Ибо если он постится, то постится для Господа и благодарит Бога, а если ест, то ест для Господа и благодарит Бога (ср. Рим. 14:6). Он имеет одно желание - разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23). Насытившийся же земными богатствами не может позволить себе заснуть, поскольку для него сон, как и смерть, не есть отдохновение, но - «воспоминание о зле» (χαχν αναμνησις). См.: Catena Havniensis in Ecclesiasten in qua saepe exegesis servatur Dionysii Alexandrini. Edita ab A. La-bare//Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 24. Turnhout; Leuven, 1992. Р. 87—88.    Выражение παιδεεται χατα τον χσμον не совсем ясно, если учитывать тот факт, что св. Серапион обращался преимущественно к христианской аудитории. Но здесь следует учитывать и вообще специфику образования этого времени (IV в.), в силу своей консервативности остававшегося языческим по преимуществу, и характерную особенность Египта (точнее, наиболее эллинизированных областей этой страны, особенно Александрии). Ибо в этой столице тогдашней учености и «христианская Александрийская школа учит детей не одной только христианской вере, но и наукам энциклопедическим, из которых мы знаем о грамматике, арифметике, геометрии, риторике, поэзии, музыке, истории и философии и др., которые во главе с философией, по Клименту, ведут к мудрости» (Доброклонский А. Александрийская образованность как сфера, благоприятствовавшая происхождению христианской александрийской школы Чтения в обществе любителей духовного просвещения. Ч. I, 1881. С. 222). Впрочем, «светское» и «церковное» далеко не всегда мирно сосуществовали; чаще между ними происходила упорная борьба: «среди христиан, принадлежащих к образованному классу империи, не было почти ни одного, на котором не отразилось бы влияние двух образований: школьного и церковного. Везде мы встретили бы их вместе, бессильными уничтожить друг друга и, смотря по обстоятельствам и временам, господствующими одно над другим. У молодых верх брала обыкновенно школа. Св. Киприан в «Письме к Донату» не может забыть, что недавно еще был профессором; он тщательно обрабатывает стиль, развивает и распространяет речь, рисует картины, придумывает тирады, подражает то пространным периодам Цицерона, то отрывочным фразам Сенеки. Позже вера берет верх, но влияние школы держится упорно, и часто между двумя враждебными принципами завязывается глухая и ожесточенная вражда» (Буасье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке. М., 1892. С. 221). Это наблюдение, сделанное Г. Буасье относительно западных христианских писателей, можно распространить, хотя и с оговорками, также и на писателей греческих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Александрии открывается православная Духовная семинария 05.02.2007 Спустя четыре с половиной века после своего основания в Александрии вновь открывается Духовная школа Александрийского Патриархата . Об этом объявили в четверг 1 февраля на встрече в Афинах Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II и заместитель главы греческого МИД Феодорос Кассимис. Глава Александрийской Православной Церкви и дипломат обменялись мнениями об общем положении церковного образования в наши дни. Заместитель министра иностранных дел Греции подчеркнул, что для Александрийского Патриархата, который окормляет обширные территории африканского континента, особо важна просветительская и образовательная деятельность. Открытие Духовной школы Патриархата в Александрии совпало с 460-летним юбилеем ее основания и не только открыло новые перспективы для церковного образования, но и стало одним из свидетельств возрождения греческой православной общины в Египте, которая в последние десятилетия существенно уменьшилась в числе. Патриарх Феодор сообщил, что он начинает большую пастырскую поездку по зарубежным странам, где располагаются приходы его Церкви. Первой остановкой на этом пути стали Афины. Патриарх поблагодарил греческое руководство за поддержку Православной Церкви, а правительство Арабской республики Египет и президента Хосни Мубарака – за разрешение возобновить деятельность Духовной школы Патриархата при храме св. Саввы в Александрии. По словам Предстоятеля Александрийской Церкви, эта школа будет обучать не только священнослужителей, но и медицинских работников и агрономов. Именно эти две последние специальности особенно требуются в Африке, где Александрийский Патриархат ведет, помимо проповеднической, еще и обширную благотворительную и общественную деятельность. «Миссионерская деятельность нашего Патриархата обширна и разнообразна. Она проходит не только в церквях, но и в школах, и в небольших больницах многих стран. Мы трудимся над тем, чтобы благая весть Евангелия достигла самых дальних пределов», – сказал Патриарх Феодор. Православие.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 26.11.2012 10:59:12

