и проч., – короче: советуя побеждать зло добром, заботиться о том, чтобы не оказаться побежденными со стороны зла ( Puмл. XII, 21 71 , советуя вмешиваться в распри других и по мере сил стараться об их прекращении, для большого же поощрения нас к этому обещая нам великие награды миротворцам – наречение сынами Божиими, кротким – наследование небесной земли, получение удела вместе со святыми: Mamф. V, 9. 5 72 ), – Слово Божие не дает нам и тени намека на какую-либо позволительность дуэли, а скорее – наоборот – всецело и безусловно против неё вооружается... Повелевая нам остерегаться каких бы то ни было посягательств на физическую жизнь ближнего, будут ли они практиковаться прямо или косвенно, явно или тайно..., Слово Божие настойчиво рекомендует нам из области неделания зла физическому бытию окружающих нас лиц переходить в область делания им всякого рода добра. В частности, на низшей ступени рекомендуется нам проявлять в отношении к ближним, по крайней мере, справедливость. Для большей убедительности и в то же время наглядности представления дела советуется нам всякий раз ставить самих себя в положение ближних, их желания и потребности проверять и понимать при посредстве наших личных желаний и потребностей: помните узников, говорит св. ап. Павел, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле ( Ebp. XIII 73 ). Как хотим, чтобы с нами поступали другие, так должны и мы поступать в отношении к ним ( Mamф. VII, 12 74 ); если не хотим, чтобы нас осуждали, то и мы не должны осуждать других: последние воздают нам тою же самою мерою, какою пользовались и мы в своих отношениях к ним (- 1. 2. 75 ). Словом, нам не следует оставаться должными кому-либо и в каком-либо смысле ( Puмл. XIII, 8 . 76 ). Эта точка зрения сама собою приводит нас к любви в отношении к ближним: мы желаем, чтобы ближние любили нас и всячески содействовали нашему благополучию; а для того, чтобы нам получить себе от них такую меру, требуется, как мы видели, чтоб и с нашей стороны по отношению к ним имела место такая же мера, т.е., любовь к ним и всяческое содействование их благополучию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

– И так, страдание грешников, будучи проявлением правды, гнева и суда Божия над человеком, составляют в то же время естественное последствие самого греха Требование правды и проявление суда согласуются здесь (как и везде) с самым порядком вещей. Да и может ли быть иначе? He безрассудная жестокость, не беспощадная мстительность или злоба управляют наказывающей грешника рукой. Умирающие без раскаяния и без намерения исправиться пусть не обольщают себя надеждой на милость Божию: Милость не может быть оказана недостойным её; Бог не может сообщить блаженство тем, y которых сама грешная природа их производит мучение. Пусть не говорят, что Бог по благости не допустит грешников мучиться вечно. Библейское учение о вечности адских мук не должно ослаблять веры в любвеобильность Бога и в благое Его промышление о всех людях. Освободиться от мучений может только тот, кто исцелится от греха. Это – требование и правды Божией, и естественного порядка вещей. Но каким образом человек может освободиться от греха? Возникает естественное предположение, не может ли человек освободиться от греха и спастись сам по себе. В нем остались зародыши добра; – не может ли он развить их до такой степени, чтобы зло в нем было совершенно подавлено добром? Если бы человек избавился от греховности и загладил свою вину пред Богом, в таком случае требование правды были бы удовлетворены и между правдой и любовью само собой установилось бы соглашение: правда не требовала бы уже наказания человека, и он законно становился бы предметом любви Божией. Но возможно ли это? Всеобщий опыт убеждает нас, что нет ни одного человека безгрешного. Даже христиане, то есть, люди, снабженные всеми благодатными средствами от Бога, не могут не грешить. Если говорим, что не имеем греха, решает евангелист Иоанн, обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин 1:8 ). Другой Апостол говорит: желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я то делаю, но живущий во мне грех...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Иез.38:7 .  