Открыта первая православная школа в африканском государстве Сьерра-Леоне 13 марта, 2012. Новостная служба Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II открыл первую православную школу в ранее пережившем гражданскую войну западно-африканском государстве Сьерра-Леоне 13 марта. ПРАВМИР. Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II открыл первую православную школу в ранее пережившем гражданскую войну западно-африканском государстве Сьерра-Леоне, сообщает  Theorthodoxchurch.info Школа, рассчитанная на 1800 учащихся, расположена во дворе собора Санкт-Элефтериос в центре столицы Фритаун. Патриарх также открыл педагогический институт Архиепископии и первую в стране школу журналистики. На встрече с представителями правительства Патриарх Феодор обсудил вопросы здравоохранения в регионе, сконцентрировавшись на борьбе с такими болезнями, как СПИД и малярия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/otkryta-pervaya-pravos...

Во главе антихристианских философов были Плотин и Героклес. Должно, однако, заметить, что не вся философия, даже вне Церкви, была антихристианской. Неоплатоническая школа в Александрии была весьма умеренна в своих нападках. Самым знаменитым философом этой школы был Аммоний Сакк. Порфирий утверждает, что он был отступником христианства, в котором рожден, но Евсевий ясно говорит, что философ, противник христианства, сказал неправду. Самым знаменитым из учеников Аммония был Плотин. Он никогда не был христианином, но не нападал на христианство, а подражая Платону, вознесся в высшие области философии. Христианство имело, однако, влияние на Плотина, и учение Платоново в его творениях не имеет уже тех же главных заблуждений. 488 Плотин, учившись сначала у Аммония в Александрии, удалился в Рим, где школа его стала знаменита. Ученики его разделились на две партии: одни стали христианами, а другие предались наукам сокровенным и магии. Из числа их был Порфирий, написавший о Плотине роман, очень похожий на Филостратов об Аполлоне Тианском. Ему хотелось изобразить Плотина подражателем или, скорее, превосходящим Христа, но он сделал из него только иллюмината, что нисколько не соответствует характеру Плотина. Что же касается самого Порфирия, то сочинения его не дают о нем высокого понятия. Направление ума его было доверчивое и он предпочитал Евангелию самые бессмысленные системы магии и спиритизма. Некоторые из новейших писателей 489 утверждали, что школа неоплатоников Александрийских имела большое влияние на вероучение христианское. Такое утверждение совершенно противно истине. Вероучение христианское совершенно установилось гораздо ранее Аммония и Плотина, как то ясно из представленных нами разборов творений писателей двух первых столетий Даже христианская школа Александрии ничего не заимствовала от Платона и была основана более для противодействия системам Василида и Валентина, старавшимся согласовать с христианством некоторые данные, заимствованные из древних философских систем, а особенно из Платоновой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

е. у Оригена, находил и признавал тот же дух, какой одушевлял и самих пророков.    Что касается метода, по которому велось преподавание науки, то мы должны быть далеки от представлений о каком-нибудь строго систематическом изложении научных знаний, какое имеет место в наше время, в наших школах, и какое не имеет приложения к Александрийской христианской школе. В этой школе нельзя искать какого-либо закономерного, методичного как общего, так и религиозного обучения. Александрийская школа, как предназначенная, по идее лучших ее представителей, быть школой, так сказать, христианской философии, вела свое дело приблизительно так же, как оно велось и в языческих философских школах. В древности всякая официальность была изгнана из преподавания философии. Отсюда знаменитейшие учителя философии в Греции довольствовались простыми, свободными собеседованиями со своими учениками, и две знаменитейшие греческие школы именно от такого способа преподавания получили и само свое имя. Так, Академия — имя, которым, как известно, обозначалась философская школа Платона, напоминает о садах Академа, где преподавал Платон, а школа перипатетическая своим наименованием дает знание об ученых прогулках Аристотеля с учениками. Такое же преподавание философии находим и у современников Александрийской христианской школы — неоплатоников. Плотин, знаменитый представитель неоплатонизма, основывает в Риме философскую школу, но что разумеется под этой школой? Эта школа была ничем другим, как собраниями, в которых, наряду с юношами, принимали участие и зрелые мужи. На них беседовали о разных философских предметах. Содержание бесед было совершенно случайно. Здесь читались комментарии разных философов, как платонической, так и аристотелевой школы. И, вероятно, читалось также то, что было особенно замечательного в тогдашней литературе. Споры и вопросы составляли содержание бесед учителя с учениками. Только они приурочивались к известному предмету, и тем достигался некоторый порядок преподавания. Если кто из приверженцев школы вел литературную полемику с кем-либо, то каждое сочинение обоих оппонентов прочитывалось на школьных беседах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

