После этого разболелся Агапит, и пришел посетить его армянин, о котором мы говорили прежде. И начал он беседовать с иноком о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зельем какой недуг лечится? И отвечал блаженный: «Каким господь подаст здоровье». Армянин понял, что он нисколько не сведущ в этом, и сказал своим: «Ничего он не знает». Потом взял его руку и сказал, что через три дня он умрет. «И это истинно, — прибавил врач, — и не изменится слово мое; если же будет не так, то я сам стану монахом». Блаженный же с негодованием сказал ему: «Так вот в чем суть твоего врачевания: смерть мне предсказываешь, а помочь не можешь! Если ты искусен, то дай мне жизнь, а если этим не владеешь, — за что же укоряешь меня, осуждая на смерть через три дня? А меня господь известил, что я через три месяца умру». И сказал ему армянин: «Раз сам ты уже понял, что умрешь, то никак не переживешь третьего дня», а блаженный изболел уже весь так, что сам и двинуться не мог. В это время принесли одного больного из Киева, и Агапит встал, как будто вовсе и не болел, взял зелье, которое сам ел, и показал лекарю, говоря: «Вот целебное зелье, смотри и разумей». Лекарь посмотрел и сказал иноку: «Это не из наших зелий, думаю, что его из Александрии приносят». Посмеялся блаженный невежеству его, дал зелье больному, и тот стал здоров. Потом сказал лекарю: «Сын мой, поешь и ты, но не погневайся: убоги мы, и нечем нам угостить тебя». Армянин же сказал ему: «Теперь, отче, четыре дня этого месяца мы постимся». Блаженный же спросил его: «Кто же ты и какой веры?» Лекарь же ответил ему: «Разве ты не слыхал, что я армянин?» И сказал ему блаженный: «Как же смел ты войти, и осквернить мою келью, и держать мою грешную руку? Иди прочь от меня, иноверный и нечестивый!» Армянин, посрамленный, ушел. Блаженный же Агапит прожил три месяца, потом, немного поболевши, отошел к господу. После смерти его пришел армянин в монастырь и сказал игумену: «С этих пор и я буду черноризцем, и отрекаюсь от армянской веры, и истинно верую в господа Иисуса Христа. Явился мне блаженный Агапит, говоря: «Ты обещался принять иноческий образ, и если солжешь, то с жизнью и душу погубишь». И так я уверовал. Но если бы этот блаженный захотел долгое время жить здесь, то бог не взял бы его к себе из этого мира, но, принявши его, господь даровал ему жизнь вечную, и думаю я, что отошел он от нас по своей воле, желая небесного царства, а мог бы и еще жить с нами. Так как я узнал, что жить ему не больше трех дней, — он прибавил себе три месяца; а если бы я сказал: три месяца, — он три года бы прожил. Хотя и умер он, но вселился в обители пребывающих в жизни вечной и там жив». И постригся этот армянин в Печерском монастыре, и тут кончил жизнь свою в добром исповедании.

