Продолжая его политику, александрийские епископы приобрели высшую правовую власть в Египте, Ливии и Пентаполе. Этим они не ограничиваются. Подражая римскому епископу, они стремятся влиять на всю область церкви. Фигура александрийского епископа появляется на страницах общей церковной истории. Почвой, на которой покоится их общецерковное положение, является значение александрийской катехизаторской школы и процветавшего в ней богословского направления. Под именем александрийской катехизаторской школы понимается явившийся самое позднее во второй половине II века институт, имевший прочное преемство учителей и существовавший до конца IV века 823 . Основание этой школы обыкновенно усвоивается провозвестнику христианства в Египте – евангелисту Марку 824 . Это свидетельство, по мнению Гарнака, служит указанием на то, что школа эта принадлежала к древнейшим учреждениям александрийской церкви 825 . Во всяком случае в конце II века она является перед нами правильно функционирующим учреждением во главе со столь прославленным благодаря Клименту александрийскому учителем Пантеном. Эта связь школы с Александрией, центром образованности, только еще лишний раз подчеркивает влияние окружающей обстановки на христианскую организацию. Древнейшие гностические общины ны находим в Египте. И опять в том же Египте, именно в Александрии, является первая древнейшая школа, находящаяся в тесном общении с церковью. Эта связь христианской науки с Александрией – не какая-нибудь счастливая случайность. Все, что заключала в себе жизнь того времени, находило свое выражение в этом городе, который был центром греческой образованности, корнем и рассадником эллинизма. Александрия была местом, где концентрировался восток и где наиболее смело развивался и могущественно действовал греческий дух. При духовно богатой и разнообразной жизни города, который был центром языческого культа и эллинской философии, христианство должно было вступить в живое общение со всем содержанием древнего мира 826 . При таких обстоятельствах выступила александрийская школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Наместника митрополита (архиепископа?) (арх. Серафима) эфориа отказывается признать своим членом, а Кириллу некого назначить, кроме оставленного им архимандрита. Предлагают мне подчинить эту школу подобно всем остальным, в Египте находящимся, патриарху александрийскому, ибо Синайской обители не управиться с эфорией. Сообщите мне ваше мнение личное. Школа идет не удачно и не соответственно средствам, предоставленным в ее распоряжение, и на нас, к сожалению, лежит нравственная ответственность за ее преуспеяние, так как от синаитов толку мало и им заниматься школою не с руки, то казалось, бы рациональнее передать это учебное учреждение местному патриарху». Едва ли можно сомневаться в том, что о. архимандрит Антонин, горячо поддерживавший архиепископа Каллистрата и синайскую братию, дал ответ по заданному вопросу в желательном для посла смысле. За это красноречиво нам говорит и то, что Амбетьевская школа в Каире во главе эфории и доселе считает синайскаго архиепископа или его уполномоченного, и то, что эта, к слову сказать, прекрасно ведущая свое дело школа, и на наших глазах все еще продолжает служить яблоком раздора между нынешним александрийским патриархом (Фотием Пероглу) и синайским архиепископом (Порфирием Логофетом). С переменой взгляда графа Игнатьева изменилось его и отношение к спору синаитов с Кириллом, бывшим архиепископом. «Поверенные Синайской обители, на простины, – писал граф Игнатьев к арх. Антонину, – удостоверились, видно, в невозможности ни вступить вполне во владение, ни устроить свои хозяйственные дела без предварительного полюбовного соглашения с преосвященным Кириллом (что я – человек военный – советовал, вопреки мнению воинствующих монашествующих, предпочитающих войну, свору, тяжбы, суды и громадные волнения мирному исходу). Поверенные официально заявили мне, что осмотр имений и дел убедил их, что, если бы мы не наложили (столько порицавшийся) секвестр на имение и не сохранили бы до сего времени, – то щепок бы не нашли из монастырского имущества и лишились бы совершенно доходов, тогда как теперь обитель может получить все в сохранности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

