Гораздо важнее было по своим последствиям литературное движение, усилившееся после унии. В острожской типографии были напечатаны (в 1598) " Отпись на лист отца Ипатия " (Потия) и Листы, т. е. послания: из них восемь Мелетия, патриарха александрийского, в которых излагалась сущность православия и народ православный побуждался к защите своей религии. Одно из этих посланий (третие) касается вопроса об изменении календаря, вопроса, тогда очень занимавшего умы. Православным пастырям не нравилось это изменение именно потому, что оно было нововведением: " новость суетных мужей непостоятельных душ, яко же сырость приражением ветров зыблемых " . По мнению честных пастырей, изменение пасхалии приносит за собою обуревание и мятеж в церкви, крамолы, раздоры, приближение к жидовству; но если бы этого и не случилось, то все-таки не нужно вносить " неотеризма " , а лучше держаться старины и слушаться стариков. (Что же не благочестивейше и не благоговей-нейше есть в различных вещах вкупе пребывати со старцы.) При этом замечалось, что вычисления, на которых основан новый календарь, не имеют прочности и, по прошествии трехсот лет, придется снова " астрономствовати " и выдумывать новые перемены. Девятый из напечатанных в этой книге листов заключает послание, писанное Острожским к православным христианам при самом начале унии (о нем мы говорили выше), а десятый - увещательное послание афонских монахов. В ряду напечатанных тогда в Остроге книг особенно важна книга " Апокризис " (изд. в исходе 1597 г.) под псевдонимом Филалета, написанная, как говорят, Христофором Вронским, человеком, подобно Острожскому, склонявшимся к протестантизму. Вместо строгого подчинения духовным властям в деле веры, она проповедывала равное свободное участие светских людей в церковных делах, учение о безусловном повиновении церкви называла жидовством и доказывала, что светские люди могут, по своему усмотрению, не слушаться духовных и низлагать их. В 1598 году священником Василием был издан Псалтырь с восследованием, другой Псалтырь с часословом, в 1605 и 1606 сочинения патриарха Мелетия по поводу унии, переведенные Иовом Борецким, а в 1607 священник Дамиан, брат Наливайка, издал " Лекарство на оспалый умысел человечий " , где поместил послание Златоуста к Феодору

http://sedmitza.ru/lib/text/435615/

В. Никиты мниха сочинение, которое в прежнем издании явствует на лл. 378–390, в нынешнем не напечатано; поскольку он а) рассуждения свои основывает на заповедях апостольских, которые по правилом 85-му святых апостол и 2-му шестого Вселенского собора, яко многая от иноверных в них ввержена, запрещены; в) в едином месте римлян за хранение заповедей Моисеевых иудействующими порицает, а в других сим на оных же мнение свое основывает; г) священное писание изъясняет не согласно толкования св. Златоуста и других св. отец; д) в какое точно время он был, – в повествованиях церковных не обретается; е) сверх сих, сочинение его никаким собором не утверждено. Впрочем, сия Кормчая книга древнейшая, как запрещения субботнего и правиле 70-м св. апостол и 11-м шестого Вселенского собора, так и утверждение иереев и диаконов в правиле 5-м св. апостол и 13-м шестого Вселенского собора, и кроме его Никиты, сочинение содержит. Св. Синод, по рассмотрении из Конторы Московской Типографии экземпляра Кормчей, обсуждал „Предубеждение» и 27–28 мая 1787 года постановил: „Как в в Кормчей книги первой части св. Синодом усмотрены, так в титлах сему в титлах 33-й лист, по числу всех тех Кормчей книги печатаемых (4800) экземпляров, перепечатать. Что же следует до оглавления номоканона, которое напечатано совокупно на обе части, а реестр по алфавиту разделен порознь к каждой части надвое, и из них к первой части уже напечатан, а ко второй части сочиняется при св. Синоде, – то согласно сему и означенное оглавление номоканона напечатать к содержащимся в первой и второй части Кормчей книги правилам, разделяя оное, чтó к которой части следует, на двоеж к каждому экземпляру вновь, не упуская, чтобы в оном, как наименования помянутых архиепископов Тимофея и Феофила святыми, так и напечатанная в прежнем издании сея книги в том же оглавлении на листу 58-м 47-я глава, означающая сочинение Никиты мниха, которого на ряду во второй части, посланным из св. Синода в ту Контору указом печатать не велено, исключены были непременно; а потому в сем оглавлении положенную за тем сочинением 48-ю главу означить 47-ою и последующие по ней главы продолжать по порядку до конца; по окончании ж оного оглавления, к каждому первой части экземпляру напечатать вновь сочиненное и св. Синодом опробованное о показанных Тимофее и Феофиле, архиепископах александрийских, также и о сочинении Никиты мниха, Предуведомление, которое для того закрепить и отослать в Московскую Типографскую Контору при указе».