Готовься и снаряжайся, ты и все по­лчища твои, собрав­шиеся к тебе, и будь им вождем. «Готовься и снаряжайся». Иронический совет: он все равно погибнет. – «Будь им вождем». Все здесь названные народы не подданные Гога, а только находятся под его командой; отсюда и несколько необыкновенное выражение. Но евр. мишмар значит собств. «знамя». LXX: «и будеши Ми в преднюю стражбу», προφυλακτην, авангард (Бертолет): «резерв», смысл, подтверждаемый след. стихом. Иез.38:8 .  После многих дней ты по­надобишься; в по­следние годы ты при­дешь в землю, избавлен­ную от меча, собран­ную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в по­стоян­ном запусте­нии, но теперь жители ее будут воз­вращены из народов, и все они будут жить безопасно. Хотя Гог и уже готов, но еще не наступило время Господу воспользоваться им, ибо сначала Израиль должен водвориться в своей земле. – «После многих дней» (ср. Ис 24.22 ) то же, что «в последние годы», при конце Мира, по Откр 20.7 после таинственных 1000 лет. – «Понадобишься» – предположительный перевод евр. типпакед, котор. LXX точнее переводят «уготвишися» (соб. «делать смотр»), Вульг. visitaberis. – «Землю, избавленную от меча». Земля – синоним народа, о котором, собственно, только можно сказать: избавлены (но LXX: низвращенную) от меча, и особенно «собранную из многих народов», из плена. – «Горы Израилевы» – любимое у Иезекииля название Палестины, в котором сквозит любовь к своей стране горца, поселенного насильно в далекой и низменной чужбине. – «В постоянном запустении», LXX: «пуст весьма», δι ολον. Палестина была в запустении в течение 70 лет плена; но выражение может указывать на время от смерти Спасителя до пришествия Антихриста в течение которого евреи находятся в рассеянии. – «Все они будут жить безопасно». «Таково будет положение церкви пред последней борьбой между добром и злом» (Трош.). Иез.38:9 .  И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы по­крыть землю, ты и все по­лчища твои и многие народы с тобою. «Буря» (слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер.2:7 .  И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью. Иер.2:8 .  Священ­ники не говорили: «где Го­с­по­дь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и про­роки про­роче­с­т­вовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не по­могают. Хотя Господь дал евреям прекрасную плодоносную землю, однако они грубо оскорбили Его тем, что в этой земле, Ему принадлежащей, стали воздавать поклонение ложным богам. Этим они осквернили и самую землю обетованную. Главными виновниками этого развращения народа были священники; они же и учители народа (ср. Ос 4.4–10 ; Ос 6.9 ; Ос 10.5 ; Ис 28.7 и Мих 3.11 ). «Пастыри» – это не только цари, но правители народа вообще. – «Пророки». Здесь разумеются специально пророки Самарийские (ср. Иер 23.10 ). – «Ваал» – общее обозначение идолов (ср. Иер 12.16 ; Иер 23.27 и Соф 1.4 ). Иер.2:9 .  Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Го­с­по­дь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. Так как отступление Израиля от Бога не кончилось, то Господь обещает «судиться» с народом Своим и впредь, т. е. Господь будет, главным образом, через пророка Иеремию, показывать Израилю его виновность пред Богом, а также и наказывать евреев, чтобы этими наказаниями пробудить в них раскаяние в своем отступничестве. Иер.2:10 .  Ибо пойдите на острова Хиттимские и по­смотрите, и по­шлите в Кидар и раз­ведайте при­лежно, и рас­смотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? Иер.2:11 .  переме­нил ли какой народ богов сво­их, хотя они и не боги? а Мой народ про­менял славу свою на то, что не по­могает. Израиль, отступник от своего Бога-Благодетеля, стоит гораздо ниже языческих народов, которые крепко держатся своей стародавней религии, хотя она не дает им таких действительных утешений и благ, какие давала и дает евреям религия Иеговы. – «Острова Хиттимские» – правильнее: острова Киттим, т. е. остров Кипр, где был город Китион, основанный финикиянами (ныне – Ларнака). Кроме того тут пророк, несомненно, разумеет все земли, лежащие к западу от Палестины. Срав. Ис 23.1, 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иеромонах Игорь 27 сентября 2017, 17:53 Процитирую сегодняшнее праздничное чтение послания Апостола Павла к Коринфянам - " Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость " Иоанна_ 27 сентября 2017, 11:45 Уважаемый Антон Поспелов, тогда объясните