I, 100–107. Lehmann. 84. Преображенский, 308–324, 360–363. Значение Александрийской катехетической школы для преобразования языческого царства в христианское, греческой философии в церковную, замечает Harnack (Lehrbuch d. Dogmengeschichte. 1881, I, 547), неизмеримо. Эта школа в III в. научно победила политеизм, сохранив, вместе с тем, всё, что было сколько-нибудь достойного в греческой науке и культуре. 83 При Клименте и Оригене , говорит Faye (33), она «сделалась учреждением, в котором происходило посвящение в высшую и в умственном и в нравственном отношении форму христианства». Faye (28–34) высказывает интересный взгляд, представляющий, по его заявлению, только «насколько возможно строгое истолкование документов, которые в нашем распоряжении», – что высшая богословская школа в Александрии образовалась не из огласительного, стоящего под ведением церкви, училища, а представляла вначале учреждение, свободно возникшее без ведома церковной власти и поставившее себе целью распространение христианства между образованными язычниками; потом же она перешла в ведение александрийского епископа, причём, задачи её расширились; ср. Faye, 132. Совершенно противоположный взгляд высказывается у В. Плотникова (Еп. Борис) в «Истории христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности» (Казань, 1885), т. 1, стр. 165–167; а также у В. Дмитриевского в его книге «Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по P. X.» (Казань. 1884), стр. 25 и далее. 88 Важнейшее из этих сочинений – ποτυπσεων libri octo, по свидетельству Евсевия, содержало в себе краткие изъяснения всего Св. Писания (H. eccl. VI, 14), в которых Климент следует тому, чему научился и что получил по преданию от Пантена (Ibid, 13). По предположению Reinkensa (264–267), оно должно было служить продолжением. Strom. Но если так, то книги ποτυπσεων заключали в себе чисто теоретическую сторону гносиса (которого Strom. излагают, по преимуществу, сторону нравственную) и были опытом научного представления вероучения христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Из дошедших до нас сочинений Климента Александрийского имеются все основания рассматривать как проповеди в литературной переработке два его произведения: 1) “Слово о том, какой богач спасется.” 2) “Педагог.” В том и другом произведениях с достаточной ясностью сохранились следы их проповеднического происхождения. Текст “Слово о том, какой богач спасется” смотри в приложении. Собственно проповедей от Тертуллиана не сохранилось. Но, будучи пресвитером, он, по церковным правилам, не мог не быть проповедником. Как человек редкого ума и образования Тертуллиан . без всякого сомнения, был выдающимся проповедником. По складу мысли и речи близко к проповеди подходят его нравоучительные сочинения, например: “О покаянии”, “О молитве”, “О терпении.” Их содержание и форма обнаруживают в Тертуллиане выдающегося автора по природе и по образованию. Смотри в приложении выдержки из прекрасного во всех отношениях трактата “О покаянии.” Глава III. Проповедничество в Третьем Веке В третьем веке проповедничество продолжает неуклонно развиваться: увеличивается число проповедников, появляются новые формы и виды проповеди. Развитию проповеди в этот период немало способствовало повышение образованности как среди пасомых, так и среди пастырей. В этот период у христиан были уже свои школы: частные и общественные. Например, частную школу имел Ориген в Кесарии. Несколько ранее него, здесь же пресвитером Памфилом была основана публичная богословская школа. Кроме Кесарийской школы Памфила следует назвать знаменитую Александрийскую школу. В это же время была образована и школа в Антиохии. Во многих местах в третьем веке уже существовали библиотеки. Каждая школа, многие епископы и благоустроенные христианские общины имели свои библиотеки, состоявшие не только из кодексов книг Свящ. Писания и Ветхого и Нового Заветов, но и из списков сочинений христианских писателей. Таким образом, внутри самой Церкви в третьем веке существовали обильные вспомогательные средства для подготовки образованных пастырей-проповедников.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

