55 Саврей В.Я. Александрийская школа… С. 296. 56 Там же. 57 Там же. С. 297 и др. 58 Глубоковский Н.Н. Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Т. 2. С. 35. 59 Подробнее см.: Саврей В.Я. Александрийская школа… С. 414–418. 60 Faye E. de. Clement d’Alexandrie. Etude sur les rapports du christianisme et de la philosophie au II-eme siecle. Paris, 1906. P. 226. Цит. по: Саврей В.Я. Александрийская школа… С. 417–418. 61 Danielou J. Origene. Paris, 1948. P. 399. Цит. по: Саврей В.Я. Александрийская школа… С. 521. 62 Фактически, множественность смыслов Св. Писания допускают также пророчества двойного исполнения, типология и феория; однако они не претендуют на то, чтобы вытеснить основной, буквально-исторический смысл библейского текста (извлекаемый с помощью историко-филологического метода), а рассматриваются лишь как дополнительный к нему, «более глубокий» смысл (sensus plenior). В Синодальную эпоху данный подход принимался как стандартный при изучения Св. Писания (см.: Савваитов П.И. Библейская герменевтика, или Православное учение о способе толкования Священного Писания. СПб., 1857. С. 13–16). Филоновская и, позже, оригеновская системы, наоборот, исходят из принижения значения буквально-исторического смысла, из предположения о том, что аллегория имеет преимущество перед другими библейскими смыслами. Согласно Филону, смысл, извлекаемый путем аллегорического толкования, не является чем-то новым, а заложен в текст самим Моисеем (т. е. является не дополнительным, а основным). Корсунский И.Н. Иудейское толкование Ветхого Завета. С. 226. 63 Саврей В.Я. Александрийская школа… С. 520; Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. С. 8–9. 64 См., напр.: Саврей В.Я. Александрийская школа… С. 520. 65 Саврей В.Я. Александрийская школа… С. 413; он ссылается на кн.: Дмитриевский В., свящ. Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до нач. V в. по Р.Х. Казань, 1884. С. 48. 66 Саврей В.Я. Александрийская школа… С. 521. 67 Сам Ориген заимствовал аллегорический подход к толкованию Песни Песней из иудейских таргумов, в которых под невестой понимался народ Израилев, а под женихом — Мессия ( Глаголев А. А., прот. Книга Песнь Песней Соломона//Толковая Библия. Под. ред. А.П. Лопухина и преемников. Т. 5. СПб., 1908. С. 39). О влияниях на экзегезу Оригена см.: Саврей В.Я. Александрийская школа… С. 521.

http://azbyka.ru/messianskie-mesta-vetxo...

На мысль об образовании школы невольно наталкивали и процветавший в Александрии эллинский музей и высшие иудейские школы (Bathe-Midraschoth). Вследствие общения с эллински образованными язычниками, обращавшимися сюда с запросами и пробудившагося самосознания выдающихся христианских умов, школа эта должна была развиться. С конца II века во главе школы выступает блестящая плеяда выдающихся церковных мужей, каковы: Пантен, Климент, Ориген , Иракл, Дионисий, Пиерий и друг. Под, их руководством школа расцвела пышным цветом и развила специально александрийскую теологию, оказавшую влияние на весь восток. Александрийская школа явилась связью между христианским и античным знанием. Она, говорит Рорбах, делая христианское учение и античное знание известными величинами, связывала их в одно выражение, которое являлось разрешением великой проблемы, над которой трудились величайшие умы древности: отношение к Богу, к миру и к человечеству. Опираясь на христианство, александрийская школа дала ответ на волновавший и занимавший весь античный мир вопрос – «что есть истина?» Христос сообщил истинный γνσις. Неизвестное было открыто. Теперь христианство давало решение на все доселе неразрешимые проблемы древности. Раньше всего этим занялась александрийская школа, первой создавшая учение, отвечавшее потребности времени – общению древнего мира и нового учения. Что было главным для времени получалось от Александрии и надолго становилось источником знания, к которому стремились пытливые умы. И где только оно появлялось, там оно считалось даром нильского города, столицы востока – великой Александрии. В каких отношениях находилась александрийская школа ’( τν πιστν διατριβ, τ διδασκαλεον τν ερν λγων, τ κατ Αλεξνδρειαν διδασκαλεον, τ τς κατηχσεως διδασκαλεον) к церкви в древнейшее время, этого мы не знаем. Несмотря на существование в египетской церкви неблагоприятного науке древнехристианского воззрения 827 , здесь, по-видимому, не существовало открытого раэлада между школой и церковью, между учителем и епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. 