Об этом могут быть делаемы только вероятные догадки. Можно полагать, что это случилось очень просто. В Александрии, конечно, нередко бывали случаи обращения к христианству людей эллински образованных, которые приняв христианство, хотели более подробно и основательно ознакомиться с принятой ими религией; для этой цели они поручаемы были наставлению лучших, более просвещенных из христиан. Когда число таких образованных язычников, обратившихся в христианство и желавших более глубокого знания христианства, увеличилось, нашли нужным назначить одно определенное лицо из христиан в качестве руководителя и наставника указанных лиц. И вот являлась школа, училище. Поэтому-то Александрийская школа у древних писателей известна под именем катехизаторской. Без сомнения, к этим указанным лицам, врученным для наставления учителю христианскому, могли присоединиться и язычники, еще не крещенные, но желавшие вообще ознакомиться с истинами новой религии, или из простого любопытства, или по склонности к христианству, а история жизни Оригена действительно свидетельствует, что и такие лица приходили в его школу 1040 . Даже еретики, и те имели желание слушать александрийских ученых катехетов, как свидетельствует опять история Оригена 1041 . И вот школа росла и росла. Так, весьма естественно могло возникнуть Александрийское христианское училище, известное с именем катехизаторского. Чтобы представлять себе правильно, что такое было александрийское училище, мы должны твердо помнить о следующих особенностях этого училища. Для училища вовсе не было отводимо особых специальных корпусов, как это бывает у нас, преподавание происходило в квартирах —254— катехетов, совершенно запросто 1042 . В училище, по крайней мере в первое время его существования, не видно какого-либо распределения слушателей на группы или отделения 1043 . – Слушателями были люди возрастные, уверение же некоторых исследователей, что будто оно назначалось и для детей, не имеет оснований 1044 . На уроки беспрепятственно являлись и женщины 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1472 К западным или александрийским системам мы относим системы Pistis Sophia и кн. Jeû (гл. 2, раздел «Офитские секты», пп. 33–36., ср. п.п. 02, 10), систему Василида по Ипполиту (гл. 2, раздел «Василид», пп. 02, 04, 10–13), а затем Карпократа и Валентина. 1475 W. Möller. Geschichte der Kosmologie. s. 335. G. Bareille, Dictionnaire de Theologie Catholique. Vacant. T. II, c. 1801. 1477 Amelineau. Annales du Musée Guimet. T. XIV, p. 158. G. Salmon. A Dictionary of christ. Biography. V. 1, 407. 409. 1479 Епифаний. Ерес. XXXII, 5. Matter. T. II, p. 192. Cp. Mansel. The Gnostic Heresies, p. 122–123. 1480 «Никакая гностическая школа,– говорит Маттер (Т. II, р. 182–183),– не имеет дела с бóльшим количеством источников, как школа Карпократа, и никакая школа не обнаруживает лучше источников, какими она пользуется“. Cp. Krüger. Realencyklopädie. Hauck. В. III. s. 98. 1481 Св. Ириней упоминает о «συγγρμματα“ карпократиан (I, XXV, 5), также говорит Епифаний (Ерес. 4) и Феодорит – (haer. fab. I, 5). 1482 Св. Ириней несомненно имел под руками манускрипты карпократиан (Harnack. Geschichte der altchr. Litteratur. I, 1. S. 161; Mead. Fragments of a faith forgotten, p. 231 и др.) и, напр., учение карпократиан о душепереселении основывает (I, XXV, 4) на буквальной выписке из толкований на ев. текст – Мф. 5:25 (ср. Лк. 12:58 ...). Тертуллиан также мог иметь под руками сочинения карпократиан – см. о душе, гл. 35. Ср. Епифаний – ерес. XXVII, 3, 4, 5. 1483 Строматы, кн. III, гл. 2. См. также некоторые выдержки – уже упомянутые (прим. 1479) – у св. Иринея I, XXV, 4. 1496 Это обстоятельство доказывает, что, при написании своего первого произведения, Ипполит не имел под руками труда знаменитого епископа Лионского. Ср. Salmon. А Dictionary. V. 1, р. 409. 1497 Так – и совершенно основательно – решает вопрос об отношении ересеологических сочинений Lipsius (Zur Quellenkritik des Epiphanios. s. 109–114). Амелино (Annales p. 155) возражает против того положения Липсия, чтобы книги Иринея против ересей и синтагма Ипполита значительно могли различаться между собою и чтобы можно было говорить о них, как двух различных источниках; вот почему, по его мнению, «ни у пс.