«Он сам, говорил Григорий, шел впереди нас и вел нас за руку. Своим опытным взором он открывал заблуждение, как бы оно ни было тонко, но с радостию указывал на истину, которая могла через него открыться». Наконец после всего этого, он вводил своих учеников в круг наук самого христианства, знакомил со Св. Писанием 49 . Под этим не должно разумеет просто объяснения Писания, но изложение вообще истин веры, как они изображены в Писании. Всему этому в совокупности древние дают одно общее название ερν λγων 50 ), т.е. богословия. Такое изучение слова Божия, как понятно, было главным предметом преподавания в школе Оригена . Учителя школы, вызываемые тогдашними обстоятельствами, столкновением с философами, гностиками и другими еретиками поставляли себе задачею понять откровение в его глубинах, или как они любили выражаться, простую вру претворить в знание и таким образом стать на уровень современных требовании. Ориген излагал богословие с такою силою убеждения, что Григорий в словах толкователя пророков, т. е. у Оригена, находил и признавал тот же дух, какой одушевлял и самих пророков 51 . Что касается метода, по которому велось преподавание науки, то мы должны быть далеки от представлении о каком-нибудь строго-систематическом изложении научных знаний, какое имеет место в наше время, в наших школах, и какое не иметь приложения к Александрийской христианской школе. – В этой школе нельзя искать какого-либо закономерного, методичного как общего, так и религиозного обучения. Александрийская школа, как назначенная по идее лучших ее представителей, быть школой – так сказать христианской философии, вела свое дело приблизительно так же, как оно велось и в языческих философских школах. В древности всякая официальность изгнана была из преподавания философии. Отсюда знаменитые учители философии в Греции довольствовались простыми, свободными собеседователями с своими учениками, и две знаменитейшие греческие школы именно от такого способа преподавания получили и самое свое имя. Так Академия – имя, которым, как известно, обозначалась философская школа Платона, напоминает о садах Академа, где преподавал Платон, а школа перипатическая своим наименованием дает разуметь об ученых прогулках Аристотеля с учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Такое же преподавание философии находим и у современников Александрийской христианской школы неоплатоников. Плотин, знаменитый представитель неоплатонизма, основывает в Риме философскую школу, но что разумеется под этой школой? Эта школа была ничем другим, как собраниями, в которых на ряду с юношами принимали участие и зрелые мужи. На них беседовали о разных философских предметах. Содержание бесед было совершенно случайно. Здесь читались комментарии разных философов, как платонической, так и Аристотелевой школы. И вероятно читалось также то, Что было особенно замечательного в тогдашней литературе. Споры и вопросы составляли содержание беседе учителя с учениками. Только они приурочивались к известному предмету и тем достигался некоторый порядок преподавания. Если кто из приверженцев школы вел литературную полемику с кем либо, то каждое сочинение обоих оппонентов прочитывалось на школьных беседах. Понятно, большая часть бесед у неоплатоников наполнялась речами самого учителя Платина, который по поводу вопросов от учеников развивал и излагал свои мысли 52 . Учителя христианские без сомнения оставались более или менее верными этой древней и современной им практик философских школ. Александрийская школа приблизительно держалась того же образца 53 . Преподавание в ней носило дружеский характер собеседований течение лекций приноравливалось к нуждам и потребностям слушателей, нередко прерывалось вопросами и ответами. Сообщаемые сведения носили характер более или менее фрагментарный, отрывочный и единство лекций состояло лишь в том, что если он касались истин христианских, то большею частью опирались на места из Библии истолкование ее было вообще главным предметом преподавания 54 . – Школа имела свободный открытый характер. В нее не принуждали ходить учеников да этого и нельзя было делать, когда учениками были люди взрослые и самостоятельные. Учитель не задавал им уроков. Из тех сведений, которые нами переданы об Александрийской школе, ясно видно, что она существенно (himmelweit) разнилась от школ новейшего и нашего времени 