нам всем, чем вызвана необходимость пересмотра вопроса, на который Церковь уже дала ответ 20 лет назад, и ответ однозначный: не признавать эти останки царскими? Что произошло? Может быть, зафиксированы чудотворения от непризнанных мощей? Или наблюдается массовое народное почитание, идущее вразрез с официальной позицией? Или вскрылись какие-то совершенно новые факты, кардинально меняющие прежний взгляд на ситуацию? Кто и зачем ВДРУГ решил инициировать новое дорогостоящее расследование, несмотря на непредсказуемые для Церкви последствия? Ответов нет, а поэтому неизбежно возникают предположения о каком-то " дяде " , уж " злом " или " добром " - Бог весть... Александр Маликов 27 сентября 2017, 11:21 Вместо того, чтобы полемизировать с А.Мановцевым, предоставьте пожалуйста доказательства подлинности сведений, изложенных в " Записке Юровского " . Откуда взялось захоронение в Поросенковом логе " ? Кто, когда и при каких обстоятельствах его обнаружил? Докажите, что в научных экспертизах используются именно " екатеринбургские останки " , а не останки других представителей династии. Аня 26 сентября 2017, 21:25 По-моему надо молиться Богу и святым чьи предпологаемые мощи исследуют,зачем скатываться до не знаю чего,разве не нужно верить в помощь Божию? Мало что из вне на церковь давят,зачем ещё и из изнутри её разваливать...Верить надо Богу,что Он поможет во всём разобраться!Я лично верю, молюсь и спокойна)

http://pravoslavie.ru/106592.html

Из этого следует, что (никакая тварь не может жить без закона и устава и что) дело далеко не безразличное жить так или иначе, что напротив всемерно должно стараться об очищении себя от плотских увлечений и пожеланий и хранить свою душу, пребывая оною в едином Боге. Ибо дух чистый, порочностью не загрязненный, по истине святилище есть, освященное возрастанием в нем образа Божия; человек проникается при сем свойством неким Божественным. И всякий, кто имеет сию надежду на Него, себя очищает, так как Бог чист ( 1Иоан. 3:3 ). Для одержимых же страстями знание и познавание Бога дело невозможное, а не знающим Бога невозможно приближаться и к полному совершенству. Незнание Бога есть причина, что неведущий не движется к сей цели; и именно за это незнание он и несет в сем застое своем осуждение. Ибо откуда происходит незнание Бога? От образа жизни, какой мы ведем. Не может быть, невозможно, чтобы человек рассудительный, знающий и помнящий Бога не стыдился и не краснел пред делами плотскими. А у вас выходит иначе; по вашему «сладострастие есть дело хорошее». Но как же это положение согласить с другим, что «добром может быть только то, что прекрасно и честно»? Как же у вас все это так? Или каким же это образом ваше определение сладострастия может быть согласовано с этим: «Только один Бог прекрасен; один Он благ и достолюбезен»? Это во Христе вы обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым ( Кол. 2:11 ). Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, помышляйте о горнем, а не о земном, ибо вы умерли и ваша жизнь сокрыта со Христом в Боге ( Кол. 3:1–3 ). И эта жизнь не есть жизнь сладострастия, которую ведут еретики. Умерщвляйте члены земного вашего человека: сладострастие, распутство, неблагопристойные страсти и злые пожелания; это преступления, навлекающие на себя гнев Божий. Отложите гнев, неистовство, мстительность, злословие; изгоните сквернословие из уст своих. Совлекайтесь ветхого человека с его пожеланиями, а облекайтесь в нового, который по познании истины обновляется по образу Создавшего его ( Кол. 3:5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Иоанна_ 15 октября 2020, 11:22 Ксения, годными родителями становятся по ходу дела, только так, более того: чем больше детей - тем родители более " годные " . Это не только на духовном, но даже на физическом уровне иногда проявляется: вот дамочка вся из себя нежная и болезненная, а родит третьего, четвёртого - вдруг и силы, и здоровье появляются. По поводу " селекции " перечитайте притчу о пшенице и плевелах: зло неизбежно соседствует с добром в этом мире, в том числе как средство совершенствования в добре. Катерина 14 октября 2020, 20:51 Ксения14 октября 2020, 14:05 -- не надо молекул и атомов, для носителя языка достаточно процитированного иною значения употребленного Вами слова. НН 14 октября 2020, 20:26 Ксения:/Грехи родителей не передаются детям./???