- Тертуллиана , ни у Филастрия не находится никакой значительной разницы в сравнении с св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Деревня Ситникова при речке Солоновке (название речки подмечено первопроходцами, видевшими ее исток, проходивший через солончаки) возникла в XVIII веке. С 1843 года - село Ситниковское , административно относилось к Усть-Ламенской волости Ишимского округа Тобольской губернии. В 1910 году Ситниковское получило статус волостного центра. К этому времени здесь имелись церковно-приходская школа, хлебозапасный магазин, винная лавка, три торговых лавки, 12 ветряных мельниц, маслодельня, три кузницы, пожарный сарай, земская станция. В 1915 году в селе было открыто кредитное товарищество. В 1920-х годах в селе Ситниковском Ламенского района Ишимского округа Уральской области размещались сельсовет, школа I ступени, кооператив. В начале 2010-х годов в Ситниково действовали средняя общеобразовательная школа, молочно-консервный комбинат, сельскохозяйственные предприятия . Статистика Религия Ситниковский приход при храме великомученицы Екатерины Александрийской был открыт, очевидно, в 1843 году и находился в ведении Тобольской кафедры . Ликвидирован в годы советской власти, храм утрачен. С октября 2013 года село находится в пределах Ишимской епархии . Храмы Использованные материалы   Итоги Всероссийской переписи населения - 2010: Стат. сб. в 10-ти частях. Ч.1. Численность населения и его размещение в Тюменской области./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2012, с.47.   По сведениям справочной системы RusProfile.ru.   Из истории села//Сельский вестник, 17 декабря 2014,   Тобольская губерния//Список населенных мест по сведениям 1868-1869 гг. Т. 60. - СПб., 1871, с.50.   Тобольская губерния. Населенные места//Волости и населенные места 1893 года. Выпуски 10 и 11. Тобольская и Енисейская губернии. С.40.   Список населенных мест Тобольской губернии. - Тобольск, 1912, с.182.   Ишимский округ//Список населенных пунктов Уральской области. Том IV. - Свердловск, 1928, с.58. Редакция текста от: 14.08.2015 14:19:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13672804.h...

Об этом могут быть делаемы только вероятные догадки. Можно полагать, что это случилось очень просто. В Александрии, конечно, нередко бывали случаи обращения к христианству людей эллински образованных, которые, приняв христианство, хотели более подробно и основательно ознакомиться с принятой ими религией; для этой цели они поручаемы были наставлению лучших, более просвещенных из христиан. Когда число таких образованных язычников, обратившихся в христианство и желавших более глубокого знания христианства, увеличилось, нашли нужным назначить одно определенное лицо из христиан в качестве руководителя и наставника указанных лиц. И вот появилась школа, училище. Поэтому-то Александрийская школа у древних писателей известна под именем катехизаторской. Без сомнения, к этим указанным лицам, врученным для наставления учителю христианскому, могли присоединиться и язычники, еще не крещенные, но желавшие вообще ознакомиться с истинами новой религии, или из простого любопытства, или по склонности к христианству, а история жизни Оригена действительно свидетельствует, что и такие лица приходили в его школу (Евсевий, VI, 3). Даже еретики, и те имели желание слушать александрийских ученых катехизаторов, как свидетельствует опять история Оригена (Евсев., VI, 18). И вот, школа росла и росла. Так, весьма естественно, могло возникнуть Александрийское христианское училище, известное с именем катехизаторского.    Чтобы представлять себе правильно, что такое было Александрийское училище, мы должны твердо помнить о следующих особенностях этого училища. Для училища вовсе не было отводимо особых специальных корпусов, как это бывает у нас, преподавание происходило в квартирах катехизаторов, совершенно запросто. «В училище, по крайней мере в первое время его существования, не видно какого-либо распределения слушателей на группы или отделения. Слушателями были люди возрастные, уверение же некоторых исследователей, что будто оно назначалось и для детей, не имеет оснований. На уроки беспрепятственно являлись и женщины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Понятно, большая часть бесед у неоплатоников наполнялась речами самого учителя Плотина, который по поводу вопросов от учеников развивал и излагал свои мысли. Учителя христианские, без сомнения, оставались более или менее верными этой древней и современной им практике философских школ. Александрийская школа приблизительно держалась того же образца. Преподавание в ней носило дружеский характер собеседований. Течение лекции приноравливалось к нуждам и потребностям слушателей, нередко прерывалось вопросами и ответами. Сообщаемые сведения носили характер более или менее фрагментарный, отрывочный, и единство лекций состояло лишь в том, что если они касались истин христианских, то большей частью опирались на места из Библии и истолкование ее было вообще главным предметом преподавания. Школа имела свободный, открытый характер. В нее не принуждали ходить учеников; да этого и нельзя было делать, когда учениками были люди взрослые и самостоятельные. Учитель не задавал им уроков.    