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В фонде собраны рукописные книги светского и духовного содержания, архивные коллекции, личные (семейные, родовые) архивы, архивные фонды различных государственных, церковных, частных учреждений и общественных организаций. Фонд включает документы с 6 в. н.э. до настоящего времени, исполненные на пергамене, бумаге, иных специфических материалах (более 650 тыс. единиц хранения) 1285 . В Фонде редких и ценных изданий собраны отечественные публикации, изданные до 1825 г., иностранные документы, изданные до 1700 г., а также историкокнижные коллекции, сформированные из изданий более позднего периода. В фонде выделены коллекции инкунабулов, книг кирилловской 1286 и глаголической 1287 печати и др., имеется свыше 100 изданий – абсолютных раритетов и около 30 книг – единственных в мире экземпляров 1288 . Отдельный интерес представляет собрание литературы русского зарубежья 1289 . Начиная с 90–х гг. 20 в. библиотекой издаются различные библиографические справочники, касающиеся литературы по истории религии и истории Церкви 1290 . § 12. Собрание Научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Собрание Научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова содержит 11 греческих и латинских рукописей 10–15 вв., 100 западноевропейских рукописей 15–19 вв. и 455 восточных рукописей 16–19 вв. 1291 В числе рукописей на латинском и греческом языках–богословские, историко–юридические и литературные произведения; имеются также инкунабулы и палеотипы, в т.ч. греческая рукопись Хроники византийца Петра Александрийского (10 в.), греческий рукописный иллюминованный Апостол 1072 г. 1292 , сборник речей аттических ораторов (15 в.) и др. Среди латинских рукописей – иллюминованная Библия на пергамене (13 в.) парижской работы с инициалами, принадлежащая к числу самых выдающихся памятников западноевропейского книжного искусства, которая происходит из собрания, подаренного Московскому университету П.Г. Демидовым (1738–1821) в 1803 г. (Codex Demidovianus). На основе этого манускрипта профессор классической литературы Московского университета Христиан Фридрих Маттеи (1744–1811) сделал латинские коллации к тексту Апокалипсиса в своем издании славянской Библии в полный лист (М., 1762); тот же профессор Маттеи опубликовал научное описание этой рукописи 1293 , а также рукописи Колумеллы Rei rusticae 1294 из демидовского собрания (в настоящее время в собрании библиотеки МГУ не состоит; предположительно, утрачена во время пожара 1812г.; высказываются соображения, что из всей демидовской коллекции наполеоновский пожар пережила лишь упомянутая Вульгата 13 в.; однако ныне в фондах библиотеки МГУ хранятся, помимо нее, еще два издания, отмеченные суперэкслибрисами П.Г. Демидова 1295 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«При нашем прибытии мы нашли в шатре одинокую бедуинку, муж которой, со своими верблюдами, находился в отсутствии. Не говоря ни слова, проводник растянулся на полу. Все молча последовали его примеру. «В таком положении мы оставались около пяти минут, во время которых чувствовали только сильный жар, точно раскаленное докрасна железо медленно двигалось над нами. Затем стены палатки начали трепетать от возвратившихся порывов ветра, и это было признаком, что самая худшая сторона самума миновала. Полумертвые от истощения, мы встали и открыли свои лица. Мои товарищи были похожи более на трупы, чем на живых людей; таков же, вероятно, был и я. Однако, несмотря на предостережение, я не удержался от того, чтобы не выйти из шатра – посмотреть на верблюдов; они все еще лежали пластом, точно убитые. Воздух все еще был сумрачен, но скоро просветлел до своей обычной ослепительной ясности. Во все продолжение действия самума атмосфера была совершенно свободна от песка и пыли, так что я не в состоянии объяснить ее стран­ной темноты в это время» 32 . Обилие влаги в атмосфере является, по словам Реклю, первым преимуществом климата Емена, а затем более умеренная, вследствие влажности, температура. Население более высоких местностей пользуется постоянно умеренным климатом, тогда как в низовьях раскаленный песок жжет ноги путников. Естественные продукты этих более высоких областей также сильно отличаются от производства степей и соответствуют иному образу жизни обитателей:       до некото­рой высоты над уровнем моря проникают еще кочевники- пастухи со своими стадами, но выше (некоторые террасы под­нимаются на 2000 и более метров, а хребты на 3000 метр.), на склонах обитают уже земледельцы, живущие исключитель­но от плодов земных. Для правильного земледелия им приходилось задерживать воду на