Увидев неопалимую купину, пророк восклицает: О, что за дивной купины явление, Чудесное и смертным непостижное? Отвсюду купина огнем объемлется, Но пребывают целыми и ветвь и лист. Что ж это? Ближе обозрю чудесное Видение; с трудом ему поверит ум [ 8 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Синода на первом месте? Сказать правду, по внутреннему своему характеру, означенные толкования не заслуживают не только первого, но и вообще никакого места в предполагаемом издании, а при новом издании Книги правил, если таковое воспоследует, следует их выбросить. Но, допустим, что они имеют право занять место в предполагаемом издании. Почему же непременно первое, а толкования печатной Кормчей – второе? Во-первых, печатная Кормчая имеет такой же авторитет, как и Книга правил (Суворов, Курс I, 351–352), во-вторых, толкования Кормчей заимствованы почти из тех же источников, из каких черпал и св. Синод. Толкования Кормчей имеют даже то преимущество, что в них нет ошибок, в которые впал св. Синод в своих комментариях. Мои суждения подтверждает наилучшим образом не кто другой, как сам достопочтеннейший автор программы: на стр. 89, он отводит толкованиям св. Синода последнее место, а толкованиям Кормчей предпоследнее. Далее, автор программы находит, что толкования Зонары, Вальсамона и Аристина должны быть помещены в издании на том основании, что они получили «одобрение» высшей, церковной власти. Начнём с Зонары. Автор программы приводит следующие «одобрения» Зонариных толкований: 1) Вальсамона, который очень хвалит их, 2) какого-то неизвестного грека, также отзывавшегося о них весьма сочувственно, 3) патриархов константинопольских Филофея и Геннадия Схолария , 4) Марка Ефесского , 5) Пидалиона и 6) афинской Синтагмы. Всё это – «одобрения» со стороны греческой церкви. Заметим, что «одобрения» со стороны патриархов александрийского и иерусалимского не имеется. Вспомним также византийскую теорию пяти чувств. Таким же порядком доказывается «одобрение» и Вальсамоновых и Аристиновых толкований. Автор программы говорит, что толкования всех трёх комментаторов всегда пользовались авторитетом в русской церкви. Не совсем точно выражается здесь автор программы. Толкования Аристина и некоторые Зонары сделались у нас известны с 1262 г. (как говорит и сам автор программы, но только в другом месте); толкования Вальсамона – не ранее начала XVI века, когда составлялась Сводная кормчая, в которой действительно встречаются комментарии Вальсамона (см. барона Розенкампфа, Обозрение Кормчей книги, в историческом виде,» издание 1, Москва 1829 г. приложение VII, стр. 220, 230, 265 и 304). Ещё одна неточность: автор программы говорит, что св. Синод в 1734 г. велел книгу Бевериджа «Пандекты», перевести с латинского на русский. По словам профессора А.С. Павлова (Литографированный курс лекций по церковному праву, 1889–1890 г., лист 13, стр. 98) дело было так: св. Синод действительно поручил означенное дело своему переводчику Козловскому, который и окончил перевод в 1742 г. Но оказалось, что переводчик сделал перевод не с греческого оригинала, а с латинского, напечатанного у Бевериджа параллельно с греческим. Вследствие чего, его перевод был забракован.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

Поэтому, братья мои, будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставя худую наклонность как предшественницу грехов наших; бежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. По этой–то причине не найти его тем, которые приносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. Не знают они, какую муку имеет в себе здешнее наслаждение, и какую сладость — будущее обетование. И если бы они только одни это делали, то было бы сносно; но они постоянно внушают худые учения свои невинным душам, не зная того, что вдвойне примут осуждение, — и сами они, и слушатели их. Глава XI Веруя в Божественные обетования, будем служить Богу, и будет нам вечное блаженство. Итак, будем служить Богу сердцем чистым, и да будем праведны; если не будем служить, по неверию нашему в обетование Божие, то будем несчастны. Ибо и пророческое слово говорит: «несчастны двоедушные, колеблющиеся сердцем, которые говорят: все это мы слышали и во время отцов наших, а мы, ожидая со дня на день, ничего такого не видали. Неразумные! сравните себя с деревом, возьмите в пример виноградную лозу: сперва она теряет лист, потом образуется отпрыск, после этого незрелый, наконец, спелый виноград  . Так и народ мой терпел беспокойство и скорби, а потом получит благо». Итак, братья мои, не будем сомневаться, но останемся тверды в надежде, чтобы получить воздаяние. Ибо верен Тот, Кто обещал воздать награды каждому по делам его. Если мы будем творить правду пред Богом, то войдем в царство Его и получим те обещанные блага, «которых ухо не слыхало и око не видало и на сердце человеку не приходило»  . Глава XII Будем постоянно ожидать Царства Божия. Итак, будем ежечасно ожидать Царства Божия в любви и праведности, потому что не знаем дня явления Божия. Сам Господь на вопрос одного о том, когда придет Его Царство, отвечал: когда двое будут одно, и внешнее будет как внутреннее, мужеский пол вместе с женским будет