3-е изд. М., С. 401. 484 Brehier E. Les idees philosophiques et religieuses de Philon d’Alexandrie. Paris, 1925. P. 31. Цит. по: Саврей В.Л. Александрийская школа... С. 289. Подробнее о методах толкования Филона Александрийского см.: Корсунский И.Н. Иудейское толкование Ветхого Завета. С. 210–255; Саврей ВЯ. Александрийская школа... С. 287–302. 490 Faye E. de. Clement d’Alexandrie. fitude sur les rapports du christianisme et de la philosophie au siecle. Paris, 1906. P. 226. Цит. по: Саврей В.Я. Александрийская школа... С. 417–418. 491 Danielou J. Origene. Paris, 1948. Р. 399. Цит. по: Саврей ВЛ. Александрийская школа...С. 521. 492 Фактически, множественность смыслов Св. Писания допускают также пророчества двойного исполнения, типология и феория; однако, они не претендуют на то, чтобы вытеснить основной, буквально-исторический смысл библейского текста (извлекаемый с помощью историко-филологического метода), а рассматриваются, лишь как дополнительный к нему, «более глубокий» смысл (sensus plenior). В Синодальную эпоху, данный подход принимался, как стандартный, при изучения Св. Писания (см.: Савваитов П.И. Библейская герменевтика, или Православное учение о способе толкования Священного Писания. СПб., 1857. С. 13–16). Филоновская и оригеновская система, наоборот, исходит из принижения значения буквально-исторического смысла, из предположения о том, что аллегория имеет преимущество перед другими библейскими смыслами. Согласно Филону, смысл, извлекаемый путем аллегорического толкования, не является чем-то новым, а заложен в текст самим Моисеем (т. е. является не дополнительным, а основным). См.: Корсунский И.Н. Иудейское толкование Ветхого Завета. С. 226. 512 Поскольку старолатинский перевод (Vetus latina) был сделан с Септуагинты, этот факт мы можем объяснить лишь филологически: классический латинский язык не имел аналога греческого слова ν («сущий»), но допускал лишь его описательный перевод: qui est («тот, кто есть»), в результате чего, перевод Септуагинты γ εμι ν и получил форму ego sum qui sum, близкую к еврейскому оригиналу .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Александрийская школа богословов, т.н. огласительная или катехизическая школа (τò òηζ κατηχσεωζ διδασκαλεον, Евсевий Кесарийский , «Церк. история», 6, 3, также Κατηχητικ Σχολ τς λεξανδρεας). Под этим названием нужно разуметь не просто школу в широком смысле этого слова, то есть ряд ученых мужей, связанных между собою единством идей, выработанных одним главой, но и (по крайней мере с Пантена, вторая половина II в.) формально действовавшее церковно-учебное заведение, имевшее определенное устройство и программу. Подобно тому как и у иудеев были низшие и высшие школы: «Бет-Соферим» – для ознакомления со священным законом и историей и «Бет-Мидраш» – для объяснения Св. Писания и более глубокого его уразумения, так вскоре после апостольского времени такого же двоякого рода школы надо различать и у христиан. Низшие христианские школы имели своей задачей поддерживать дело христианской миссии и преподавать христианское учение верующим. Такие школы возникали везде, где только оказывалось значительное число обратившихся в христианство. Высшие школы для более глубокого уразумения Св. Писания и истин веры сначала ограничивались просто наставлениями апостолов, епископов и апологетов. Подобно тому как апостолы личными собеседованиями научали наиболее одаренных духовных лиц, предназначая их на иерархические и учительные должности,– так поступали и епископы, когда они или сами, или с помощью способных учителей преподавали наставления в Св. Писании, причем для более глубокого обоснования христианского учения пользовались и светскими науками, и философией. Такой была школа Иустина в Риме , которого слушал сириец Татиан, и школа Иринея в Галлии, ученики которого Гай и Ипполит достигли высокой литературной славы. Важнейшие из церковных школ были в Александрии , Кесарии , Иерусалиме , Сиде , Эдессе , Низибии , Лаодикии , Скифополе , Риме , Антиохии , Константинополе и Карфагене .