При знании еврейского языка и знакомстве с восточными нравами и обычаями, Ефрем был опытным и основательным толкователем Священного Писания, особенно Ветхого Завета. Не вдаваясь в аллегоризм, он старался держаться буквального смысла. Кроме толкований, Ефрем оставил еще много сочинений догматико-полемических и аскетических. Эдесская школа, основанная преподобным Ефремом, служила как бы учебным заведением, в котором получали образование пастыри и учители Сирской Церкви. Впрочем, вскоре и эта школа, вслед за антиохийской, стала проводить односторонние взгляды на догматы и сделалась еретической. В V веке, во время борьбы Церкви с несторианством, учители ее решительно высказались в пользу Нестория и против Кирилла Александрийского . Таков был известный ученый пресвитер Ива, впоследствии епископ Эдесский. После Ивы, который еще колебался между Православием и несторианством, при Фоме Варсуме эдесская школа стала решительно склоняться к несторианству и, перенесенная после разрушения ее в Низибию, сделалась средоточием несторианской учености. § 28. Духовное просвещение в IV и V веках на Западе В первые три века духовное просвещение сосредоточивалось преимущественно в Церквах восточных; западные Церкви в этом отношении далеко отстали от них. Если и появлялись в западных замечательные и оригинальные писатели, например из североафриканской школы, то они чужды были всестороннего богословского образования, не знали и не хотели знать ни философии, ни умозрений в области догматической. Но в IV веке, во времена великих арианских споров, и западные церковные писатели, вовлеченные в эти споры, по необходимости должны были познакомиться с догматическими умозрениями восточных писателей и, подобно им, вести борьбу с еретиками на почве научной. В этом случае западные церковные писатели в большинстве брали для себя за образец писателей школы новоалександрийской и являлись их подражателями, так как новоалександрийская школа своим стремлением сообразоваться с Преданием при решении догматических вопросов соответствовала издавна установившемуся в западных Церквах направлению просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

54. Саврей В. Я. Александрийская философия//Философское образование. 2006. 15. С. 3–21. 55. Саврей В. Я. Генезис Александрийской школы//Философские науки. 2005. 7. С. 83–89. 56. Саврей В. Я. Генезис Александрийской школы. Продолжение//Философские науки. 2005. 8. С. 100–115. 57. Саврей В. Я. Основные герменевтические и экзегетические принципы в учении Оригена /МГУ. М., 1998. Деп. ИНИОН РАН 3.03.98.17 с. 58. Саврей В. Я. Программа спецкурса «Философско-богословские идеи Александрийской школы и ее место в христианской традиции»//Философское образование. 2005. 12. С. 35–47. 59. Саврей В. Я. Философские идеи Оригена и их источники/МГУ. М., 1998. Деп. ИНИОН РАН 53325, 3.03.98.18 с. 60. Саврей В. Я. Философские основания герменевтики и экзегетики Филона, Климента и Оригена : Дис. ... канд. филос. наук. М., 1999. 61. Саврей В. Я. Философские основания истолкования Священного Писания у Оригена //Вопросы философии. 1998. 6. С. 11–18. 62. Саврей В. Я. Философия как «служанка теологии» в учении Климента Александрийского //ΦΙΛΟΘΕΟΣ. 2006. 6. С. 144–165. 63. Сагарда A. И. Антиохийская богословская школа и ее представители//Учен. зап. РПУ. Вып. 3. М., 1998. С. 139–192. 64. Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I–IV века. М., 2004. 65. Светлов Р. В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб., 1996. 66. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Паломник, 1998. 67. Сидоров A. И. Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский //Ученые записки РПУ. Вып. 3. М., 1998. С. 56–138. 68. Смирнов С. И. Духовный отец в Древней Восточной Церкви. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. 69. Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979. 70. Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории. М., 2000. 71. Флоровский Г.В., прот. Восточные отцы IV века. Париж, 1990. 72. Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб.: Амфора, 2001. 73. Хосроев Α. Λ. Александрийское христианство. По данным текстов из Наг Хаммади. М.: Наука, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Богословские школы на Востоке в 4 и 5 веках Духовное просвещение, развившееся в значительной степени еще в 3 веке, с признанием христианства господствующей в греко-римской империи религией, в 4 в. достигло своего высшего процветания. Обстоятельства, содействовавшие возвышению духовного просвещения, были внешние и внутренние. С одной стороны, более спокойные времена, наступившие вслед за гонениями, дали возможность многим из даровитых христиан посвящать себя занятиям богословскими науками, с другой — само состояние христианского вероучения вызывало усиленную деятельность на поприще духовного просвещения. Св. Писание было еще не вполне истолковано и изъяснено; многие догматы, рассуждения о которых начаты были в предшествовавшие времена, не были уяснены и не получили общецерковного определения. Христианским богословам предстояло, таким образом, обширное поприще для исследований. И действительно, в 4 и 5 вв. мы видим целый ряд замечательных богословов, посвятивших себя исследованию всех сторон христианского вероучения. Отличительные черты их — это разнообразие предметов, входивших в круг их миросозерцания, самостоятельность, оригинальность, ширина и глубина воззрений. Христианские школы, основанные в прежние времена, служили и теперь рассадниками духовного просвещения. Многие из великих отцов и учителей Церкви 4 и 5 веков обязаны им своим богословским образованием, хотя некоторые из них достигали обширных богословских познаний и самостоятельным трудом. С 6 века, вследствие разных неблагоприятных обстоятельств, богословские школы, а с ними и духовное просвещение, начинают приходить в упадок. Самостоятельных и оригинальных трудов по разным отраслям богословия больше уже не видно. Только в середине 9 в. на греческом востоке пробуждается опять любовь к просвещению и начинается усиленная умственная деятельность, направленная главным образом на изучение древне-классической литературы. Эта деятельность отразилась и на духовном просвещении " . Школа ново-Александрийская В 4 и 5 вв. особенно замечательными богословскими школами на востоке были: ново-Александрийская, Антиохийская и Восточно-Сирийская (Эдесско-Низибийская). По своему направлению последняя примыкала к школе Антиохийской. Школа ново-Александрийская