http://sedmitza.ru/lib/text/438101/

Последовавшее затем празднество продолжалось две недели (вдвое против обычного праздника Кущей), и за это время было принесено в жертву 22,000 волов и 120,000 овец, причем как царь, так и весь народ соперничали щедростью приношений. Нам трудно представить возможность столь громадных жертв, но в истории нет недостатка в подобных же примерах. Так, жертвоприношения Юлиана были столь многочисленны, что окружающие его насмешливо говорили, что он скоро истребит всех чистых животных. И. Флавий рассказывает о том, что в Иерусалиме в один год было заклано 256,500 пасхальных агнцев. И в новейшее время известен случай, как в Мекке калиф Моктавер принес в жертву 40,000 верблюдов и 50,000 овец. При этом нужно помнить, что, исключая так называемых всесожжений, большая часть приносимых в жертву животных съедались приносящими, причем на жертвеннике сжигался только один тук, т.е. жировые части. Так как медный жертвенник, не смотря на свои величественные размеры, был совершенно недостаточен для таких беспримерно многочисленных жертвоприношений, то по этому случаю Соломон посвятил на это дело весь храмовой двор. Когда все торжество освящения было кончено, – торжество, о котором некогда мечтал Давид и воспевал его (см. Пс. 131 ), – царь отпустил народ, и все, «благословляя царя, пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу своему Давиду и народу Своему Израилю». Во всей истории Израиля не было более величественного торжества, чем это, и память о нем продолжалась во все последующее века. При этом обращает на себя внимание тот замечательный факт, что как во время самого торжества, так и впоследствии Соломон выступал во всей полноте принадлежавших ему, как царю и помазаннику Божию, священных прав, и не только лично по три раза в год приносил жертвы на медном жертвеннике, но ему позволялось даже входить в святилище и приносить курения на золотом жертвеннике. Это обстоятельство было совершенно исключительным, так как подобное преимущество принадлежало только священникам, и когда в позднейшее время царь Озия позволил себе присвоить подобные священнические обязанности, в наказание за это он поражен был проказой. Знамением особенного благоволения Божия к Соломону было не только облако славы и исшедший с неба огонь, но и новое сновидение, бывшее Соломону. Бог явился ему в сновидении и сказал, что Он принял его молитву, и, под условием верности его завету Божию, Он утверждает царство в его доме и не перестанет изливать благословение на народ его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

При этом Апостол внушает читателям своим и всем христианам более всего слушать и усвоить слово истины, и менее всего стремиться к речам, к обилию слов. Здесь, напротив, нужна великая умеренность и осторожность (ср. Иак.3:1–2 ). Еще более необходимо избегать страстного гнева, выражающего настроение плотского человека, безмерно далекого от правды Божией (20). Напротив, христиане, изгнав из сердец своих всякую нечистоту и всякий остаток себялюбия и злобы, должны с кроткостью принимать в свои души, как в удобренную почву, насаждения евангельской истины, производимые видимым образом проповедниками Евангелия, а невидимым образом Самим Богом – в духовно-благодатном возрождении (ст. 21, см. Иак.1:18 ). Апостольское наставление (ст. 19) касательно медленности в слове напоминает увещание ветхозаветного мудреца: « буди скор в слушании твоем и с долготерпением отвещавай ответ» ( Сир. 5:13 ); для первоначальных читателей послания, происходивших из евреев, наставление это было особенно понятно и внушительно, но и общий смысл его имеет большую психологическую ценность и важность. Блаж. Феофилакт по поводу этого апостольского наставления замечает: «Скорым нужно быть на слышание, не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу. Ибо известно, что, кто слушает прилежно и внимательно, тот готов будет и исполнять слышанное, а кто, напротив, медленно располагается к чему-нибудь и откладывает то, тот впоследствии может и совсем отстать от предприятия. Посему относительно изучения божественных предметов апостол заповедует скорость, а относительно того, совершение чего соединено с опасностью, медленность. Таковы: слова, гнев. Ибо говорливость в гневе не оканчивается добром». Иак.1:22 .  Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Иак.1:23 .  Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: Иак.1:24 .  он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Иак.1:25 .  Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Промысл Божий устраняет все, мешающее этому развитию истинного богопочтения, а потому над нравственно-развращенными народами открывается Божественный суд Св. Писание оттеняет ту мысль, что гибель известного народа есть именно суд Божий, а не обыкновенное естественное событие, развивающееся только по началам необходимости. «И Ассур падет не от человеческого меча и не человеческий меч потребит его, он избежит от меча. Бог восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие» ( Ис.11:8 ). Этот суд наступает именно в момент нравственного упадка известной нации, когда она, вследствие своего падения, становится неспособной исполнять свою историческую миссию. 13-я глава книги пророка Исаии посвящена развитию этой мысли. «Я накажу мир за зло и нечестивых за беззакония их и положу конец высокоумию гордых и уничижу надменность притеснителей». Народ, сдвинувший себя с своих моральных устоев, обезличившийся и развратившийся, понятно, не может играть в истории никакой роли. Он должен или совсем уничтожиться, сделавшись неспособным выполнять предназначенную ему историческую миссию, или войти в историю другого народа в качестве исторического материала. Таков исторический закон. Пророк Иеремия еще ранее всех философствующих историков провозвестил эту мысль «Моав, говорит он, от юности сидел в покое сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда в сосуд и в плен не ходил, но вот приходят дни, говорит Господь, когда Я пришлю в нему переливателей которые перельют его и опорожнят сосуды его и разобьют его». Очень выразителен этот образный язык. Пророка Моав сидел на дрожжах своих, т. е. Моавитская культура была самобытна, носила в самой себе свою силу, народ исполнял свою историческую миссию и существовал в качестве отдельной самостоятельной нации им никто не пользовался, как материалом для своей исторической миссии. Но вот эта нация теряет свою самобытность и делается достоянием других народов. Св. Писание указывает и причину, по которой народ делается негодным для выполнения той или другой исторической миссии. Злые дела, падение нравственных идей, искажение морали – вот основная, по Писанию, причина падения народного духа ( Иер.18:7–10 ). «Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, почитают тьму светом и свет – тьмою», говорит Исаия (5:20). Тогда-то наступает суд над народами. Св. Писание, по вышеуказанному, признает самый процесс разложения естественным, зависимым от направления народной жизни, но наказание – конечный акт народной истории, завоевание или поражение одного народа другим, уничтожение его с лица земли выставляется, как акт Божественного правосудия. Не Вавилон и не царь его напояют народ чашею с вином ярости ( Иер.25:15–27 ). Они являются только орудием Божественной воли, покоряя уже опьяненные народы. Сеннахирим со своим бесчисленным воинством является простым исполнителем издавна предназначенного плана и определенной Богом судьбы Еврейского народа ( Ис.37:21–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Nikol...

Разделы портала «Азбука веры» Имеется в виду смысл жизни людей, которых Иисус Христос называет мертвыми. У верующих понятно — быть с Богом, уподобляться Богу. А мертвым только остается погребать своих мертвецов? Наверное еще напишу шире. Хотя потом может все равно отдельно вопрос задам. В чем смысл жизни неверующего человека? Вот я неверующий. Грехи конечно есть, если присмотреться, да даже и присматриваться не надо, грубые грехи можно увидеть. Но я не верю, не имею в себе веры. Получается мой конец это ад? Если смотреть с православной точки зрения. Если я конечно не уверую до смерти, но не факт что это произойдет. Похожие вопросы 5 Ответов Александр, есть единственный главный смысл жизни — бесконечное уподобление Богу. Какой смысл придумывает себе человек, не желающий быть абсолютно счастливым (как Бог), не имеет значения. См. Смысл жизни: один верный и 7 ложных Библия ясно говорит об итоге жизненного выбора верующих и неверующих в Иисуса Христа людей: Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.6:20–23 ). В данном случае, смертью называется вечная погибель, пребывание в аду. Это можно сравнить с тем, что поезд едет по рельсам, которые непременно приведут к обрыву. Уверовать — означает переключить стрелку на другие рельсы, которые идут в добром направлении. Что касается того, что значит уверовать. Это значит принять всем сердцем Евангелие и следовать пути Христа. Да, итог жизни атеиста, который так и умер в неверии — это ад. Смысл же жизни таких людей заключается в том, что христианство несет воскресение тем, кто духовно мертв. Сегодняшний “мертвый” завтра может ожить. Никто не обречен аду, пока он проживает земную жизнь и открыт для возрождения и покаяния.

http://azbyka.ru/vopros/v-chem-smysl-zhi...