Из тех сведений, которые нами переданы об Александрийской школе, ясно видно, что она существенно (himmelweit) разнилась от школ новейшего и нашего времени. Тем не менее это не препятствует современным ученым принимать и именовать ее древнейшей духовно-учебной школой. Эти ученые или считают ее вообще «теологической школой» (Gericke), или именуют прямо «богословской семинарией» (Lehmann). Особенно выразительно говорит о сущности и назначении этой школы третий ученый (August!), когда пишет: «Александрийское училище скорее всего было богословской семинарией или философско-богословским факультетом» (т. е. Духовной Академией). Некоторые из указанных ученых допускают, что это училище было «заведением, подготовлявшим будущих катехитов и будущих пастырей церкви к их деятельности». Действительно, можно предполагать, что на скамьях этого училища сидели и учились многие из духовных лиц III и начала IV века, хотя история называет по именам таковых и не часто (Евсев., VI, 3.30; VII, 14).    Ученый Леманн (S. 113), кажется, самый новейший писатель по истории Александрийской школы, заканчивает свое исследование следующими словами: «если мы оглянемся на историю этой школы, на ее практико-теоретическую деятельность, на жизнь ее учителей и знаменитых представителей, на ее заслуги словом и пером, то должны будем согласиться, что эта школа не только в летописях церковной истории, но также и в истории педагогики и в культурной и всемирной истории занимает и всегда будет занимать выдающееся место».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Что подразумевается под «православием» при классификации христианских движений мысли IV в. по Р. Х.? На каких основаниях исследователи относят Ария к антиохийской и к александрийской традициям? Что известно современной науке об ученой деятельности св. Евстафия Антиохийского ? Каким было значение концепции эманативизма для выяснения основ христианской космологии? Попытайтесь дать общую характеристику арианства с точки зрения философских аспектов этого учения. Темы докладов и творческих работ 1. Термины «ересь» и «ортодоксия» в христианской литературе I–IV вв. по Р. Х. 2. «Лукиановский Символ веры » в свете научных исследований. 3. Наследие св. Евстафия Антиохийского : исторические и доксографические данные. 4. Полемика с оригенизмом в ранней Антиохийской школе. 5. Предпосылки арианства в Антиохии. Лекция 8. Систематизация Антиохийского метода в трудах Диодора Тарсского Вопрос о том, являлась ли Антиохийская школа не только философско-богословским направлением, но и сетью учебных заведений со свойственными им целями и задачами, решается положительно большинством ученых, когда речь заходит о Диодоре (епископе Тарсском с 378 по 394 г.). После открытия целого корпуса сочинений Диодора на сирийском языке, современная наука получила подтверждение тому, что он был «основателем богословской школы, так называемой Антиохийской» 100 . Но и прежде, на основании больше косвенных данных, утвердилось мнение, что в период деятельности Диодора Тарсского «Антиохийская школа принимает формальный характер учебного заведения с определенным учебным уставом и достигает своего высшего развития» 101 . Формированию такой гипотезы немало способствовали сообщения древних авторов о масштабах деятельности Диодора, которые позволяют характеризовать его не как епископа одного из сирийских городов, но как учителя, озабоченного созданием большого массива образцовой литературы для своих многочисленных учеников. Прежде всего, Диодор Тарсский проявил себя как опытный экзегет, написав, по утверждению Леонтия Византийского , толкование «на все Писания». Точно ли все книги Библии были затронуты вниманием Диодора, или это фигура речи, одно ясно: труд по систематической интерпретации Священного Писания, право на которую присваивалось лучшим умам предшествующих веков, не страшил его. Но какова была цель этого масштабного предприятия? Разумно предположить, что она была связана с воззрениями Диодора на герменевтику. Эти воззрения он хотел усвоить экзегетической практике, отвергнув другие, о которых он писал в трактате «О различии между теорией и аллегорией».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