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

При своей подозрительности, татарские публицисты не старались вникнуть в суть дела и, под влиянием манифеста 17 октября, позволяли себе неуместную развязность в печатном слове, не выясняя сущности столь важного вопроса (татарск. газеты: Терджиман, Каспий и Гэят). В настоящее время этот вопрос обсуждается во многих татарских газетах, о чем можно читать в Журн. «Мир ислама» (Петербург) и в Журн. «Народное Обозрение» (Казань). Предлагаемый просвещенному вниманию читателей краткий очерк имеет целью познакомить с историей возникновения начальной мусульманской школы и ее современным положением 88 . У всех мусульман с давних пор известны два рода школ: мактаб, как школа грамоты, и мадраса, как школа науки. Обе эти школы конфессиональные; общеобразовательной и реальнопрофессиональной школы у мусульман, за исключением периода расцвета мусульманской образованности, не было и, в настоящее время, у русских мусульман пока нет, хотя необходимость ее уже сознается. Такой односторонний характер мусульманской школы объясняется историей ее возникновения и духом семитов. У мусульман, как сначала у евреев 89 , а потом у христиан, начальная школа служила не общеобразовательным (гуманитарным) потребностям народа, а исключительно религиозным целям. И в этом случае типично выразились основные особенности духа семитов, в отличие от духа арийцев. У семитов всегда преобладало религиозное чувство, а у арийцев свободный ум и фантазии; семит всегда был склонен более к богопознанию, а ариец – к мироведению. У греков обучали семи «свободным наукам», под которыми разумелись: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В александрийский период возникли школы грамматиков и риторов; но эти школы не преследовали практических целей, а предоставленные частному почину, в своем успехе всецело зависели от способностей своих руководителей. Как общеобразовательное учреждение, древнегреческая школа была вполне народною и свободною и предназначалась для лиц, свободных от физической работы, как отдых и развлечение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Такими учредителями диатриб не из числа епископов во II веке были: Иустин, Тациан, Аристид. В Риме около Иустина, а по смерти его около ученика его Тациана, в Афинах около Аристида собирались христианские юноши для слушания христианских уроков, и таким образом возникали диатрибы под руководством светских лиц из христиан. Но это еще не были школы в собственном смысле, эта были скорее просто катехизические собеседования. Первая христианская школа с определенным учебным характером, с некоторым определенным планом преподавания возникает уже в III веке в Александрии и главным образом при Оригене . Только при Оригене мы встречаем разделение учеников на некоторого рода группы и указание на более или менее широкую программу преподавания. Устроив школу александрийскую, Ориген частью по личному желанию, частью по неудовольствиям, переходит в Кесарию Палестинскую и открывает здесь не менее знаменитую школу с замечательно широкой программой. По мнению некоторых ученых (наприм. патролога Альцога) эта школа имела своим назначением приготовлять образованных богословов, следовательно, была как бы духовной семинарией III века. Школу Кесарийскую по смерти Оригена реставрирует почитатель его пресвитер Памфил и обогащает ее прекрасной библиотекой, часть манускриптов которой написана была собственной рукой Памфила. (Евсевия, VII, 32). По мнению немецк. церк. историка Неандера, не без влияния Оригена основывается в конце III века и очень известная впоследствии школа Антиохийская. В том же веке Климент Александрийский , предшественник Оригена по учительству в александрийской школе, во время гонения Септимия Севера, принятый в качестве гостя в Иеруса- —245— лиме, основывает здесь школу христианской науки. Утверждают, что, быть может, еще в II веке возникла и школа Едесская 1031 , впоследствии славная именем св. Ефрема Сирина 1032 . Из числа вышеуказанных школ с подробностью остановимся лишь на школе Александрийской (и по связи с ней на Кесарии-палестинской). В сущности, только о ней мы и имеем сколько-нибудь достаточные и достоверные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, богословские школы и течения, тенденции мысли и т. п. особенности святоотеческого бытия являют собой своего рода среднее звено той области, которая составляет предмет патрологической науки. Этот звено менее очевидно, менее наглядно, чем собственно персоналии, в каком-то смысле более неуловимо, но оттого не менее важно. 2.2.1. Богословские школы – место «встречи» личности и Предания Роль личности в истории и в жизни Церкви (взятой в её едином и неделимом измерении) неизменно начинается с той роли, которую личность играет в локальных процессах своего места и времени. Личность и история, отдельный член Церкви и всецелая, всеобщая жизнь Церкви Христовой представляют собой как бы две грани единого экклезиологического бытия. Соприкосновение, схождение этих граней, взаимодействие личности и истории начинается именно здесь – в горниле богословских направлений и школ, – в том реальном и осязаемом преемстве живых людей, которые составляют эти тенденции и направления, невидимо пронизывающие ткань истории, ткань всецелого церковного бытия. 2.2.2. Школа как направление мысли и как институт Следует отличать понятие о богословской школе как о тенденции мысли (о чём мы и говорили выше) и как об институте. Школа как направление, как акцент и тенденция – это некий неуловимый дух, так или иначе выражаемый во взглядах, самом складе мысли, богословствовании, трудах тех людей, которые являются её представителями. Тенденции мысли незаметно вызревают в истории, уходя корнями даже в античную древность; столь же неспешно, незаметно и долговременно они и уходят со сцены истории, проживая, как правило, очень долгую жизнь и даже после своего исчезновения оставляя в истории некий след и своего рода духовное «потомство» в далёких и новых реалиях церковной жизни. Именно такое понятие о школе как о тенденции и составляет «срединную» область патрологии и, соответственно, предмет нашего внимания. Школа как институт имеет совершенно реальные и конкретные, в той или иной степени сохранившиеся в исторической памяти, исторические же параметры: основателей, руководителей, время возникновения, место расположения (например, город) и т. п. Характерный образец школы-института представляет, например, Александрийское огласительное училище, позднее переименованное в Александрийскую богословскую школу: основанное в Александрии во 2-й половине II века Пантеном, просуществовавшее определенное время, имевшее определённых руководителей и действующих лиц и т. д. 2.2.3. Богословская школа как возможность проявления святости или порока