Рассказав известную историю восстания Корея против Аарона, навлекшего на него страшное наказание чрез истребление чудесным пламенем, Сирах затем останавливается и на славе внука Ааронова, Финееса, потому что «он ревновал о страхе Господнем, и, при отпадении народа, устоял в добром расположении души своей, и умилостивил Господа к Израилю». Упомянув затем об Иисусе Навине и Халеве, и затем кратко о судиях, мудрец говорит о Самуиле и Нафане, и, мимоходом упомянув о Сауле, долее останавливается на Давиде и Соломоне, причем не умалчивает и о позорном пятне в жизни Соломона, о привязанности его к женщинам и об естественном последствии этого – разделении царства. При этом он выразил и великую надежду, что из дома Давидова опять восстанет великий Властелин над Израилем: «Но Господь не оставит Своей милости И не разрушит ни одного из дел Своих, Не истребит потомков избранного Своего, И не искоренит семени возлюбившего Его. И Он дал Иакову остаток, И Давиду корень от него» 421 . Быстро затем обозревает он несчастное время разделения и происшедшее вследствие него греховное падение народа, и затем долее останавливается на деятельности пророков Илии, Елисея, Иеремии, Иезекииля и благочестивых царей Езекии и Иосии. Из времени после вавилонского плена он указывает только на Зоровавеля, первосвященника Иисуса и Неемию, совершенно обходя деятельность Ездры. В заключение всего, Сирах изобразил первосвященника Симона Праведного, из самого недавнего к нему времени, восхваляя его дела и его первосвященническое достоинство. Свой исторически обзор сын Сирахов закончил исполненной великих надежд молитвой к Богу, в которой прославлял Его за прежние благодеяние народу, и испрашивал их для будущего: «И ныне все благословляйте Бога, Который везде совершает великие дела, Который продлил дни наши от утробы, И поступает с нами по милости Своей: Да даст Он нам веселее сердца, И да будет во дни наши мир в Израиле до дней века; Да сохранит милость Свою к нам, И в свое время да избавит нас» 422 . Но надеждам и мольбам пламенного патриота своего народа не пришлось осуществиться в скором времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Светлый рай, что розовее Самой розовой звезды. Объяснение праздника. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Было так. Вскоре после крещения Господа от Иоанна в Иордане Иоанн стоял на берегу с двумя учениками своими, Иоанном и Андреем, и, увидев идущего Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий». Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Равви – что значит учитель, – где живешь?» Говорит им: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа, по нашему счислению около четырех часов вечера. Один из двух слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона, т. е. Петра, и говорит ему: «Мы нашли Мессию, что значит Христос» – и привел его к Иисусу. В другой раз Иисус, проходя близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: «Идите за Мной, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» – и они, тотчас оставивши свои сети, последовали за Ним. Вот сказание Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Евангелиста Марка о призвании Апостола Андрея ( Ин. 1:35-41 ; Мк. 1:16-18 ). Пробыв со Христом один день и услышав от Него словеса Божественной премудрости и домостроительства нашего спасения, Апостол Андрей оставил все, что имел в мире: дом, родных, рыбный промысл и все небольшое состояние, – сделался ничтоже имущим, стяжав самое дорогое, незаменимое и вечно-жизненное сокровище – веру во Христа, – и безвозвратно и усердно последовал за Ним до конца жизни своей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский . «Истинное, вечное богатство человека» Пророчество. Александр Красницкий Это было вскоре после крестных страданий и смерти Иисуса Христа. Он умер на кресте плотью, заповедав всему миру кроткую братскую любовь, плату добром за зло, но благая весть о Его святом учении пока хранилась и распространялась в одном только еврейском народе и едва-едва, в виде неясных туманных слухов, достигла до более или менее отдаленных от Палестины народов древнего мира.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Сир 25.11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5–6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25 ), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-mu). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона ( Исх 20.10 ; Исх 22.4–5 ; Лев.22:28 ; Втор 25.4 ), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными. Притч.12:12 .  Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. Притч.12:13 .  Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.– Притч.12 :13a.  –[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.] Притч.12:14 .  От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его. Притч.12:15 .  Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. Притч.12:16 .  У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Притч.12:17 .  Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман. Притч.12:18 .  Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует. Притч.12:19 .  Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение. Притч.12:20 .  Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев. Притч.12:21 .  Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол. Притч.12:22 .  Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Став злыми, падшие ангелы стараются увлечь людей на путь греха и этим их погубить. Небезынтересно обратить внимание на тот факт, что сами падшие ангелы страшатся своего темного царства, именуемого адом или бездною, потому что они умоляли Спасителя не посылать их туда ( Лк. 8:31 ). Спаситель называет дьявола “человекоубийцей от начала,” имея в виду тот момент, когда он, приняв вид змия, обольстил наших прародителей Адама и Еву, нарушивших заповедь Божию, и этим лишил их бессмертия ( Быт. 3:1–6 ). С тех пор, получив возможность влиять на мысли, чувства и поступки людей, дьявол и его бесы стремятся ввергнуть людей все глубже и глубже в рутину греха, в которой сами погрязли: “Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил,” “всякий, делающий грех, есть раб греха” ( 1Ин. 3:8 , Ин. 8:34 ). Присутствие злых духов среди людей представляет собой для нас постоянную опасность. Поэтому ап. Петр призывает нас: “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” ( 1Пет. 5:8 ). Подобное предостережение высказывает и ап. Павел, говоря: “Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” ( Еф. 6:11–12 ). Из этих слов св. Писания мы видим, что человеческая жизнь представляет собой постоянную напряженную войну за его душу. Хочет того человек или не хочет, но он с момента своего рождения вовлечен в войну между добром и злом, между Богом и демонами. Война эта началась еще до сотворения мира и будет продолжаться до дня “Страшного суда”. Фактически, на небе война кончена полным поражением зла. Но поле битвы перенеслось с неба в наш дольний мир и в сердце человека. В этой битве со злом нам, как увидим, деятельно помогают добрые ангелы. Деятельность ангелов по отношению к людям В противоположность злым духам, добрые ангелы жалеют людей и постоянно помогают им, о чем пишет св. ап. Павел: “Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение” ( Евр. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Так, устами пророков Иеремии и Иезекииля Бог обличает неверных пастырей: «вы рассеяли овец Моих и разогнали их, и не смотрели за ними. Израиль – рассеянное стадо, львы разогнали его» 371 . С обличением соединяется и утешение, в котором искупительная деятельность Мессии представляется под образом деятельности пастыря. Я сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их 372 . Вот, Господь Бог грядет с силою. Он как пастырь будет пасти стадо свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных 373 . Эти-то обетования и предсказания имел в виду Иисус Христос, когда фарисеям и всему народу объявил: «Я пастырь добрый», и, когда в ответ на ропот фарисеев и книжников, что Он принимает грешников, предложил притчу о заблудшей и найденной овце 374 . Этим Он указал на исполнение на Нем ветхозаветных пророчеств. Благодаря именно этой внутренней связи образного представления ветхозаветного и новозаветного откровения, как предсказания и исполнения, образ доброго пастыря рано и живо вошел в сознание и жизнь церкви, и нашел широкое применение как в церковной литературе, так и в монументальной художественной деятельности древних христиан. В самом деле, уже в посланиях апостольских деятельность преемников Христовых обозначается выражением «пасти стадо Христово». Представление об Иисусе Христе, как добром пастыре, легло в основание известной книги Ерма , называемой «Пастырь». В известном гимне Климента Александрийского Иисус Христос воспевается как «царского стада пастырь, пастырь духовных овец». Известно также, как часто отцы церкви в своих проповедях занимались истолкованием притчи о заблудшей овце, напр. Ориген , Епифаний и др. 375 Образ доброго пастыря до сих пор живет в молитвах и песнях церковных. Христианские художники, вообще, охотно пользовавшиеся данными, какие предлагали священные книги, для украшения монументов всякого рода, естественно не могли не воспользоваться элементами, более чем достаточными для того, чтобы составить на основании их, хотя не независимо от всякой сторонней помощи, как полагает Мартиньи, один из самых прекрасных и дорогих образов. Художественное воспроизведение образа доброго пастыря, нужно полагать, весьма рано вошло в употребление в церкви, особенно в западной. По крайней мере, в Африканской церкви во время Тертуллиана существовали уже чаши с гравированным изображением доброго пастыря, и, судя по тону, каким говорит об этом Тертуллиан , изображение доброго пастыря на чаше было делом обыкновенным, следовательно, давним уже 376 . В римской церкви так же рано употреблялся этот образ: между изображениями в катакомбах св. Каллиста есть изображения доброго пастыря, которые относятся археологами к III и даже II веку 377 . В восточной церкви образ этот также был в употреблении: Евсевий упоминает об изображениях доброго пастыря, которые он видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010