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Методом рецепции античных идей с целью инкорпорировать их в ткань христианского вероучения была аллегореза, достигшая в трудах Оригена своей кульминации. Сама по себе аллегорическая герменевтика, равно как и соответствующее толкование Библии, никогда не осуждалась Православной Церковью. Под осуждение подпали такие крайности, как пренебрежение историческим смыслом Священного Писания и следующая отсюда произвольность в интерпретации символов Ветхого и Нового Заветов. Оригенизм как течение, а с ним и само имя покойного Оригена , равно как и его последователей Евагрия и Дидима Александрийского , был подвергнут анафеме (греч. νθημα отлучение) в 553 г. на Пятом Вселенском Соборе после обвинений, выдвинутых против оригенистов монахами Египта и Палестины, в том, что они нарушают монастырскую дисциплину и смущают братию, проповедуя метемпсихоз и теологический субординационизм. Литература к разделу Источники 1. Ориген. О началах. СПб.: Амфора, 2000. 2. Ориген. Гомилии на Песнь песней//Патристика. Новые переводы, статьи. Н. Новгород, 2001. 3. Ориген. Против Цельса. М.: Истина и жизнь, 1996. 4. Памятники святоотеческой письменности: Антология. Т. 2: Ориген , Григорий Чудотворец ... М.: Либрис, 1996. 5. Origenes. Gegen Kelsos. München: Kösel, 1986. Исследования 1. Жильсон Э. Философия в Средние века. М.: Республика, 2004. 2. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: УРСС, 2009. 3. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006. Гл. 4. 4. Саврей В. Я. Основные герменевтические и экзегетические принципы в учении Оригена /МГУ. М., 1998. Деп. ИНИОН РАН 53326, 3.03.98.17 с.; Философские идеи Оригена и их источники//Там же. 53325, 3.03.98.18 с. 5. Саврей В. Я. Философские основания истолкования Священного Писания у Оригена //Вопросы философии. 1998. 6. С. 11–18. 6. Armstrong А. Н., ed. The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. 2 vol. Cambridge, 1967. 7. Bardy G. Origene Dictionnaire de theologie catholique. T. 11. Paris, 1931. P. 1489–1565.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

111 Шичалин Ю. А. История античного платонизма Ю. А. Шичалин. – М.: Греко-латинский кабинет. 2000. С. 264. 112 Рист Дж. М. Плотин: путь к реальности./Дж. М. Рист – СПб.: Издательство Олега Обышко, 2005. С. 193. 113 Армстронг А. Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию/А. Х. Армстронг. – СПб.: Издательство Олега Обышко, 2003. С. 105. 115 Шичалин Ю. А. Плотин. Ю. А. Шичалин//Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1983. С. 501–502. 116 Берестов И. В. Необходима ли эманация?/Рист Дж. М. Плотин: путь к реальности. Приложение И. В. Берестов. Необходима ли эманация? – СПб.: Издательство Олега Обышко, 2005. С. 318. 119 Армстронг А. Х. истоки христианского богословия. Ведение в античную философию./А. Х. Армстронг. – СПб.: Издательство Олега Обышко, 2003. С. 194. 122 Рист Дж. М. Плотин: путь к реальности./Дж. М. Рист – СПб.: Издательство Олега Обышко, 2005. С. 272. 123 Семенов В. В. Архетипика сознания в неоплатонизме и патристике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук/В. В.Семенов. – СПб, 2006. 124 Армстронг А. Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию./А. Х. Армстронг – СПб.: Издательство Олега Обышко, – 2003. 127 Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли./В. Я. Саврей – М.: URSS, 2005. 129 Хосроев А. Л. Александрийское христианство./А. Л. Хосроев – М.: Наука, главная редакция восточной литературы, – 1991. 130 Хосроев А. Л. Александрийское христианство./А. Л. Хосроев. – М.: Наука, главная редакция восточной литературы, – 1991. С. 67. 131 Хосроев А. Л. Александрийское христианство./А. Л. Хосроев. – М.: Наука, главная редакция восточной литературы, – 1991. С. 68. 132 Хосроев А. Л. Александрийское христианство./А. Л. Хосроев. – М.: Наука, главная редакция восточной литературы, – 1991. С. 68–69. 133 Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли./В. Я. Саврей. – М.: URSS, – 2006. С. 173. 138 Лурье В. М. При участии В. А. Баранова. История византийской философии. Формативный период. – СПб.: AXIOMA, – 2006. С. 81.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