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Антиохийская школа была той материнской почвой, на которой возрос Златоуст (р. около 347 г., † 407 г.), как экзегет. В лице этого удивительного по своим дарованиям ученика Диодора Тарсийского, школа эта приобрела для себя самую блестящую жемчужину. Говоря о Златоусте, как представителе Антиохийской школы, не должно, однако, забывать тесной её связи с Оригеном . Для современной эпохи этот великий александриец был как бы сборным пунктом различных направлений, первоисточником новых развитий богословской мысли. Из богатейшей сокровищницы его разносторонне образованного духа, из сокровищницы его творений, плодов колоссальной его учёности, постоянно и с успехом черпали для себя вдохновение многочисленные представители различных школ вообще и антиохийской в частности. В виду громадного наследства, оставленного Оригеном , почти не представляется возможным разграничить, разделить те направления, которые в Оригене были ещё неразрывно соединены, стояли одно возле другого. Ещё мало определившиеся, внутренне ещё примирённые, направления эти объединялись в могучем духе Оригена ... Внутренне связанная с Оригеном , школа антиохийская с течением времени стала развиваться как естественная и ярко выраженная реакция александрийскому аллегоризму. Школа александрийская, как известно, исследовала и объясняла Слово Божие путём спекулятивным. Простое историческое исследование, буквальное понимание св. Писания не удовлетворяли александрийцев. Всё чувственное, плотское, буквальное представлялось им только покрывалом высшего, идейного, в глубине Писания лежащего содержания. Отсюда проистекало и учение о многоразличии смысла в Библии , полное познание которого доступно только истинному гностику. Не без основания пытаются найти здесь, хотя и косвенное влияние на александрийцев учения о Боге платонизма и неоплатонизма, почти совершенно удалявших из жизни мира отделённое в метафизическое величие Божество, – влияние такого учения, с точки зрения которого не могло быть и речи об истинном объединении чувственного, материального с идеальным, божественным...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010