ни мужеский, ни женский  . Но двое бывают одно, когда мы говорим друг другу истину, и когда в двух телах непритворно бывает единая душа. И «внешнее как внутреннее» значить следующее: внутреннее означает душу, а внешнее означает тело. Поэтому как тело твое видно, так и душа твоя да будет явна в добрых делах. И мужеск пол с женским ни мужеский, ни женский — это… оканчивается дошедший в александрийской рукописи текст этого послания. Недостающее объяснение последнего пункта можно дополнить из Климента Александр. Strom. III, с. 9), где под мужеским разумеется гнев или ярость (θυμος); под женским — пожелание (επιθυμια) которые должны прекратиться. Приложение. Второе послание св. Климента Римского к Коринфянам (Гл. 12, 5–20)  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Камеры наши мы должны были убирать сами, для чего в форточку нам просовывалась половая щетка. При царском режиме уборка производилась во время прогулки прислугой, и никогда ничего из нашего имущества не пропадало, чего нельзя сказать про время царствования Керенского. И физические, и моральные условия были таковы, что никакое здоровье не могло их вынести без ущерба. Пришлось обратиться к врачу, каковым оказался ассистент известного Мечникова - и прекрасный доктор, и прекраснейший человек, Иван Иоанович Манухин. Все, что он только в силах был сделать, чтобы облегчить нашу участь, не говоря уже о медицинской помощи, он делал. Разрешено было, например, молоко сильно ослабевшим и второй матрац. При всей строгости наблюдения страже удавалось сделать кое-что, выходящее за пределы установленного режима. Так, например, я мечтал о том, каким развлечением были бы карты и возможность убивать время пасьянсами. Бумага, перо и чернила нам разрешались в течение дня. Я попросил купить мне так называемую «александрийскую» и получил несколько листов этой бумаги. Ни ножа, ни ножниц, конечно, не давали. Перегибая лист многократно и нажимая ногтем на сгиб, я постепенно делил бумагу до размера самых малых пасьянсных карт, что выходило у меня чрезвычайно аккуратно. Затем от руки изображены были все масти и фигуры, но особенно забавно вышли дамы. Когда мне удалось передать затем такие карты в камеру жены, она мне говорила, что страшно им обрадовалась, - они придали ее номеру уют, но на дам она без смеха не могла смотреть. Раскладывать пасьянсы надо было только так, чтобы карты не были видны в «глазок». Это достигалось тем, что сидеть приходилось спиною к двери, - да у столика иначе и нельзя было поместиться. Удалось соорудить и абажур к электрическому фонарю, благодаря случайно очутившемуся у меня в руках кусочку проволоки от бутылки «Боржоми», которую откупоривали в коридоре у моей двери. Отправляясь на прогулку, я ее заметил и при возвращении носком сапога продвинул в камеру. Бумага у меня была, и этого материала было достаточно, чтобы защититься от падающего прямо в глаза отраженного от рефлектора неприятного света. На это примитивное сооружение почему-то решительно никто никакого внимания не обратил.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/27/...

И мая, государь, в 27 день черной дьякон Мелетий, грек, в Калугу приехал, и по твоей великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя России самодержца грамоте велел я, холоп твой, ему Мелетию ехать к тебе великому государю после сей отписки, не мотчав того ж числа, а приехав в Семеновское, что от Москвы семь верст, велел дожидаться твоего великого государя указу, а без указу к Москве из Семеновского ехать не велел. XXVII. Возвращение в Москву иеродьякона грека Мелетия с письмами от вселенских патриархов к царю Алексею Михайловичу и приезд амасийского митрополита Космы. 30 Мая 1664 года 172-го Мая в 30 день к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя России самодержцу приехал от вселенских патриархов с письмами черной дьякон Мелетий грек, а с ним приехал бывший амасийский митрополит Козма для милостыни, и до указу его великого государя поставлены они в Семеновском, от Москвы в 7-ми верстах. И того ж числа великий государь указал черному дьякону Мелетию с письмами быти к себе государю к Москве, а митрополиту в Семеновском быть до указу. И того ж дня на вечер указал государь быти Мелетию, а в то время у государя был . . . . Газскому пополнее. 634 И чорной дьякон Мелетий к великому государю от вселенских патриархов привез и подал письма, а о чем они писаны и про то сказал: Тетрать в десть на александрейской бумаге в тафте алой, а в ней писаны правила за руками патриархов: цареградского, александрейского, иеросалимского и с прочими под писанными 20 рук архиереи и с клириками, которые им верны. Тетрать о том же за руками патриархов: цареградского, антиохийского, иеросалимского; тут же иеросалимский патриарх писал своею рукою некоторые вести. Епистолиа от александрийского патриарха к цареградскому патриарху о тех вышеупомянутых тетратех. Письмо что писал александрийской патриарх Паисий к цареградскому патриарху Деонисио, что он обрел деяние правды и к тем деяниям и руку свою подписал. Цареградского ж патриарха Лист к государыне царице и великой княгине Марии Ильичне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010