http://drevo-info.ru/articles/2079.html

Но предполагать здесь в самом первоначальном возбуждении этой борьбы в сфере, чисто богословской, влияние каких-нибудь других научных направлений, каких-нибудь других школ, кроме александрийской, нет никакой надобности. Никаких других школ, которые бы в научном разъяснении высших христианских догматов могли в то время соперничествовать с александрийской школой, тогда и не существовало. Почти все другие школы, тогда только что возникшие в восточном христианстве, были лишь отраслями школы александрийской и в научно-богословском отношении несомненно подчинялись ее влиянию. В частности придавать здесь какое-нибудь значение антиохийской школе нет никаких оснований. Антиохийская школа, как и другие богословские школы восточные, только не задолго пред тем и возникла, и насколько в самом возникновении своем она была независима от влияний александрийской школы – это вопрос еще не уясненный. Но были ли в антиохийской школе к тому времени, когда зародилось арианство, какие-нибудь самостоятельные своеобразные богословские воззрения и традиции, в частности, были ли в ней какие-нибудь особенные самостоятельные представления о св. Троице, о взаимном отношении Божественных лиц, мы этого решительно не знаем 63 ). Вообще же для развития учения о Логосе, для возбуждения самого вопроса об этом и интнреса к развитию такого вопроса в Антиохии вовсе не было такой благоприятной почвы, такой подготовки, таких данных и условий, как в Александрии 64 ). Антиохийская школа вообще отличалась самостоятельным, отличным от александрийской школы направлением в области христианской экзегетики, но не догматики. И вот со стороны экзегетики мы готовы допустить значительное влияние антиохийской школы на развитие арианства; но именно только на развитие, а никак не на само происхождение его. Антиохийская экзегетика сравнительно с александрийской (и преимущественно со старо-александрийской) отличалась наклонностью к буквальному пониманию и историческому истолкованию священного Писания. Арианство, как известно, пользовалось буквальным смыслом некоторых мест свящ. Писания для того, чтобы подтверждать ими свое учение 65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Александрийская школа действовала вначале как катехетическая и позже развилась в прославленный центр богословской образованности. Ее основными принципами были свобода изучения Священного Писания, возвышение веры до познания при помощи философии и применение аллегорического толкования Священного Писания. В отличие от малоазийских богословов, использовавших церковное Предание для опровержения гностицизма, александрийские богословы стремились опровергнуть его при помощи христианского гносиса. Они, следовательно, попытались возвысить христианское учение до христианского познания (гносиса). Эта школа возвысила веру до познания и приняла рационализм лишь до той меры, в какой он способствует логическому выражению догмата, который остается недоступным человеческому слову. Александрийская школа с сильным платоническим влиянием и зависимостью от эллинской философии, чтобы привлечь языческую интеллигенцию, ставила акцент на аллегорическом методе, поскольку, по утверждению ее представителей, привязанность к букве Писания уничтожает таинственный характер Божия Откровения. Поэтому она отвергала историческо-филологический метод изучения Священного Писания, который считала «телесным». Антиохийская школа, наоборот, развивала свободное научное изучение, а также дословное и историческое толкование Священного Писания. Несмотря на то что, по мнению александрийских богословов, эта школа была основана Лукианом, ее направление было совершенно противоположным в отношении методов и способов изучения и выражения христианских истин. Она отличалась поиском исторического смысла текста в соединении с дословным толкованием и в своей работе использовала критический метод. Школа приняла методологию аристотелевской системы и объясняла Священное Писание историческо-филологическим методом, поэтому в ней появились тенденции рационализма. В области библейского и догматического богословия, особенно христологии, она сыграла большую роль, однако создавала и немало опасностей, потому что она подчеркивала личность исторического Иисуса, Который тем самым был лишен причастности к Божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/katehe...

