Как и в беседе после праздника Кущей, следование в десятой главе означает получение спасения. Но если в восьмой главе люди, покинув тьму, должны пойти за светом (8:12), то в притче о Добром Пастыре пастух выводит своих овец на пастбище, и они следуют за ним. Духовная реальность обоих образов одинакова: Иисус тот, Кто даёт жизнь. 139 Ср. 16:25, 29: «Это Я в притчах сказал вам: наступает час, когда я уже не в притчах буду говорить вам, но открыто об Отце возвещу вам... Говорят ученики Ero: Вот теперь Ты открыто говоришь, и притчи Никакой не говоришь». 141 Ср.: 6:56 – 57: «Ядущий Мою плоть, и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нём. Как послал меня Живой Отец, и я живу Отцом, – и ядущий Меня, он тоже будет жить Мною». 142 В 170 г. до Р. Х. сирийский царь Антиох Енгидан завоевал Иерусалим. Были введены жесточайшие законы против иудаизма. Обладание экземпляром Писания и обрезание младенцев каралось смертью. Дворы храма были осквернены, внутренние комнаты превращены в дома терпимости. Антиох превратил алтарь для всесожжений в жертвенник Зевсу. И тогда Иуда Маккавей со своими братьями возглавил освободительную борьбу. В 165 г. храм был убран и очищен, алтарь заново построен, одежды священников и утварь заменены. В воспоминание очищения храма Иудой Маккавеем был установлен праздник Обновления (1 Мак). 143 «Твой были они, и Мне Ты их дал» (17:6), – скажет Иисус в Первосвященнической молитве, а до этого в Прошальной беседе с учениками: «Всё, что имеет Отец, Моё» (16:15). 144 В 81–м псалме Бог обращается к судьям Израиля, которые не справлялись со своими обязанностями: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость, избавляйте бедного и нищего; исторгайте (его) из руки нечестивых. Я сказал: вы – боги. И сыны Всевышнего – все вы; Восстань, Боже, суди землю». В еврейских Писаниях правители называются богами. Если люди, совершающие зло, когда «судят несправедливо», могут называться богами, то насколько более Иисус, творящий Добрые дела, является Богом. И если «все вы» – «сыны Всевышнего», то насколько же более титул «Сын Божий» применим к Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

«…Как новорожденные младенцы, возлюб и те чистое словесное молоко, — радовалась инокиня Мария тому интересу, который охватывал душу отца, — дабы от него возрасти вам во спасение; Ибо вы вкусили, что благ Господь…» — Благ, благ, — прицыкивал старик. «…Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни…» — Да, да, мы — живые камни в основании веры Христовой, — уже радовался старик, не совсем ясно осознавая, чему именно. «…как живые камни, устрояйте из себя дом духовный…» — Вот-вот: дом духовный! — даже вскрикнул отец. — Понимашь, Федорушка? — Поднялся со стула, стал ходить по келье, поскрипывая половицами и припадая на покалеченную ногу. Воздух взволновался, и пшеничный огонёк лампадки заметался, словно бы искал выхода, желал вырваться за пределы кельи. — А они — они! — чиво творят, дочка? Разделяются на кусочки! В песок рассыпаются. А какой дом устоит на песке? «…устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Дыхание Феодоры прервалось от великого волнения, руки с Евангелием обессиленно опустились. Отец, вдруг припав на колено, приник к плечу дочери, и они обнялись. Слёзы умиления и печали ползли по щекам, сладко солоня губы. — Прости меня, дочка, за всё… грешен… неразумен бывал… а ить надо только с добром и любовию в сердце жить. — Ты меня, батюшка, прости, потому как непутёвая я была… а ты всегда хотел мне только добра… и любил… любил… любил меня, недостойную. И они, затихнув, смотрели, как очарованные, на маленькое пламя лампадки, которое, казалось, тянулось к лику тихого, внимательного и внимающего нечто неподдающееся человеческому разуму Христа. С просветлённым сердцем уехал отец морозным, хрустким утром от дочери. Пересекая в кошёвке у острова Любви скованную льдом Ангару, слушал кипенные пересыпчатые звоны иркутских церквей, оглядывался на беленные, в фиолетовой печальной поволоке стены Знаменского монастыря. В морщинистом окологлазье запуталась слеза. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Кроме того, когда кто-то обидел нас или лишил чего-либо – это не столь большая беда: ведь все временно в этой жизни. Гораздо хуже носить в своем сердце  яд злобы , потому что злоба делает нас унылыми, мрачными, раздражительными, недружелюбными, неспособными радоваться ни благам жизни, ни общению с Богом. Допустим, что действительно человек сделал нам зло. Но зачем отравлять свою жизнь и губить свою душу? Потому ради собственного внутреннего здравия необходимо поскорее выбросить из себя все злобные чувства, как говорит Писание: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим. 12:21 ). «Жизнь сердца, – объясняет праведный  Иоанн Кронштадтский  – это любовь, а его смерть – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла в наше сердце: это цель нашего существования». Иногда люди боятся прощать своих обидчиков, чтобы те не посчитали их за дурачков и не стали еще больше издеваться над ними. Надо стать выше этих мелких страхов, внушаемых дьяволом . Любовь приближает нас к Богу и уподобляет Ему. Она несет в себе Его всепобеждающую силу. «Любовь до такого совершенства достигает в нас, – пишет апостол любви [Иоанн Богослов] – что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он [Христос]. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Ин. 4:18 ). Так или иначе, любовь к врагам – явным или мнимым – всегда требует большого внутреннего усилия. Именно поэтому она обильно вознаграждается Богом. «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов», – наставляет ап. Петр ( 1Пет. 4:8 ). Святые отцы советуют: «Если хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву, помолись прежде всего за врага твоего». В нормальных условиях оба вида любви (к Богу и к ближним) укрепляют друг друга. Однако иногда может возникнуть  острый конфликт , когда мы должны выбрать между верностью Богу, и желанием сделать что-то приятное любимому нами человеку. В таком случае надо предпочесть верность Богу, потому что «Кто любит отца своего … больше чем Меня, тот недостоин Меня» – сказал Господь ( Мф. 10:37 ). Даже в том случае, когда человек дороже нам всего на свете, так что мы готовы бы жизнь отдать за него, но он толкает нас на грех или на измену Евангелию – нельзя уступать ему. Лучше потерять его расположение, чем изменить Богу. Такой жертвы требует от нас Господь, Который сказал: «Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Кто страждет как христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога в части сей ( 1Пет. 4:16 ). Каждый пусть остается в том звании, в каком призван; рабом ли кто призван, не беспокойся; но если может сделаться и свободным, воспользуйся ( 1Кор. 7:20, 21 ); рабы должны быть послушны господам своим по плоти с уважением и страхом в простоте сердца, как Христу, не при глазах только служа, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души ( Еф. 6:5, 6 ). Господа же обязаны доставлять должное и справедливое, зная, что и сами имеют Господа на небесах ( Кол. 4:1 ). Холостым и вдовым хорошо оставаться в своем состоянии, но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак: кто же твердо положил в сердце своем оставить девицу свою незамужнею, тот хорошо делает ( 1Кор. 7:8, 9, 37 ). Если какой брат имеет жену неверующую, но она хочет с ним жить, то он не должен оставлять ее (12). Молодые вдовицы пусть вступают в браки, рождают детей, управляют домом и не подают противнику никакого случая к злоречию ( 1Тим. 5:14 ) . Муж пусть отдает жене должное; подобно и жена мужу ( 1Кор. 7:3 ); впрочем пусть помнят, что имеющие жен должны быть как не имеющие (29). Отцы не должны детей своих огорчать, но воспитывать их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6:4 ). Дети должны повиноваться родителям для Господа. Юноши – быть благонравны ( Тит. 2:6 ). Старцы – трезвенны, степенны, скромны, здравы в вере, в любви, терпении; старицы также одевались бы прилично святым, не были клеветницы, не порабощались бы пьянству, учили добру (2, 3). Пастырям церкви предписывали проповедывать слово постоянно, во время и не во время, обличать, угрожать, увещавать со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4:2 ), заниматься чтением слова Божия ( 1Тим. 4:12 ), глупых и невежественных состязаний уклоняться, не ссориться, но быть приветливыми ко всем, учительными, незлобивыми, с кротостью наставлять противников: не даст ли им Бог обращения к познанию истины ( 2Тим. 2:23–25 ). Пастве завещали повиноваться своим наставникам ( Евр. 13:7 ), воспоминать о них (7), уважать трудящихся и начальствующих в Господе и почитать их преимущественно с любовью за дела их ( 1Сол. 5:12, 13 ), наставляемым делиться всем добром с наставником ( Гал. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Мы призваны помнить, что сопротивление злу силой — это скорее исключение, а не правило: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5, 43-48). Нравственные заповеди христианства во многом схожи с нравственными нормами других религий. И только слов «любите врагов ваших» мы не найдём нигде, кроме христианства. В том же наставляет нас в своих Посланиях и святой апостол Павел: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло» (1 Фес. 5, 15), «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. …Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 19-21). В уже гораздо более близкое к нам время словами молитвы Оптинских старцев мы просим Господа научить нас «молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Христианство — это не религия слабых, как думают некоторые, не тёплая печка для стариков, а жизнь, требующая великого мужества и веры, путь за Господом Иисусом Христом, который сказал о Себе: «Я есть путь и истина и жизнь». Михаил Устюгов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-b...