склонах, устраивать резервуары и подземные акведуки. Такой тяжелый и упорный труд поддерживал и содействовал развитию умственных сил населения. Труд оседлых жителей хорошо вознаграждался: произведения земли, даже дикие растения служили дорогими предметами торговли с дальними странами, и это содейство­вало благосостоянию населения и повышало уровень цивилизации. Эта область Аравии с давних пор славилась растениями, выделяющими ароматические вещества и ценные смолы, а также лекарственными растениями. С самых древних времен из юго-западной Аравии вывозили в другие страны: александрийский лист, кассию, мирру, ладан 33 , камедь и Celastrus edulis, употребляемый в качестве кофе и опьяняющий, как гашиш, но в более слабой степени. Кроме того, там же разводились разные пряности и красильные вещества 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Я сознавал в это время только богатство ниспосланного мне дара толкования, наслаждался сверхъестественной проникновенностью моего вдохновения и ощущал в себе величайшую энергию ко всему, что предстояло сделать; состояние моего духа можно уподобить тому, что испытывают глаза, вооруженные самыми совершенными оптическими приспособлениями». 474 Нечто близкое к этому состоянию, которое так ярко передал в приведенных словах Филон Александрийский, переживала также Е. П. Блаватская, философ нашего времени, философ-женщина, поднявшая теософское движение. В письме к своей сестре Н. П. Желиховской она сообщает о следующих ощущениях, испытанных ею при написании труда ее «Разоблаченная Изида». 475 «Мне кажется, пишет она, что сама древняя красавица богиня (Изида) водит меня за собою по всем тем странам прошедших веков, которые я должна описать. Я сижу с открытыми глазами; все, кажется, вижу и слышу вокруг настоящее, действительное, но вместе с тем вижу и слышу то, что пишу. У меня дыхание захватывает; я боюсь шевельнуться, чтобы не нарушить очарования. Медленно выплывают и проходят передо мною, как в волшебной панораме, века за веками, образы за образами, а я их мысленно соединяю, складывая в уме своем эпохи и года, и верно знаю, что ошибки быть не может. Расы и нации, страны и города, давно исчезнувшие во мраке доисторического прошлого, выясняются, исчезают, давая место другим, и тогда мне называют последовательные годы. Седая древность заменяется историческими периодами... и всякое сколько-нибудь замечательное событие, каждый перевернутый лист этой расцвеченной книги жизни запечатлевается в мозгу моем с фотографическою верностью. Уж, разумеется, не я это делаю, а мое ego – высший принцип, живущий во мне, да и то с помощью моего гуру – учителя, который во всем мне помогает. 476 Если я забываю что-либо, мне стоит мысленно обратиться к нему или другому такому же, как он, и перед моими глазами вновь возникает забытое, иногда проходят таблицы чисел, длинные списки событий. Они все помнят, все знают...

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Сваренной же, хотя и скудной пищи, вкушал он иногда лишь в субботу и недели. (Афон. пат. ч. 2, стр. 278). в) В чем состояла пища древних святых постников? – Это были смоквы и финики, разные огородные растения, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко с маслом. Одному подвижнику в день пасхи ученик приготовил пищу с маслом; он посмотрел на нее, залился слезами и, сказав: «Господь мой вкусил оцет с желчию, – и я ли буду есть с маслом?» – велел подать себе обычную пищу без масла. Вкушали они большею частию вареные зерна пшеничные, ячменные, чечевичные или другие, что у них называлось сочивом. И при таком-то скудном питании они еще никогда не ели и до сыта: оставлять пищу, когда еще есть некоторый остаток голода – вот какое у них было правило! Они смотрели на пищу, как на лекарство. Фунт хлеба в сутки – вот самые обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали: преп. Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день; преп. Макарий александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием, так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукою, столько и составляло его дневное пропитание, – это было не более осьмушки фунта в день. (См. «Троицк. лист,» 544). Так вот каков был пост древних подвижников! г) Труды св. постников. Меньше ли нас они трудились, более ли ослабевали нас? Нет, и трудились больше и ослабевали менее. Послушайте, например, что говорится о преподобном Евфимии: «ито опишет, кроме поста, духовные его подвиги, всенощные стояния... постоянные колено преклонения, спание на голой земле, житие без возжения огня... телесную наготу, ибо он имел одну только обветшавшую одежду, да и та от ветхости и беспрерывных подвигов распалась?» (Аф. пат. стр. 49). Или еще: «ночи он проводил в