Александрийская огласительная школа (κατηχητικ διδασκαλιον) впервые появляется из тумана неизвестности в 80х годах II в. 228) Как уже упоминалось в предыдущей главе, школой в античности часто называли регулярное собрание учеников вокруг одного или нескольких авторитетных учителей. В этом смысле у стоического философа Эпиктета (ок. 50 – ок. 130) была школа в Никополисе Эпирском, у платоника Аммония Саккаса была школа в Александрии, подобно тому, как у Иустина Мученика была христианская школа в Риме. Зданием философской школы нередко служил частный дом, принадлежавший либо ее главе, либо одному из его влиятельных учеников. Например, древнегреческий философ Эпикур (342–270 до н.э.) приобрел дом в Афинах и нередко беседовал со своими учениками в располагавшемся около него саду. Плотин превратил частный дом некоей Гемины в пансионат для своих учеников 229) . Такое обучение было, как правило, платным, хотя в некоторых случаях плата была добровольным пожертвованием преданных и состоятельных учеников на содержание любимого учителя. Школу в смысле собрания учеников вокруг авторитетного учителя следует отличать от другого употребления слова “школа”, принятого в исторической литературе. Так, Александрийской школой часто называют определенную богословскую традицию, сформировавшуюся в Александрии и отличавшуюся от другой традиции, или “школы”, которая позднее утвердилась в Антиохии 230) . В этом смысле уместно говорить об Александрийской школе как о местной традиции толкования Священного Писания, которая не утратила своего влияния и после того, как огласительная школа перестала существовать. Хотя два различных значения слова “школа” в некоторых случаях указывают на один и тот же феномен, в этой главе слово “школа” будет употребляться в смысле собрания учеников вокруг учителя, а не в смысле богословской традиции. Первым учителем Александрийской огласительной школы был, по всей вероятности, Пантен. О том, существовала ли школа до Пантена и в каких отношениях она состояла с местными христианскими общинами, ничего определенного неизвестно 231) . Климент Александрийский , ученик Пантена, упоминает о том, как после долгих духовных скитаний он, наконец, обрел истинного учителя в лице Пантена, которого он образно называет “сицилийской пчелой”, сокрытой в Египте 232) . Можно заключить, что Пантен был родом из Сицилии. К тому времени, как Климент познакомился с ним, он уже преподавал в Александрии.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Ф. Вигуру (католик) Глава VI. – Краткая история истолкования священных книг 173. – Деление главы История истолкования св. Писания есть история способа, которым оно было понимаемо и изъясняемо в различные эпохи, так же как и средств, которыми пользовались для понимания и изъяснения его. Ее можно разделить на две части: 1) экзегес или истолкование у иудеев и 2) экзегес или истолкование у христиан. Отдел I. – Экзегес древних иудеев 174. – Общий взгляд на экзегес древних иудеев Древние иудеи естественно были заняты лишь Ветхим Заветом. Мы не владеем от них ни одним комментарием в собственном смысле до средних веков, ибо нельзя дать этого имени таргумам. Но не делая последовательных комментариев Библии, иудеи, в особенности после утверждения канона, часто имели случай определять смысл различных мест св. книг и изъяснять их по известным принципам. 665 Между иудеями было две различных школы экзегеса: школа иудео-александрийская и школа иудео-палестинская. Мы изучим последовательно ту и другую в следующих параграфах, где мы скажем: 1) о школе иудео-александрийской и в частности о Филоне; 2) о школе иудео-палестинской и 3) о наиболее знаменитых иудейских толкователях средних веков. § I. – Иудео-александрийская школа 175. – Характер иудео-алексавдрийской школы Школа иудео-александрийская есть та, которая привлекала особенное внимание, потому что ее писания, будучи все состеивлены по-гречески, были более доступны и потому что она занималась по преимуществу догматическою частию Писания, изучая его по философским системам, господствовавшим в Александрии. Она пыталась представить род примирения между философией и иудейством, изъясняя Библию в аллегорическом смысле. В это время уже истолковывали аллегорически языческую мифологию, но употребление аллегорического смысла было совершенно во вкусе александрийских иудеев, независимо от распространения, которым он тогда пользовался. Первый иудей, у которого мы встречаем следы этого экзегетического метода, есть Аристовул. Филон есть главный его представитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Онтология, антропология и теология Оригена Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 13. Кульминация