http://drevo-info.ru/news/2320.html

Великолепная материальная культура, созданная в древней Александрии, со временем оказалась во власти моря и песка. Надежды на вечное процветание империи, питавшие безграничный антропологический оптимизм, не сбылись. Но духовные ценности, созданные во многом вопреки всему блеску и пышности торговой и культурной столицы древней ойкумены, из поколения в поколение передаются даже до сего дня. Здесь есть о чем задуматься: идеи, которые оказываются долговечнее, чем экономические и социальные отношения, имеют автономную природу по отношению к последним и, вероятно, также в отличие от них. Если общество заботится о том, чтобы его существование было небесцельным, оно должно быть внимательно к такого рода идеям, неподвластным даже неумолимому бегу времени. Александрийская школа для нас является также важным связующим звеном между двумя фундаментальными для европейской цивилизации эпохами – Античностью и Средневековьем. Она не просто заложила некоторые основы средневекового миросозерцания, но и создала предпосылки для рецепции античных идей в новых условиях, когда вследствие ряда культурных катаклизмов культура письменного слова резко уступила пространство смысловой реальности культуре слова, запечатленного как символ. По замечанию С. С. Неретиной, одной из «важнейших особенностей средневекового представления о мире» является «двуосмысленность слова в силу ориентации мышления одновременно на светское и сакральное» 81 . Следствием этой двуосмысленности было отношение к важнейшему для человека измерению времени – истории, которая, представляясь и как развернутый сверхвременный план, и как непредсказуемая событийность, приобретала характер «загадки» 82 . «Загадка» истории, казалось, была решена Просвещением с его концепцией прогресса. Но вот оскудела вера в прогресс – и «загадка» снова перед нами. Неясность контуров будущего делает неизбежными попытки найти ключ к ней в наследии прошлого. В эпохи, когда наиболее влиятельные мыслители ставили духовное безусловно выше материального, общество находило в себе силы для сохранения и приумножения того, что в другие эпохи растрачивалось или уничтожалось варварами, не видевшими ценности в том, что превосходило уровень их понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Если же обратиться к Александрийской школе, то в определенной степени можно говорить о ней как о цельном образовательном учреждении с преемственностью дидаскалов 69 , хотя и здесь существуют некоторые проблемные моменты 70 . Но вот говорить об Александрийской школе как о некоем едином богословском течении довольно сложно. Прежде всего, богословские взгляды Оригена развивались явно по совсем иной траектории, чем взгляды его предшественника Климента. Далее, из последующих александрийских дидаскалов Иракл (хотя о богословских взглядах его не сохранилось почти никаких сведений) и св. Дионисий Александрийский существенным образом дистанцировались от основных интуиций миросозерцания Оригена , а часто находились и в оппозиции к его основным богословским посылкам 71 . Правда, два последующих дидаскала – Феогност и Пиерий – находились преимущественно в русле воззрений Оригена 72 , но со св. Петром Александрийским маятник качнулся в другую сторону. «Он первый открыто восстает против основных заблуждений Оригена , ведет долгую и упорную борьбу с приверженцами Оригеновской партии и наконец сообщает новое направление Александрийской школе. Но тот же Петр глубоко уважает Оригена за его научные труды и разделяет его воззрения, чуждые крайности. Строго православный по своему направлению, он дает ход Православию, и оно при нем одерживает явную победу» 73 . Наконец, с Дидимом Слепцо м Александрийская школа вновь возвращается к оригенизму, но это был ее последний аккорд. Таким образом, как богословское направление Александрийская школа характеризуется диссонансом мировоззренческих тенденций, порой скрыто, а порой и открыто вступающих в конфликт друг с другом. Тем не менее личность и миросозерцание Ария