молитвах, а дни в трудах, участвуя лично во всех работах». (Там же 57). Также и про Дионисия читаем, что он проводил жизнь в неусыпных трудах братского послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Приходят бо на нас воинства и силы небесный и сопротивных сил тьмы начальницы, миродержители лукавства, мытареначальницы и испытателие и делосказателие воздушнии и с ними человекоубийца диавол, иже в злобе сильный, егоже язык, яко бритва изощрена, о немже глаголет пророк: стрелы сильного изщрены со угльми пустынными. И приседит яко лев во ограде своей, змий великий, отступник, ад расширяли уста своя, князь власти тьмы, имеяй смертную державу, и образом неким судяй души, нанося и исчитая вся мною содеянная в деле и слове, яже в ведении и неведении беззакония и грехи от юности, даже до дне конца в оньже взяхся испытуяй. Прочее яков страх и трепет чаеши души имети в день он, зряще страшных и дивих и жестоких и немилостивых и безстудных демонов, аки муринов мрачных предстоящих, яко и самое видение едино лютейшее есть всякия муки, ихже зрящи душа смущается, волнуется, болезнует, мятется и спрятается, к Божиим Ангелам прибегающи... Душа сия и вящая и множайшая сих зрящая, яковый страх и трепет и тороп мнятся имети, дондеже нареченное приидет и освобождения ея будет: оный час есть болезнен и бедный и много стонен и безутешен, дондеже узрит, что будет. (Слово Кирилла Александрийского об исходе души). Должно обратить внимание на то, что это слово помещается в Псалтири Следованной (глава 35 Псалтири, издаваемой в лист,— в позднейших изданиях меньшего формата его нет), книге, которая предполагается, должна быть келейной, настольной, ежедневно употребляемой каждым умеющим грамоте православным. Следовательно, предполагается и слово об исходе души должно быть часто прочитываемо каждым православным.    Канон на исход души. Песнь 3, тропарь 1.    Канон на исход души. Песнь 1, тропарь 5.    Ектения просительная.    Напр. в молитве Субботней полунощницы: Да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да примут ю ангели твои светлии и пресветлии. В старинных богослужебных книгах есть особый Канон святому Ангелу, грозному Воеводе, хранителю всех человеков, от Вседержителя Бога посылаемаго по вся человеческий души, возвести к Богу, а тело персти отдати.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

b) По рассмотрении тех действий Педагога, которые направлены к отклонению от порока, нужно обратить внимание на способы, употребляемые Им для склонения и убеждения людей к добродетели. Там Он является строгим, обличающим, порицающим, укоряющим, жалующимся, негодующим; здесь Он является кротко, с отеческою любовью склоняющимся к добродетели: представлением и изображением ее красоты и благотворности возбуждением надежды на спасение, обещанием милости и пощады, похвалою праведным. Так, через Соломона Он с отеческою любовью убеждает к тому, что полезно: вас, о человецы, молю, и вдаю Мой глас сыном человеческим ... Послушайте Мене, честная бо реку ( Притч. 8:4, 6 ). Через Давида Он предлагает спасительный совет: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых … ( Пс.1:1–2 ). – Совет берет убедительные примеры или из времени прошедшего, представляя напр. гибельную участь евреев, нарушавших завет с Богом, – или из настоящего, изображая то, что совершается в глазах, напр. шедше возвестите Иоаннови: слепии прозирают , и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии восстают ( Мф.11:4–6 ). Или же, при подаче совета указывается на имеющее случиться в будущем, когда говорится, напр., что грешники будут ввержены во тму кромешную: my будет плачь и скрежет зубом ( Мф.22:13; 25:30 ). Так Педагог употребляет все средства для спасения человека. Он подает надежду спасения, напр. через Иезекеиля: аще обратитеся от всего сердца вашего и скажете: Отче, услышу вас ( Иез. 18 гл.). Или: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы ( Мф.11:23 ). Ублажает ищущих премудрости и разума через Соломона: блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум ( Притч. 3:13 ). Обещает исполнить благодеяниями через Моисея: введу их в землю благу, еюже кляхся отцем их ( Втор.31:20 ), и через Исайю: введу я в гору святую Мою и возвеселю я в дому молитвы Моея ( Ис.56:7 ). Изображает величие и славу праведных: и будет яко древо, насажденное при источниках вод, еже плод свой даст во время свое и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет ( Пс. 1:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