Возможности литературной и богословской подготовки к служению, которые предлагала данная эпоха, были следующими. 1 . На Востоке существовало четыре или пять богословских школ, которые, тем не менее, не могли удовлетворить потребности Восточной церкви. Древнейшей и самой известной была катехетическая школа в Александрии. Благодаря своей литературной сокровищнице, активным торговым связям и церковному влиянию египетской метрополии, а также ряду выдающихся учителей, она процветала с середины II до конца IV века, когда в период споров об Оригене , несторианской и монофизитской путаницы она ослабела и прекратила свое существование. Ее последним украшением был слепой, но ученый и благочестивый Дидим (340 – 395). От Александрийской школы отпочковалось меньшее учебное заведение в Кесарии Палестинской, основанное Оригеном после его изгнания из Александрии и получившее новый, хотя и временный импульс к развитию в начале IV века благодаря его почитателю пресвитеру Памфилию и его другу Евсевию. Там была библиотека богословской литературы, которой пользовался Евсевий, создавая свои ученые труды. Гораздо более влиятельной была богословская школа в Антиохии, основанная около 290 г. пресвитерами Дорофеем и Лукианом. В IV веке в ней серьезно разрабатывался грамматико–исторический метод толкования, противостоящий александрийскому, оригеновскому аллегорическому методу то в связи с учением церкви, как у Златоуста, то в рационалистическом духе, как у Феодора Мопсвестийского и Нестория. Семинария в Эдессе, дочь Антиохийской школы, была основана образованным диаконом Ефремом Сириным (ум. в 378), обеспечивала служителями Месопотамию и Персию и просуществовала около ста лет. Несториане, в конце V века, основали семинарию в Низибии, Месопотамия; она делилась на несколько классов, и обучение в ней велось по определенному плану. На Западе не было таких богословских учебных заведений. Обучение священников в основном происходило в монастырях и в частных школах епископов. Кассиодор старался убедить папу Агапета основать учебное заведение в Риме, но ему помешали военные беспорядки в Италии. Иероним какое-то время провел в Александрийской школе под руководством Дидима.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

о с н о в н ы х с в о и х ч е р т а х 157 представляла дальнейшее развитие типа Александрийской школы. Идея знания цельного и обширного на основе религиозной должна была последовательно привести к принятию в программу богословской школы всей суммы знаний, другими словами, должна была привести к поглощению светской школы духовной. Это мы и видим в Константинопольской школе. Рядом с богословием в ней преподаются все знания (πσα πιστμη) и «какая угодно наука» (ποιανον παιδεα) 158 . В частности, кроме наук Александрийской школы здесь, вероятно, включены были в программу риторика и грамматика 159 . Первая изменила свой беспринципный софистический характер, который производил отталкивающее впечатление на Климента Ал., и подчинилась христианству: знаменитые риторы Газской школы V века, кроме прямых своих занятий, много интересовались богословием и писали экзегетические и догматические сочинения 160 . Тот же характер носила и грамматика, введенная впервые в курс высшей школы ок. IV века: Георгий Хировоск, по специальности грамматик, занимался толкованием Св. Писания 161 . Кроме того, в программу включено было, несомненно, и право, когда юридическая школа Юнистиана около начала VII века прекратила существование 162 . Наиболее существенная перемена должна была произойти в постановке философии, так как в VI в. старый авторитет Платон, не без влияния со стороны востока, должен был уступить свое первенство Аристотелю 163 . Напротив, в постановке богословия и здесь, как в Александрии, преобладает система и умозрение: изучаются «церковные догматы » 164 ; само богословие носит прежнее название «гносиса» и «философии» κατ’ξοχν 165 , единственной теперь философии, рядом с которой немыслимы никакие другие системы. Именем философии называется и вся совокупность знаний, проникнутых умозрительно-богословским характером, и соответствующее высшему знанию поведение 166 . – Доминирующее положение церковного начала отражается и на внешней организации школы: школа помещается в στο βασιλικ 167 и содержится на средства государства 168 , тем не менее, она состоит в управлении патриарха 169 и сохраняет вполне церковный характер, выражающийся в самом числе учителей, – 1 дидаскал и 12 συλλπτορες по числу 12 апостолов 170 !