никак не вписывается в этот диссонанс. Единственной точкой пересечения арианского лжеучения и оригенистских интуиций является триадология, но и здесь различие между Арием и Оригеном , по характеристике В. В. Болотова , «коренное и существенное», хотя нет и недостатка и в пунктах их соприкосновения 74 . Однако в христологии, сотериологии, эсхатологии, прочих догматических воззрениях взгляды двух ересиархов развивались часто в совсем противоположных направлениях. Поэтому искать в оригенизме истоки лжеучения Ария – занятие, на наш взгляд, довольно бессмысленное, хотя отдельные элементы его взглядов можно обнаружить как у греческих апологетов II века (например, у Афинагора), так и у представителей Александрийской школы 75 . Но дело не в отдельных элементах, а в том, что сочетает их в единое целое, то есть как бы в «жизненном принципе» арианства, который кардинально отличался от духа православного христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Александрийская и Антиохийская школы богословия В первой половине III века настали более благоприятные условия для возникновения христианской науки, чем в предшествующие века: гносису нанесены были глубокие раны, позиции Церкви укрепились. Но в это же время не прекращались нападки на христиан со стороны языческих философов, особенно неоплатоников. Ввиду этих нападок и христианские писатели должны были воспользоваться орудиями науки и облечь свою веру в формы, соответствующие научным взглядам современного им общества. Научное течение в христианстве зародилось, таким образом, не без соприкосновения с языческой наукой, и зародилось оно там, где в то время процветали классические науки, то есть в Александрии, а затем в Антиохии. Под руководством выдающихся христианских учёных Александрийская и Антиохийская школы обратились в своеобразные христианские академии, где Священное Писание было главным предметом изучения. Но эти школы значительно отличались по методу исследования священного текста. Получив образование в одной из таких школ, последующие христианские писатели развивали эти основы в своих сочинениях, сохраняя усвоенные ранее методы и начала богословствования. Образовались, таким образом, различные направления христианского богословия, известные под именем александрийского и антиохийского. Александрийская школа, существовавшая, по свидетельству Евсевия, «с древнейших времён» как училище для подготовки оглашенных к крещению, достигает развития уже в III веке, когда руководителями её были Климент и Ориген . Сначала Ориген занимался исследованием Священного Писания, но затем, ввиду притока образованных людей, поставил дело шире и ввёл обучение светским наукам, которые обыкновенно преподавались в высших языческих училищах. Отличительными признаками направления в богословии этой школы были: широко применяемый в толковании Священного Писания аллегорический метод, отчасти заимствованный у Филона; стремление раскрыть философскую сторону христианского учения и представить его в виде всеобъемлющей системы. На богословствование александрийцев оказывала влияние философия Платона (427–347 гг. до Р. X.) и неоплатоников (в особенности Плотина – 205–270 гг. по Р. X.)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Александрийский Патриарх возглавил открытие крупнейшей православной школы в Африке 29 октября, 2012. Новостная служба После праздника Патриарх Феодор провел собрание, в котором приняло участие духовенство города и области Киншасы. Были обсуждены вопросы, связанные с необходимостью развития миссионерского служения. 29 октября. ПРАВМИР. Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки, Феодор II возглавил торжественное открытие православной школы «Святого Марка» в столице Демократической Республики Конго Киншасе, сообщает Православие.ву со ссылкой на греческое агентство церковных новостей Ромфея. Школа «Святого Марка» будет крупнейшей среди православных школ Африки. Она была построена на средства греческой общины в Киншасе. После праздника Патриарх Феодор провел собрание, в котором приняло участие духовенство города и области Киншасы. Были обсуждены вопросы, связанные с необходимостью  развития миссионерского служения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 октября, 2023 29 декабря, 2021 10 марта, 2021 26 декабря, 2019 24 января, 2019 2 октября, 2018 8 августа, 2018 6 мая, 2018 2 октября, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/aleksandrijskij-patria...