- А Вот что говорит Господь: " Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской,...Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,... и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. " Читайте Ветхий Завет, там много полезного написано! Что значит " прицепилась к словам " ? Повторюсь: я прочитала то, что Вы написали./Общество НЕ вымерло бы, если бы рожали только пригодные-общество было бы ЗДОРОВЫМ/. Ну как это можно прочитать по-другому?! Все, кто хочет детей, считают себя пригодными. И что дальше? Кто-то должен определить, так ли это? Кто? Ксения 14 октября 2020, 14:05 Катерина, " И я тоже вижу в Вас потенциал селекционера " . Что Вы можете видеть в человеке, которого Вы не знаете? Какой " потенциал селекционера " ? О чем Вы вообще говорите? Разложите мои слова еще на атомы и молекулы, может тогда будет яснее. Суть то не в этом. Ксения 14 октября 2020, 13:54 НН:Вы прекрасный пример того, как можно уцепиться за слово, полностью исказить суть мысли и даже не постараться понять, что человек хотел сказать. По вашим высказываниям. " О наказании за грехи родителей через ерез 4 поколения слышали? " . Грехи родителей не передаются детям. Передаются СТРАСТИ. " Кто будет решать, пригодны ли семьи иметь детей? Вы с Александром? " Уважаемая НН. Решать должен САМ человек.Но он должен делать это ответсвенно и осознанно, а не так вышло или получилось, как у большей части людей.А уже, чтобы ребенок был счасливым и без детских травм, самому родителю надо быть духовно здоровым человеком. Это и есть суть того, что донести до Вас просто невозможно.

http://pravoslavie.ru/134372.html

Иов.22:15 .  Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные, Иов.22:16 .  которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их? Иов.22:17 .  Они говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель? Подобными рассуждениями Иов уподобляется древнему, греховному ( ρχαος κσμος – 2Пет 2.5 ) допотопному человечеству ( «вода разлилась под основание их»), представители которого отвергали так же, как и он, Бога ( «отойди от нас»), отрицали вмешательство в свою жизнь своего благодетеля (ст. 17) и за то погибли, по человеческим рассуждениям (ст. 18), преждевременно. Иов.22:18 .  А Он наполнял домы их добром. Но совет нечестивых будь далек от меня! Иов.22:19 .  Видели праведники и радовались, и непорочный смеялся им: Иов.22:20 .  враг наш истреблен, а оставшееся после них пожрал огонь. Черная неблагодарность этих богохульников вызывает в Елифазе чувство глубокого отвращения, а гибель грешников, одновременно врагов Божьих и людей благочестивых ( «враг наш», ср. Пс 138.20–22 ; Рим 11.28 ), наполняла сердца этих последних радостью (ст. 19). Они видели в ней проявление Божественного Правосудия (ср. Пс 57.11–12 ; Пс 63.10–11 ). Иов.22:21 .  Сблизься же с Ним – и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро. Гибель допотопного человечества должна послужить для Иова предостережением. Если он желает избегнуть ее, обязан «сблизиться» с Богом, – оставить чувство вражды против Него (евр. «сакан» – быть в дружбе, в интимных с кем-либо отношениях – Пс 138.3 ). В результате этого кончатся душевные муки Иова: «будешь спокоен», и он получит награду. Иов.22:22 .  Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое. Выдавая свой совет как бы совет самого Бога, Елифаз предлагает Иову принять его в качестве непреложной истины ( «прими из уст Его закон», ср. Притч 2.6 ) и всецело, до глубины души им проникнуться: «положи слова Его в сердце твое». Иов.22:23 .  Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.5:18 . Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными; «Влекут» – правильнее перевести: «навлекают на себя наказание Божие за свои преступления». В таком смысле понимают эти слова пророка святой Кирилл Александрийский , и святой Иоанн Златоуст , а также некоторые новейшие толкователи. Наказание, можно сказать, так крепко утверждено, прикреплено уже к нечестивым иудеям, как крепко привязывается телега к везущему ее животному. Ис.5:19 . которые говорят: «пусть Он по­спешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть при­близит­ся и при­дет в исполне­ние совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» «Дело Свое», т. е. суд Свой над нами. Ис.5:20 . Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму по­читают светом, и свет – тьмою, горькое по­читают сладким, и сладкое – горьким! Ис.5:21 . Горе тем, которые мудры в сво­их глазах и ра­зу­мны пред самими собою! «Мудрые в своих глазах» не хотят знать закона Божия. Ис.5:24–30 . За свои преступления все грешники понесут тяжелое наказание от Бога; трупы их будут валяться повсюду, – знак того, что начнется какая-то страшная эпидемия, но этого еще мало. Бог призовет против грешных иудеев из далекой стороны такого врага, который, как лев, бросится на избранный народ и множество иудеев захватит в плен. Ис.5:25 . За то воз­горит­ся гнев Го­с­по­да на народ Его, и про­стрет Он руку Свою на него и по­раз­ит его, так что содрогнут­ся горы, и трупы их будут как по­мет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратит­ся, и рука Его еще будет про­стерта. «Рука Его... будет простерта», – т. е. эта казнь будет для Иудеи только началом ее бедствий. Ис.5:26 . И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, – и вот, он легко и скоро при­дет; «Поднимет знамя» – укажет место для собрания войск, идущих на Иудею. «Народы дальние» – вероятнее всего, здесь пророк разумеет ассириян и соседних с ними и им подвластных народов. Ис.5:27 . не будет у него ни усталого, ни изнемога­ю­щего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимет­ся по­яс с чресл его, и не разо­рвет­ся ремень у обуви его;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Казалось бы: ошибка Солженицына? Я бы по–другому поставил вопрос. Бывает, что один человек прав, а народ ошибается. В истории Церкви было так, что лишь несколько человек продолжали оставаться в истине, а вся Церковь уклонялась в ересь (пример преп. Максима Исповедника и св. папы Мартина). Александр Исаевич, безусловно, был прав в своём нравственном импульсе. Но изломанная народная жизнь до этого уровня подняться не смогла. Неверно было бы остановиться только на констатации этого факта. Почему так произошло? Солженицын центром своих рассуждений имел, как я уже сказал, нравственно–религиозное начало; и только исходя из этого можно получить ответ на данный вопрос. В пятой главе Книги пророка Даниила повествуется, как на пиру царя Валтасара вышли персты руки человеческой и писали против лампады па извести степы чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала (Дан. 5, 5). И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене–исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; перес — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам (Дан. 25 — 28). По контексту Священного Писания, это случилось тогда, когда царь Валтасар переступил некую религиозно–нравственную границу… То, что я скажу дальше, является моим индивидуальным и, конечно, крайне субъективным ощущением; но мне чувствуется, что сегодня Россия взваливается на эти роковые, судьбоносные, ужасные Божьи весы, показания которых никто не может отменить. С 1990–х годов и посейчас идёт вот это «взвешивание России». И, боюсь, оказывается она пред Богом слишком лёгкой. Но что же это? судьба? фатум? Нет. Православное христианство говорит нам о том, что взаимоотношения человека и Бога строятся на основании принципа синергии — некоей, я бы сказал (хоть это и не очень корректно со строгой богословской точки зрения) взаимозависимости человека и Бога. Не просто так отняты у народа духовные силы, а вот по какой причине, о которой говорит пророк Исайя: горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! (Ис. 5, 20). Наш народ — то есть власть и общество в своём большинстве — не сделал никаких нравственных выводов из своего прошлого. «Одно слово правды весь мир перетянет», — говорил Солженицын. Не принял и не принимает народ это слово. Не покаялся и не кается народ в истории XX века, столь правдиво осмысленной писателем; не захотел и не хочет пройти через нравственное покаянное неудобство. Сегодня для многих Сталин — «успешный менеджер»; один лишь этот пример свидетельствует об отсутствии моральной оценки истории; а таких примеров можно приводить сотни. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Тал. 6, 7), — говорит апостол Павел. 90–е годы — начало жатвы; сейчас — её разгар; чем всё это кончится — боюсь, что, по библейской логике, увы, наказанием…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010