И приседит яко лев во ограде своей, змий великий, отступник, ад расширяли уста своя, князь власти тьмы, имеяй смертную державу, и образом неким судяй души, нанося и исчитая вся мною содеянная в деле и слове, яже в ведении и неведении беззакония и грехи от юности, даже до дне конца в оньже взяхся испытуяй. Прочее яков страх и трепет чаеши души имети в день он, зряще страшных и дивих и жестоких и немилостивых и безстудных демонов, аки муринов мрачных предстоящих, яко и самое видение едино лютейшее есть всякия муки, ихже зрящи душа смущается, волнуется, болезнует, мятется и спрятается, к Божиим Ангелам прибегающи... Душа сия и вящая и множайшая сих зрящая, яковый страх и трепет и тороп мнятся имети, Дóндеже нареченное приидет и освобождения ея будет: оный час есть болезнен и бедный и много стонен и безутешен, Дóндеже узрит, что будет. (Слово Кирилла Александрийского об исходе души). Должно обратить внимание на то, что это слово помещается в Псалтири Следованной (глава 35 Псалтири, издаваемой в лист,– в позднейших изданиях меньшего формата его нет), книге, которая предполагается, должна быть келейной, настольной, ежедневно употребляемой каждым умеющим грамоте православным. Следовательно, предполагается и слово об исходе души должно быть часто прочитываемо каждым православным. 451 Напр. в молитве Субботней полунощницы: Да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да примут ю ангели твои светлии и пресветлии. В старинных богослужебных книгах есть особый Канон святому Ангелу, грозному Воеводе, хранителю всех человеков, от Вседержителя Бога посылаемаго по вся человеческий души, возвести к Богу, а тело персти отдати. Этот канон рекомендуется читать ежедневно: Ты же, человече, не забывай смертной чаши, пой по вся дни канон сей. 452 Например, в канонах повечерия Октоиха, читаемых на повечерии... Егда хощет душа моя разлучится от плоти... свободи мя руки ненавидящих мя, Богородице... (гл. 3, понедельник, песнь 6, тр. 1). Смертнаго часа убоявся... Тебе припадаю: спаси мя, Отроковице от сети ловящих (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В отношении флоры и фауны Аравия разделяется на несколько поясов. В Северной Аравии деревьев почти нет, а травы и мелкие кустарники появляются только ранней весной; в конце мая все растения засыхают и сливаются в общей окраске с песчаным видом пустыни; в центральной Аравии растительных видов также немного, но за то в оазисах растут многочисленные виды финиковых пальм, доставляющих путешественнику не только приятную прохладу, но и лакомую пищу. Особенно богата разнообразной растительностью южная и юго-западная части Счастливой Аравии. На юго-западных горах Аравии встречаются также леса из различных пород акации и особенно молочайные и другие сочные растения. В древности горы южной Аравии славились также лекарственными и благовонными растениями: александрийский лист, кассия, мирра, получаемая из коры бальзамного дерева, ладан и камедь. Кроме того, в Аравии с давних пор разводились некоторые пряности и красильные вещества. Из хлебных растений на плоскогорьях Аравии успешно возделываются: пшеница, кукуруза, рис, просо, чечевица, а из садовых растений виноград и разные плодовые деревья и кустарники, как например гранат, померанцы. Хлопчатник и сахарный тростник также известны в Аравии. Но в Геджасе самым ценным и распространенным деревом была и есть финиковая пальма, имеющая в этой области более ста разновидностей. Она, вместе с виноградом, доставляет жителям любимую приятную пищу. По преданию, основатель ислама, уроженец Хеджаса, сказал: «Финиковое дерево – ваша мать». В одном месте Корана основатель ислама, рисуя картину домашнего довольства, рассказал следующую притчу о двух человеках: одному из них Бог взрастил два сада из виноградных лоз и обсадил их кругом пальмами, а между ними засеял нивы. Оба сада приносили плоды, в которых не было никакой порчи. Внутри садов Бог повелел протекать реке. И сказал хозяин этих садов своему другу, разговаривавшему с ним: «Я богаче тебя имуществом и счастливее семейством» (гл. 18, ст. 31–32). Финиковая пальма много раз упоминается в Коране. Из плодов пальм, – говорится в этой книге, – вы достаете себе упоительную влагу и прекрасную пищу, в этом – знамение для людей рассудительных (гл. XVI, ст. 69). Чтобы представить все выгоды, доставляемые пальмой жителям пустыни, нужно иметь в виду, что каждое финиковое дерево дает в среднем 600–800 фунтов плодов. Цветение его начинается обыкновенно в конце декабря, a созревание плодов продолжается с июля до ноября. Из 100 частей плода 10 частей приходится на косточку, 5 – на кожицу и 85 на плодовое мясо. В 100 частях финиковой мякоти заключается: 30 частей воды, 36 сахара, 23 белковых веществ, 1 часть клетчатки, 0,75 лимонной кислоты и прочих минеральных веществ и особенно так называемого кумарина, которому финики обязаны своим превосходным вкусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010