Напротив, Бог отвращается от самонадеянных и заносчивых, как сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Если же Сам Всемогущий противится горделивому, то бесполезны все его усилия. Святые отцы гордыню уподобляют медной стене, которая вырастает между гордецом и Богом: она не пропускает ни света, ни благодати и никакой помощи свыше. Поэтому гордец – это несчастный среди несчастных. 3 . Смирение дает человеку правильное представление о его силах и возможностях . В то время, как самонадеянный часто берется за дело, превышающее его силы и потому терпит посрамление, смиренный, призывая Бога в помощь, получает от Него вразумление и укрепление и поэтому без лишнего шума и пафоса часто делает даже больше того, что мог бы сделать в естественных условиях. 4 . Смирение, утверждая мир в душе, помогает устранить вражду и ссоры : «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Праведный отец Иоанн Кронштадтский наставляет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:21 ). Когда тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобой, не плати тем же, но будь тих, кроток и ласков, почтителен и любящ к тем, которые недостойно ведут себя перед тобой. Если же ты смутишься и начнешь возражать с волнением, сам говорить грубо и презрительно, значит, ты сам побежден злом и тебе следует применить к себе сказанное: «Врач, исцели себя,» или: «Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза» ( Лук.4:23 ; Мф.7:3,5 )... Пожалей оскорбившего тебя за то, что он так легко побеждается своими страстями и болен душевно. Чем он грубее и раздражительнее, тем большую яви к нему кротость и любовь. Так ты верно победишь его. Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно. Помни еще, что все мы немощны и легко побеждаемся страстями. Потому будь кроток и снисходителен к согрешающим против тебя. Ведь и ты болен тем же, что и твой брат. Прощай долги твоим должникам, чтобы и Отец небесный простил тебе твои долги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». ( Гал. 6:6 ), ( Рим. 15:27 ). Смотри еще часть 1-я, пункт 10, г). Сектант: 16) До каких пор будет существовать на земле Христово священство. Объяснения православного: 16) До скончания века, ибо Церковь Христова, следовательно, и священство будет существовать на земле до пришествия Христа: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века и до века» ( Еф. 3:21 ). Таинство причащения будет совершаться священнослужителями Церкви тоже до конца мира: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете. доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). Я с вами, сказал Христос Апостолам и их преемникам, во все дни, до скончания века» (Мф. 28:20). Апостолы умерли, очевидно, слова «во все дни» и «до скончания века» относятся к их законным преемникам. «Он поставил... иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф. 4:11–13 ). Все же придут в единство веры не на земле, а только на небе ( Лк. 17:1 ), ( Лк. 18:8 ), (Мф. 24:5, 11–13, 23–27), ( Деян. 20:29–30 ), ( 2Пет. 2:2 ) и др., поэтому для совершения людей святыми, для служения и для созидания Тела Христова священство будет в Церкви Христовой до скончания мира. « Итак, истинное священство должно иметь на себе преемственно идущее от самих Апостолов рукоположение, в котором подается благодать Св. Духа, дающая рукоположенному епископом великие права: учить, священнодействовать и управлять народом в делах веры. Все отделившиеся от истинной Церкви Христовой раскольнические и сектантские, общины, как появившиеся в недавнее сравнительно время, в большинстве не имеющие у себя даже по имени епископов, не имеют истинного Апостольского священства, не имеют поэтому благодатных таинств, следовательно, и спасения. Ближайшие ученики св. Апостолов, а также св. отцы и учители первых веков христианства, так учили об истинном Христовом священстве: Св. Климент, епископ римский, преемник ап. Петра, пишет: «Апостолы наши знали, чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей (епископов, пресвитеров и диаконов) и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (Послание св. Климента к Коринфянам).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но – довольно! Что же мы видим? Целая половина человеческого рода признается нежелательной, так сказать, шельмуется и сдается в архив; брак с женщиной – этим «злом», неизбежным при условиях человеческого существования, – конечно, в свою очередь, зло неотвратимое, увеличивающееся пропорционально уму супруги, и т. под. Таковы взгляды Ипполита. Не говоря уже о столь мутных и случайных побуждениях, какие могли объяснить собою (если только они были налицо) возникновение Еврипидовых «женоненавистнических» взглядов, – не решая вопроса, насколько и в отношении к Ипполиту могло иметь место что-либо подобное (не в этом дело) ..., – спросим: нужно ли и можно ли нам, христианам, как таким, чему-либо здесь у Ипполита «поучиться?» На такой вопрос можно дать, конечно, лишь только отрицательный ответ и по следующим очевидным причинам. В христианстве, как всякому известно, пол сам по себе не имеет никакого значения в нравственном отношении. Здесь нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все... одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). Равноправная с мужчиной по своей духовной стороне, женщина-христианка может достигать и, как знаем, достигала многократно высокого нравственного совершенства: христианская церковь знает и почитает святых угодников и угодниц Божиих, святых мучеников и мучениц... Ясное дело, следовательно, что, с христианской точки зрения, женщина не есть «зло» какое-либо, – и обращение чье-либо к Богу с молитвенным восклицанием о том, чтоб женщин совсем на земле не было, и проч.., в христианстве было бы совершенно непонятным. Здесь столь же странными представлялись бы и чьи-либо ругательства по адресу женщины, как таковой именно. «Женоненавистничество», как такое, христианину не знакомо и не может быть понятно. Таков христианский взгляд на женщину. Далее, поскольку иметь в виду взаимоотношения полов в брачной жизни, то и здесь христианин не может говорить и не говорит ни о каком зле. Здесь может быть речь у христианина только о чем-то добром.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Но «и бесы веруют и трепещут» ( Иак. 2:19 ), не имея за собой добрых дел. 6) Дела наши, говорят «евангельские христиане», ничего не значат перед Богом: если мы и грешим, то все равно будем спасены, лишь бы не грешили произвольно, не хулили Духа Святого и не согрешали грехом к смерти, ибо Апостол говорит: «Мы признаем, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона» ( Рим. 3:28 ). «Если Авраам оправдался делами, то он имел похвалу, но не перед Богом, ибо что говорит Писание об Аврааме? Поверил Авраам Богу, и сие вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, «вера его вменяется в праведность» ( Рим. 4:2–5 ). «Мы признаем, что человек оправдывается верой независимо от дел закона» ( Рим. 3:28; 4:13 ). 6) Прежде всего нужно заметить, что когда Апостол говорить, что мы «спасаемся верой» или «оправдываемся верой, а не делами», то в этих случаях под «делами» он разумеет дела закона ветхозаветного, т. е. ветхозаветные обряды, в исполнении которых иудеи хотели видеть все свое спасение. Ап. Павел и учить, что одними делами закона, т. е. ветхозаветными обрядами человек не спасется, что нужна еще вера в пришедшего Мессию Христа, «ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры» ( Рим. 4:13 ). Дела же христианской веры св. Апостол не отрицает, а считает их необходимым условием для получения спасения, что видно хотя бы из того же его послания к Римлянам, где он пишет, что Бог «воздаст каждому по делам его... в день, когда по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков, через Иисуса Христа» (2:6–10,16). Бог будет судить людей не только за их дела ( 2Кор. 5:10 ), но даже за слова, даже за намерения сердечные: «Говорю же вам, сказал Спаситель, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они отчет в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), – когда «приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:5 ), конечно, – кто ее заслужит. Если Господь не только за дела, а даже за слова, даже за намерения будет судить людей, то какое великое заблуждение думать, что дела человеческие ничего не значат перед Богом, что человек может спастись одной верой! Оправдывать себя одной холодной, рассудочной верой и не делать никакого различия между добром и злом, это значит, в самой основе ниспровергать учение о Боге, как источнике добра и правды, как о мздовоздаятеле, карающем нарушителей Его законов; это значит –ниспровергать христианство в одном из главных пунктов его вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но эта хрупкость жизни должна развиваться посреди множества угрожающих ей преград. Для возрастания нашей веры мы должны также быть сеятелями слова и заботиться о том, чтобы сердца наших ближних стали доброй землей, приносящей стократный плод. Только в этом заключается смысл жизни каждого человека: «Блаженны слышащие слово Божие и исполняющие его». Вторник Мф, 52 зач., 13, 24–30 Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Вопрос зла – самый серьезный для всякого мыслящего человека. Кто из нас не спотыкался о зло – в своей плоти – при виде невинных страданий детей, в своем сердце – при виде чьей-то оскорбленной любви, в своей совести – при виде множества собственных грехов, в своей семье, на своей работе – при виде трудности человеческих отношений, в мире – при виде торжества несправедливости всякого рода. А смерть? Для каждого человека она – символ неотвратимости и неизбежности надвигающегося окончательного крушения. Почему существует зло в мире? Непостижимо просто, подобно тому, как Он открывает нам, что находится в нашем сердце, Христос дает ответ на этот вопрос. В Его ответе нет ни пустых мечтаний разного рода оптимистов, ни мрака готовых хулить все на свете пессимистов. Человечество – смешение добра и зла, благодати и греха. Каждый из нас знает, что в его сердце есть то и другое. Но какая огромная разница между добром и злом! Два сеятеля в притче совершенно не похожи друг на друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010