Поэтому историческая реальность и сама есть свет ведения, но «свет прообразовательный и соразмерный с силами воспринимающих … прикрывающий Истину и тайну великого Света» ( Григорий Богослов . Слово на святое Крещение). Возвращаясь к неисчерпаемой теме мистической поэмы «Песнь песней», младший из Великих каппадокийцев св. Григорий Нисский даже превосходит Оригена в искусной аллегорезе, не принося букву Писания в жертву философским доктринам, но полагая, что в прошлом не может быть ничего устаревшего, ибо «все в некотором смысле предызображено было в назидание последующей жизни» ( Григорий Нисский . Толкование на Песнь песней, VII. 4). Вопросы к семинарским занятиям • Дайте определение понятию «Каппадокийская школа». • каким образом устанавливалась «ортодоксальность» религиозных взглядов в эпоху патристики? • Чем была обусловлена необходимость точных догматических определений? • Какую роль играют «естественные начала познания» в гносеологии каппадокийцев? • Какие «три древнейших мнения о Боге» раскрывает св. Григорий Богослов ? Темы докладов и творческих работ 1. Φιλοσοφικς βος как нравственный ориентир в жизни Великих каппадокийцев. 2. Беседа св. Василия Великого «О том, как пользоваться сочинениями языческих авторов». 3. Св. Григорий Богослов о языческой культуре в поэме «О смиренномудрии, целомудрии и воздержании». 4. Соотношение философии и теологии в творениях каппадокийских отцов Церкви. 5. Каппадокийская школа на пересечении культур и стихий мысли. 6. Герменевтика и экзегетика Каппадокийской школы. Лекция 18. Философско-богословское наследие александрийских мыслителей в истории европейской культуры Завершая этот цикл лекций, мы не можем не поставить самого важного вопроса – об историческом значении александрийского наследия и его актуальности для настоящего времени. Далеко не каждая эпоха в истории европейской культуры имела вообще какое-нибудь отношение к опыту древней Александрии. Говоря это, мы вовсе не утверждаем, что когда-либо пропадало само влияние главного центра эллинистической мысли на последующие поколения; но бывало не раз, что влияние это становилось латентным, почти не проявляясь на поверхности. Так, еще довольно близкая к нам эпоха, сформировавшая современную «классику» всех жанров – XVIII и XIX столетия, – была на удивление глуха ко всем рациональным составляющим александрийской герменевтики, находя в ней только «мистицизм» и «аллегорию». Гегель, система которого наиболее близка оригеновскому универсализму, не уделял своим предшественникам должного внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

«Названное сочинение заключает в себе, кроме предисловия (совершенно излишнего), семь глав исследования. Из них первая (стр. 1–48) рисует постановку учебно-воспитательного дела в древней (до-петровской) Руси – по Домострою, по памятнику проф. Лавровского, по азбуковникам и букварям. В следующей главе второй (стр. 49–85) излагаются проекты преобразования школьного дела, относящиеся к началу XVIII столетия, – проекты Посошкова, Ладыгина и других ревнителей старинного русского направления, проекты представителей нового западного направления – Салтыкова и Курбатова, также проект Татищева. Глава третья (стр. 86–140) и четвертая (стр. 141–182) посвящены характеристике учебно-воспитательного дела при Петре В. и выяснению того положения, в котором находился тогда религиозно-нравственный элемент в правительственных школах и в частном – общественном и домашнем – воспитании. Глава пятая (183–222) трактует о состоянии религиозно-нравственного образования в период от Екатерины I до Елизаветы включительно. В главе шестой (стр. 223–302) автор говорить о состоянии того же образования во вторую половину XVIII века до екатерининских школьных реформ, о влиянии тогдашней французской философии на русское общество и о деятельности Новикова. Наконец, последняя глава (седьмая, стр. 303–400) изображает заботы Екатерины II-й о народном образовании и дает оценку ее школьных реформ по отношению их к религиозно-нравственному воспитанию. В содержании своем сочинение г. Булгакова отличается полнотой исторического материала и правильными освещением отдельных фактов. Всюду автор обнаруживает внимательное и всестороннее изучение обширной литературы, относящейся так или иначе к предмету исследования, причем от внимания его не ускользнули даже новейшие журнальные статьи, появившаяся в то время, когда писалось самое сочинение. В этом видны, конечно, живой интерес —224— и любовь к ученому труду, а не простое только отбывание неизбежной повинности. – План рассматриваемой работы отличается простотой и естественностью: никакой спутанности или повторений здесь нет. Очевидно, автор не только потрудился собрать массу материала, но и сумел разобраться в нем. В одном лишь пункте возникает у читателя недоуменье: почему школа Глюка выделена у автора из разряда правительственных школ и поставлена в разряде частных образовательных заведений, тогда как Владимирский-Буданов с достаточною основательностью разъяснил, что эта школа была «вполне правительственным учебным заведением», да и сам наш