аллегорической герменевтики в трудах Оригена Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Литература к разделу Раздел VI. Александрийская и Антиохийская школы: Противостояние или синтез? Лекция 14. Антиохийская школа в лице ее выдающихся представителей Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 15. Сравнительный анализ Александрийского и Антиохийского герменевтических методов Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Литература к разделу Раздел VII. Влияние Александрийской школы на европейскую духовную культуру Лекция 16. Новоалександрийская школа: святители Афанасий Великий и Кирилл Александрийский Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 17. «Александрийская школа вне Александрии». Великие Каппадокийцы: святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 18. Философско-богословское наследие александрийских мыслителей в истории европейской культуры Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Литература к разделу Вопросы к экзамену Заключение Общая библиография Именной указатель Предметный указатель Указатель географических названий Summary Ключевые слова Key words Творческая биография Curriculum Vitae     От автора Учебные пособия, посвященные Александрийской, Антиохийской и Каппадокийской школам христианской Античности, – это представленная в историческом освещении философско-богословская трилогия, обладающая единством замысла и содержания. П о аналогии с Афинской философской школой выдающиеся центры эллинистической интеллектуальной культуры – Александрия, Антиохия и Каппадокия – могут рассматриваться и как образовательные институты с преемственностью учителей, и как интеллектуально-культурные традиции. Но, в отличие от Афинской школы, они почти не изучены в нашей стране и все еще остаются предметом научных занятий лишь довольно узкого круга специалистов за рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Кроме этого главного ученого учреждения в Александрии Музея здесь было много и других ученых заведений, основанных императорами или же лицами частными. Вообще Александрия была «центром всей тогдашней учености и образованности» 20 . Понятно, что христианство , утвердившись в Александрии, для большего успеха над умами, должно было в научном отношении поставить себя в уровень с языческою наукою здесь. Александрия в своем роде была городом ученых, пытливость составляла характер ее жителей, но интересовались не всем, а тем, что имело форму научную, философскую. Приверженцы христианской церкви как бы невольно призывались создать в Александрии свою научную школу. В Александрии легче всего было христианам приобретать то образование, которое делало бы их равными с гордыми своей наукой язычниками. Так называемый Музей, ставший после времен рождества Христова помимо ученого и учебным заведением, делал легким и доступным для христиан самое серьезное образование. Знаменитая Александрийская библиотека давала драгоценные пособия для самой глубокой борьбы со врагами христианства. После этого, что удивительного, если в Александрии зацвела христианская наука, основалась здесь научная школа христианская? К сожалению, не сохранилось никаких исторических известий о том, при каких честных условиях возникла здесь школа христианская. Об этом могут быть делаемы только вероятные догадки. Можно полагать, что это случилось очень просто. В Александрии конечно нередко бывали случаи обращения к христианству людей эллинский образованных, которые приняв христианство, хотели боле подробно и основательно ознакомиться с принятой ими религий; для этой цели они поручаемы были наставлению лучших, боле пресвященных из христиан. Когда число таких образованных язычников, обратившихся в христианство и желавших более глубокого знания христианства, увеличилось, нашли нужным назначить одно определенное лице из христиан въ качеств» руководителя и наставника указанных лиц. И вот являлась школа, училище. Поэтому-то Александрийская школа у древних писателей известна под именем катихизаторской. Без сомнения, к этим указанным лицам, врученным для наставления учителю христианскому, могли присоединиться и язычники, еще не крещенные, но желавшие вообще ознакомиться с нести нами новой религии, или из простого любопытства, или по склонности к христианству, а история жизни Оригена действительно свидетельствует, что и такие лица приходили въ его школу 21 . Даже еретики, и те имели желание слушать александрийских ученых катихетов, как свидетельствует опять история Оригена . И вотъ школа росла и росла. Так, весьма естественно могло возникнуть Александрийское христианское училище, известное с именем катихизаторского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010