В Александрии откывается православная Духовная семинария Афины, 2 февраля 2007 г . Фото RNN.gr   Спустя четыре с половиной века после своего основания, в Александрии вновь открывается Духовная школа Александрийского Патриархата. Об этом объявили в четверг на встрече в Афинах Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II и заместитель главы греческого МИД Феодорос Кассимис. Глава Александрийской Церкви и дипломат обменялись мнениями об общем положении церковного образования. Заместитель министра иностранных дел Греции подчеркнул, что для Александрийского Патриархата, который окормляет обширные территории африканского континента, особо важна просветительская и образовательная деятельность. Недавнее открытие Духовной школы Патриархата в Александрии совпало с 460-летним юбилеем ее основания и не только открыло новые перспективы для церковного образования, но и стало одним из свидетельств возрождения греческой православной общины в Египте, которая в последние десятилетия существенно уменьшилась в числе. Патриарх Феодор сообщил, что он начинает большую пастырскую поездку по зарубежным странам, где располагаются приходы его Церкви. Первой остановкой на этом пути и стали Афины. Патриарх поблагодарил греческое руководство за поддержку Православной Церкви, а правительство Арабской республики Египет и президента Хосни Мубарака – за разрешение возобновить деятельность Духовной школы Патриархата при храме св. Саввы в Александрии. По словам предстоятеля Александрийской Церкви, эта школа будет обучать не только священнослужителей, но и медицинских работников и агрономов. Именно эти две последние специальности особенно требуются в Африке, где Александрийский Патриархат ведет, помимо проповеднической, еще и обширную благотворительную и общественную деятельность. «Миссионерская деятельность нашего Патриархата обширна и разнообразна. Она проходит не только в церквях, но и в школах, и в небольших больницах многих стран. Мы трудимся над тем, чтобы благая весть Евангелия достигла самых дальних пределов», – сказал Патриарх Феодор. Алексей Надеждин для Православия. Ru 2 февраля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/20695.html

Детальное изучение генезиса александрийской традиции позволило автору при подготовке монографии «Александрийская школа в истории философско-богословской мысли» (М.: КомКнига, 2006) ввести в научный оборот фундаментальное понятие «философско-богословские идеи». Речь идет о категориях средиземноморской культуры мысли александрийского периода, содержание которых раскрывается только на пересечении философских и богословских методов мышления. К их числу относятся идеи Бога, Логоса, Провидения, воспитания, знания, мудрости, понимания и т. п. в их специфически александрийском понимании. Впрочем, специфика в данном случае не исключает самой широкой универсальности, так как универсализм изначально был присущ александрийской культуре. Открытие области философско-богословских идей позволяет иначе поставить вопрос о задачах философии, чем это делается обычно при изучении ее истории. Для александрийских мыслителей философия была средством достижения высшей мудрости посредством обновления духовной природы человека, созданного по образу трасцендентного Ума. При такой целевой установке рассудочное теоретизирование всегда было соблазном «легкого пути», так же, как и гностическое мифотворчество. Требовалось формирование метода, отвечающего рациональным и надрациональным запросам духа с равной эпистемологической достоверностью. Опыт реализации этой задачи, со своими ошибками и разочарованиями, стал тем вкладом, который обязана история Александрийской школе. Основная цель специального курса – чтение, осмысление и научное комментирование выдающихся памятников философско-богословской мысли. Для более глубокого проникновения в структуру изучаемого предмета студенты должны также обучиться практическому применению научных приемов, составляющих инвариантную основу александрийской традиции – методов интерпретации сакрального текста и его иносказательных сюжетов: притчи, метафоры, символа и аллегории. В связи с означенной целью в рамках спецкурса поставлены следующие задачи: • сообщить факты, связанные с зарождением, развитием и историческим влиянием идей Александрийской философско-богословской школы;

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010