автор (на стр. 159) прямо говорит, что эта школа «была учреждена Петром В.». Но это – незначительная подробность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковно-религиозный характер византийской народной школы придавал ей особенное значение в строе общественной жизни средневековой Византии. Школа не только распространяла просвещение среди народа и сообщала ему истинные знания в пределах общеобразовательного курса, но и развивала в нём религиозную настроенность, внушала любовь к Церкви и её установлениям, вызывала расположение к духовенству и монашеству, располагала и к нравственной жизни, – создавала, словом, в народе церковность и религиозность. Средневековое византийское общество было религиозным по преимуществу. Вся жизнь его носила отпечаток церковно-религиозных интересов. Сильнейшим фактором такой религиозности византийцев и были, между прочим, начальные народные школы, которые по справедливости можно назвать церковными. VI. 2. Средние школы Наряду с начальными школами в Византии в большом числе существовали и школы средние. Хотя в отношении многих школ трудно установить господствующий их тип, как по недостатку исторических данных, так и вследствие подвижности их курса, то понижавшегося до уровня элементарного обучения, то возвышавшегося до программы средней школы, в зависимости от тех или иных дидаскалов, в ней преподававших, тем не менее, в общем строе народного образования в средневековой Византии тип и устройство средней школы представляются с достаточной отчётливостью. Прежде всего, по своему происхождению средние школы, как и начальные, принадлежали к группе или патриарших, или монастырских, или частных и пр. Так, средняя школа, несомненно, существовала при Вселенской патриархии в Константинополе. Начальной к ней ступенью служила элементарная патриаршая школа, по окончании курса которой учащиеся переходили в школу среднюю. Она содержалась на средства патриархии и находилась под наблюдением патриархов. Но в неблагоприятные для Церкви времена, когда патриархия испытывала финансовые затруднения, средства на содержание школы получались от сборов учеников, от их платы за обучение. Любопытное в данном отношении сведение содержится в одном из ответов известного византийского канониста Феодора Вальсамона, данном при патриархе Георгии Ксифилине (1192–1199) на вопрос Александрийского патриарха Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

В Кесарии из школы Оригена вышли: Григорий Чудотворец. Он происходил из богатой языческой семьи и готовился к адвокатской деятельности. В 231 году в Кесарии он встретился с Оригеном; сделался христианином и, под его руководством, ревностно занялся изучением богословия. В 244 г. Григорий был поставлен епископом Кесарийским и проявил себя ревностным распространителем христианства. Известны его творения: символ веры о Св.Троице, каноническое послание в ответ на запросы некоего духовного лица, вызванные готским нашествием и панегирик Оригену. Преставился он около 270 г. Св. Памфил, пресвитер кесарийский. Он получил богословское образование в Александрийском училище, где слушал наставника Персия (265-281). Получив сан пресвитера в Кесарии, он продолжал труды Оригена в тамошнем училище. С особенной любовью он занялся устройством библиотеки при училище, основанной еще Оригеном, для чего собирал списки св. Писания и творений отеческих. Списки св. Писания, вышедшие из рук священномуч. Памфила, считались в древности драгоценностью, т.к. отличались верностью. Блаж. Иероним писал о нем: " Памфил до того был привязан к священным книгам, что своей рукой переписал большую часть книг Оригена по св. Писанию. Рукописи его до наших дней хранятся в кесарийской библютеке " . Св. Памфил скончался мученически в 309 г. Находясь в темнице, он написал в 5 книгах сочинение в защиту Оригена , законченное его учеником и другом, Евсевием, епископом Кесарийским, первым крупным церковным историком. Школа Антиохийская В конце 3 в. образовалась еще научно-богословская школа в Антюхии. Основателями её были ученые антиохийские пресвитеры: Дорофей (ок. 290 г). и Лукиан. Последний особенно замечателен, как ученый исправитель текста св. Писания Ветхого и Нового Завета. Преп. Лукиан при Диоклетиане был исповедником веры, потом был заключен в нико-мидийскую темницу при Максимине, где, согласно Месяцеслову Ив. Косолапова, мученически скончался 7 января 311 г. Антюхийская школа была в особенно цветущем состоянии в 4 в. Направление её было отлично от школы Александрийской. В последней преобладал идеализм , наследованный от философии Платона, выразившийся аллегоризмом и мистицизмом в толковании св. Писания и глубокими умозрениями в разрешении догматических вопросов. В Антиохийской школе, напротив, преобладал реализм , — основной принцип философии Аристотеля, — допускавший в св. Писании преимущественно буквальный смысл и требовавший простоты и ясности в понимании христианских догматов. Оба эти направления, доведенные до крайности, послужили основанием для развития в Церкви ересей в 4 и последующих веках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010