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

е. Писания) и божественных догматах» 17 . Как очевидно и это свидетельство Евсевия ни чуть не говорить о том, что Марк был основатель школы в Александрии. Ревнители мысли, что Марк был основателем этой школы, ударяют здесь в особенности на слова: «но древнему преданию там было училище», следовательно, – заключают, с самых древних времен христианства в Александрии – с Марка. Сколько основательности в подобных заключениях понятно для каждого. Правда, блажен. Иероним сейчас указанную мысль Евсевия в одном из своих сочинений приводит в таком виде, что известие Иеронима собственно и дало возможность создаться мнение об основании школы в Александрии Марком. Он, Иероним, говорит: по некоему древнему обычаю, было училище в Александрии, где начиная со времен Марка были церковные учители – ecclesiastici doctores 18 . Но Иероним в настоящем случае лишь перефразирует слова Евсевия, и потому свидетельство Иеронима лишено значения. Недостаток прямых и авторитетных свидетельств об основании христианской школы в Александрии заставляет прибегать приверженцев этого мнения к различным умозаключениям с цели утверждения своего мнения, но и эта попытка не имеет успеха. Например, говорят: около 180 года при Пантене, первом известном учителе Александрийской школы, это училище становится средоточием и орудием действий Александрийской церкви, доказательство, замечают, что оно и раньше процветало. Едвали так, скажем на это: если училище существовало с давних пор в Александрии и даже со времен Марка, то почему нет никаких известий об его существовании до 180 года, почему например Иустин философ , столь старательно изучавший христианство везде, где можно было изучить его, оставил без внимая лишь эту школу, если бы она действительно существовала в его время, т. е. в первой половине II века? Да и нет ни малейшей надобности предполагать, что школа существовала издавна, чтобы таким образом объяснять ей процветание при Пантене, в средине II века. Достоинства и таланты Пантена в преподавании, искусство, с которым он нападал на политеизм и современную языческую философию,; все это сразу могло возбудить любопытство и внимание, со стороны Александрийцев, как известно, весьма неравнодушных ко всякому явлению, выступавшему из обыкновенной колеи, а потому школа могла процветать, как скоро начала свое существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Но время ее процветания относится к периоду до Константина Великого . С четвертого же века среди арианских, монофизитских и других движений она как-то стушевывается и вскоре умирает. Последним осенним цветком этой школы был знаменитый учитель ее Дидим, слепец от рождения. Глубоко образованный не только в науках отвлеченных, но и начертательных, Дидим возбуждал общее удивление. Он знал поэзию, риторику, астрономию, геометрию, диалектику, музыку и все науки философские. Бл. Иероним называет его чудом для всех. Его широкая образованность при слепоте, заставляла некоторых говорить о нем, что не имея очей телесных, он имеет очи ангельские. По свидетельству церковного историка, Созомена , его слава многих привлекала в Александрию: одних для того, чтобы слушать слепца, других для того, чтобы только увидеть его. Тот же Созомен называет училище, в каком преподавал Дидим, «духовным училищем священных». Дидим был горячим приверженцем Оригена 1411 . Но, говорим, недолговечна была школа Александрийская. Более влиятельной была школа Антиохийская, основанная, как мы знаем в III веке, преимущественно пресвитером Лукианом († 311). Но о деятельности Лукиана 1412 , как учителя, мы ничего не знаем. Гарнак остроумно называет его «признанным святым, но непризнанным учителем». Это не то значит, что его ученики своими умствованиями скомпрометировали своего учителя: при жизни Лукиана ничего такого не было, а значит, что его учено-педагогическая деятельность, как таковая, не нашла себе —474— одобрения в глазах церкви 1413 . Повторяем: хотя сведения наши о Лукиане и не совсем скудны, но они весьма мало отвечают на вопрос: что он делал, чем занимался в своей школе, чему и как учил? Мы знаем достоверно только о том, кто у него учился. Эти лица развили широкую богословскую и педагогическую деятельность в IV веке 1414 . Нельзя скрывать, что ученики его стяжали печальную известность; между ними оказалось много ариан, каковы, наприм., сам Арий, Евсевий Никомидийский и др. Но эти и подобные имена в настоящем случае важны для нас, как свидетельство, что у Лукиана была действительно школа, а это пока нам только и нужно доказать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010